сугра багирзаде личная жизнь
Сугра Багирзаде
ЦВЕТЫ РАДОСТИ
У меня было потрясающее, сказочное детство, и я больше всего люблю вспоминать именно этот период моей жизни…
С самого детства я была очень тесно связанна с искусством. Возможно, это произошло из-за того, что во втором классе я спела песню «Джуджалярим», и с этого момента начались мои разъезды не только по Азербайджану, но и по всему СССР. И со второго же класса меня пригласили в дубляжный отдел киностудии «Азербайджанфильм». Дело в том, что я училась в азербайджанской школе №7 и прекрасно знала, да и до сих пор знаю, азербайджанский язык. В то время огромной популярностью пользовались индийские, арабские и советские фильмы, особенно мелодрамы. На озвучке мне посчастливилось работать с великими азербайджанскими актерами – Алескером Алекперовым, Хёкюмой Курбановой, Гасанагой Салаевым, Соной Гаджиевой, Гасаном Турабовым. Для меня это было, конечно же, очень почетно и волнительно – я, совсем еще маленькая девочка, воочию видела всех звезд азербайджанского кинематографа и театра!
Родилась и выросла я в большой и дружной бакинской семье. Мой папа был архитектором-мостостроителем, и нас у него было восемь детей – семь сестер и брат, причем я была самой средней дочкой. Мы жили на улице Низами, угол проспекта Ленина, а неподалеку находились моя родная 7-ая школа и здание старой киностудии, которое в то время располагалось напротив Дома правительства. Когда на киностудии случались какие-то накладки или выяснялось, что нужно озвучить или переозвучить детский голос, то сотрудники киностудии забирали меня прямо из школы или из дома.
Из-за того, что я была маленькой, меня ставили на смешной деревянный ящик перед микрофоном, и я начинала работать. У Алескера Алекперова был очень сложный характер, и работал он далеко не с каждым артистом, но ко мне относился с большой симпатией. Если на озвучивание фильма приглашали Алескер муаллима, я знала, что обязательно пригласят и меня. Что самое интересное, в то время за дубляж мне платили довольно приличные деньги, так что со второго класса я уже самостоятельно зарабатывала. Когда наступало время зарплаты, мне звонила кассирша киностудии тетя Сара и говорила: «Сугруша, твои деньги накопились. Приходи». Я брала метрику и как взрослая расписывалась в ведомости. Папа знал, конечно, что я получаю зарплату, но не знал сколько именно. Все деньги я отдавала маме, но и себе брала на мелкие расходы, особенно на кино…
В то время культурная жизнь в Баку была очень насыщенная, яркая, интересная, и поэтому все известные артисты, режиссеры, певцы, художники обожали приезжать к нам на гастроли. Они всегда восторженно говорили, что бакинцы – это не просто жители города, это особая нация. И это было стопроцентной правдой, потому что бакинцы были невероятно дружелюбными, вежливыми, тактичными и гостеприимными людьми. Мы все друг друга знали и постоянно общались. Вокруг моего дома находились самые лучшие бакинские школы – 8-ая, 9-ая, 23-ья, 160-ая и моя 7-ая, и практически вся наша интеллигенция училась именно в них. И мы, дети, тоже были очень дружны между собой. У нас, например, постоянно проходили школьные вечера с учениками из других школ, и это было так важно для нас! Мы так готовились к этим встречам! Мы обсуждали книги (тогда как раз появилась иностранная литература, совершенно новая для нас), фильмы, говорили о театре. Почему мое поколение так хорошо знает русский язык? Да потому, что мы очень много читали, ведь тогда большинство книг выходило именно на русском языке. Но при этом бакинцы никогда не забывали родного языка, наших обычаев и традиций. Благодаря такому «сплаву» разных языков и культур Баку приобрел огромную славу на весь Советский Союз, а бакинцы стали «нацией»!
Однажды в Баку приехал Назым Хикмет, а в то время это был редкий гость. В нашем Дворце пионеров, который тогда находился в здании Союза композиторов, ему устроили встречу с талантливыми детьми. Мы пели, танцевали, а потом он подозвал меня к себе и довольно долго со мной разговаривал. Он спрашивал меня о родителях, о том, сколько в нашей семье детей, а потом захотел поговорить с моим папой. Когда пришел папа, Назым Хикмет ему сказал: «У тебя столько детей, отдай эту девочку мне. Пусть она будет моей дочерью, но и вашей тоже». Конечно, это неожиданное предложение очень удивило папу, но он, не раздумывая, ответил, что своих детей он не отдаст никому, и если Назым Хикмет так хочет, то может переехать в Азербайджан и пожить в нашем доме…
К моменту окончания школы у меня уже была полноценная актерская ставка. Дело в том, что после определенного количества фильмов – неважно, играл ли ты в них роли или озвучивал, тебе давали актерскую ставку. И у меня она была очень даже высокая, потому что дубляж приравнивается к исполнению роли. Я еще в восьмом классе снялась в главной роли в фильме «Улицы и дороги» режиссера Зейнаб Кязымовой, а потом меня пригласили на картину «Улдуз». Словом, в моей жизни началась совершенно новая творческая полоса…
На углу улиц Самеда Вургуна и Низами стояли большие рекламные щиты. Как только в Азербайджане начинали снимать новый фильм, там сразу же вывешивали фотографии рабочих съемочных моментов, и весь Баку с нетерпением ждал премьеры. Каждая премьера превращалась в настоящий праздник! Я была совсем еще юной девочкой, когда снялась в фильме «Улдуз». Помню, как на этих щитах вывесили мои фотографии, и мои педагоги и одноклассники тут же пошли на них посмотреть. Все мною гордились, да и я сама ходила посмотреть на себя! Премьера картины «Улдуз» состоялась в кинотеатре «Низами», самом лучшем кинотеатре города. Что там творилось! Люди за неделю покупали билеты, отстояв в огромных очередях. Мне же досталось целых десять билетов, так как у нас была большая семья. На сцене перед показом собралась вся съемочная группа, а после просмотра прямо в «Низами» для нас устроили банкет. Это был, наверное, один из самых счастливых дней в моей жизни, я до сих пор не могу забыть этого замечательного ощущения постоянного праздника…
Но когда я оканчивала школу, папа сказал коротко и ясно: «Все! Школу закончила, детство закончилось. Никаких танцев, песен, ролей и дубляжей. Выбирай для себя нормальную профессию». Он считал, что девушке не стоит выходить замуж до тех пор, пока она не получит образования и не станет самостоятельным независимым человеком…
Институт я особенно не выбирала – Азербайджанский институт нефти и химии находился недалеко от дома, и я решила поступать именно туда. Для меня это не составило особого труда, так как в школе я, несмотря на свою загруженность, была отличницей и училась только на «пятерки». У нас дома и не могло быть по-другому, потому что на счет образования папа был строгим и требовательным. Да и мне было бы стыдно плохо учиться, ведь я все время была на виду, и получала письма со всего СССР! Так что быть «троечницей» было просто нереально… Особенно много писем, целые мешки, стало приходить после того, как я спела «Джуджалярим», и меня записали на пластинку «Лучшие детские песни мира», где пели Робертино Лоретти, звучала песня «Пусть всегда будет солнце», а дирижером оркестра, который нам аккомпанировал, был сам маэстро Ниязи. Эта пластинка мгновенно разошлась по всей стране, а потом ко мне даже приезжали журналисты из «Огонька», чтобы меня сфотографировать. Меня снимали и в классе, и в концертном костюме, а потом обо мне вышла замечательная статья. Так что, мой адрес знали все ребята в СССР, и меня завалили письмами и фотографиями. Но я просто физически не могла всем ответить! И я стала приносить их в класс, чтобы с ребятами переписывались мои одноклассники, но только попросила, чтобы в начале письма они извинились от моего имени, потому что я не в состоянии отвечать на все письма и это делают мои друзья.
Кроме учебы, дубляжа и пения, я много ездила по всей стране – Грузия, Украина, Москва… Но пожалуй, самым ярким событием стала поездка на Всемирный пионерский слет «Артека», который проходил в Карпатах. Тогда от каждой республики отбирали одного, самого лучшего пионера. Меня выбрали, как представительницу Азербайджана, тем более, я и пела, и танцевала, и была уже знаменитой. Примерно за полгода до этого события, Рашиду Бейбутову поручили со мной заниматься. Это были незабываемые уроки, которые мне преподал великий мастер! Он научил меня нескольким песням мира, и когда я поехала в Карпаты, то пела и азербайджанские песни, и индийские, и грузинские, и румынские… Спустя много лет, когда я уже работала в киностудии начальником отдела пленки, однажды увидела, как Бейбутов проходил по нашему второму этажу. В этот период режиссер Давуд Иманов как раз снимал о нем фильм. И вдруг Давуд подзывает меня к себе и обращается к Бейбутову: «Рашид Меджидович, Вы эту девочку знаете?» Бейбутов внимательно на меня посмотрел и ответил: « Я твои зеленые глаза сразу узнал. Лучше скажи, ты мои песни помнишь или нет?» В работе он был невероятно требовательным, строгим и ответственным человеком, но я привыкла к тому, что с меня всегда требовали и дома, и в школе, и во Дворце пионеров. Поэтому я относилась к этому нормально, без всяких капризов… Рашид Бейбутов очень любил белые лилии, и когда я стала художником-флористом, то сделала картину «Высота» из белых лилий, посвященную Рашиду Меджидовичу и подарила его семье. Это была дань памяти о нем, о том, что он любил эти цветы, что он вложил в меня столько труда и души! И я счастлива, что смогла этой картиной выразить свою благодарность памяти великого певца…
Студенческие годы были очень интересными. Я училась на химико-технологическом факультете по специальности «инженер-технолог по высокомолекулярным соединениям». Наш факультет был специально создан для полимерного завода, который в то время строился в Сумгаите. У нас была очень дружная группа, в которой, кроме бакинцев, учились иностранцы и ребята из районов. Кстати, мы до сих пор общаемся, встречаемся и переписываемся. Тогда в АЗИ царила особая атмосфера, ведь мы не только учились, но и устраивали потрясающие вечера, на которые стремился попасть весь Баку. Естественно, что я тоже принимала в них участие, но не как актриса – как мой отец сказал, чтобы все мои песни и танцы закончились вместе с детством, так я и сделала. Меня постоянно звали в институтский ансамбль, и очень удивлялись – почему же я отказываюсь? Ведь я и в кино снималась, и пела, а тут вдруг ничего не хочу? Но мое дело было учиться на «отлично». Честно говоря, я люблю быть первой всегда и во всем. Может быть, это заслуга домашнего воспитания, на которое наложились и мои личные качества, но это стало частью моей жизни. Так как я училась на азербайджанском секторе, но при этом, прекрасно знала русский язык, я постоянно переводила технические учебники для своих однокурсников. Всем помогала, а сама защитила диплом на русском языке, потому что на себя просто не хватило времени. Мне было интересно знакомить ребят с Баку, водить их в кино, на киностудию, в театры, словом, я старалась, чтобы их жизнь стала такой же интересной, как у бакинцев.
Сейчас любого человека можно найти за несколько секунд по мобильному, а мы во времена моей молодости искали друг друга только на Торговой – самой яркой, праздничной и оживленной улице Баку. Мы собирались в кафе «Наргиз», общались, обсуждали все городские новости, ели мороженное, обменивались информацией о предстоящих концертах, выставках, фильмах. А какие потрясающие премьеры бывали в Аздраме! Когда в спектакле играли Алескер Алекперов или Хёкюма Курбанова, в театр невозможно было попасть. Но мой папа, большой любитель театра, заранее покупал билеты, и мы всей семьей шли на премьеру. К этому дню мы обязательно шили себе новые платья, укладывали волосы и шли как на праздник. Пойти в театр в джинсах и майке? Нет, это было бы стыдно…
Мои детство и юность были очень счастливыми… Хотя сейчас у меня появилась возможность свободно путешествовать, о чем я в советское время и мечтать не могла. Ну, куда я могла тогда поехать – в Чехословакию, Венгрию, Болгарию, и на этом все заканчивалось. А за последние годы я, можно сказать, объездила полмира. Где я только не побывала! Европа, Сингапур, Малайзия, Калифорния… Возможностей много, но того ощущения счастья нет. Может быть, это связано с молодостью? Не знаю… Но я знаю, что бакинцы должны быть сплоченными, дружными, больше общаться, писать книги, издавать журналы. И, самое главное, воспитывать своих детей в бакинском духе, потому что нельзя забывать о том, каким был наш город, жители которого с гордостью произносили «Мы – нация бакинцев!»
Исполнительница популярной детской песни «Цып цып мои цыплятки» (Джуджялярим) Сугра Багирзаде: Эту азербайджанскую песню знал и пел весь мир!
— Как получилось, что исполнение песни «Джуджалярим» доверили именно вам?
— Совершенно случайно. Я училась во втором классе и пела во Дворце пионеров имени Гагарина. До этого «Джуджалярим» исполняла одна из старшеклассниц, но она уже оканчивала школу и поэтому ей искали замену. Помню, во время репетиции вдруг открылась дверь и в нашу комнату вошла директор дворца Берта Адамовна. Как оказалось, она услышала в коридоре, как я пою «Джуджалярим», и ей это так понравилось, что она предложила мне исполнить ее еще раз. Мы отрепетировали песню, потом был поставлен танец, и вскоре не было ни одного правительственного концерта, где бы я не исполняла ее со своим ансамблем. Песня была так популярна, что в 1959 году нас отправили в Москву на декаду азербайджанского искусства и после этого о «Джуджалярим» узнали во всем СССР.
— Каково это было быть самым известным ребенком Азербайджана?
— Меня фотографировали без конца, ведь я участвовала во всех правительственных мероприятиях. Это я преподносила цветы первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву и Леониду Брежневу, когда они приезжали в Баку. В 5 классе я уже пела с симфоническим оркестром в Большом театре Москвы, специально из-за меня в Баку приезжали из журнала «Огонек», чтобы взять интервью. Я была звездным ребенком, получала мешками письма от поклонников, всегда была на всеобщем обозрении. Тем не менее, я никогда этим не хвасталась, в наше время дети были скромнее, нас просто воспитывали быть первыми во всем, хорошо учиться. К тому же «звездиться» не было времени. Помимо ансамбля «Джуджялярим», со 2 класса я озвучивала фильмы на бакинской киностудии, занималась дубляжом детских голосов.
— А уроки часто пропускали?
— Часто, но я все равно хорошо училась, учителя никогда не делали мне поблажек. У меня был строгий отец, который заранее предупредил меня, что если я буду плохо учиться, то он мне запретит петь и танцевать. Он проверял мои оценки и за каждую «четверку» я «наказывалась» отлучением от выступлений на концертах.
Помню, в шестом классе, после выступления в Большом театре меня решили отправить в международный лагерь «Артек» в Румынии. Мой отец этому воспротивился и тогда руководитель Дворца пионеров обратился в ЦК Компартии. Они отправили на работу отцу благодарственное письмо за мои успехи и решение о том, что меня отправляют в «Артек». Папа пришел домой после работы и, показывая письмо маме, сказал «Очередная авантюра нашей партии и твоей дочки. Она все-таки едет в Румынию». Ему уже ничего не оставалось, как отпустить меня на 45 дней в другую страну. А до этого полгода со мной по вокалу занимался всеми любимый тенор Рашид Бейбутов. Это было государственное задание – нужно было подготовить меня к столь важному мероприятию. Ведь я стала первой школьницей из СССР, которую послали заграницу в международный детский лагерь.
— Какие воспоминания у вас остались о Рашиде Бейбутове?
— Это было после возвращения из «Артека». Песню записывали вместе с симфоническим оркестром, кстати, она вошла не только в «Ну, погоди!», но и в пластинку «Лучшие детские песни мира». Мой голос там звучал наряду с голосом итальянского певца Робертино Лорети. Благодаря этой пластинке песню «Джуджялярим» узнал весь мир. Когда я приезжала в Москву, то меня все узнавали на улице, взрослые люди подходили ко мне, целовали, говорили теплые слова. А в это время мой педагог держал меня за руку, он боялся, вдруг меня украдут (смеется).
— Вы ведь достаточно рано начали играть в кино?
— В фильме «Улдуз» я снималась, когда училась в 8 классе. Съемки пришлись на летние каникулы, целых три месяца я провела в Астаре, куда на выходные, чтобы проведать меня приезжал отец. Я была тогда совсем юной, снималась с известными азербайджанскими актерами, но, тем не менее, наравне с ними и моя роль студентки Етяр тоже многим запомнилась. Кстати, как оказалось, мой будущий супруг впервые увидел меня именно в этом фильме и влюбился без памяти (смеется).
Увы, из-за того, что раньше фильмы снимали по полгода, и приходилось надолго выезжать в регионы Азербайджана, то мне пришлось отказаться от многих ролей. Ведь я не могла оставить семью и работу в Баку.
— А как же фильм «Яблоко как яблоко»? Насколько я помню, его снимали в Губе?
— Несмотря на роль второго плана, именно ваша фотография оказалась на афише кинокартины…
— Помню, когда в 1976 году была премьера фильма в СССР, позвонила подруга из Москвы и, смеясь, рассказала, что по всему городу развешаны афиши, где я запечатлена вся такая удивленная с яблоками в руках. На самом деле, я не ожидала такого ажиотажа.
— Вы учились в Институте нефти и химии. Как получилось, что творческий человек стал заниматься естественными науками? Не сложно было?
— А как появился интерес к флористике?
— Когда я смотрю на вас, мне кажется, что именно вы нашли ту самую секретную формулу долголетия красоты…
Талантливый человек талантлив во всем. Именно эти слова приходят на ум, когда разговор заходит об этой женщине.
— Когда вы узнали, что песня «Джуджалярим» в вашем исполнении вошла в альбом «Лучшие детские голоса мира», какие чувства испытали?
-Вы знаете, к тому времени я уже была, наверное, самым известным ребенком в Азербайджане, поэтому это было для меня как само собой разумеющееся. В 1959 году я пела эту песню в Большом Театре, с симфоническим оркестром, которым дирижировал Ниязи. Это все я выдержала. Затем стала участницей всемирного слета в «Артеке», где представляла нашу страну, там принимали участие дети из пятнадцати республик, по одному из каждой. После того, как я вернулась из Москвы, мы записали эту песню специально для этой пластинки.
Со второго класса я стала дублировать фильмы на киностудии «Азербайджанфильм» совместно с очень большими актерами, такими, как Алескер Алекперов, Хокума Гурбанова, Али Зейналов, наравне с ними я дублировала детские роли. Когда я училась в восьмом классе, снялась у Зейнаб Кязимовой в главной роли в фильме «По улицам и дорогам», потом был фильм «Улдуз», который по сей день можно увидеть на наших телеэкранах. После этого я снялась еще в одиннадцати фильмах, но, все равно, для Азербайджана самое популярное, что связано с моим именем, это «Джуджалярим» и «Улдуз». В фильме снялись большие актеры, и среди них я, школьница, которая перешла в девятый класс. Но все равно влилась в этот актерский состав, что, наверное, и запомнилось публике (улыбается).
— Когда вы поняли, что к вам пришла известность, были ли вы к этому готовы?
— Я всегда была к этому готова, для меня это было нормально. Для меня было привычным делом выступать на всевозможных правительственных концертах, на которых присутствовали генеральные секретари. Кто бы не приезжал в Азербайджан, я всегда всем вручала цветы, выступала перед ними. Из журнала «Огонек» специально приехали корреспонденты, чтобы взять у меня интервью. Все это было в порядке вещей, я не считала себя знаменитой, особенной. Конечно, было много поклонников, мне это абсолютно не мешало, я всегда относилась к ним как к чему-то обычному, словно это должно быть у всех девочек.
— Какие самые яркие воспоминания связаны у вас с работой над дубляжом на киностудии?
— Вот, например, работа с Алескером Алекперовым. Это такой актер! Он был лучшим Отелло во всем Советском Союзе! Когда он играл эту роль в Москве, зал аплодировал стоя. О нем писали во всех газетах. Человек он был достаточно серьезный, времени у него было мало, и когда во время дублирования фильма были детские роли, которые надо было озвучить, он всегда говорил, чтобы вызывали только меня, потому что во время работы у нас никогда не возникало никаких проблем, все проходило очень гладко.
Он вообще меня очень любил (улыбается). Иногда случалось так, что у него время было только с утра, а я в это время была на уроках, поэтому из киностудии просили разрешения освободить меня от занятий, чтобы я могла приходить. Первым долгом Алескер Алекперов спрашивал, завтракала ли я (смеется). Я всегда честно говорила, если не успевала позавтракать, тогда он говорил: «Сначала накормите ребенка, я подожду, а потом мы начнем работать!». Он был настолько внимательным человеком, что забыть его невозможно!
— А как ваши родители относились к тому, что вы снимались в кино, занимались дубляжом?
— Вы верите в судьбу?
Но все равно, я считаю, что в жизни многого добилась. Не каждому человеку удалось со второго класса работать в кино и оставаться в этой работе по сей день. Эта популярность мне абсолютно в жизни не мешает, меня по-прежнему узнают на улице, закрытых дверей для меня вообще нет.
— Можно сказать, вы по-новому заявили о себе, когда стали флористом. А с чего все началось?
— А вы помните свою самую первую работу?
— Да, конечно. Моя мама очень любила розы, поэтому я сделала работу с розой. Когда мама скончалась, я принесла эту работу на ее могилу, хотя все мне говорили, что она не сохранится, но я все равно оставила ее там. Это и была моя первая осмысленная работа, не пробная, я уже знала, что у меня получится.
Наверно, и сейчас мама рядом со мной, видит все, что я делаю, радуется за меня. Она очень любила все мои работы, фильмы с моим участием, даже когда она болела, а я спрашивала, какую программу ей включить, мама всегда просила поставить какой-нибудь фильм с моим участием.
— Откуда вы обычно черпаете вдохновение?
— Что для вас ощущение счастья?
— Вернемся к вашей работе в кино. Как вас утвердили на одну из главных ролей в фильме «Улдуз»? Не было ли вам страшно?
— Я тогда уже привыкла к камере, ко всему, что относится к съемкам, это меня абсолютно не пугало. К тому же, у меня нет и никогда не было какой-то сумасшедшей жажды что-то делать. Я просто знала, что если меня утвердят на эту роль, то я с этим обязательно справлюсь. Мне даже в голову не приходило, что я что-то не смогу сделать. Я постоянно выступала, на сцене, на телевидении, на радио, вела детские передачи. Я уже настолько была связана с этой жизнью, что это все было нормальным рабочим процессом. Даже больше, я относилась к этому легко, знала, что все пройдет хорошо.
Во время съемок мы три месяца пробыли в Астаре, там к нам относились с таким почетом и уважением. Конечно, для юной девочки это все было интересно. Оператором был великий Фогельман, который в Москве считался одним из ведущих операторов. Конечно, все это было очень интересно.
— А какая из ваших героинь самая любимая?
— Если честно, ко всем им я отношусь нормально и положительно. У меня были разные роли, иногда мне кажется, что все они на меня в чем-то похожи. В фильме «Улдуз» была кокетливая Етер. А какой может быть девушка в 15-16 лет? В фильме «Ловушка» я играла мачеху главного героя, добрую и порядочную женщину, он больше делится и общается с ней, чем с отцом.
К сожалению, у меня еще не было отрицательной роли. Я бы очень хотела сыграть отрицательную роль (улыбается). Мне было бы очень интересно, хотя никто не может этого представить, а я бы запросто сыграла такую роль. То, что ты в жизни не делаешь, можно было бы сделать в такой роли. Но все режиссеры дают мне только положительные роли. Даже мачеха, которые обычно бывают отрицательными персонажами, у меня добрая и порядочная. Как только нужна в фильме или в клипе какая-нибудь интеллигентная женщина, сразу же приглашают меня. Наверно, если бы у меня была отрицательная героиня, она и стала бы моим любимым персонажем (смеется).
Еще я всегда хотела сыграть азербайджанку, которая, несмотря на свою европейскую внешность, внутри хранит любовь и отдачу семье, супругу, ответственность за очаг. Все это присуще нашим женщинам. Хотя азербайджанки сейчас ничем не отличаются от европейских женщин, внутри них все еще живет истинно восточная женщина. Я видела несколько поколений женщин: бабушку, маму, себя, моих дочерей и внучек, уже пятое поколение. Все отличаются внешне, но по характеру почти одинаковые. Именно такую, истинную азербайджанку я бы очень хотела сыграть.
— Вы объездили, практически, весь мир. Но все же, какая страна произвела на вас самое незабываемое впечатление?
— Что бы вы пожелали современной творческой молодежи?
— Я им так завидую, в хорошем смысле этого слова. У них так много возможностей ездить по миру. Я им желаю, чтобы они не потеряли желания учиться, учеба многое дает человеку. Пусть ездят, участвуют в мастер-классах, ходят на спектакли. В наше время всего этого не было. Если бы я сейчас была молодой, то ездила бы на все мастер-классы. Если бы я окончила ВГИК, все равно бы ходила на различные курсы повышения режиссерской квалификации.Я бы ходила и на какую-нибудь черновую работу, например, помощником режиссера, чтобы все видеть, учиться.
Раньше на кинофестивали приезжали актеры со всего Союза, это было для нас настоящим счастьем. Представьте себе, общаться, например, с самим Герасимовым, со всеми большими актерами.
— Многим интересно узнать секрет вашего обаяния и красоты. Поделитесь им с нашими читателями.
— Может, все дело в том, что во мне нет злости. Наверно, не красиво так говорить, но я себя считаю умным человеком, который понимает, что есть женщины моложе, красивее, богаче, сильнее. Для меня нет понятия свои или чужие дети, когда кому-то нужна моя помощь и поддержка, я всегда готова помочь, если это в моих силах. Если я не смогу материально чем-то помочь, то могу указать правильный путь.
Вот так вот. Никаких секретов!
Нажмите на фотографии для увеличения: