Полоса отвода ржд что это

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611
«О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»

С изменениями и дополнениями от:

15 июня 2009 г., 4 апреля 2011 г., 17 апреля 2019 г.

В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

Информация об изменениях:

3. Министерству транспорта Российской Федерации в 3-месячный срок:

утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2011 г. N 239 в настоящие Правила внесены изменения

Правила
установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611)

С изменениями и дополнениями от:

15 июня 2009 г., 4 апреля 2011 г., 17 апреля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. также Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц

См. Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», утвержденные указанием МПС РФ от 24 ноября 1997 г. N С-1360у

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

3. Постановка на кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

3.1. Земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

4. В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

Информация об изменениях:

д) отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

5. Размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

6. В границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

8. Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение об установлении границ охранной зоны в 2-месячный срок со дня подачи заинтересованной организацией:

а) заявления с описанием предполагаемых к установлению в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запретов или ограничений;

б) описания местоположения границ охранной зоны, составляемого с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Решение Федерального агентства железнодорожного транспорта об установлении границ охранной зоны должно содержать установленные в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запреты или ограничения. К решению прилагается описание местоположения границ охранной зоны.

Копия указанного решения направляется заинтересованной организации в недельный срок со дня его принятия.

10. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

11. Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией.

12. Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, в соответствии с которыми для образования полосы отвода заинтересованная организация обеспечивает подготовку проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, которые разрабатываются и утверждаются Минтрансом России.

В границах полосы отвода заинтересованной организацией обеспечивается безопасный режим движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта допускается размещать наружную рекламу.

Решение об изъятия для нужд Российской Федерации земельных участков в целях формирования полосы отвода железных дорог принимается Росжелдором по согласованию с Росимуществом

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 октября 2006 г. N 42 ст. 4385, в «Российской газете» от 20 октября 2006 г. N 236

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2019 г. N 458

Изменения вступают в силу с 27 апреля 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2011 г. N 239

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 501

Источник

Полоса отвода ржд что это

Во исполнение статьи 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.

Министр
Н. Аксененко

Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог

I. Общие положения

1. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог разработано в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте»* и пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848** с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3505.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3746.

2. Понятие полосы отвода в настоящем Положении применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте».

4. Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.

5. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.

Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов федерального железнодорожного транспорта в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селевым потокам, возникновению подвижных песков и другим опасным воздействиям, устанавливаются специальные охранные зоны, прилегающие к полосе отвода, с особым режимом использования земель.

II. Требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода

7. Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны:

В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.

От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

9. Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог.

10. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в пределах полосы отвода допускается только по согласованию с МПС России.

Условия строительства и эксплуатации указанных объектов определяются соглашением между их владельцами и железными дорогами в соответствии с нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС России.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и безопасность эксплуатации инженерных коммуникаций, линий электропередачи, магистральных газо-, нефтепроводов, связи и других линейных сооружений, находящихся в полосе отвода, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц.

Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода.

III. Передача земельных участков в полосе отвода в срочное пользование

13. Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя.

14. Договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги.

15. Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами между железными дорогами и временными пользователями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.

18. В отношении возведенных с нарушением требований настоящего Положения в полосе отвода зданий и сооружений, а также временных пользователей, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

19. Железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

20. Железные дороги осуществляют контроль за размещением временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и сооружений, информируют временного пользователя о проведении в пределах полосы отвода участка ремонта, реконструкции и иных видов работ, связанных с объектами железнодорожного транспорта.

21. Временные пользователи осуществляют пользование земельными участками в соответствии с целями и условиями их предоставления, не допуская нанесения вреда объектам железнодорожного транспорта и безопасности железнодорожного движения с учетом правил, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и условиями договора.

Источник

Полоса отвода ржд что это

В связи с этим железнодорожному транспорту требуются земли для строительства новых линий и развития действующих. Такие земли ОАО «РЖД» получает от государства на праве аренды. Государство же, в свою очередь, передает земли, принадлежащие ему на праве собственности, что называется ab initio, или те земли, которые были приобретены в результате изъятия для нужд Российской Федерации.

Функция по такому изъятию земель в целях развития сети железных дорог, а именно для формирования полосы отвода, делегирована Федеральному агентству железнодорожного транспорта в соответствии с Постановлением Правительства РФ №611 от 12 октября 2003 г. По этой причине принципиально важным является вопрос о том, что представляет собой «полоса отвода» и где она может формироваться.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода — это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, участки, предназначенные для размещения станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных лесных полос вдоль пути, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов транспорта. Казалось бы, что, исходя из этого определения, полоса отвода представляет собой абсолютную категорию с присущими исключительно ей свойствами и характеристиками, не зависящими от того, на территории какой категории земель она находится. Однако в настоящий момент это понятие связано исключительно с такой категорией земли как «земли транспорта» в силу прямого указания ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации. Такая позиция представляется неверной и порождает ряд конфликтных ситуаций, в том числе при изъятии земли для формирования полосы отвода в черте поселения.

