Судебная практика по возврату автомобиля

Подержанное авто с дефектами: возвращаем его продавцу

Судебная практика по возврату автомобиля

Общие правила

Сделки по продаже подержанных машин регулируются общими нормами гражданского законодательства. Расторгнуть такое соглашение покупатель может, если авто оказалось с дефектами, а именно: обнаружился неустранимый брак либо недостатки, которые нельзя исправить без несоразмерных трат (ч. 2 ст. 475 ГК). Аналогичные условия прописаны и в п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Его положения применяются в подобных ситуациях, так как машина считается технически сложным товаром (Постановление Правительства от 10 ноября 2011 года № 924).

Судебная практика по возврату автомобиля

Продавцы часто считают, что если передан автомобиль, который можно каким-либо образом эксплуатировать, то недостатки, выявленные покупателем, не являются существенными и возникли уже после передачи автомобиля покупателю.

Семен Кирьяк, управляющий партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры»

Когда и как можно вернуть некачественную машину

Первый вариант – уложиться в 15 дней после того, как ее передал продавец. Если в этот период обнаружились хоть какие-то дефекты, то покупателю должны вернуть все деньги, уплаченные за товар (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17).

Спасти может и длительный гарантийный срок, которым успеет воспользоваться не только первый владелец машины, но и последующие. Те тоже имеют на это право, разъяснил Пленум ВС в п. 3 того же постановления № 17. Правда, выявленный у машины брак в этом случае должен быть существенным. Суды относят к ним самые разные дефекты: от коррозии и вздутия лакокрасочного покрытия (дело № 88-13511/2020) до необходимости капитального ремонта двигателя стоимостью в 46% от цены авто (дело № 88-1585/2020).

1) Полную стоимость автомобиля на день его приобретения.

2) Разницу от цены авто на день его приобретения и его стоимостью на момент обращения в суд.

3) Неустойку за отказ добровольно вернуть деньги.

4) Штраф в 50 % от суммы, присужденной судом покупателю.

5) Компенсацию морального вреда

6) Деньги и проценты по автокредиту.

Источник: «О защите прав потребителей»

Если подержанная машина приобреталась в автосалоне, то именно эта фирма должна доказать, что недостатки возникли уже после продажи авто. В таких спорах ключевое значение имеет автотехническая экспертиза, поясняет управляющий партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры» Семен Кирьяк. Когда исследование подтверждает, что недостаток нельзя устранить или это несоразмерно дорого, то суд встает на сторону покупателя.

Обратный исход будет, если специалисты придут к выводу, что брак можно исправить, или он возник по вине покупателя. Так, в деле № 33-2443/2020. автовладелец приобрел Ауди А6 1999 года выпуска за 230 000 руб. Уже в день покупки выявилась поломка коробки передач, но продавец возвращать деньги за машину отказался. Судебная экспертиза установила, что проблема возникла из-за критического износа одной из деталей, а ремонт обойдется в 166 700 руб., то есть составляет практически всю стоимость авто. Тогда суд расторг договор и взыскал деньги, уплаченные по договору, с продавца.

Другие поводы судиться с продавцом

В аналогичную историю попал один из доверителей Олешко. Им в суде удалось доказать, что покупательница до сделки не могла знать о «перебитых номерах», потому ее иск удовлетворили (дело № 2-21/2019 (2-971/2018;)).

Советы продавцам и покупателям

Продавцу следует в договоре купли-продажи и акте передачи авто указать все его недостатки, рекомендует Степанова. А покупателям, по ее мнению, нужно проводить подробный техосмотр машины. Кирьяк добавляет, что проверить авто стоит с помощью всех возможных открытых источников: «Можно найти старые объявления о продаже, объявления о продаже на аукционах битых автомобилей, сведения о ДТП, расчёты ремонта».

Олешко подчеркивает, что намного безопаснее сейчас приобретать машины в автосалонах, которые занимаются в том числе и продажей авто с пробегом. В случае возникновения судебного спора, с салона, как правило, есть что взять – он платежеспособен, отмечает важное преимущество такого продавца эксперт.

Источник

Автобиография с пятнами

Судебная практика по возврату автомобиля Судебная практика по возврату автомобиля

Такой вывод можно сделать из очередного решения Верховного суда.

Судебная практика по возврату автомобиля

Исключением стал этот случай. Некий гражданин Откидач, проживающий в Москве, через известную аукционную интернет-площадку по продаже автомобилей приобрел у некоей компании автомобиль «Ауди А6», находившийся в Нижнем Новгороде. На распечатке с интернет-площадки указывалось, что автомобиль не был в ДТП и не использовался в качестве такси.

Автобиография с пятнами

По условиям договора продавец должен был передать машину, свободную от обременений третьих лиц, и гарантировать, что под арестом она не состоит.

Судебная практика по возврату автомобиля

Договор купли-продажи был оформлен 21 октября 2017 года. Но оказалось, что до 21 июня на него действовало разрешение такси, выданное в Татарстане. Еще в январе машина попала в аварию. А с 21 ноября судебный пристав наложил запрет на регистрационные действия с автомобилем по исполнительному производству, возбужденному еще в июне 2016 года.

В общем, новый счастливый обладатель этой, теперь уже недвижимости, сдал его вместе с ключами на склад фирмы и в одностороннем порядке подписал заявление об отказе от автомобиля, расторжении договора и акта приема-передачи. Однако денег ему продавец так и не вернул. Тогда несостоявшийся покупатель обратился в суд.

Но суд указал, что Откидач сам подписывал договор, в котором было указано, что продавец не несет ответственности за скрытые недостатки.

Апелляция поддержала выводы райсуда, а также указала на то, что на момент совершения сделки никаких обременений на автомобиль наложено не было.

Однако с такими доводами не согласился Верховный суд. Он напомнил, что согласно статье 12 закона о защите прав потребителей, если покупателю не предоставлена информация о товаре, а договор заключен, то он вправе отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы, а также возмещения иных убытков.

Если продавец не предоставил полной и достоверной информации о товаре, то он несет ответственность за его недостатки. А тот, кто полагался на его заверения, вправе с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также отказаться от договора.

Судебная практика по возврату автомобиля

Суды должны были установить, предоставлена ли продавцом достоверная информация, действовал ли продавец добросовестно, давал ли он заверения о том, что автомобиль не участвовал в ДТП и не использовался в качестве такси. А также, был ли наложен судебным приставом запрет в отношении автомобиля. Ничего этого суды не устанавливали. Они только сослались на то, что автомобиль с большим пробегом, и за скрытые недостатки продавец ответственности не несет.

Но скрытые недостатки даже не были основанием иска. В качестве основания была указанна именно недостоверная информация о товаре. А этот вопрос судьи не изучили вовсе. Именно по этой причине Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Источник

Как вернуть автомобиль в салон и получить еще одну его стоимость

В 2019 году одна женщина из Перми задумала подарить своему мужу автомобиль. Она хотела купить машину с пробегом около 60 тысяч километров, не дороже 550 тысяч рублей, с одним хозяином и не битую. Полной суммы у нее не было, поэтому она решила купить подержанный автомобиль в салоне и там же оформить на него автокредит.

В автосалоне женщина выбрала Ниссан Альмеру 2015 года выпуска за 580 000 Р с пробегом 62 тысячи километров. В ходе проверки автомобиля выяснилось, что приборная панель неисправна и сверить пробег через бортовой компьютер невозможно. Менеджер салона пояснил, что дело в перегоревшей лампочке и завтра ее без проблем можно будет заменить. Женщина подписала кредитный договор и договор купли-продажи автомобиля, получила документы на машину — и уехала на ней из салона.

Дома женщина открыла сервисную книжку и увидела, что пробег автомобиля вдвое больше заявленного менеджером — 132 тысячи километров, а сам автомобиль на два года старше. Кроме того, автосалон оформил не автокредит, а потребительский кредит, в который включил страховку — 60 тысяч рублей.

Такой автомобиль женщине был не нужен. Она направила автосалону претензию с требованием вернуть все деньги, которые она заплатила. Продавец в ответ заявил, что машина соответствует описанию в договоре, и отказался возвращать деньги.

Источник: определение № 44-КГ20-19-К7 PDF, 754 КБ

Тогда женщина пошла в суд.

Аргументы сторон

Покупательница автомобиля. Этот автосалон меня обманул. Я хотела купить автомобиль с пробегом 60 тысяч километров, а мне подсунули машину со скрученным пробегом, на которой даже ездить страшно.

Мы с подругой приехали в салон утром и пробыли там до закрытия. Сначала выбирали машину, потом проехали на ней пару кругов вокруг салона, смотрели состояние, оформляли кредит. Все это заняло очень много времени. Мы были голодные и уставшие, а шрифт в документах был очень мелкий, поэтому я подписала договор купли-продажи и кредитный договор не читая.

Машина мне понравилась, но я была в шоке, когда узнала ее реальный пробег. Этот автомобиль не стоит таких денег. И вообще, он принес мне только проблемы: я планировала подарить его мужу на 23 Февраля, поехать на отдых, но вместо этого вынуждена идти в суд.

Пусть продавец заплатит все положенные законом штрафы и неустойки — и я забуду этот случай как страшный сон.

Продавец автомобиля. Эта женщина сама выбрала автомобиль. Претензий к внешнему виду и состоянию машины у нее не было. И договор купли-продажи, и кредитный договор она подписала добровольно, без принуждения.

Женщина зарегистрировала автомобиль в органах ГИБДД, значит, он ее устроил и она им пользовалась. А что касается характеристик автомобиля — так они все были указаны в ПТС. Если она не прочитала внимательно, это не наши проблемы.

Ничего возвращать не будем.

Как победить выгорание

Что сказали суды

Автомобиль — это технически сложный товар. Нельзя купить автомобиль и потом вернуть его, если что-то не понравилось. Покупатель имеет право вернуть автомобиль и потребовать уплаченную сумму, только если в нем обнаружился существенный недостаток. На это у покупателя есть 15 дней.

Женщина купила автомобиль, а дома увидела, что пробег намного больше того, на который она рассчитывала. Но мы не считаем это существенным недостатком.

Эта женщина сама выбрала автомобиль, осмотрела его, провела тест-драйв, проверила комплектацию и состояние, ознакомилась со всеми документами на автомобиль — ПТС, свидетельством о регистрации, талоном технического осмотра, сервисной книжкой. Об этом говорит ее подпись на договоре купли-продажи и акте приема-передачи. Еще женщина своей рукой заполнила согласовательный лист, в котором указала, что находится в здравом уме и твердой памяти, недостатков в автомобиле не выявила, со всем согласна и претензий к продавцу не имеет.

Кредитный договор женщина тоже подписала добровольно. Это значит, что она приняла все его условия, включая вид кредита и страховку.

Истица уехала домой на автомобиле, а позже зарегистрировала его в ГИБДД. Это тоже подтверждает, что она пользовалась автомобилем и качество ее устраивало.

Сервисную книжку с реальным пробегом мы принимать во внимание не будем, потому что все документы продавец предоставил покупательнице до заключения договора, она могла с ними ознакомиться. А раз купила автомобиль, значит, ее все устраивало.

Женщина не согласилась с решением суда и пошла его оспаривать.

Решение районного суда законное. Неверно указанный пробег — это не существенный недостаток, потому что не мешает пользоваться автомобилем по назначению. Доказательств того, что пробег был умышленно скрыт продавцом, женщина не представила.

Решение коллег оставляем в силе.

Мы согласны с коллегами.

Так дело дошло до Верховного суда.

Суды ошиблись. Продавец в любом случае отвечает за то, что товар не соответствует договору купли-продажи. Даже если такое несоответствие становится очевидным позднее. Также продавец несет ответственность за факты о товаре, о которых он знал или не мог не знать и при этом не сообщил покупателю.

Судам при рассмотрении подобных дел нужно исходить из того, что у покупателя нет специальных познаний о характеристиках товара. Именно продавец обязан предоставить всю необходимую и достоверную информацию о товаре, чтобы покупатель выбрал то, что ему нужно. И доказывать, что покупатель получил полную информацию о товаре, тоже должен продавец.

Все решения отменяем. Коллеги, пересмотрите дело и примите новое решение.

Дело вернулось в областной суд.

Да, действительно, если товар уже был в употреблении или в нем был недостаток, потребитель должен об этом знать.

По договору купли-продажи этой женщине был передан автомобиль с пробегом 62 000 км. Но в сервисной книжке указано, что на момент прохождения технического осмотра в 2018 году пробег автомобиля составлял 132 354 км. Считаем, что продавец обманул покупательницу и не предоставил полную и достоверную информацию о пробеге автомобиля.

Иск женщины удовлетворяем.

Что в итоге

Спустя полтора года судебных разбирательств женщине удалось вернуть деньги за автомобиль — 580 000 Р — и еще 445 260 Р компенсаций сверх этого.

Будьте внимательны при покупке подержанного автомобиля

Женщина из этой истории хотела сделать мужу сюрприз к празднику и явно торопилась, выбирая машину утром 23 февраля. Покупать автомобиль в спешке — это не лучшая идея, потому что на эмоциях можно забыть про главное: качество подарка.

Покупая автомобиль с пробегом, в первую очередь проверьте ПТС. В нем вы увидите всю биографию автомобиля: технические характеристики, номера двигателя, шасси и кузова, данные собственников, даты постановки на учет и снятия с учета. Лучше, если у машины будет оригинал ПТС.

С 1 ноября 2020 года на новые автомобили в салонах оформляют электронный ПТС. Покупателю выдают бумажную выписку со сведениями об автомобиле. Проверить данные электронного ПТС можно на специальном портале.

Загляните в сервисную книжку автомобиля. В ней ставят отметки о выполненных технических обслуживаниях. Рядом с перечнем работ всегда указан пробег на определенную дату.

Бесплатно проверить количество владельцев, участие в ДТП, ограничения на регистрацию можно с помощью сервиса ГИБДД. В нем нет информации о ДТП, оформленных раньше 2015 года, и о тех, что были оформлены по европротоколу. Поэтому при покупке подержанного автомобиля нужно самим проверять его на повреждения.

В реестре Федеральной нотариальной палаты можно узнать, в залоге автомобиль или нет. Если оформлен залог, а продавец перестанет платить по кредиту, автомобиль заберут у нового покупателя.

Еще больше нюансов покупки автомобиля с рук — в статье Т⁠—⁠Ж.

Судебная практика по возврату автомобиля

Судебная практика по возврату автомобиля

Судебная практика по возврату автомобиля

Больше всего БЕСИТ, когда все суды говорят «нет, нет, да вы чо?!» но приходит бумажка «сверху» и в мгновение ока «да, да, вы полностью правы» Что за мракобесие. Может Верховный суд уже научит остальные суды как работать или введут какие-то «единые законы для всех» как это вообще может так работать? Уже не первый и не второй раз читаю на ТЖ о решениях Верховного суда и каждый раз удивляюсь.

persuasion, очень согласен. Где же ответственность за неверные решения? Очень мало информации как сказались принятие решения ВС на судьбе тех судей, которые по сути принимали незаконные решения.
Вот отсюда и качество правосудия и доступность для обывателя, решения принимаются абы как, авось пронесёт, не всякий же будет принципиальным и сможет дойти до ВС.

Судебная практика по возврату автомобиля

Jorik, у судей, насколько я знаю, есть свои внутренние проверки. Если дела часто пересматриваются, к судьям принимаются свои внутренние меры воздействия.

Судебная практика по возврату автомобиля

persuasion, мы стараемся подбирать именно такие дела, которые вас удивят.

Судебная практика по возврату автомобиля

persuasion, это исключение когда дела доходят до Верховного

Судебная практика по возврату автомобиля

persuasion, увы в России не прецедентное право. Поэтому каждый районный суд руководствуется своим «мнением». Да, мнением бл@ть!

Люблю автомобили и ненавижу когда продавцы скрывают реальный пробег авто.

Так уж повелось в РФ, что в основном все относятся к своим авто по-свински и задрачивают их донельзя за 100-150к пробега. И поэтому те, у кого автомобиль сохранился хоть немного в лучшем состоянии не брезгуют смотать пробег раза в два, чтобы продать подороже. У меня автомобиль 13 года, пробег 170к с копейками. Выглядит получше чем более свежие модели у некоторых. Я бы сказал почти как новая, и поэтому менять ее в ближайшие годы не вижу никакого смысла, а уж сматывать пробег тем более не собираюсь. Наоборот будет радостно услышать удивленные вопросы «как так за такой пробег машина выглядит как годовалая?!» 😉

До того момента, когда введут уголовную ответственность за смотанный пробег, ничего не поменяется. Так и будут продавать 7-10 летние машины с пробегом 50к, аля ездила бабушка летом в солнечную погоду за баклажанами на рынок.

Судебная практика по возврату автомобиля

Anvar, вы не представляете, как сложно продать второй-третий авто в семье, когда на нем реально ездила бабушка на рынок и за 10 лет наездила всего 50к км! Никто не верит!

>Неверно указанный пробег — это не существенный недостаток
Вот это вообще пушка. А вообще я искренне не понимаю, почему была отменена статья УК РФ за обман потребителей.

Судебная практика по возврату автомобиля

Судебная практика по возврату автомобиля

Судебная практика по возврату автомобиля

Пробег больше в 2 раза это существенный недостаток
Цена авто 300, а продают за 500
Я бы сказал это мошенничество путём злоупотреблением доверия

Судебная практика по возврату автомобиля

Ольга, здравствуйте. никак!! спасибо

Судебная практика по возврату автомобиля

sptuud, в статье есть ссылки на решения судов, которые размещены на официальных сайтах этих судов. Это не выдумка, а реальная история, которая поможет другим, попавшим в такую же ситуацию, отстоять свои права.

Судебная практика по возврату автомобиля

Галь, это реальная история, которая рассматривалась в 5 судах.

Судебная практика по возврату автомобиля

Уважаемый Владимир Владимирович! (Часть письма)

Источник

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Судебная практика по возврату автомобиля

ВС: автомобиль можно вернуть даже после бесплатного ремонта по гарантии

Верховный суд РФ защитил права покупателей автомобилей: вышестоящая инстанция разрешила возврат машин продавцу даже после бесплатного ремонта по гарантии.

Суд отметил, что в случаях выявления неоднократных недостатков в машине, которые требуют частого и длительного ремонта, права покупателя нарушаются — ведь пока автомобиль чинят, он не может им пользоваться.

В таких ситуациях устранение неисправности автомобиля не восстанавливает права приобретателей, и они вправе требовать денег или замены товара, несмотря на проведение бесплатного ремонта, подчеркивает ВС РФ.

Арбитражные суды рассматривали спор двух волгоградских компаний — продавца и покупателя автомобиля Mercedes-Benz ML 350 Matik стоимостью почти 3 миллиона рублей. С иском в суд обратился покупатель, который просил расторгнуть договор о покупке машины, заменить товар ненадлежащего качества и взыскать денежные средства.

Заявитель пояснил, что в процессе эксплуатации неоднократно выявлялись неисправности автомобиля, в связи с чем покупатель был вынужден обращаться за их устранением по гарантийному обслуживанию.

В иске общество ссылалось на пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ, посчитав что ответчик допустил существенные нарушения качества проданного автомобиля в период гарантийного срока.

Однако три судебные инстанции — Арбитражный суд Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа — оставили исковые требования без удовлетворения.

Суды мотивировали свой отказ тем, что у автомобиля были устранены неисправности, следовательно, истец реализовал право на безвозмездное устранение недостатков товара, предусмотренное пунктом 1 статьи 475 ГК РФ.

Верховный суд РФ, между тем, с такой позицией не согласился.

Качественный автомобиль и закон

ВС РФ напомнил о нормах Гражданского кодекса, которые регламентируют обязанности продавца по предоставлению покупателю качественного товара.

Так, пункт 1 статьи 469 ГК обязывает продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если закон или установленный им порядок предусматривают обязательные требования к качеству товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (пункт 4).

Закон также накладывает на продавца обязательство предоставить покупателю гарантию качества товара на определённый срок, если это предусмотрено договором купли-продажи (часть 2 статьи 470 ГК РФ)

При этом статья 475 этого же кодекса предусматривает последствия передачи товара ненадлежащего качества — покупатель по своему выбору вправе потребовать:

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

— возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Кроме того, при существенном нарушении требований к качеству товара — обнаружения неустранимых недостатков или которые проявляются неоднократно, выявление дефектов, устранение которых требует несоразмерных расходов или затрат времени и т.п. — покупатель может:

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

— потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В рассматриваемом споре пункт 3.1 договора купли-продажи закреплял, что качество товара должно соответствовать ГОСТу, ТУ завода — изготовителя и подтверждаться соответствующей документацией завода — изготовителя. Срок гарантии составлял 24 месяца без ограничения по пробегу.

При этом судебная экспертиза пришла к выводу, что выявленные дефекты имеют заводской характер и не являются результатом неправильной эксплуатации.

Нижестоящие суды суды со ссылкой на пункт 2 статьи 475 ГК РФ признали выявленные нарушения качества товара существенными, однако напомнили, что истец воспользовался правом безвозмездного устранения ответчиком недостатков.

Суды обосновали свою позицию, по сути, нормой, изложенной в пункте 1 статьи 475 ГК РФ, имеющей, между тем, иное основание для применения и предусматривающей, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, защита прав покупателя осуществляется безвозмездным устранением таких недостатков, отмечает ВС РФ.

«При наличии существенного нарушения качества товара пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ предусматривает другие способы защиты нарушенных прав покупателя, который по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору», — напоминает ВС РФ.

Он указывает, что продавец нарушил принятые на себя обязательства по надлежащему исполнению обязанности по предоставлению покупателю качественного товара, поэтому ссылка на устранение недостатков автомобиля не соответствует положениям пункта 2 статьи 475 ГК РФ, а также не отвечает интересам покупателя.

«Более того, поскольку недостатки выявлялись неоднократно и проявлялись вновь после их устранения, ссылка судов на устранение неисправности автомобиля в очередной раз, не восстанавливает права покупателя, который лишился того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора, то есть возможности использования товара по назначению без необходимости его систематического ремонта, в том числе и по причине заводского характера, и в связи с чем теперь вправе требовать возврата уплаченной суммы или замены товара», — отмечает ВС РФ.

Судебная коллегия ВС РФ посчитала, что допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем отменила судебные акты нижестоящих инстанций, а дело направила на новое рассмотрение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *