сябры руководитель ярмоленко биография личная
Анатолий Ярмоленко: биография и личная жизнь
ФИО: | Ярмоленко Анатолий Иванович |
Дата рождения: | 15 ноября 1947 г. (73 года) |
Место рождения: | ст. Казатин, Украина |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Певец |
Народный артист Беларуси Анатолий Иванович Ярмоленко очень популярен у себя на родине. Его творчество никого не оставляет равнодушным, а манера поведения достойна уважения. Популяризация белорусской культуры через песни стала делом жизни талантливого певца.
Детские годы
В 1947 году на станции Казатин на Украине родился Анатолий Иванович Ярмоленко. Дедушка будущего певца был священником, трех своих дочерей он назвал Вера, Надежда и Любовь. Мама Надежда Аникеевна работала продавцом в отделе снабжения железной дороги, а его брат трудился железнодорожником. Мамина работа носила разъездной характер, и семья часто переезжала.
Отца Анатолий Иванович не знает. Ярмоленко вспоминает, что петь он хотел с раннего детства – включал радиоприемник, подпевал и представлял себя известным артистом. В детстве Ярмоленко играл в духовом оркестре в клубе железнодорожников. Свои музыкальные способности мальчик унаследовал от мамы. У нее был хороший слух и голос, и она пела в хоре ветеранов.
Анатолий Ярмоленко (в центре) в 1969 году — солист Гомельской филармонии
Творческий путь певца
Семья как опора и поддержка
Анатолий Ярмоленко много лет живет с единственной женой Раисой. В первый раз он увидел будущую жену в парикмахерской, где она работала, а подойти решился чуть позже, в кафе. По воспоминаниям жены, он очень оригинально сделал ей предложение – достал из шкафа и протянул бланк с заявлением в загс.
У обаятельного певца всегда было много поклонниц, и жена ревновала его. Она приняла мудрое решение – устроилась на работу в ансамбль «Сябры». Раиса работала костюмером, осветителем и техником и на все гастроли ездила вместе с мужем. Анатолий Иванович благодарен жене за то, что все домашние заботы она взяла на себя. По словам Ярмоленко, жена всегда следит за собой и всегда хорошо выглядит. Пара воспитала двоих детей – дочь Ольгу (сценическое имя Алеся) и сына Святослава. Дети пошли по стопам отца – они работают в его музыкальном коллективе.
С детьми Ольгой и Святославом
Алеся стала профессиональной певицей и солисткой в ансамбле «Сябры», есть у нее и сольные выступления. В настоящее время она находится в декретном отпуске и не работает. Сын Святослав играет в ансамбле на бас-гитаре, вокалист. Внук Анатоль тоже поет, в 8 лет завоевал в конкурсе песни «Новая волна» приз зрительских симпатий, любит рэп. Также есть внук Макар.
Буду работать, пока я нужен зрителям
Ансамбль «Сябры» выступал во многих городах СССР, постоянно дает концерты у себя на родине, его приглашали в Германию, Польшу, США, Индию, Китай, встречали артистов в Африке и Латинской Америке. Вместе с ансамблем Анатолий Иванович многократно участвовал в музыкальных фестивалях «Славянский базар», «Белые ночи», его часто приглашают на телевизионные передачи «Шире круг», «Утренняя почта» и другие.
Песни Анатолия Ивановича светлые и родные, они понятны всем и согревают душу. Зрители любят его за красивый тембр голоса, за искренность и преданность родной культуре.
Большинство песен Ярмоленко исполняет на родном белорусском языке. Ансамбль играет большую роль в популяризации белорусской культуры Своими песнями «Сябры» рассказывают о маленькой стране всему миру.
Анатолий Иванович уже более 50 лет на сцене. Несмотря на свою популярность, он не заболел звездной болезнью. Артист держится на сцене интеллигентно, скромно и с достоинством. В 2020 году, во время интервью на передаче «Смысл жизни», он сказал, что будет работать до тех пор, пока нужен зрителю. «Если с моего концерта уйдет хотя бы один зритель, я уйду со цены», – вот его слова. А пока артист собирает полные залы, и ему аплодируют стоя.
Нашим коллегам из белорусской редакции «Комсомолки» Алеся рассказала:
Чудесное исцеление
Долгие гастроли подходили к концу. Звоню маме с радостной новостью, что скоро приеду. И вдруг узнаю: там меня дожидается та самая подружка из Усть-Каменогорска. Приехала с чемоданами и заявила, что скоро мы поженимся. В мои планы это не входило. Домой собирался привезти парикмахершу Раю, с которой познакомился в Бобруйске, и велел маме отправить казашку восвояси.
Толя и Рая в день свадьбы 17 октября 1970 года. Фото из личного архива
Кстати, Раечке я не стал сразу раскрывать всех карт. Наврал, что вкалываю грузчиком в бригаде, пригласил пообедать в ресторан. И когда понял, что она мне симпатизирует как человеку, а не как артисту, стал ее кадрить. Четко решил, что встретил единственную и неповторимую и с другими девушками пора остановиться.
Моя мама, Надежда Аникеевна, дочь священника, очень нравственный человек. Но приняла мой выбор и за неделю, что Рая жила у нас, с ней подружилась.
Алеся с мужем Леонидом и сыном Марком. Фото: Facebook.com
Долгое время мы жили в моем родном Гомеле. А через несколько лет после чернобыльской катастрофы врачи обнаружили у жены злокачественную опухоль щитовидной железы.
Медики вынесли моей Раечке приговор. Сказали, что спасти ее может только чудо, но продолжали интенсивно лечить. А потом посоветовали сменить место жительства.
Я подыскивал варианты обмена и уже договорился переехать в Вильнюс. Удивительно, но в Минске меня особо не ждали. Один белорусский партийный деятель, когда я прощупывал почву, чтобы поселиться в столице, заявил: «Пусть Ярмоленко катится куда хочет, у нас и так талантов много». Точку в этом вопросе поставил замечательный композитор Игорь Лученок. Он выбил разрешение, чтобы я за свои деньги купил кооперативную квартиру в Минске. Так приехал в город, где и теперь живу. Раиса выздоровела и по сей день остается моей главной опорой.
Сын Ярмоленко Святослав с дочкой Ульяной. Фото: Facebook.com
Обид не осталось
— Сегодня я счастлив и не хочу вспоминать ту жизнь. Сожалею о времени, которое провел в той семье. Целых 13 лет! Мы с Алесей могли использовать его на поиски своих настоящих половинок… После развода я долго размышлял о причинах разрыва. И понял, что мне нужно было уйти еще в тот день, когда я приехал к Алесе на концерт в Могилев. Мы только познакомились. На столе лежал микрофон, я взял его и что-то сказал. Алеся подбежала и рассерженно прикрикнула: «Положи микрофон! Ты знаешь, сколько он стоит?!» Мне мама еще тогда говорила: «Сергей, уходи, не надо тебе это, не твое…»
Обид не осталось. Ни на Алесю, ни на Раису Ивановну. Да, у нас были разногласия. Может быть, и они тоже в чем-то правы, по-своему. Поэтому мы и разошлись. Но сегодня, если не дай бог, что случится, Алеся может позвонить, и я приду на помощь. Так было, когда умерла бабушка. Они позвонили, хотя мы уже были в разводе. Я поехал и помогал, чем мог.
Анатоль поет рэп в дуэте с гёрлфренд Даной Сенкевич
Кто такая Алеся
Визитную карточку «Сябров», песню «Алеся», создали поэт Анатолий Поперечный и композитор из Барнаула Олег Иванов.
«Сябры» во время выступления во Владивостоке (октябрь 1991 г.). Фото: Facebook.com
Премьера «Алеси» состоялась в 1978 году в телепередаче «Шире круг». К 1981 году композиция попала в финал главной музыкальной телепрограммы СССР «Песня года».
Авторы «Алеси»: поэт Поперечный и композитор Иванов
«Приходится быть жестким»
«Люблю правду, а не сенсации»
— Сегодня каждый артист, большой и маленький, считает своим долгом издать мемуары. А народному сам Бог велел это сделать. Не думали над написанием книги?
— Я считаю, что мемуары должен кто-то писать о тебе или ты сам, когда тебе уже нечего делать. У меня сейчас на это нет времени. Хотя кое-что уже написано. Я издам книгу, но позже.
— Ваша биография хорошо известна. Но наверняка там будет что-то неожиданное?
— Конечно, там должно быть по-другому: не только общеизвестные факты. Я бы хотел, чтобы через историю моей жизни, в том числе и творческой, можно было показать связь поколений. Я ведь еще в детстве видел героев войны, которыми мы тогда восхищались. Потом видел, что этих героев мы уже забываем – вырастает поколение, которое не знает о войне. У меня к этому одно отношение, у следующего поколения – другое. У меня есть песня «Я из века ХХ родом, из Победы Великой в войне… Боль чужая не гаснет во мне». Вот это я и хотел бы рассказать. Потом – космос. Гагарин полетел туда, когда я был школьником. Тогда это было такое событие! Еще один момент: когда мальчишкой ходил на парад 7 ноября, мне казалось, что столетие Октябрьской революции еще так далеко. И вот оно случилось.
— Но читатели мемуаров обычно ждут интриг, сенсаций…
— Не люблю я этих сенсаций. Люблю правду, хотя и понимаю, что она мало кому нужна. Людям действительно нужна какая-то фишка. К сожалению, многие авторы идут на поводу и умышленно это делают. Мне очень нравится книга Александра Ширвиндта «Склероз, рассеянный по жизни», перечитывал ее несколько раз. Я обожаю этого артиста, его юмор и иронию по отношению к себе и прожитым годам. Он как раз и описывает то, через что прошло это поколение. Без сенсаций и интриг, но очень живо и интересно.
На потребу публике я не пойду. Никогда этого и не делал. Всегда четко шел со своим репертуаром и пониманием того, зачем я это делаю. Но не категорично. Я люблю рассуждать и в своей книге, думаю, именно это и буду делать.
— Знаете, как свои мемуары назвал Жерар Депардье? «Монстр». Вы на нашей эстраде один из самых позитивных людей, а с близкими и подчиненными вы какой?
— Я человек сложный, даже, наверное, для кого-то тяжелый. В смысле, я – правильный. Всегда требователен к себе и своим соратникам. Знаете, как меня раньше называли? Бугор! Когда наш ансамбль создавался, еще не было такой должности «художественный руководитель», был бригадир. На сленге – Бугор. Так вот я много раз слышал: «Бугор, можно же пойти другим путем и легко прославиться». Но я на такое никогда не шел. Хотя я мягкий человек. Воспитан в семье, где дедушка священник. Я рос без отца, но у меня была очень хорошая мама. Однако в жизни так бывает: твою интеллигентность могут принять за слабость и пользоваться этим. Поэтому приходится быть жестким, даже жестоким порой. Я требую с людей не потому, что я такой гад, а потому, что иначе дело завалится, ведь люди привыкли расслабляться. Если проявляю снисхождение, жалею, это тормозит развитие нашего общего дела.
«Буду петь, пока могу это делать»
— Интересно, а по каким причинам люди уходили из вашего ансамбля?
— А вот по этим и уходили. Есть вещи, особенно на гастролях, которые дают возможность расслабиться и потерять контроль над собой. И я всегда по этому поводу гонял своих ребят. Я делал одно предупреждение, второе, на третий раз человек собирал вещи и уходил. Конечно, можно было в очередной раз простить, но мой опыт показывает, что если вовремя не расстаться, то это будет повторяться бесконечно. Как бы мне это ни было сложно, какие бы талантливые ребята ни были, но это приходилось делать. Чего это стоило мне и моим близким, только я знаю. И поверьте, когда встречался с этими людьми спустя годы, они благодарили меня за школу «Сяброў».
— То есть врагов у вас нет?
— Не думаю. Иногда бывают такие друзья, что и врагов не надо. Есть завистники, их много, причем на разных должностях. И я это постоянно ощущаю. Не становлюсь в позу, не обижаюсь, а просто делаю свое дело и этим самым все доказываю. Кто хочет, тот поймет. Кто не поймет, тому и доказывать не надо. Распинаться бесполезно.
— Вы, когда создавали ансамбль, какую жизнь ему отводили?
— Я никогда не ставлю рамок. Мне часто задают вопрос: «А что будет с ансамблем через десять лет? Что будет, когда вы уйдете?» Я не парюсь над этими вопросами. Будет как будет. Буду петь, пока смогу это делать.
— Но ведь наверняка были сложные времена, когда хотелось все бросить?
— Самый сложный день – завтрашний. Ты не знаешь, каким он будет. Мой лозунг по жизни: «То, что сделано сегодня, – это вчера». И на этом ни в коем случае нельзя почивать на лаврах, надо стремиться вперед. Когда мне делают комплименты, я сразу начинаю стряхивать с себя бронзу. Даже народному артисту нельзя бронзоветь.
— Многие объясняют такой долгий срок жизни «Сяброў» тем, что они обласканы властью.
— Я часто подчеркиваю, что мы негосударственный ансамбль. Но люди не хотят это слышать. У нас принято думать: раз ты на виду и успешен, значит, имеешь поддержку во власти. Пробиться на олимп действительно сложно. Удержаться – тоже непросто. А быть там десять, двадцать, тридцать лет — вообще немыслимо. Поэтому мне постоянно приходится оправдываться, дескать, мы не у кормушки. Министерство культуры не выпустило нам ни одной пластинки. За все эти годы нам лишь раз пошили костюмы – к 30-летию ансамбля. До этого сколько я ни обращался, ни копейки не дали. Отговорка одна: вы негосударственный коллектив. Так мы и живем: все, что зарабатываем, вкладываем в свое развитие: инструменты, пластинки, запись песен. Очень давно нам отдали часть аппаратуры Виктора Вуячича – и все. Но я не хочу жаловаться. Потому что мы сильнее многих из тех, кому оказывается поддержка.
— Сколько человек сейчас у вас в коллективе?
— Сейчас семнадцать, а было двадцать пять. Когда-то под моим крылом была молодежная студия. После развала Союза взял к себе несколько ребят, которые не знали, куда приткнуться. Это братья Хлестовы, Гюнешь, Джимми Нельсон и Володя Станкевич, Таня Фаредо. Да и Ухтинский вышел из нас.
«Мне некогда заглядывать в паспорт»
— Сейчас, наоборот, все артисты создают продюсерские центры и неплохо на этом зарабатывают, а вы распустили ребят…
— Моей вины в этом нет. Был фонд, за счет которого и финансировали студию. Я вкладывал в ребят все, что мог. В том числе и в финансовом плане. Нанимали даже поэта, который учил их красиво разговаривать по-белорусски. Кстати, он у нас и сейчас работает, я сам часто к нему обращаюсь. Был у нас и балетмейстер, который ставил номера. Ребята выросли – ушли на свои хлеба. Новых взять? Подросли свои дети, которым я и помогаю реализоваться. Мне это интересно. Алеся – это тоже мой проект. Она успешно выступала, были и аншлаги, ее знали и за рубежом. Сейчас она родила ребенка, поэтому не выступает. Но нам и сейчас звонят и просят, чтобы она выступила на том или ином мероприятии. Есть же еще и Анатоль. Думаю, у внука тоже все получится. На мой взгляд, он один из самых талантливых в нашей семье. Другое дело, что новое поколение мыслит по-другому. И мои уроки ему не очень-то и нужны. К слову, я сам кое-что у него подсматриваю. Время летит, и молодежь в нем лучше разбирается, чем мы.
— Он уже окончательно определился с будущей профессией или это пока его хобби?
— Анатоль уже учится на третьем курсе колледжа искусств. Несколько лет назад Алеся по семейным обстоятельствам с супругом уехала в Австрию, взяла с собой сына, и его приняли в Венскую консерваторию как пианиста. Ему было тогда 13 лет. Он отучился год на подготовительном отделении, его брали и на второй. Но у мужа Алеси к тому времени закончился срок контракта, и им надо было уезжать в Минск. При этом у нас были мысли оставить его там и продолжить учебу, правда, надо было серьезно браться за немецкий. Но Анатоль бил себя в грудь: хочу на родину! Здесь он поступил в колледж, у него очень хорошие педагоги. Я доволен. Кстати, недавно он успешно прошел на один проект в Москве, по условиям контракта, к сожалению, больше вам сказать ничего не могу.
— А Алеся? Ее уход со сцены на пике популярности был очень неожиданным. Она вернется на сцену?
— Она очень скучает по ней. Но дело в том, что Алеся мало участвовала в воспитании Анатоля, потому что постоянно гастролировала. И в этот раз она сказала: я должна поставить второго ребенка на ноги, а потом буду думать о карьере. Она ведь сама, по сути, тоже была обделена родительским вниманием. Ее воспитывали бабушки, а она писала нам записочки, чтобы мы побыстрее возвращались. То есть она знает, как дети хотят быть рядом с мамами, поэтому пока и посвящает себя ребенку. Но на всех знаковых мероприятиях «Сяброў» она выступает уже сейчас.
Есть и еще один момент. Это возвращаясь к теме зависти. У нас проще быть сыном или дочерью простого человека, чем того, кто на виду. Постоянно приходится слышать в спину: так она ж дочка Ярмоленко. Но ведь Алеся своим творчеством доказала, что она сама яркая творческая артистка. Сейчас на этом пути Анатоль. Хотя мои дети и внуки всегда все делают сами, я против того, чтобы тащить их за уши. Сын все время работал у нас в ансамбле, занимался звукозаписью, сейчас тоже понемногу поет. Сам захотел.
— Кстати, про детей сына почему никогда не рассказываете?
— Ульяне двадцать лет, заканчивает Академию искусств. У нее хорошие актерские задатки, она девочка симпатичная и снялась в нескольких фильмах. Я уверен, у нее все получится, ее уже сейчас приглашают российские режиссеры. А может, она просто удачно выйдет замуж, чего я ей очень желаю. Для девушки, считаю, все же важнее женское счастье, нежели карьера.
— Получается, что за кадром у вас остается только ваша жена? Она не в обиде?
— Она мне всю жизнь ставит в упрек: если бы не ты, я бы вышла замуж за летчика и спокойно жила, а так все деньги не на меня, а на инструменты. Если серьезно, то ей тоже нелегко пришлось. Она все время ездила со мной, была членом коллектива: и костюмером, и электриком, и звукооператором. Хотя по профессии она парикмахер, к слову, в гостиничном салоне мы с ней и познакомились. И сейчас помогает, особенно с костюмами. Хотя нашим имиджем уже больше занимается Алеся.
Ярмоленко, Анатолий Иванович
Казатин, Винницкая область, Украина
Народный артист Республики Беларусь.
Анатолий Ярмоленко как музыкант начинал свою деятельность в Ансамбле песни и пляски Дома Офицеров Бакинского военного округа ПВО (1967-69гг.). В 1969 году Анатолий Ярмоленко был принят солистом-вокалистом в Гомельскую областную филармонию, работал в эстрадных коллективах «Сувенир» и «Песни над Сожем», а с сентября 1972 г. — солист эстрадного коллектива «Сябры».
Выпускник музыкального училища им. Соколовского (г. Гомель).
Творчество Ярмоленко неразрывно с творчеством ансамбля «Сябры». Началом творческой биографии «cябров» принято считать 1974 год, когда ансамбль был представлен на конкурсе артистов эстрады в Минске, где Ярмоленко как солист был удостоен звания Дипломанта Первого республиканского конкурса артистов эстрады.
После ухода из «Сябров» Валентина Бадьярова Анатолий Ярмоленко стал художественным руководителем группы. По воспоминаниям солиста Виталия Червонного, также вскоре ушедшего из «Сябров», А. Ярмоленко стал делать акцент на собственных песнях, и «Сябры» постепенно стали аккомпанирующим ансамблем одного солиста. [4]
В 1985 году художественному руководителю ансамбля «Сябры» Анатолию Ярмоленко было присвоено звание «Заслуженный артист БССР». А. Ярмоленко в составе ансамбля «Сябры» принимал участие в многочисленных фестивалях: «Белые ночи» (Ленинград, 1975 г.), «Киевская весна» (г. Киев, 1974 — 75 г.г., 1981 — 95 г.г.); «Крымские зори», «Славянский базар в Витебске» и многих других; Днях культуры Белоруссии в Москве, Таллинне, Ташкенте, Киеве, Риге, Петербурге, Алма-Ате и др. Анатолий Ярмоленко, как один из солистов ансамбля «Сябры», частый гость популярных музыкально-развлекательных программ и телевизионных конкурсов центрального телевидения «Шире круг», «Песня года», «Утренняя почта», «С песней по жизни», «Славянский базар» и др.
Анатолий Ярмоленко с песнями «Алеся», «Печки лавочки», «Шумите берёзы», «Праздники», неоднократно выходят в финал популярнейшего телевизионного конкурса «Песня года» (с 1981 по 2011г). Ярмоленко исполнитель таких популярных песен как «Глухариная заря», «У криницы», «А я лягу-прилягу», «Печки-лавочки», «Калинушка», «Гуляць дык гуляць», «Каханая», «Пейте пиво, мужики», «Полька белорусская», «Переживём», «Наши песни!»
Содержание
Дискография
Дискография Анатолия Ярмоленко как солиста ансамбля «Сябры»:
Награды
— 10 апреля 2006 — За значительный личный вклад в развитие национальной культуры, сохранение и пропаганду лучших музыкальных традиций, Президент Республики Беларусь удостоил деятеля культуры и искусств государственной награды — Орденом Франциска Скорины, отмечен народный артист Республики Беларусь, Анатолий Ярмоленко.
— Анатолий Ярмоленко, решением Правления Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца, артисты ансамбля «СЯБРЫ», награждены Орденом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, во внимание к делам милосердия и благотворительной деятельности.
Сябры руководитель ярмоленко биография личная
20 альбомов, большинство записаны на фирме «Мелодия», из них – 8 дисков-«гигантов». Выпущено 14 CD-альбомов в разных странах, множество аудиокассет.
Сегодня ансамбль в расцвете творческих сил, соединяет в себе традиции и современность, записывает новые альбомы и постоянно представляет новые и новые песенные шедевры, которые сразу принимаются и постоянными поклонниками, и молодежью.
Название ансамбля – «Сябры» – обязывает жить в дружбе и согласии, однако в самой природе творчества заложены конфликтность, парадоксальность, если хотите…
«Конфликты, конечно, были и у нас, но все они имели характер творческих дискуссий. Если себя все время только хвалить, можно зажиреть, распухнуть от важности и не заметить, как потеряешь то, что интересует зрителя», – рассуждает Анатолий Иванович. – У нас в коллективе постоянно происходят творческие споры, обмен мнениями, но мы никогда не доводим ситуацию до абсурда или развала».
Художественный руководитель спокойно реагирует на то, что его иногда называют диктатором.
«Я ведь «демократический диктатор». Всегда внимательно выслушиваю человека, терпеливо пытаюсь объяснить, что тот мыслит очень узко, смотрит всего на два шага вперед, а я – в силу своей должности и ответственности – на двадцать, – объясняет он свою позицию. – Я вырабатываю стратегию ансамбля, а потому должен знать, что произойдет «за поворотом», каковы тенденции мирового музыкального рынка и наше место в нем».
. В свой «дозвездный» период Анатолий Иванович жил в Гомеле. Но часто наведывался с гастролями в столицу, у него даже «свой» номер был в гостинице «Минск», окна которого выходили на Главпочтамт. Когда приезжал с детьми, они с огромным любопытством в праздники усаживались у окошка, чтобы поглазеть на парад.
Он признается, что не раз пробегала шальная мысль: а вдруг Минск – это и есть судьба, город, в котором суждено жить и работать?
Потом в семье случилась беда – заболела супруга, Раиса Ивановна, и они чуть было не переехали на ПМЖ в Вильнюс.
Благо к тому времени у Анатолия Ивановича уже были влиятельные друзья: его поддержали композитор Игорь Лученок и секретарь ЦК КПБ Анатолий Малофеев. И у восходящей звезды появилась возможность построить кооперативную квартиру в микрорайоне Серебрянка. Так и оказалась семья Ярмоленко в Минске.