Обозначенная проблема вызвана следующими причинами. В Земельном кодексе РФ, п. 1 ст. 7, среди перечисленных категорий земель указаны земли населенных пунктов и земли транспорта. Особо подчеркивается, что правовой режим таких земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных нормативных актов. От целевого назначения земель различных категорий зависят особенности прав и обязанностей как собственников земельных участков, так и иных титульных владельцев и пользователей.

Источник

Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог»

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст. 4385) приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2008 г.

Регистрационный N 12203

Нормы
отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог
(утв. приказом Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126)

ГАРАНТ:

О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см. справку

1. Настоящие Нормы устанавливают нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, а также нормы расчета охранных зон железных дорог, необходимых для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта.

в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

в районах подвижных песков;

в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений, в том числе лесов в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

в местах расположения лесов, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность объектов железнодорожного транспорта.

3. Размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с соответствующими санитарными нормами и правилами.

4. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.

5. Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

6. Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.

II. Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог

7. Ширина земельных участков (в метрах), отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), устанавливается в соответствии с таблицей 1 для насыпей высотой до 12 метров и в соответствии с таблицей 2 для выемок глубиной до 12 метров.

Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 метров

Источник

Полоса отвода железной дороги: что это, отличие от охранной зоны, ее ширина

Протяжённость железных дорог в России исчисляется сотней тысяч километров. Но много ли мы знаем о полосах отводов железных дорог? Разбираемся с этим вопрос в нашей статье.

Что такое «полоса отвода железной дороги»?

Отличие полосы отвода железной дороги от ее охранной зоны

Кроме полосы отвода, выделяют охранную зону железных дорог. Она определяется как «территория, с обеих сторон прилегающая к полосам отвода, на которой установлен особый режим её использования». Полоса отвода и охранная зона различаются пространственным расположением, то есть первые непосредственно прилегают к железной дороге (или находятся под ней), вторые же располагаются далее за ними. Но главное их различие заключается в том, что полосы отвода устанавливаются при любых железных дорогах, а охранные зоны только при тех, которые проходят по территориям с особыми природными условиями, например, где есть овраги, водоёмы, песок, возможны сходы лавин. Также полосы отвода и зоны охраны различаются порядком их установления, о чём более подробно поговорим далее.

Установление полосы отвода

Правила установления полос отвода закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». Установление полос отвода отдано на откуп так называемым «заинтересованными организациями». К ним Постановление относит владельцев и строителей ж/д путей и объектов, расположенных в непосредственной близости к ним. Они должны провести кадастровые работы для образования земельного участка, а также поставить его на кадастровый учёт. Эти процедуры подробно описаны в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Размеры полосы отвода

Существуют определённые правила установление границ полос отвода. Они содержатся в Приказе Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог». Подробно остановимся на этом вопросе.

По-разному ширина полос отвода определяется для земельных участков:

Для первых двух пунктов ширина полосы отвода устанавливается на основе таблиц, в которых основными параметрами, влияющими на ширину, являются категория железнодорожного пути, уклон местности, высота насыпи/ глубина выемки. Категория железнодорожной линии определяется исходя из её назначения, объёма перевозок груза, скорости движения пассажирских составов и т.д. Какие есть категории и как они определяются, в то числе фигурирующие в приказе Минтранса I – IV категории, можно посмотреть в «СП [свод правил] 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм». Так, для ж/д дороги III категории при поперечном уклоне местности 1:7 и высоте насыпи 6 м ширина полосы отвода будет составлять 37 м. Зная параметры, по таблице определить ширину зоны отвода довольно просто. Но есть некоторые нюансы в зависимости от особенностей железной дороги. Так, для размещения насыпей из некоторых видов грунта (скального, дренирующих песков) ширина полос отвода может быть уменьшена на 1 метр. Если ж/д пути I и II категорий размещаются на землях, не пригодных для сельского хозяйства, то к ширине из таблицы прибавляется ещё 10 м.

При этом необходимо учитывать нормы не только установленные в рассмотренном Приказе Минтранса, но и нормы землеустроительной, градостроительной и проектной документации, генеральные схемы развития железнодорожных линий, узлов и станций и пр.

Деятельность в полосе отвода

Полоса отвода необходима, чтобы обеспечить хорошую работу ж/д инфраструктуры, а также обеспечить безопасность. Для осуществления этих целей на полосе отвода устанавливается особый режим, предъявляются особые требования к тому, что там делать можно, а чего категорически нельзя. Эти вопросы регулируются уже упомянутым нами ранее Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611.

Что запрещено в полосе отвода?

Что разрешено делать в полосе отвода?

Заключение

Теперь Вы знаете немного больше о том, о чём даже, скорее всего, не задумывались, путешествуя поездами. Необходимо также помнить, что железная дорога – место небезопасное, нужно быть предельно аккуратным, находясь рядом с ними.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Похожие статьи

Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в…

Что представляет собой охранная зона тепловых сетей? Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности.…

Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *