свойство организмов обеспечивающее преемственность жизни на земле
НАСЛЕ́ДСТВЕННОСТЬ
Том 22. Москва, 2013, стр. 109-110
Скопировать библиографическую ссылку:
НАСЛЕ́ДСТВЕННОСТЬ, свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Н. реализуется в процессе наследования или воспроизведения в ряду поколений специфич. характера обмена веществ и индивидуального развития в определённых условиях внешней среды. Проявление Н. осуществляется в непрерывности живой материи при смене поколений. Поскольку организм развивается в результате взаимодействия генетич. факторов и условий существования, Н. может реализоваться в разл. вариантах в зависимости от особенностей генотипа и внешних условий. Напр., у особей с разным генотипом Н. может выражаться в одинаковом фенотипе, у организмов с одинаковым генотипом – в разных фенотипах (см. Модификации ). Представление о Н. исторически возникло и развивалось как отражение существования материальной субстанции, обеспечивающей сходство организмов в ряду поколений. В связи с этим в генетической лит-ре появился ряд терминов, связывающих Н. с определёнными структурами клетки и объединяемых общим термином «генетический материал». После доказательства роли ядра в передаче признаков была сформулирована ядерная теория Н. В дальнейшем была разработана хромосомная теория Н., доказывающая, что наследств. факторы локализованы в хромосомах. По мере развития генетики выяснилось, что генетич. факторы могут находиться не только в ядре (хромосомах), но и в цитоплазме (некоторые органеллы клетки, плазмиды). В связи с этим возникло представление о цитоплазматической Н. Было также установлено, что генетич. информация хранится, воспроизводится и передаётся при размножении организмов в виде молекул нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), являющихся материальными носителями всех видов Н. Особую роль в Н. играют точность воспроизведения молекул нуклеиновых кислот в процессах репликации и транскрипции и высокая степень точности синтеза белков в ходе трансляции. Функциональная преемственность между поколениями может обеспечиваться не только спец. материальными структурами, но и передачей информации от одного поколения другому в процессе обучения. Основа такого вида преемственности – условно-рефлекторная деятельность высших организмов, особенно человека. Для обозначения этого свойства был предложен термин «сигнальная наследственность». В ходе возникновения и развития жизни на Земле Н. играла решающую роль, обеспечивая закрепление достигнутых эволюционных преобразований. Благодаря Н. стало возможным существование разнообразных групп организмов как относительно самостоятельных, целостных систем (популяции, виды), сохранение приспособленности к определённым условиям существования. Именно поэтому Н. является одним из гл. факторов эволюционного процесса. Представляя в определённом смысле консервативность живых систем, Н. выступает в неразрывной связи с изменчивостью, определяя её возможные границы либо в процессе существования отд. особей (модификационная, онтогенетич. изменчивость), либо группы организмов в ряду поколений (генотипич. изменчивость). Изучение закономерностей Н. имеет важное значение для практики с. х-ва и медицины. Часто смешивают понятия «Н.» (свойство организмов) и «наследование» (процесс передачи признаков), что недопустимо.
Свойство организмов обеспечивающее преемственность жизни на земле
В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.
Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголённую лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?
На рисунке изображен классический эксперимент по визуализации рефлекторного ответа. При воздействии кислотой на лапку лягушки, мышцы конечности сокращаются и лапка приподнимается. Происходит это благодаря наличию рефлекторной дуги, обеспечивающей ответную реакцию на раздражение.
В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?
Большинство инфузорий не могут обитать в солёной воде, поэтому при повышении солености воды инфузории стараются отдалится от источника. Это проявление раздражимости организма.
Ответ: раздражимость или движение или таксис.
Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?
Глубина оцепенения напрямую зависит от концентрации остаточной жидкости, а спячке предшествует процесс накопления жировой ткани. Время нахождения организма в одном из состояний и условия для его поддержания подразделяют на следующие стадии:
Это анабиоз, что был вызван глубоким обезвоживанием (в исключительных случаях 100%), может продолжаться десятки, сотни, а иногда и тысячи лет. Идеальное такое состояние характеризуется полным удалением свободной жидкости из организма, при этом вся молекулярно-связующая вода остается. В случае, когда свободная вода осталась в организме, процесс хоть и в замедленном темпе, но продолжается и рано или поздно приведет к гибели клетки. Удаление молекулярно-связующей воды также со временем погубит организм. В случае абсолютного удаления свободной жидкости и полной сохранности молекулярно-связанной живой организм может находиться в анабиозе неограниченное время. С анабиозом много общего имеет зимняя (при замерзании) и летняя (при обезвоживании) спячка животных. Однако для анабиоза характерно более глубокое подавление жизнедеятельности организма.
Оцепенение. Перед наступлением данного состояния организмы накапливают жидкость, не способную замерзнуть. В среднем оцепенение может длиться год или немногим больше.
Присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни
Последняя бука буква «е»
Ответ на вопрос «Присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни «, 11 (одиннадцать) букв:
размножение
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова размножение
Определение слова размножение в словарях
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
размножения, мн. нет, ср. Действие по глаг. размножить-размножать и состояние по глаг. размножиться-размножаться. Процесс произведения потомства (биол.). Половое размножение. Бесполое размножение. Размножение делением. Размножение почкованием.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
присущее всем организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. В основе всех форм Р. у организмов, обладающих клеточным строением, лежит деление клетки. Предлагались различные классификации форм Р.
Примеры употребления слова размножение в литературе.
Бессмысленно пытаться уничтожить агломерат с помощью тех средств, которые стимулируют его рост и размножение.
Особенно впечатляющей является эта связь у тех животных, которые становятся агрессивными лишь на период размножения, а в остальное время утрачивают агрессивность и образуют анонимные стаи.
На этот раз он должен был привезти из заповедника на ферму баргузинского соболя для размножения.
Он внимательно наблюдал за Бартлетт, которая успела перейти от противозачаточных средств к каким-то диким планам улучшения человеческой породы путем селективного размножения.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен
Часть 1.
Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Для вашего удобства данные задания оснастили радио-кнопками. Работать со смартфона будет проще.
Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
Согласно клеточной теории, клетки всех организмов
1. сходны по химическому составу
2. одинаковы по выполняемым функциям
3. имеют ядро и ядрышко
4. имеют одинаковые органоиды
Первичная структура молекулы белка, заданная последовательностью нуклеотидов иРНК, формируется в процессе
Набор хромосом в соматических клетках человека равен
Какие животные имеют прямое постэмбриональное развитие?
Какова вероятность рождения ребёнка без веснушек, если у женщины веснушки отсутствуют, а оба родителя её мужа имеют веснушки и гомозиготны по этому признаку? (А – наличие веснушек)
Мутации в клетках живых организмов вызывает
1. ультрафиолетовое излучение
2. избыточное освещение
3. инфракрасное излучение
В селекции явление гетерозиса объясняется
1. кратным увеличением числа хромосом
2. изменением генофонда сорта или породы
3. переходом многих генов в гомозиготное состояние
4. гетерозиготностью гибридов
В соответствии с современной системой органического мира лишайники –
1. группа низших споровых растений, первыми освоивших сушу
2. комплексные организмы, образованные из клеток и неклеточных форм
3. комплексные организмы, состоящие из грибов, водорослей или цианобактерий
4. группа организмов, утратившая многие органы в связи с паразитизмом
В растении вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по
Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
3. совместное обитание
4. способ размножения
Изображённый на рисунке организм размножается
Выберите один из характерных признаков типа хордовых животных.
1. нервная система в виде трубки
2. брюшная нервная цепочка
3. однокамерное сердце
4. пятипалые конечности
Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством
В печени избыток глюкозы преобразуется в
При недостатке йода в организме человека нарушается функция
1. щитовидной железы
2. поджелудочной железы
Что характерно для внешнего торможения рефлексов?
1. формируется в нейронах вегетативной нервной системы
2. образуется под влиянием условного раздражителя
3. появляется при возникновении сильного раздражителя
4. не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги
Какое правило необходимо соблюдать для предупреждения плоскостопия?
1. Обувь должна быть изготовлена из натуральной кожи.
2. Обувь должна иметь небольшой каблук.
3. В качестве домашней обуви использовать шлёпанцы.
4. Не следует летом ходить босиком.
Укажите положение, соответствующее эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка.
1. Все организмы обладают способностью к быстрому увеличению численности.
2. Жизненные ресурсы для любого вида организмов ограничены.
3. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные виды.
4. В каждом организме изначально заложено стремление к совершенству.
Результатом действия популяционных волн считают
1. изменение соотношения редких аллелей в популяции
2. повышение уровня организации организмов в отдельных популяциях
3. понижение уровня организации организмов
4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
Укажите пример ароморфоза.
1. приспособления растений к опылению ветром
2. млечные железы млекопитающих
3. видоизменённые листья верблюжьей колючки
4. обтекаемая форма тела рыб
В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за
1. ухудшения климата
2. неблагоприятных погодных условий
3. сильного загрязнения почвы и воздуха
4. наличия у них листьев-иголочек
Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?
Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
1. производители органических веществ
2. потребители органических веществ
3. разрушители органических веществ
4. разрушители неорганических веществ
Верны ли следующие суждения о сущности генеалогического метода изучения наследственности человека?
А. Сущность генеалогического метода состоит в изучении влияния внешней среды на организм человека.
Б. Генеалогический метод позволяет установить характер наследования признака и сцепленность его с полом.
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести.
Сущность гибридологического метода заключается в
1. скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам
2. изучении характера наследования альтернативных признаков
3. использовании генетических карт
4. применении массового отбора
5. количественном учёте фенотипических признаков потомков
6. подборе родителей по норме реакции признаков
Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что
1. имеют двойное оплодотворение
2. образуют сухие и сочные плоды
3. имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
4. имеют вегетативные органы
5. имеют цветки разных размеров, формы, окраски
6. не нуждаются в воде при прорастании
В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1. отсутствуют консументы
2. высокая численность продуцентов одного вида
3. незамкнутый круговорот веществ
4. преобладают растительноядные насекомые
5. отсутствуют редуценты
6. нарушена саморегуляция
При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите цифры.
Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА | ФОРМА ЖИЗНИ |
А) наличие рибосом | 1) неклеточная (вирусы) |
Б) отсутствие плазматической мембраны | 2) клеточная (бактерии) |
В) не имеют собственного обмена веществ | |
Г) характерна автотрофность | |
Д) размножение только в клетках хозяина | |
Е) размножение делением клетки |
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО | КЛАСС |
А) дыхание лёгочное и кожное | 1) Земноводные |
Б) оплодотворение наружное | 2) Пресмыкающиеся |
В) кожа сухая, без желёз | |
Г) постэмбриональное развитие с превращением | |
Д) размножение и развитие происходят на суше | |
Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка |
Установите соответствие между функцией нервной системы и отделом, который эту функцию выполняет.
ФУНКЦИЯ | ОТДЕЛ |
А) посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре | 1) соматический |
Б) контролирует деятельность внутренних органов | 2) вегетативный |
В) влияет на сокращение гладкой мускулатуры | |
Г) регулирует работу сердца | |
Д) регулирует произвольные движения |
Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.
ЖИВОТНЫЕ | ТИП ОТНОШЕНИЙ |
А) муравьи и тля | 1) симбиоз |
Б) носорог и воловья птица | 2) хищник – жертва |
В) жук-плавунец и малёк рыбы | |
Г) щука и карась | |
Д) уж и лягушка |
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности.
Установите последовательность усложнения растений в процессе эволюции.
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (36, 37 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?
1) Сокращение численности растений
2) Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере → прогресс в глобальном потеплении → появление парникового эффекта
3) Сокращение численности животных
Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.
1) Цифрой 1 обозначено серое вещество спинного мозга. Оно состоит из клеток нейронов. Его функция – рефлекторная.
2) Цифрой 2 обозначено белое вещество спинного мозга. Оно состоит из проводящих отростков. Его функция – проводниковая.
Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.
1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.
Ошибки допущены в следующих предложениях:
2 – У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее.
4 – Из отложенных яиц выходят особи, похожие на взрослых животных.
7 – Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в умеренном и северном климате.
Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.
1) Обтекаемая форма тела
2) Тело покрыто слизью
3) Чешуи налегают друг на друга в виде черепицы
Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?
1) Консументы второго порядка – хищные животные. Совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка.
2) Консументы первого порядка – растительноядные животные. Мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка.
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
ДНК: ЦТТ АЦГ ГГЦ АТГ ГЦТ
иРНК: ГАА УГЦ ЦЦГ УАЦ ЦГА
тРНК: ЦУУ АЦГ ГГЦ АУГ ГЦУ
Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
4) Вероятность рождения ребёнка с обеими аномалиями = 6,25%.
5) Выполняется закон независимого наследования признаков.
Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:
Вопрос 1. Что такое жизнь? Попытайтесь дать свое определение.
Жизнь — это активное поддержание и воспроизведение определенной структуры, которая обязательно включает белки, нуклеиновые кислоты и представляет собой открытую систему. Понятие открытой системы, в свою очередь, означает способность к обмену веществами и энергией с окружающей средой. Важнейший признак живых систем — использование внешних источников энергии в виде пищи, солнечного света и др. (см. также ответ на вопрос 1 к 2.10).
Вопрос 2. Перечислите основные свойства живой материи.
Выделяют следующие основные свойства живой материи:
единство элементного химического состава;
единство биохимического состава;
единство структурной организации;
дискретность и целостность;
обмен веществ и энергии;
способность к саморегуляции;
открытость;
размножение;
наследственность и изменчивость;
рост и развитие;
раздражимость и движение;
ритмичность.Вопрос 3. Объясните, в чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.
В отличие от неживой природы, живые организмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых химических соединений (АТФ). Кроме того, живые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи ферментов (часто с затратой энергии). Так, например, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью копировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером преобразования простых веществ (отдельных нуклеотидов) в более сложные (нуклеиновые кислоты). Специальный комплекс ферментов способен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской.
Вопрос 4. Каким образом связаны наследственность, изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на Земле?
Способность живых организмов к репродукции (размножению) обеспечивает непрерывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на реакциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Изменчивость — это свойство, противоположное наследственности. Она определяется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, который приводит к возникновению новых проявлений жизни и новых биологических видов.
Вопрос 5. Дайте определение понятия «развитие». Какие формы развития вы знаете?
Развитие — это изменение строения и физиологии организма с течением времени. Принято выделять две основные формы развития — онтогенез и филогенез.
Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопровождается ростом.
Филогенез (историческое развитие) — необратимо направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным усложнением жизни.
Вопрос 6. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?
Раздражимость — это способность организма реагировать на внешние воздействия и изменения собственной внутренней среды. Ответную реакция организма на раздражения, осуществляемую при участии нервной системы, называют рефлексом. Простейшие примеры рефлексов: гидра втягивает щупальца в ответ на прикосновение или сильное движение воды; человек отдергивает руку, дотронувшись до горячей поверхности; птенцы открывают клювы при появлении родителя на краю гнезда. Избирательность означает способность определенным образом реагировать на определенные стимулы. Она является необходимым свойством всякого нормального поведения. В результате в одних условиях организмы реализуют пищевые рефлексы, а в других — брачное, родительское, оборонительное и многие другие типы поведения.
Вопрос 7. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?
Биологические ритмы направлены на приспособление организмов к меняющимся условиям существования. В качестве основных можно выделить суточные и сезонные ритмы. К суточным относят циклические изменения сна и бодрствования, гормонального фона, интенсивности работы внутренних органов. Примерами сезонных ритмических процессов служат зимняя спячка, миграции птиц и рыб, размножение (брачные игры, постройка гнезда, воспитание потомства), линька — смена шерсти или перьев, цветение, плодоношение и листопад у растений (см. также ответ на вопрос 2 к 5.4).
1.2 Сущность жизни и свойства живого
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.