Страна изготовитель шкода автомобиль
История бренда Skoda!
Так как в данный момент являюсь обладателем трёх автомобилей данной чешской марки,
решил поделиться её историей, т.к. было самому интересно почитать. Понравилась статья на www.auto.vercity.ru.
«В 1919 году возникло автомобильное подразделение компании «Лаурин и Клемент», получившее название «Skoda». Несмотря на то, что у фирмы не было опыта в создании полноценных автомобилей, «Лаурин и Клемент» успешно выпускали велосипеды с двигателем внутреннего сгорания, получив широкое распространение далеко за пределами родной Чехии.
Первая автомобильная модель компании «Шкода» была разработана совместно с фирмой «Hispano-Suiza», а клиентами чешской марки стали высшие руководители Чехии и Германии. Позднее начались свободные продажи модели Skoda HB6, но их тираж не превысил 101 экземпляр. Изюминкой данного автомобиля стали независимая подвеска и 6,5-литровый шестицилиндровый силовой агрегат, мощностью 100 лошадиных сил.
В 1924 году заводы марки «Skoda» приступили к выпуску второй модели, которой стал среднеразмерный грузовой автомобиль, грузоподъемностью 5 тонн. Вместо двигателя внутреннего сгорания был использован трубный котел, мощностью 70 лошадиных сил, а дополнительный вес автомобиля составлял запас угля, необходимого для приведения машины в движение.
Спустя год началась масштабная реструктуризация компании, что привело к приобретению нового завода, где планировалось выпускать исключительно легковые автомобили марки «Шкода». Так же были получены крупные субсидии от правительства Германии и Австрии. В том же году была официально зарегистрирована эмблема «Шкоды», которая появилась на всех будущих моделях. В 1928 году по состоянию здоровья компанию покинул один из ее основателей – Вацлав Лаурин.
К уходу на пенсию Клемента был приурочен выход абсолютно новых автомобилей Skoda 4R и 6R, получившие первые коробки переключения передач, построенные по современному принципу. Впрочем, большая часть проданных экземпляров новых моделей ограничивалась лишь шасси, кузова по-прежнему покупатели могли заказывать у сторонних ателье. Через год была представлена роскошная версия этих моделей, получившая название Skoda 860 и более совершенный восьмицилиндровый силовой агрегат, мощностью 60 лошадиных сил.
С начала 30х годов двадцатого века инженеры компании приступили к созданию народного автомобиля, способного отвечать нуждам самых разных слоев населения. Одной из причин столь резкой смены курса стал экономический кризис 1929 года, обескровивший экономику всего европейского континента. Первый такой автомобиль увидел свет в 1932 году. Под капотом расположился трехцилиндровый силовой агрегат мощностью 32 лошадиных сил, работавший вкупе с трехступенчатой механической коробкой переключения передач. Главной особенностью модели стал низкий вес при классическом для автомобилей того времени двухдверном четырехместном кузове.
Однако в 1934 году была представлена новая престижная модель марки «Шкода» – Superb, оснащенный шестицилиндровым силовым агрегатом собственного производства. Конец 30х годов был омрачен уходом второго основателя компании Вацлава Клемента в 1938 году. В 1939 году состоялся выход чешской марки на автомобильный рынок Германии. На берлинском автосалоне была представлена модель Skoda Popular 1100, которая привлекла внимание правительственной делегации во главе с Гитлером.
Всего через несколько месяцев началась оккупация Чехословакии, в ходе которой большинство промышленных предприятий были разрушены или закрыты. Впрочем, подобная судьба не постигла марку «Шкода». Первоначально, оккупационное правительство сменило управленческую верхушку фирмы, а в 1940 году на заводах марки началось производство втобусов, грузовых автомобилей и крыльев для самолетов армии Германии. Так же был построен дополнительный цех для выпуска артиллерийского тягача Skoda RSO, сконструированного самим Фердинандом Порше.
В 1945 году, после возобновления производства на заводах «Шкода», сразу была представлена новая модель Skoda Popular 1101, представлявшая собой доработанную довоенную модель. Впрочем, до 1953 года производство автомобилей Skoda имело невысокие объемы, обеспечивая нужды нового правительства Чехословакии. В этом году был представлен Skoda Spartak, поступивший в серийное производство в 1955 году под названием Шкода 440. Под капотом располагался четырехцилиднровый силовой агрегат мощностью 40 лошадиных сил, установленный на трубчатую раму.
В 1959 году вышло второе поколение модели 440, получившее название Октавиа. Кроме того, были представлены две модификации автомобиля – Октавиа Супер с двигателем мощностью 45 лошадиных сил и кабриолет Фелициа с мотором мощностью 50 лошадиных сил. Однако 60е годы двадцатого века ознаменовались застоем, который привел к серьезному технологическому отставанию марки от конкурентов из других стран, что негативно сказалось и на выпускаемых моделях, а после того, как кризис настиг и экономику Чехословакии. Компания «Шкода» перестала выпускать новые модели, ограничившись лишь модернизацией уже существующих автомобилей, которые поставлялись не только на внутренний автомобильный рынок, но и во все страны Восточной Европы, где марка занимала лидирующее положение до конца 80-ых годов.
В 1987 году после начала сотрудничества с кузовным ателье «Бертоне», была представлена новая модель марки «Шкода», получившая название Favorit 3. Производство модели началось в декабре 1987 года, а продажи модели наглядно продемонстрировали радужные перспективы, которые позволили бы фирме вновь выйти на международную арену. В 1988 году началось строительство нового завода, способного удовлетворить высокий спрос на новую модель, но проект так и не был завершен, поскольку в 1989 году коммунистический режим Чехословакии пал. Это стало настоящим ударом по состоянию чешской марки, поставив ее в кризисное положение. Более того, в 1991 году началась процедура банкротства компании «Шкода», но, благодаря вмешательству государства, вопрос о закрытии фирмы был снят.
Однако было поставлено жесткое условие, согласно которому руководство фирмы должно было найти технологического партнера, способного внести существенные инвестиции и технологии для дальнейшего существования марки. Этим партнером стал немецкий концерн «Фольксваген», выкупивший контрольный пакет акций, включив «Шкоду» в число своих брендов.
В 1992 году начались работы над созданием компактного седана, способного стать новым народным автомобилем. На платформу от Фольксваген Гольф третьего поколения были установлены 1,5-литровые силовые агрегаты мощностью 55 и 74 лошадиных силы от «Ауди», а новый автомобиль получил название Skoda Octavia Tour. Кроме того, годом позже был представлен дизельный мотор мощностью 70 лошадиных сил. В том же году было представлено новое поколение Шкода Фелициа, ставшее намного более современным и надежным, чем все предыдущие поколения. Кроме того, именно эта модель стала поставляться в другие страны, в последствие, став на испанском и португальском автомобильном рынке одним из первых новых автомобилей марки «Seat».
В 1999 году была представлена субкомпактная модель Фабиа, сменившая Фелицию. В 2001 году началось серийное производство полноразмерного седана Skoda Superb, построенного на базе Ауди А6.
К 2006 году компания «Шкода» стала одним из самых прибыльных подразделений концерна «Фольксваген», в результате чего, все последующие модели марки были разработаны при полной независимости инженеров марки, что позволило захватить существенную долю рынка.
В 2010 году было объявлено о полной смене актуального модельного ряда. Кроме того, все новые автомобили компании стали выпускаться с использованием наработок премиального бренда «Ауди», что позволило «Шкоде» сохранить все главные черты своих машин, повысив при этом качество сборки и динамические характеристики.
В 2012-2013 были представлены следующие модели: SKODA Rapid, Octavia A7, Superb FL.
Новый дизайн автомобиля «Шкода» впервые внедрен в новой модели C-класса SKODA Rapid, бюджетном лифтбеке с уникальными габаритами и размером багажника. С началом 2 013 в продажах появилась Octavia третьего поколения.
Модели Škoda Octavia и Škoda Octavia Combi является сердцем марки «Шкода».Ни одна другая модель в истории бренда не была более успешной. Новая модель, которая была представлена «Шкода» в конце 2012 года, продолжает идти по пути, который был начат предыдущими поколениями Škoda Octavia. Благодаря революционному дизайну MQB, Octavia предлагает ряд усовершенствований и технических инноваций, впервые появились в моделях «Шкода»
Весной 2013 на выставке в Шанхае мир увидел обновленный Superb. Премиальная модель переняла лучшее из нового стиля «Шкода» и стала еще ярче и привлекательнее.
Skoda Superb предлагает превосходное качество по уникальной цене в верхней средней категории. Пространство, технический уровень, и привлекательность цены являются примерными.Фейслифтинг второго поколения Superb в 2013 году, с использованием элементов нового дизайна бренда, усиливает сочетание динамизма и элегантности.
После фейслифтинга Škoda Yeti, который был представлен осенью 2013 года, были предложены две версии дизайна: стильный Yeti, и более решительный Yeti Outdoor. Каждая версия имеет свое особое «лицо», созданное в стиле нового дизайна «Шкода». Новой функцией в автомобилях «Шкода» является задняя камера парковки, изображение с которой передается на дисплей навигационной системы.
В 2014 году на Женевском автосалоне «Шкода» показала концепт-кар Vision C, определяющий новое направление развития дизайна марки. Автомобиль построен на платформе MQB, разработанной Volkswagen, и стал первым представителем марки в новом сегменте, где уже утвердились Audi A5 Sportback и VW Passat CC.
В 2014 году продажи марки достигли 1 037 200 единиц, а операционная прибыль составила 817 млн евро. Компания реализовывает новую стратегию развития, которая должна существенно повысить продажи во всем мире, особенно на развивающихся рынках.
В России компания выпускает автомобили на заводах в Нижнем Новгороде и Калуге. Сборка машин на мощностях «Группы ГАЗ» осуществляется в рамках сотрудничества российского автопроизводителя с Volkswagen Group Rus. Там производятся модели Yeti и Octavia.»
Я ни сколько не рекламирую бренд или т.п., я просто эксплуатирую эти автомобили и пишу об этом максимально честно!
В каких странах производится Шкода Октавия, Рапид, Fabia и другие модели
Некоторые автовладельцы до сих пор считают, что страна-производитель и марка автомобиля тесно связаны между собой. В какой-то мере это так, но границы производства постепенно «смываются» с ростом спроса на продукцию того или иного бренда.
Так, машины Шкода являются достоянием Чехии и ранее производились только на территории этой страны. Но ситуация меняется, и география производства, вызванная ростом спроса на автомобили этого производителя, расширяется.
Ниже рассмотрим, в каких странах находятся заводы Шкода, и какие модели на них производятся. Также затронем тему, как распознать страну-производителя по VIN-коду и кратко рассмотрим особенности чешкой марки авто.
Общая информация про Skoda
Компания Skoda Auto a.s. — чешский производитель, который более сотни лет выпускает легковые машины, пользующиеся широким спросом у миллионов автовладельцев. Штаб-квартира компании базируется в населенном пункте Млада-Болеслав.
В 1926 году впервые был представлен логотип бренда — «крылатая стрела». При этом первые наброски появились еще в 1915 году.
Годом рождения марки считается 1895 год. Именно тогда в упомянутом выше городе два любителя велосипедного спорта решили создать собственный велосипед, получивший название «Славия».
Бизнес развивался весьма успешно, что позволило уже в 1899 году запустить более серьезное производство мотоциклов, которые триумфально начали «карьеру» и использовались во время участия на многих соревнованиях.
Еще через несколько лет создатели компании приняли решение о необходимости расширения производства и выпуска легковых авто.
Сегодня компания Skoda считается одним из крупнейших производителей автомобилей. На заводах этого бренда выпускаются грузовики, автобусы, двигателя и транспорт с/х назначения.
В последние десятилетия появилось множество заводов, расположенных в России, Казахстане, Украине, Китае и ряде других стран.
В городе, где была открыта компания, имеется техническое училище, а также университет, где готовят специалистов для работы на заводе. На сегодня численность персонала составляет более 25 тысяч человек.
