существуют ли менталисты в реальной жизни
Менталист – можно ли им стать?
На телеканале ТВ 3 периодически идёт сериал «Менталист», главный герой которого — Патрик Джейн — успешно помогает полиции раскрывать самые сложные и запутанные преступления, обычно связанные с убийствами.
Для нашего уха это название не очень привычно, нам ближе термин «экстрасенс» — человек, обладающий сверхчувственными способностями. Однако Джордж Крескин, который изобрёл название «менталист», утверждает, что менталист — это не экстрасенс, а обычный человек, который сам развил в себе сверхспособности сознания.
Видимо, это отрицание голливудского стереотипа, проникшего и в наш кинематограф, когда человек приобретает сверхспособности, например, в результате удара молнии или электрического тока, после автоаварии, похищения инопланетянами Рациональный американский ум отрицает все эти чудеса, носителей их считает шарлатанами (что на 99% верно), но уверен, что человек сам способен развить в себе повышенные способности ума и сознания. А поскольку мы все вышли из мира материализма, то и нам хочется верить этому. Ну и, в конце концов, существует же обработка массового сознания, гипноз Ещё совсем недавно большинство из нас, проживая в довольно стеснённых обстоятельствах, верили в скорое наступление светлого будущего. К сожалению, прошлое мало чему нас научило, верим и сейчас. Поэтому нам вполне возможно поверить, что человек, если сильно захочет, может развить в себе сверхспособности. Гипнозу же учат, не так ли? (Кстати, пиару — тоже). Главное — поверить в себя. Как сказано в одном из наших фильмов: «Веришь в себя? Видишь цель? Ну и давай, дуй сквозь стену!»
По определению Дж. Крескина, менталист — это человек, овладевший навыками остроты ума, гипноза и внушения, управления мыслями и поведением других людей. Менталист способен читать чужие мысли, внедрять свои мысли в сознание собеседника, знает ответ на вопрос раньше, чем его задаёт, узнаёт прошлое и прогнозирует будущее собеседника. И в том, что менталист способен делать, нет ничего сверхъестественного, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Просто он развил в себе сам возможности человеческого сознания, присущие любому человеку от рождения, и использует их «на всю катушку». Менталист научился очень точно понимать людей, узнавать психологические особенности каждого из них. Инструментами менталиста являются жесты человека, его мимика, выражение лица, любые особенности поведения.
Дж. Крескин потратил 60 лет, чтобы стать менталистом. Мы не можем себе этого позволить, но хотя бы понять, какие навыки для этого нужны, мы ведь можем?
И главный навык — это понимание. К примеру, человек говорит вам что-то, а вы его понимаете. Но на самом деле так бывает очень редко, и этому надо учиться, что не так-то просто. Ведь обычно мы лишь делаем вид, что слушаем, а на самом деле мы лишь ожидаем своей очереди высказаться. Желание понять другого человека — это редкий дар, которому нужно учиться. Потому что понимание даёт ответ на самые важные, а то и на все вопросы. Но, чтобы понять другого человека, надо прежде всего преодолеть себя, уметь слушать, даже тогда, когда-то, что вам говорят, идёт вразрез с вашими убеждениями. И тогда, только тогда, появится способность понять другого человека.
И прежде всего надо проявить интерес к нему. Очень важно выработать по отношению к собеседнику позицию послушного ученика. Ведь ваша цель — не оценка, не попытка «влезть в душу», а просто выслушать и понять. И тогда наше сознание как бы открывается, а информация доходит без искажения, без подгонки под сложившиеся у нас в уме шаблоны. А ведь понять человека по-настоящему — значит, увидеть суть явления.
Обычно наше мышление напоминает мешанину из мыслей и представлений, в которой трудно разобраться, и это мешает целенаправленной мыслительной деятельности. И проблема состоит в том, чтобы научиться сосредоточенности на конкретной идее, которую вы хотите для себя прояснить. И тогда из общей мешанины отфильтровываются чёткие, точные мысли, и начинает проявляться суть. Эту способность необходимо тренировать. Если вы что-то обдумываете, попытайтесь сформулировать обдумываемую идею с помощью краткой и ёмкой фразы, как можно более точно отражающей идею. Ведь понять, в чём состоит решаемая проблема, означает сделать первый, самый важный шаг к её решению, а иногда и позволяет просто решить проблему.
В этом смысле сериал «Менталист» — хорошее учебное пособие. С помощью точно сформулированных вопросов Патрик Джейн быстро добирается до сути дела, формулирует проблему, старается понять её, а затем и решить. Ну, в данном случае понять, кто и почему совершил преступление.
Надеюсь, что нашим читателям не придётся решать такие проблемы, однако научиться понимать людей, с которыми имеешь дело, — это полезно. Чтобы не совершать ошибок.
«Менталист» – кто он и чем занимается?
Прежде, чем рассказать об американском телевизионном сериале «Менталист» (англ. The Mentalist), я бы хотела написать о том, кто такой менталист, ведь это не выдуманная профессия, а, вполне, реальная. В Википедии читаем — менталист это человек, который практикует ментализм:
Ментализм, мастерство психологических опытов (англ. Mentalism) — вид исполнительского искусства, демонстрация на публике психологических экспериментов, опытов и «экстрасенсорных» способностей, таких как телепатия, ясновидение, психокинез и др., а также выдающихся способностей памяти и быстрых вычислений. К ментализму также может быть отнесён гипноз как сценическое искусство. «Менталист» (The Mentalist), режиссёр Бруно Хеллер (Bruno Heller)
Таким образом, менталист это человек, который обладает огромным количеством знаний, и все они связаны с психологией человека. Менталист должен обладать хорошей интуицией, эрудицией, уметь хорошо и быстро анализировать факты, иметь хорошую память и запоминать большое количество информации, фактов, цифр. Это человек, который обладает гипнозом или способностями телепатии, искусством внушения необходимой информации, управляет сознанием и разумом человека и может им манипулировать.
В нашем понимании, менталист может означать ясновидящий или экстрасенс, но Джордж Крескин, создатель слова «менталист», настаивает на том, что это не экстрасенс, потому что это простой человек, который смог сам развить в себе перечисленные выше способности, а не получил их в качестве природного дара.
Значит, мы не можем назвать менталиста экстрасенсом. Удивительно, скажите вы. Но мы и вправду можем развить в себе все эти способности. Здесь сходится много наук: психология поведения человека, язык телодвижений, логика и другие. Также, очень важна аналитика, наблюдение за людьми и свой, личный опыт. Обучится – это одно, а вот чтобы применять данные знания – это совсем другое. Знание теории и практика, и любой может стать менталистом.
Сериал «Менталист»
Конкретно в сериале «Менталист» показана вся эта профессия, с определенными примерами, в художественном виде. Главный герой, он же собственно менталист – Патрик Джейн, работает помощником в КБР (Калифорнийское Бюро Расследований). Применяя свои навыки и знания, он отлично раскрывает убийства и ловит преступников, устраивая интересные западни и ловушки. Патрик Джейн (Саймон Бейкер) и Тереза Лисбон (Робин Танни)
Но занимается он этим не просто так. Раньше Патрик Джейн работал псевдотелепатом. Опираясь на знания о психологии человека, и понимая, что именно хочет услышать клиент, Патрик якобы разговаривал с душами умерших людей и передавал от них сообщения своим клиентам.
В одной из телепередач, он нелицеприятно высказался об одном серийном убийце под именем Кровавый Джон. Вернувшись вечером, после эфира домой, Патрик нашел свою жену и дочь мертвыми, и записку от Кровавого Джона. С тех пор Патрик ищет его, чтобы отомстить. Для этого он устроился в КБР, чтобы быть в курсе всех расследований, связанных с Кровавым Джоном.
Все бы ничего, да только этого злодея никак не могут поймать, уж слишком он умен и хитер. Каждый раз Кровавый Джон преподносит Патрику сюрприз, в качестве очередной жертвы, либо, подкидывает улики, которые дают зацепку, чтобы найти серийного убийцу, но которые в итоге приводят в тупик. «Менталист» (The Mentalist), режиссёр Бруно Хеллер (Bruno Heller)
Сериал очень интересен тем, кто хочет изучать психологию.
Сериал очень интересен тем, кто хочет изучать не просто психологию, а нейропсихологию, то есть науку, которая изучает мышление и поведение человека, принципы воздействия и манипулирования его сознанием, опираясь на элементарную психологию его поведения и природные инстинкты.
Советуем посмотреть этот сериал всем, кому интересна психология. Думаем, что каждый найдет в этом сериале отголосок своего сознания и понимания окружающего мира.
P.S. А тем кто хочет развить свои способности, рекомендую книгу;
Менталист. Настольная книга развития сверхспособностей сознания.
Автор: Крескин Джордж.
Эту книгу написал признанный менталист №1 нашего времени.
Ментализм и менталисты: читая мысли
— Это Патрик Джейн? Я думала он выглядит более ужасающе.
— Он отдыхает.
Содержание
Человеческие мысли не просто субстанция, которая нематериально рождается в вашей голове, это настоящие энергетические потоки, способные принимать материальную форму, а следовательно и воздействовать на реальность. И одним из подтверждений этому является ментальная магия или, как ее все чаще сегодня называют, ментализм.
Не пугайтесь, это просто красивые слова, которыми Вы можете сопровождать свои действия. На самом деле “ментальные маги”, медиумы и гадалки зачастую пользуются набором давно известных и описанных в литературе техник. Об этом мы сегодня и поговорим.
Ментализм: краткое введение
Ментализм – также мастерство психологических опытов — вид исполнительского искусства, демонстрация на публике психологических экспериментов, опытов и «экстрасенсорных» способностей, таких, как телепатия, ясновидение и др., а также выдающихся способностей памяти, наблюдательности и быстрых вычислений. Сюда же можно отнести всевозможные фокусы и трюки, демонстрацию быстрых вычислений и необычных способностей памяти, гипноз и мастерство профайлинга.
Менталист — демонстрирующий такое мастерство специалист.
Можно говорить о том, что история ментализма тянется корнями в глубину веков. Так, например, в Ветхом Завете и некоторых древнеримских текстах (и во многих исторических документах) есть сведения о людях, обладавших необычными способностями. Называют их по-разному: оракулы, шаманы, пророки, волшебники, чародеи и т.д. Популярность ментализму, как форме искусства, развлечения и даже помощи, принес XIX век, именно тогда общественность стала интересоваться медиумизмом и спиритизмом.
В ментализме применяются навыки и принципы, подобные тем, что используются в иллюзионизме. Есть менталисты-мистификаторы – они утверждают, что на самом деле имеют экстрасенсорные способности, к таким, например, можно отнести Ури Геллера или Вольфа Мессинга (автор не отрицает, что такое возможно, но обращает внимание, что научных доказательств этих способностей найдено не было). А также есть и те, которые говорят, что ничего сверхъестественного в их выступлениях нет, и что все их номера основаны на знаниях в области психологии, физиологии и научного прогресса, так, например, сюда относятся Юрий Горный и Деррен Браун.
Рост интереса к ментализму и его популярности привел к тому, что о нем даже начали снимать сериалы. Так, в 2008 году в США сняли телесериал под названием «Менталист», где главным персонажем является Патрик Джейн – консультант Калифорнийского Бюро Расследований (CBI). При помощи своих способностей он помогает сотрудникам Бюро раскрывать преступления. Ментализм стал проникать в массы и видоизменяться, а магами начали считать не персонажей мифических сказаний и фантастических книг, а обычных людей.
QUIZ: Почувствуй себя менталистом
Говоря иначе, понимание ментализма меняется, а сам он становится ближе к людям, постепенно переходя из области чего-то сугубо магического и фантастического в область практического и полезного в повседневной жизни. Сегодня, владея его приемами, есть возможность научиться магии иного типа – с помощью ментализма можно узнавать, о чем думают другие, врут они или говорят правду, проникать в их подсознание, внушать определенные мысли, влиять на поведение, располагать к себе, входить в доверие, заводить новые связи и т.д. В целом же ментализм помогает людям лучше ориентироваться в социальной жизни и становиться более социально успешными.
Ментализм: основы
Профессиональный менталист – человек, обладающим множеством знаний, связанных, главным образом, с психологией, а также умеющий подмечать закономерности и правильно задавать вопросы. Объем этих знаний и их умелое применение и создают о человеке такое впечатление, будто он является экстрасенсом, телепатом или ясновидящим. Поэтому прежде чем учить теории заговоров, искать в себе задатки чародея и скупать книги по тому как двигать предметы силой мысли, лучше разобраться в особенностях психологии людей и механизмах работы их мозга.
Также для овладения ментализмом нужно обладать аналитическим мышлением, позволяющим не просто наблюдать за людьми, а делать на основе своих наблюдений выводы. Еще следует помнить, что очень часто менталист (а также гадалки или оракулы) сообщает людям не всю правду, а то, что от него хотят услышать, и предугадыванию также можно научиться.
Ко всему сказанному бонусом следует добавить еще и ораторские навыки. Умение говорить красноречиво и убедительно существенно повышает процент доверия окружающих. Владея словом, можно научиться проникать глубоко в сознание людей, убеждать их, внушать определенные установки или разубеждать в чем-то.
Основной вывод таков – успешная практика применения техник ментализма возможна при наличии у специалиста определенных знаний и умений. Чем больше знаний и умений, тем увереннее и внушительнее становится менталист. К примеру, один из перечней таких навыков:
Это можно назвать основами ментализма. Ментализм – это тяжела работа по саморазвитию, получению множества знаний и управлению как своим поведением, так и поведением других людей.
Ментализм: базовые рекомендации
Может показаться, что получить с помощью ментализма о человеке какую-то информацию сложно, да и полученного будет немного. Но это не так. Однако Вы не сможете получить всю информацию сразу, это делается поэтапно начиная с первого блока, и чем больше Вы будете общаться с человеком, тем больше она будет говорить вам о самом человеке.
Так, например, в профайлинге есть 3 блока, с которыми взаимодействует профайлер или же менталист:
1-ый блок информации – то, что легко изменить, что проявляется из-за необходимости и поэтому легко считывается. Сюда входит одежда, общий внешний вид, татуировки, пирсинг и окружающая обстановка. Оценивая эти составляющие мы должны понимать, что получаем вводную информацию, от которой можно отталкиваться, а наш портрет получится скорее всего поверхностным и будет описывать то, что человек демонстрирует обществу.
2-ой блок – то, что изменить труднее и проявляется не всегда. В эту категорию входят психолингвистика, мимика и пантомимимка.
3-ий блок – то, что присуще всегда и практически неизменно: это психофизиологические и психологические особенности человека.
Считывание информации с человека можно сравнить с тем, что делает продавец, общаясь с клиентом в магазине. Разница лишь в том, что он определяет человека, потенциально готового купить товар, а задачи менталиста намного шире. Последний, изучая человека, старается понять, кто он, сколько ему лет, есть ли у него семья и дети, какой образ жизни он ведет, чем увлекается, кем работает, какую религию исповедует и т.д.
Опытный менталист способен выяснить все это (и многое другое) буквально за несколько минут, и этому можете научиться и вы. Постоянно практикуясь и превратив свой мозг в аппарат для считывания и анализа данных, вы составите свою базу ярлыков (не воспринимайте это слово в контектсе нашей беседы негативно, это набор папок, которые упрощают работу сознания). И уже при помощи этих ярлыков сможете научиться быстрее классифицировать людей.
Обучение ментализму лучше начинать с получения общего впечатления об объекте изучения. Наблюдая и отвечая себе на разные вопросы, вы сможете лучше понимать другого человека, а также определять и корректировать цель, ради которой вы это делаете. Поэтому сегодня мы обратимся именно к первому блоку и попробуем понять что можно узнать о человеке, посмотрев на него.
Итак, что нам доступно в первом блоке:
Лицо и глаза
По глазам можно, к примеру, рассказать о возрасте человека. Даже если кто-то выглядит здоровым и молодым, зрелость «выдадут» так называемые «воронь лапки», расположенные в уголках глаз. О том же будут говорить складки на лбу и вокруг рта – у зрелых людей они выделяются немного резче, а сама кожа менее эластична и может чуть-чуть обвисать. Но это Вы итак знаете. А если взять чуть глубже? Обычно морщины появляются от частого использования определенных мышц, так по расположению морщин менталист может выяснить наиболее часто используемую человеком эмоцию. А это напрямую влияет на второй и третий блок. Так, например, если человек часто использует эмоцию гнева и она является для него ведущей, то поведение его будет характеризоваться вспыльчивостью, медлительностью, гневливостью, стремлением все упорядочить, а иногда чрезмерной агрессивностью.
Одежда
Таких характеристик может быть множество, поразмышляйте еще – и вы найдете много интересного. Однако помните, что эти гипотезы нужно проверять.
Физические характеристики (вес, рост, комплекция)
Всем известна классификация на астеников, атлетиков и пикников. Попробуем привести краткую характеристику для каждого. Так, например, астеники чрезмерно чувствительны и очень быстро реагируют на изменения в окружающей среде, они тревожны, щепетильны, усидчивы и часто замкнуты. Пикники наоборот – более расслаблены, часто ищут комфорт (а не безопасность, как астеники), общительны и любят компании. Атлетики часто напористы, подвижны, упрямы и целеустремленны, часто занимаются спортом.
Состояние кожи
Опухлость лица и лопнувшие на носу сосуды характерны для тех, кто часто балуется спиртным. По шрамам можно примерно понять, был ли человек в аварии, перенес операцию, в свою очередь тяжелые ЧМТ могут напрямую влиять на поведение человека. Кожа сероватого оттенка, бледная и как бы восковая – это признак проблем со здоровьем, в частности с кровообращением. Естественный загар, в особенности в зимнее время, говорит, что человек либо ездил отдыхать, либо посещает солярий, а значит ему очень важен внешний вид, что говорит о его стремлении нравиться окружающим и быть в обществе.
Уход за собой
По тому, следит ли человек за своим внешним видом, можно сказать, как он относится к себе и как желает преподносить себя миру. Тщательный уход (подстриженная борода, уложенные волосы, дорогой маникюр и т.п.) предполагает наличие достатка, достижение успеха, стремление к большим целям, требование в уважении. Недостаточный уход за собой – свидетельство либо невысоких доходов, либо безразличия к мнению окружающих. Конечно, по «обложке» судить не стоит, но синтез с остальными характеристиками можно составить представление о человеке вполне можно.
Аксессуары и украшения
Сюда относятся такие вещи как кольца, браслеты, ожерелья, серьги, часы, ювелирные украшения, значки и т.д. Об обручальных кольцах вы, конечно, знаете. А что, если на пальце есть лишь след от такого кольца? Большие и дорогие украшения часто надевают обеспеченные люди или те, кто хочет такими казаться. Медицинский браслет может послужить свидетельством проблем со здоровьем (например, повышая вашу эрудицию можно сказать, что медные браслеты носят люди, страдающие артритом). Стиль часов на руке прекрасно говорит о складе ума и образе жизни: цифровые часы часто носят рационалисты и технари, стиляги любят аналоговые и новомодные (типа Swatch) аксессуары, спортсмены предпочитают атмосферостойкие и дайверские часы и т.д. Если же у человека вообще нет никаких украшений, он с высокой долей вероятности может быть как инровертом, так и тем, кто не особо заботится о своем внешнем виде.
Татурировки
Татуировки – относительно молодое веяние, по крайней мере, в России. Раньше их делали только отдельные социальные группы (в первую очередь те, кто были осуждены), а сегодня тату можно увидеть на ком угодно, причем теперь они избавлены от негативного подтекста. По рисунку на теле можно сказать об отношении к жизни, его интересах, роде деятельности, религиозных и философских взглядах и многих других вещах. Естественно, нельзя забывать и об образе жизни: синие перстни на пальцах, купола на груди или спине, звезды на плечах и коленях и т.п. – все это «второй паспорт» человека, живущего криминалом.
Это только один возможных блоков для анализа, с которыми мы хотели вас познакомить. Однако помните, что ментализм подразумевает внимание не к чему-то одному в поведении, общении и внешнем виде человека, а полноценный комплексный подход. Мы рассказали о самых простых вещах, но ими ограничиваться нельзя. Чтобы техники ментализма приносили плоды, необходимо развивать в себе чувствительность, овладевать психологическими знаниями и расширять их, осваивать техники и постоянно совершенствоваться в своих умениях. Опыт и практика – это краегоульный камень освоения любого искусства.
Ментализм: обучение
Как бы вы ни воспринимали ментализм – в качестве демонстрации применения паранормальных способностей или в качестве умения «читать» людей, лучше их понимать и в определенной степени управлять ими, и этому Вы можете этому научиться.
Одно из майских токшоу Андрея Малахова было посвящено дотоле неизвестному в России чародею Лиору Сушарду, продемонстрировавшему магические номера высочайшего класса. Не заинтересоваться увиденным было невозможно. Но кто он – фокусник? Иллюзионист? Медиум? Маг? Или ловкий мистификатор?
Исполнителей подобного жанра теперь принято называть очень удобным, ём-ким и гибким словом «менталист», если и не все объясняющим, то все покрывающим. А главное, трактуемым по-разному, как кому удобно. В идеале, Mentalism или Mental Magic («ментализм», «ментальная магия», «магия мысли») это психологические опыты, основанные на экстрасенсорных, паранормальных способностях исполнителя, таких как телепатия, ясновидение, психокинез, гипноз, а также – на выдающихся возможностях человеческой памяти. Во всех случаях должно быть неизменно одно: это вид сценического искусства. Все взаправду, но на публику, как в случае с Мессингом.
Менталисты, как правило, не пользуются (вернее, не должны пользоваться) реквизитом фокусников, поскольку у них другой уклон. Загвоздка в том, что очень трудно, а то и невозможно определить, на чем основаны их номера – на искусной мистификации или на подлинной исключительности исполнителя. Разобраться в этом, отделить зерна от плевел – пожалуй и есть самая сложная задача не только для зрителя, но и для специалистов. Отсюда и разное к ним отношение – одни считают их магами, «полубогами», другие – обманщиками и шарлатанами. То есть элемент недоверия всегда присутствует.
«Ментализм» – термин молодой, возникший где-то в середине прошлого века. В России он прижился с 1980-го, с легкой руки иллюзиониста Анатолия Фурманова. Как направление в сценическом искусстве, уже в основе своей он не исключает ловкое трюкачество, мистификацию, манипулирование человеческой психикой.
В 2008 году в США был снят сериал «Менталист», в котором рассказывается о консультанте CBI, Патрике Джейне (в исполнении Саймона Бейкера), превосходном менталисте, психологе-практике и манипуляторе. О том, как он помогает расследовать дела, связанные с убийствами. Его тайная цель найти серийного убийцу, расправивше-гося с его собственной семьей. Сериал получился настолько удачным, что в мае этого года было объявлено о съемках уже седьмого сезона.
Так все-таки кто же они, «менталисты»? Однозначного ответа нет. Поначалу каждый из них претендует на звание мага, чародея, экстрасенса, медиума, но в конце концов сам объявляет себя мастером иллюзиона. Почему? По сути слово «менталист» стало собирательным понятием для всех артистов «неординарного жанра» (не будем путать с артистами оригинального жанра).
Менталистом номер один среди всех ныне живущих считают Джорджа Крескина. Помимо экстраординарных способностей, в которых он сам себе скромно отказывает, это прирожденный шоумен, с легкостью завладевавший вниманием, доверием и любовью зрительской аудитории. На протяжении всей своей долгой жизни он пытался доказать, что аналогичных ему результатов может добиться каждый, если будет следовать его методике. «Я не маг и не экстрасенс, – заявляет Крескин. – В том, что я делаю, нет совершенно ничего сверхъестественного. Я изучаю возможности человеческого сознания, присущие каждому из нас с рождения. И я научу вас использовать их по максимуму.»
Он считает себя исследователем возможностей человеческого разума, издавая одну за другой книги-учебники по «экстрасенсорному восприятию». Я попыталась почитать одну из них («Менталист. Настольная книга развития сверхспособностей сознания») и, честно говоря, бросила – слишком много перемалывания в ступке воды, без конца повторяющихся рассуждений. Надоедает ждать, когда же он наконец доберется до сути. В предисловии к книгам Крескина говорится: «Менталистами называют тех, кто применяет остроту ума, гипноз или внушение и управляет мыслями, поведением и ситуацией». Значит, все-таки маги!
George Joseph Kresge родился в 1935 году в США (отец поляк, мать итальянка) еще в юношеском возрасте официально сменил свое имя на Amazing Kreskin – Удиви-тельный Крескин. Несмотря на его заявления, отличаться от окружающих он начал уже во время детских игр, когда с легкостью находил любые спрятанные предметы. К 11 годам, ощутив в себе определенные склонности, увлекся телепатией и гипнозом, перечитав на эту тему все, что нашел в библиотеке. Он развлекал сверстников собственными опытами и в том же возрасте стал победителем в телевизионном шоу The World’s Youngest Hypnotist – «Самый молодой гипнотизер в мире».
Однако, повзрослев, Крескин уже просил не называть его ни экстрасенсом, ни гипнотизером. «Я не проникаю в сознание людей, – объяснял он, – я читаю их мысли.»
Жажда абсолютных знаний, связанных с тем, чему он посвятил свою жизнь, не притупилась с годами – на сегодняшний день у него самая большая в мире частная библиотека по парапсихологии.
Где только не выступал Крескин – от обычных аудиторий до королевских семей и президентов. За свою долгую карьеру он свыше 500 раз появлялся на телевидении. Пять лет (1971-1975) вел свое собственное шоу на канадском телевидении «Удиви-тельный мир Крескина», выдавая по 26 серий за сезон. Несмотря на свой солидный возраст, Удивительный Крескин по-прежнему в строю – в качестве прорицателя, он появляется в эфире в первый день каждого нового года на каналах Fox News и CNN Today. Его предсказания связаны со спортом, искусством и политикой. И хотя он далеко не всегда попадает в точку, американцы называют его «Нострадамусом XX века».
А еще Крескин обучает сотрудников правоохранительных органов «психологи-ческим методам ведения расследования». За его плечами богатый опыт в раскрытии особо сложных и запутанных дел, «висяков», как называет их наша доблестная отечественная полиция.
В Англии есть свой менталист – Деррен Браун (1971 г.р.), психологический иллюзионист, а также – актер, продюсер и сценарист. Он производит на зрителя ошеломляющее впечатление, но сам утверждает, что в его номерах, основанных на гипнозе и манипуляции человеческим сознанием, ничего сверхъестественного нет. Что все дело во внушении, «искусстве отвлечения внимания», знании психологии и физиологии человека. К тому же он умело пользуется достижениями науки. Браун задействован в психологических фильмах и телешоу, основанных на его способностях.
Наглядным примером фокусника-менталиста может служить израильский шарлатан Рони Маркус (Ronny Marcus), внешне малоприятная личность лет 60-и, с хитрыми глазками шуллера на одутловатом лице, ну уж никак не вяжущимися с ими-джем «сверхчеловека». А ведь именно так назван один из видеосюжетов, снятых о нем: «Технологии богов – Рони Маркус – сверхчеловек». Не больше и не меньше!
Приступая к просмотру ролика, я была уверена, что такой заголовок можно дать только с сарказмом. Ничего подобного! В российских СМИ и на телевизионных шоу Рони Маркус и впрямь преподносится, как всесильный супермаг и колдун, как всемирно известный чудотворец, владеющий левитацией, телекинезом, ясновидением и прочими экстрасенсорными «штучками». «Паранормальные свойства Рони подтвердили ученые из британских университетов и в институте биоэнергетики в Санкт-Петербурге, – сообщает голос за кадром в упомянутом сюжете. – Он водит машину с завязанными глазами, закручивает стрелки часов в обратном направлении, останавливает собственное сердце. Одним взглядом или мановением руки он двигает предметы. Они летают, вращаются и даже взрываются.»
Вот уж, наверное, этот Рони хихикает про себя, насмехаясь над людской легковерностью. Если повнимательнее последить за его руками, то невооруженным глазом видно, что все его фокусы белыми нитками шиты. Вернее – черными.
Приведу в качестве примера один из его коронных номеров: Он отламывает головку цветка гвоздики со стебельком сантиметров пятнадцати; отвлекая внимание ведущего и зрителей разговорами, долго мнет ее, укладывая в ладонь; затем разводит руки по вертикали и цветок на несколько секунд повисает в воздухе – «левитация в чистом виде». Поймав цветок резким схлопыванием ладоней, он вручает его телеведущему.
Для демонстрации этого трюка Маркус использует тончайшую резиновую нить черного цвета, производимую и продающуюся, кстати сказать, в Израиле. Она очень тонкая и эластичная, плюс цвет – ее невозможно заметить, что очень импонирует фокусникам и иллюзионистам всех мастей. В случае с гвоздикой, Маркус имел такую нить (в сжатом виде) на запястье, и когда он долго и довольно неуклюже уминал в ладони цветок, он подсовывал под нее стебель. Помогает она ему и в демонстрации «телекинеза», когда он «усилием воли» сдвигает с места вилку на столе.
В шоу Малахова Лиору Сушарду был обеспечен телемост с Кашпировским. И тот, среди прочего, похвастался Лиору, что водит дружбу с его соотечественником – со «знаменитым Рони Маркусом». Лиор, как человек воспитанный, лишь деликатно улыбнулся.
Почему-то если не все, то многие иллюзионисты, сами выступающие или выступавшие на сцене, считают своим долгом разоблачать собратьев по ремеслу, доказывая, что магии не существует в природе. Не стал исключением и советский иллюзионист Владимир Свечников (1949 г.р.) – фокусник-ветеран из Саратова, большой, самоуверенный толстяк. Он однозначно утверждает, что в ментализме никакими паранормальными чудесами даже не пахнет, что все это сплошные трюки, очень ловко продуманные и осуществляемые, и, по большому счету, ничем не отличающиеся от обычных фокусов.
Как водится у такого рода специалистов, умудренных многолетним опытом, амбиций и регалий у Свечникова вагон и маленькая тележка. Он – популяризатор и теоретик иллюзионного жанра и его «культурологических аспектов», обладатель многочисленных дипломов. А главное – единственный в мире доктор-профессор социологических наук, чья диссертация была посвящена анализу теоретических основ иллюзии и фокусов.
Свечников объясняет (вернее, не объясняет ничего): «Если эти номера выполняются опытным исполнителем, наблюдатели практически не могут объяснить виденного и однозначно приходят к выводу о паранормальности явления. Сомневаю-щиеся могут только предполагать, что явление иллюзорно, но, не зная самих приемов и средств, не способны ничего доказать. Трюки практически не поддаются разгадке логическим путем. Появляются все новые и новые приемы, использующие самые последние достижения наукоемких технологий». Отсюда вытекает, что ментализм однозначно следует относить не к демонстрации паранормальных свойств «магов-исполнителей», а к цирковому искусству фокусника-иллюзиониста.
В «фокусников-иллюзионистов» он записал и Вольфа Мессинга, доказывая, что «самая загадочная фигура ХХ века», знаменитый медиум, гипнотизер и телепат на самом деле таковым не являлся, что творить подобные «чудеса» может каждый. В подтверждение своих слов, Свечников научился всем «трюкам» Мессинга и начал выступать с ними на сцене. (Чтобы понять, что он, как артист оригинального жанра, из себя представляет, я просмотрела несколько видеоклипов с его выступлениями. Все они показались мне заурядными и легко распознаваемыми, а значит – плохо сделанными. И у меня пропал к нему интерес и доверие.)
Кстати, о Мессинге. Я не стану повторять то, что все о нем и так хорошо знают, расскажу только о «проклятии Мессинга». Снять о нем фильм или поставить пьесу пытались многие режиссеры, но все попытки заканчивались. трагичнее некуда. Вот тогда-то и заговорили о «проклятии Мессинга», хотя, казалось бы, за что ему карать людей, которые собирались еще больше прославить его, как личность уникальную. Не говоря уже о том, что именно в стране Советов он нашел защиту и признание, начиная с первого лица государства – Иосифа Сталина. И тем не менее факт остается фактом.
Известный драматург и сценарист Григорий Горин собрался поставить о Вольфе Мессинге пьесу, но через несколько дней после начала работы почувствовал себя так плохо (потерял сон и аппетит, плюс сердечные приступы, тревога, безотчетный страх), что предпочел отказаться от этой затеи.
А потом настала очередь киноварианта. За съемки телесериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» взялись два неразлучных режиссера, много лет ра-ботающие в паре – двоюродные братья Валерий Усков и Владимир Краснопольский (однолетки 1933 г.р.). И тут, как с эпопеей экранизации «Мастера и Маргариты» Булгакова, начали происходить не странности даже, а кошмары. Не успели приступить к съемкам, как у Ускова неожиданно случился инфаркт.
Отправив коллегу в больницу, Краснопольский, не веривший в разного рода предзнаменования, решил продолжить съемки в одиночку, ведь идею снять фильм о Мессинге он вынашивал долгие годы, проштудировав всю, имеющуюся в наличии информацию о нем, все архивы. («Я считаю, что это дар, божественный дар. Ведь он сам говорил: Исследуйте мой мозг. Исследуйте! Что-то в нем не так.») Но на пути к осуществлению долгожданной цели снова встало препятствие – Краснопольского поразил микроинсульт, прямо за рулем машины. Все это надолго выбило обоих режиссеров из колеи, но не заставило отступиться.
Александр Алферов, актер и режиссер Московского государственного камерного театра, должен был сыграть эпизодическую роль персонажа, считавшего Мессинга ловким фокусником, то есть шарлатаном. Но в назначенный день съемок его так и не дождались – накануне вечером он скончался на сцене своего театра, во время спектакля.
Следом в мир иной отправился Роман Гречишкин, воплотивший на экране молодого Мессинга, так и не доиграв свою роль. Он был начинающим актером МХТа, учеником группы Князева, который и рекомендовал его на образ «себя в молодости». Гречишкину было 27 лет. Его (вместе с невестой) сбила на улице машина в самый разгар съемок. «Из-за смерти актера отменили съемки в Аргентине, – рассказывал Краснопольский. И добавил: – Как будто мистическая сила вмешалась!» (Выходит, поверил-таки.)
Среди членов съемочной группы началась тихая паника. Люди жаловались на недомогания, слабость, неизвестно откуда бравшиеся болезни. Начался отток сотрудников – у кого нервы не выдерживали, под любым предлогом покидали проект. Естественно, предрассудки производство сериала не остановили.
А беды продолжались. За время съемочного периода актер Алексей Петренко, сыгравший Сталина, потерял жену (скончавшуюся от рака).
Поначалу в роли зрелого Мессинга автор сценария, драматург Эдуард Володарский (1941-2012), видел только Александра Абдулова (1953-2008). Актеру эта идея пришлась по вкусу и он с энтузиазмом начал готовиться к роли. Увы… сняться не успел. Рак легких отнял у зрителя всеобщего любимца. И сразу все вспомнили, что и сам Мессинг скончался от отека легких.
Заменить Абдулова не побоялся актёр театра и кино, ректор Театрального института им. Щукина, Евгений Князев, не верящий ни в проклятия, ни в рок. И, как мы знаем, роль эта не только была благополучно им сыграна (если не считать, что он пару раз терял на съемочной площадке сознание, а к концу съемок признавался, что полностью обессилил), но и стала лучшей в его актерском послужном списке.
Конечно, все можно списать на случайное стечение обстоятельств, но эзотерики убеждены – да и сам Мессинг утверждал – что случайностей в жизни не бывает. Что касается Свечникова, он живет и здравствует по сей день – «проклятие» «самой загадочной фигуры ХХ века» не зацепило разоблачителя с того света. Может душа Мессинга не спешит обрести и там неудобное соседство?
Известно, что колдуны, ведьмы, маги, чародеи, оракулы, провидцы, медиумы и пр. сопутствуют роду человеческому с самых давних времен, когда, возможно еще и деления на государства не было. Какое племя обходилось (или обходится) без своего шамана – сверхчеловека, обеспечивающего ему связь с миром богов, с миром мертвых, способного входить в контакт с самой Природой. А насколько даже шаманам это удается, остается на их совести. Ведь проверить-то их практически невозможно.
Но коли магия и потребность в ней живет тысячелетиями, значит она существует. Другое дело, что дается такой дар далеко не каждому, а обладать им хочется многим. Отсюда и шарлатанство, обман, уловки, ухищрения. Увы, шарлатан может наложить клеймо не только на самого себя, но и на магию, как явление, в целом. Да и что такое «магия» – скрытые возможности нашего подсознания, наверняка присущие каждому, но открывающиеся единицам – как дар или как результат целенаправленного самопознания.