строгий образ жизни в средневековье

Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

строгий образ жизни в средневековье

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

строгий образ жизни в средневековье

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

В Западной Европе к началу XII века свободных крестьян почти не оставалось, однако отсутствие их свободы было разным. Население, которое жило в деревнях при феодале, делилось на три группы в зависимости от того, чем владели крестьяне в Средние века:

У всех крестьян были повинности от своего феодала, к которым относилась работа в поле, уплата оброка (чаще всего, урожаем).

строгий образ жизни в средневековье

Самыми свободными были крестьяне в Скандинавии, в Средние века они могли обрабатывать собственную землю, выплачивая затем часть продукции своему феодалу. А во Франции, Италии, Германии, Англии земельно зависимые крестьяне считались официально свободными, однако брали землю для обработки у феодала, отдавая ему часть урожая в виде налога.

Прекарий

Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.

Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.

Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.

Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.

Роль церкви в жизни крестьян

Еще одним крупным землевладельцем являлась церковь, получавшая наделы для монастырей, на которых также были крестьянские поселения. Она выполняла значимую роль в закрепощении и лишении крестьян их земельных участков, четко регулировала всю их жизнь.

Судьба крестьян в Средние века в Европе складывалась однообразно: они многие годы жили в своей деревне, ежедневно выполняя трудовую повинность на земле, заботясь о своей семье и доме. Ведение натурального хозяйства было единственным способом выживания в таких тяжелых условиях, оно давало им минимальную возможность заработать.

строгий образ жизни в средневековье

В каждой деревне обязательно располагалась церковь, которая была центром всего поселения и жизни людей. Первый раз каждый попадал сюда во время крестин, затем часто посещал ее на протяжении всей своей тяжелой жизни, а заканчивал земной путь тоже здесь, ведь перед погребением его отпевали.

Церковь считалась главным общественным зданием, а ее священник — официальным духовным отцом, к которому обращались на исповеди, а также по любому жизненному вопросу.

Дети в семье рождались почти каждый год, это событие считалось праздником, ведь прибавлялось число работников, а значит, и достаток. Однако детская смертность была высокой: некоторые не доживали и до года, умирая от болезней во время эпидемий. Девушки выходили замуж в Средние века уже в 13-14 лет, но чаще всего за мужчин из своей общины.

Жилище крестьянина

В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.

Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.

строгий образ жизни в средневековье

Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.

Быт и работа крестьян

Быт крестьян в Средние века был бедным: орудия труда самые простые, утварь и посуда из дерева, вся семья ютилась в маленькой комнатке. Домашних животных летом держали на улице, а зимой часто загоняли прямо в дом. Освещение состояло из маленькой лучины, ведь свечи были очень дорогими. В тусклом свете по вечерам мужчины занимались ремонтом и мастерили что-то из инвентаря, а женщины — ткали, пряли и шили одежду.

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

строгий образ жизни в средневековье

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

строгий образ жизни в средневековье

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Орудия труда

Орудия и предметы труда, как правило, зависели от ремесла крестьянина. Многие из них дошли из древних времен, но так и остались каменными: жернова для изготовления муки из зерна, гончарные круги, колеса на молотилках, грузила на ткацких станках.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

строгий образ жизни в средневековье

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Источник

9 странных средневековых обычаев и традиций

строгий образ жизни в средневековье

1. Праздник дураков

Отмечали этот праздник в начале января. Как и многие христианские праздники, данное событие было вдохновлено языческим фестивалем Сатурналии (декабрьский праздник древних римлян в честь Сатурна). Уважаемые чиновники менялись ролями с простолюдинами, служанки менялись местами с хозяевами, придворных шутов короновали. Устраивали парады, проводили комические выступления (возможно, первый стендап был в Средневековье). Все были наряжены в праздничные костюмы, пели непристойные песни и, разумеется, купались в реках алкоголя.

2. Столпничество

Все сходили с ума по-своему, и верующие фанатики не стали исключением. Используя лестницу, они взбирались на колонну или столб, сидя на котором громко читали молитвы до тех пор, пока не умирали от голода или жажды. Такие дела. Бывает до смерти смешно, а бывает и до смерти странно, оказывается.

3. Петух в шлеме

Петух в шлеме — фаворит стола для извращенцев. Бедные люди обычно ели одно и то же, а вот богачи не любили скучать даже за столом и придумывали всякие дикие штуки. К примеру, на обед им подавали лебедей, из которых торчал бобровый хвост. Откуда именно он торчал — мы не знаем, но догадаться не сложно. Ну а петух в шлеме — это не просто цыпленок, чью голову прикрыли маской. Это наездник. Наездник на поросенке. Свежеприготовленного поросенка подавали к столу с сидящим на нём петухом в рыцарском шлеме.

4. Уход за больными

Влияние религии доходило до безумия. Да, настолько оно было велико, как ты уже понял из пункта про столпничество. Немыслимые обеты вынуждали людей прислуживать больным проказой. Прислуживать — это не в смысле принести чай. Они вылизывали пораженные участки тела больных и съедали струпья с их кожи.

строгий образ жизни в средневековье

5. Красивая смерть

Люди были озабочены смертью. Но не потому, что она придет, а они ничего в жизни толком не успели сделать и мало всего попробовали. Их волновало то, как это произойдет. Была тенденция, известная как «искусство смерти». Основная идея была в том, что лучше умереть спланированной и мирной христианской смертью, чем переживать о том, что после смерти ты будешь плохо выглядеть и похоронят тебя как попало.

6. Флагеллантство

Так называлось религиозное движение, которое появилось в XIII веке. Основа движения — учение о том, что получить покаяние пред Господом можно лишь через боль, страдания и умерщвление плоти. На центральных улицах крупных городов последователи движения срезали и срывали с себя куски плоти на глазах у людей. Церковнослужители оценили эти процедуры по достоинству, но к их сожалению и к радости большинства, из-за особенной кровожадности самобичевание запретили в 1349 году.

7. Голое лицо

Современные девушки красят брови, наращивают ресницы, а в Средневековье были противоположные стандарты красоты. Женщины старались подчеркнуть лоб и убирали ресницы с бровями. Некоторые брились наголо, чтобы достичь абсолютно овального лысого лица. Впрочем, стандарты красоты Средневековья имеют место и сейчас. Как говорится, всё новое — это хорошо забытое старое.

8. Футбол без правил

Если верить футбольному историку сэру Монтгею Ширману, спортивные хулиганы были еще в средневековой Англии. То, что ты сегодня считаешь футболом, было жестоким и смертельно опасным развлечением. Почему? Как минимум потому, что в нём участвовало неограниченное число игроков.

9. Развод через поединок

В средневековой Германии супружеские пары не ходили к семейному психологу и адвокатам по бракоразводным процессам. Чтобы не тратить время на ссоры, супруги выходили на ринг и дрались. Победителю — всё, поигравшему — забвение (и пара сломанных ребер).

Источник

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, зачем святой откусил от руки Марии Магдалины, когда у средневекового человека появилось лицо и в чем грех мужа, любящего жену

Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

Когда он жил

Поиск Бога

Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.

Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.

строгий образ жизни в средневековьеСвятой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d’images de madame Marie». Франция, около 1280–1290 годов © Bibliothèque nationale de France

Жизнь человека

Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

Лицо и имя

Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского, прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.

Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII–XIV веках они обрели имена.

строгий образ жизни в средневековьеЗачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450–1455 годов © Bibliothèque nationale de France

Отношение к греху

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

Богатство

Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.

Любовь

Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.

строгий образ жизни в средневековьеМиниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325–1340 годов © British Library

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

Символизм

У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091–1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

Античность и Средневековье

Источник

10 исторических фактов из жизни в Средневековье, о которых не пишут в учебниках

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

строгий образ жизни в средневековье

1. Осквернение могил

строгий образ жизни в средневековье

В средневековой Европе было осквернено 40 процентов захоронений. Раньше в этом обвиняли только кладбищенских грабителей и расхитителей могил. Однако, обнаруженные недавно два кладбища показали, что, возможно, подобное делали обычные жители поселений. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы времен Лангобардов, германского племени VI века.

Все они, кроме одной, были перекопаны, причем черепа из могил удаляли, или напротив — добавляли «лишние». Большинство костей были изъяты из могил с помощью какого-то инструмента. Мотив подобного неясен, но племя, возможно, пыталось воспрепятствовать появлению нежити. Также возможно, что Лангобарды хотели «обзавестись» памятью о своих потерянных близких. Это может быть причиной того, что более трети черепов пропали без вести.

На английском кладбище «Винналл II» (VII – VIII века) скелеты были связаны, обезглавлены, или у них были скручены суставы. Первоначально считалось, что это был какой-то странный похоронный обряд. Однако появляется все больше доказательств того, что подобные манипуляции происходили гораздо позже похорон, возможно, потому, что местные жители считали, что может появиться нежить.

2. Доказательства брака

строгий образ жизни в средневековье

Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем сварить суп. Все, что было нужно, это мужчина, женщина, и их устное согласие на брак. Если девочке было менее 12 лет, а мальчику менее 14 лет, то их семьи не давали согласия. Но при этом для бракосочетания не требовались ни церковь, ни священник.

Люди часто заключали браки прямо там, где достигли соглашения, будь то местный паб или постель (половые отношения автоматически приводили к браку). Но с этим была связана одна сложность. Если что-то пошло не так, а брак заключался тет-а-тет, но фактически было невозможно его доказать.

По этой причине супружеские клятвы постепенно начали приносить в присутствии священника. Развод мог произойти только в том случае, если союз не был законным. К основным причинам относились наличие брака с предыдущим партнером, родственные связи (учитывались даже далекие предки) или брак с нехристианином.

3. Мужчин лечили от бесплодия

строгий образ жизни в средневековье

В древнем мире обычным при бездетном браке обычно в этом винили жену. Предполагалось, что подобное имело место и в средневековой Англии. Но исследователи нашли факты, доказывающие противоположное. С XIII века мужчин также начали считать виновными в отсутствии детей, а медицинские книги того времени обсуждали мужские репродуктивные проблемы и бесплодие.

В книгах также содержится несколько странных советов для определения того, какой партнер бесплоден, и того, какое лечение следует использовать: обоим нужно было помочиться в отдельные кастрюли, полные отрубей, запечатать их на девять дней, а затем проверять наличие в них червей. Если в лечении нуждался муж, то ему рекомендовали принимать в течение трех дней высушенные яички свиней с вином. При этом всем жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

4. Проблемные ученики

строгий образ жизни в средневековье

В Северной Европе у родителей была привычка отправлять подростков из дома, отдавая их в ученичество, которое длилось десять лет. Так семья избавлялась от «рта, который нужно было кормить», а хозяин получал дешевую рабочую силу. Сохранившиеся письма, написанные подростками, показывают, что подобный опыт зачастую был травматичным для них.

Некоторые историки считают, что молодых людей отсылали из дома, потому что они были непослушными, а их родители полагали, что обучение окажет положительный эффект. Возможно, мастера знали о подобных трудностях, поскольку многие из них подписывали контракт, согласно которого подростки, взятые на обучение, должны были себя вести «подобающим образом».

строгий образ жизни в средневековье

Тем не менее, ученики получили плохую славу. Находясь вдали от своих семей, они возмущались своей жизнью, а связь с другими проблемными подростками вскоре привела к появлению банд. Подростки часто играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они разгоняли карнавалы, вызывали массовые беспорядки и однажды даже заставили город платить выкуп.

На улицах Лондона постоянно происходили бурные битвы между различными гильдиями, а в 1517 году банды учеников разграбили город. Вполне вероятно, что к хулиганству приводило разочарования. Несмотря на все годы тяжкого обучения, многие понимали, что это не гарантия будущей работы.

5. Старики времён Средневековья

строгий образ жизни в средневековье

В ранней средневековой Англии человек считался пожилым в возрасте 50 лет. Британские ученые считали эту эпоху «золотым веком» для людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитает их за мудрость и опыт. Это было не совсем так. По-видимому, не было даже такого понятия: позволить кому-то наслаждаться выходом на пенсию.

Пожилые люди должны были доказать свою ценность. В обмен на уважение общество ожидало, что пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад в жизнь, особенно воины, священники и лидеры. Солдаты все еще сражались, а рабочие все еще работали. Средневековые авторы неоднозначно писали о старении.

Некоторые соглашались с тем, что пожилые люди духовно выше их, а другие унижали их, называя «столетними детьми». Сама старость же называлась «предвкушением ада». Другое заблуждение состоит в том, что в старости все были немощными и умирали, не достигая преклонного возраста. Некоторые люди все еще жили хорошо и в 80-90 лет.

строгий образ жизни в средневековье

В средние века не все погибали от повсеместного насилия и войн. Люди также гибли от насилия в семьях, несчастных случаев и слишком обильных утех. В 2015 году исследователи просмотрели записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты предоставили уникальный взгляд на повседневную жизнь и опасности в этих графствах.

7. Этот жестокий Лондон

строгий образ жизни в средневековье

Уровень насилия в Лондоне был вдвое больше, чем в любой другой стране, а кладбища показали, что мужчины рабочего класса постоянно сталкивались с агрессией. Записи коронеров показали, что неестественно большое количество убийств происходило в воскресенье вечером, когда большинство людей низшего класса проводили свое время в тавернах. Вполне вероятно, что часто случались пьяные споры с фатальными результатами.

8. Предпочтения в чтении

строгий образ жизни в средневековье

В XV-XVI веках религия проникла во все сферы жизни людей. Особенно популярными были молитвенные книги. Используя технику, которая определяет оттенки на поверхности бумаги, искусствоведы поняли, что чем грязнее была страница, тем больше читателей привлекало ее содержание. Понять, какими были предпочтения в чтении помогли молитвенные книги.

В одной рукописи была указана молитва, посвященная святому Себастьяну, которая, как говорят, была способна победить чуму. Другие молитвы о личном спасении также получили больше внимания, чем те, которые предназначались для спасения другого человека. Эти молитвенные книги читались ежедневно.

9. Свежевание кошек

строгий образ жизни в средневековье

В 2017 году исследование показало, что промышленность кошачьего меха также распространилась на Испанию. Эта средневековая практика была широко распространена и для нее использовали как домашних, так и диких кошек. Эль Борделлье был фермерским сообществом 1000 лет назад.

В этом месте сделали множество средневековых находок, среди которых были ямы для хранения урожая. Но в некоторых из этих ям нашли кости животных, причем около 900 их них принадлежали кошкам. Все кошачьи кости были свалены в одну яму. Всем животным было от девяти до двадцати месяцев, что является лучшим возрастом для того, чтобы получить большую, безупречную шкуру.

строгий образ жизни в средневековье

Одежда в полоску становится модной каждые несколько лет, но в те дни нарядный костюм мог привести к смерти человека. В 1310 году французский сапожник решил носить полосатую одежду в течение дня. Он был приговорен к смертной казни за свое решение. Этот человек был частью духовенства города, которая сочла, что полосы принадлежат дьяволу. Благочестивым горожанам тоже пришлось избегать ношения полосатой одежды любой ценой.

Документация XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Это считалось одеянием изгоев общества, проституток, палачей, прокаженных, еретиков и, по некоторым причинам, клоунов. Это необъяснимая ненависть к полоскам до сих пор остается загадкой, и нет даже ни одной теории, которая могла бы адекватно объяснить это. Какова бы ни была причина, к XVIII веку странное отвращение кануло в лету.

строгий образ жизни в средневековье

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *