страховое мошенничество при страховании жизни
Все горит: виды мошеннических схем в страховании
Ежегодно размеры потерь компаний от мошенников увеличиваются: так, по данным ВСС, в сегменте страхования имущества в 2019 году средний размер выплат достиг почти 12 млн рублей. Какие виды мошенничества в страховании наиболее популярны? Вместе с моим коллегой – партнером «Первой Юридической Сети» Виталием Пономаренко – мы решили рассмотреть этот вопрос.
Самой частой причиной мошенничества является сложное финансовое положение страхователя. За счет инициирования убытков он стремится, например, погасить кредитную задолженность либо восполнить оборотные средства. Также в некоторых сегментах бизнес-страхования действуют организованные преступные группировки, которые используют одни и те же или схожие схемы для работы с разными страховщиками.
Страховое мошенничество может быть злостным и спонтанным. В случае злостного мошенничества организация намеренно планирует или изобретает убыток (например, подстраивает пожар в здании или на складе). Спонтанное мошенничество может быть связано с преувеличением законных требований и встречается гораздо чаще (например, страхователь может запросить большую сумму выплаты, нежели размер ущерба).
Мошеннические схемы, причиняющие значительный ущерб, распространены в таких видах страхования, как страхование грузов или товаров на складах. Здесь известны многочисленные случаи поджогов или инсценировки хищений для получения возмещения за большее количество товара, чем на самом деле имелось на момент пожара или хищения. Выявляются такие случаи непросто, поскольку, как правило, злоумышленники тщательно к ним готовятся. Зачастую бывает, что страховым компаниям удается доказать свою правоту в судах при попытках взыскать с них необоснованные суммы, но при этом по различным причинам не возникает уголовного преследования мошенников.
Службы урегулирования убытков и безопасности страховых компаний научились выявлять и изобличать многие подобные преступления, что повлекло увеличение количества уголовных дел и обвинительных приговоров. Компании вырабатывают меры по выявлению и отсечению недобросовестных клиентов. Однако с развитием мер противодействия совершенствуются и сами мошеннические схемы, появляются новые.
Уязвимость страховых компаний перед мошенниками обусловлена рядом причин, одной из которых является отсутствие у них эффективного инструментария в расследовании обстоятельств страховых событий. Тем не менее, у страховщиков достаточно правовых средств для защиты своих экономических интересов. Приведу пример из нашей практики: страховая компания застраховала на время перевозки груз – запчасти для автомобилей «Урал». Как правило, грузоперевозки страхуются на основании заявления страхователя, без осмотра. В процессе перевозки на территории Башкирии произошло возгорание фуры с запчастями, о чем сообщили в страховую компанию. Не имея ещё достаточных оснований подозревать мошенничество, страховщик, однако, предусмотрительно пригласил на первичный осмотр места происшествия опытного специалиста-пожаротехника. Страхователь заявил, что в стоящий на обочине тягач с прицепом врезался легковой автомобиль, в результате чего произошел пожар, уничтоживший вместе с транспортными средствами груз на сумму около 50 млн. рублей. На место пожара прибыли, когда тление товарных остатков еще полностью не завершилось. Эксперт-пожаротехник сделал вывод, что причиной пожара было не ДТП, а поджог фуры и легкового автомобиля в нескольких местах. Было возбуждено уголовное дело по факту поджога. Это дало основания сотрудникам страховой компании провести более тщательную проверку происхождения груза. Она показала, что по объёмно-весовым показателям в такой фуре могла поместиться только четверть заявленного количества запчастей. К тому же в пожарных остатках не было найдено запчастей, похожих на указанные в товаросопроводительных документах. Пока страховщики собирали дополнительные доказательства мошенничества, компания, в пользу которой был заключен договор страхования, обратилась с иском в арбитражный суд. В ходе этого процесса судебной экспертизой были полностью подтверждены выводы специалиста-пожаротехника об умышленном поджоге и инсценировке ДТП, и в иске было полностью отказано. Уголовное дело по факту поджога было переквалифицировано на мошенничество в сфере страхования. Вышестоящие судебные инстанции подтвердили обоснованность решения суда первой инстанции, а вот расследование уголовного дела не завершено и поныне. Однако грамотные действия сотрудников страховой компании, начиная с первоначальных действий, позволили не допустить необоснованной крупной выплаты.
