сценарий трезвость норма жизни
Классный час на тему «Трезвость – норма жизни»
( 9 класс, Фанзиева М.М..)
ТРЕЗВОСТЬ — нормальная, не отравляемая “алкогольными напитками” жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа.
1. Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны. (У. Гладстон)
2. Все пороки от безделья. (Народная поговорка.)
3. Пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джины, терзают человечество. Рядом с этими монстрами такие проблемы, как курение и сквернословие, кажутся мелкими. Но в эту бездну, рано или поздно, придется заглянуть…
1. Сформировать . представление о том, что алкоголизм – это болезнь, о вредном воздействии на организм человека.
2. Выработать у детей отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь, показать внешнюю и внутреннюю непривлекательность человека, злоупотребляющего алкоголем, описать различные эффекты алкоголя, учить отличать полезные напитки от вредных.
— Кто знает, что такое алкоголь?
– Знакомы ли Вам люди, которые не смогли справиться с ситуацией и стали пить?
Алкоголь известен уже давно.
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали за 8000 лет до нашей эры.
Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов в Новой Гвинеи, не умевших добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.
Чистый спирт начали получать в 6-8 веках арабы и прозвали его “аль коголь”, что значит “одурманивающий”.
Похититель рассудка – так именовали алкоголь с древних времён. Восприятие и постепенное усвоение алкоголя обычно начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием.
Маленький ребёнок, сидящий за праздничным столом, ждёт, что ему в рюмку нальют сладкую воду – »детское вино», и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая при этом внешний ритуал винопития.
Пристрастие к спиртному является начальной стадией особого болезненного состояния – алкоголизма. Он развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков.
Алкоголизм ведёт к деградации личности, утрате работоспособности к творческому труду. Систематическое употребление спиртного приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Умственное оскудение очень ярко выражено Сергеем Есениным в поэме «Черный человек»
Я очень и очень болен
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и бесплодным полем
То ль, как рощу в сентябрь
Осыпает мозги алкоголь.
Сколько талантливых людей утопили своё дарование в вине!
Да, поистине, алкоголь – зло и трагедия для каждого отдельного человека, употребляющего его. Задумайтесь над этим! Алкоголь является огромным социальным злом. Ведь не зря говорят: «Где опьянение, там и преступление».
А на Руси было распространено мнение, что пьянство якобы является традицией русского народа. Но профессор опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на праздники готовили медовуху, брагу и пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких напитков не полагалось, и пьянство считалось грехом.
Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек, как бы теряет контроль над собой, утрачивая скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии (показывает рисунок головного мозга в трех вариантах)
А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным и скромным даже застенчивым. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говориться: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Задание. Работа группой.
2. Есть безвредные спиртные напитки (нет)
3. Отказаться от алкоголя легко (нет)
4. Вино полезнее сока (нет)
5. Детям до 18 лет можно покупать и распространять спиртные напитки (нет)
6. Ежедневно надо выпивать стакан молока или сока (да)
7. Ребенку можно наливать шампанское, но только в малых количествах (нет)
Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями. Трезвость – это сохранения собственного здоровья и здоровья будущего поколения.
Внеклассное мероприятие «День Трезвости»
Час общения, посвященный алкогольной зависимости
Цель: расширение представления детей о вредном воздействии алкоголя.
способствовать воспитанию здорового образа жизни;
формировать устойчивый навык неприятия алкоголя;
формировать умение активно противостоять пагубным привычкам;
способствовать развитию творческих способностей учащихся.
I. Непьющий воробей
Случилось это во время птичьего банкета:
Заметил дятел — тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушка в бокале —
Вода! Фруктовая вода!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, —
Вопит Сова, — а все же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!» —
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! — ему кричат. — Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!»
Наш скромный трезвенник недолго продержался —
Все разошлись, а он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он не появился,
Везде ему глядят и шепчут вслед.
«Ах, как он пьет!», «Ах, как он разложился!»,
«Вы слышали? На днях опять напился!»,
«Вы знаете? Бросает он семью!»
Напрасно Воробей кричит: «Не пью-ю! Не пью-ю-ю!»
Иной, бывает, промахнется
(Бедняга сам тому не рад!),
Исправится, за ум возьмется,
Ни разу больше не споткнется,
Живет умней, скромней стократ.
Но если где одним хоть словом
Его коснется разговор,
Есть люди, что ему готовы
Припомнить старое в укор:
Мол, точно вспомнить трудновато,
В каком году, каким числом…
Но где то, кажется, когда-то
С ним что-то было под столом!…
Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)
II. Информационный блок «Алкогольный яд»
Слайд 3. Учитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Сейчас мы рассмотрим этот вопрос со стороны медицины.
Слайд 5. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают 6 степеней опьянения.
III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики
Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.
. Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.
Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.
Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.
. Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.
Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?
(В течение 5-7 минут дети готовятся.)
Примерные ответы детей:
Слайд 8 Первая группа:
— Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.
— Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).
— Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.
— Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.
— На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.
Слайд 9. Вторая группа:
— Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.
— Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.
— Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.
— Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.
— Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.
Слайд 10 Четвертая группа:
— Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.
— В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.
— По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.
— Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.
IV. Тест «Сможете ли вы устоять»
Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?
Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:
Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.
Классный час «Трезвость – норма жизни».
Форма проведения – беседа, опрос, игра.
Цели – 1) закрепление представлений о здоровом образе жизни; 2) воспитание чувства ответственности за свое здоровье; 3) развитие навыков работы в команде; 4) раскрытие творческого потенциала учеников.
Оборудование – на доске – три высказывания (Т.Джефферсон; А.Чехов; индонезийская пословица); карточки – ключевые слова; карточки – трезвость – нравственность; бумага, ручки; листочки со словами Матери Терезы.
Опрос. – Для начала я попрошу вас ответить на несколько вопросов. Имя указывать не надо, ответьте анонимно, но честно.
Раздаю ученикам листочки с вопросами:
Как вы относитесь к тому, что подростки употребляют алкоголь?
Употребляли ли вы алкоголь?
Если да, то при каких обстоятельствах? (дома при родителях, в кругу друзей и т.д.)
Выпивают ли ваши родители?
Выпивают ли ваши ближайшие друзья?
Что для вас означает слово «Трезвость»?
3. Знакомство с высказываниями. – Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите три высказывания. Подумаем над ними.
Томас Джефферсон: «Ничего не делай против своей воли.»
«Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.»
Индонезийская пословица: «Лечи легкую болезнь, пока она тяжелой не стала.»
«Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию.» (А.Чехов)
Главное здесь – дать высказаться каждому ученику, можно использовать условную эстафетную палочку – карандаш.
— Ребята, вы высказали свои мысли. Давайте попробуем выделить из представленных высказываний ключевые слова.
Ученики должны выделить три слова – воля, трезвость, репутация. Карточки с этими словами закрепляем на доске.
Трезвость – нравственность. – Предлагаю вам решить, какие слова соседствуют со словом трезвость. Попробуем подобрать синонимы.
Ученики предлагают слова, выбираем вместе наиболее важные. Несколько учеников выходят к доске и располагают карточки со словами в нужном (по их мнению) порядке.
Ребята могут расположить эти слова в другом – важном именно для них – порядке.
Моделирование ситуаций. – Важно понимать, что ваше здоровье – в ваших руках. Помните, бывают такие моменты, когда необходимо сказать «нет». Я предлагаю вам представить ситуацию «Я могу сказать «нет». Участвуют два человека, один выполняет «отрицательную» роль и заставляет употребить алкоголь; другой пытается отказать. Цель – научиться говорить «нет» вредным привычкам.
Пригласить для участия несколько учеников.
— Что ж, отказываться от вредных привычек вам удается. Посмотрим, сможете ли вы убедить в важности отказа от алкоголя. Ситуация «Я агитирую против алкоголя». Класс делится на группы по 3-5 человек. Цель – придумать лозунг против алкоголя.
Группы представляют свои работы.
Подведение итогов. – Сегодня мы говорили о здоровье. Что особенно понравилось вам в сегодняшнем мероприятии?
Ученики делятся впечатлениями.
— Помните, ваша жизнь и ваше здоровье – в ваших руках. И как напоминание об этом я дарю вам листочки с высказыванием Матери Терезы.
Жизнь — это возможность, воспользуйся ею.
Жизнь — это красота, восхитись ею.
Жизнь — это блаженство, вкуси его.
Жизнь — это мечта, осуществи ее.
Жизнь — это вызов, прими его.
Жизнь — это долг твой насущный, исполни его.
Жизнь — это игра, стань игроком.
Жизнь — это богатство, не растранжирь его.
Жизнь — это имущество, береги его.
Жизнь — это любовь, насладись ею сполна.
Жизнь — это тайна, познай ее.
Жизнь — это завет, исполни его.
Жизнь — это долина слез, преодолей всё.
Жизнь — это песнь, спой ее до конца.
Жизнь — это борьба, стань борцом.
Жизнь — это бездна неизвестного, ступи в нее не страшась.
Жизнь — это удача, лови этот миг.
Жизнь — так прекрасна, не загуби ее.
Жизнь — твоя жизнь, борись за нее! (Мать Тереза)
Сценарная разработка «День трезвости»
Цель: Воспитать у обучающихся интерес к сохранению собственного здоровья.
показать преимущество трезвого образа жизни, пробудить гражданскую инициативу и ответственность в противостоянии зависимостям;
способствовать возрождению традиций праздника, существовавшего в России в 1912-1917 гг.;
развивать отрицательное отношение к алкоголю, распитию спиртных напитков в целом;
способствовать развитию эффективного общения.
Оборудование: проектор, компьютер, доска, карточки с буквами для составления высказывания, урна для голосования, листы для голосования, грамоты.
Участники: жюри, ведущие, команды 6 – 9 классов.
Подготовительный этап: информирование администрации школы, педагогов, участников, разработка конкурсов, домашнего задания для команд и системы баллов, награждений и поощрений.
Примерные даты проведения: с 11 по 13 сентября.
Ведущая: Добрый день! Я очень люблю праздники. А вы? Давайте вспомним хотя бы несколько праздников, в которых вы принимали участие. (Команды называют праздники).
Праздников в нашей жизни много. Есть праздники государственные, есть праздники народные, бывают и семейные праздники. Сегодня мы собрались на школьный праздник. Сейчас я назову несколько праздников, а вы скажете, к каким праздникам можно их отнести:
За ответ командам начисляются баллы)
День народного единства;
Сегодня мы с вами попробуем возродить один давно забытый праздник и посмотрим, надо ли его возрождать, нужен он нам или нет. Я не знаю, как надо его проводить. Давайте подумаем вместе. Согласны?
А для начала, давайте познакомимся с историей этого праздника.
Ведущая: Вы познакомились с историей праздника. Мы просим команды ответить на вопросы викторины.
(Отвечает команда, первой поднявшая смайлик.
За правильный ответ начисляются балы.)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, команды будут выполнять следующее задание. Итак! Вспомните, под каким девизом проходили в России праздники трезвости? Напомню, что девиз праздника состоял из четырех слов. Сейчас каждая команда получит набор букв, чтобы составить высказывание. Приступайте.
(Команды отвечают по очереди, если ответ неправильный, дается возможность ответить той команде, которая первой поднимет смайлик.
За правильный ответ начисляются баллы)
Водка не лечит, … (а калечит).
Вино полюбил, … (семью разорил).
Где опьянение, … (там и преступление).
Кто бражкой упивается,… (тот слезами умывается).
Стаканчики да рюмочки… (доведут до сумочки).
Стаканчики граненые… (хата разваленная).
Поздоровавшись с водкой… (попрощайся с умом).
Вино начинается церемонией,…(а кончается дракой).
(Командам раздают коробочки, трубочки и дают команду приступить к дегустации.
По мере готовности команд помощники собирают коробочки и передают в жюри. За каждый правильный ответ начисляются баллы)
Ведущая: Ребята, вы молодцы. А теперь последний конкурс. Командам было дано домашнее задание: подготовиться к конкурсу частушек. Просим команды подготовиться к выступлению.
(Пока команды готовятся, игра со зрителями. Приложение №2)
(Далее команды выступают. Приложение №3)
Ведущая: На этом наш праздник закончен. Но, прежде чем разойтись, мне хотелось бы услышать ваше мнение о том, понравилось ли вам мероприятие, что запомнилось особенно, может быть, удивило, или ваше предложение, как провести его в следующий раз. Прошу каждую команду высказать свое мнение. А теперь просим вас проголосовать по данному вопросу. На листе для голосования вы должны написать, нужен ли нам сегодня День трезвости и почему? Листы просим вас опустить в ящик для голосования. Спасибо!
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Воспитание культуры поведения;
Умение работать в коллективе, умение слушать других;
Развитие творческих способностей, скорости мышления и умение выражать свои мысли.
— мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска,
— ручки и листочки для ответов,
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели!
Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье.
Неправильный образ жизни как антипод здорового образа жизни является одним из важнейших факторов, ведущих к преждевременной смерти. Алкоголизм — огромное социальное зло, которое изнутри «разъедает» личность, нанося огромный урон обществу. «Национальное бедствие», «коллективное самоубийство нации», «путь к катастрофе человечества». Но при этом, сколько людей столько и мнений об алкоголе.
Сегодня мы я вам пре длагаю сыграть в игру «Сто к одному».
Группа делиться на две команды, выбирается капитан команды, который будет ответственный за предложенный ответ команды. Необходимо придумать название команды.
Игра состоит из 5 вопросов, на которые командам предстоит ответить и объяснить свой ответ. На время, начиная с последнего участника команды, каждый на листочке пишет свой вариант ответа, последний капитан, который принимает решения о правильном ответе и по готовности подает сигнал ведущему. Первой отвечает та команда, которая быстрее.
За каждый полный правильный ответ, команда получает 5 баллов, в случае если команда назвала не правильный ответ, ход переходит ко второй команде. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и выходит в супер игру.
В супер игре принимают участие два члена команды, поочереди они отвечают на одни и те же вопросы, им необходимо предложить по три варианта ответа на каждый вопрос, за каждый правильный ответ по 2 балла, если ответ совпал, то – количество баллов удваивается. Жюри подсчитывают баллы.
Победители награждаются сладким призом.
Вопрос первый: Почему спортсмена отстранили от соревнований?
(за применение допинга)
Приведем немного статистики: на данный момент (с 2009г.) дисквалифицировано 143 спортсмена:
Вопрос второй: Почему подросток не умеет читать?
( Доказано, что 90% детей инвалидов или детей с отставанием в умственном развитии происходят от родителей, употребляющих алкоголь )
Немного о причинах, по которым не стоит употреблять алкоголь:
3) Кто останется после меня? Алкоголь изменяет структуру генетического кода вашей ДНК, в которой хранится информация о вас и ваших детях. Доказано, что 90% детей инвалидов или детей с отставанием в умственном развитии происходят от родителей, употребляющих алкоголь.
6) Если хилый – сразу в гроб! Так как алкоголь является ядом, то воздействие на организм разрушающее. А продукты распада алкоголя оказывают еще более губительное воздействие. Естественно, физическое состояние «человека» ухудшается. Снижается умственная и физическая активность. Появляется апатия. Постепенно развиваются хронические болезни?
7) Где деньги,? От общих вопросов перейдем к насущному. Алкоголь стоит не дешево. А систематическое употребление этого яда существенно бьет по карману. Алкоголик не останавливается на выпитой бутылке и покупает еще, пока не насытится. А футбольчик под пивко? А день рождения? А праздник. Это все деньги, которые можно было бы потратить на подарки детям или на здоровое питание. Отказ от алкоголя – реальная экономия.
8) Да вы, батенька, свинья! Обратите внимание на поведение пьяного «человека». Его нравственный облик падает ниже плинтуса из-за воздействия алкоголя на нравственные центры головного мозга. В древней Спарте специально спаивали рабов, чтобы дети воинов не шли по пути свиней.
9) Куда мы катимся? За последние несколько лет смертность увеличилась в десятки раз, а производство алкоголя в сотни. Нас спаивают. Мы деградируем и вымираем. Слова «честь», «совесть», «патриотизм» стали ругательными. Увеличилось количество преступлений на алкогольной почве. Задумайся, Есть ли у нас будущее?
Вопрос третий: Почему подросток пришел домой пьяным?
Негативные отношения в семье
Угостили друзья (знакомые, родственники) Подростку пришлось выпить за компанию, чтобы не потерять свой «авторитет» в глазах сверстников.
Подросток хотел уйти от своих внутренних (внешних) проблем с помощью алкоголя.
Подростку захотелось почувствовать себя более решительным и смелым.
Вопрос четвертый: Какое наказание ожидает водителя за вождение в нетрезвом виде?
(видео о нововведениях для водителей)
Вопрос пятый: Что делали два веселых гуся, когда жили у бабуси?
(Жили, кушали, мыли лапки, пели песни, гуляли)
Жюри ведет подсчет баллов, и переходим к супер игре. Один из участников выходит из аудитории, а второй отвечает на вопросы, затем он возвращается и также отвечает на вопросы, если ответы совпали, то баллы удваиваются.
Что продают в бутылках?
(Пиво, Воду, Водку, Лимонад, Молоко)
Почему человек счастлив?
(Влюблен, Здоров, Женился, Получил зарплату, Просто так)
(Отдыхает, Спит, Выпивает, Празднует, Идет домой)
Что мешает водителю на дороге?
Что чаще всего покупает молодежь в магазинах?
(Алкоголь, Сигареты, Чипсы, Одежду, Телефон)
Что для счастья надо?
(Любовь, Деньги, Здоровье, Дети, Семья, Работа)
Поздравим команду победителей и наградим сладким призом.
Какие жизненные ценности были затронуты в нашей игре?
Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей: