стравинский композитор биография и творчество
Стравинский композитор биография и творчество
Игорь Стравинский
Игорь Федорович Стравинский — пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо — русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом — это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.
Краткую биографию Игоря Стравинского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Стравинского
Игорь появился на свет в 1882 году в местечке Ораниенбаум в театральной семье. Отец будущего композитора блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга — Лядов , Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов и разноплановости формы и содержания музыкальных сочинений.
Слава обрушилась на Игоря Стравинского неожиданно, и этот факт имеет прямую взаимосвязь с именем основателя « Русских сезонов » в Париже Сергея Дягилева. В 1909 году известный антрепренер, планируя пятые по счету «сезоны», был поглощен поисками композитора для нового балетного спектакля « Жар-птица ». Дело это было непростое, поскольку для покорения искушенной французской публики требовалось создать нечто совершенно особенное, дерзкое, оригинальное. Дягилеву посоветовали обратить внимание на 28-летнего Стравинского. Молодой композитор не был известен широкой публике, но скептицизм Дягилева растаял в тот же миг, как только он услышал в исполнении Стравинского одно из его сочинений. Опытный импресарио, обладавший удивительным чутьем на таланты, и здесь не ошибся.
«Весна священная» стала для композитора последним сочинением, которое он написал на Родине. Дальше его ждали долгие и непростые годы вынужденной эмиграции.
Первая мировая война застигла композитора и его близких в швейцарском городке Монтрё. Согласно биографии Стравинского с 1920 года его основным местом жительства стал Париж. В последующие 20 лет композитор много экспериментирует с различными стилями, используя музыкальную эстетику античности, барокко, классицизма, но интерпретирует их в нетрадиционном ключе, намеренно создавая музыкальные мистификации. В 1924 году Игорь Стравинский впервые предстает перед парижской публикой еще и как талантливый исполнитель своих произведений.
Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.
Интересные факты о Стравинском
Женщины в жизни Стравинского
Биография Стравинского гласит, что свою первую любовь Екатерину Носенко Стравинский встретил, когда ему шел. 10-й год. Но чувство взаимной симпатии и доверия, вспыхнувшее между двумя детьми в первые минуты знакомства, они пронесли через всю жизнь. Даже тот факт, что Екатерина приходилась Стравинскому кузиной, не помешал им соединить свои судьбы. В 1906 году они тайно обвенчались, поскольку брачные союзы между близкими родственниками, к которым относились двоюродные братья и сёстры, были запрещены. Екатерина с ранних лет страдала болезнью легких, что не помешало ей родить супругу четверых детей – Федора, Людмилу, Святослава и Милену. Чтобы поддержать слабое здоровье жены, Стравинский увозил семью на зиму в Швейцарию. В 1914 году они, следуя заведенной традиции, выехали в Европу, а вернуться не смогли — сначала помешала Первая мировая война, потом революция. Финансовое положение семьи оказалось плачевным, так как все имущество и сбережения Стравинских остались в России. Добрым гением композитора в этот непростой период жизни оказалась знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить на своей вилле. Связывало ли этих двух незаурядных людей нечто большее, чем узы дружбы, неизвестно, хотя догадок по этому поводу и в наши дни существует много. Но то, что Коко Шанель долгие годы поддерживала семью композитора, бесспорный факт.
В 1921 г. в жизни Стравинского произошла еще одна судьбоносная встреча. С актрисой Верой Судейкиной, красавицей и умницей, композитора познакомил Дягилев. Вера была замужем, но вскоре оставила мужа, чтоб посвятить себя Стравинскому. Несмотря на страстную любовь, которая их связала, музыкант не ушел из семьи. Такая двойная жизнь, мучительная для всех, включая детей, которые знали о существовании в жизни отца другой женщины, продолжалась около 20 лет. В 1939 году Екатерина умерла от чахотки, а в 1940 Стравинский женился на Вере и вместе с ней уехал в США. Жизнь доказала, что их любовь была не прихотью, а настоящим, глубоким чувством. Они прожили в браке пятьдесят лет. Вера ушла из жизни в 94 года, пережив своего знаменитого супруга на десять лет. Ее похоронили в Венеции рядом с мужем.
