Строительные машины и оборудование учебник дроздов
Электронная библиотека
Ваша корзина пуста
Строительные машины и оборудование
Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области строительства в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлению 270100 «Стоительство» | |
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Строительство» (квалификация «бакалавр»). Отражена интенсификация процесса обучения за счет использования новых технических возможностей предоставления материалов и выполнения расчетов. Представлены теоретические аспекты дисциплины, соответствующие основным задачам лабораторно-расчетного практикума: принципам устройства механизмов машин и их систем, изучению рабочих процессов строительных машин, основам их эффективного выбора для заданных условий работы. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Если у вас возникли вопросы, можете обратиться в службу поддержки клиентов, используя следующие контакты: Телефон технической поддержки: По вопросам приобретения: Форма обратной связи Продолжая пользование данным сайтом, я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных с использованием интернет-сервисов «Google Analytics» и «Яндекс Метрика». С «Политикой в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных» ознакомлен. Строительные машины и оборудование учебник дроздовУчебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Строительство» (квалификация «бакалавр»). Отражена интенсификация процесса обучения за счет использования новых технических возможностей предоставления материалов и выполнения расчетов. Представлены теоретические аспекты дисциплины, соответствующие основным задачам практикума: принципы устройства механизмов машин и их систем, изучение рабочих процессов строительных машин, основы их эффективного выбора для заданных условий работы. В настоящее время основу строительной техники составляют строительные машины — совокупность классов строительно- дорожных машин (СДМ), горных машин, коммунальных машин и других, используемых в строительстве. Наряду с этим все шире используются строительно- монтажные роботы (СМР) и манипуляторы (М). На базе СМ, СМР и М создаются робототехнические комплексы. Характеристиками строительной машины и оборудования являются: Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Глава 1. Общие сведения о строительных машинах 1.1. Строительные машины в современном строительном производстве 1.2. Производительность строительных машин 1.3. Структурно- функциональное устройство 1.4. Классификация и индексация строительных машин 1.5. Технический уровень, качество, конкурентоспособность строительных машин 1.6. Общие требования к машинам, их показатели, принципы создания СМ 1.7. Основы эксплуатации и сервиса 1.8. Основы комплексной механизации Глава 2. Основы теории механизмов и строительных машин 2.1. Механизмы 2.2. Триботехнические аспекты прикладной механики машин 2.3. Основы теории рабочих процессов 2.4. Основы теории управления машинами 2.5. Основы расчета привода строительных машин 2.6. Основы тяговой динамики машин 2.7. Основы теории производительности СМ Глава 3. Основы устройства самоходных строительных машин 3.1. Общие сведения об исполнении СМ и их характеристиках 3.2. Силовое оборудование 3.3. Ходовая часть 3.4. Автотракторный транспорт 3.5. Рабочее оборудование строительных машин Глава 4. Ручные машины 4.1. Общие сведения и классификация 4.2. Ручные машины для строительно-монтажных работ Глава 5. Подъемно- транспортные машины 5.1. Грузовые, тяговые и рабочие органы ПТМ 5.2. Характеристики и классификация грузоподъемных машин 5.3. Простейшие грузоподъемные машины 5.4. Подъемники 5.5. Строительные краны 5.6. Основы технико- эксплуатационных расчетов кранов и направления их модернизации 5.7. Машины непрерывного транспорта 5.8. Основы оценки производительности и основ выбора МНТр 5.9. Конвейеры 5.10. Основы теории ленточных конвейеров 5.11. Пневмо- и гидротранспортные установки 5.12. Принципы выбора оборудования и режимов пневмо- и гидротранспортных установок 5.13. Погрузочно- разгрузочные машины Глава 6. Машины для земляных работ 6.1. Общие сведения о машинах для земляных работ 6.2. Общие сведения о грунтах. Трудности их разработки и уплотнения 6.3. Строительные машины в технологиях производства земляных работ 6.4. Землеройные машины 6.5. Модели и характеристики рабочих процессов землеройных машин 6.6. Основы тягового расчета землеройных машин 6.7. Бурильные машины 6.8. Основы теории рабочих процессов бурения 6.9. Машины и оборудование для уплотнения грунта 6.10. Пробойники 6.11. Основы теории рабочих процессов машин для прокола и уплотнения грунта 6.12. Машины и оборудование гидромеханизации Глава 7. Машины и оборудование для погружения свай 7.1. Копры и копровое оборудование 7.2. Погружатели 7.3. Основы теории рабочих процессов погружения свай Глава 8. Машины и оборудование переработки каменных материалов 8.1. Общие сведения 8.2. Дробильные машины 8.3. Характеристики рабочего процесса 8.4. Основы теории рабочих процессов дробления 8.5. Грохоты 8.6. Характеристики рабочего процесса 8.7. Основы теории рабочих процессов виброгрохочения 8.8. Дробильно- сортировочные установки и основы выбора их оборудования Глава 9. Машины и оборудование производства бетонных, гидроизоляционных и отделочных работ 9.1. Общие сведения 9.2. Смесители 9.3. Основы теории рабочих процессов и выбора смесителей 9.4. Специализированные насосы и агрегаты 9.5. Основы теории рабочих процессов транспортировки строительных составов и выбора машин 9.6. Бетоноразравнивающие и бетоноуплотняющие машины 9.7. Основы теории уплотнения бетонных смесей и выбора вибраторов 9.8. Бетоноотделочные машины Контрольные вопросы Список литературы Строительные машины и оборудование. ПрактикумУчебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Строительство» (квалификация «бакалавр»). Рассмотрены вопросы автоматизации расчета строительных машин. Изложены методики расчета привода строительных машин, основы выбора комплектов машин, технико-эксплуатационные расчеты строительных машин. Каждая лабораторная работа включает в себя задание, исходные данные, методику выполнения задания, ручной расчет и расчет на компьютере. В качестве компьютерной системы используется наиболее распространенная система решения инженерных задач — система Mathcad. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Авторы: А. Н. Дроздов, Е. М. Кудрявцев Современная практика эффективного использования строительных машин свидетельствует о том, что для достижения успеха специалист должен хорошо знать: Цель данного учебного пособия — научить будущего специалиста быстро и эффективно выполнять сложные расчеты строительных машин с использованием современных компьютерных систем. В учебном пособии не только изложены многочисленные методики расчета различных строительных машин, комплектов машин и оборудования, но и приведены соответствующие примеры их использования в форме ручного расчета и с использованием компьютера. При проведении соответствующих практических и лабораторных работ студент сначала выполняет расчеты с данными приведенными в учебном пособии в компьютерном классе под наблюдением преподавателя, а затем выполняет расчеты самостоятельно с персональными исходными данными. Глава 1. Основы расчета привода строительных машин 1.1. Расчет гидрообъемного привода Глава 2. Основы выбора комплектов строительных машин 2.1. Определение оптимального комплекта машин «экскаватор — автосамосвалы» 2.2. Определение комплекта машин «кран — бетоновозы» 2.3. Расчет параметров одноканального комплекта машин 2.4. Оптимизация структуры одноканального комплекта машин Глава 3. Технико-эксплуатационные расчеты грузоподъемных машин 3.1. Расчет башенного крана 3.2. Расчет ленточного конвейера 3.3. Расчет производительности ковшевого элеватора 3.4. Расчет винтового конвейера 3.5. Расчет пневмотранспортной установки нагнетательного типа Глава 4. Технико-эксплуатационные расчеты машин для земляных работ 4.1. Расчет производительности одноковшового экскаватора 4.2. Расчет бульдозера 4.3. Расчет скрепера 4.4. Расчет автогрейдера 4.5. Выбор рациональной бестраншейной технологии проходки горизонтальных скважин пневмопробойниками 4.6. Оценка производительности трамбовки Глава 5. Технико-эксплуатационные расчеты машин для свайных и буровых работ 5.1. Определение параметров вибромолота для погружения свай 5.2. Выбор рационального режима работы станка пневмоударного бурения Глава 6. Технико-эксплуатационные расчеты машин для бетонных работ 6.1. Выбор рационального скоростного режима и оценка производительности роторного бетоносмесителя 6.2. Расчет глубинных вибраторов Глава 7. Технико-эксплуатационные расчеты машин для других видов работ 7.1. Расчет окрасочного агрегата 7.2. Выбор оборудования дробильно-сортировочных установок замкнутого цикла Список литературы Курсовое и дипломное проектирование по специальности «Строительные машины и оборудование»Приведены общие и частные методические указания по выполнению курсовых проектов по следующим дисциплинам: «Подъемно-транспортные, строительные машины и оборудование» и «Технология и организация ремонта строительных машин и оборудования», а также указания по выполнению дипломных проектов, посвященных модернизации, эксплуатации и ремонту машин и оборудования. Для учащихся строительных техникумов, по специальности «Строительные машины и оборудование». Строительные машины и оборудование учебник дроздовМатериалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его. Б А К А Л А в р И АТ вузов РФ по образованию в области строительства в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлению «Строительство» Р е ц е н з е н ты: зав. кафедрой «Строительные машины, эксплуатация и ремонт оборудования» ГОУ ВПО «Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства», д-р техн. наук, проф. А.И.Доценко; д-р техн. наук, проф., акад. РАПК (АНО Транс СДГМтест) Е.П.Плавельский Дроздов А. Н. Д754 Строительные машины и оборудование : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Н. Дроздов. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-8422- Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Строительство» (квалификация «бакалавр»). Отражена интенсификация процесса обучения за счет использования новых технических возможностей предоставления материалов и выполнения расчетов. Представлены теоретические аспекты дисциплины, соответствующие основным задачам практикума: принципы устройства механизмов машин и их систем, изучение рабочих процессов строительных машин, основы их эффективного выбора для заданных условий работы. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. УДК 621.876.112(075.8) ББК 38.6-44я Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Дроздов А. Н., © Образовательно-издательский центр «Академия», ISBN 978-5-7695-8422-0 © Оформление. Издательский центр «Академия», ПреДИсЛовИе Важным аспектом развития дисциплин «Строительные материалы», «Строительные машины» и «Технология строительного производства» является их плотное взаимодополняющее взаимодействие, обеспечивающее в сумме формирование системы знаний в области современных строительных технологий. Эффективное развитие всех современных технологий, существенно повышающих производительность труда и поиск оптимальных решений, напрямую связано сейчас с использованием высокоточной строительной техники, оснащенной средствами автоматизации и компьютеризации. Кафедрой «Строительные и подъемно- транспортные машины» МГСУ при активном участии автора учебника была разработана и реализована концепция развития дисциплины «Строительные машины» направления «Строительство», соответствующая современному этапу преобразований высшей школы. Основная идея предложенной концепции заключается в отказе от экстенсивного метода изложения дисциплины и переходе к интенсивному — с выделением теоретических основ, углублением общетехнической составляющей и широким использованием возможностей вычислительной техники для решения следующих задач: • использование основных положений механики при изучении основ устройства строительной техники; • эффективная реализация современных технологических процессов путем подбора оптимальных параметров комплектов машин и выбора их режимов работы; • моделирование и анализ основных видов рабочих процессов, реализуемых строительными машинами; • оценка технико- технологических возможностей современной строительной техники. Необходимым условием для успешной реализации учебного процесса при всех формах обучения является наличие по дисциплине базового учебника, отражающего цельное представление ее теоретических основ и методических подходов к проведению лабораторно- расчетного практикума, позволяющих реализовать широкое использование современных средств вычислительной техники. Всем этим требованиям отвечает представляемый учебник. В нем впервые в цельном виде сформированы теоретические аспекты дисциплины, которые нашли конкретную реализацию с использованием компьютерных технологий в учебном пособии «Строительные машины и оборудование. Практикум» А. Н. Дроздова и Е. М. Кудрявцева. Ректор МГСУ, академик РААСН, Заслуженный деятель науки, д-р техн. наук, проф. В.И.Теличенко ввеДеНИе Современные строительно- технологические процессы (СТП), составляющие основу строительного производства, реализуются комплексами строительной техники. Строительно- технологические процессы являются триадой, кратко описываемой формулой: материалы — оборудование — технологии, составляющие которых взаимосвязаны. Они излагаются в дисциплинах учебного плана, формирующих наряду с другими дисциплинами специалиста строительного профиля. Каждая из указанных дисциплин раскрывает студентам смысл современных строительнотехнологических процессов, опираясь на сумму ранее полученных знаний. Структура СТП содержит техническую составляющую — строительные машины (СМ), используемые при производстве как строительных материалов, так и готовой строительной продукции. Это обосновывает необходимость формирования у студентов строительных специальностей комплекса общетехнических знаний по вопросам основ устройства и возможностей строительной техники с целью более эффективного развития современных технологий. На протяжении ХХ в. стратегической задачей строительства в основном являлась задача механизации СТП, т. е. выполнение их операций механизированным способом — с помощью машин, заменяющих физический труд операторов. Развитие строительной техники на рубеже ХХ — ХХI вв. в части широкого использования в ней автоматических и компьютерных устройств скорректировало эту задачу. В настоящее время стратегической задачей строительства является автоматизация и роботизация основных видов СТП, обеспечивающих замену не только физических, но интеллектуальных способностей оператора. Решение этой задачи связано непосредственно с развитием строительной техники в области ее автоматизации и компьютеризации и с разработкой технологических процессов, включающих в себя достаточно простые операции, легко поддающиеся механизированному (машинному) выполнению. В этом случае реализация СТП может быть обеспечена более простыми робототехническими системами, что даст большую эффективность. В настоящее время основу строительной техники составляют строительные машины — совокупность классов строительно- дорожных машин (СДМ), горных машин, коммунальных машин и других, используемых в строительстве. Наряду с этим все шире используются строительно- монтажные роботы (СМР) и манипуляторы (М). На базе СМ, СМР и М создаются робототехнические комплексы. Отличительной особенностью понятия «робот» является использование в них автоматической системы управления с искусственным интеллектом (мозгом) в виде ЭВМ. При полной замене мы имеем дело с роботом, при частичной — с робототехническими системами. В настоящее время в связи с широким оснащением современных строительных машин автоматизированными системами управления (АСУ) с микропроцессорной техникой они подходят под понятие «робототехнические системы». В настоящей работе в качестве обобщенного термина — эквивалента строительной техники — будет использован термин «строительные машины». Строительная машина — это устройство, обеспечивающее преобразование энергии и информации для реализации операций СТП рабочим органом в целях замены или облегчения физических и умственных затрат оператора. Совокупность отдельных операций, свойственных конкретной СМ, называется рабочим процессом. Организованные определенным образом, они составляют СТП. Отдельные СМ могут реализовывать как отдельные операции СТП, так и весь комплекс операций. Традиционно выделяют три группы машин: • энергетические машины, обеспечивающие преобразование одного вида энергии в другой: машины- двигатели, преобразующие тепловую, электрическую, пневматическую, гидравлическую энергии в механическую; машины- генераторы, совершающие обратное преобразование; • технологические или рабочие машины, предназначенные для выполнения операций технологических процессов в строительстве, горном деле, коммунальном хозяйстве и других отраслях. Непосредственная реализация выполняемых ими операций, связанная с преобразованием формы и свойств обрабатываемой среды (материалов), осуществляется деталями, устройствами, получившими названия рабочих органов машин; • информационные (контрольно- управляющие) машины, в которых происходит преобразование вводимой информации для управления, контроля выполняемых технологических процессов. В отличие от первых двух групп машин, имеющих значительные энергозатраты, машины третьей группы отличаются малыми энергозатратами, составляющими десятые и сотые доли от энергозатрат машин первых двух групп. Они представляют собой электронные устройства, выполненные на базе больших интегральных схем с микропроцессорами. В связи с этим габаритные размеры таких машин небольшие. Это позволило оснащать ими машины первых двух групп, обеспечив современный уровень управления, характеризуемый широким применением автоматических устройств, работающих без участия человека или под его контролем и с частичным участием. Одной из важнейших задач дисциплины «Строительные машины» является изучение принципов их устройства. Машиноведение — прикладная наука об устройстве машин, базирующаяся, прежде всего, на принципах прикладной механики (твердых тел, жидкостей и газов), формирующая фундамент общеинженерной подготовки студентов всех специальностей. Она изучает движение и работу механизмов, проводит расчеты (кинематические, силовые, устойчивости и т. д.) и оценивает их надежность* на основе обобщения инженерного опыта создания механизмов и машин. По общему признанию ей принадлежит ведущая роль в формировании языка общения инженеров разных специальностей. Прикладная механика как наука о машинах выделилась из теоретической механики в начале XIX в. в связи с бурным развитием машинного способа производства, хотя уже задолго до этого многие изобретатели и ученые (Архимед, Леонардо да Винчи, И. Ползунов, Дж. Уатт, И. Кулон, М. Ломоносов, И. Кулибин и др.) создали базу для ее развития. XIX и XX вв. — время бурного развития прикладной механики, результатом которого стали крупные достижения в машиностроении (в том числе в строительно- дорожном, горном), авиастроении, космосе, медицине. Раскрытие принципов прикладной механики применительно к основам устройства строительных машин производится последовательно: от механизмов (части машины) к системе механизмов и самой машине. Учитывая то, что строительные машины в большей части представляют собой машины- орудия, значительное внимание уделяется изучению их рабочих процессов с рассмотрением характера взаимодействия пар «рабочий орган — объект обработки» и «движитель — грунт». Вопросы механики машин- орудий впервые были сформулированы учеником Н. Е. Жуковского — академиком В. П. Горячкиным — применительно к сельскохозяйственным машинам. В дальнейшем они получили широкое распространение и для других технологических машин. Применительно к строительным машинам они нашли развитие в работах проф. М. П. Александрова, Т. В. Алексеевой, К. А. Артемьева, В. И. Баловнева, В. А. Баумана, И. И. Быховского, Н. Г. Домбровского, Н. Е. Дроздова, Ю. А. Ветрова, Д. П. Волкова, М. И. Гальперина, А. Н. Зеленина, Э. Н. Кузина, Н. А. Ульянова, Д. И. Федорова и других ученых, советской и зарубежных школ. * Надежность — качество изделия, развернутое во времени. Ее оценивают безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью, сохраняемостью. общие Сведения о Строительных машинах 1.1. Строительные машины в современном строительном производстве Строительство — отрасль материального производства, обеспечивающая получение строительной продукции в результате реализации комплекса производственных процессов строительно- монтажных работ (СМР), выполняемых непосредственно на строительной площадке. Производственный процесс — совокупность ряда строительных и организационных процессов, реализуемых при выполнении СМР. Строительные процессы подразделяются на подготовительные, транспортные, монтажные, технологические. Строительно- технологический процесс — процесс непосредственного получения строительной продукции или ее элементов в результате реализации технологий строительного производства по переработке, монтажу, транспортированию исходных материалов или изделий с помощью систем строительных машин. Технология строительного производства представляет собой обоснованную совокупность методов выполнения СМР. Реализация процессов современного строительства осуществляется с помощью различных совокупностей (систем) СМ и называется механизацией. Систему машин, требуемую для выполнения годовой программы СМР строительной организации, называют парком СМ. СМР оценивают по степени их механизации и использования в них рабочих по следующим показателям: • степень комплексной механизации, %, представляющая собой отношение объема работ в денежном исчислении, выполненных механизированным способом, к их общему объему; • механовооруженность строительства, %, представляющая собой отношение стоимости парка СМ к годовому объему СМР; • механовооруженность труда, определяющая в денежном исчислении стоимость парка СМ на одного рабочего, занятого в строительстве; • энерговооруженность труда, определяющая мощность, кВт, парка СМ на одного рабочего, занятого в строительстве, кВт/чел. Строительные машины являются технической составляющей строительно- технологических процессов, включающей в себя также строительные материалы, технологии и людей, участвующих в их реализации. Выполнение СТП осуществляется системой СМ в форме их комплектов (комплексов). Комплект (комплекс) СМ — совокупность взаимосвязанных СМ с учетом резервной техники, согласованная по видам реализуемых технологических (рабочих) операций, их интенсивности (производительности) и ряду других характеристик, обеспечивающих возможность комплексного выполнения конкретного СТП. В составе комплекта выделяют ведущую СМ, во многих случаях определяющую его производительность. Комплектами СМ выполняются как основные операции СТП (технологические и транспортные), так и большинство вспомогательных. При этом обеспечивается их высокая производительность и качество. Уровень механизации таких СТП называется комплексно- механизированным. Люди, участвующие в их выполнении, в основном являются операторами СМ. Ряд СТП, выстроенный по строго выверенным пооперационным технологиям, выполняется автоматизированными комплектами СМ с участием лишь одного оператора. Степень автоматизации каждой машины такова, что требует лишь контроля и эпизодического участия со стороны оператора. Примерами таких СТП являются: устройство выработок и тоннелей проходческими комплексами оборудования, возведение дорожного полотна с помощью катков и асфальтоукладчиков, образование земляного полотна при строительстве плотин и дамб бульдозерами и уплотняющей техникой и др. Между составляющими СТП существует тесная взаимосвязь (взаимозависимость), при которой изменение одной приводит к изменению других. Так, появление новых строительных материалов может приводить к изменению технологии, а это, в свою очередь, к применению новых конструкций СМ. Разработка новых машин (пробойников и раскатчиков грунта, буровых станков направленного бурения) и внедрение в производство полимерных труб привели к созданию новых бестраншейных технологий их укладки. Таким образом, СМ является высокопроизводительной технической составляющей СТП, конструкция и степень автоматизации которой находятся в тесной взаимосвязи с его другими составляющими. Доставка СМ на объекты строительства в общем случае осуществляется автомобильным, железнодорожным, а в ряде случаев авиа- и плавтранспортом. При этом используемые схемы установки и крепления машин обеспечивают надежность доставки. Самоходные СМ, выполненные на автомобильном шасси или специальных шасси автомобильного типа, самостоятельно прибывают к местам эксплуатации в радиусе нескольких сот километров. Передвижные машины на пневмоколесном ходу могут доставляться на объекты эксплуатации с использованием буксира на расстояние до 100 км. Скорость транспортировки и вид используемой сцепки определяются системой тормозов и подрессоривания машин. Самоходные машины с гусеничной ходовой частью могут перемещаться своим ходом в пределах ограниченных расстояний до 10 … 30 км в зависимости от вида машин. При этом необходимо тщательно следить за техническим состоянием гусеничного хода, периодически смазывая его. Доставка габаритной техники проводится отдельными модулями и требует проведения монтажно- демонтажных работ в соответствии с положениями эксплуатационной документации. После доставки сохранность СМ обеспечивается комплексом мероприятий, объем и характер которых зависят от предполагаемой длительности хранения. 1.2. Производительность строительных машин Производительностью машины называется количество продукции, произведенной ею в единицу времени при выполнении рабочего процесса, в зависимости от вида работ может быть массовой, т/ч, или объемной, м3/ч, а также измеряться в м2/ч, м/ч, шт./ч. Различают три категории производительности: конструктивную (теоретическую), техническую и эксплуатационную. К о н с тр у к т и в н а я (теоретическая) производительность используется на стадиях создания машины и является отражением ее технических возможностей применительно к расчетным режимам и условиям работы. Ее рассчитывают за час непрерывной работы с учетом характера рабочего процесса, реализуемого СМ. Для СМ цикличного действия, обеспечивающих порционную производительность за цикл продолжительностью Тц, с выработкой продукции Q, м, м2, м3, т, шт., производительность определяется по формуле где nц — число циклов в минуту. Для СМ непрерывного действия при непрерывно выдаваемом потоке продукции со скоростью v, м/с, с погонным значением массы продукции на 1 м потока q производительность определяется по формуле Для СМ непрерывного действия при пошаговой S, м, выдаче продукции с числом разгрузок в минуту nц = v/S Пк определяется по формуле (1.1). Т е х н и ч е с к а я производительность — максимально возможная производительность, реализуемая машиной в производственных условиях, обычно также за 1 ч непрерывной работы. Отличие этих условий от расчетных является причиной корректировки скоростных режимов работы, обусловленных отклонением реальных характеристик среды обработки от принимаемых на стадии конструирования и необходимостью в отдельных технологических перерывах в работе. Учет этих условий в общем случае определяется коэффициентом технологичности Техническая производительность входит в число основных показателей (параметров) СМ и для многих машин непрерывного действия является главным. Категория эксплуатационной производительности не является показателем только СМ, ввиду того что кроме технических возможностей машины она отражает степень организации и производства работ на строительном объекте. Учет этих факторов реализуют коэффициентом использования машины по времени (Kв), отражающим в совокупности степень надежности машины и организацию работ при ее эксплуатации, и коэффициентом управления (Kу), отражающим степень квалификации оператора по управлению машиной. Расчет эксплуатационной производительности (Пэ) проводят для различной продолжительности эксплуатации: за час, смену, месяц, год. Связь между эксплуатационной и технической производительностью выражается в следующем виде: Э к с п л у а т а ц и о н н а я производительность используется для определения потребности строительных организаций в СМ, определения их эффективности, взаиморасчетов с заказчиком. Величина, обратная производительности, представляет собой затраты времени, необходимые для получения единицы продукции. Этот показатель также используют при анализе рабочих процессов. 1.3. Структурно-функциональное устройство Строительная машина — устройство целенаправленного преобразования энергии первичной силовой установки и информации в необходимое движение рабочего органа с целью замены физического и умственного труда оператора при выполнении рабочих процессов в строительстве. Рабочий процесс — процесс реализации операций, определяемых назначением СМ, осуществляемых путем целенаправленного взаимодействия ее рабочего органа с объектом обработки (воздействия). В зависимости от вида реализуемых операций (транспортные, технологические: копание, бурение, дробление, и др.) все СМ разделены на две соответствующие группы. В п е р в о й г р у п п е машин (транспорт, грузоподъемные машины и машины непрерывного транспорта) рабочий процесс состоит в перемещении грузов без их внутреннего преобразования. В т о р а я г р у п п а — машины технологического назначения — связана в первую очередь с внутренним преобразованием объекта воздействия (среды обработки), при котором могут меняться его форма и свойства. В состав рабочего (технологического) процесса могут входить одна или несколько операций. В последнем случае среди них может быть выделена главная, определяющая форму, размеры рабочего органа и характер его движения и взаимодействия с обрабатываемым объектом. Машины этой группы могут реализовывать и транспортные операции в ограниченных пределах. Последовательно рассмотрим СМ с структурно- функциональной и конструктивной (поузловой) позиций, введя необходимые определения ее составных структур и частей. Структурной схемой называется схема, определяющая основные части системы и их взаимодействие. Она используется на стадии общего представления об изучаемой системе. Функциональной схемой называется схема, отражающая функциональные связи между основными частями системы с уточнением состава их устройств, месторасположения, характера взаимодействия с описанием его соответствующими математическими зависимостями. Когда на структурных схемах имеется дополнительная информация (простейшая), присущая функциональным схемам, их называют структурно- функциональными. Рассмотрим энергосиловую систему «источник питания — СМ — объект обработки», представив ее соответствующей структурно- функциональной схемой (рис. 1.1). Рабочее оборудование включает в себя подструктуру 5 и исполнительные устройства привода в виде гидродвигателей или системы лебедок с тяговыми органами, обеспечивающих движение металлоконструкций манипулятора и рабочего органа. Ходовое оборудование включает в себя ходовую часть с приводом хода. В соответствии с определением СМ ее начальной составляющей является первичный двигатель (или их группа), формирующий энергопоток механической формы, который распределяется, преобразуется и целенаправленно передается трансмиссией рабочему органу и движителям, входящим в состав соответственно рабочего и ходового оборудования. Управление сформированным энергопотоком и его передача обеспечивается системой управления и трансмиссией. Передача энергопотока на рис. 1.1 указана стрелками. Комплекс структур в составе двигателя, трансмиссии и системы управления называется приводом машины. Привод является основРис. 1.1. Структурная схема СМ: 1 — силовая установка; 2 — трансмиссия (система передач); 3 — система управления; 4 — ходовая часть; 5 — металлоконструкции рабочего оборудования; 6 — шасси (рама, остов) ной структурой любой машины, обеспечивающей требуемый закон и режим движения ее исполнительных органов (рабочего органа и движителей). Двигатель — энергетическая машина, преобразующая энергию источника в механическую работу. Это классическое определение в настоящее время претерпело определенные изменения в связи с тем, что помимо отмеченного основного назначения современные двигатели кроме энергетических выполняют еще и информационные функции. Это позволяет говорить о них как о приводе в малом, без учета трансмиссии СМ. Двигатель как непосредственный преобразователь электрической энергии источника питания в механическую представляет собой силовую часть привода. Система управления (СУ) является информационной частью привода. Она генерирует сигнал в соответствии с реализуемыми алгоритмами управления и результатами анализа информации, поступающей с датчиков управляемых параметров и задающего устройства. Конструкции управляющих устройств различны, они определяются степенью сложности процесса управления. Распределительно- преобразующее устройство является связующим звеном между силовой и информационной частями привода. Оно управляет энергопотоками, приводимыми и отводимыми от двигателя, с преобразованием их в управляющие воздействия. Форма первичной энергии двигателя зависит от источника питания и может быть тепловой — при питании дизельным и бензиновым топливом, электрической — при питании от электросети. (Источник питания может быть как внутренним, расположенным на самой машине, так и внешним — вне ее пределов.) Процесс преобразования определяется конструкцией двигателя*, зависящей от источника энергии. К выходным характеристикам двигателей относится зависимость свободной (эффективной) механической мощности, реализуемой на его выходе, от скорости движения выходной детали. Для двигателей вращательного типа**, составляющих подавляющее большинство, указанная зависимость выражается функцией Ne() или Ne(n), где — угловая частота вращения вала, рад/с, n — число оборотов вала, об/мин. Мощностные характеристики Ne() являются результатом процессов преобразования энергии, получаемой двигателем от источника энергии, с учетом ее общих потерь, имеющих место как в процессе внутреннего преобразования энергии (обозначают их индексом i), так и при механической передаче их валу (обозначают их индексом «м»). Для оценки потерь мощности используют понятие коэффициента полезного действия — КПД, обозначая его = iм. КПД есть отношение мощности на выходе того или иного элемента к мощности на его входе. Кроме мощностной характеристики, важное значение для двигателей представляет внешняя механическая характеристика (ВМХ) — зависимость вращающего момента на его валу от частоты его вращения: М() или М(n), являющейся механической реакцией двигателя на значение внешней нагрузки на его валу. Снятие ВМХ проводят в лабораторных условиях путем последовательной фиксации реакции двигателя (Мi; ni) при создании на его валу различных по значению постоянных моментов сопротивления (Мсi). Искусственность получения ВМХ позволяет в статических режимах работы привода, при известных характеристиках его трансмиссии, оценивать реакцию двигателя на внешние нагрузки, приложенные к рабочему органу или движителю машины. При этом в реальных условиях работы реализуется только часть ВМХ. Интервал частоты вращения вала, соответствующий этой части, называется интервалом регулирования (рабочим диапазоном). На нем выделяют участки пуска и стационарного режима работы. Ориентировочную оценку ВМХ двигателей проводят по двум параметрам, путем их сравнения с требуемыми значениями. Этими параметрами являются: коэффициент жесткости * В связи с наличием в двигателях различных систем: пуска, питания, охлаждения, смазки и других, по отношению к ним часто используют термины «агрегат» или «силовая установка» — по отношению к ДВС, «электропривод» — по отношению к ЭД, подчеркивая наличие указанных систем. ** В дальнейшем будем говорить в основном только о двигателях вращательного типа, используя соответствующую терминологию. коэффициент перегрузки где Mmax — максимальное возможное значение вращающего момента, допускаемого двигателем; Мном — номинальное значение вращающего момента, соответствующее номинальному числу оборотов стационарного режима работы (рабочего диапазона). Требуемые значения указанных параметров получают опытным путем для различных групп СМ. Значение мощности, реализуемое двигателем в рабочем диапазоне частот, составит Величина затраченной энергии за период Т будет равна Это позволяет рассматривать ВМХ двигателя и привода в целом не только как характеристику энергозатрат, но и как структурную характеристику их формирования. Эти характеристики раскрывают структуру мощности, реализуемую двигателем. Оснащение современных двигателей средствами автоматики позволяет подбирать рациональные формы ВМХ для более эффективной реализации тех или иных рабочих процессов. Еще одним видом характеристик двигателей является зависимость расхода энергоносителя от частоты вращения вала. Для дискретной оценки указанных характеристик используют их численные значения, соответствующие номинальной частоте вращения вала. Эти значения называют номинальными. На рис. 1.2 показан вид эксплуатационных характеристик дизеля ЯМЗ с объемом рабочих цилиндров 11,5 л. Помимо ВМХ и мощностной характеристики, представлены также зависимости удельного расхода топлива gе и дымности Kх от n. Первичные двигатели являются начальными звеньями привода. Вторичные двигатели, входящие в состав трансмиссии, являются конечными звеньями привода. Они используются только в тех энергетических цепях, форма энергопотока которых изменялась с механической на электрическую, гидравлическую, пневматическую. Их обычно называют исполнительными устройствами привода, подчеркивая тем самым, что именно они приводят в механическое движение детали рабочего и ходового оборудования. В зависимости от числа установленных двигателей различают одно- и многомоторные приводы СМ. Рис. 1.2. Эксплуатационные характеристики дизеля ЯМЗ-6561.10 (V = 11,5 л) В целях реализации рабочих и транспортных операций энергопоток от первичного двигателя передается в несколько конечных пунктов привода: на движители и на детали рабочего оборудования. Это осуществляется через трансмиссию. Механическая трансмиссия является достаточно разветвленной, громоздкой. Поэтому в СМ с механической трансмиссией (например, в кранах, одноковшовых экскаваторах) применяют несколько первичных двигателей (многомоторный привод), реализующих движение каждого из указанных элементов (индивидуальный привод) или отдельных групп элементов (групповой привод). При использовании в приводе СМ электрической, гидравлической, пневматической и комбинированной трансмиссий реализуется только многомоторный привод. Первичных двигателей в приводе СМ обычно один или два. Последний вариант наиболее характерен для самоходных СМ, где один из них реализует режим перемещения, а второй — рабочий процесс. По отношению к первичным двигателям, особенно в совокупности их с преобразующими устройствами трансмиссии — генератором (электро-, пневмо-) или гидромуфтой, гидротрансформатором, используется понятие силовой установки. Она рассматривается как энергетическая часть привода, приводящая в движение механизмы трансмиссии. Наиболее часто используют следующие виды комбинированных силовых установок, выполненных на базе дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигателей (ЭД): • дизель- электрические, выполненные по схеме «дизель — электрический генератор»; • дизель- пневматические, выполненные по схеме « дизель — компрессор»; • дизель- гидравлические, выполненные по одной из схем: «дизель — гидравлический насос (или группа насосов)» или «дизель — гидромуфта или гидротрансформатор» (для последнего варианта используют термин «гидродинамические», подчеркивая режим работы соответствующих устройств); • электрогидравлические, выполненные по схеме «электродвигатель — гидравлический насос (или группа насосов)». Указанные виды гидравлических установок могут выполняться также в виде самостоятельных энергетических машин, которыми дополнительно комплектуют СМ. В этом случае их называют дополнительными силовыми установками (силовым оборудованием). В ряде строительных машин, особенно малогабаритных, включаемых в неформальную группу, называемую средствами малой механизации, используют и бензиновые двигатели. Однако в отличие от дизельных, работающих при максимальной степени сжатия смеси, их экономичность ниже. Это объясняется тем, что в них сжатию подвергается смесь бензина и воздуха (имеющая более низкую температуру воспламенения, чем воздух), заранее приготовленная перед подачей в камеру сгорания рабочего цилиндра в специальном устройстве — карбюраторе или инжекторе. В последние годы в связи с использованием вместо карбюраторов инжекторов, в которых лучше реализуется процесс приготовления рабочей смеси, в результате более точного дозирования ее компонентов и эффекта распыления топлива, эффективность ДВС повысилась. Трансмиссия — система механизмов, обеспечивающая передачу энергопотока от первичной силовой установки рабочему и ходовому оборудованию с его преобразованием как по структуре (силовым и скоростным характеристикам), так и форме передачи. Оценку преобразования структурных составляющих механической мощности — скоростей и силовых факторов, проводят с помощью передаточных отношений i и КПД. Передаточное отношение рассматривается как отношение скоростей на входе в ту или иную структуру к их выходным значениям. В целом для всей трансмиссии, имеющей j- е число структур (механизмов): Состав трансмиссии определяется формой передаваемого энергопотока (механическая, электрическая, гидравлическая, пневматическая, комбинированная). Механические трансмиссии представляют собой систему механических устройств — механизмов, обеспечивающих передачу энергопотока от первичного двигателя деталям рабочего и ходового оборудования без преобразования формы энергопотока. Исполнительными устройствами механической трансмиссии являются ее конечные механизмы. Наиболее часто это канатно- блочные, цепные, зубчато- реечные механизмы лебедок или редукторного привода*, вибрационные и виброударные механизмы. В немеханических трансмиссиях преобразование формы энергопотока производят генераторы и вторичные двигатели. Генераторы преобразуют энергопоток механической формы, получаемой от первичного двигателя, электро-, гидро-, пневмодвигателя, а вторичные двигатели реализуют обратное преобразование. Характеристики генераторных установок определяются видом вырабатываемого ими энергоносителя. Для гидравлических и пневматических генераторных установок ими являются зависимости расхода энергоносителя на выходе Q от давления нагнетания р при постоянной частоте вращения вала Характеристиками электрогенераторных установок являются зависимости напряжения от тока якоря U(I ). Другими составляющими трансмиссий являются: • трубопроводы или проводники, предназначенные для движения преобразованного энергопотока; • распределительное устройство, обеспечивающее требуемое направление движения энергопотока к исполнительному устройству; • исполнительное устройство — вторичный двигатель, обеспечивающий обратное преобразование энергопотока в трансмиссии в механическое движение, требуемое для приведения в действие деталей рабочего и ходового оборудования. Система управления обеспечивает управляемую передачу энергопотока деталям рабочего и ходового оборудования. * Редукторный привод — привод, выполненный по схеме «двигатель — редуктор», повышающий значение крутящего момента на выходе. Система управления — комплекс устройств управления, обеспечивающий функционирование СМ в соответствии с назначением, предъявляемыми показателями качества. Основными характеристиками системы управления являются показатели устойчивости ее функционирования (коэффициент запаса устойчивости) и качества (точности управления и быстродействия). Система управления включает в себя: • устройство управления, производящее формирование и выдачу управляющих воздействий в силовые цепи привода; • пульт управления, обеспечивающий ввод задания в виде программы или отдельных команд оператора; • алгоритм управления, определяющий последовательность реализации программы управления. Классификация систем управления: • по степени участия оператора (ручные, системы автоматического управления (регулирования): САУ (САР); автоматизированные — АСУ); • расположению пульта управления (со встроенным и выносным «дистанционным» пультом управления); • назначению (с рабочим и ходовым оборудованием; с первичными силовыми установками; с распределением мощных потоков; защита, контроля, диагностирования технических параметров); • виду решаемых задач (стабилизирующие, программные, оптимизирующие). Программные САУ решают задачи управления для случая представления задающего воздействия g(t) в виде наперед заданной программы. (Частным случаем этой программы g(t) = const являются стабилизирующие САР.) Самонастраивающие САУ отличаются тем, что они действуют не по жесткой, наперед заданной программе, а по корректируемой, приспособляемой (адаптируемой ) к реальным условиям Вместо задающего устройства в них вводят дополнительные датчики Д, корректирующие значения g(t) для установления реальных условий управления. Существует два различных способа адаптации: с идентификацией и принятием оптимального решения и с эталонной моделью. Оптимальные САУ являются частными случаями адаптивных. Они отыскивают наилучшие (оптимальные) режимы управления в соответствии с наперед заданными критериями. Для этого в их состав вводят блок нахождения экстремальных значений и микропроцессор. Система управления СМ является многомерным объектом управления — многоуровневой схемой (рис. 1.3). Нижний уровень обеспечивает управление операциями рабочего процесса. Для машин цикличного действия, наиболее сложных в управлении, он задается технологическим циклом — совокупностью отдельных операций, выполняемых в определенной последовательности. При этом наиболее Рис. 1.3. Структурная схема оптимального управления СМ часто в каждой отдельной операции цикла движение рабочего органа имеет разную траекторию и скоростной режим. Верхний уровень управления производит логический анализ объема информации о ходе выполнения цикла, дополнительных условиях и ограничениях, имеющих место при его реализации, и принимает решение о переходе от одной операции к другой путем включения необходимых цепей привода. В зависимости от сложности СМ и технологического цикла для реализации алгоритмов верхнего уровня используют управляющие микропроцессоры, перепрограммируемые электронные командоаппараты или контроллеры. Ходовое оборудование в составе ходовой части и привода хода обеспечивает возможность передвижения машины в результате взаимодействия движителя с основанием путем создания тягового усилия. В качестве движителей наиболее широко используются рельсовые и пневматические колеса, гусеницы. Кроме движителя, в состав ходового оборудования входят подвеска — устройство для соединения с рамой машины, и исполнительные устройства, обеспечивающие непосредственную передачу движения на ведущие движители. Машины, оснащенные приводом хода, называют самоходными. Упругодемпфирующие подвески, используемые в них, обеспечивают возможность реализации высоких скоростей движения (до 60 … 80 км/ч при требуемой плавности хода). Часть машин, не имеющих привода хода, называют передвижными. Основными характеристиками ходового оборудования являются: • тягово- скоростная в диапазоне возможных скоростей передвижения; • величины удельных давлений на основание; • общий коэффициент сцепления движителя с основанием; • общий коэффициент сопротивления передвижению. Рабочее оборудование строительных машин — система механизмов, участвующих в непосредственной реализации рабочего процесса. Рабочее оборудование включает в себя рабочий орган, механизмы крепления его к раме машины и исполнительное устройство привода. Рабочее оборудование предназначено для реализации энергии привода на выполнение рабочего процесса. Рабочее оборудование по технологическому назначению разделяют на группы по аналогии с классификацией СМ: грузоподъемное, погрузочно- разгрузочное, землеройное, уплотняющее, дробильное, сортировочное, отбойки и бурения и др. Рабочими органами СМ являются детали или механизмы, непосредственно взаимодействующие с объектом (средой) обработки. Сам процесс взаимодействия называется рабочимпроцессом. По технологическому признаку различают подготовительные, основные и финишные рабочие процессы, а также транспортные. Конструкция рабочего органа определяется видом реализуемых операций (грузозахватные, грузонесущие, режущие, уплотняющие, буровые, измельчающие и др.) и режимом их осуществления (статическим, динамическим). Динамические режимы более интенсивны и в ряде технологических операций находят более широкое применение. Среди указанных режимов наиболее часто используются вибрационные и виброударные, создаваемые с помощью соответствующих механизмов. Размеры рабочих органов входят в число основных, а иногда и главных, параметров СМ. Так, например, вместимость ковшовых рабочих органов часто является главным параметром всей машины (одноковшовые экскаваторы, скреперы и пр.). Часто машины оснащают различными видами рабочих органов (инструментов) или разными видами рабочего оборудования. Такие машины называют универсальными, т. е. выполняющими различные виды рабочих процессов: копание грунта, его уплотнение, бурение и пр. Характеристиками рабочего оборудования являются: • виды выполняемой операции, определяющей его технологическое назначение; • зона действия и рабочая зона, определяющие соответственно части пространства перемещения рабочего органа соответственно в холостом и рабочем режимах; • диапазон усилий, реализуемых на рабочем органе, и их характер; • формы и размеры рабочих органов. Первые определяют их название: ковшовые, отвальные, а вторые — габаритные размеры. Реализация перемещений рабочего органа внутри зоны действия и рабочей зоны производится исполнительными устройствами привода с помощью элементов (механизмов) рабочего оборудования. «Н. К. Ахматова, М. В. Киселевский Врожденный иммунитет противоопухолевый и противоинфекционный Москва 2008 УДК 612.017.11:616-006:616.9 ББК 52.54 А95 Рецензент — Надежда Борисовна Егорова, д-р мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ахматова Н. К., Киселевский М. В. А95 Врожденный иммунитет: противоопухолевый и противоинфекционный. — М.: Практическая медицина, 2008. — 256 с.:ил. ISBN 978-5-98811-111-5 В книге обобщены современные данные литературы, а также результаты собственных. » «МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В.П.Закарюкин ТЕХНИКА ВЫСОКИХ НАПРЯЖЕНИЙ Конспект лекций для студентов специальности Электроснабжение железнодорожного транспорта Иркутск 2005 УДК 621.31.048 Закарюкин В.П. Техника высоких напряжений: Конспект лекций. – Иркутск: ИрГУПС, 2005. – 137 с. Конспект лекций содержит основные сведения по электрическим разрядам в диэлектриках, характеристикам изоляторов, механизмам старения изоляции, методам контроля. » «Вооруженные конфликты и регулирование конфликтов Е.М.Егорова КОГНИТИВНЫЕ ЛОВУШКИ ДЛЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ РОССИЙСКИМИ ЭКСПЕРТАМИ КОНФЛИКТА В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ 2008 г.) Ключевые слова: международный конфликт, экспертиза, когнитивный диссонанс, защитные механизмы отрицания и рационализации, ошибки восприятия, конфликт в Южной Осетии Аннотация: В статье анализируются механизмы сознания, вызывающие искажения в концептуальной модели внешнеполитической ситуации у экспертов. » «ПОЧВОЗАЩИТНОЕ И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: cовременное состояние, программы государственной и институциональной поддержки, а также стратегия для его внедрения Субрегиональный офис ФАО по Центральной Азии (ФAO-СЕК) Декабрь 2012 г. 1 ПОЧВОЗАЩИТНОЕ И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: cовременное состояние, программы государственной и институциональной поддержки, а также стратегия для его внедрения Субрегиональный офис ФАО по Центральной Азии (ФAO-СЕК) Декабрь. » «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Механико-математический факультет Кафедра теоретической механики Е. А. БАТЯЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Курс лекций Новосибирск 2013 ББК В21я73-4 УДК 531 Б 289 Батяев Е. Ф. Теоретическая механика: Курс лекций/ Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2013. 180 с. Данная разработка основана на курсе лекций дисциплины Теоретическая. » «Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский государственный технический университет Утверждаю Первый проректор А. Исагулов _ 2007 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по дисциплине EL 4305 Автоматизация технологических комплексов (код и наименование дисциплины) для студентов специальности 050702 – Автоматизация и управление_ (шифр и наименование специальности) Факультет Электромеханический_ Кафедра Автоматизации производственных процессов Предисловие. » «НАУКА ЖИЗНЬ СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА — 1949 Техническое училище, где преподавал Н. Е. Жуковский. J1. И. Гумилевский С О З Д А Т Е Л И АВИАЦИОННОЙ НАУКИ Л ЕТ пятьдесят н а з а д люди, бливко стоявшие к московскому городскому хозяйству, столкнулись с загадочным н непонятным явлением: т о и дело, без всякой видимой причины, лопались прочные магистральные трубы водопроводной сети. Бедствие принимало т а к и е размеры, что нашлись хозяева. » «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Сборник научных статей Выпуск 3 САМАРА 2005 ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. » «ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ А. С. АКОПЯН РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕРЕРОЖДЕНИИ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В статье отражена связь универсальных природных стратегий репродуктивного и родительского поведения с феноменом коррупции как способа реализации семейных ценностей. Предлагается социобиологическое обоснование механизма роста человеческого капитала в связи с глобальным демографическим переходом. Ключевые слова: человеческий капитал, коррупционное поведение, институциональная. » «Б.М.Болотовский Теоретический отдел ФИАН (первые 10 лет) [ Москва, ФИАН 2009] Официальной датой создания Физического института Академии наук можно считать 28 апреля 1934 года. Директором института был назначен академик Сергей Иванович Вавилов. Узкой специальностью Вавилова была физическая оптика, но его научные интересы были намного шире. В частности, он, один из немногих в то время, осознавал важность физики атомного ядра, которая в то время была на пороге своего развития. Он также четко. » «Математические структуры и моделирование УДК 530.145 2007, вып. 17, с. 53–71 НЕЛИНЕЙНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КВАНТОВОМЕХАНИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СООТНЕСЕННЫХ СОСТОЯНИЙ Х. ЭВЕРЕТТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭВЕРЕТТИКИ Ю.А. Лебедев Рассмотрено смысловое содержание основных понятий эвереттики – памяти волновой функции и соотнесенного состояния. Показано, что эвереттовская память может трактоваться как модуляция несущей волны Де Бройля волновой функции. Указана связь эвереттической и фрактальной (. » «(19) (11) (13) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ RU 2 454 313 C2 (51) МПК B25J 5/00 (2006.01) ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ (21)(22) Заявка: 2010116008/02, 23.04.2010 (72) Автор(ы): Мартыненко Юрий Григорьевич (RU), (24) Дата начала отсчета срока действия патента: Письменная Елена Валентиновна (RU), 23.04.2010 Письменный Николай Георгиевич (RU) Приоритет(ы): (73) Патентообладатель(и): (22) Дата подачи заявки: 23.04.2010 Государственное. » «Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия Философия. Культурология. Политология. Социология. Том 26 (65). 2013 г. № 5. С. 87-97. УДК 001.53 НЕКОТОРЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА НООСФЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Сулейменов1 И.Э., Мун2 Г.А., Григорьев3 П.Е., Панченко1,2 С.В., Шалтыкова1 Д.Б., Сулейменова4 К.И. 1 Алматинский университет энергетики и связи, Алматы, Казахстан, 2Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы. » «ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СП6ГУ) ПРИКАЗ X №. по Математико-механическому факультету Об утверждении новой редакции компетентностно-ориентированного учебного плана (per. № 09/2012/1) J В соответствии с приказом проректора по учебной работе от 13.03.2009 № 329/1 О порядке регистрации изменений в учебных планах образовательных программ и. » «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. УТВЕРЖДАЮ Ректор СПбГУ ИТМО В.Н.Васильев _2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.08 – ОСНОВЫ ФОТОНИКИ по направлению подготовки 200600 – Фотоника и оптоинформатика образовательная программа Подготовки бакалавра 200600. факультет. » «УТВЕРЖДАЮ Министр гражданской авиации СССР А.Н.Волков 19 декабря 1988 г. № 44/И ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (Вводится в действие с 01.09.89) _ Документ изменен согласно: Приказом ДВТ от 30.09.92 № ДВ-49/И Указанию ДВТ от 20.04.94 № ДВ-150-18 Приказом ДВТ от 14.06.95 № ДВ-71/И Указанию ДВТ от 25.04.96 № ДВ-58/И Указанию ФАС России от 19.05.97 № 39/И – признанно незаконным Приказ ФАС России от 28.04.98 № ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 2. ВЫСШАЯ. » «А. С. РАТУШНЯК, А. Л. ПРОСКУРА, Т. А. ЗАПАРА Конструкторско-технологический Институт вычислительной техники СО РАН, Новосибирск, Россия E-mail: Ratushniak.Alex@gmail.com СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА НЕЙРОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК Аннотация На основе теоретико-экспериментального анализа, мы разработали структурную модель нейронального входа — синапса, одного из ключевых элементов процессов обучения и памяти. Концептуальный подход включает в себя реконструкцию. » «Глава 9. принципы интенсивной терапии 9.1. коррекция метаболизма Водно-электролитный обмен. Общее количество воды в организме составляет примерно 60% от общей массы тела взрослых собак, у новорожденных — 84%. Вода в организме находится в трех условных пространствах: 1. Внутриклеточном (интерстициальном) — 40% массы тела. 2. Внеклеточном (экстрацеллюлярном) — 20% массы тела; из них 5% — во внутрисосудистом пространстве и 15% — в межклеточном (интерстициальном). 3. Трансцеллюлярном. » Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
|