Стукнул машину и скрылся
Притер и уехал: что делать потерпевшему и что грозит виновнику
Ситуация, когда приходишь на стоянку и замечаешь, что кто-то притер машину и уехал – знакома многим, а вот, что делать, и будет ли неизвестный виновник наказан, часть водителей не знает.
Если вы пострадавший
Прежде всего, адекватно оцените ситуацию. При значительном повреждении транспортного средства необходимо вызывать автоинспекторов.
На мелкие ДТП, когда водитель другой машины слегка поцарапал краску и уехал, а других повреждений или пострадавших нет, представители ГИБДД не выезжают. Аварийные комиссары также отказываются приезжать, если виновник скрылся.
Остается вызвать участкового, который зафиксирует повреждения и выпишет справку, необходимую для дальнейших поисков виновника и получения возмещения. Машину при этом перемещать не нужно. В противном случае добиться ничего не удастся.
Во время ожидания придется самостоятельно искать свидетелей происшествия. Сейчас нередки случаи, когда информацию об этом ответственные граждане отправляют в социальные сети городов, либо, зафиксировав номер виновника, оставляют свои координаты для связи пострадавшим водителям.
Получить возмещение за подобные мелкие царапины очень сложно
Если номер ТС виновника установлен, всю собранную информацию нужно отправить в ГИБДД.
Является ли ситуация страховым случаем?
Да, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба.
Проще всего вызвать на место подобного происшествия участкового
Владельцам КАСКО
Если повреждение замечено не сразу, пострадавшему откажут в страховом возмещении. Оптимальное решение: проверять транспортное средство перед началом движения. Размер компенсации будет зависеть от условий ране подписанного договора.
Подать справку от участкового и заявление с просьбой о выплате ущерба в компанию нужно не позже 5 дней после ДТП.
Владельцам ОСАГО
С полисом ОСАГО сложнее. Компенсация пострадавшей стороне будет положена, если виновник ДТП был найден и оказался застрахован.
Если кузов был деформирован представители ГИБДД могут приехать
Если вас задели, для возмещения ущерба необходимы:
Что делать виновнику
Если вы притерли чужую машину во дворе или на стоянке и решили уехать, хорошо подумайте. В ваших интересах остаться на месте происшествия.
Остался
Зачастую владельцы поврежденных авто закрывают глаза на мелкие сколы и царапины на кузове или бампере. Водители понимают, что никто не застрахован от подобных инцидентов и лояльно относятся к ответственному коллеге. Соразмерная проблеме денежная компенсация на месте способна быстро урегулировать спор.
Скрывшемуся с места мелкого ДТП виновнику грозит лишение прав
Уехал
Условным плюсом подобного поступка можно назвать отсутствие денежного возмещения пострадавшему, если виновника не найдут. Но, средств видеофиксации на улицах и во дворах все больше, свидетели легко могут предоставить потерпевшему номер авто виновника.
После нахождения будут судебные разбирательства, с затратой времени и нервов и лишение прав от года до 1,5 лет. Если страховая уже успела перевести возмещение на счет потерпевшему, виновнику все равно придется раскошелиться. Теперь уже придется рассчитываться с компанией, понесшей расходы.
Также водителя могут посадить на 15 суток, вместо лишения прав, но на практике подобное встречается редко. Чаще всего беглеца наказывают строже.
Теперь вы знаете, что делать, если вашу машину притерли во дворе или на парковке и уехали. Это очень хлопотный процесс, поскольку искать виновника фактически придется самому. Благодаря средствам видеосвязи и настойчивости потерпевших случаев, когда безответственных автовладельцев находят и наказывают по всей строгости, становится все больше.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Стукнули стоящую машину — что делать и как оформить?
Стукнули машину на стоянке
Неудобная и порой странная организация дорожного движения во многих дворах городских домов или на стоянках в нашей стране так и провоцируют разного рода дорожные инциденты. В этой статье мы рассмотрим один из самых распространённых — если во дворе или на стоянке стукнули стоящую машину. Мы рассмотрим ДТП в разных тонкостях и контекстах: с точки зрения виновника и потерпевшего, если у одного из участников не страховки и если стукнул тот, кто уехал, или чей автомобиль ударили.
