стравинский композитор краткая биография
Краткая биография Стравинского
Игорь Федорович Стравинский
В юношеском возрасте Игорь учился играть на фортепиано у Снетковой и у Кашперовой. В 1904-1906 годах Стравинский обучался у Римского-Корсакова. В это время он написал первые произведения: соната для фортепиано и скерцо. Также начинающий композитор создал сюиту «Фавн и пастушка». На премьере присутствовал Сергей Дягилев. Он высоко оценил талант Стравинского и предложил сотрудничество. Игорь согласился и написал три балета, которые принесли ему известность. Это «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка».
В 1906 году композитор женился на Екатерине Носенко, которая была его двоюродной сестрой. В семье родилось четверо детей: Федор, Людмила, Святослав и Милена. Во время проживания в Париже в 1938-1939 годах у композитора умерла мать, старшая дочь и супруга. В 1940 году композитор женился во второй раз. Его супругой стала Вера Боссе, актриса немого кино и театра.
В 1911 году композитор в Париже встретился с Эриком Сати, которого считал остроумным и замечательным. В дальнейшем он с ним переписывался и изучал творчество. В этом же году состоялась встреча творческих людей: Сати, Стравинский и Дебюсси. Три композитора сфотографировались вместе в доме Клода Дебюсси.
Во время проживания во Франции композитор сочинил камерную оперу «Мавра» и кантату «Свадебка». Также Стравинский написал «Симфонию псалмов» и «Отче наш». В 1924 году Игорь Федорович выступил на концерте в качестве пианиста. Это был его дебют.
Стравинский гастролировал по США и по европейским странам на протяжении десятилетий. Он был дирижером, отличавшимся требовательностью к нюансам. Также композитор придавал огромное значение аудиозаписи. Поэтому большинство произведений были записаны. Авторские аудиозаписи до сегодня являются ориентиром для современных интерпретаций.
В 1962 году Стравинский приезжал в Москву и в Ленинград. Его концерты понравились публике.
Стравинский композитор краткая биография
Игорь Стравинский
Игорь Федорович Стравинский — пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.
Краткую биографию Игоря Стравинского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Стравинского
Игорь появился на свет в 1882 году в местечке Ораниенбаум в театральной семье. Отец будущего композитора блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга — Лядов , Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов и разноплановости формы и содержания музыкальных сочинений.
Слава обрушилась на Игоря Стравинского неожиданно, и этот факт имеет прямую взаимосвязь с именем основателя « Русских сезонов » в Париже Сергея Дягилева. В 1909 году известный антрепренер, планируя пятые по счету «сезоны», был поглощен поисками композитора для нового балетного спектакля « Жар-птица ». Дело это было непростое, поскольку для покорения искушенной французской публики требовалось создать нечто совершенно особенное, дерзкое, оригинальное. Дягилеву посоветовали обратить внимание на 28-летнего Стравинского. Молодой композитор не был известен широкой публике, но скептицизм Дягилева растаял в тот же миг, как только он услышал в исполнении Стравинского одно из его сочинений. Опытный импресарио, обладавший удивительным чутьем на таланты, и здесь не ошибся.
«Весна священная» стала для композитора последним сочинением, которое он написал на Родине. Дальше его ждали долгие и непростые годы вынужденной эмиграции.
Первая мировая война застигла композитора и его близких в швейцарском городке Монтрё. Согласно биографии Стравинского с 1920 года его основным местом жительства стал Париж. В последующие 20 лет композитор много экспериментирует с различными стилями, используя музыкальную эстетику античности, барокко, классицизма, но интерпретирует их в нетрадиционном ключе, намеренно создавая музыкальные мистификации. В 1924 году Игорь Стравинский впервые предстает перед парижской публикой еще и как талантливый исполнитель своих произведений.
Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.
Интересные факты о Стравинском
Женщины в жизни Стравинского
Биография Стравинского гласит, что свою первую любовь Екатерину Носенко Стравинский встретил, когда ему шел. 10-й год. Но чувство взаимной симпатии и доверия, вспыхнувшее между двумя детьми в первые минуты знакомства, они пронесли через всю жизнь. Даже тот факт, что Екатерина приходилась Стравинскому кузиной, не помешал им соединить свои судьбы. В 1906 году они тайно обвенчались, поскольку брачные союзы между близкими родственниками, к которым относились двоюродные братья и сёстры, были запрещены. Екатерина с ранних лет страдала болезнью легких, что не помешало ей родить супругу четверых детей – Федора, Людмилу, Святослава и Милену. Чтобы поддержать слабое здоровье жены, Стравинский увозил семью на зиму в Швейцарию. В 1914 году они, следуя заведенной традиции, выехали в Европу, а вернуться не смогли — сначала помешала Первая мировая война, потом революция. Финансовое положение семьи оказалось плачевным, так как все имущество и сбережения Стравинских остались в России. Добрым гением композитора в этот непростой период жизни оказалась знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить на своей вилле. Связывало ли этих двух незаурядных людей нечто большее, чем узы дружбы, неизвестно, хотя догадок по этому поводу и в наши дни существует много. Но то, что Коко Шанель долгие годы поддерживала семью композитора, бесспорный факт.
В 1921 г. в жизни Стравинского произошла еще одна судьбоносная встреча. С актрисой Верой Судейкиной, красавицей и умницей, композитора познакомил Дягилев. Вера была замужем, но вскоре оставила мужа, чтоб посвятить себя Стравинскому. Несмотря на страстную любовь, которая их связала, музыкант не ушел из семьи. Такая двойная жизнь, мучительная для всех, включая детей, которые знали о существовании в жизни отца другой женщины, продолжалась около 20 лет. В 1939 году Екатерина умерла от чахотки, а в 1940 Стравинский женился на Вере и вместе с ней уехал в США. Жизнь доказала, что их любовь была не прихотью, а настоящим, глубоким чувством. Они прожили в браке пятьдесят лет. Вера ушла из жизни в 94 года, пережив своего знаменитого супруга на десять лет. Ее похоронили в Венеции рядом с мужем.
Творчество Стравинского
В 1947 году в окружении Стравинского появляется начинающий дирижер Роберт Крафт. Композитор проникся доверием к молодому коллеге настолько, что доверял ему дирижировать на своих концертах и даже согласился на его предложение записывать их беседы о музыке и искусстве.
Тесное общение с Крафтом сподвигло Стравинского к экспериментам с серийной техникой. Ее приверженцами были венские композиторы-новаторы А. Шенберг и А. фон Веберн. Но Стравинский и в этом случае не изменил своему творческому кредо — музыка, при создании которой он руководствовался принципами серийной техники, все равно сохраняет неповторимую авторскую манеру. Яркими иллюстрациями использования серийной техники являются балет «Агон», библейская опера «Потоп», оратории на библейские темы «Проповедь, притча и молитва» и «Плач пророка Иеремии».
Музыка Стравинского, используемая в кинематографе
Фрагменты из произведений
Фильмы
«Хранители снов» (2012), «Ледяные замки» (2010), «Льюис» (2008), «Туннель Хайку» (2001)
«Магия лунного света» (2014), «Балерины» (2012), «Человек в Бате» (2010), «Последний танцор Мао» (2009), «Пропавший без вести» (2009), «Клуб неудачниц» (2001), «Воскрешая мертвецов» (1999), «Зимние каникулы» (1998)
«Круче не бывает» (2006)
Концерт для струнного оркестра ре мажор
«Мелинда и Мелинда» (2004)
«Очаровательная проказница» (1991)
Фильмы об Игоре Стравинском
Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур. В них заключен тернистый, но яркий творческий путь крупнейшего композитора ХХ века, справедливо называвшего себя «человеком мира», отражены идеи поиска гармонии и смысла бытия, воплощены все мыслимые стили и веяния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Его музыка, которую современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Стравинском
Биография Игоря Стравинского
17 июня исполняется 130 лет со дня рождения русского композитора и дирижера Игоря Стравинского.
Русский композитор и дирижер Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня (5 июня по старому стилю) 1882 года в Ораниембауме (ныне город Ломоносов), под Санкт-Петербургом. Род Стравинских происходил от польских землевладельцев (первоначально фамилия звучала Сулима-Стравинские, по названию двух притоков Вислы – Стравы и Сулимы). Отец Стравинского был известным в Петербурге оперным певцом Федором Стравинским, мать – пианисткой.
С девяти лет Игорь обучался игре на фортепиано.
В 1905 году Стравинский прослушал полный курс лекций юридического факультета, но выпускных экзаменов сдавать не стал. В апреле 1906 года он получил свидетельство о прослушанных и сданных им курсах.
К серьезной профессиональной учебе в области музыки Стравинский приступил после 1902 года, когда, будучи студентом Петербургского университета, в течение пяти лет занимался композицией с Николаем Римским-Корсаковым, стихийно пополняя собственные знания в других областях музыкального искусства.
В это же время он сблизился с Сергеем Дягилевым, художниками «Мира искусства» (объединения на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с Александром Бенуа и Дягилевым), посещал музыкальный филиал этого объединения «Вечера современной музыки», а также концерты новой музыки, устраивавшиеся пианистом и дирижером Александром Зилоти.
Первые композиторские опыты Стравинского – соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка» (1906), симфония ми-бемоль мажор (1907), «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра (1908), отмечены влиянием школы Римского Корсакова и французских импрессионистов.
С 1910 года Стравинский жил попеременно в Париже (Франция), Швейцарии, России. В 1914-1920 годах он жил в Швейцарии.
В этот период творчества композитор обратился к русскому фольклору, различные пласты которого своеобразно преломились в балетах Стравинского, заказанных Дягилевым для «Русских сезонов».
Первый балет Игоря Стравинского «Жар-птица» был показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-Опера». Он ознаменовал начало славы композитора.
Позже для Дягилева Стравинский написал музыку к балетам «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
Элементы русского фольклора со средствами музыкального модернизма были использованы композитором в хореографических сценах «Свадебки» (1914 1923), опере «Соловей» (1914), «Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1917), «Истории солдата» (1918).
В 1920 году Стравинский переехал во Францию, а в 1934 году принял французское подданство.
Важной вехой в его творчестве становится «Пульчинелла» – балет с пением, в основе которого лежат фрагменты музыки композиторов XVIII века Перголези, Галло, Келлери и Паризотти, переинструментованные Стравинским, сюжет балета был оформлен совместно с Дягилевым и балетмейстером Леонидом Мясиным. Впервые балет «Пульчинелла» был поставлен 15 мая 1920 года под управлением дирижера Эрнеста Ансерме, с декорациями Пабла Пикассо.
Среди произведений парижского периода – опера-буфф «Мавра» по Александру Пушкину (1922), балеты «Аполлон Мусагет» (1927-1928), «Поцелуй феи» (1928), написанный для труппы Иды Рубинштейн и спровоцировавший разрыв с Дягилевым. Стравинским были написаны балеты «Игра в карты» (1936) и «Орфей» (1947), опера-оратория «Царь Эдип» (1927), мелодрама «Персефона» (1938), опера «Похождения повесы» (1951), октет для духовых (1923), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931) и другие произведения.
В 1939 году Игорь Стравинский переехал в США, в 1945 году принял американское подданство.
Для творчества композитора в 1950 1960-е годы характерно погружение в музыку добаховской эпохи, обращение к библейским сюжетам, применение конструктивной 12 тоновой (додекафонной) системы композиции. Наиболее значительные произведения этого времени «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон» (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию» для оркестра (1960), кантата аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV века (1962). Стиль Стравинского стал все более аскетичным, конструктивно нейтральным.
В 1966 году, когда Стравинский был серьезно болен, он написал Requiem Canticles (Заупокойные песнопения) для солистов, хора и камерного оркестра. Сочинение-эпитафия проникнуто светлым предвосхищением Бога и трепетным человеческим приближением к потустороннему миру.
Последнее произведение композитора – инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа – написано на немецком языке, ранее им не использовавшемся.
С 1924 года Стравинский выступал как пианист и дирижер собственных произведений. Его концертная деятельность приобрела широкий размах после Второй мировой войны, это было связано с возрастающей популярностью композитора и его влияние на развитие мировой музыкальной культуры в целом.
В 1939 году композитор вел преподавательскую деятельность – читал курс лекций «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете в США.
В 1962 году по приглашению Министерства культуры СССР Игорь Стравинский дал несколько концертов в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Стравинский – автор нескольких литературных произведений. Наиболее известны его автобиографичные книги «Хроника моей жизни» (1935) и «Диалоги» (1963), а также сборник «Музыкальная поэтика» (1942).
6 апреля 1971 года Игорь Стравинский скончался в Нью-Йорке (США). По воле композитора, он был похоронен в Венеции (Италия).
Игорь Стравинский был дважды женат. В 1906 году он обвенчался со своей двоюродной сестрой Екатериной Носенко (1881-1939). В семье родились четверо детей: Федор (1907 1989), Людмила (1908 1938), Святослав (1910 1994) и Милена (1914).
После смерти первой жены, композитор женился в 1940 году на актрисе и художнице Вере де Боссе.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Игорь Стравинский
Биография
Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.
Детство и юность
В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.
Игорь Стравинский в молодости
Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.
Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков
Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.
Музыка
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.
Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.
Вацлав Нижинский в балете Стравинского «Петрушка»
С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.
Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.
К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».
После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.
Портрет Игоря Стравинского
Тогда же возобновляются «Русские сезоны», но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.
1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».
В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».
Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.
Личная жизнь
Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.
Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко
Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.
Игорь Стравинский и Коко Шанель
Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.
Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.
Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина
В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.
Смерть
Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.
Могила Игоря Стравинского
Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.