Как отмечалось выше, под маркой Skoda выпускается различная техника. Вот только некоторые из предприятий:
Кроме того, под брендом Шкода производятся станки, троллейбусы, коробки передач и, конечно, легковые автомобили (Шкода Авто).
Основные заводы бренда
Главное производство Skoda сосредоточено в следующих местах:
Производство Skoda налажено и в ряде других стран:
Skoda Octavia — заводы в России и Украине
Модель Skoda Octavia пользуется заслуженной популярностью и считается одной из наиболее продаваемой на сегодня.
Главным преимуществом является идеальное сочетание двух критериев — стоимости и качества седана.
Шкода Октавиа относится к автомобилям класса C, имеет широкий выбор двигателей и богатую комплектацию.
Сборка машин нового поколения производится на упомянутом ранее автомобильном заводе, расположенном в Калуге (в технопарке Грабцево).
Кроме того, российский рынок насыщен машинами из других стран-производителей — Украины, Чехии и Казахстана.
Небольшой процент машин Skoda может попадать и с других государств — Индии, Словакии, Китая и прочих.
Шкода Рапид (Rapid)
Модель Skoda Rapid считается «младшим братом» рассмотренного выше авто. Машина нацелена на любителей транспортных средств, которые ориентируются на два критерия — высокое качество и доступная цена.
Несмотря на компактность и сравнительно низкую стоимость, в этом автомобиле внедрены самые передовые технологии, и даже базовая версия насыщена достаточным числом умных решений.
Главными конкурентами Шкода Рапид считаются автомобили Фольксваген Поло, Хендай Солярис и Киа Рио.
Производство модели ведется в России с начала 2014-го. Сборка производится все на том же Калужском автомобильном заводе. Именно здесь собираются автомобили, которые поставляются во все страны СНГ.
Что касается европейского потребителя, для него Skoda Rapid выпускается в Чехии, на заводе в Младе-Братиславе. Как и в случае с моделью Октавиа, производство авто налажено и в других странах — Украине и Казахстане.
Качество машин не вызывает нареканий, ведь все детали для Рапида поставляются из Чехии, а российские мастера собирают авто, занимаются покраской и сварочными работами.
Что касается подготовки машины и самой продажи, этими вопросами занимаются специалисты дилерской сети.
Skoda Fabia
Последние годы на рынке РФ и других стран СНГ все более востребованы компактные и экономичные автомобили. Одним из таких является Шкода Фабиа, которая, несмотря на «скромность», насыщена различным оборудованием и электроникой.
Это автомобиль малого класса, который был представлен еще в 1999 году, а в 2001 заменил устаревшую на тот момент модель Фелисиа.
В 2007 году мир увидел Skoda Fabia второго поколения, а еще через семь лет (в 2014 году) версия машины была обновлена до третьего поколения.
Производство автомобиля налажено в России, на заводе концерна VW, что под Калугой. На российский рынок попадает небольшой процент авто, имеющих непосредственно чешскую сборку.
Интересно, что страной-производителем первого поколения Skoda Fabia была исключительно Чехия. При этом все автомобили производились на оригинальном оборудовании завода в Младе-Братиславе.
Что касается других рынков (в том числе и некоторых стран СНГ), производство авто первого поколения было налажено в Украине и Польше.
Следующее (второе) поколение собиралось уже в расширенном числе стран. К уже упомянутому перечню добавились автозаводы в Боснии и Герцеговине, а также Китае.
В России Skoda Fabia собирается, начиная со второго поколения. Место производства все тот же завод под Калугой.
Skoda Yeti
Шкода Йети — компактный кроссовер, впервые презентованный на автосалоне в Женеве. Производство автомобиля стартовало в 2009 году, в том числе и России (с ноября месяца).
С первых дней появления машина была тепло принята публикой и заслужила множество лестных отзывов. Уже через два года после начала выпуска с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль, а в 2015-м их было выпущено уже полмиллиона.
По сути, это первый кроссовер концерна, который заслужил уважение, благодаря комфорту внутри салона, оригинальному внешнему виду, а также практичности.
В этой модели успешно сочетаются лучшие черты кроссовера (полный привод) и хэтчбека (доступность). Не удивительно, что автомобиль многим пришелся по душе и даже сегодня активно продается во многих странах мира.
Шкода Йети — семейный автомобиль, имеющий богатую комплектацию, повышенный уровень комфорта и большой багажный отсек. На такой машине можно отправляться в любое путешествие и не переживать о вместительности.
Производство Skoda Yeti, как и остальных «братьев» налажено в Чехии и РФ (под Калугой). При этом первое поколение автомобиля выпускалось только на родине.
Skoda Roomster
Модель Skoda Roomster — автомобиль, предназначенный для любителей активного отдыха. Впервые машина представлена в 2006 году с последующим выпуском на базе универсала и фургона.
По сути, это главный конкурент Йети на звание семейного автомобиля и единственный на сегодня минивэн в линейке Шкода.
Внешне это небольшая машина, которая выделяется из толпы, отличается практичность и большим внутренним пространством. Хотя, не все ценители автомобилей Skoda в восторге от такого варианта исполнения.
Что касается сборки, ситуация аналогична. Для РФ и стран СНГ эта модель собирается в России, под Калугой.
Ниже представлена сводная таблица, на которой указано, где собирают автомобили Шкода.
Как определить страну производитель по Вин-коду?
Многие автовладельцы не знают, что по VN-коду автомобиля можно узнать много интересного, в том числе и страну-производителя транспортного средства.
Ниже рассмотрим два варианта.
Для Skoda Felicia. Чтобы определить страну-производителя автомобиля, необходимо глянуть на 11-й символ кода:
Далее идет серийный номер автомобиля (шесть цифр).
Полную расшифровку вин кода смотрите ниже.
Для Skoda Octavia ситуация следующая. По первой группе, состоящей из трех символов, можно понять определить код производителя.
Так, T — Европа, M— Чехия и B — Шкода Авто.
Далее, как и в прошлом случае, нас интересует 11-й символ VIN-кода. Здесь ситуация следующая:
Далее также идет серийный номер автомобиля.
Полную расшифровку Вин кода Шкода Октавиа смотрите ниже.
Для примера расшифруем VIN код TMBBK41Z2BB151503.
Итоги
Последние годы ведется много дискуссий по поводу качества сборки и ее зависимости от завода-производителя.
На самом деле здесь практически нет разницы, ведь главным поставщиком деталей остается Чехия, а работа заводов жестко контролируется со стороны представителей бренда и соответствует высоким требованиям.
Сравнение сборки: Чехия или РФ (Skoda Rapid).
30 лет вместе: зачем ŠKODA вошла в состав концерна Volkswagen
В 2021 году ŠKODA AUTO отмечает замечательный юбилей. 30 лет назад марка вошла в состав концерна Volkswagen. События 1991 года придали развитию одной из старейших в мире автомобильных компаний невероятный импульс. Для нее, без преувеличения, наступила новая эра.
От перехода ŠKODA под контроль Volkswagen выиграли все. Чешский автопроизводитель превратился из региональной компании в мирового игрока, нарастив годовой объем выпуска и продаж автомобилей примерно в шесть раз. Немецкий концерн приобрел актив, который со временем стал одним из ценнейших в группе объединенных им брендов. Выиграли потребители: сегодня компания из Млада-Болеслава продает свои машины более чем в 100 странах мира, где люди могут оценить прекрасное соотношение цены и качества продукта, а также решения Simply Clever, во многом делающие автомобили ŠKODA единственными и неповторимыми.
Слияние принесло пользу экономикам многих государств, не только Чехии и Германии. Новые рабочие места и налоговые поступления в бюджет получили и страны, где продаются автомобили ŠKODA. По итогам 2020 года третьим по значимости рынком в мире для чешской марки стала Россия: продано почти 100 тыс. машин, причем практически все были здесь же и произведены. Завод в Калуге выпускает ŠKODA RAPID, предприятие в Нижнем Новгороде собирает модели OCTAVIA, KAROQ, KODIAQ.
Из-за границы, из чешских Квасин, в 2021 году в Россию привозят только флагманскую модель SUPERB в двух вариантах кузова, лифтбек и универсал Combi, и наиболее дорогие версии внедорожника KODIAQ, а именно — SportLine и Laurin & Klement. Последняя комплектация, самая роскошная, названа в честь отцов-основателей компании Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента.
Эти господа начали свой бизнес в 1895 году с небольшой мастерской по ремонту и производству велосипедов. Потом последовали мотоциклы, с 1905 года — автомобили, а в середине 1920-х компания Laurin & Klement стала частью машиностроительного объединения Škoda Works из чешского города Пльзень.
Сердцем автомобильной марки ŠKODA был и остается город Млада-Болеслав, расположенный в чешском регионе Богемия. С конца XIX века и до наших дней здесь находится основное производство компании, здесь располагается ее штаб-квартира, в Млада-Болеславе работают дизайнеры, конструкторы, инженеры, технологи, испытатели марки. И с приходом Volkswagen в этом плане ничего не поменялось: ŠKODA сохранила свою идентичность. Но вышла на совершенно другой уровень.
Просто, рядом, по-соседски
У концерна Volkswagen давно был интерес к рынку Чехословакии. В конце 1960-х немцы даже имели свой стенд на традиционной осенней промышленной выставке в Брно. В 1978 году руководство Volkswagen обратилось к правительству Чехословакии с просьбой разрешить провести на дорогах страны испытания своих новых моделей. Однако, на тот момент руководители социалистического государства имели свои соображения на этот счет и дали планомерный отказ.
Следующая попытка сближения была предпринята в 1979 году. Тогда, по сообщениям немецкой прессы, обсуждалась возможность лицензионного производства или приобретения современных бензиновых двигателей и деталей тормозной системы разработки концерна Volkswagen для выпуска автомобилей чехословацкой марки, но переговоры закончились ничем. Все валютные расходы строго контролировались государством: где можно, обходились собственными силами или искали внутренних поставщиков.
Новый фаворит марки
Дальнейший толчок в развитии отношений двух стран на ниве автомобильной промышленности дал проект ŠKODA FAVORIT — первой серийной машины марки ŠKODA с передним приводом и поперечно расположенным двигателем. Прототипу FAVORIT пророчили неплохое экспортное будущее — прежде всего за счет невысокой цены, — его доводили эксперты Porsche.
FAVORIT представили в 1987-м, а за два года до того начались новые переговоры с Volkswagen о возможности лицензионного выпуска двигателей, в том числе и новейшей на тот момент серии EA 111. Большой концерн мог предложить линейку двигателей в пяти вариантах объема. Помимо того, моторы отвечали более строгим экологическим стандартам.
Но кооперации опять не получилось, хотя к 1988 году вопрос, казалось, был почти решенным. Причины прежние — государство не нашло возможности выделить нужную сумму денег на реализацию проекта.
В итоге FAVORIT получил единственный мотор собственного производства ŠKODA — объемом 1,3 л, в двух вариантах исполнения. В обычном он выдавал 58 л.с., в варианте с увеличенной степенью сжатия, рассчитанном на более качественный бензин, — 63 л.с.
Тем не менее специалисты концерна Volkswagen имели возможность внимательно изучить будущий возможный «носитель агрегатов» — модель FAVORIT.
В каком-то смысле, компания ŠKODA сдала вступительный экзамен. Высокий уровень компетенции инженеров и рабочих компании ŠKODA — одна из главных причин, по которой концерн Volkswagen проявил живой интерес к возможности купить предприятие с сильной школой, возникшее на самой заре автомобилизма.
Разработка и налаживание выпуска новой модели, FAVORIT, открыло перед компанией ŠKODA новые перспективы, однако самостоятельно тянуть такой проект было проблематично — FAVORIT был сделан практически с чистого листа.
Успех концерна Volkswagen в современном мире во многом объясняется тем, что расходы на разработку новых двигателей, коробок передач и целых платформ распределяются между разными марками, входящими в бренд, оттого на выходе потребители и получают передовой продукт по разумной цене.
Приватизация ŠKODA была определена Бархатной революцией в Чехословакии 1989 года. Новому правительству стала очевидной необходимость серьезных экономических реформ, и в частности — продажи крупных государственных предприятий.
Компании ŠKODA в тот момент было особенно тяжело. В 1990 году продажи упали почти в пять раз. Ситуацию усугубляла инфляция, которая диктовала необходимость повышения цен. А поддержка государства становилась все слабее.
Правительство новой Чехословакии ясно понимало: предприятие само с трудом выживет в новых условиях; спасению следует привлекать иностранный капитал: при условии сохранения и развития производства на территории Чехии это обязательно принесет пользу стране.
Изначально в качестве потенциальных партнеров рассматривалось 24 компании. Летом 1990 года премьер-министр Чехословакии Петр Питхарт провел переговоры с восемью мировыми автопроизводителями. Четверо выдвинули свои предложения, но две компании вскоре отказались от возможного участия в сделке.
До финала дошли альянс Renault / Volvo и концерн Volkswagen. Немецкая группа предложила более выгодные условия, чем французско-шведский союз, причем при выполнении ключевого условия: сохранения марки ŠKODA и закрепления за ней определенной самостоятельности.
В декабре 1990 года правительство Чехословакии заключило предварительный контракт с Volkswagen Group, но требовалось обговорить еще множество деталей, волнующих обе стороны. Так, 28 марта 1991 года министр промышленности Чехословакии Ян Врба и председатель совета директоров Volkswagen Group Карл Хан подписали соглашение об учреждении совместного предприятия для производства автомобилей.
Марка стала четвертой в группе, где уже были Volkswagen, Audi и SEAT.
Концерн Volkswagen и правительство Чехословакии четко расписали, кто, кому и что должен. Например, с 1 января 1992 года для предприятия наступил двухлетний безналоговый режим работы.
Volkswagen, в свою очередь, взял обязательство вложить необходимые средства, миллиарды марок, чтобы нарастить годовой объем выпуска автомобилей ŠKODA к концу столетия до 400 тыс. штук. План был «выполнен и перевыполнен». В 2000 году ŠKODA произвела более 450 тыс. автомобилей. В том же году концерн Volkswagen стал единственным собственником ŠKODA AUTO, доведя свой пакет акций до 100%.
Но поток инвестиций не прекратился. К 2016 году, когда отмечалось 25-летие слияния, в разработку новых моделей автомобилей ŠKODA и саму компанию было инвестировано около 11 млрд евро.
Мы будем жить теперь по-новому
Практически сразу после подписания договора у компании ŠKODA началась новая жизнь. Предприятию стали доступны передовые технологии, появились деньги на реализацию смелых проектов, чешские инженеры, конструкторы, техники получили лице немецких коллег толковых и, главное, благодушно настроенных экспертов.
Войдя в состав концерна Volkswagen, ŠKODA начала быстро обновлять и расширять модельный ряд, который на момент подписания договора состоял из одного только пятидверного хэтчбека FAVORIT и сделанного на его основе универсала FORMAN.
Уже во второй половине 1991 года ŠKODA, под опекой концерна Volkswagen, представила пикап на базе FAVORIT. Потом последовала «ревизия» всей линейки FAVORIT, в частности, покупателям стали доступны моторы с более прогрессивной системой питания, с впрыском топлива. В 1994 году ŠKODA представила модель FELICIA с принципиально новым уровнем оснащения.
Первой машиной, созданной с нуля при участии концерна Volkswagen, стала OCTAVIA, представленная в 1996 году. Модель, под производство которой в Млада-Болеславе построили один из самых передовых в Европе автомобильных заводов, базировалась на единой платформе с лидером класса — Volkswagen Golf, отличаясь большими размерами и практичностью.
В наши дни у чешского производителя десять модельных линеек. Некоторые линейки шире, чем весь модельный ряд в 1991 году. Есть сегодня у компании ŠKODA модели, представленные на ограниченном количестве рынков, например RAPID, а есть такие, которые вообще можно встретить только в какой-то одной стране. Из самых последних примеров — удлиненная на 64 мм OCTAVIA Pro с увеличенным пространством для ног на втором ряду.
Поступательное освоение зарубежных рынков с разворачиванием производства на них — еще одно следствие альянса с концерном Volkswagen. Помимо самой Чехии сегодня ŠKODA собирает свои машины в России, Китае, Словакии, Индии и Украине.
За те 30 лет, что компания ŠKODA находится в составе Volkswagen Group, численность ее сотрудников увеличилась почти в два с половиной раза, а годовой объем выпуска и продаж автомобилей — примерно в шесть раз.
Важно, что ŠKODA не только сохранила, но и приумножила свой потенциал в области разработки новых моделей. Число сотрудников департамента технического развития за три десятилетия выросло с 600 человек до более чем 2 тыс. При этом огромную часть рутинной работы взяли на себя мощные компьютеры — ŠKODA принадлежит самый большой в Чехии частный центр обработки данных, где совершается до 15 квадриллионов вычислительных операций в секунду. Если приведенная цифра мало о чем говорит, скажем так: дата-центр потребляет энергии как четверть миллиона ноутбуков, а для его охлаждения каждый час прокачивается более 4 тыс. т жидкости.
В Чехии у ŠKODA AUTO имеются собственные образовательные учреждения; дизайн-центр; собственные мощности по постройке прототипов и предсерийных моделей; собственный испытательный полигон для изучения вопросов безопасности; спортивное подразделение; собственный центр по разработке и испытанию двигателей.
Кстати, вы знаете, что производимый в России, на заводе Volkswagen в Калуге, мотор 1.6 MPI сконструировали в Млада-Болеславе? Да, основа EA 211 и многие передовые решения вроде продвинутой системы терморегулирования — от концерна, но конкретную четырехцилиндровую атмосферную версию с многоточечным впрыском «придумали» и довели до ума в Чехии.
Заводы ŠKODA в Чехии выпускают механические и автоматические (DSG) коробки передач, а также используемые в подключаемых гибридах тяговые батареи. Делают и для собственных нужд, и для других марок, входящих в концерн.
Скажем больше: ŠKODA производит готовые автомобили для дружественных марок. По итогам 2020 года на заводе в Квасинах собрано более 75 тыс. кроссоверов Ateca для испанского бренда SEAT. А для ŠKODA на мощностях концерна в Братиславе делают городской компакт CITIGO и кроссовер KAROQ.
О роли, которая отведена чешской компании в составе группы Volkswagen, говорит тот факт, что с января 2021 года именно Млада-Болеслав отвечает за всю деятельность концерна на рынках России, стран СНГ и Северной Африки.
И еще новость, если не слышали. Компании ŠKODA поручена разработка одной из самых важных моделей в ряду «материнской» марки Volkswagen. В Млада-Болеславе одновременно с SUPERB четвертого поколения будут готовить и новый Passat.
Это ли не признание высочайшего уровня компетенции чешского бренда, который 30 лет назад выбрал новый путь развития?
Проверка на стрессоустойчивость
В непростом 2020 году компания ŠKODA сумела показать рост. В Европе ее доля выросла с 4,9% до 5,4%, в России — c 5,44% до 6,36%.
В 2020 году компания наладила выпуск первого в своей истории полностью электрического кроссовера — ENYAQ iV. Модернизация производственной линии в Млада-Болеславеобошлась в 32 млн евро. За первые месяцы после представления новинки портфель заказов на нее превысил 20 тыс. единиц — явный успех.
Планы на 2021 год, частично уже реализованные, — представить ENYAQ iV в кузове купе, вывести на европейский рынокчетвертое поколение ŠKODA FABIA, предъявить обновленные версии двух хорошо знакомых в России SUV — KODIAQ и KAROQ. И это не считая региональных премьер — упомянутой выше удлиненной OCTAVIA Pro в Китае и нового компактного кроссовера KUSHAQ в Индии.
Есть программа действий и на ближайшие несколько лет. Согласно концепции NEXTLEVEL ŠKODA, компания сфокусируется на расширении модельного ряда в бюджетном сегменте (не собираясь становиться «дешевым брендом») и выходе на новые рынки для дальнейшего роста в объемах производства. Объем планируемых инвестиций в развитие компании до 2025 года — около 2,5 млрд евро.
Так что итоги сотрудничества ŠKODA и концерна Volkswagen подводить пока рано.