В другом случае в Ставропольском крае мошенники решили обогатиться, застраховав на время перевозки на 72 млн рублей списанную с корабля газотурбинную установку, которую приобрели за 18 тыс. рублей. В заявлении на страхование было указано, что установка исправна и находится в законсервированном состоянии. В день выезда автомобиля страхователь заявил, что при погрузке турбина упала и повредилась, и потребовал выплаты всей страховой суммы. Сотрудникам страховой компании картина события была ясна сразу, ведь при осмотре якобы, поврежденной при падении турбины было установлено, что она мало того, что не соответствует состоянию, указанному в заявлении на страхование (разукомплектована, без следов консервации), но еще и имеет совершенно иной номер и характеристики. Однако при рассмотрении дела по иску о взыскании страхового возмещения Пятигорский районный суд к этим очевидным доводам не прислушался, и решил взыскать со страховой компании эту сумму. Впоследствии это решение было отменено: нам удалось добиться возбуждения уголовного дела по факту мошенничества. В итоге, во взыскании необоснованной суммы было отказано, а в отношении мошенников вынесен обвинительный приговор по покушению на страховое мошенничество.
Анализируя статистику мошеннических схем в последние годы можно сказать, что они не сильно изменились и не стали разнообразнее. Наиболее частым случаем страхового мошенничества до сих пор остаются пожары на складах, в которых хранятся застрахованные товары в залоге.
В следующем материале мы продолжим тему и расскажем, как страховщикам можно справиться с мошенническими схемами.
Поможет ли страховка вернуть украденные с карты деньги?
Вместе с культурой электронных денег развиваются и мошеннические схемы, цель которых — завладеть нашими средствами. Один из охранных инструментов — банковская страховка.
По закону «О национальной платежной системе» банк в любом случае обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия. Поэтому может показаться, что страховка — это платный продукт, который на самом деле положен нам всем бесплатно. Но это не совсем так: страховка обладает более широким покрытием случаев потери средств, ускоряет процесс возврата денег, хотя и исключает риски, связанные с действиями самого держателя карты.
Как правило, такие условия прописаны в договоре страхования: это запрет на хранение ПИН-кода рядом с карточкой (или прямо на ней), а также самостоятельное распространение важных данных среди третьих лиц.
Так в каких случаях может быть полезна страховка?
1. Списание денег с утерянной карты. В этом случае самое главное — как можно быстрее заявить о потере. В законе прописан срок: незамедлительно после обнаружения, но не позднее дня, следующего за днем получения уведомления о совершенной операции. Если проще, то по факту это 24 часа. Однако некоторые страховщики устанавливают и прописывают в договоре срок 12 часов.
Важно изучить этот пункт в документе заранее и максимально быстро сообщить, что вы потеряли карту. Тогда ответственность за несанкционированное снятие средств ляжет не на ваши плечи. Заявление на возврат средств подается в банк и в страховую компанию.
2. Ситуация, когда мошенники силой отобрали банковскую карту вместе с ПИН-кодом или заставили ввести его в банкомате. Главное условие для потерпевшего в таком случае — обращение в полицию и получение талона-уведомления. Также в страховой компании часто просят предоставить заключение банка об удовлетворении или отказе в удовлетворении требования клиента возместить денежные средства. Очевидно, это делается для того, чтобы клиент не получил возврат средств дважды — и от страховщика, и от банка.
Важен еще один момент, который может затормозить возврат денег. Это открытое уголовное дело. Страховая компания вправе подождать судебного решения (возможно, средства клиенту вернут сами злоумышленники после решения суда), а уже потом выполнить свои обязательства. Но, даже несмотря на такую бумажную волокиту, страховка в разы ускоряет решение вопроса.
3. Списание денег с карты в результате скимминга или фишинга. И первое, и второе является видом мошенничества: в одном случае с помощью специальных приспособлений, в другом — в формате онлайн.
Скимминг — это копирование данных карты, которое может произойти через скиммер (устройство на банкомате). Далее мошенники изготавливают дубликат карты и воруют с нее все средства.
Фишинг же, наоборот, формат мошенничества в Интернете. Но ущерб от него не меньше. Так, злоумышленники могут ввести человека в заблуждение с помощью «зеркальных» сайтов, практически повторяющих дизайн и адрес популярных ресурсов. Цель — заставить вас ввести на таком сайте данные карты, якобы для приобретения товара или услуги.
