Структурная модель дтп участники машины обстоятельства дтп информатика
Структурная модель дтп участники машины обстоятельства дтп информатика
Ответ:
Уровень 2: задания на самостоятельную разработку
Используя текстовый редактор, подготовьте небольшой отчет на тему «Модели систем», выполнив два следующих задания.
ЗАДАНИЕ 1. Модель «черного ящика»
Опишите проблему множественности вариантов модели «черного ящика» для одной и той же системы на примерах знакомых вам систем: радиоприемник, автомобиль, компьютер, столовая, школа и пр. (можете продолжить список). Перечислите при этом нежелательные входы и выходы. Установите, как можно устранить недостатки системы (нежелательные связи со средой). Описание представьте в табличной форме.
ЗАДАНИЕ 2. Модель состава системы
Изобразите графическими средствами модель состава систем, рассмотренных в первом задании. Обоснуйте вашу модель с точки зрения ее назначения. Отметьте, какие составляющие системы в этой модели рассматриваются в качестве элементов, а какие в качестве подсистем.
ЗАДАНИЕ 3. Построение структурной схемы сложной системы
Уровень 1: выполнение задания по образцу
Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую состав и структуру танкового батальона армии ФРГ, приведенную на рис.1.
Подсчитать количество танков в роте и общее количество танков в батальоне
Уровень 2: задания на самостоятельную разработку
Построить граф, отображающий состав и структуру мотопехотного батальона армии ФРГ (образца 1970 года) по следующему описанию.
Батальон на БМП (боевые машины пехоты) имел численность 764 человека. Во главе батальона стоял командир, которому подчинялись штаб и 5 рот: штабная и снабжения, минометная и 3 мотопехотные. Рота штабная и снабжения состояла из управления и 3 взводов: штабного, связи и снабжения. В штабном взводе было 4 отделения: штабное, мотоциклистов, транспортное и разведывательное. Во взводе связи было 3 отделения радиосвязи и 2 отделения проводной связи. Во взводе снабжения было 4 отделения: материально-технического обеспечения, продовольственного снабжения, транспортное и санитарное. Минометная рота состояла из управления, двух отделений передового наблюдения, отделения обеспечения и 6 расчетов 120-мм минометов.
ЗАДАНИЕ 4. Построение графов классификаций
Уровень 1: выполнение задания по образцу
Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую классификацию геометрических объектов, приведенную на рис.2.
Уровень 2: задания на самостоятельную разработку
Построить граф классификации для описанной системы.
Содержание урока
Практикум. Практическая работа № 1.2. Проектные задания по системологии
Элементы системологии
Практикум
Практическая работа № 1.2. Проектные задания по системологии
Задание 1. Подготовьте рефераты по следующим темам
Уровень 2
Темы рефератов:
1. Различные подходы к определению системы в науке.
2. Системный подход и системный анализ.
3. Проблема систематизации в естественных науках.
4. Проблема систематизации в гуманитарных науках.
5. Классификация компьютерных информационных систем.
Задание 2
Выберите предметную область из предлагаемого ниже списка (он может быть дополнен вами или учителем). Проведите системный анализ выбранной предметной области и постройте структурную модель.
Уровень 3
Предметные области:
1. Больница (стационарное отделение).
2. Больница (поликлиника).
3. Расписание уроков в школе.
4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари).
5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП).
6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты).
7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры).
8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры).
9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата. ).
10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы. ).
Следующая страница Проект: разработка базы данных. Практическая работа 1.5. «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных»
Практическое задание по информатике по теме «Информационные системы»(11 класс)
Задание 1. Используя графические средства (текстовый процессор MS Word ), нарисовать схему, отражающую классификацию информационных систем.
Задание 2. Для выполнения индивидуального проекта выберите предметную область из предлагаемого ниже списка. Список может быть дополнен учителем или учениками. Проведите системный анализ предметной области и попытайтесь построить информационную систему в виде схемы, отражающую состав и структуру. Представить используя графические средства, информационную систему.
1. Больница (стационарное отделение)
2. Больница (поликлиника)
3. Расписание уроков в школе
4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари)
5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП)
6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты)
7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры)
8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры)
9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата …)
10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы, ….)
Пример. Используя графические средства, нарисовать информационную систему в виде схемы, отражающую состав и структуру танкового батальона армии ФРГ.
Сохранить документ в личной папке под именем Информационные системы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1462770
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Содержание урока
Практическая работа № 1.2. Проектные задания по системологии
Элементы системологии
Практикум
Практическая работа № 1.2. Проектные задания по системологии
Задание 1. Подготовьте рефераты по следующим темам
Уровень 2
Темы рефератов:
1. Различные подходы к определению системы в науке.
2. Системный подход и системный анализ.
3. Проблема систематизации в естественных науках.
4. Проблема систематизации в гуманитарных науках.
5. Классификация компьютерных информационных систем.
Задание 2
Выберите предметную область из предлагаемого ниже списка (он может быть дополнен вами или учителем). Проведите системный анализ выбранной предметной области и постройте структурную модель.
Уровень 3
Предметные области:
1. Больница (стационарное отделение).
2. Больница (поликлиника).
3. Расписание уроков в школе.
4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари).
5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП).
6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты).
7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры).
8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры).
9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата. ).
10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы. ).
Моделирование ДТП на ЭВМ
1. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
2. Дистанционное компьютерное моделирование дорожно-транспортного происшествия
5. Метод конечных элементов и программы расчета на ЭВМ
Список используемой литературы
Современный прогресс в науке и технике, безусловно, связан с появлением и стремительным развитием электронных вычислительных машин (ЭВМ). Использование вычислительной техники для решения сложных задач на производстве позволяет повысить эффективность расчётов и снизить затраты на проектирование. Поэтому применение ЭВМ для моделирования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является очередным шагом на пути повышения точности расчётов характеристик движения ТС.
В последнее время математические методы прогнозирования поведения автомобиля в различных видах ДТП занимают всё больше времени в объёме, отведённом на разработку автомобиля. Мировые автогиганты имеют в своём арсенале мощнейшие компьютерные средства для дополнения натурных экспериментов виртуальными испытаниями. Использование такого рода программ позволяет снизить затраты на проведение огромного количества испытаний как отдельных узлов автомобиля, так и краш-тестов автомобиля в целом.
При проведение виртуальных краш-тестов производители используют в основном расчётные системы такие, как ANSYS, LS-DYNA, Abaqus, РАМ-Crash (ESI Group), основанные на применении методов конечных элементов (МКЭ). Эти программы представляют собой удобную среду для проведения численных расчётов, дополняя эксперименты, проводимые в краш-лабораториях. Кроме того Национальным центром анализа аварий (NCAC) университета им. Д. Вашингтона (США) на основе МКЭ выполнено несколько исследований испытаний автомобилей.
Российские автозаводы, хотя и с запозданием, начали использовать для поиска наиболее рациональных решений, позволяющих повысить способность кузова автомобиля поглощать энергию фронтального и бокового ударов, математические методы инженерного анализа конструкций (данные методы реализуются в виде специализированных комплексов программных средств).
Математическое моделирование широко применяется при имитации поведения при ДТП отдельных элементов конструкции автомобиля, в частности, бампера легкового автомобиля. Испытания выполнялись с использованием компьютерной имитации и сравнивались с результатами испытания реального автомобиля.
дорожный авария датчик дистанционный
1. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
столкновение (наиболее распространенный вид ДТП; столкновения бывают лобовые, боковые, касательные, задние.);
опрокидывание (вид дорожно-транспортного происшествия, при котором движущееся транспортное средство совершило опрокидывание.);
наезд на стоящее транспортное средство;
наезд на препятствие;
наезд на пешехода, велосипедиста, животное;
наезд на гужевой транспорт;
иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам).
2. Дистанционное компьютерное моделирование дорожно-транспортного происшествия
Автомобильный транспорт. Ежегодно в России происходит более 190 000 ДТП, в которых погибает более 27 000 человек и 250 000 человек получают тяжелые травмы. Тысячи тон изуродованных автомобилей утилизируются. До сегодняшнего дня воссоздание картины ДТП, оценка тяжести последствий осуществлялись исходя из субъективных данных участников и свидетелей происшествия. Безусловно, дорожно-транспортному происшествию, которое произошло в центре мегаполиса под объективами уличных камер, будет дана всесторонняя оценка. Но это лишь исключение из правила. Основная масса ДТП происходит при отсутствии свидетелей, видео камер. Технические средства, позволяющие оценить тяжесть ДТП, могли позволить себе только крупные компании, занимающиеся КРАШ-тестами.
Комплекс автоматической идентификации момента аварии и компьютерного моделирования дорожно-транспортного происшествия «АИ монитор»- это нау-хау на рынке автомобильной безопасности.
«АИ монитор» (АКСЕЛЕРОМЕТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ) – комплекс автоматической идентификации момента аварии и компьютерного моделирования ДТП.
Назначение комплекса «АИ монитор»:
– идентификация факта ДТП;
– идентификация вида ДТП;
– определение Интегрального индекса опасности ускорения ASI;
– передача данных на навигационные ГЛОНАСС/GPS терминалы;
– расшифровка данных на стороне телематических центров мониторинга;
– компьютерное моделирование ситуации до ДТП, во время ДТП, после ДТП;
– передача информации оперативным службам экстренного реагирования;
Принцип работы комплекса «АИ монитор»:
На транспортное средство (ТС) устанавливается ДАИ ДТП (АИ-2.0). Место его установки выбирается в соответствии с классом ТС, на основании рекомендаций завода-производителя.
Датчик подключается к любому ГЛОНАСС/GPS навигационному терминалу или ГЛОНАСС/GPS спутниковой системе охраны.
ДАИ ДТП постоянно измеряет основные параметры движения ТС: ускорения, угловые скорости и углы в 3-х плоскостях.
Вычисляются специальные параметры: интегральный индекс опасности ускорения (ASI и ASI 15). По величине данного параметра можно дать оценку тяжести ДТП.
Все данные записываются в «черный ящик» устройства.
В момент ДТП величины ASI и ASI 15 передаются на ГЛОНАСС/GPS терминал для экстренной отправки на сервер мониторинга (охраны).
Все данные, предшествующие ДТП, данные самого ДТП и данные после ДТП могут быть отправлены из «черного ящика» в автоматическом режиме или по запросу из центра мониторинга.
На сервере мониторинга/охраны устанавливается специализированное программное обеспечение «АИ монитор» и «АИ конфигуратор».
Данное ПО работает с любой существующей программной оболочкой навигационного сервера мониторинга/охраны.
Программа моделирует движение ТС в пространстве, создается 3D анимация движения. Создается ситуационный план ДТП с определением нахождения ТС перед ДТП, в момент ДТП, после ДТП.
Определяется начальная скорость, определяется положение ТС на дороге (обочине). Вычисляются специфические параметры, позволяющие оценить степень опасности для водителя и пассажиров.
Происходит моделирование повреждений ТС. Далее формируются отчеты в электронном и бумажном виде. Отчеты передаются в МЧС и ГИБДД для реагирования.
АИ-2.0 – Применяется в системах экстренного реагирования при авариях для определения факта аварии и последующего воссоздания случившегося.
АИ-2.1 – Применяется в системах диспетчеризации транспорта для определения характера вождения водителем, а также в системах «Умного страхования» для определения агрессивности стиля вождения и фиксации незначительных повреждений кузова автомобиля.
АИ-2.2 – Применяется в системах диспетчеризации и мониторинга транспорта для определения, как факта работы рабочих органов (щетка, плуг, отвал, стрела крана и т.д.), так и параметров положения их относительно рамы транспортного средства.
(датчик автоматической идентификации дорожно-транспортного происшествия)
Применяется в системах экстренного реагирования при авариях для определения факта аварии и последующего воссоздания случившегося.
«Датчик Аварии» – непрерывно измеряет ускорения и изменения углов транспортного средства в 3-х плоскостях. Информация через порт RS485 передается на ГЛОНАСС/GPS GPRS терминал для дальнейшей обработки и передачи на сервер мониторинга. Параллельно с измерением основных параметров проводится диагностика датчика. Информация о диагностике так же содержится в передаваемом пакете. В случае отсутствия технической возможности анализа данных на стороне навигационного терминала/навигационного сервера, Датчик Аварии самостоятельно анализирует полученные данные и формирует события в соответствии с типовыми параметрами.
«Авария – легкие повреждения»;
«Авария – средние повреждения»;
«Авария – тяжелые повреждения»;
«Авария – тяжелые повреждения, опрокидывание»; и т.д.
Типовые параметры критичных значений записываются на заводе-изготовителе в соответствии с рекомендациями СПБГПУ. Вся информация предшествующая событиям, событие «Авария» и информация, следующая после события, записывается в энергонезависимую память («черный ящик»). Само событие «Авария» записывается по времени с частотой 1 мс и по выходу параметров за рамки допустимых.
Диагностика Датчика Аварии (ДТП) выполняется либо дистанционно по каналу GPRS, либо непосредственно с датчика, используя специализированное ПО. Функционально идентичен АИ-2.1, АИ-2.2.
Основные функциональные характеристики:
* измерение ускорений по трем осям до 200 G;
*измерение угловых скоростей и углов в трех плоскостях;
*вычисление интегрального индекса опасности ускорения ASI и ASI15;
*запись во встроенную флеш-память с максимальной частотой 1мс;
*настаиваемые алгоритмы помехозащиты;
*дистанционное конфигурирование в соответствии с классом ТС;
*передача данных на навигационный ГЛОНАСС/GPS терминал с использованием ТСС-протокола;
*выгрузка величины интегрального индекса степени опасности ускорения ASI (ASI15) через выход АЦП.
– датчик автоматической идентификации;
АИ-2.1 ДСВ (датчик стиля вождения)
Применяется в системах диспетчеризации транспорта для определения характера вождения водителем, а также в системах «Умного страхования» для определения агрессивности стиля вождения и фиксации незначительных повреждений кузова автомобиля.
АИ-2.1 полностью идентичен работе АИ-2.0 с той лишь разницей, что событие «Агрессивная езда» и «Незначительные повреждения» могут храниться в «черном ящике» и лишь при необходимости передаваться на ГЛОНАСС/GPS терминал. Функционально идентичен АИ-2.2.
– датчик автоматической идентификации;
АИ-2.2 Акселерометр интеллектуальный (датчик рабочих органов)
Применяется в системах диспетчеризации и мониторинга транспорта для определения, как факта работы рабочих органов (щетка, плуг, отвал, стрела крана и т.д.), так и параметров положения их относительно рамы транспортного средства.
Предназначен для контроля работы дополнительного оборудования и исполнительных механизмов специального автотранспорта в составе бортового навигационного ГЛОНАСС/GPS/GPRS терминала.
Датчик, установленный на подвижный элемент рабочего органа, измеряет величину ускорений и углов. В соответствии с изменяемыми параметрами формируются события. События программируются в режиме «интеллектуального обучения». В этом режиме датчик запоминает возможные варианты перемещений рабочих органов и присваивает им название (код), определяется гистерезис параметров.
«Отвал опущен, ширина обработки 210 см»; «Отвал опущен, ширина обработки 190 см»; «Отвал поднят»; «Отвал поднят, транспортное положение».
Для контроля положения рабочих органов датчик АИ-2.2 жестко фиксируется на подвижный элемент рабочего органа транспортного средства. Ось Х, обозначенная на датчике, в момент монтажа, должна максимально возможно соответствовать направлению движения транспортного средства или направлению работы механизма. После монтажа, датчик подключается к бортовой сети автомобиля и навигационному ГЛОНАСС/GPS/GPRS терминалу. Далее производится калибровка и конфигурирование датчика в зависимости от назначения при помощи программного обеспечения «АИ-конфигуратор» и настраиваются параметры для получения выходных значений о работе (положении) рабочего органа.
– датчик автоматической идентификации;
Программа настройки и конфигурирования датчика аварии «АИ-конфигуратор» – настройка датчика аварии, датчика ДТП.
Размещается на сервере мониторинга (или локально) и позволяет дистанционно реализовывать следующий функционал:
– создание, хранение и загрузка конфигураций Датчика Аварии (Датчик ДТП) в соответствии с классом ТС;
– настройка алгоритма идентификации Датчика Аварии (Датчик ДТП) в соответствии с классом ТС;
– настройка алгоритма помехозащиты в соответствии с классом ТС;
– считывание информации из флеш-памяти Датчика Аварии (Датчик ДТП);
– формирование отчетов в виде таблиц;
– формирование графиков всех измеряемых и расчетных величин;
– режим он-лайн (просмотр всех данных в реальном времени) для локально размещенного ПО;
– режим оф-лайн (просмотр всех данных из файла, переданного с использованием навигационного терминала);
– режим «проигрыватель» (замедленный просмотр данных в хронологическом порядке).
Ввиду постоянно возрастающих объемов работ по автотехническим экспертизам, необходимостью увеличения производительности труда экспертов-автотехников, повышения достоверности экспертных исследований и сокращения сроков их производства, в ГУ СЗРЦСЭ было признано целесообразным организовать производство автотехнических экспертиз с использованием современного программного обеспечения. С этой целью ГУ СЗРЦСЭ в 1999 году завершил разработку программы «AUTO-GRAF 1.1». Программа представляет собой графический редактор, позволяющий строить масштабные схемы ДТП и тем самым – моделировать обстановку места происшествия. При создании графического редактора «AUTO-GRAF 1.1» было обеспечено его соответствие не только общепринятым стандартам на предназначенные для работы с графическими объектами программные продукты, но и требованиям, вытекающим из экспертной практики. Такой подход позволил снизить трудоемкость построения схем с помощью программы, повысило их точность. Программа располагает большой базой транспортных средств – более 170 автомобилей (практически все автомобили отечественного производства). При отсутствии в базе автомобиля какой-либо модели она может быть введена в базу экспертом самостоятельно при помощи имеющегося в программе шаблона автомобиля.
Программа содержит полную базу дорожных знаков и разметки, а также элементов вещной обстановки на месте ДТП (дома, светофоры, деревья, пешеходы и т.д.). Кроме этого, в программу введен такой удобный инструмент, как шаблоны перекрестков. С их помощью эксперт в кратчайшие сроки может создать перекресток необходимой конфигурации с требуемой шириной проезжих частей. Программа проста в использовании и легка в освоении, тем не менее в огромной степени повышает наглядность и достоверность экспертных исследований.
Движение транспортного средства (ТС) является сложным процессом, который зависит от особенностей конструкции ТС (параметров двигателя, трансмиссии, подвески, колес, геометрии кузова, распределения нагрузки относительно опорных точек), от характера взаимодействия ТС с дорожным покрытием, от особенностей дорожной поверхности, от особенностей окружающей среды и т.д.
Учесть при определении параметров движения ТС по возможности большее число влияющих на него параметров позволяют компьютерные программы динамического моделирования движения ТС и их столкновений. Летом 1999 года ГУ СЗРЦСЭ были приобретены два программных продукта австрийского разработчика Dr. Steffan Datentechnic Ges.m.b.H: программа динамического моделирования механизма движения ТС и их столкновений «PC-CRASH» (версия 5.1) и программа преобразования двухмерных изображений (фотографий) «PC-RECT» (версия 2.4).
Программа реконструкции механизма дорожно-транспортного происшествия «PC-CRASH» обеспечивает:
динамическое моделирование движения транспортных средств (в виде трехмерной модели);
динамическое моделирование столкновений транспортных средств; при этом учитываются особенности технического состояния ТС, его загрузки, особенности рельефа поверхности дорожного покрытия, его состояния;
динамическое изображение реконструированного механизма ДТП в аксонометрической проекции, создание видеороликов с расположением камеры в произвольной точке пространства: на дороге, на обочине, на возвышении, на двигающемся транспортном средстве, на водительском месте в транспортном средстве.
Программа позволяет моделировать не только механизм движения изолированного транспортного средства, но и сцепки из нескольких ТС с учетом их технического состояния, загрузки, особенностей конструкции. Моделирование возможно в различных дорожных условиях: при наличии участков с различными коэффициентами сцепления покрытия, с разными уклонами поверхности, с учетом сопротивления воздуха (ветровой нагрузки). Важным достоинством программы является возможность определения скоростей движения ТС перед столкновением (на основании моделирования механизма столкновения) по известным исходным данным: месту столкновения, взаимному положению ТС в момент столкновения, конечным положениям после столкновения, режимам движения ТС после столкновения до места остановки. При моделировании движения транспортного средства учитываются в частности следующие параметры: характеристики работы двигателя, параметры трансмиссии (ее передаточные числа), модель шин каждого колеса, параметры работы подвески, распределение нагрузки в ТС, время срабатывания тормозной системы, рулевого привода, скорость вращения рулевого колеса, угол поворота управляемых колес, параметры работы тормозной системы. Посредством задания участков с разными режимами движения транспортного средства моделируется его траектория, максимально повторяющая фактическую, что позволяет рассматривать ряд вопросов, которые иными экспертными средствами решить невозможно.
С целью сокращения времени при производстве экспертиз ДТП обе указанные программы могут быть использованы совместно: в начале строится масштабная схема места происшествия с отображением вещной обстановки с применением графического редактора «AUTO-GRAF 1.1»; затем осуществляется динамическое моделирование столкновения с помощью «PC-CRASH».
С использованием программы «PC-CRASH» экспертами ГУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы были решены следующие вопросы, требующие нестандартных методических подходов:
определение видимости пешехода – при условии выхода пешехода из-за грузового автомобиля с полуприцепом, двигающегося по повороту с одновременным опережением легковым автомобилем;
возможность прохождения определенной точки полуприцепа грузового автопоезда через место столкновения при выполнении маневра поворота из разных положений на проезжей части при одинаковой скорости (для установления возможного положения перед началом маневра);
определение траекторий перемещения различных точек автопоезда при выполнении маневра поворота и их расположение относительно траектории велосипеда в различные моменты времени (для установления возможности наступления контакта объектов при постоянной траектории велосипеда);
определение механизма столкновения четырех транспортных средств по следам на проезжей части и повреждениям транспортных средств;
определение траектории и времени движения ТС при выполнении маневра разворота без заноса до момента столкновения с учетом переменного угла поворота управляемых колес.
В каждом конкретном случае совокупность необходимых исходных данных для применения программ различна, зависит от конкретных обстоятельств рассматриваемого ДТП и решаемых вопросов. Для того, чтобы исходные данные были представлены эксперту в полном объеме, требуется тесное взаимодействие с лицом, назначившим проведение исследования. Недостаточность исходных данных является основной причиной, препятствующей использованию указанных программ в каждой экспертизе механизма ДТП.
Тем не менее, интенсивность их эксплуатации достаточно велика: только за 2003 год с применением программ «AUTO-GRAF 1.1» и «PC-CRASH» выполнено более 400 экспертных исследований. Практику применения графического редактора «AUTO-GRAF 1.1» и программы динамического моделирования механизма движения транспортных средств и их столкновений «PC-CRASH» при производстве автотехнических экспертиз в ГУ СЗРЦСЭ следует признать вполне успешной и эффективной. Использование подобных программных продуктов повышает достоверность проводимых исследований, расширяет перечень решаемых вопросов, повышает наглядность и доступность заключений, сокращает сроки экспертиз.
5. Метод конечных элементов и программы расчета на ЭВМ
Неуклонный рост числа ДТП, соседство на дорогах транспортных средств, обладающих существенно отличающимися динамическими характеристиками, оснащение современных автомобилей антиблокировочными системами торможения, во многих случаях не оставляющими следов на дороге, побуждает к разработке и совершенствованию наукоемких экспертных методик реконструкции обстоятельств ДТП, как, например, инженерно-техническая прочностная экспертиза (ИТПЭ), устанавливающих порядок производства прочностных расчетов методом конечных элементов (МКЭ). Надежность и апробированность МКЭ как базового метода является одним из важных критериев оценки заключения эксперта в суде, что определяет актуальность рассматриваемой темы.
МКЭ является численным методом решения дифференциальных уравнений, встречающихся в физике и технике. Возникновение этого метода связанно с решением задач космических исследований (1950г.), и первые он был опубликован в ра