Сумма скидки к компенсации
Сумма скидки к компенсации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация заключает договор с производителем на участие в Программе снижения розничной цены на определенную группу товаров.
Товар приобретается у дилера. Производитель обязуется компенсировать снижение устанавливаемой организацией розничной цены на товары, участвующие в программе (снижение цены примерно в размере 20%). По факту составления отчета о реализации товаров организация обращается к производителю с требованием об уплате компенсации. Производитель в части отсутствия обязанности по уплате НДС на сумму компенсации ссылается на письмо Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587.
Облагается ли данная компенсация НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Суммы компенсаций в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров, участвующих в программе снижения розничной цены, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании нормы п. 1 ст. 162 НК РФ.
Обоснование позиции:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
По общим правилам согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В целях главы 21 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
По общим правилам в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (с учетом акцизов (для подакцизных товаров)) и без включения в них налога.
В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст.ст. 155-162 главы 21 НК РФ (п. 8 ст. 154 НК РФ).
В частности, согласно абзацу второму п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (абзац третий п. 2 ст. 154 НК РФ).
В письмах Минфина России от 07.12.2018 N 03-07-11/88882, от 02.04.2018 N 03-07-15/20870 (а в письме Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587 приводится ссылка на последнее письмо) отмечено следующее: что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем п. 2 ст. 154 НК РФ*(1).
В свою очередь, согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС при реализации работ (услуг), облагаемых НДС, увеличивается на суммы, полученные за реализованные работы (услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных работ (услуг).
С учетом норм гл. 21 НК РФ и разъяснений контролирующих органов в ситуации, схожей с рассматриваемой, можно сделать следующий вывод: суммы компенсаций в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров, облагаемых НДС, в рассматриваемой ситуации подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании п. 1 ст. 162 НК РФ.
Примером спора, в котором судьи пришли к такому же выводу, служит постановление АС Волго-Вятского округа от 06.08.2018 N Ф01-3148/18 по делу N А39-6479/2017. ОАО «Саранск-Лада» принимало участие в реализации автомобилей по Программе обновления парка колесных транспортных средств и реализовывало предоставленные ОАО «АВТОВАЗ» товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в указанной Программе. За участие в Программе по предоставлению покупателя физическим лицам скидки ОАО «АВТОВАЗ» перечисляло на расчетный счет дилера премии. Размер премий определялся за каждый реализованный автомобиль. Приняв во внимание, что размер поощрительной премии равен размеру скидки, предоставленной физическому лицу, суд пришел к выводам, что денежные средства, полученные от ОАО «АВТОВАЗ» по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию не полученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) При этом суммы НДС по товарам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных средств, подлежат вычету с учетом соблюдения норм ст. 171 и 172 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 13.09.2018 N 03-07-11/65627).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Как рассчитать экономическую эффективность скидки
Дмитрий Гурьев Управляющий партнер консалтинговой компании UCS Group
Журнал «Sales business» № 12 за 2005 год
Принципы применения скидок
Прежде чем перейти к непосредственному описанию видов скидок и к их экономической оценке, следует остановиться на принципах их применения, выполнение которых должно обеспечивать эффективность всей системы скидок.
Во-первых, применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше — его повышению.
Во-вторых, предоставляемая скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к выполнению оговоренных условий.
В-третьих, система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.
Основные виды скидок
Прогрессивные скидки при больших объемах закупки
Это наиболее распространенный вид скидок. Компания устанавливает их прогрессивную шкалу в зависимости от объема партии товара или объема закупок за определенный период. Однако в большинстве случаев такие системы составляются интуитивно и очень часто являются недостаточно эффективными.
Для расчета шкалы скидок может служить принцип не уменьшения уровня прибыли — прибыль при цене со скидкой и новым объемом продаж должна быть не меньше, чем при начальных значениях цены и уровня продаж.
Учитывая этот принцип, можно вывести формулу для расчета скидок.
где текущая маржа — это выручка за вычетом переменных затрат для производственного предприятия или стоимость закупки для торговых компаний. Если у торговой компании большая величина собственных переменных затрат, то их так же следует добавлять к стоимости закупки;
желаемый прирост маржи — это показатель желаемого прироста маржи по отношению к текущему уровню.
Как видно из формулы, для расчета шкалы скидок используются укрупненные данные (маржа и процент наценки) по товарной категории. При этом в самой товарной категории может содержаться большое количество товарных позиций с разными ценами, единицами измерения и объемами продаж.
Использование исходных данных по категории продуктов делает формулу легко применимой на практике, так как шкалу скидок приходится разрабатывать целиком для категорий товаров, а не для отдельных позиций.
Возможны два варианта применения формулы:
- 1) если клиент просит дополнительную скидку, то компания должна решить, какие встречные условия предложить, для того чтобы как минимум сохранить уровень прибыли;
2) разработка общей шкалы скидок для всех клиентов по определенной товарной категории.
ПРИМЕР 1
Клиент просит дополнительную скидку
Допустим, клиент ежемесячно закупает определенную категорию товаров на сумму 40 000 рублей с учетом предоставленной клиенту скидки 2 %. То есть по прайс-листу такая партия стоит 40 816 рублей (40 000 руб/(1–2 %/100 %)). Средняя торговая наценка по данной товарной категории составляет 25 %. Таким образом, закупочная цена рассматриваемой партии товара равна 32 653 рубля (40 816 руб/ (1 + 25 %/100 %)), а текущая маржа 7347 рублей (40 000–32 653).
Итак, клиент просит большую скидку. Например, 4 % или 7 %. Какие встречные условия должна предложить компания для того, чтобы сохранить уровень прибыли? Допустим, для уровня скидки в 7 % и более компания установила желаемый прирост маржи в 1000 рублей по сравнению с предыдущим уровнем 7347 рублей. Рассчитаем по приведенной выше формуле необходимый объем продаж в денежном выражении для каждого уровня скидки (см. табл. 1).
Показатель |
Показатель |