Творчество Стравинского
В 1947 году в окружении Стравинского появляется начинающий дирижер Роберт Крафт. Композитор проникся доверием к молодому коллеге настолько, что доверял ему дирижировать на своих концертах и даже согласился на его предложение записывать их беседы о музыке и искусстве.
Тесное общение с Крафтом сподвигло Стравинского к экспериментам с серийной техникой. Ее приверженцами были венские композиторы-новаторы А. Шенберг и А. фон Веберн. Но Стравинский и в этом случае не изменил своему творческому кредо — музыка, при создании которой он руководствовался принципами серийной техники, все равно сохраняет неповторимую авторскую манеру. Яркими иллюстрациями использования серийной техники являются балет «Агон», библейская опера «Потоп», оратории на библейские темы «Проповедь, притча и молитва» и «Плач пророка Иеремии».
Музыка Стравинского, используемая в кинематографе
Фрагменты из произведений
Фильмы
«Хранители снов» (2012), «Ледяные замки» (2010), «Льюис» (2008), «Туннель Хайку» (2001)
«Магия лунного света» (2014), «Балерины» (2012), «Человек в Бате» (2010), «Последний танцор Мао» (2009), «Пропавший без вести» (2009), «Клуб неудачниц» (2001), «Воскрешая мертвецов» (1999), «Зимние каникулы» (1998)
«Круче не бывает» (2006)
Концерт для струнного оркестра ре мажор
«Мелинда и Мелинда» (2004)
«Очаровательная проказница» (1991)
Фильмы об Игоре Стравинском
Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур. В них заключен тернистый, но яркий творческий путь крупнейшего композитора ХХ века, справедливо называвшего себя «человеком мира», отражены идеи поиска гармонии и смысла бытия, воплощены все мыслимые стили и веяния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Его музыка, которую современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Стравинском
Биография Игоря Стравинского
17 июня исполняется 130 лет со дня рождения русского композитора и дирижера Игоря Стравинского.
Русский композитор и дирижер Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня (5 июня по старому стилю) 1882 года в Ораниембауме (ныне город Ломоносов), под Санкт-Петербургом. Род Стравинских происходил от польских землевладельцев (первоначально фамилия звучала Сулима-Стравинские, по названию двух притоков Вислы – Стравы и Сулимы). Отец Стравинского был известным в Петербурге оперным певцом Федором Стравинским, мать – пианисткой.
С девяти лет Игорь обучался игре на фортепиано.
В 1905 году Стравинский прослушал полный курс лекций юридического факультета, но выпускных экзаменов сдавать не стал. В апреле 1906 года он получил свидетельство о прослушанных и сданных им курсах.
К серьезной профессиональной учебе в области музыки Стравинский приступил после 1902 года, когда, будучи студентом Петербургского университета, в течение пяти лет занимался композицией с Николаем Римским-Корсаковым, стихийно пополняя собственные знания в других областях музыкального искусства.
В это же время он сблизился с Сергеем Дягилевым, художниками «Мира искусства» (объединения на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с Александром Бенуа и Дягилевым), посещал музыкальный филиал этого объединения «Вечера современной музыки», а также концерты новой музыки, устраивавшиеся пианистом и дирижером Александром Зилоти.
Первые композиторские опыты Стравинского – соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка» (1906), симфония ми-бемоль мажор (1907), «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра (1908), отмечены влиянием школы Римского Корсакова и французских импрессионистов.
С 1910 года Стравинский жил попеременно в Париже (Франция), Швейцарии, России. В 1914-1920 годах он жил в Швейцарии.
В этот период творчества композитор обратился к русскому фольклору, различные пласты которого своеобразно преломились в балетах Стравинского, заказанных Дягилевым для «Русских сезонов».
Первый балет Игоря Стравинского «Жар-птица» был показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-Опера». Он ознаменовал начало славы композитора.
Позже для Дягилева Стравинский написал музыку к балетам «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
Элементы русского фольклора со средствами музыкального модернизма были использованы композитором в хореографических сценах «Свадебки» (1914 1923), опере «Соловей» (1914), «Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1917), «Истории солдата» (1918).
В 1920 году Стравинский переехал во Францию, а в 1934 году принял французское подданство.
Важной вехой в его творчестве становится «Пульчинелла» – балет с пением, в основе которого лежат фрагменты музыки композиторов XVIII века Перголези, Галло, Келлери и Паризотти, переинструментованные Стравинским, сюжет балета был оформлен совместно с Дягилевым и балетмейстером Леонидом Мясиным. Впервые балет «Пульчинелла» был поставлен 15 мая 1920 года под управлением дирижера Эрнеста Ансерме, с декорациями Пабла Пикассо.
Среди произведений парижского периода – опера-буфф «Мавра» по Александру Пушкину (1922), балеты «Аполлон Мусагет» (1927-1928), «Поцелуй феи» (1928), написанный для труппы Иды Рубинштейн и спровоцировавший разрыв с Дягилевым. Стравинским были написаны балеты «Игра в карты» (1936) и «Орфей» (1947), опера-оратория «Царь Эдип» (1927), мелодрама «Персефона» (1938), опера «Похождения повесы» (1951), октет для духовых (1923), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931) и другие произведения.
В 1939 году Игорь Стравинский переехал в США, в 1945 году принял американское подданство.
Для творчества композитора в 1950 1960-е годы характерно погружение в музыку добаховской эпохи, обращение к библейским сюжетам, применение конструктивной 12 тоновой (додекафонной) системы композиции. Наиболее значительные произведения этого времени «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон» (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию» для оркестра (1960), кантата аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV века (1962). Стиль Стравинского стал все более аскетичным, конструктивно нейтральным.
В 1966 году, когда Стравинский был серьезно болен, он написал Requiem Canticles (Заупокойные песнопения) для солистов, хора и камерного оркестра. Сочинение-эпитафия проникнуто светлым предвосхищением Бога и трепетным человеческим приближением к потустороннему миру.
Последнее произведение композитора – инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа – написано на немецком языке, ранее им не использовавшемся.
С 1924 года Стравинский выступал как пианист и дирижер собственных произведений. Его концертная деятельность приобрела широкий размах после Второй мировой войны, это было связано с возрастающей популярностью композитора и его влияние на развитие мировой музыкальной культуры в целом.
В 1939 году композитор вел преподавательскую деятельность – читал курс лекций «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете в США.
В 1962 году по приглашению Министерства культуры СССР Игорь Стравинский дал несколько концертов в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Стравинский – автор нескольких литературных произведений. Наиболее известны его автобиографичные книги «Хроника моей жизни» (1935) и «Диалоги» (1963), а также сборник «Музыкальная поэтика» (1942).
6 апреля 1971 года Игорь Стравинский скончался в Нью-Йорке (США). По воле композитора, он был похоронен в Венеции (Италия).
Игорь Стравинский был дважды женат. В 1906 году он обвенчался со своей двоюродной сестрой Екатериной Носенко (1881-1939). В семье родились четверо детей: Федор (1907 1989), Людмила (1908 1938), Святослав (1910 1994) и Милена (1914).
После смерти первой жены, композитор женился в 1940 году на актрисе и художнице Вере де Боссе.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Игорь Фёдорович Стравинский
Фото Все
Видео Все
Игорь Стравинский Документальный фильм
Гении и злодеи. Игорь Стравинский. Долгая дорога к себе. 2012
Игорь Стравинский – величайший дирижер России, композитор и музыкант, творчество которого представляет музыкальный модернизм.
Игоря Стравинского можно по праву назвать одним из самых великих музыкальных деятелей в истории XX века. Дирижер, талантливый исполнитель и композитор, который тяготел к традициям модернизма.
Детские годы
В 1882 году на окраине Петербурга родился мальчик, которому в будущем предстоит стать одним из величайших музыкантов мира. Отцом Игоря был знаменитый солист Мариинского театра. Федор в течение многих лет выступал на подмостках легендарного театра, даже получил звание заслуженного артиста имперской России. Мать мальчика, Анна была не менее талантливой пианисткой, которая часто аккомпанировала знаменитому мужу. В доме музыкантов часто собирались самые великие люди тех лет. Особенно стоит отметить дружбу отца семейства с писателем Достоевским.
Игорь Стравинский в детстве
Впервые за клавишные Игорь сел в девятилетнем возрасте. И больше он с инструментом не расставался. Мальчик не только красиво исполнял чужие музыкальные шедевры, вскоре он начнет мастерски создавать свои собственные. После завершения гимназистского обучения, мальчика отдают в петербургский университет. Первое образование будущего гения было юридическим. Однако и в Северной столице юноша не бросил занятий музыкой – он самостоятельно изучал любимое занятие, даже брал частные уроки у другого великого музыканта-самоучки, Римского-Корсакова.
Познакомились два музыканта благодаря дружбе Игоря с сыном Римского-Корсакова. Композитор сразу понял, что у Игоря несомненный талант, поэтому посоветовал последнему поступать на консерваторское обучение. Знаний у молодого человека было достаточно для этого. Педагог помогал талантливому ученику разобраться в нюансах создания оркестровок, а также корректировал его сочинения. Вскоре композитор использует свое влияние, чтобы музыку Стравинского начали исполнять на концертах.
Огромное влияние на музыкальный стиль и на художественные вкусы молодого Игоря оказывали другие деятели искусств. К примеру, сам будущий композитор рассказывал о несомненном влиянии на свою жизнь И. Покровского, популярного на тот момент пианиста. Покровский и Игорь начали дружить еще во времена гимназической жизни юноши, старший друг стал для Стравинского авторитетом. Игорь проводил с талантливым другом все свое свободное время.
Музыка
Как и его легендарный учитель, Игорь тяготел в начале своей музыкальной биографии к фольклорным мотивам и к сказочным сюжетам. Это было видно еще по первым произведениям музыканта.
Игорь Стравинский в молодости
В 1908 году два сочинения Игоря исполняются знаменитым оркестром, который играл для императора. Через год непрерывных исполнений сочинений маэстро на один из его концертов попадает Сергей Дягилев. Знаменитый художественный деятель был буквально поражен гением юного музыканта. Между Игорем и Сергеем сразу же завязалась дружба, которая в будущем приведет к плодотворному сотрудничеству. Вскоре Дягилев закажет у Стравинского аранжировки для балетных выступлений. Спустя год музыкальный деятель вновь обратится к талантливому другу, на сей раз для заказа аранжировки к новому балету под названием «Жар-Птица».
Премьера балета произошла в 1910 году и имела головокружительный успех. Игорь превращается из молодого и неопытного музыканта в настоящего мэтра композиторского искусства в глазах общественности. В следующем сезоне выходит вторая совместная работа Стравинского и дягилевской труппы. Балет «Петрушка» также был обречен на успех и вызвал большой ажиотаж.
Игорь Стравинский дирижирует
Стравинский был окрылен своими творческими победами, он даже задумал для себя маленький рабочий эксперимент. Задумка композитора, которую он воплотил в жизнь в парижском театре, наделала немало суматохи. Это произошло на концерте, где исполнялась «Весна священная». Зрители сразу же начали возмущаться: кто-то был впечатлен и раздосадован смелым танцем, а кто-то – неоднозначной музыкой. Нашлись и почитатели необычной постановки, они только приветствовали смелость автора. По словам свидетелей, танцоры в тот день просто не могли расслышать музыку – так сильно гудел возмущенный зал.
С того знакового концерта в музыкальных кругах Стравинский становится автором нашумевшей «Весны…». Его даже прозвали деструктивным сторонником модернизма. Игорь решает отправиться в путешествие и уезжает в другую страну. 1910 год он встретит во Франции.
А потом грянула Первая мировая война. Начавшиеся военные события не дают продолжаться «Русским сезонам», музыканту перестают платить. К 1914 году молодая семья Стравинских оказывается на гране нищеты. Однако Игорь продолжает творить, его все сильнее интересуют народные мотивы, русские сказки. В то же время музыка композитора становится более выдержанной и аскетичной, не теряя своей знаменитой ритмики.
Игорь Стравинский пишет музыку
С 1914 года музыкант начинает работать над новым балетом под названием «Свадебка». Произведение будет завершено только спустя несколько лет, в 1923 году. Сочинение композитора было основано на русских деревенских песенках, которые обычно исполнялись на свадебном и венчальном обрядах. В 1920 году Игорь напишет другое свое не менее знаменитое произведение, которое все назовут шедевром, – «Симфонию для духовых».
Вскоре мастер увлекается новыми идеями в творчестве – неоклассицизмом. Именно в этой стилистике будут созданы его новые произведения, Игорь окончательно отходит от национального колорита. В своих последующих сочинениях Стравинский начинает давать собственную интерпретацию старинной музыке Европы, экспериментирует с историческими стилями. С 24 года прошлого века музыкант решает завершить свою деятельность в качестве дирижера и пианиста. Отныне он сосредоточил внимание исключительно на создании музыкальных произведений.
После завершения Второй мировой концерты маэстро стали особенно популярными.
«Русские сезоны» вновь ставятся на зарубежных подмостках, однако прежнего масштаба уже не было. Концертная деятельность велась значительно скромнее, чем это было во времена российских императоров. Последним шедевром от Стравинского и Дягилева становится «Аполлон Мусагет». Сотрудничество двух великий деятелей завершается смертью Сергея. Группа Дягилева просто распадается без своего несомненного лидера.
1926 год становится особенно трудным в жизни музыканта. Он начинает духовно меняться, но меняется и его музыка. Духовный кризис и последующая трансформация Стравинского как личности ведут к появлению в его последующих сочинениях религиозных мотивов. Это характерно для «Царя Эдипа» и для других произведений этого периода. Даже либретто пишется на «церковном» языке католицизма – на латыни.
Попробовал себя маэстро и в роли педагога. Он преподавал в американском Гарварде, читая курс лекций о музыкальной поэтике.
Игорь Стравинский
В середине прошлого столетия в Европе начинают меняться стилистические вкусы. Общество тяготеет к другому стилю, к Авангарду. Любовь к неоклассике, которая царила в начале века, постепенно сходит на нет. Стравинского ожидал очередной кризис, его музыка просто выбивается из хода времени и начинает терять свою актуальность. Композитор впадает в депрессию. Его последними экспериментальными сочинениями станут «Памяти Дилана Томаса», а также другое значимое произведение под названием «Кантана».
Без оглядки на депрессию, кризисы и многочисленные дилеммы, композитор продолжает работать. Несмотря на инсульт и проблемы со здоровьем, он создает «Реквием», который мастер написал на рубеже своего 84-летия. Тонкое и лирическое произведение становится своеобразным реквиемом и для творчества Стравинского, символом его таланта и огромного запаса энергии.
Музыкальный стиль
Критики и сам Стравинский отмечали «русскость» звучания авторских композиций. Музыкант активно использовал мотивы из городского и народного фольклора, занимался переработкой сказочных мотивов. Позже один из интерпретаторов композитора скажет, что в каждом произведении Стравинского видны интонации русского музыкального говора, фольклорные нотки.
Игорь Стравинский на концерте
Музыкальный стиль мастера невозможно описать лаконично, поскольку для его творческой биографии характерен постоянный поиск, эклектика, смешение различных жанровых особенностей. Стравинский известен как композитор-экспериментатор, его даже называли музыкальным Протеем двадцатого столетия.
Личная жизнь
Игорь влюбился в собственную кузину, Екатерину, на которой вскоре и женился. Влюбленность молодой четы невозможно было остановить – это не удалось сделать даже кровным узам и порицанию таких браков в обществе. В семье родилось два сына и две дочери. Сыновья музыканта пошли по его стопам: старший Святослав также стал композитором и известным исполнителем, младший Федор предпочел другое творческое занятие – рисование. Одна из дочерей маэстро, Людмила, станет в будущем женой известного поэта Мандельштама.
Игорь Стравинский с женой Екатериной
Молодая супруга болела чахоткой и сырой воздух Северной столицы был для нее крайне вреден. Семья постоянно уезжала для поправки здоровья Екатерины, возможно, именно эта традиция и спасла супругов от дальнейших репрессий. В 1914 году семейство композитора как обычно выехало в Швейцарию: воздух Альп был очень полезен молодой женщине. Однако вернуться у них уже не получилось – на родине начнется Первая мировая, а потом и революция. Все имущество и денежные средства, которые Стравинский успел скопить в России, будут конфискованы большевиками.
Эта новость очень опечалила музыканта, ведь он обеспечивал средствами не только собственную семью, но и сестру, мать, многочисленных племянников. В России ему перестали выплачивать проценты по авторским платежам. От краха семейство спасли только новые редакции сочинений композитора, которые ему пришлось в скором времени выпустить.
Игорь Стравинский с Коко Шанель
Помогла Стравинскому легендарная Коко Шанель, которая буквально содержала семейство несколько лет. Модельер пригласила композитора пожить на ее вилле, обеспечивала его деньгами, кормила и одевала семейство. Не обошлось и без спонсирования концертов, на которые Коко не жалела денег. Невероятная доброта мадемуазель привела к слухам о том, что между ней и музыкантом появилась любовная связь. Влиянию Шанель на личную жизнь великого русского композитора даже будет посвящен отдельный художественный фильм.
Хотя вскоре Игорь поправит материальные дела семьи, Коко продолжит высылать ему деньги. Делать это она будет долгие 13 лет, в течение каждого месяца. Именно этот факт и станет в будущем основой для слуха о том, что между Игорем и Шанель был бурный роман.
Игорь Стравинский с семьей
Вскоре первая жена музыканта умирает. Через год он переезжает в Америку и встречает свою вторую любовь, популярную актрису Веру Судейкину. Артистка немого кино и знаменитый композитор образовали очень гармоничную пару.
Вместе они проживут полвека, а любая разлука будет восприниматься влюбленными как трагедия.
Супруги потом посетят Москву, в которой Стравинский не был многие годы. Побывают они и в Ленинграде, в котором началась музыкальная биография маэстро. Встречу музыканта с журналистами даже покажут в одной из телевизионных программ.
Смерть
Музыкант прожил длинную, наполненную творчеством жизнь. Даже перед смертью он не переставал творить. Дожил композитор до 88 лет и умер весной 1971 года. Причиной смерти врачи назовут сердечную недостаточность.
Могила композитора находится в Венеции. Интересно, что музыкант был похоронен рядом со своим другом и творческим соратником Дягилевым. Вера переживет мужа на 11 лет, а потом будет похоронена рядом со своим супругом.
Имя легендарного музыканта навсегда вошло в музыкальную историю России и зарубежья. В честь композитора названа музыкальная школа, теплоход, а также один из самолетов. Каждый год в честь великого музыкального деятеля проводится украинский фестиваль, на котором выступают современные исполнители.