На самом деле, ничего сложного в таких ситуациях нет — здесь всё законодательно урегулировано, а практика насыщена такими случаями, просто с некоторыми нюансами в случае нестандартных ситуаций.
Стукнули машину во дворе или на стоянке — это ДТП?
Да. Со всеми вытекающими обязанностями и последствиями, и ПДД чётко регулируют такие ситуации. В данном случае произошло взаимодействие двух автомобилей, в результате чего нанесён материальный (и, возможно, телесный) вред, поэтому такой инцидент попадает под определение в пункте 1.2 ПДД.
ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
ПДД предписывают ряд обязанностей в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Среди обязанностей (по порядку):
Я стукнул(а) чужую машину — что делать?
Рассмотрим ряд ситуаций, когда виновником такого ДТП оказываетесь Вы.
Если потерпевшего нет на месте?
Итак, настало время нетипичных ситуаций! Впрочем, эта — довольно типична, ДТП происходит, когда одна машина ударяет другую стоящую машину во дворе или на стоянке.
В том случае, если водителем стукнувшего автомобиля оказались Вы, то желательно найти потерпевшего. В принципе, тут особых решений и лайфхаков нет, и нужно попробовать следующие действия:
Пробить хозяина авто по номерам или другим данным по машине на 2021 год не представляется возможным — нет единой базы.
Если поиск владельца не увенчался успехом, то уезжать нельзя. Очень распространены случаи, когда виновник оставляется свои контакты или просто уезжает, не оставив о себе знать ничего. Это делать категорически запрещено! Причём, Правилами. И расплатиться за такое действие можно лишением права управления на долгий срок.
Результат оставления места ДТП нередко оборачивается плачевно для виновника — вместо звонка потерпевшего он получает либо звонок из ГИБДД, либо сразу повестку из суда о рассмотрении дела по части 2 статьи 12.27 КоАП, которая предусматривает лишение прав на срок от года до 1,5 лет.
Дело здесь в невыполнении обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5-2.6.1 ПДД, согласно которым, уехать без оформления ДТП, в том числе если Вы стукнули чужую машину во дворе или на стоянке, можно только в двух случаях:
В обоих случаях должны быть подтверждающие документы: извещение по европротоколу с подписями обеих сторон в обоих экземплярах либо расписка, также с Вашими подписями, соответственно.
Поэтому, если хозяина автомобиля найти не удаётся, лучше всего позвонить в ГИБДД, дабы зафиксировать ДТП. По звонку Вам либо скажут приехать в отделение для оформления, предварительно сфотографировав обстоятельства аварии и составив схему ДТП, либо сотрудники сами приедут для оформления.
В любом случае оставьте свои контакты под лобовым, так как потерпевшему они пригодятся.
Если уже уехал(а) с места ДТП?
Допустим, что Вы читаете эту статью, когда уже скрылись в места аварии. И здесь отчаиваться не стоит. Автоматически от этого лишения не будет. Если времени прошло немного, то просто вернитесь обратно — вероятно, хозяин даже ещё не вышел к машине.
Но если факт оставления места ДТП уже известен как потерпевшему, так и сотрудникам полиции, то, вероятнее всего, на Вас заведено административное производство. И тут возможны несколько вариантов.
Данных виновника ни у кого нет
Тогда Вы случайным образом можете узнать о том, обращался ли вообще в полицию потерпевший и наличие дела на Вас.
В этом случае вероятность того, что Вас найдут, крайне низка — только случайно обнаружив Вашу машину и соотнеся повреждения. Но на практике такое происходит редко, потому что фактически на розыск даётся 2 месяца (ч.5 ст. 28.7 КоАП), и не нужно думать, что сотрудники ГИБДД в это время прочёсывают близлежащие районы в поисках виновника. Чаще всего розыск ведётся только на бумаге.
Но это не мешает потерпевшему самому заняться таким поиском. И шансы найти велики, если Вы живёте в одном дворе или пересекаетесь часто при других обстоятельствах.
Данные виновника есть
Если известен Ваш номер автомобиля, то и тут лишения прав может не быть. И этому есть 2 существенных основания.
Во-первых, в административном праве работает презумпция невиновности — это значит, что недостаточно установить машину, которая стукнула чужую во дворе или на стоянке — нужно ещё установить водителя; и это не всегда просто, если только момент ДТП не попал на камеры с отчётливо идентифицируемым водителем.
Практически единственный вариант развития событий здесь — если собственник, которого обычно вызывают на разбор в ГИБДД или в суд, сам даст показания против себя или другого водителя. Но он может этого не делать, сославшись на статью 51 Конституции РФ, согласно которой имеет право не свидетельствовать против себя или близких родственников.
Во-вторых, как мы уже упомянули выше, розыск виновника ведётся 2 месяца. В это время машина находится в базе ГИБДД, и при остановке инспектором ДПС часто пробивается на розыск (и причиной остановки это тоже может быть — называется ориентировка). И решение тут одно — если Вы не попадётесь в ближайшие 2 месяца, то далее Вас невозможно будет привлечь за истечением срока давности.
Стукнул машину и нет страховки ОСАГО
В этом случае у нас для Вас плохие новости. В этом случае никакой разницы при оформлении ДТП с ударенным стоячим авто от описанного выше нет. Но придётся возмещать причинённый ущерб из своего кармана, так как по ОСАГО страхуется именно Ваша виновность в аварии, и нет разницы, есть действующий полис у потерпевшего или нет.
Другой вариант возможен только в том случае, когда у Вас истёк период использования машины (полис заключается сроком на 1 год всегда, но можно ограничивать период использования транспортного средства), или полис на автомобиле есть, но Вы в него не вписаны. В обоих случаях выплата потерпевшему будет, но Вам будет регресс от страховой в размере суммы возмещения.
Также не забывайте, что в этом случае при оформлении ДТП сотрудниками полиции Вам будет выписан штраф за отсутствие страховки.
Мою стоящую машину стукнули — что делать?
А теперь о том, если Вы — потерпевшая сторона.
Если стукнули машину и скрылись без оформления ДТП
Во-первых, в этом случае нужно понимать, что, возможно, ДТП и оформили. Просто не оставили никаких следов. Вам в любом случае нужно вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Если авария уже была оформлена, то Вам об этом скажут по телефону, нужно будет также получить информацию, куда и когда приезжать за копиями документов для обращения в страховую компанию или напрямую к виновнику.
В иных случаях нужно сразу после вызова ГИБДД на место аварии попытаться найти камеры видеонаблюдения, которые могли заснять ДТП со скрывшимся, а также стоять около машины, чтобы возможные свидетели увидели, что Вы пришли на место, и откликнулись.
В случае успешного поиска записей, не нужно требовать предоставить записи Вам — на это владелец камеры может отказать на вполне законных основаниях. Но попросите вежливо сохранить данную запись (указав примерное время аварии), а затем в объяснениях при оформлении ДТП укажите, что, возможно, имеется запись ДТП, которая находится там-то. Попросите устно сотрудников изъять данные записи как доказательство по Вашему делу.
Если машину ударили и уехал(а) я
Ещё одна вполне типичная ситуация — стукнули Вашу машину во дворе или на стоянке, не оформили ДТП и скрылись, но и Вы не сразу заметили повреждения, а только когда сами уже уехали и спохватились уже в другом месте.
Ничего страшного в этом нет. Если Вас не было в автомобиле в момент ДТП, то Вы и не участник этой аварии. Следовательно, не обязаны соблюдать ПДД в отношении запрета оставлять место ДТП.
В этом случае просто вернитесь на место и вызовите ГИБДД, чтобы оформить ДТП с ударившим скрывшимся авто.
Если стукнули меня, но у меня нет страховки
Выплата будет. Так как по ОСАГО страхуется виновность водителя при ДТП, то главное в том, чтобы страховка ОСАГО была у виновника, а сам виновник не скрылся и был известен.
Единственное, что грозит Вам — это штраф за отсутствие полиса ОСАГО, так как ГИБДД проверяет его наличие при оформлении аварии. Также не получится оформить европротокол, так как одно из условий для его оформления — наличие страховки у всех участников.