Сценарный план акции берегись огня
Сценарий мероприятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Берегись — огонь опасен!»
Cветлана Вавилова
Сценарий мероприятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Берегись — огонь опасен!»
Для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Безопасность»
Цель:
• Воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с электроприборами, спичками и пожароопасными предметами.
• Заострить внимание детей на опасных ситуациях, которые могут произойти дома или во дворе, и обучить действиям в подобных ситуациях.
Действующие лица:
Реквизит: свеча в подсвечнике, спички, игрушечная крыса на веревочке, «Азбука», золотой ключик.
Декорации: ширма с нарисованным очагом, стол со стульями, стружки, мусор, шкаф или полка, на котором стоит свечка и
Танец «Пламени»
Ведущая (показывая на очаг). Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы с вами попали?
Ведущая. Правильно! Только где же герои сказки? Где папа Карло, где Буратино? Давайте их позовем!
Дети хором зовут Бу-ра-ти-но!
Звучит песенка Буратино из к/ф «Приключения Буратино».
Буратино. О-о-о! Сколько детей! Здравствуйте, ребята!
Ведущая. Здравствуй, Буратино! А где папа Карло?
Буратино. Папа Карло ушел по делам и до вечера его не будет дома. А я остался дома один. И я ему пообещал, что буду хорошо себя вести — вот зарядку во дворе сейчас делал!
Ведущая. Какой ты молодец! Ну-ка, покажи, как ты ее делаешь.
Танец «Веселая аэробика».
Ну, ладно (глядя на часы, ты побудь здесь с ребятами, а мне нужно ненадолго уйти. (Уходит.)
Буратино (ходит по «каморке» туда-сюда, с грустным видом садится на стул, вздыхает). Скукотища! Чем бы заняться.
Вдруг по полу пробегает крыса (‘игрушечная, на веревочке). Буратино с криком залезает на стол. Крыса убегает.
(На столе.) Вы не думайте, ребята, я не испугался! Просто этих крыс я терпеть не могу! (Вдруг видит на полке спички и свечку в подсвечнике.) О-о-о! Вот это да! Что я нашел! (Берет, слезает со стола.) Папа Карло каждый вечер зажигает эту свечку, и в нашей каморке сразу становится так светло, уютно и весело! Сейчас попробую зажечь, как папа Карло…Может, станет повеселее.
Пытается зажечь спичку, а на столе — стружки, бумага. Приходит Ведущая.
Ведущая. Чем это ты занимаешься, Буратино?
Буратино. Вот, хочу зажечь свечу, как папа Карло!
Ведущая. Во-первых, сейчас светло и без свечки. А это значит, что ты просто решил поиграть со спичками и свечкой. А знаешь, чем заканчиваются игры со спичками и другими пожароопасными предметами? Вот, послушай.
Дети (читают стихи на противопожарную тематику).
1. Летом на даче пятилетний жил Жора,
Лишь чиркнул он спичкой — и вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку —
Осталась от дома одна головешка!
2. Если мамы дома нет,
А у папы на работе
Если в это время вдруг
К вам нагрянул лучший друг,
То нельзя включать: утюг,
Новый бабушкин светильник,
Телевизор и паяльник.
Ни за что и никогда
Не хватайте провода
И без взрослых даже штепсель
Не втыкайте никуда.
Ведущая. Посмотри, Буратино, на свой стол — видишь на нем стружки, куски бумаги? Все это очень легко загорается, и любая искра от твоей свечки может привести к пожару. Ты ведь и сам деревянный — сгоришь в один миг!
Буратино. Нет, нет, нет! Не хочу сгореть, как щепка! Пожалуй, я уберу на место спички со свечкой! (Убирает все на полку.)
Ведущая. Ну, теперь-то я могу тебя оставить одного? Ничего тут не натворишь?
Буратино. Нет, нет! Мне моя жизнь дорога!
Ведущая. Вот и правильно! А ребята тебя песенкой веселой развлекут!
Дети исполняют песенку про спички (Муз. И сл. Кононовой)
Буратино. Почитаю-ка я «Азбуку». (Открывает книгу и читает.)
Вдруг раздается стук в дверь.
Голос. Это мы, несчастные бродяжки Лиса Алиса и Кот Базилио… Впустите нас обогреться…
Буратино. Впускать или нет? Ребята, что вы скажете?
Дети советуют не впускать их.
Жалко мне их — впущу, так и быть.
Открывает дверь, Алиса и Базилио входят в «каморку».
Алиса. Да мы только вот тут у двери посидим и дальше пойдем. Базилио, садись!
Базилио. Мы веселые, с нами не соскучишься!
Буратино. Ну, оставайтесь…
Алиса (по-хозяйски располагается за столом). Холодно что-то у тебя!
Буратино. Мне не холодно — я деревянный. Вот придет папа Карло и разожжет огонь в печи.
Базилио. Пока его дождемся — замерзнем. Ну-ка, Буратино, зажигай дрова в печи! Где у тебя спички?
Буратино. А мне разве можно? Я же еще маленький!
Алиса. Ну, конечно, можно, глупенький!
Буратино. А ну-ка, я у ребят спрошу: можно мне печь зажечь или нет?
Дети. Нет! Потому что рядом нет взрослого.
Ведущая. Что за шум? А-а-а… Понятно, почему здесь шум! К нам пожаловали Лиса Алиса и Кот Базилио, а где появляются эти хитрецы — там всегда случается какая-нибудь беда! Что они хотели, Буратино?
Ну, и что вы подсказали ему, ребята?
Ответ детей. Ведущая разъясняет, почему рядом с огнем детям можно находиться только вместе с взрослыми.
Спасибо, ребята, что помогли Буратино!
Алиса (плачет). Ну вот, никто нас не любит… Все нас считат хитрыми и противными…
Базилио тоже поддакивает.
Ведущая (обращаясь к Алисе и Базилио). Ну, успокойтесь, не плачьте. А теперь расскажите нам, почему вы бродяжничаете и попрошайничаете? Где ваш дом?
Алиса и Базилио (вздыхая). Нет у нас дома… То есть он, конечно, был у нас…Да вот сгорел.
Ведущая. Как же так! Как сгорел!
Алиса. Это Базилио виноват! Он спичками на чердаке баловался! А там сено, солома, разные старые вещи — все вспыхнуло в один миг! А Базилио, глупый, вместо того, чтобы на помощь позвать, от страха в старом шкафу спрятался. Чуть сам не сгорел, потому что пожарные его еле нашли.
Базилио. Неправда! Не верьте ей! Все совсем не так было! Это Алиса виновата! Она возле дома тополиный пух подожгла, а от него и весь дом загорелся. Доигралась, рыжая плутовка! Это же надо придумать такое — пух тополиный поджигать!
Алиса. А сам-то! Ты зачем дома костер на ковре разжигал?
Базилио. А сама-то! Помнишь, как елку новогоднюю свечками украсила? И вместо праздника у нас был пожар!
Лиса и Кот спорят и дерутся. Ведущая их разнимает, мирит.
Ведущая. Я поняла, что вы оба хороши! Правильно, ребята? Надеюсь, вы не поступаете так, как Алиса с Базилио?
Ведущая. Спичками не играете? Пух тополиный не поджигаете? На чердаках, в сараях с огнем не шалите?
А л и с а. И я тоже не буду! Построим себе новый домик и будем его беречь, будем осторожными с огнем! Только вот не умеем мы дома строить…
Буратино. А мой папа умеет! Папа Карло вам поможет, он же у меня плотник! И я буду ему помогать!
Алиса и Базилио. Ура! У нас опять будет свой дом! Нам не придется больше бродяжничать, хитрить и обманывать. Мы теперь будем хорошими, будем беречь свой новый дом.
Ведущая. Ребята! Как вы думаете, Алиса и Базилио исполнят свои обещания?
Ведущая. Я тоже так считаю. А вы не станете поджигать, как они, тополиный пух, солому в старых сараях, разводить костры дома на ковре, баловаться со спичками, свечками, разжигать печку без взрослых?
Ведущая. Правильно, это значит, что вы умные и ответственные дети. На вас можно положиться, я за вас спокойна.
Раздается стук в дверь или звонок колокольчика.
Кто там? Буратино, к тебе гости — встречай!
Буратино встречает Мальвину.
Мальвина. Здравствуйте! Буратино, меня послал к тебе папа Карло, чтобы ты не скучал один. А ты здесь вовсе и не один, у тебя уже вон сколько гостей! Боже мой, Буратино! Какой у тебя беспорядок! Везде стружки разбросаны, мусор всякий валяется. Это ведь тоже может привести к пожару: ветер дунет посильней и попадет мусор на горящую плиту или печь — вот тебе и пожар! Давай-ка все уберем, а потом я тебе покажу что-то необыкновенное!
Герои убирают мусор.
Буратино. Ну, давай, показывай, что там у тебя!
Мальвина (протягивая золотой ключик). Вот, смотри! Говорят, только ты знаешь, что с ним делать.
Буратино. Ух, ты! Я знаю!
Буратино проводит веселую разминку.
Буратино. Молодцы ребята!
Отчет по месячнику безопасности В соответствии с годовым планом основных мероприятий МБДОУ – д/с № 519 на 2012 год и в целях повышения безопасности детей в осенний период.
Конспект классного мероприятия «Берегись огня!»
МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа»
Конспект классного мероприятия
Выполнила: Якунина Виктория
учитель начальных классов
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-4 классов
Цель: закрепить знания детей при безопасном обращении с огнём, повысить интерес к профессии «спасатель».
— проверка и закрепление знаний и умений детей при действии в экстренных ситуациях;
— развитие умственных способностей учащихся;
— пропаганда пожарно-технических знаний и реализация иных задач, направленных на предупреждение пожаров.
Оборудование: аудио (ноутбук) – для прослушивания музыкального сопровождения, плакат или рисунок огня для игры, «снежки» (мягкие мячики) для метания, большие буквы для слова «безопасность».
Украшение кабинета (фойе, зала): рисунки детей, плакаты по пожарной безопасности (например, «Спички – детям не игрушка!»), номера: 01, 02, 03, 112.
Мероприятие (классный час) проводится для детей 2 класса в игровой форме. Данное мероприятие можно провести для детей начальной школы (если до 30-35 учащихся), а можно в форме классного часа для одного конкретного класса.
Добрый день! И в этот час очень рада видеть вас!
Вижу искорки в глазах! Все ребята – просто класс!
Все настроились получать знания, делиться своими умениями и навыками.
Мы здесь не просто собрались, впереди вас ждёт много интересного.
2. Подведение к теме. Чтобы узнать, о чём будет речь, хотя многие уже догадались по оформлению кабинета, предлагаю отгадать несколько загадок. Кстати, за правильные ответы каждому отвечающему вручается смайлик, в конце мероприятия смайлики подсчитаем и выявим победителя. Поэтому будьте внимательны! Итак, загадки.
1) Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)
2) Родился я в печке,
И ушел в облака. (дым)
3) В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать! (огнетушитель)
Прыгает в огонь. (Кочерга)
5) Топором лесник стучит,
Для печки пищу добывает.
Они потом в печи горят,
Дом зимой наш согревают. (дрова)
6) Что исходит от огня,
Грея вас, тебя, меня? (тепло)
7) Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (свеча)
8) Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать. (костёр)
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает? (огонь)
Молодцы, ребята! Отгадали загадки, получили заветные смайлики. Скажите, к какой теме относятся все выше загаданные загадки с отгадками? (ответы детей). Да, к теме «Пожарная безопасность». А что вы понимаете под словом «безопасность»? (ответы учащихся)
3 Работа с кроссвордом. Но сегодня мы не только поговорим о безопасности, но узнаем ещё об очень интересной и отважной профессии. Какой? Давайте разгадаем кроссворд, а в заветных клетках отыщем нужное нам слово.
1
2
3
4
5
6
7
1. Живут в домике-коробочке сто сестриц, все на одно лицо. Без своего домика считаются не пригодные.
2. Ею наполнен огнетушитель.
3. Она бывает солёной и пресной.
4. Зелёное «золото» планеты Земля.
5. Её надевают на голову для защиты.
6. Разводят в лесу уставшие путники, туристы.
7. Висит на пожарном щитке.
9. Синоним слову «пламя».
При верном отгадывании кроссворда в оранжевых клетках можно прочесть профессию людей. (Ответ – спасатель)
На фото – учащиеся 2 класса во время игры (фото Якуниной В. В.)
5. Актуализация знаний. Работа в группах. Ребята, теперь когда мы немного поиграли, огонь потушили, можно сказать, что все вы «спасатели- пожарники». Может кто-то в будущем выберет профессию «пожарник» или «спасатель».
Посмотрите кто к нам пришёл в гости (появляется Незнайка). За Незнайку можно взять куклу, но лучше, чтобы кто-нибудь обыграл эту роль.
— Здравствуйте, ребята! Я – Незнайка! Пришёл просить вашей помощи. Помогите мне понять как надо действовать в данных ситуациях. Научите, чтобы я знал. У меня в руках карточки с различными ситуациями. Поработаем в группах, на группу – 3 – 6 человек. Каждой группе своё задание, обсуждаем в течение 2-х минут, выдвигаем версию действий. Другие группы слушают внимательно рассказ ребят, если что-то не так дополняют.
Ситуация 1. Включил чайник, чтобы попить чаю. Вдруг заискрило в розетке. Что делать? Ваши действия?
Ребята зачитывают свою ситуацию и обговаривают как они бы действовали в подобной ситуации. Здесь они показывают свои знания.
Незнайка: «Ребята, а какие службы надо вызвать в экстренных ситуациях и как позвонить с мобильного телефона?» Ответы детей про номера «01, 02, 03, 112». Кстати, на доске вывешены данные цифры, как необходимые при оформлении кабинета.
Незнайка доволен, что его научили, хвалит ребят и уходит.
6. Задание на эрудицию. Ну и последнее задание на сегодня – это составить как можно больше слов из длинного и такого значимого слова как «БЕЗОПАСНОСТЬ». Правило: если буква одна в слове, то и пишется один раз, не повторяясь. Время на задание – 5 минут. Подобные задания дети тоже очень любят. По истечении времени задание проверяется, выявляется победитель в этом конкурсе, это тот у кого больше слов и они составлены правильно. Можно поощрить и того ребёнка, у которого слово буде самое длинное, например, слово «опасность».
7. Подведение итогов. Выявление победителя. Победителем становиться тот, кто набрал наибольшее количество смайликов. Ребёнку вручается приз. Я вручала своему победителю альбом с фломастерами и шоколадку. Всем остальным детям – по шоколадке.
8. Рефлексия. Ребята, что вам запомнилось из данного мероприятия, поделитесь? Ответы детей: «Я сегодня понял (а)… Мне понравилось то, что… Я усвоил …» и т.д.
Я очень надеюсь, что мы с вами будем действовать правильно при обращении с огнём и бытовыми приборами, чтобы не подвергать свою жизнь опасности. Всего доброго!
«Не шути с огнём» конкурсно-игровая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Щербакова Елена Яковлевна,
старшая вожатая МБОУ
Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Обучение школьников противопожарным правилам должно проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
Цель и задачи программы : закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности; привить навыки правильных действий при пожаре ; научить детей оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления.
Предварительная работа: для конкурсно-игровой программы необходимо сформировать 2 команды по 10 человек. У каждой команды, возглавляемой капитаном, должно быть название, девиз, отличительный знак (форма, эмблема). Каждая команда готовит домашнее задание – выступление на противопожарную тему, используя стихи, инсценирование отрывка произведения (сказки), песни и т.д.
Жюри: сотрудники МЧС или пожарной части, представители учреждения здравоохранения (в нашем случае – победители регионального конкурса «Медицина катастроф»).
Под музыку каждая команда выходит на сцену. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. Команды занимают места за игровыми столами.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ: _________________________________________
Ведущий: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь)
— Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг? (Ответы ребят).
— Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнём. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой? Когда он бывает добрым? (Ответы ребят).
( Ведущий зачитывает загадки по очереди каждой команде)
1.В маленьком амбаре
Держат 100 пожаров (Спичечный коробок)
2.Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (Огонь)
3.Дым увидел, не зевай,
Нас скорее вызывай (Пожарные)
Дуб свалила у села (Молния)
5. Летела мошка, осиновая ножка
На стог села, все сено съела (Спичка)
6. Нашумела, нагремела
Все промыла и ушла.
Всей округе полила (Гроза)
7. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, пароходом,
Не бываю без огня. (Дым)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы (Пожарная машина)
Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет (Пожар)
11. Висит – молчит, а перевернешь – шипит, и пена летит.
(огнетушитель) ДЛЯ ВСЕХ.
Конкурс № 2. Составьте новые слова, используя буквы слова «огнетушитель».
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
1. В пожарной части работают кто. (пожарные, диспетчер, командир отделения..)
2. Работа пожарных, какая. (трудная, нужная, опасная, интересная. )
3. Пожарные должны быть какими. (сильными, смелыми, ловкими, мужественными, находчивыми. )
4. Пожарные спасают от огня что? кого. (дома, леса, людей, животных. )
5. Пожарные надевают что? (огнезащитный костюм, шлем-маску, противогаз. )
6. Пожарная машина оборудована чем. ( цистерна, механическая лестница, насос, рация, сигнальные огни, звуковой сигнал, пожарные рукава со стволами. )
8. На пожарном щите находится что. (лом, багор, ведро, топор, огнетушитель. )
9. Пожары бывают в том случае, если люди что делают. (играют со спичками, оставляют без присмотра электроприборы, газовую плиту, не соблюдают правила пожарной безопасности. )
10. Людям, особо отличившимся при тушении пожара, вручают что. (медаль «За отвагу на пожаре». )
Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши.
Пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.
Ведущий: Друзья! Мы знаем, что существует нагревательные и не нагревательные приборы. Нагревательные те, что обжигают: плита, утюг, фен и т.д., не нагревательные холодильник, телевизор и т.д.
Один из приборов зашифрован в ребусе. ОТГАДАЙТЕ. Каждая команда разгадывает ребус.
Ведущий: А может ли случиться пожар от утюга? (Ответы команд).
( 01 приклеить на картинку с телефоном).
Сегодня, у нас сотовые телефоны и просто необходимо уметь и знать, как позвонить с мобильного телефона.
Вам нужно достать из конверта белого цвета шаблоны сотовых телефонов (по числу игроков) (приложение 2) и отметить на них фломастером номера, по которым необходимо звонить при пожаре.
( ТЕЛЕ 2, МТС, МЕГАФОН, БИЛАЙН). Данные номера называет сотрудник МЧС – член жюри.
Конкурс №5. «Вызов пожарной бригады»
Ведущий: По какому номеру вызываем пожарную бригаду? (Ответы ребят).
А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой? (Ответы ребят).
Ведущий: во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте – на диске телефона последняя цифра и первая.
Уважаемые участники перед вами стоят телефоны. Ваша задача набрать номер «01»,четко сообщить свою фамилию, домашний адрес, указать очаг возгорания.
(Выполняют все участники друг за другом).
КОНКУРС КАПИТАНОВ. «Допиши слово». Капитаны удаляются из команды для выполнения задания.
Ох, опасные сестрички,
Эти маленькие _____________________.
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по ____________________.
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко ________________________.
На пожаре ждёт беда,
Если кончилась ___________________________.
На пожаре не зевай,
Огонь водою ________________________________.
Про пожарных говорят,
Что смелее нет _______________________________.
Конкурс №6. «Собери и прочитай».
КОМАНДЫ без капитанов выполняют задание:
(Здесь нужно подобрать несколько картинок, можно со словами, стихами, разрезать и сложить в конверт).
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «ЧЕМ ТУШАТ ПОЖАР?».
Ведущий называет слова.
Если называется средство, которым можно потушить пожар, дети поднимают руки вверх и хлопают.
Если называется средство, которым нельзя тушить пожар, топают ногами.
вода, песок, земля, огнетушитель, спички, листва, бумага, рваные галоши.
Конкурс №7. «Домашнее задание».
Команды представляют домашнее задание, выступление на противопожарную тему.
Профессия пожарного — одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести. Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.
После выполнения всех заданий и конкурсов жюри подводит итоги и объявляет результаты игры.
Вы запомните, ребята, то, что скажем вам сейчас.
Не берите в руки спички, очень-очень просим вас.
Да, огонь бывает добрым, помогает тут и там,
Ужин сделает горячим и тепло подарит нам.
Но в детских руках непослушен огонь,
И ты потому крошки-спички не тронь,
Моргнуть не успеешь, как вспыхнет пожар,
С огнем не шути, не то будет кошмар!
Фен, компьютер, газ на кухне,
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг!
Предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем
Звучит пожарная тревога.
Желаем вам во всё удачи
И просим каждого из вас.
«Быть осторожными с огнём!».
Слово жюри. Подведение итогов программы. Награждение.
Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.- Айрис-Пресс,2008.-128 с.
В. И. Титков. Четвертая стихия. Из истории борьбы с огнем. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1998. — 192 с.
Терминологический словарь по пожарной безопасности. М.: ФГУ ВНИИМО МЧС России, 2003.- 226 с.
В. В. Теребнев, Н. С. Артемьев, А. И. Душилин. Жилые и общественные здания, противопожарная защита и тушение пожаров. М.: «Пожнаука». 2006.-312 с.
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.