стравинский композитор годы жизни
Двоюродная сестра, Коко Шанель и чужая жена. Кого любил Стравинский
Валерий Гергиев предложил объявить 2017-й Годом композитора Игоря Стравинского, ведь 17 июня исполнится 135 лет со дня его рождения. Стравинский оставил потомкам не только великую музыку, но и подробную автобиографию. В ней он говорил в основном о творчестве и крайне редко писал о личной жизни, хотя на самом деле она была полна необычных событий.
В январе 1906 года 23-летний композитор тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. Императорское законодательство запрещало браки между двоюродными братьями и сёстрами, поэтому Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь для венчания.
Свою будущую жену Стравинский знал с раннего детства. Екатерина Носенко родилась в Киеве в 1881 году и детство провела там. Она была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и Марии Холодовой, приходившейся сестрой матери Стравинского. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке. В 1890-е годы он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.
Фото: © РИА Новости
Но со своей двоюродной сестрой Стравинский впервые встретился не там, а в деревне Печиски, находившейся в 400 милях южнее Устилуга, где было большое имение у его тётки Екатерины. Туда мальчик попал в девять лет, в 1891 году, и приехал повторно на следующий год.
После свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от самого Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нём было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки. С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Фёдор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910). Всё шло прекрасно. Но вскоре семья Стравинских навсегда покинула Россию.
Фото: © РИА Новости
Скитания по Европе
С 1910 года Стравинский часто бывал в Европе, так как этого требовали премьеры его балетов в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Композитор попеременно жил в Париже, Швейцарии и России. В начале июля 1914 года он без семьи приехал в Устилуг, пробыл там 10 дней и уехал в Киев. Как позже он напишет в «Хронике моей жизни», возвращаясь из России через Варшаву, Берлин, Базель, он увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе, и ясно почувствовал, что мир накануне серьёзных событий.
После объявления войны Стравинский и его семья остались жить в Швейцарии. Там его супруга родила четвёртого ребёнка — дочь Милену. Материальное положение семьи в этот момент было непростым в том числе и потому, что антреприза Дягилева не могла работать в привычном режиме из-за войны. Композитору нужно было не только содержать жену и детей, но и найти средства, чтобы отправить в Россию мать, проводившую лето с ними.
1917 год принёс много потрясений композитору. Незадолго до Рождества он серьёзно заболел межрёберной невралгией, из-за чего он временами практически не мог дышать, а его ноги оказались почти парализованы. Весной умерла старушка-воспитательница Берта, вырастившая самого Стравинского. Он называл её второй матерью и в самом начале Первой мировой войны перевёз из России в Швейцарию, чтобы она помогала ему и его жене с детьми. Буквально через несколько недель из России пришла телеграмма, в которой родные сообщили о кончине брата композитора Гурия. Он умер на румынском фронте от сыпного тифа.
К концу года материальное положение семьи стало совсем плачевным.
8 июня 1920 года семья Стравинских покинула Швейцарию, чтобы обосноваться во Франции. Как потом напишет Cтравинский, эта страна стала для него второй родиной. Именно к этому времени относят роман композитора с Габриель Шанель. Правда, доподлинно неизвестно, были ли они на самом деле любовниками. Вышедший в 2009 году фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена по книге «Вилла «Бель Респиро». История любви» Криса Гринхола — это всего лишь художественный вымысел. Считается, что именно в 1920 году Шанель на время приютила нуждающуюся в средствах семью Стравинских на своей вилле «Бель Респиро» во французском городке Гарш. Жена Стравинского Екатерина на тот момент уже болела туберкулёзом.
В «Хронике моей жизни» композитор упоминает, что провёл зиму 1920—1921 годов в Гарше. Также он рассказывает о том, как Габриель Шанель помогла антрепризе Дягилева, восстанавливающей в Театре Елисейских полей знаменитый балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Шанель была близким другом Дягилева и не раз спонсировала его антрепризу.
Фото: © wikimedia.org
Также точно известно, что именно в феврале 1921 года Стравинский впервые встретил Веру Судейкину. Она была женой известного художника Сергея Судейкина, эмигрировавшего во Францию в 1920 году. 33-летнюю Веру представил 39-летнему композитору Сергей Дягилев. Уже в мае 1922 года Судейкина покидает своего мужа, которого в 1915 году она увела из первой семьи.
Несмотря на любовную связь с Судейкиной, расставаться с супругой Стравинский не стал. Жена композитора знала о его отношениях с Верой. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: «Мой отец вёл двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он не мог справиться».
Фото: © РИА Новости
Двойная жизнь Стравинского продолжалась почти 20 лет. В конце 30-х годов композитор пережил несколько сильных потрясений. В ноябре 1938 года от скоротечной чахотки умерла его 30-летняя дочь Людмила, которая на тот момент состояла в браке с Юрием Мандельштамом — двоюродным братом Осипа Мандельштама. Менее чем через полгода — 2 марта 1939 года — от туберкулёза умерла жена Стравинского Екатерина.
Летом 1939 года умерла и мать Стравинского. После всех этих трагических событий композитор решил начать во многом новую жизнь.
Фото: © EAST NEWS
В Новый свет с новой женой
В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переехал в США — его пригласили читать курс лекций в Гарвардском университете. На его решение повлияло и начало Второй мировой Войны. При этом его 29-летний сын Святослав, который пошёл по стопам отца и стал композитором и пианистом, был призван во французскую армию и воевал. В 1940 году к Стравинскому из Франции сумела переехать Вера Судейкина. Они поженились 9 марта, а в 1945 году композитор принял американское подданство.
Когда роман Стравинского и Судейкиной только начинался, они часто писали друг другу письма. В одном из них он призывал её вернуться к мужу.
Но композитор ошибался. Им, несмотря на все жизненные обстоятельства, всё-таки удалось построить своё счастье. Судейкина разошлась с мужем и вышла за Стравинского. Они прожили вместе 31 год — до самой смерти Стравинского в 1971 году. По её решению композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалёку от могилы его близкого друга Сергея Дягилева, 50 лет назад познакомившего Стравинского с Верой. Она пережила мужа на 11 лет и умерла в 1982 году. Ей было 94 года. Веру похоронили рядом со Стравинским в Венеции.
Стравинский композитор годы жизни
Игорь Стравинский
Игорь Федорович Стравинский — пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.
Краткую биографию Игоря Стравинского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Стравинского
Игорь появился на свет в 1882 году в местечке Ораниенбаум в театральной семье. Отец будущего композитора блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга — Лядов , Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов и разноплановости формы и содержания музыкальных сочинений.
Слава обрушилась на Игоря Стравинского неожиданно, и этот факт имеет прямую взаимосвязь с именем основателя « Русских сезонов » в Париже Сергея Дягилева. В 1909 году известный антрепренер, планируя пятые по счету «сезоны», был поглощен поисками композитора для нового балетного спектакля « Жар-птица ». Дело это было непростое, поскольку для покорения искушенной французской публики требовалось создать нечто совершенно особенное, дерзкое, оригинальное. Дягилеву посоветовали обратить внимание на 28-летнего Стравинского. Молодой композитор не был известен широкой публике, но скептицизм Дягилева растаял в тот же миг, как только он услышал в исполнении Стравинского одно из его сочинений. Опытный импресарио, обладавший удивительным чутьем на таланты, и здесь не ошибся.
«Весна священная» стала для композитора последним сочинением, которое он написал на Родине. Дальше его ждали долгие и непростые годы вынужденной эмиграции.
Первая мировая война застигла композитора и его близких в швейцарском городке Монтрё. Согласно биографии Стравинского с 1920 года его основным местом жительства стал Париж. В последующие 20 лет композитор много экспериментирует с различными стилями, используя музыкальную эстетику античности, барокко, классицизма, но интерпретирует их в нетрадиционном ключе, намеренно создавая музыкальные мистификации. В 1924 году Игорь Стравинский впервые предстает перед парижской публикой еще и как талантливый исполнитель своих произведений.
Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.
Интересные факты о Стравинском
Женщины в жизни Стравинского
Биография Стравинского гласит, что свою первую любовь Екатерину Носенко Стравинский встретил, когда ему шел. 10-й год. Но чувство взаимной симпатии и доверия, вспыхнувшее между двумя детьми в первые минуты знакомства, они пронесли через всю жизнь. Даже тот факт, что Екатерина приходилась Стравинскому кузиной, не помешал им соединить свои судьбы. В 1906 году они тайно обвенчались, поскольку брачные союзы между близкими родственниками, к которым относились двоюродные братья и сёстры, были запрещены. Екатерина с ранних лет страдала болезнью легких, что не помешало ей родить супругу четверых детей – Федора, Людмилу, Святослава и Милену. Чтобы поддержать слабое здоровье жены, Стравинский увозил семью на зиму в Швейцарию. В 1914 году они, следуя заведенной традиции, выехали в Европу, а вернуться не смогли — сначала помешала Первая мировая война, потом революция. Финансовое положение семьи оказалось плачевным, так как все имущество и сбережения Стравинских остались в России. Добрым гением композитора в этот непростой период жизни оказалась знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить на своей вилле. Связывало ли этих двух незаурядных людей нечто большее, чем узы дружбы, неизвестно, хотя догадок по этому поводу и в наши дни существует много. Но то, что Коко Шанель долгие годы поддерживала семью композитора, бесспорный факт.
В 1921 г. в жизни Стравинского произошла еще одна судьбоносная встреча. С актрисой Верой Судейкиной, красавицей и умницей, композитора познакомил Дягилев. Вера была замужем, но вскоре оставила мужа, чтоб посвятить себя Стравинскому. Несмотря на страстную любовь, которая их связала, музыкант не ушел из семьи. Такая двойная жизнь, мучительная для всех, включая детей, которые знали о существовании в жизни отца другой женщины, продолжалась около 20 лет. В 1939 году Екатерина умерла от чахотки, а в 1940 Стравинский женился на Вере и вместе с ней уехал в США. Жизнь доказала, что их любовь была не прихотью, а настоящим, глубоким чувством. Они прожили в браке пятьдесят лет. Вера ушла из жизни в 94 года, пережив своего знаменитого супруга на десять лет. Ее похоронили в Венеции рядом с мужем.
Творчество Стравинского
В 1947 году в окружении Стравинского появляется начинающий дирижер Роберт Крафт. Композитор проникся доверием к молодому коллеге настолько, что доверял ему дирижировать на своих концертах и даже согласился на его предложение записывать их беседы о музыке и искусстве.
Тесное общение с Крафтом сподвигло Стравинского к экспериментам с серийной техникой. Ее приверженцами были венские композиторы-новаторы А. Шенберг и А. фон Веберн. Но Стравинский и в этом случае не изменил своему творческому кредо — музыка, при создании которой он руководствовался принципами серийной техники, все равно сохраняет неповторимую авторскую манеру. Яркими иллюстрациями использования серийной техники являются балет «Агон», библейская опера «Потоп», оратории на библейские темы «Проповедь, притча и молитва» и «Плач пророка Иеремии».
Музыка Стравинского, используемая в кинематографе
Фрагменты из произведений
Фильмы
«Хранители снов» (2012), «Ледяные замки» (2010), «Льюис» (2008), «Туннель Хайку» (2001)
«Магия лунного света» (2014), «Балерины» (2012), «Человек в Бате» (2010), «Последний танцор Мао» (2009), «Пропавший без вести» (2009), «Клуб неудачниц» (2001), «Воскрешая мертвецов» (1999), «Зимние каникулы» (1998)
«Круче не бывает» (2006)
Концерт для струнного оркестра ре мажор
«Мелинда и Мелинда» (2004)
«Очаровательная проказница» (1991)
Фильмы об Игоре Стравинском
Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур. В них заключен тернистый, но яркий творческий путь крупнейшего композитора ХХ века, справедливо называвшего себя «человеком мира», отражены идеи поиска гармонии и смысла бытия, воплощены все мыслимые стили и веяния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Его музыка, которую современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Стравинском
12 цитат из автобиографии Игоря Стравинского
Скандалы и кражи, сосиски и папиросы, апология порядка и музыка, которая ничего не выражает. Рассказываем о композиторе Игоре Стравинском через цитаты из «Хроники моей жизни»
Игорь Стравинский — единственный композитор в истории, который оставался в эпицентре культурной жизни в течение 60 лет. Он стал знаменитостью в 1910 году, когда написал для Русских сезонов Сергея Дягилева балет «Жар-птица», и продолжал создавать шедевры в конце 1960-х. В детстве он видел Чайковского, в старости ходил на личную аудиенцию к Джону Кеннеди и Никите Хрущеву. Стравинский постоянно менял стили и направления, но неизменно оставался перфекционистом — и потому в его наследии нет двух одинаковых опусов, как нет ни одного неудачного.
Недавно журнал BBC Music Magazine задал сегодняшним творцам музыки вопрос: «Кто самый влиятельный композитор в истории?» Стравинский занял в рейтинге второе место, обойдя всех коллег из ХIХ и XX веков и пропустив вперед только Баха. Источник этого мощного влияния на уши, умы и сердца заключен прежде всего в самой музыке Стравинского, но не только в ней. Его острые, парадоксальные и хирургически точные сентенции тоже просветлили немало умов, разойдясь по всему миру и став частью музыкантского фольклора. Первую книгу Стравинский — в соавторстве со своим другом, писателем и композитором Вальтером Нувелем — написал в первой половине годов, назвав ее «Хроникой моей жизни». Вот 12 мгновений этой хроники.
1. О первом музыкальном впечатлении
В первом флешбэке, который сохранила память Стравинского (или который он решил нам преподнести), — едва ли не все ключи к его эстетике: неограненный русский фольклор; театральность; энергия ритма; освобожденная от смысла речь, ценная как звучание; сочетание страха и восторга; радость подражания. И, конечно, «довольно подозрительное» смешение возвышенного и приземленного, которое Стравинский обожал до конца дней.
2. О Римском-Корсакове
3. О визите на Вагнеровский фестиваль
В начале ХХ века паломничество в Мекку Вагнера — театр на Зеленом холме небольшого немецкого города Байройт Вагнеровский фестиваль проходит в Фестшпильхаусе — единственном театре мира, построенном специально для постановок опер одного композитора. — считалось едва ли не обязательным для каждого просвещенного человека. В августе 1912 года Стравинский поставил для себя эту галочку, но шансов на катарсис, который толпами переживали съехавшиеся со всего мира вагнерианцы, у него не было: уже в ранние годы он осознал, что магнит великого оперного реформатора его отталкивает. Мечты о папиросе во время «Парсифаля», самого возвышенного вагнеровского творения, — настоящее оскорбление чувств верующих, которое с нескрываемым удовольствием позволяет себе Стравинский.
4. О самоограничении
«Необходимость ограничения, добровольно принятой выдержки берет свое начало в глубинах самой нашей природы и относится не только к области искусства, но и ко всем сознательным проявлениям человеческой деятельности. Это потребность порядка, без которого ничего не может быть создано и с исчезновением которого все распадается на части.
А всякий порядок требует принуждения. Только напрасно было бы видеть в этом помеху свободе. Напротив, сдержанность, ограничение способствуют расцвету этой свободы и только не дают ей перерождаться в откровенную распущенность. Точно так же, заимствуя уже готовую, освященную форму, художник-творец нисколько этим не стеснен в проявлении своей индивидуальности. Скажу больше: индивидуальность ярче выделяется и приобретает большую рельефность, когда ей приходится творить в условных и резко очерченных границах».
Стравинский обожал рамки, порядок и иерархию. Его аппетит разжигала, например, задача написать музыку, которая с точностью до секунд ляжет на спираль грампластинки. Когда Баланчин просил его сочинить эпизод балета длиной «в одну-две минуты», Стравинский раздражался: «Это же нонсенс. Я должен знать точно. Если минута — это будет одна музыка, если две — совсем другая. Может быть, это будет минута и тридцать секунд?» С. Волков. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М., 2004. Он готов был вынести все что угодно, кроме хаоса, и, ощущая себя жертвой революции, до конца дней хранил нежность к монархии. По преданию, во время единственного визита Стравинского в СССР осенью 1962 года бодрый корреспондент многотиражного журнала спросил, какое у него хобби. Композитор отнекивался, репортер настаивал и в итоге услышал: «Ну, допустим, я люблю птиц». — «О, это прекрасно, а какая у вас любимая птичка?» — «Двуглавый орел».
5. О «Весне священной»
6. О болезни и о Дягилеве
3 июня 1913 года Стравинский, поужинав устрицами, обнаружил, что нездоров: вскоре у него диагностировали тиф. 11 июня его перевезли в частный санаторий «Вилла Боргезе» в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Болезнь настигла его между двумя грандиозными премьерами Русских сезонов: «Весна священная» в одночасье сделала Стравинского крупнейшим композитором-революционером планеты, а опера Мусоргского «Хованщина» с финалом Стравинского, показанная 5 июня, окончательно поссорила его с отечественным музыкальным сообществом. Не законченная автором опера прежде исполнялась только в редакции Римского-Корсакова, которая в петербургских кругах считалась более священным артефактом, чем сама музыка Мусоргского. Своей работой Стравинский, по мнению большинства его русских коллег, бросил вызов учителю, со дня смерти которого не прошло и пяти лет. Таким образом, болезнь проложила символическую границу между русской весной Стравинского и его европейским летом.
7. О музыке и времени
«Музыка — единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а следовательно, и устойчивое, настоящее. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем».
Прилагательное в словосочетании «настоящее время» Стравинский воспринимал в самом прямом смысле. Опираясь на библейский завет «не заботься о завтрашнем дне», он максимально полно проживал текущий момент и воплощал эту остроту существования «здесь и сейчас» в музыке. Свою «Хронику» он закончит словами: «Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я — в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием».
8. Об идеях
«Мне приходит на память разговор между Малларме и Дега, слышанный от Поля Валери. Однажды Дега, который, как известно, любил пописывать стихи, сказал Малларме: „Мне не дается конец моего сонета. И это не от недостатка идей“. На что Малларме кротко отвечал: „Идеи — не то, из чего делают сонеты, их делают из слов“».
Стравинский вольно пересказывает эпизод из доклада Поля Валери «Поэзия и абстрактная мысль». Свои партитуры он тоже создавал не из идей, эмоций или сюжетов, а из музыкальных интервалов, которые часами искал за роялем и тщательно отбирал. Пригодные для работы звукосочетания он называл «строительным материалом». Следующим этапом было распределение элементов, и это занятие приносило «архитектору» едва ли не самое большое удовольствие. Главное в музыке, по Стравинскому, — это форма, а смыслы и значения не входят в компетенцию композитора.
9. О портрете работы Пабло Пикассо
Пабло Пикассо создал графический портрет Стравинского в 1917 году в Риме — через несколько дней после их знакомства. Для любого, кто видел фотографии Игоря Федоровича, сходство с оригиналом очевидно, но и пограничников тоже можно понять.
10. О балете «Пульчинелла»
«Я понимал, что, прежде чем приступить к этому трудному делу, я должен дать себе ответ на основной вопрос, который неотлучно меня преследовал: что должно преобладать в моем подходе к Перголези Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) — итальянский композитор эпохи раннего классицизма. — уважение к его музыке или любовь к ней? Уважение или любовь толкают нас овладеть женщиной? Не одной ли силой любви мы постигаем всю глубину человеческого существа? К тому же разве любовь исключает уважение? Только уважение само по себе всегда бесплодно и не может стать творческой силой. Для творчества нужна динамика, нужен некий двигатель, а есть ли на свете двигатель более мощный, чем любовь?»