Судебная экспертиза автомобиля в гражданском процессе
ВС напомнил, какой эксперт может делать экспертизу поврежденной машины
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда удовлетворила кассационную жалобу АО «Группа Ренессанс Страхование» на решения нижестоящих судов о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда по делу о ДТП. Материалы направлены на новое рассмотрение, следует из определения ВС.
В 2019 году автомобиль Вартана Манукяна получил повреждения в ДТП. Страховая виновника аварии выплатила ему возмещение в размере 80 365 руб., но мужчина остался недоволен суммой. Манукян обратился в «Ренессанс Страхование» с претензией о доплате недополученных денежных средств в размере 319 365 руб. Он приложил выполненное по его заказу заключение эксперта, а также просил возместить расходы на проведение экспертизы в размере 10 000 руб. Страховая отказалась выполнять требования пострадавшего.
После того как жалобу отказался рассматривать финомбудсмен, Манукян подал иск в суд, одновременно заявив о восстановлении срока его подачи.
Тимашевский районный суд Краснодарского края частично удовлетворил заявление автовладельца. Со страховой взыскали 319 635 руб. страхового возмещения, такую же неустойку, штраф 150 000 руб. и компенсацию морального вреда 1000 руб., расходы на проведение независимой экспертизы 7000 руб. и почтовые расходы 600 руб. С этим решением согласились в Краснодарском краевом и Четвертом кассационном судах, а страховая компания подала кассацию в ВС с требованием отменить судебные акты как незаконные.
ВС выяснил, что суды приняли во внимание результаты автотехнической экспертизы, которая была проведена с явными нарушениями. Так, эксперт не осматривал поврежденный автомобиль и не составлял акт осмотра, не проводил графического и натурного сопоставления модели столкновения транспортных средств, как того требует Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт. Кроме того, страховая не давала письменное согласие на установление повреждений без осмотра.
Также ВС согласился с доводами АО «Группа Ренессанс Страхование», что экспертизу нельзя считать законной, поскольку на момент ее проведения аттестация эксперта была аннулирована. Страховая в районном и краевом суде заявляла ходатайства на проведение повторной судебной автотехнической экспертизы, но получила отказ: инстанции посчитали, что оснований для этого нет.
В силу того, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, Верховный суд отменил их решения и отправил дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Важные особенности судебной автотехнической экспертизы
Назначение автоэкспертизы в суде необходимо для разрешения разногласий сторон при спорах, связанных с ДТП.
Поскольку судья не является специалистом в этой области, ему необходимо опираться на проверенные данные при вынесении решения экспертами.
Закон
Возможность проведения судебной автотехнической экспертизы предусмотрена ст. 79 ГПК РФ. Ее назначение судом происходит при возникновении необходимости специальных познаний для разрешения вопроса.
В этой же статье регламентирован порядок назначения, а также санкции на случай препятствования ее проведению.
Что это такое?
Суды прибегают к назначению автотехнической экспертизы, когда для разрешения спора требуются специальные заключения.
Исследование предоставляет полную, достоверную и объективную информацию по поставленным вопросам.
Типичная ситуация, в которой необходимо назначение независимой оценки, – споры между гражданином и СК. Это может быть несогласие с размером страховой выплаты. Либо предъявление требований к виновнику ДТП, когда размер причиненного ущерба превышает максимальную сумму выплаты.
Автоэкспертиза – это целый комплекс исследований. Для ее проведения специалист должен обладать познаниями в области ремонта и обслуживания транспорта, криминалистики, медицины.
В зависимости от цели исследования экспертизы различаются по видам:
Вопросы, которые решает
Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.
Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.
Диагностика технического состояния автомобиля определяет повреждения, причиненные в конкретной аварии.
При этом она устанавливает недостатки автомобиля, существовавшие до ДТП.
Определяет, сколько будет стоить восстановление автомобиля до его первоначального состояния.
Трасологическое исследование предполагает определение событий аварии по следам. Эксперт устанавливает траекторию движения транспорта, его положение по отношению к остальным участникам столкновения.
Инженерно-психологическая экспертиза помогает установить виновника. Это осуществляется путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв некоторые действия.
Когда нужна экспертиза для суда?
Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.
Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:
Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.
Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.
В ДТП были пострадавшие
Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.
Важно: специалист не определяет наличие умысла в действиях участников ДТП, сделать это может только суд.
Кто может ходатайствовать проведение?
Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.
Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.
Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.
Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.
По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.
Кто проводит?
Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.
Эксперт должен быть в списке, имеющих право на проведение судебных экспертиз, Министерства юстиции.
Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.
Кто оплачивает?
Обязанность по оплате автоэкспертизы возлагается на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении. В определении судья указывает оплачивающую сторону.
По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.
Стоимость зависит от следующих факторов:
Если выводить среднюю цену оценки, то она будет в районе 10000-15000 руб.
Как она проводится?
Порядок осуществления экспертизы регламентирован специальным пособием ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем прописан каждый шаг эксперта при проведении отдельного вида исследования.
Порядок проведения
После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.
Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.
Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.
Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.
Сроки
Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.
Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.
Оценка ущерба
Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.
Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.
Заключение
После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.
В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.
В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.
При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.
Полезное видео
Подробно о процессе:
ВС объяснил, как правильно проводить экспертизу
Тогда Глотова отправилась в Советский районный суд Краснодара, чтобы взыскать деньги за устранение недостатков — 894 714 руб., а также неустойку в размере 1,3 млн руб. Она потребовала ещё 150 000 руб. компенсации морального вреда, 10 000 руб. на судебные расходы, а также штраф компании за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В итоге в декабре 2018 года суд частично удовлетворил требования истицы. С «Хендэ Мотор СНГ» взыскали 881 398 руб. за устранение дефектов салона, 600 000 руб. неустойки, 2 000 руб. компенсации морального вреда, 600 000 руб. штрафа и 12 013 руб. госпошлины, всего порядка 2,1 млн руб. Глотову решение суда устроило, а вот «Хендэ Мотор СНГ» — нет. Компания подала апелляционную жалобу, но Краснодарский краевой суд в своём решении назвал правомерными все выводы первой инстанции. После этого представители «Хендэ Мотор СНГ» направили жалобу в Верховный суд.
Он указал, что для правильного разрешения спора важно понять причину возникновения недостатков. В частности, выяснить, были ли они производственными. Но суд первой инстанции вопрос о причине дефектов перед экспертом не поставил, и заключения по этому вопросу не было. В то же время, именно это обстоятельство — юридически значимое для разрешения спора.
ВС также напомнил, что если есть какие-то сомнения в правильности или обоснованности заключения экспертов, суд по закону обязан назначить повторную экспертизу. Но когда ответчик попросил её провести, первая инстанция ему отказала. Из-за этого не удалось установить обстоятельство, которое имело значения для правильного разрешения спора, а «Хендэ Мотор СНГ» и вовсе лишили возможности доказывать, что дефект возник не по вине компании.
В итоге Верховный суд отменил решения нижестоящих инстанций, а дело направил на новое рассмотрение.
Почему ошиблись суды?
Суд должен правильно определить обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела, и от этого зависит, правильные ли вопросы будут поставлены перед экспертами, говорит
Юристы обращают внимание и ещё одну деталь: повторную экспертизу суд вправе назначить лишь по тем же самым вопросам, которые ставились в первый раз. Это делается тогда, когда в заключении экспертов есть какие-то сомнения. А поскольку вопрос о причинах возникновения недостатков изначально не ставился, оснований назначить повторную экспертизу не было.
Для того, чтобы задать новые вопросы, судья может назначить дополнительную экспертизу. К ней обычно прибегают, когда хотят устранить неполноту или недостаточную ясность первичного заключения, говорит Стирманова.
Назначение автотехнической экспертизы по определению размера ущерба в результате ДТП, стихийного бедствия, действий третьих лиц
Результаты экспертизы могут быть положены в основу доказательственной базы истца или ответчика — в зависимости от того, кто был инициатором экспертизы и в чью она пользу. Исследование может быть назначено судом, если противоречия в доводах истца и ответчика налицо, а идти на производство экспертизы никто из них не хочет. В этих случаях решение суда по делу будет основано, среди прочего, на выводах эксперта.
Предмет автотехнической экспертизы ущерба автомобиля
Автотехническая экспертиза ущерба нередко называется автотовароведческой или автооценочной, что в контексте рассматриваемых целей и задач производства исследования не совсем корректно или требует уточнения.
Во первых. Назначение автотовароведческой экспертизы допускает более широкий предмет исследования, и он далеко не всегда связан с размером и оценкой ущерба от ДТП или подобных происшествий. Например, вопросы автотовароведческой экспертизы могут касаться определения стоимости машины для целей оспаривания сделки. Однако нужно учитывать, что автотовароведческая экспертиза выделяется и как вид автотехнической экспертизы — так же, как и, например, транспортно-трасологическая. Поэтому для правильного использования такой терминологии требуется уточнение предмета исследования. В данном случае им будет определение ущерба, причиненного транспортному средству в результате ДТП или иного происшествия, для целей возмещения ущерба или (иногда) реализации ТС.
Во вторых. Автооценочная экспертиза — название, используемое не более чем в обиходе, по аналогии с досудебной оценкой транспортных средств. Перенос такой аналогии в сферу экспертных исследований приводит к ошибкам при назначении экспертизы и постановке вопросов.
Установление размера ущерба по повреждениям — частный случай назначения автотехнической экспертизы. Поэтому в данной ситуации ее предмет и вопросы ограничены целями и задачами такого исследования. Если нужны ответы на более широкий спектр вопросов, выходящих за пределы названной экспертизы, нужно назначать либо комплексную экспертизу (наиболее эффективно), либо несколько автотехнических экспертиз разного плана (долго и дорого).
Порядок назначения экспертизы
Порядок назначения экспертиз одинаков для всех случаев производства экспертных исследований по гражданским (арбитражным) делам. Серьезная разница — в вопросах, а для того чтобы их правильно поставить – в подготовке к назначению экспертизы.
Подготовка к экспертизе
Возникновению вопроса об определении размера ущерба по повреждениям могут предшествовать различные события — все зависит от предмета спора и хода судебного процесса. Как правило, к этому моменту уже бывают установлены обстоятельства происшествия, возможность причинения заявленных повреждений при заданных обстоятельствах и «виновность» определенного лица. Для этих целей, если необходимо, также проводятся соответствующие исследования, в том числе комплексного характера. Но если их не было, а вопросы требуют экспертных ответов — нужно назначать судебную автотехническую экспертизу и ставить весь перечень необходимых вопросов.
Материалы для исследования
Перечень повреждений, подлежащих учету в расчете стоимости, определяется экспертом:
по представленным (имеющимся в деле) документам, фотографиям и иным материалам;
по фактическому состоянию представленного для исследования транспортного средства (оборудования, запчастей), если оно не было восстановлено;
с учетом выводов экспертного исследования по вопросу о возможности возникновения повреждений при заявленных обстоятельствах.
Таким образом, все вышеперечисленное влияет на исследование и выводы, а инициатор экспертизы (истец или ответчик), в свою очередь, может повлиять на представляемые материалы. И сделать это — в его интересах.
В зависимости от целей, задач и обстоятельств назначения экспертизы разумно обратить внимание суда и, соответственно, эксперта на следующие моменты (если они действительно есть):
какие именно детали повреждены — оригинальные (более дорогие) или неоригинальные (более дешевые) детали;
какие детали и как заменены — на новые или бывшие в эксплуатации;
повреждение дополнительно установленного (нештатного) оборудования или отсутствие (неисправность) штатного оборудования;
определенные свойства транспортного средства, отличающие его от других этой же марки и модели (как в лучшую сторону — особенности комплектации, тюнинг, аэрография и т.п., так и в худшую — плохое техническое состояние автомобиля, множественные серьезные эксплуатационные повреждения и т.п.);
другие моменты, которые важны и способны объективно повлиять на заключение экспертизы, найти отражение в исследовании и выводах, а значит, стать серьезными доводами в судебном споре.
Естественно, что заявленное должно найти подтверждение в материалах дела , в виде вещественных доказательств, а не быть голословным утверждением.
Вопросы к эксперту
Исходя из целей и задач производства экспертизы, вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы могут быть следующими:
Ставить вопрос «Каков размер причинённого ущерба?» — неправильно и бессмысленно. Эксперт не даст на него ответ или выйдет за пределы компетенции и поставит тем самым экспертизу под сомнение. Ущерб — множество слагаемых. Не все из них эксперт-автотехник может определить, и не все подлежат возмещению по правовым основаниям.
Как добиться назначения экспертизы
Суд назначает экспертизу по своей инициативе либо по ходатайству истца или ответчика. Как правило, производство экспертизы — часть стратегии ведения дела, поэтому момент для подачи ходатайства выбирает инициатор исследования.
Суды крайне редко отказывают в экспертизах, учитывая их прямую заинтересованность в том, чтобы решение не было отменено при обжаловании. Проблема в другом — ошибки при подготовке ходатайства, связанные с затягиванием процесса назначения экспертизы, неверным определением предмета исследования и вопросов для эксперта.
Как уже говорилось, определение размера ущерба — зачастую конечная стадия судебного разбирательства. Да и спор по этому поводу может возникнуть уже после того, как выяснены обстоятельства происшествия и установлен виновник. Из-за этого назначение экспертизы по ущербу может слишком запоздать. И даже если суд все-таки пойдет навстречу, чем больше экспертиз — тем больше затрат. Как избежать этого? Разумнее необходимость производства исследований изучать уже на стадии подготовки к судебному процессу. И если очевидно, что автотехническая экспертиза нужна, — сразу же готовиться к ней, определять направления и вопросы в комплексе.
Вопросы по определению размера ущерба в комплексных автотехнических исследованиях ставятся «автоматически», потому что ответы на них все равно понадобятся в делах, где фигурирует ущерб, а большая часть ответов взаимосвязана с выводами исследований других предметных областей (обстоятельства ДТП, повреждения, «виновность»). Для производства такой экспертизы необходимо подготовить ходатайство в суд о назначении судебной автотехнической экспертизы и поставить все нужные вопросы к эксперту-автотехнику. Если же предмет исследования — только ущерб, то понадобится ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы.
При подготовке ходатайства важно:
обосновать производство экспертизы;
отразить моменты, на которые суд и эксперт должны обратить особое внимание;
указать эксперта (экспертную организацию), которому заявитель хочет поручить производство экспертизы или перечень экспертов (организаций), у которых производство исследования нежелательно.
Отказ суда в назначении экспертизы может быть обжалован в вышестоящей судебной инстанции.
Определение суда — основание для производства экспертизы
Экспертиза производится на основании определения суда о назначении автотехнической экспертизы. Это процессуальный документ, который, помимо «стандартных» реквизитов, содержит:
описание дела (спора);
поводы для назначения экспертизы;
моменты, на которых суд посчитал необходимым заострить внимание эксперта;
предоставляемые для исследования материалы (ссылки на материалы дела, указание местонахождения объектов исследования, вещественные доказательства);
вопросы к эксперту.
Чем более подробно изложены обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, чем более полно представлены материалы, тем более качественным будет заключение. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы и объекты для исследований, поэтому ограничится тем, что представлено. К сожалению, возможностью запросить дополнительные материалы пользуются далеко не все эксперты, даже в ущерб качеству. Поэтому при подготовке к назначению экспертизы стоит рассчитывать, прежде всего, на себя. А если это трудно — консультироваться с профильным экспертом.
Чтобы не столкнуться с неожиданностями при производстве автотехнических экспертиз, сторонам обязательно нужно знакомиться с определением суда:
Что делать, если экспертиза не в вашу пользу
Бывает, что выводы эксперта идут вразрез с ожиданиями даже той стороны процесса, которая ходатайствовала о назначении исследования. Что делать в такой ситуации?
Первоначально нужно внимательно ознакомиться с экспертизой, причем не только с ее выводами, но и с исследовательской частью. Затем оценить «масштаб трагедии» и понять, насколько экспертиза повлияет на ход процесса. Интерпретация выводов эксперта и использование заключения в качестве доказательства — задачи участников процесса.
В ходе ознакомления с заключением нужно хотя бы бегло (а лучше — внимательно) сравнить перечень основных ремонтных работ и наиболее дорогих запасных частей. Определить, что было исключено или добавлено и на каких основаниях. Имеются ли существенные расхождения в ценах на работы и запчасти. Был ли учтен износ заменяемых комплектующих и какой. При этом следует учесть, что для ряда комплектующих, влияющих на безопасность (этот перечень установлен в нормативных документах), износ применяться не должен. Если расхождения есть и эксперт их не обосновал в заключении, стоит ставить перед судом вопрос о назначении дополнительной (при представлении дополнительных материалов) или повторной (по тем же материалам) экспертизы, хотя это может быть сложно.
С точки зрения экономии затрат и сокращения сроков производства дополнительной экспертизы ее целесообразно поручать тому же эксперту (экспертной организации), что проводил первичное исследование. Эту просьбу нужно отразить в ходатайстве перед судом. Повторную экспертизу тот же эксперт проводить не может, но та же самая экспертная организация — да, при условии поручения исследования другому эксперту. Если не устраивает ни эксперт, ни то учреждение, где проводилась экспертиза, можно ходатайствовать перед судом о поручении производства дополнительной (повторной) экспертизы в другой организации (у другого частнопрактикующего эксперта).
Повторные экспертизы суды не любят. Зачастую видят в этом попытку затянуть процесс или усложнить ход разбирательства. Чтобы убедить суд, нужно серьезно обосновать свое ходатайство и хорошо поработать над мотивировкой — привести конкретные факты, почему требуется повторное исследование, что оно даст и каким образом скажется на разрешении судебного дела.
Выводы
Экспертиза — зачастую единственная возможность доказать заявленный ущерб и его сумму. Этой возможностью нужно пользоваться, но пользоваться грамотно. Первоначально вопрос с назначением экспертизы целесообразно обсудить со своим юристом или адвокатом — он с профессиональной точки зрения оценит перспективы, цели и задачи производства исследования. Если представителя нет или он по каким-то причинам против экспертизы, можно обращаться непосредственно к профильным экспертам, которые и проконсультируют, и дадут дельные советы. Эффективная практика последнего времени — тщательная подготовка к экспертизе с привлечением как юристов (адвокатов), так и экспертов необходимой предметной области. Инициатива всегда должна исходить от сторон процесса, поскольку никто не заинтересован в исходе дела больше, чем сами участники спора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.