свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни

Образовательная программа-что это. Требования к образовательной программе.

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

Разработка программы является одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому, приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа-что это. Требования к образовательной программе.»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

Новые личностно-профессиональные установки педагога по отношению к обучающемуся как субъекту образовательного процесса и к самому себе как участнику диалога – одновременно и ведущему и равноправному.

Использование развивающих технологий и методов образовательной деятельности.

Ориентация на широкое гуманитарное образование, позволяющая гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности.

Результатом образования являются ключевые компетентности воспитанника, выражающиеся в формуле: «хочу, могу, действую».

Разработка программы является одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому, приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграция личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

современным образовательным технологиям, отраженным:

в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Основные качественные характеристики образовательных программ:

актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем;

прогностичность – свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние потребности к образованию, но и будущие;

рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;

реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения;

целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обусловливающие согласованность и последовательность действий по достижению целей;

контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов;

корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

содержание изучаемого курса.

методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Титульный лист включает:

полное наименование образовательного учреждения согласно Уставу ОУДОД;

реквизиты по согласованию программы на заседании коллегиального органа (педагогического совета или методического совета с правами экспертного), а также реквизиты учреждения программы как действующего нормативного документа (Программа считается принятой к работе, утвержденной с момента ее подписи директором, подтвержденной печатью);

название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф.И.О. автора (авторов) дополнительной образовательной программы, занимаемую должность в ОУДОД;

название города, населенного пункта;

год разработки дополнительной образовательной программы.

Нумерация страниц текста начинается со 2 (или 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы. Цифра страницы текста ставится без точек или тире.

Оглавление или содержание.

Раздел программы «Оглавление» или «Содержание» может отсутствовать в программе небольшого объема как годичной, так и рассчитанной на несколько лет. Потребность в таком разделе возникает лишь при большом числе разделов или частей. Например, если программа рассчитана на 3-5 лет, для удобства пользования необходимо ввести оглавление, снабженное ссылками на номера страниц.

Пояснительная записка (первый раздел программы).

Этот раздел программы может называться Пояснительной запиской или Объяснительной запиской, по усмотрению автора. Принципиального значения это не имеет. Однако, различие зависит от времени прохождения программы.

Программа одного года более конкретна, чем программа двух и т.д. лет. В продолжительной программе Пояснительная записка становится более объемной. Для более четкого размещения информации этот раздел можно разделить на два раздела: Введение и Пояснительную записку.

Во Введении необходимо представить те основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены в следующих разделах программы:

(Концепция:1. система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов; 2. единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.).

Программа должна начинаться с небольшого педагогического обоснования:

направленности дополнительной образовательной программы;

определения данного вида деятельности в культуре общества, его значения для развития личности ребенка;

существующей ситуации, выходов на социальную действительность и потребности ребенка;

новизны, актуальности (для страны, конкретного региона или учреждения), педагогической целесообразности;

отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности;

основных ведущих педагогических идей (научных – по предмету знаний, общепедагогических, социальных и прочие, раскрывающие научную и методологическую позицию автора).

Введение (концепция) и пояснительная записка не должны дублировать друг друга. Текст концепции пишется в свободной форме и, большей частью, содержит основные педагогические и технологические идеи программы.

свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни

В самой Пояснительной записке размещается информация, относящаяся к конкретной программе:

цели и задачи программы на все годы ее реализации (если она долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года деятельности в отдельности;

краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

краткое описание методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений и исследований;

краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.), которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобразительность, а также развивают их эмоциональное восприятие;

ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется).

Учебно-тематический план (второй раздел программы) включает:

перечень разделов, тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЯрослав Сапрыкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММ. Основные качественные характеристики образовательных программ: актуальность – свойство программы отвечать.» — Транскрипт:

1 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММ

2 Основные качественные характеристики образовательных программ: актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем; прогностичность – свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние потребности к образованию, но и будущие; рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат; реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения; целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обусловливающие согласованность и последовательность действий по достижению целей; контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов; корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.

4 6. Анализ и отбор методического материала (актуальность, новизна, целесообразность) 7. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года. 8. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. 9. Разработка содержания (структурирование, логика изложения материала). 10. Формы проведения контроля (итогового и рубежного) определение его периодичности. 11. Календарно-тематическое планирование.

5 Программа должна включать следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Содержание программы 3. Пояснительную записку. 4.Учебно-тематический план. 5. Содержание изучаемого курса. 6. Список литературы. 7.Приложение

6 1. Титульный лист включает – вышестоящие органы управления образованием –наименование образовательного учреждения; – где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; – название дополнительной образовательной программы – возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; – срок реализации дополнительной образовательной программы; – Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; –- данные о рецензентах. (должность, место работы регалии) – название города, населенного пункт – год разработки дополнительной образовательной программы.

8 2. Содержание (оглавление) программы включает в себя краткое описание структурных элементов и номера страниц, на которых они находятся

9 3. Пояснительная записка – основная часть программы, излагать которую следует придерживаясь следующих пунктов. (Объем 6-8 страниц)

10 Для более четкого размещения информации этот раздел можно разделить на два раздела: Введение и Пояснительную записку.

11 1. Введение: Во Введении необходимо представить основные концептуальные подходы психолога к работе с детьми: 1) система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов; или 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого – либо произведения, научного труда и т.д

14 Программа разработана на основе (или «с учетом»). (требований, программ или методических разработок каких авторов- указывается, какие требования взяты за основу при разработке программы по форме организации (индивидуально ориентированной, групповой) по времени реализации (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, и т.д.) Направленность программы:

15 Новизна программы состоит в том, что. Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала. Педагогическая целесообразность программы объясняется. (кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана; какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах). Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время. К числу наиболее актуальных проблем относится. (Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач).

16 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена. Практические занятия по программе связаны с использованием. Программа ориентирована на применение широкого комплекса. В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. »). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей… (Или: «В основе практической работы лежит выполнение ……………. »).

17 2. Пояснительная записка: Цели и задачи образовательной программы; Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной образовательной программы Принципы организации процесса освоения детьми содержания программы (принципы работы с детьми) Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); Краткое описание методов обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала

18 Пояснительная записка: Условия реализации программы: формы и режим занятий; принципы формирования учебных групп материально-методическое обеспечение программы требования к специалистам Ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется); Критерии оценки достижения планируемых результатов;

19 Требования к целям и задачам Цель – основной заранее предполагаемый проектируемый результат учебного процесса Обязательно соответствие цели и конечного результата. Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках.

20 Задача – конкретизация цели, пути её достижения, т.е. что необходимо сделать, чтобы достичь цели (результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению). Задачи должны быть: конкретны достижимы измеряемы.

23 Пример: Цель: Формировании психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь. Задачи: – обучение приемам конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности. – усвоение определенных социально- психологических знаний;

24 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей Дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.

26 Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Например. 2 года которые делятся на периоды При этом продолжительность периодов является ориентировочной она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются. (какими способами?). Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с. второй на базовую подготовку детей и т.д.

27 Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания). Указывается, какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы). Указывается, какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора. Особенности реализации программы

28 Описание методов проведения занятий 1. Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу и др. 3. Методы проблемного обучения (создание проблемной ситуации, экспериментальное задание) 4. Исследовательские методы обучения ( творческий поиск, исследование, эксперимент)

29 Описание методов проведения занятий 5. Практические методы обучения: упражнения (подражательно-исполнительского характера) тренировочные упражнения; практикумы импровизации поведенческий тренинг арт-терапевтические упражнения психоразвивающие игры этюды

30 Формы занятий: (основные, характерные для данной программы). Перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации. Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения: по количеству детей, участвующих в занятии: – Коллективная – Групповая – Индивидуальная – Индивидуально-групповая по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей занятие-игра (путешествие, сказка) лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, конференция, мастерская, и т.д.; Режим занятий: сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.

31 Материально-методическое обеспечение программы Материальное обеспечение программы. В этом разделе перечисляются требования к материально- технической оснащенности: помещение, оборудование, инструментарий и т.д. Методическое обеспечение образовательной программы перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (наглядные пособия, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий); Требования к специалистам, реализующим программу

32 Ожидаемые результаты освоения программы: Обучающийся будет знать: Обучающийся будет уметь: Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

33 Способы проверки результатов освоения программы: В образовательной программе необходимо: прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого года обучения. указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием программы и регулярность их проведения. При проверке степени сформированности индивидуально- личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

34 Учебно-тематический план Этот раздел должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.

35 Учебно-тематический план Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу. Расчет часов в учебно-тематическом планировании необходимо обосновать. Наименование разделов, тем Количество часов Всего часов Теоретичес кие Практиче ские I.I.I.I. Я и ты Я и мои друзья Я и мои «Колючки» Итого:721458

37 Раскрывая каждую тему, необходимо указать какие теоретические знания и практические навыки получают учащиеся. Следует не только описывать, ЧТО из этой темы педагог дает учащимся, но и КАК, по какой методике, что выполняют сами учащиеся. Раздел 1. Название раздела Тема 1.1. Название темы Содержание материала. Формы занятий. Методическое обеспечение: (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

38 Пример: Раздел 2. «Мои особенности и способности» Тема Внимание и наблюдательность. Что такое внимание? Для чего нужны внимание, наблюдательность? Что бывает с невнимательным, рассеянным человеком (Беседа). Практическая часть: Учимся замечать различия и сходства, детали. Наблюдаем за мимикой, позами, жестами других людей (освоение способов внимания и наблюдательности через практические упражнения и игры: «Посмотри и запомни», « Чем похожи?», «Найди различия»). Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

39 Литература В этот раздел программы включаются: список литературы, использованной при составлении данной программы; список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы. Эти списки составляются по следующей форме: Фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания, кол-во страниц. Списки составляются в алфавитном порядке.

40 Книги: Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М. Прихожан– М.: ТЦ «Сфера»,2000. – 192 с. Материалы из периодических изданий: Хухлаева О. В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии // Школьный психолог С Материалы из интернет-источников: Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии марта [Электронный ресурс]. URL:

41 Конспекты занятий: Описание каждого занятия осуществляется по схеме: название занятия; цели и задачи занятия; оборудование, необходимое в осуществлении занятия; описание вводной части занятия; oписание основной части занятия; описание заключительной части занятия; контрольные вопросы участникам программы.

42 Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения: на базе какого образовательного учреждения была апробирована программа; срок апробации; количество участников; отзывы участников и администрации; другая информация.

43 Требования к техническому оформлению программы Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Учебно-тематическое планирование представляется в виде таблицы Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *