До 7 лет Лидия проживала в селе Поповкино Вологодской губернии. Затем семья переехала в Грязовец (также Вологодской губернии) и поселилась на улице Топоровской (ныне улица М. Горького). Ее отец служил в Упродкоме.
С ранних лет много читала, особенно ее увлекали романы Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса и Жюля Верна. В одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок и тогда же сама начала писать пьесы. Она вспоминала: «Их названий сейчас не помню. Сама эти пьесы ставила, и сама же играла главные роли. Было это в углу двора, около забора».
Лидия Сухаревская в театре
В 1927 году она поступила в Первую Государственную студию. Денег в семье не было, девушка была принята «в счет хозяйственных расходов студии». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» У. Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. После трех лет довольно хаотичного обучения вся группа студийцев была принята в Агит-театр, который получил звание Колхозного. Позже актриса отмечала: «Работа была большая и интересная. Мы ездили по колхозам и крупным фабрично-заводским центрам и не только играли, но и сами были монтировщиками, и костюмерами, и осветителями, и бутафорами. Работалось дружно и весело».
Лидия Сухаревская в молодости
Когда Колхозный театр распался, Лидия перешла работать в ТРАМ, где прослужила год, после чего работала в труппе Радиокомитета. Вскоре Сухаревская получила приглашение играть роль Тани в пьесе Катаева «Дорога цветов». Так она впервые попала в профессиональный театр – ленинградский Театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Работа в театре Комедии принесла актрисе популярность и дала возможность работы с ведущими режиссерами, в том числе Н. П. Акимовым, Н. С. Рашевской, Г. М. Козинцевым, Р. Р. Сусловичем. За 11 лет в театре сыграла 20 ролей. В 1944 году, в эвакуации в Сталинабаде во время пребывания там театра Комедии, удостоена звания «Заслуженная артистка Таджикской ССР».
Работы Лидии Сухаревской в Ленинградском театре комедии:
В 1944 году, после возвращения театра Комедии из эвакуации, покинула его труппу.
В 1962-1963 годах играла в Московском театре Сатиры, где исполнила несколько трагических ролей, которые обычно не значились в её репертуаре, показав себя с новой стороны, как актриса разноплановая, умеющая находить живое и рациональное одновременно в любой роли. В т.ч. сыграла Хизиону в постановке «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу.
Работы Лидии Сухаревской в театре на Малой Бронной:
В 1974 году вернулась в Московский театр им. В. Маяковского, где и играла до конца своей жизни.
Лидия Сухаревская в кино
В 1939 году она дебютировала в фильме режиссера А.А. Роу «Василиса Прекрасная» в роли Белендрясы Петровны.
Лидия Сухаревская в фильме «Василиса Прекрасная»
За роль великой княгини Елена Павловны в биографическом фильме «Мусоргский» в 1951 году актриса была удостоена Государственной премии СССР.
Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. А. Абрамову в 1974 году.
Член Союза кинематографистов СССР (Москва).
Лидия Сухаревская скончалась 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище в одной могиле с мужем Борисом Тениным.
Личная жизнь Лидии Сухаревской:
Познакомились в 1937 году в ленинградском Театре Комедии.
Они вместе играли в театре и кино, являлись одним из самых известных семейных театральных дуэтов на советской сцене. На экране запомнились по исполнению главных ролей в фильме-спектакле «Старомодная комедия», поставленном в 1975 году.
Пара всегда была неразлучна с момента встречи. Они вместе приходили в театры, вместе уходили. В то время частые переходы из театра в театр совсем не приветствовались ни высоким руководством, ни общественным мнением, но они не обращали на это внимания.
Они не затмевали, но дополняли друг друга – и в жизни, и на площадке, и на сцене. Они прожили долгую и счастливую жизнь, в которой были и взлеты, и падения.
Супруги собирали книги, у них была большая библиотека.
Борис Михайлович ушел из жизни 8 сентября 1990 года в 85 лет. Лидия Михайловна пережила мужа всего лишь на один год. Оба похоронены на Ваганьковском кладбище.
В 2007 году была открыта мемориальная доска Борису Тенину и Лидии Сухаревской на фасаде дома номер 49 на Большой Никитской улице в Москве.
Лидия Сухаревская и Борис Тенин
Лидия Сухаревская и Борис Тенин в фильме-спектакле «Старомодная комедия»
Фильмография Лидии Сухаревской:
Сценарии Лидии Сухаревской:
Пьесы Лидии Сухаревской:
На балу удачи (совм. с Е. Л. Якушкиной) Моя окраина (совм. с Е. Л. Якушкиной) Несущий в себе (в 1960-м году пьеса переработана в сценарий телефильма «Жизнь сначала»)
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[
userinfo
|
livejournal userinfo
]
[
archive
|
journal archive
]
СУХАРЕВСКАЯ Лидия Петровна
[сент. 7, 2009|06:20 am]
Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943)
Народная артистка РСФСР (1967)
Лауреат Государственной премии СССР (1951 – за участие в фильме «Мусоргский»)
Народная артистка СССР (1990)
Лидия Сухаревская родилась в Петергофе 30 августа 1909 года.
Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», – говорила сама Лидия Павловна. После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью становятся жительницами Ленинграда.
Сухаревская еще будучи старшеклассницей приобрела богатый жизненный опыт. Помогая матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, и даже поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На курсах был организован драмкружок, руководительница которого посоветовала девушке стать актрисой.
В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию в класс Н. Иванова. Так как мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт». Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агиттеатр, который так же был известен как «Колхозный театр». Вместе с труппой пробыла до распада театра.
Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.
Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступил в 1933 году, когда ее приняли в труппу Ленинградского театра комедии, который до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии». В нем происходит формирование творческой индивидуальности актрисы. Работая под руководством известного режиссера и художника Н. Акимова, Сухаревская приобрела вкус к остроте сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли, интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в таких работах «акимовского периода», как Юлия Джули («Тень» Е.Шварца), Бетти Уайтхауз («Опасный поворот» Дж.-Б.Пристли), Элли («Дорога в Нью-Йорк» Л.Малюгина), Элиза Дулитл («Пигмалион» Бернарда Шоу).
С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 году Сухаревская стала заслуженной артисткой Таджикской ССР. В 1944 году Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская принимает решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности – эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняют столь радикальный поворот в судьбе актрисы.
В течение последующих 20 лет Сухаревская меняла несколько московских театров, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр им. Вл.Маяковского) актриса запомнилась зрителям в роли Мальцевой («Директор» С.Алешина); в Театре-студии киноактера — в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской в одноименной пьесе бр. Тур и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Г.Ибсена; в Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
«Перебегание» с места на место не поощрялось, однако актриса руководствовалась исключительно творческими соображениями: ради интересной роли и талантливого режиссёра могла пойти хоть на край света. Кроме того, Сухаревская меняла театры вместе с мужем, Борисом Тениным, который по характеру абсолютно соответствовал супруге.
С 1963-го по 1974 год Сухаревская работает в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В ее репертуаре этого периода преобладают роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной). С успехом Сухаревская играет роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создает необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Евтушенко. В 1967 году она получает звание народной артистки РСФСР.
С 1974 года Сухаревская вновь служит в Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главная тема творчества актрисы – необходимость хранить верность идеалам добра и красоты, беречь неповторимость человеческой индивидуальности – прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.
Кинокарьера Лидии Сухаревской началась с роли Белендрясы в «Василисе Прекрасной» в 1939 году.
Потом были: Вера («Танкер Дербент»), Нина Ивановна («Суд чести»), Татьяна Улыбышева («Звезда»), Римская-Корсакова («Римский-Корсаков»), Александра Петровна («Бессмертный гарнизон»), Манька («Шторм»), Антонина Ивановна («Жизнь сначала»), Анна («Райские яблочки»), королева Власта («Каин XVIII»), Лидия Ивановна («Анна Каренина»), Елизавета Максимовна («Шофёр на один рейс») и другие.
В 1951 году Сухаревской присуждается Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствует актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок», «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открывает фильмом «Жизнь сначала», в котором она является автором сценария и исполнительницей главной роли.
Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф.Абрамову в 1974 году.
В 1990 году Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.
Ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа.
По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) был организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.
МАДТ имени В. В. Маяковского, МДТ на Малой Бронной
Ли́дия Па́вловна (Петро́вна) Сухаре́вская (1909—1991) — сценарист, актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).
В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна»).
Содержание
Биография
Детство провела в селе Поповкино Вологодской губернии. С юности стала увлекаться драматическим искусством и в одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок. В 1924 году после смерти отца переехала в Ленинград. И в Ленинграде занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности — Вильгельм Телль.
В 1927 году Лидия поступила в 1-ю Государственную студию по классу Н. Н. Иванова. Так как мать будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то Лидия Петровна была принята к обучению «в счет хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агит-театр, который получил звание «Колхозного театра». Вместе с труппой пробыла до распада театра.
В 1931 году Лидия стала актрисой ЛенТРАМ, но, неудовлетворённая работой, ушла оттуда через год в труппу Радиокомитета под руководством Ю. Н. Калганова. В ней сыграла несколько интересных ролей. Тогда же была замечена Д. Г. Гутманом и получила приглашение в Театр Комедии. В 1933 году остоялся дебют на этой сцене — роль Тани в пьесе В. П. Катаева «Дорога цветов». Работа в театре Комедии принесла актрисе популярность и дала возможность работы с ведущими режиссёрами, в том числе Н. П. Акимовым, Н. С. Рашевской, Г. М. Козинцевым, Р. Р. Сусловичем. За 11 лет в театре сыграла 20 ролей. В 1943 году, в эвакуации в Сталинабаде во время пребывания там театра Комедии, удостоена звания «Заслуженная артистка Таджикской ССР».
В 1944 году, во время возвращения театра Комедии из эвакуации, Лидия Петровна покинула его труппу. В 1946 году поступила в Московский театр драмы. На этой сцене сыграла одну из лучших своих ролей — Лидию Васильевну Жербер в мелодраме А. Н. Арбузова «Старомодная комедия» (1976). Партнёром Сухаревской в спектакле этом спектакле выступил её муж, также бывший «акимовец» Борис Тенин.
С 1946 года Сухаревская одновременно выступала в Театра-студии киноактера и МАТС, где исполнила несколько трагических ролей, которые обычно не значились в её репертуаре, показав себя с новой стороны, как актриса разноплановая, умеющая находить живое и рациональное одновременно в любой роли.
В 1963—1976 годах Лидия Сухаревская — актриса МДТ на Малой Бронной. Основными ролями на этой сцене стали Мать в одноименной пьесе К. Чапека, Клер Цеханасьян в «Визите дамы» Ф. Дюрренматта, Эдит Пиаф в «На балу удачи».
Актриса много и удачно снималась в кино. В кино с 1939 года, первая роль — Белендряса Петровна в фильме А. А. Роу «Василиса Прекрасная».
В 1974 году актриса вернулась в МАДТ имени В. В. Маяковского, где и играла до конца своей жизни.
Лидия Петровна Сухаревская ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище в одной с могиле с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным.
Награды
Сценарии
Лидия Сухаревская автор нескольких пьес и сценариев:
Фильмография
Интересные факты
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сухаревская, Лидия Петровна» в других словарях:
Сухаревская Лидия Петровна — (1909, село Поповкино Вологодской губернии 1991, Москва), актриса, народная артистка РСФСР (1967). В 1931 окончила 1 ю Художественную студию в Ленинграде. В 193344 актриса ленинградского Театра комедии. С 1944 в Москве.… … Москва (энциклопедия)
СУХАРЕВСКАЯ Лидия Петровна — (р. 30.8.1909), советская актриса. Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943). Народная артистка РСФСР (1967). В 1931 окончила 1 ю художественную студию в Ленинграде. В 193444 в Ленинградском театре комедии, с 1946 в Москве в Театре… … Кино: Энциклопедический словарь
Сухаревская Лидия Петровна — (1909 1991), актриса, народная артистка СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 1934 45 в Ленинградском театре комедии, в 1963 74 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1974 в Театре им. Маяковского. При глубокой психологической… … Энциклопедический словарь
Сухаревская Лидия Петровна — (19091991), актриса, народная артистка СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 193445 в Ленинградском театре комедии, в 196374 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1974 в Театре имени Вл. Маяковского. При глубокой… … Большой Энциклопедический словарь
СУХАРЕВСКАЯ — Лидия Петровна (1909 91), актриса, народная артистка СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 1934 45 в Ленинградском театре комедии, в 1963 74 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1974 в Театре им. Вл. Маяковского. При глубокой… … Русская история
Сухаревская Л. П. — СУХАРÉВСКАЯ Лидия Петровна (190991), актриса, нар. арт. СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 193445 в Ленингр. т ре комедии, в 196374 в Моск. драм. т ре на М. Бронной, с 1974 в Т ре им. Вл. Маяковского. При глубокой психол.… … Биографический словарь
Список народных артистов РСФСР — Ниже приведён список народных артистов РСФСР по годам присвоения звания … Википедия
Имя актрисы на русском (кириллицей): Лидия Сухаревская
Полное имя актрисы на родном языке: Лидия Павловна позже — Петровна Сухаревская
Фото Ж. Мартынова, 1955 год
Имя при рождении:
Лидия Павловна Сухаревская
17 30 августа 1909
Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
11 октября 1991 82 года
актриса театра и кино
МАДТ имени В. В. Маяковского, МДТ на Малой Бронной
Какие имеет награды:
Биография актрисы Сухаревская, Лидия Петровна
В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», так как считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна»).
Содержание
Биография
Лидия Сухаревская родилась 17 (30) августа 1909 года в Петергофе (по другим источникам — в селе Поповкино, Грязовецкого уезда Вологодской губернии, сейчас — Грязовецкого района Вологодской области).
Детство провела в селе Поповкино Вологодской губернии. С молодости стала увлекаться драматическим искусством и в одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок. В 1924 году, после погибели отца, переехала в Ленинград. И в Ленинграде занималась в школьной театральной студии. 1-ая большая роль в самодеятельности — в пьесе Ф.Шиллера Вильгельм Телль.
В 1927 году Лидия поступила в 1-ю Муниципальную студию по классу Н. Н. Иванова. Потому что мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агит-театр, который получил звание «Колхозного театра». Совместно с труппой пробыла до распада театра.
В 1931 году Лидия стала актрисой ЛенТРАМа, но, неудовлетворённая работой, ушла оттуда через год в труппу Радиокомитета под управлением Ю. Н. Калганова. В ней сыграла несколько увлекательных ролей. Тогда же была увидена Д. Г. Гутманом и получила приглашение в Театр Комедии. В 1933 году состоялся дебют на этой сцене — роль Тани в пьесе В. П. Катаева «Дорога цветов». Работа в театре Комедии принесла актрисе популярность и отдала возможность работы с ведущими режиссёрами, в том числе Н. П. Акимовым, Н. С. Рашевской, Г. М. Козинцевым, Р. Р. Сусловичем. За 11 лет в театре сыграла 20 ролей. В 1943 году, в эвакуации в Сталинабаде во время пребывания там театра Комедии, удостоена звания «Заслуженная артистка Таджикской ССР».
В 1944 году, во время возвращения театра Комедии из эвакуации, Лидия Петровна покинула его труппу. В 1946 году поступила в Столичный театр драмы. На этой сцене сыграла одну из наилучших собственных ролей — Лидию Васильевну Жербер в мелодраме А. Н. Арбузова «Старомодная комедия» (1976). Партнёром Сухаревской в этом спектакле выступил её супруг, также прошлый «акимовец» Борис Тенин.
С 1946 года Сухаревская сразу выступала в Театра-студии киноактера и Столичном театре Сатиры, где исполнила несколько катастрофических ролей, которые обычно не значились в её репертуаре, показав себя с новейшей стороны, как актриса неоднозначная, умеющая отыскивать живое и рациональное сразу в хоть какой роли.
В 1963—1976 годах Лидия Сухаревская — актриса МДТ на Малой Бронной. Основными ролями на этой сцене стали Мама в одноименной пьесе К. Чапека, Клер Цеханасьян в «Визите дамы» Ф. Дюрренматта, Эдит Пиаф в «На балу удачи».
Актриса много и успешно снималась в кино. В кино с 1939 года, 1-ая роль — Белендряса Петровна в кинофильме А. А. Роу «Василиса Прекрасная». Член Союза кинематографистов СССР
В 1974 году актриса возвратилась в МАДТ имени В. В. Маяковского, где и игралась до конца собственной жизни.
Лидия Петровна Сухаревская ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище в одной могиле с супругом, народным артистом СССР Борисом Тениным.
Заслуги
Роли в театре
Ленинградский театр комедии
Театр-студия киноактёра
Столичный академический театр сатиры
Столичный драматический театр на Малой Бронной
Столичный академический театр имени Владимира Маяковского
Фильмография
Сценарии
Лидия Сухаревская создатель нескольких пьес и сценариев: