Сумма скидки к компенсации

Сумма скидки к компенсации

Сумма скидки к компенсации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Сумма скидки к компенсации

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация заключает договор с производителем на участие в Программе снижения розничной цены на определенную группу товаров.
Товар приобретается у дилера. Производитель обязуется компенсировать снижение устанавливаемой организацией розничной цены на товары, участвующие в программе (снижение цены примерно в размере 20%). По факту составления отчета о реализации товаров организация обращается к производителю с требованием об уплате компенсации. Производитель в части отсутствия обязанности по уплате НДС на сумму компенсации ссылается на письмо Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587.
Облагается ли данная компенсация НДС?

Сумма скидки к компенсации

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Суммы компенсаций в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров, участвующих в программе снижения розничной цены, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании нормы п. 1 ст. 162 НК РФ.

Обоснование позиции:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
По общим правилам согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В целях главы 21 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
По общим правилам в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (с учетом акцизов (для подакцизных товаров)) и без включения в них налога.
В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст.ст. 155-162 главы 21 НК РФ (п. 8 ст. 154 НК РФ).
В частности, согласно абзацу второму п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (абзац третий п. 2 ст. 154 НК РФ).
В письмах Минфина России от 07.12.2018 N 03-07-11/88882, от 02.04.2018 N 03-07-15/20870 (а в письме Минфина России от 10.09.2018 N 03-07-11/64587 приводится ссылка на последнее письмо) отмечено следующее: что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем п. 2 ст. 154 НК РФ*(1).
В свою очередь, согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС при реализации работ (услуг), облагаемых НДС, увеличивается на суммы, полученные за реализованные работы (услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных работ (услуг).
С учетом норм гл. 21 НК РФ и разъяснений контролирующих органов в ситуации, схожей с рассматриваемой, можно сделать следующий вывод: суммы компенсаций в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров, облагаемых НДС, в рассматриваемой ситуации подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании п. 1 ст. 162 НК РФ.
Примером спора, в котором судьи пришли к такому же выводу, служит постановление АС Волго-Вятского округа от 06.08.2018 N Ф01-3148/18 по делу N А39-6479/2017. ОАО «Саранск-Лада» принимало участие в реализации автомобилей по Программе обновления парка колесных транспортных средств и реализовывало предоставленные ОАО «АВТОВАЗ» товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в указанной Программе. За участие в Программе по предоставлению покупателя физическим лицам скидки ОАО «АВТОВАЗ» перечисляло на расчетный счет дилера премии. Размер премий определялся за каждый реализованный автомобиль. Приняв во внимание, что размер поощрительной премии равен размеру скидки, предоставленной физическому лицу, суд пришел к выводам, что денежные средства, полученные от ОАО «АВТОВАЗ» по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию не полученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) При этом суммы НДС по товарам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных средств, подлежат вычету с учетом соблюдения норм ст. 171 и 172 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 13.09.2018 N 03-07-11/65627).

Сумма скидки к компенсации

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Энциклопедия маркетинга

Каталог консалтинговых компаний

Библиотека маркетолога

Как рассчитать экономическую эффективность скидки

Дмитрий Гурьев Управляющий партнер консалтинговой компании UCS Group
Журнал «Sales business» № 12 за 2005 год

Принципы применения скидок

Прежде чем перейти к непосредственному описанию видов скидок и к их экономической оценке, следует остановиться на принципах их применения, выполнение которых должно обеспечивать эффективность всей системы скидок.

Во-первых, применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше — его повышению.

Во-вторых, предоставляемая скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к выполнению оговоренных условий.

В-третьих, система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.

Основные виды скидок

Прогрессивные скидки при больших объемах закупки

Это наиболее распространенный вид скидок. Компания устанавливает их прогрессивную шкалу в зависимости от объема партии товара или объема закупок за определенный период. Однако в большинстве случаев такие системы составляются интуитивно и очень часто являются недостаточно эффективными.

Для расчета шкалы скидок может служить принцип не уменьшения уровня прибыли — прибыль при цене со скидкой и новым объемом продаж должна быть не меньше, чем при начальных значениях цены и уровня продаж.

Учитывая этот принцип, можно вывести формулу для расчета скидок.

Сумма скидки к компенсации

где текущая маржа — это выручка за вычетом переменных затрат для производственного предприятия или стоимость закупки для торговых компаний. Если у торговой компании большая величина собственных переменных затрат, то их так же следует добавлять к стоимости закупки;
желаемый прирост маржи — это показатель желаемого прироста маржи по отношению к текущему уровню.

Как видно из формулы, для расчета шкалы скидок используются укрупненные данные (маржа и процент наценки) по товарной категории. При этом в самой товарной категории может содержаться большое количество товарных позиций с разными ценами, единицами измерения и объемами продаж.

Использование исходных данных по категории продуктов делает формулу легко применимой на практике, так как шкалу скидок приходится разрабатывать целиком для категорий товаров, а не для отдельных позиций.

Возможны два варианта применения формулы:

    1) если клиент просит дополнительную скидку, то компания должна решить, какие встречные условия предложить, для того чтобы как минимум сохранить уровень прибыли;
    2) разработка общей шкалы скидок для всех клиентов по определенной товарной категории.

ПРИМЕР 1

Клиент просит дополнительную скидку

Допустим, клиент ежемесячно закупает определенную категорию товаров на сумму 40 000 рублей с учетом предоставленной клиенту скидки 2 %. То есть по прайс-листу такая партия стоит 40 816 рублей (40 000 руб/(1–2 %/100 %)). Средняя торговая наценка по данной товарной категории составляет 25 %. Таким образом, закупочная цена рассматриваемой партии товара равна 32 653 рубля (40 816 руб/ (1 + 25 %/100 %)), а текущая маржа 7347 рублей (40 000–32 653).

Итак, клиент просит большую скидку. Например, 4 % или 7 %. Какие встречные условия должна предложить компания для того, чтобы сохранить уровень прибыли? Допустим, для уровня скидки в 7 % и более компания установила желаемый прирост маржи в 1000 рублей по сравнению с предыдущим уровнем 7347 рублей. Рассчитаем по приведенной выше формуле необходимый объем продаж в денежном выражении для каждого уровня скидки (см. табл. 1).

Таблица 1. Расчет требуемого объема продаж

ПРИМЕР 2

Разработка общей шкалы скидок

Для этого необходимо проделать следующие расчеты:

    1) определить начальный объем продаж, с которого начинаются скидки (допустим, 75 000 рублей);
    2) установить приемлемую сумму маржи для каждого уровня скидки, которую компания хотела бы получить;
    3) полученные объемы продаж для каждого уровня скидки можно округлить в большую сторону до ближайшего круглого числа;
    4) обязательно проверить, насколько привлекательна для клиентов такая шкала скидок.

Для варианта, когда торговая наценка равна 20 %, получим следующую таблицу (см. табл. 2).

Показатель
Таблица 2. Расчет шкалы скидок

Эта группа скидок должна мотивировать клиента к выполнению таких контрактных условий, которые выгодны для компании. Контрактные скидки могут быть обусловлены сроком оплаты, определенным видом платежа или валюты, закупкой определенной товарной линейки и т. д.

Для установления условий по сроку оплаты, валюте платежа и по виду платежных средств экономической оценкой может служить банковский процент, затраты на конвертацию и банковские услуги, а для линейки и сортности — затраты на замораживание оборотных средств и другие выгоды от комплексного заказа.

Таким образом, компания устанавливает для клиента такие условия, выполнение которых интересно для клиента и выгодно для компании. И наоборот, возможно установление наценок на условиях, которые невыгодны компании.

ПРИМЕР 3

Скидка, обусловленная сроком оплаты

Примером установления условий по сроку оплаты может служить следующая схема. Существует базовая цена товара при оплате по факту поставки. При этом имеется возможность предоставить отсрочку клиенту на 30 дней либо получить предоплату от клиента на 30 дней. Если компании выгодно мотивировать клиента к тому, чтобы он расплачивался раньше, можно установить скидку при предоплате и, наоборот, наценку при отсрочке платежа.
Ставкой сравнения может служить банковский процент. Возьмем для примера 18 % годовых или 1,5 % в месяц. Таким образом, компания может установить условия чуть лучше, чем банковская ставка (например, скидка 2 % при предоплате и наценка 2 % при отсрочке платежа) для того, чтобы клиенту было интересно оплачивать товар раньше.

ПРИМЕР 4

Скидка, обусловленная валютой расчетов

У клиентов компании, занимающейся торговлей автозапчастями для иномарок, была возможность оплачивать товар разными видами наличной валюты (рублями, долларами и евро). Но при сложившейся системе оплаты долларов было в избытке, рублей не хватало, а евро на тот момент еще не получил достаточного распространения.

Тогда была составлена и проанализирована «карта потоков валют» — то есть было оценено, в каком объеме компания получает разную валюту и в каком объеме существует необходимость ее тратить, с учетом всех условий по конвертации и стоимости банковских услуг. После чего условия по приему валюты и внутреннему курсу были аккуратно изменены в сторону более выгодных условий с точки зрения компании.

ПРИМЕР 5

Скидка, обусловленная комплексом условий

Однако такая схема работает тоже не всегда. Иногда клиенты (особенно небольшие) говорят: «Ты дай мне сейчас 3 % и мне больше не надо». Важно не забывать принцип привлекательности скидки для клиента и отслеживать, что реально вызывает у него интерес.

Следующим важным пунктом контракта являются условия доставки товара. Компания может предусмотреть дополнительные действия по стимулированию клиентов к выполнению выгодных для нее условий. Например, при наличии постоянного автопарка продавцу необходимо стараться доставлять товары собственным автотранспортом (в пределах норм загрузки транспортных средств), поскольку простой автомобилей так или иначе скажется на финансовых результатах. А стабильная загрузка автопарка может принести выгоды как прямые экономические, так и косвенные (в виде удобства для клиентов).

Наценка при предоставлении дополнительной услуги по доставке может быть обоснована тем, что ее сумма несколько меньше, чем стоимость альтернативной услуги по доставке при использовании клиентом наемного транспорта.

Напротив, если у клиента есть свой транспорт, он вправе потребовать скидку. Но в этом случае продавец может установить скидку несколько меньшую, чем собственные затраты на доставку.

Сезонные (праздничные) скидки для перераспределения спроса

Применение сезонных скидок позволяет перераспределить спрос во времени — обеспечить равномерную загрузку и снизить совокупный спрос в пиковые периоды.

Сезонность спроса является распространенной ситуацией в условиях ограниченных производственных мощностей компании, когда в период пика она не может обеспечить все заявки, а в период спада вынуждена простаивать. В таком случае скидки призваны перераспределить спрос во времени и стимулировать покупателей приобретать товар раньше наступления сезона и соответственно уменьшать спрос в периоды пика.

      Глоссарий
      Затраты на переключение — это затраты, которые придется понести покупателю при переключении на новый товар или нового продавца. Затраты могут быть как денежные (потеря скидки), так и психологические (привычка, удобство для покупателя). — Примеч. автора.

Сезонные колебания могут быть как в течение длительного времени (например в летние месяцы или новогодние праздники), так и в короткие периоды — неделя и день. Тогда пиковыми могут быть соответственно выходные дни и вечерние часы. Поэтому в некоторых супермаркетах предоставляют скидки пенсионерам при совершении ими покупки до 12 часов. Экономическим критерием эффективности таких скидок может служить оценка выгоды от перераспределения спроса и упущенной прибыли при необеспечении пикового спроса.

Если компания целенаправленно готовится к повышению покупательной активности, иногда применяются праздничные скидки, основная цель которых — оживление торговли и привлечение клиента именно в свой магазин в период заранее прогнозируемого повышения покупательной активности.

Сезонные скидки для ликвидации товара

Другим видом сезонных скидок являются скидки для избавления от товара, основная задача которых — стимулировать спрос для ликвидации остатков. Если компании не удалось продать все товары, имеющие сезонный спрос в период пика продаж, то у нее есть две возможности: хранить эти остатки до следующего сезона или предоставить скидки для возможной ликвидации остатков. Поэтому экономической оценкой для расчета таких скидок является оценка затрат на хранение продукции. При этом следует учесть как прямые затраты (в основном использование занимаемых площадей), так и косвенные (риски физического и морального старения товара, потеря товарного вида и т. д.). Таким образом, если затраты на хранение товара велики, а рассчитанная скидка действительно способна привлечь достаточное число покупателей, то применение такого вида скидок целесообразно.

Предупреждение неблагоприятных налоговых последствий

При применении скидок необходимо учитывать положения статьи 40 Налогового кодекса РФ, в которой установлены принципы определения цены товаров, работ, услуг. По общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Но следует помнить, что при отклонении цены более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). При выявлении отклонения они вправе доначислить налог и пени.

Поэтому если максимальный размер скидки составляет 20 % от уровня обычной цены (если цены держатся на уровне среднерыночных), то у налоговых органов не возникает повода придраться к продавцу. Если же предполагаются скидки более 20 %, то такие действия необходимо объяснять тем, что скидки обусловлены маркетинговой политикой организации-налогоплательщика. Или сезонными и иными колебаниями спроса. Эти факторы налоговые органы обязаны учитывать при расчете рыночной цены. На эти и другие обстоятельства, перечисленные в пункте 3 статьи 40 НК РФ, налогоплательщик вправе сослаться, защищая свои интересы.

Однако такие действия необходимо обязательно подтверждать соответствующими документами. В обязательном порядке они должны быть закреплены в специальных внутренних документах. Это может быть приказ или распоряжение руководителя организации. Кроме того, указание на формирование цены сделки с учетом скидок в рамках проведения маркетинговой политики также можно отразить в тексте договора купли-продажи товаров, реализуемых со скидкой, в счете на оплату товара. Это является доказательством того, что цена товара не занижена вследствие иных причин.

Привлечение новых клиентов и удержание старых

Основная задача систем скидок, направленных на привлечение новых покупателей, заключается в формировании в некоторый промежуток времени таких условий, которые бы обеспечивали заинтересованность и побуждали покупателя обратиться именно к этому продавцу. Причем для достижения такого результата необязательно снижать цену на все товары. Достаточно снизить ее лишь на несколько так называемых товаров-«индикаторов», цены на которые помнит покупатель и по которым судит об уровне цен всей компании.

Товары-«индикаторы» должны занимать небольшой объем в общей массе продаваемых товаров, поскольку снижение цены на большую часть ассортимента либо на «основной» товар может привести к значительным экономическим потерям. Таких товаров может быть не более 3–5 в каждой товарной категории, и именно по ним покупатель должен знать уровень цен. Покрытие потерь от снижения цен на некоторые товары должно осуществляться за счет дополнительной реализации других товаров, на которые цена может быть и завышенной.

После того как компании удалось привлечь новых покупателей, следующей задачей является удержание их — формирование таких условий, при которых клиент, сделавший первую покупку, будет заинтересован приобретать товар у данного продавца и в дальнейшем. При этом идеальным вариантом можно считать ситуацию, при которой каждая последующая покупка будет все больше и больше повышать этот интерес. Такую задачу довольно успешно можно решить, используя систему накопительных скидок: они должны быть существенны для покупателя и должны превышать затраты на переключение при обращении его в другую компанию.

Дилерские скидки

Итак, если грамотно разработать и рассчитать систему скидок, то они будут экономически выгодны как для самой компании, так и для покупателя. Причем эффект, который производит скидка, измеряется не только экономической выгодой. Компания, предоставляющая скидку своим покупателям, демонстрирует заботу, уважение и повышенный интерес к ним, что чаще всего провоцирует их лояльность к компании. А лояльность покупателя стоит дороже денег

* Подробнее о ценовой политике при организации каналов распределения продукции читайте в статье «Цена для дистрибьютора» в прошлом номере журнала «Sales bussines/Продажи» (№ 11, 2005). — Примеч. редакции.

Источник

Бонусы от поставщика: такие приятные, но такие опасные. Что говорит судебная практика

Сумма скидки к компенсации

Главная проблема современного ведения бизнеса не в том, чтобы произвести продукцию, а в том, чтобы ее продать. Это заставляет производителей (продавцов) искать различные способы продвижения своих товаров на рынке. Одним из самых известных способов стимулирования продаж является выплата продавцом своим покупателям так называемых мотивационных бонусов.

За выполнение заранее установленных условий договора или по иным основаниям продавец может поощрить покупателя, предоставив скидки, премии, бонусы, подарки. Условие о предоставлении поощрения может быть предусмотрено как непосредственно в договоре, так и в отдельном соглашении, являющемся его неотъемлемой частью (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Вид и размер такого поощрения определяет поставщик и согласовывает его с покупателем (п. 2 ст. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Такую точку зрения Минфин России высказывал ранее в письмах от 22.01.2020 № 03-07-11/3355, от 08.02.2018 № 03-07-11/7487, от 16.08.2017 № 03-07-11/52516.

Но все должны понимать, что в каждом деле имеются свои нюансы, как говорится, «дьявол кроется в деталях».

Это подтверждается совсем свежим Определением ВС РФ от 5 июля 2021 г. N 301-ЭС21-4267.

История дела

В рамках дилерских соглашений между ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (продавец) и ООО «Динамика Сыктывкар» (покупатель) заключены договор поставки автомобилей «Nissan», а также договор поставки автомобилей «Datsun».

В силу пункта 8 договоров, в рамках выполнения дилером обязательств по договору ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение определенных условий.

При этом под премией понимается рассчитываемая на условиях, определяемых поставщиком, выплата стимулирующего характера, применяемая для увеличения объема закупок покупателем товаров у поставщика и стимулирующая покупателя к выполнению условий договора и рекомендаций поставщика, в том числе путем частичной или полной компенсации сопутствующих затрат и (или) потерь покупателя.

В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 договора, в целях стимулирования оптовых покупок и поддержки дистрибьюции товара на территории России поставщик выплачивает покупателю премии при выполнении следующих условий:

ООО «Динамика Сыктывкар» получило от ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» премии в размере 90 188 974 руб. 69 коп., в том числе компенсацию недополученного дохода в сумме 59 114 763 руб. 02 коп.

Как это обычно бывает, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов ООО «Динамика Сыктывкар» за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением налогоплательщику доначислены налоговые платежи в сумме 12 489 978 руб. 83 коп., в том числе НДС – 8 986 317 руб., пени 2 448 786 руб. 39 коп., штраф – 724 937 руб. 59 коп. Не согласившись с решением части доначисления НДС, Общество обратилось в арбитражный суд.

Еще больше важных дел из судебной практики по налоговым спорам мы рассмотрим на бесплатном вебинаре 26 августа.

Но все судебные инстанции, включая Верховный суд, подтвердили обоснованность решения налоговиков.

Основные выводы суда

Размер премий, выплачиваемых дилеру за соблюдение условий договора поставки, напрямую зависел от суммы скидок, предоставленных конечному покупателю при продаже новых транспортных средств за отчетный период, и рассчитывался за единицу конкретного товара. Тем самым премия напрямую связана со скидкой, получаемой конечным покупателем при покупке нового автомобиля.

Указанные премии начислялись Обществу за реализованный конечному покупателю автомобиль по сниженным ценам, с привязкой к конкретному автомобилю с указанием в приложении к акту начисления премий VIN автомобиля, и представляют собой сумму частичной компенсации потерь (недополученного дохода) дилера.

Суммы полученных премий Общество учитывало в составе прочих доходов и отражало поступившие денежные средства на счетах 76.05 «расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками» и 91.01 «прочие доходы». В налоговом учете суммы полученных вознаграждений Общество относило к внереализационным доходам, налог на добавленную стоимость с них не исчислялся.

ООО «Динамика Сыктывкар» при приобретении автомобилей у ООО «Ниссан Мэнуфакчуринг РУС» уплачивало и заявляло в составе вычетов суммы по НДС, предъявленные поставщиком на основании выставленных счетов-фактур и товарных накладных в общеустановленном порядке.

С учетом изложенного, налоговая пришла к обоснованному выводу, что указанные премии по своей правовой природе являются суммами, полученными за реализованные товары, представляют собой компенсацию неполученной Обществом выручки, и связаны с оплатой реализованных конечным покупателям транспортных средств по заниженной цене, в связи с чем признала неправомерным отнесение налогоплательщиком премий в состав внереализационных доходов.

При этом инспекцией по выплатам продавцом покупателю иных премий за выполнение количественных и качественных показателей, рассчитываемых в процентах от объема продаж, включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), доначисление НДС не производилось.

Фактически, указанные выплаты произведены в счет покрытия убытков дилера от реализации по сниженным ценам (с учетом скидок) новых автомобилей, поставленных ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус».

Таким образом, выводы инспекции о том, что выплаченные Обществу премии связаны с оплатой реализованных товаров и являются по своей сути доходами от реализации, подлежащими включению в налоговую базу по НДС при их фактическом получении, являются обоснованными.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что фактически ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» произведена компенсация Обществу убытков за ранее реализованный товар покупателям.

Выручка от реализации автомобилей увеличивалась на суммы премий в момент их получения на основании актов начисления премий ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», соответственно, такие премии подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 167 НК РФ в налоговом периоде, в котором составлены документы.

Резюме

Если у вас имеются случаи реализации товара ниже себестоимости и при этом вы получаете бонусы от поставщиков, будьте готовы к тому, что при налоговой проверке вам могут доначислить НДС на разницу между стоимостью полученного товара и ценой реализации товара.

Рекомендую ознакомиться с судебным решением, в котором подробно расписаны все ошибки налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров по делу № А29-14874/2019 от 17 июля 2020 года).

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показатель