сверхцель или как найти свою миссию в жизни
Сверхцель или как найти свою миссию в жизни
Упражнение «Сверхцель» является сильнейшим педагогическим приёмом в нашей взрослой педагогике Super Jump. Если посмотреть, на что тратят сегодня время, деньги и усилия самые разные коучи, преподаватели, мастера, гуру, учителя, то в большинстве своём они учат людей как экономить время, как проводить переговоры, как быть успешным, как обогнать своих конкурентов. Если посмотреть название тренингов, семинаров и мастер-классов, то 95% их рассказывают, как сделать что-то. Но намного важнее понять, куда мы идём, зачем мы живем, в чём смысл жизни. Упражнение «Сверхцель» помогает нашим ученикам, которых мы называем «победители», найти свой смысл жизни, понять своё предначертание, свою миссию на земле. Как говорил Сократ: «Познай себя и ты познаешь Вселенную и Бога».
Раз в восемь дней Интеллект-тренеры и ученики концентрируют своё внимание, включают сверхчеловека, наблюдают за собой сверху и задают себе важнейшие вопросы: «В чём моя миссия? В чём смысл моей жизни? Что останется после меня? Какой след я оставлю в истории?». Каждый Интеллект-тренер и ученик размышляет над важностью нашей общей сверхцели — через интеллект-тренировки остановить уничтожение природы, остановить уничтожение будущего наших детей и внуков. Наша общая, добрая, самая важная сверхцель на земле объединяет людей, живущих в разных странах, с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, верящих в разных богов. Спасти наш общий дом от уничтожения, что может быть благороднее и важнее денег, домов, автомобилей и других товаров?
Наша сверхцель — через интеллект-тренировки спасти наш единственный дом — даёт нам колоссальное количество сверхэнергии, сверхуверенности, сверхсилы. Без нашей сверхцели человек остаётся маленьким, сереньким, безликим. Не потому, что он таким родился, а потому что его воспитали маленькие, серенькие учителя, у которых не было сверхцели. Пока человек на своём знамени не напишет сверхцель, он проживает жизнь впустую. Но как только человек осознаёт, принимает всем сердцем сверхцель, в этот момент рождается настоящая большая, новая, яркая, гениальная, любящая, сильная личность.
98% людей на земле рождаются гениальными, но, к сожалению, в мире не осталось честных, ровных зеркал, в которых молодой человек увидел бы свой истинный масштаб, свои сверхспособности, свою сверхсилу. Все ровные и честные зеркала были разбиты. Сегодня на земле остались мастера, которые могут изготавливать только кривые зеркала, в которых человек видит себя маленьким, слабеньким и ничтожным. Представьте себе, дорогой читатель, гигант, великан, богатырь с бесконечным потенциалом подходит к кривому зеркалу и видит себя маленьким, слабеньким ничтожеством. Так вот сверхцель — это ровное, большое зеркало, в котором отображается истинный масштаб личности человека.
Мне нравится одна древняя легенда, которая очень точно отображает идею честных, ровных зеркал. Однажды львица потеряла львёнка. Маленький львёнок прибился к стаду баранов. Он вместе с ними рос, убегал, боялся. Он научился блеять, научился трястись от страха. Но со временем он превратился в большого, молодого, сильного льва. Однажды старый лев увидел странную картину: большой, сильный, молодой лев, поджав хвост, убегает вместе со стадом баранов. Догнав молодого льва, старый лев пристыдил его: «Как ты смеешь позорить наш королевский род и блеять как баран? А ну-ка рычи!», но в ответ молодой лев ещё больше затрясся от страха и еще громче заблеял. Старый лев разозлился, зарычал и закричал на молодого льва: «Рычи, иначе я тебя разорву!». Но в ответ раздался тот же звук бараньего блеяния. Тогда старый лев привел молодого льва на берег чистого, спокойного озера. Озеро было ровным зеркалом. И когда молодой лев увидел свое отражение в воде, в этот момент раздался рык молодого короля зверей. Сверхцель — это ровное, чистое озеро, в котором вы, дорогой читатель, увидите короля, королеву.
Только сверхцель позволит вам в полной мере раскрыть свой гений, потенциал. В каждом из нас от рождения живёт великий, большой гигант, сверхсилач, сверхгений. Но если у человека нет сверхцели, то этот великан всю жизнь проспит в нашем теле и не проснётся. По данным ООН, 76% взрослого населения планеты потеряли смысл жизни, потеряли точки опоры. Мы, Интеллект-тренеры, делаем всё от нас зависящее, чтобы вернуть этим людям их потерянные смыслы жизни и упражнение сверхцель — это самый эффективный педагогический приём для того, чтобы ученики нашли сами себя. Как говорил Лао-Цзы: «Кто победил другого, тот силен, кто победил себя — стократ сильней».
Личная сила и сверхцели
Моя идеальная реальность. Блок 2. Личная сила.
В результате работы по этому уроку вы получите индивидуальный алгоритм выхода из замкнутого круга, поддерживающего дефицит личной силы.
Урок 2.1. Личная сила и сверхцели
Прожито много дней — тысячи. И из них — счастливых, ярких, полноценных — единицы. Остальные как-то прошли. И ценность всей прожитой жизни порой кажется не такой уж высокой, т.к. достигнуто пока совсем мало. Кто-то вообще сидит у разбитого корыта. Но в будущем должно быть все по-другому. Вот там, уже скоро, наверное, я сделаю все, что надо, я добьюсь, я должна, все обязательно получится! Я сброшу эти 40 лишних килограммов, напишу бестселлер, который переведут на 200 языков мира, у меня будет свой остров и яхта, у меня будет 10 детей, и я обязательно займусь благотворительностью, я спасу чью-нибудь жизнь, много жизней сразу, и…
И вот эти будущие успехи как бы распределятся на все дни моей жизни, и будет казаться, что вроде прожито все не зря. А жизнь пока идет. И чем больше дней проходит без каких-то особых результатов, тем более грандиозные успехи необходимы в будущем, чтобы «покрыть» эти прожитые дни. Просто, скажем, бросить курить или начать гулять по утрам или написать пару страниц в неделю — это не цель, это как-то мелко, даже не стоит начинать. А даже если и стоит, то это же ерунда, можно и завтра сделать. Нет, у меня в мечтах не эти мелочи, у меня там гениальные открытия, героические поступки, несметные сокровища!
Обидно то, что год прошел, и вроде можно было уже написать книги и сбросить все 50 кг, но воз и ныне там.
Почему все так?
Потому что на выполнение любой задачи, на исполнение любого желания нужна личная сила. Чтобы желания сбывались, нужно хотя бы на них концентрироваться, визуализировать, собирать информацию, составлять карту, проект… Что-то делать. Но даже на это личной силы у многих не хватает. А как увеличить личную силу? Вроде же ясно: укрепить здоровье, повысить энергетику, позитивно мыслить, духовно развиваться и все такое. Но…
Например, чтобы укрепить здоровье, нужно меньше есть и больше двигаться, но чтобы двигаться и менять рацион — уже нужна эта самая сила. Чтобы ежедневно медитировать, визуализировать и читать книги — уже нужна сила. Чтобы отказаться от курения, алкоголя, телевизора и соц.сетей — нужно много силы. Чтобы сесть и написать хотя бы одну страничку для будущей книги, нужна сила. Для всего она нужна, а ее нет. Такой замкнутый круг.
Чтобы что-нибудь сделать, надо сначала что-нибудь сделать. ©
Личная сила
Раз вы перешли ко второму блоку, значит, проект у вас, скорее всего, уже есть. Хотя не факт. У каждого участника проект и степень его исполнения в том состоянии, на какое хватило личной силы. Во втором блоке курса мы займемся «наращиваением» этой самой личной силы.
Определение довольно магическое, но на самом деле ничего супер-магического в силе нет, ее можно разложить на составляющие, определить источники и утечки, а изучив и поняв — увеличить. Из чего же она состоит? Предлагаю вам подумать над этим, и поделиться своими вариантами в комментариях. А пока перейдем к другому вопросу:
Как выйти из замкнутого круга и начать наращивать силу?
В первую очередь давайте отложим свои сверхзадачи и грандиозные цели. Не откажемся от них совсем, а отложим на неопределенный срок. Признаем, что каждый прожитый день ценен и прекрасен. Прошлое не нужно ничем уравновешивать. Будущее не должно отдуваться за то, каким было прошедшее. Давайте начнем получать удовольствие уже сейчас!
Кто-то скажет: «ну вот, опять, предлагается плюнуть на результаты, забить на цели, и тупо радоваться поющим птичкам за окном». А вот и нет! Радоваться будем разумно.
Тупо — это радоваться исключительно результатам и исключительно большим, увесистым таким результатам. Потому что рискуешь совсем потерять радость. Но отказываться от своих грандиозных целей нельзя, т.к. это может вогнать в депрессию. Вы столько лет за них держитесь, они кажутся такими спасительными, что сказать себе «стоп, это мне не надо, обойдусь» не получится, уже через несколько дней подсознание все вернет на свои места.
Пусть они будут. Но пусть перестанут стоять стеной перед вами. Разумно — радость получать от процесса, от самого движения, и от каждого промежуточного шага, даже самого маленького.
Подумайте хорошенько, какие из ваших желаний и целей можно отнести к сверхзадачам. Вашим домашним заданием будет составление персонального алгоритма выхода из замкнутого круга личной силы.
Знаете, чем выгодно отличается интерактивный курс от книги? Тем, что вы можете получить обратную связь от меня, а я — от вас. Вы выполняете задание и делитесь. А я получаю ваши вопросы, и готовлю следующие уроки. Поэтому я могу привести несколько конкретных примеров сверхцелей и алгоритмов выхода из замкнутого круга для каждой из них. Надеюсь, эти примеры из моей переписки с участницами курса, помогут вам составить свой алгоритм.
Итак, чтобы составить алгоритм, ответим на следующие вопросы:
Все следующие пункты выполняются для каждой из сверхцелей отдельно.
1) Как я могу разложить эту сверхцель на этапы?
2) Какой самый первый шаг я могу предпринять?
3) Хватает ли у меня силы на этот шаг?
4) Если нет, то какой шажок я могу сделать в направлении первого шага, на что у меня хватит силы?
5) Поставить срок выполнения и выполнить, на что хватает ЛС.
То минимальное действие, которое вы можете выполнить уже сегодня, и которому можете порадоваться — и есть дверь, выводящая из замкнутого круга дефицита.
Примеры:
1. Сверхцель: Похудеть на 40 кг., избавиться от угрозы диабета.
1) Как я могу разложить эту сверхцель на этапы? — Худеть на в месяц в течение года.
2) Какой самый первый шаг я могу предпринять? — Отказаться от мучного и ходить на плавание 3 раза в неделю.
3) Хватает ли у меня силы на этот шаг? — Нет, я не могу отказаться от мучного.
4) Если нет, то какой шажок я могу сделать в направлении первого шага, на что у меня хватит силы? — Не есть мучное через день, купить абонемент в бассейн, я люблю плавать.
5) Поставить срок выполнения и выполнить, на что хватает ЛС. — С 12 октября 2012. Абонемент купить и начать плавать в среду.
Отрывки из последующих писем:
21 октября: Мария, через день не есть тяжелую пищу оказалось легко, т.к. я успокаивала себя: завтра поем, завтра, а сегодня я увеличиваю силу! В итоге на следующий день снова хочется увеличивать силу и гордиться собой, и сейчас уже получается два-три дня питаться здоровой пищей.
29 января: Мария, за эти 4 месяца я похудела на 18 кг! Это почти половина. У меня улучшения в показателях анализов, и все благодаря Вашей поддержке, спасибо вам! В этом месяце ни разу не пропустила бассейн, и знаете, я там познакомилась с детским инструктором, разговорились, оказалось, у него тоже мечта заняться дайвингом, но нет денег, в общем, договорились поужинать…
2. Моя сверхцель: Написать гениальный роман, чтобы весь мир узнал мое имя, чтобы читатели плакали и смеялись, читая его, и чтобы мой роман повлиял на жизни миллионов людей.
1) Как я могу разложить эту сверхцель на этапы? — Наверное, писать хотя бы по 1 главе в месяц или составить mind-map моего романа. Но сначала придумать идею.
2) Какой самый первый шаг я могу предпринять? — Накидать несколько сюжетных линий, чтобы начать.
3) Хватает ли у меня силы на этот шаг? — Да, хватает.
4) Поставить срок выполнения и выполнить, на что хватает ЛС. — В выходные сяду.
Через неделю: Ничего не получилось. Не хватило мне никакой силы, все выходные промаялась, делала разные срочные дела, отдыхала, откладывала, и не заметила, как наступил понедельник. Мне кажется, я вообще не в том направлении двигаюсь, я подумала, что может быть, не копить все идеи и сюжеты для одного главного романа, а начать писать как бы рассказы или повести пока отдельные по тем идеям, которые накопились, и потом […]. В общем, я заново составила алгоритм:
1) Как я могу разложить эту сверхцель на этапы? — Просто садиться и писать по 3 часа в выходные, и публиковать небольшие произведения или копить написанные главы романа.
2) Какой самый первый шаг я могу предпринять? — в субботу взять ноутбук в бар, чтобы не отвлекаться на домашние дела, и писать три часа.
3) Хватает ли у меня силы на этот шаг? — Надеюсь, хватит.
Так прошло 2 месяца, за которые эта участница курса «собрала уже рассказов на целую книжку, и оказывается, мне безумно нравится писать рассказы, не понимаю, почему так была зациклена на романе? Показывала друзьям, родителям, хвалят».
Итак, чтобы составить индивидуальный алгоритм выхода из замкнутого круга дефицита личной силы, ответьте письменно на следующие вопросы:
Какими моими желаниями я пытаюсь уравновесить прошлое? Какие из моих желаний можно отнести к грандиозным, героическим, очень трудно достижимым
Все следующие пункты выполняются для каждой из сверхцелей отдельно.
1) Как я могу разложить эту сверхцель на этапы?
2) Какой самый первый шаг я могу предпринять?
3) Хватает ли у меня силы на этот шаг?
4) Если нет, то какой шажок я могу сделать в направлении первого шага, на что у меня хватит силы?
5) Поставьте срок выполнения и выполните то, на что хватает ЛС.
С нетерпением жду ваших отчетов по этому заданию!
Напоминаю вопрос: какие составляющие личной силы вы можете назвать?
Как найти свой Путь?
Проект «Здоровое сознание»
Боковая колонка
ЛУЧШЕЕ!
Боковая колонка
Личностный рост без ерунды
Бесплатный онлайн-курс
Моя книга
Проявить благодарность
Помощь в развитии
Сверхцель или как найти свою миссию в жизни
Зрелость человека наступает не столько в тот момент, когда он осознаёт, что способен сам принимать все решения в своей жизни – тогда он становится хозяином. Зрелость человека наступает в тот момент, когда он осознаёт свою миссию в этой жизни и приступает к её реализации. В этот момент обычная личность становится на путь превращения в того, кого Ницше назвал Высшим Человеком.
Вертикальное восхождение личности
Главное отличие человека как от животных, так и от искусственного интеллекта – это свобода выбора. Реализуя эту свободу человек совершает вертикальное восхождение, эволюционируя и трансформируясь. Отдавая эту свободу на откуп внешним управляющим структурам (культура, религия, воспитатели, секты и пр.) человек медленно, но верно деградирует. Остаётся незрелой личностью или, как любили говорить большевики, несознательным элементом.
Разумеется, никто просто так совершать такое восхождение не станет, поскольку зачем неустанно напрягать свои силы, тратить время, испытывать творческие муки, проходить через усталость и лишения для того, чтобы рваться к звездам, когда можно приятно и с комфортом валяться в грязи, испытывая при этом глубокие чувственные телесные удовольствия. Развитие – это ВСЕГДА преодоление трудностей и с комфортом «тушки» оно не имеет ничего общего.
Очевидно, что для того чтобы развиваться, чтобы осуществлять вертикальное восхождение, расти как личность нужен мощный стимул. Стимул естественный, заложенный в самое глубинное основание человеческого существа. На том уровне, где он не может быть разрушен естественной средой. То есть на уровне человеческого духа.
Этот стимул называется очень просто – индивидуальная жизненная миссия или предназначение человека. Именно стремление жить в соответствии со своим духовным началом и толкает человека на изменение окружающей реальности, на восхождение вверх по ступеням личностного роста.
Почему неординарные дети не стали на путь восхождения
Есть распространенное заблуждение о том, что путь саморазвития, путь восхождения к Высшей Личности – это путь развития неких «суперспособностей» (типе телекинеза, ясновидения и пр.), либо совершенствования интеллекта. Целая армия педагогов призывает воспитывать вундеркинда с пеленок, заниматься с ним развивающими занятиями и всячески совершенствовать во всех направлениях.
Но если магические способности – это побочный продукт на пути личностного роста в процессе реализации своей индивидуальной жизненной миссии, то делание из ребенка вундеркинда не поможет ему достигнуть максимальных жизненных высот, даже если на первых порах он «затыкает за пояс» сверстников по всем параметрам.
Есть эталонная книга педагогов Никитиных «Мы и наши дети». Многие, уверен, читали. Многие использовали.
Кем, в итоге, стали эти неординарные дети?
Один (Алексей) — работает в фирме по ремонту видеотехники (Лондон). Ему уже 50 лет.
Второй (Антон) — руководит хим. лабораторией в Москве, 49 лет.
Третья (Ольга) — зав. отделом московской регистрационной палаты.
Четвертая (Анна) — сначала медсестра, затем транспортный диспетчер в г.Болшево.
Пятая (Юлия) — сначала библиограф, затем экскурсовод, менеджер по туризму г. Ярославль
Шестой (Иван) — директор мебельной фирмы, г. Болшево, 40 лет
Седьмая (Любовь) — домохозяйка, г. Болшево
Прошу понять правильно. Немалое число людей сочтет, что каждый труд почетен и что «совсем неплохо» и т.д., и т.п. Я считаю иначе: эти дети имели колоссальный отрыв от сверстников и в физическом, и в интеллектуальном плане. Они учились со старшеклассниками (т.к., были умнее сверстников, например, Антон в 8 лет учился уже в 5-ом классе, Юлия пошла в первый класс в 4 года), они многое умели. Например, Алексей в юношеском возрасте перепаивал японские приемники так, что они начинали ловить дополнительно и наши УКВ и др. И многое знали. … Но, когда выросли, они не стали лучше других, более того, стали, очевидно, средними людьми. Многие «простые обычные школьники» достигли гораздо больших результатов.
В отличие от критиков системы Никитиных (которых немало), я, например, считаю ее очень эффективной. В конце концов, в определенном возрасте результаты были неординарными. Но тогда где же сбой? Почему вклады растранжирены?
Одной из причин, но не единственной, но важной, я считаю следующую: «Не было сверхзадачи». Например, музыкально одаренные дети, при ответственных родителях, статистически часто пробиваются гораздо дальше технически одаренных. Потому что, «станешь великим музыкантом» (а не училкой-репетитором) подразумевается. А в иных «сегментах» такого нет. В лучшем случае, «защитишь диссер и будешь получать».
Никто не говорил технически одаренным деткам в 70е годы: «Создашь первый в мире миникомпьютер». Хотя некоторые из них легко укладывали приемники в мыльницы и спичечные коробки. Никто не говорил в 80е годы: «Создашь машину с высоким к.п.д., но без вредного выхлопа». Хотя некоторые из них в 14 лет «перебирали» автомобили. Никто не говорил в 90е: «Сделаешь парашют для самолета». Никто не говорит в 00е: «Избавишь человечество от автомобильных пробок, сохранив комфорт в передвижении».
И, в результате, кем становились и становятся эти одаренные дети? Они становятся неудачниками и «зато хорошими матерями».
Вот он – очевидный, но невидимый неосознанным личностям секрет восхождения к вершинам. Нужна сверхзадача. Вернее, СверхЦель!
Сверхцель – это такое изменение реальности, масштаб которого настолько высок, что для него требуется цепочка других, менее масштабных, но более многочисленных изменений. Нелегко на такое решиться, страшно, порой гораздо страшнее, чем всю жизнь проваляться в грязи. Но для тех, кто решился жизнь сразу же обретает пронзительную чёткость, ясность и новое, непередаваемое измерение.
Как поставить сверхцель или конкретизация жизненной миссии
Масштаб личности определяется масштабом поставленной цели. Люди, которые живут без глобальной, высшей цели – это «нулевки». Подножие перед ступенью лестницы личностного роста. Оставаться нулевкой или начать восхождение вверх – самый главный выбор, после которого собственно, реальная, настоящая жизнь и начинается.
Процесс постановки высшей цели, сверхцели – это всегда процесс конкретизации индивидуальной жизненной миссии. Без исключений. Поэтому перед постановкой сверхцели следует обязательно не столько найти, поскольку она и так под боком, искать не надо, а правильнее – увидеть и прояснить свою жизненную миссию. А это – процесс серьезной и глубокой работы с бессознательным.
Одна моя клиентка, проходящая программу самореализации «Построение новой жизни» выдала одну интересную метафору, которая, возможно, поможет кому-то сделать прицельный взгляд на свою миссию. Она сказала, что, выбрав свою задачу на эту жизнь (то есть миссию), душа звонит в колокольчик, и что мелодия этого колокольчика – это и есть жизненная миссия. И правильно (то есть без вмешательства ума) услышав её начинаешь понимать зачем ты живешь на этом свете.
А поняв своё назначение начинаешь думать, как лучше всего его реализовать и в какой области. Процесс реализации всегда есть процесс постановки конкретной цели. Цели максимально приземленной и содержательной. Из науки логики известно, что чем шире понятие – тем менее оно содержательно. Серьезная цель не может быть сформулировано широко, в духе «помочь всем людям» и «принести гармонию на землю». Необходима чёткость и конкретика. Сделать это сложно, но можно. В рамках программы самореализации мы этим и занимаемся.
И всегда думайте о цели как о недостижимой в рамках отведенной Богом срока пребывания на планете. Поскольку в жизни всегда имеет смысл если уж замахиваться на что-то, так по максимуму. Может, сверхцели и не достигнешь, зато проживешь объемную, полную жизнь и по пути много успеешь взять своего. А если поставил перед собой маленькую цель, то и жизнь проживешь маленькую, получишь всего помаленьку, да и даже это маленькой цели можешь не достигнуть.
Только на пути реализации своей сверхцели человек действительно живет, а не плывет продуктом жизнедеятельности организма по течению жизни, мучаясь от неудовлетворенности и пустоты существования. Только потому что общество внушило ему, что он – гавно, а не творец своей судьбы. А ведь шанс всё изменить лежит уже, считай, в кармане.
Что такое сверхцель и для чего она нужна?
Человека, поставившего перед собой серьезную цель, можно сравнить с упорно идущим ввысь альпинистом. Главное же различие здесь таково: альпинисты, как правило, отправляются на восхождение тренированными, имеют необходимое снаряжение. А человек, вступая на жизненный путь, в большинстве случаев оказывается неподготовленным. У него нет дополнительного времени на то, чтобы сделать черновую попытку, а потом начать все заново. Ему приходится самостоятельно придумывать для себя «снаряжение», и тут же, в полевых условиях, опробовать его эффективность.
Что дает постановка цели?
Наличие достойной цели подразумевает, что это «восхождение» длится всю жизнь. И такая цель оказывает влияние на все остальные сферы существования. Человек начинает оценивать условия, в которых он живет, с точки зрения полезности для достижения цели. Жизненные обстоятельства в данном отношении могут быть более подходящими и менее подходящими. При этом цель становится путеводным маяком даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.
И даже когда человек теряет близких людей – цель позволяет ему остаться «на плаву». Даже в той ситуации, когда какие-либо увещевания и утешения оказываются бесполезными, и сам человек не испытывает желания жить, цель выталкивает его к завтрашнему дню, заставляя продолжать трудиться над поставленными задачами. Это совершенно не является проявлением черствости – скорее, наоборот, так развивается сильная личность, оттачиваются истинно человеческие качества.
Большие надежды, обыденная жизнь
Почему одаренные дети и подростки, которым в школьные годы удавалось во многом обогнать своих сверстников, так и не достигают вершин успеха? Почему их достижения в 40, 50 лет не сопоставимы с тем потенциалом, о котором шла речь в 10, 15, даже 20 лет? Сейчас детей стремятся развивать чуть ли не с младенческого возраста, совершенствовать их навыки во всех направлениях. Однако попытки превратить ребенка в вундеркинда никак не помогают ему в дальнейшем достигать профессиональных высот. Происходит это по той причине, что ребенок не видит соответствующей его способностям сверхцели. Ему не говорят в детстве – «ты изобретешь лекарство от СПИДа», или же «в будущем ты освободишь человечество от дорожных пробок». В результате даже одаренный ребенок не может найти свою дорогу в жизни. Став взрослым, он превращается в простого обывателя или даже неудачника.
Сверхцель – залог успеха
Таким образом, именно наличие сверхцели определяет возможность достичь самых неприступных жизненных вершин. Сверхцелью называется задача изменения той реальности, в которой живет человек. Масштаб предполагаемых изменений настолько колоссален, что для него требуются сотни и тысячи других, не таких огромных, но не менее важных дополнительных действий. И нередко отважиться поставить перед собой такую сверхзадачу гораздо тяжелее, чем провести полжизни в уютной лужице повседневности. Однако для тех людей, которые не боятся постановки сверхзадач, жизнь приобретает совершенно другие краски.
Отечественный изобретатель и писатель-фантаст Г. Альтшуллер говорил о том, что большая цель может быть достигнута только гигантскими усилиями. Отличие гениального человека от негениального заключается вовсе не в недостатке таланта. Оно состоит в готовности вкладывать энергию в достижение сверхзадачи.
Основной конфликт при постановке сверхцели
Однако систематическая включенность в достижение сверхцели рано или поздно приводит к конфликту между интересами. С одной стороны, человек осознает, что ему предстоит выполнить огромный объем работы. Со временем он становится узкопрофильным специалистом, а в крайнем проявлении – фанатиком своего дела. Однако при этом он остается и обычным человеком. Ему нужно спать, кушать, обзаводиться семьей, в конце концов, обеспечивать себя.
Этот конфликт вызывается недостатком времени. Если потратить 23 часа из 24-х на развлечения, отдых и прием пищи, для достижения цели останется всего один час. Выход здесь только один – грамотное планирование времени. С помощью инструментов тайм-менеджмента можно добиться оптимального распределения сил в течение каждого дня, сделать так, чтобы отдача от работы была максимальной.
Как определить сверхзадачу?
«Дело всей жизни» можно определить по нескольким достаточно четким критериям.
Этой работой действительно хочется заниматься. Она приносит удовольствие. Чтобы определить сферу интересов, можно задать себе следующие вопросы:
Определите те сферы, в которых вы достаточно талантливы – пускай их даже будет несколько. Ведь на перекрестке двух или трех направлений может и появиться то самое призвание. Для начала сократите список тех вещей, которые вам нравятся, с 2-3 тысяч до 5-10 занятий. Уже после этого можно выбирать, к чему больше «лежит душа».
Не бойтесь пробовать. Так поступали многие личности, которых сейчас называют «выдающимися» — Дж. Лондон, Э. М. Ремарк и другие. Перепробовав множество вариантов, можно, в конечном счете, понять, что нравится больше всего.
Обратите внимание на те навыки, обучение которым дается особенно легко. Когда человек испытывает интерес к определенной сфере, он старается изучить как можно больше информации о ней. Он умеет быть новичком.
Определите своих кумиров. Нередко человек выбирает в качестве кумиров деятелей из той области, в которой хотел бы развиваться сам. Составьте список личностей, жизнь которых вас вдохновляет, и многое станет ясным.