стравинский и коко шанель отношения биография личная
Тайный роман Коко Шанель и русского композитора
История любви Коко Шанель, подарившей женщинам всего мира легендарный аромат «№ 5», и Игоря Стравинского, одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века родом из России, окружена тайнами.
Многие склонны полагать, что у Стравинского не было ни единого шанса не влюбиться в Коко, которая ответила ему взаимностью. Другие считают, что композитор был влюблён, но Шанель ему не ответила. Тем не менее, их встреча во многом определила развитие и моды, и музыки.
Неудачный дебют
Впервые Стравинского она увидела во время его французского дебюта в 1913 году, когда композитор явил публике концептуальный балет «Весна священная». Кто слушал Стравинского, тот прекрасно понимает, в какой шок может повергнуть его музыка, а в те времена, когда всё стремилось к лаконичности и утончённости, явленное казалось бессвязным и нелогичным нагромождением нот, которое будет разобрано лишь со временем.
Другими словами, это был провал для Стравинского. Коко попыталась встретиться с композитором из далёкой России, но он был настолько подавлен, что не хотел не то что бы разговаривать, а, возможно, даже и жить.
Революция на двоих
Но встреча всё-таки состоялась. Через семь лет. В эти годы во Франции всё русское было на пике популярности. Работы Коко Шанель стали узнаваемы, модистками в её студии работали русские княгини — настолько высок был уровень престижа. Стравинский тоже пожинал славу: его музыку постепенно «распробовали» и всё чаще и чаще в свой адрес он слышал лестное «гений современности». Коко приглашает Стравинского с семьёй на свою виллу недалеко от Парижа, где до этого гостили художник Сальвадор Дали и писатель Жан Кокто.
Стравинские жили у Шанель два года. Жена композитора болела туберкулёзом и большую часть времени проводила в постели. Стравинский продолжал творить революцию в музыке, а Коко — в мире моды. Этот период сожительства часто романтизируют, говоря, что у этих дух творческих личностей не было ни единого шанса остаться просто друзьями, и та страсть, которой была пропитана атмосфера, позволила каждому из них сделать что-то эпохальное. Если про сочинения Стравинского не упоминают, то Коко, по этой версии, наконец-то нашла аромат, «запах женщины», — «Chanel № 5», созданный Эрнестом Бо, кстати, тоже выходцем из России, родившемся и долго проживавшем в Москве.
Согласно другой версии, Коко Шанель не ответила взаимностью на чувства Стравинского, и они оставались просто друзьями, у которых были схожие взгляды на то, чем каждый занимался. Возможно, каждый по-своему помогал другому. Известно, что Шанель создала костюмы для балета «Аполлон Мусагет».
Птичка Коко
После Франции семья во главе со Стравинским переезжает в Соединённые Штаты, где сначала уходит из жизни жена, замученная туберкулёзом, а затем мать и дочь. Стравинский не уезжает к Коко Шанель — и это ещё одно доказательство в копилку того, что настоящих любовных чувств между музыкальным гением и модельером не было. Стравинский женится на актрисе и художнице Вере Судейкиной, с которой они прожили более 30 лет. Коко до конца жизни так и не вышла замуж. Вполне вероятно, что ей это было не нужно в принципе — всю себя она отдавала работе, творчеству.
Как бы то ни было на самом деле, такая неясность даёт право на фантазию. И это право даже было реализовано Яном Куненом, который снял художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», в котором между персонажами возникает любовь и страсть. В женевском Монтрё есть памятник дирижирующего Стравинского с прижатой к спине птицей — аллюзия на балет «Жар-птица». Из складок одежды на спине композитора выглядывает личико Коко Шанель.
Кадр из х/ф «Коко Шанель и Игорь Стравинский»
Двоюродная сестра, Коко Шанель и чужая жена. Кого любил Стравинский
Валерий Гергиев предложил объявить 2017-й Годом композитора Игоря Стравинского, ведь 17 июня исполнится 135 лет со дня его рождения. Стравинский оставил потомкам не только великую музыку, но и подробную автобиографию. В ней он говорил в основном о творчестве и крайне редко писал о личной жизни, хотя на самом деле она была полна необычных событий.
В январе 1906 года 23-летний композитор тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. Императорское законодательство запрещало браки между двоюродными братьями и сёстрами, поэтому Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь для венчания.
Свою будущую жену Стравинский знал с раннего детства. Екатерина Носенко родилась в Киеве в 1881 году и детство провела там. Она была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и Марии Холодовой, приходившейся сестрой матери Стравинского. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке. В 1890-е годы он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.
Фото: © РИА Новости
Но со своей двоюродной сестрой Стравинский впервые встретился не там, а в деревне Печиски, находившейся в 400 милях южнее Устилуга, где было большое имение у его тётки Екатерины. Туда мальчик попал в девять лет, в 1891 году, и приехал повторно на следующий год.
После свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от самого Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нём было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки. С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Фёдор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910). Всё шло прекрасно. Но вскоре семья Стравинских навсегда покинула Россию.
Фото: © РИА Новости
Скитания по Европе
С 1910 года Стравинский часто бывал в Европе, так как этого требовали премьеры его балетов в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Композитор попеременно жил в Париже, Швейцарии и России. В начале июля 1914 года он без семьи приехал в Устилуг, пробыл там 10 дней и уехал в Киев. Как позже он напишет в «Хронике моей жизни», возвращаясь из России через Варшаву, Берлин, Базель, он увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе, и ясно почувствовал, что мир накануне серьёзных событий.
После объявления войны Стравинский и его семья остались жить в Швейцарии. Там его супруга родила четвёртого ребёнка — дочь Милену. Материальное положение семьи в этот момент было непростым в том числе и потому, что антреприза Дягилева не могла работать в привычном режиме из-за войны. Композитору нужно было не только содержать жену и детей, но и найти средства, чтобы отправить в Россию мать, проводившую лето с ними.
1917 год принёс много потрясений композитору. Незадолго до Рождества он серьёзно заболел межрёберной невралгией, из-за чего он временами практически не мог дышать, а его ноги оказались почти парализованы. Весной умерла старушка-воспитательница Берта, вырастившая самого Стравинского. Он называл её второй матерью и в самом начале Первой мировой войны перевёз из России в Швейцарию, чтобы она помогала ему и его жене с детьми. Буквально через несколько недель из России пришла телеграмма, в которой родные сообщили о кончине брата композитора Гурия. Он умер на румынском фронте от сыпного тифа.
К концу года материальное положение семьи стало совсем плачевным.
8 июня 1920 года семья Стравинских покинула Швейцарию, чтобы обосноваться во Франции. Как потом напишет Cтравинский, эта страна стала для него второй родиной. Именно к этому времени относят роман композитора с Габриель Шанель. Правда, доподлинно неизвестно, были ли они на самом деле любовниками. Вышедший в 2009 году фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена по книге «Вилла «Бель Респиро». История любви» Криса Гринхола — это всего лишь художественный вымысел. Считается, что именно в 1920 году Шанель на время приютила нуждающуюся в средствах семью Стравинских на своей вилле «Бель Респиро» во французском городке Гарш. Жена Стравинского Екатерина на тот момент уже болела туберкулёзом.
В «Хронике моей жизни» композитор упоминает, что провёл зиму 1920—1921 годов в Гарше. Также он рассказывает о том, как Габриель Шанель помогла антрепризе Дягилева, восстанавливающей в Театре Елисейских полей знаменитый балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Шанель была близким другом Дягилева и не раз спонсировала его антрепризу.
Фото: © wikimedia.org
Также точно известно, что именно в феврале 1921 года Стравинский впервые встретил Веру Судейкину. Она была женой известного художника Сергея Судейкина, эмигрировавшего во Францию в 1920 году. 33-летнюю Веру представил 39-летнему композитору Сергей Дягилев. Уже в мае 1922 года Судейкина покидает своего мужа, которого в 1915 году она увела из первой семьи.
Несмотря на любовную связь с Судейкиной, расставаться с супругой Стравинский не стал. Жена композитора знала о его отношениях с Верой. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: «Мой отец вёл двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он не мог справиться».
Фото: © РИА Новости
Двойная жизнь Стравинского продолжалась почти 20 лет. В конце 30-х годов композитор пережил несколько сильных потрясений. В ноябре 1938 года от скоротечной чахотки умерла его 30-летняя дочь Людмила, которая на тот момент состояла в браке с Юрием Мандельштамом — двоюродным братом Осипа Мандельштама. Менее чем через полгода — 2 марта 1939 года — от туберкулёза умерла жена Стравинского Екатерина.
Летом 1939 года умерла и мать Стравинского. После всех этих трагических событий композитор решил начать во многом новую жизнь.
Фото: © EAST NEWS
В Новый свет с новой женой
В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переехал в США — его пригласили читать курс лекций в Гарвардском университете. На его решение повлияло и начало Второй мировой Войны. При этом его 29-летний сын Святослав, который пошёл по стопам отца и стал композитором и пианистом, был призван во французскую армию и воевал. В 1940 году к Стравинскому из Франции сумела переехать Вера Судейкина. Они поженились 9 марта, а в 1945 году композитор принял американское подданство.
Когда роман Стравинского и Судейкиной только начинался, они часто писали друг другу письма. В одном из них он призывал её вернуться к мужу.
Но композитор ошибался. Им, несмотря на все жизненные обстоятельства, всё-таки удалось построить своё счастье. Судейкина разошлась с мужем и вышла за Стравинского. Они прожили вместе 31 год — до самой смерти Стравинского в 1971 году. По её решению композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалёку от могилы его близкого друга Сергея Дягилева, 50 лет назад познакомившего Стравинского с Верой. Она пережила мужа на 11 лет и умерла в 1982 году. Ей было 94 года. Веру похоронили рядом со Стравинским в Венеции.
Коко Шанель и Игорь Стравинский: музыка, страсть и духи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Несостоявшееся знакомство
Париж, 1913 год… В это время состоялось революционное, скандальное, шокирующее своим новаторством знакомство Франции с творчеством Стравинского. Центр европейской культуры принимал его концептуальный балет «Весна священная». Но утонченная французская публика не была готова воспринимать увиденное и услышанное. Экспрессивная история, сложные ритмы с переполненными диссонансами мелодиями вызвали только шум и свист. Людей, понимающих весь этот сумбур и странные танцевальные па артистов, в зале было немного. В беснующейся толпе поклонников классической музыки сидела Габриэль Шанель.
Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер носила прозвище Коко. Его она получила, когда работала в кабаре певицей. Шанель с волнением наблюдала за происходящим и чувствовала притягательность музыки, которую другие воспринимали как какофонию. Она понимала, что подобная сила прячется и внутри нее. Но больше всего Коко интересовал человек, вызвавший такую бурю эмоций у французских эстетов. Она обладала уникальным чутьем на актуальную новизну, будучи такой же модернисткой, но в иной сфере.
И никакое недовольство не могло от нее скрыть талант композитора, которого в будущем ожидал триумф. Не сейчас, а тогда, когда слушатель сможет дорасти до восприятия его произведений. Шанель сделала попытку встретиться с автором, но она оказалась неудачной. Композитор был настолько взволнован, что не имел ни сил, ни желания с кем-либо разговаривать. Он считал случившееся полным провалом и чувствовал себя уничтоженным. Двум харизматичным личностям не суждено было встретиться, и их пути на время разошлись. Настоящее знакомство состоялось гораздо позднее, через 7 лет.
«Время работать и время любить»
Коко приписывают фразу о том, что существует только 2 времени – время работать и время любить, на все другое времени не остается.Так можно охарактеризовать период ее близкого знакомства с Игорем Стравинским. Атмосфера Парижа 20-х годов прошлого века была насыщена русским стилем. Этому способствовали взаимоотношения с русской эмиграцией, балетные сезоны Дягилева, растущая популярность музыки Стравинского.
Композитор уже пользовался любовью публики, вкушал последствия славы и примерял титул «гения современности». А Шанель узнавали не только во Франции. В ее ателье работали модистками княгини из первой волны русских эмигрантов. Коко хорошо оплачивала труд, и они часто давали советы по стилю, манерам, образу жизни. И не без этой помощи ей удалось очень скоро стать эталоном вкуса, моды и стиля. Все это время Коко интересовалась жизнью композитора.
Став достаточно обеспеченной, она воспользовалась шансом пригласить его вместе с семьей (женой и 4 детьми) погостить на ее вилле в парижском предместье. Это было вполне в стиле Шанель – известная эстетка часто приглашала в гости знаменитостей. Среди них были Жан Кокто и Сальвадор Дали. Вот и Стравинские прожили на вилле 2 года. Казалось бы, сама жизнь создает условия для того, чтобы проскочила любовная искра между такими разными людьми.
Оба полностью погружались в работу, находились в постоянных поисках собственного стиля, отдавали силы на развитие своей деятельности. У этих двух людей не было ни одного шанса жить рядом и оставаться только друзьями. И эту странную, необычную, во многом неправильную связь не могло остановить даже наличие у Стравинского детей и больной туберкулезом жены Екатерины. Она вскоре все поняла, ведь эта страсть электризовала воздух в доме, наполняла пространство почти осязаемой субстанцией. Не нужно было много говорить, чтобы понять, что сплетенье рук и тел – это «судьбы сплетенье». Это переплетение обстоятельств, чувств, судеб дало небывалый толчок к свершению переворота в музыке и созданию легендарных духов. «Шанель №5» сама создательница окрестила «запахом женщины», а многочисленные поклонницы назвали «ароматом всех времен и народов».
Жизнь после любви
И все же Игорь Стравинский не оставил семью, которая вскоре уехала в США. Шанель и тогда продолжала материально поддерживать своего русского друга. Но даже после смерти Екатерины композитор не связал судьбу с француженкой, женившись второй раз на своей старой знакомой – актрисе Вере Судейкиной. Коко так и не вышла замуж, хотя имела множество поклонников. Он ушел из жизни в Нью-Йорке, она – вскоре после него в Париже. У ее кровати находилась икона, подаренная композитором в 1920 году. Некоторые исследователи биографий обоих знаменитостей считают, что любовь Шанель и Стравинского не была взаимной. Якобы композитор страстно любил Коко и не скрывал этого ни от нее, ни от жены.
Но Габриэль не разделяла его страсти и испытывала лишь глубокое уважение и почтение. Ей же приписывают и фразу о том, что в жизни мужчины присутствует только одна женщина, все остальные – это бледные ее тени. В 2014 году в г. Монтре (Швейцария) появился памятник И. Стравинскому, выполненный российскими скульпторами. Они решили увековечить романтичную, невероятно красивую историю любви двух знаменитостей. На берегу Женевского озера композитор дирижирует вскинутой вверх правой рукой. Внимательно присмотревшись, можно заметить, как из складок одежды великого новатора взирает на озеро изящное лицо Коко.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Минутка ретро: как Коко Шанель спонсировала балеты Дягилева и чуть не вышла замуж за Стравинского
Хроника
Коко Шанель История отношений Великой Мадемуазель с представителями русской диаспоры в Париже щедра на интересные, а местами и пикантные подробности. «Все-таки эти русские не такие, как все. Их недостатки и достоинства так переплетены, что легко переходят одно в другое. Щедрость души может превратиться в безалаберность, а легкость легко переходит в безответственность. Даже по отношению к себе самому», — писала она в своих мемуарах.
Сегодня редакция SPLETNIK.RU предлагает вспомнить, как Коко спонсировала балеты Дягилева, а также об ее отношениях с Игорем Стравинским, которые чуть не окончились браком.
Коко Шанель восхищалась русскими. Она говорила, что среди них есть множество по-настоящему талантливых и красивых людей, вынужденных бежать от огня революции. Что говорить, если даже ближайшая подруга Габриэль, которую та и добрая половина богемы Парижа 10-х годов 20-го века называли Мисей Серт, на самом деле никакая не Мися, а Мария София Ольга Зинаида Годебская, родившаяся в 1872 году в Царском Селе.
Серт в то время называли «пожирательницей гениев» благодаря ее дивной способности этих самых гениев находить и знакомить их с «нужными» людьми. Друзья Миси (а было их немало — Жорж Батай, Клод Дебюсси, Эмиль Золя, Морис Метерлинк, Пьер Риверди, Марсель Пруст, Анри де Тулуз-Лотрек — впечатляет, не правда ли?) охотно называли ее своей музой, посвящали ей стихи и изображали на своих картинах.
Тулуз-Лотрек, «Мися за работой». 1897 год
Коко Шанель (в центре) и Мися Серт (крайняя справа)
Дружила Мися не только с французами, но и с русскими. Многие эмигранты из Петербурга были частыми гостями ее салона в Париже. Там-то она и познакомила свою подругу Шанель с самым знаменитым русским антрепренером 20-го столетия — Сергеем Дягилевым.
Сергей Дягилев
Коко Шанель
Уже позже кутюрье писала, что Дягилев в своем роде сумасшедший, сумасшедший до своего самого главного дела — «Русских сезонов». Шанель сразу влюбилась в Дягилева, которого она по-свойски называла Дягом. Влюбилась не в романтическом смысле этого слова (о романах антрепренера с молодыми мальчиками знал весь Париж), а в эстетическом, если это можно так назвать: ее привлекала особая атмосфера, царившая вокруг Дягилева.
Его балеты, костюмы для которых рисовал Леон Бакст и в которых главные партии принадлежали Вацлаву Нижинсккому, Леониду Мясникову, Михаилу Фокину и Сержу Лифарю, выглядели по-настоящему эффектным и захватывающим действом, с буйством красок и калейдоскопом эмоций. Но мало кто знает, что за всей этой помпезностью постановки стояло практически постоянное безденежье Дягилева. Шанель говорила, что все деньги, достававшиеся ему от постановок, он тратил не на себя и даже не на балет, а на своих подопечных. Иногда на помощь к нему приходила Мися, в самый последний момент добывая нужную сумму. Но карман подруги не был бездонным, а посему Дяг все чаще и чаще нуждался в поддержке.
Габриэль Шанель, оказавшись под впечатлением от Дягилева, захотела сделать подарок — шубу. Она вспоминает, что у русских всегда были роскошные меха, но только не у Дяга. Подарок тот принял, но только тогда, когда смог отдать его полную стоимость:
Что подумает моя труппа?
— спрашивал он у Шанель.
Она подумает, что наконец-то ее руководитель отдал моли остатки своего рванья!
— ответила ему Мадемуазель.
Коко Шанель
Сергей Дягилев
Коко Шанель и Серж Лифарь
Позже Шанель узнала о финансовых трудностях Сержа при постановке «Весны Священной» Стравинского. Первая постановка балета провалилась, но Дягилева это совершенно не испугало: он верил в гений Стравинского и создать новую версию балета доверил только ему. Дягилев стал собирать с друзей по тысяче франков на премьеру, но такими темпами управился бы только, как метко заметила сама Шанель, «к половине жизни».
Тогда-то она и приняла решение стать меценаткой. Пожертвование оказалось щедрым — 300 000 франков! Шанель встретилась с Дягилевым и передала чек, ничего не требуя взамен. Серж не сразу поверил количеству нулей на чеке, но аргументы Коко о богатой клиентуре и пустяковости суммы (что правдой, конечно, не было — позже в своих мемуарах Шанель писала, что даже для нее это пожертвование оказалось внушительным) разубедили его, и чек он в итоге принял.
На этом меценатство Шанель не закончилось: Дягилев познакомил ее со Стравинским. Его финансовое положение оказалось ничем не лучше самого Дяга, даже хуже: Стравинский был женат и должен был кормить большую семью. К тому же его жена Катрин (которая, кстати, была ему двоюродной сестрой) была больна вялотекущей формой чахотки. Габриэль понимала: если сейчас она не поможет Игорю, тот скатится в бездну нищеты и безысходности. Решение пришло в голову само собой:
Мария, кухарка умеет готовить русские блюда?
— спросила она у экономки в своем имении «Бель Респиро». За нее ответил муж:
О, Мадемуазель, Мария сама прекрасно варит борщ!
На следующий день Шанель в спешке встретилась со Стравинским, хотя тот инициативы не проявил. Габриэль предложила Игорю вместе с больной женой Катрин и четырьмя детьми. переехать к ней. Стравинский долго сопротивлялся, но меньше, чем через 24 часа вся семья в полном составе оказалась на пороге «Бель Респиро».
Игорь Стравинский
Игорь Стравинский с женой и детьми
Сергей Дягилев и Игорь Стравинский
После этого случилось то, чего никто и предположить не мог: Стравинский влюбился в Шанель. Этому несказанно рады были и Мися, и Дягилев: оказалось, что работать в состоянии влюбленности композитору гораздо легче. Катрин, жена Стравинского, конечно, не могла не заметить новой страсти мужа и однажды заговорила с Габриэль, спросив, есть ли у нее роман с ее мужем. Подлила масла в огонь и вездесущая Мися, сообщив, что Стравинский намерен развестись с женой и сделать предложение Коко. Ответ Мадемуазель не заставил себя долго ждать:
Катрин, у вас есть муж и дети. А у меня только работа и любовники,
— ответила Шанель с едва заметной улыбкой на лице.