Еще один способ похитить данные онлайн — заразить вирусом компьютер или телефон. Если произошло что-то из перечисленного, как и в ситуациях с потерей карты или ограблением, необходимо обратиться в правоохранительные органы, страховую компанию и банк.
4. Случайное механическое повреждение или размагничивание карты. Понятно, что нечаянно сломать карточку в кармане может каждый — неприятная оплошность. В этой ситуации также стоит заявить об этом в страховую и банк. На всякий случай лучше сфотографировать поврежденную карту.
Во всех перечисленных случаях банковская страховка поможет быстрее вернуть свои деньги. А также меньше переживать, если вы стали жертвой мошенников или просто потеряли карту.
Но в каком случае страховка не поможет? Если вы нарушили главное условие — сообщили третьим лицам ПИН-код или код из СМС. В этом случае деньги никто не вернет. Нападение или взлом карты — это одно, сообщение мошенникам личных данных — другое.
Схема, при которой злоумышленник представляется сотрудником банка и просит сообщить ему данные карты, коды, стара как мир. Но до сих пор, к сожалению, работает! Люди «ведутся» на это вновь и вновь.
Как же себя обезопасить, если вам звонят и представляются работником вашего банка, пугая, что карта заблокирована или с нее списываются деньги? Спрашивайте полное имя и должность звонящего. Затем самостоятельно перезванивайте в банк и узнавайте, есть ли в штате такой сотрудник. Большинство мошенников «отваливаются» уже на первом этапе, понимая, что «развод» не удался. Главное — не паниковать и быть готовыми перепроверить информацию. Отсутствие паники — путь к сохранению своих средств.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Мошенничество в сфере страхования: как ежедневно обманывают россиян
Сейчас каждый из нас стремится сделать свою жизнь безопасной и комфортной. В этом нам отлично помогает страховка — жизни, недвижимость, транспортные средства и многое другое находятся под ее надежной защитой. Однако даже тут мошенники не сидят сложа руки и умудряются проворачивать многомиллионные операции. Мы решили обратиться к адвокату Аркадию Остапчуку, чтобы выяснить подробности о мошенничестве в сфере страхования, а также узнать, как защитить себя от действий злоумышленников.
Как мошенники работают в сфере страхования
По словам адвоката, с 2012 года в российском уголовном законодательстве стало на одну статью больше — «Мошенничество в сфере страхования». Именно тогда подобные действия стали отдельным квалифицированным видом преступления, предусмотренным ст. 159.5 Уголовного кодекса. Конечно, мошеннические схемы в страховой сфере существовали и ранее, однако отдельной статьей уголовного закона, определяющей его субъект и объект, виды и способы совершения, стала только после 2012 года, когда преступные схемы со страховыми компаниями стали более изощренными и более популярными, формально подпадающими под описание гражданско-правовых отношений, не влекущих уголовно-правовых последствий для злоумышленников.
В Уголовном кодексе России мошенничество в сфере страхования определяется как действие, направленное на хищение чужого имущества или денежных средств при наступлении страхового случая. Адвокат помог нам разобрать статью «по полочкам»:
1. Страховое мошенничество — это в первую очередь хищение чужого имущества (в подавляющем числе преступлений это денежные средства страхователя или застрахованного лица), то есть незаконное отчуждение и присвоение чужого имущества в пользу злоумышленника.
2. Во-вторых, уголовным законом предусмотрено, что такое хищение всегда должно быть сопряжено с обманом страхователя или застрахованного лица относительно наступления страхового случая, то есть потерпевший должен наивно заблуждаться в оценке наступления страхового случая, считая его настоящим в то время, когда страховой случай инсценирован или вовсе не наступил, или когда потерпевший убеждается (обманывается) злоумышленником относительно размера страховой выплаты, или вовсе ее невозможности тогда, когда она должна быть.
3. Из вышесказанного следует, что потерпевшим от преступления может быть не только страховая компания, но и другие юридические лица или граждане, что влечет условное разделение мошенничеств в сфере страхования на два основных вида, зависящих от субъекта преступления:
• когда мошенничество совершается страховой компанией или ее сотрудниками в отношении своих клиентов;
• когда преступления совершаются клиентами страховых компаний (застрахованными лицами) в отношении страховой компании.
Схемы преступлений
Какими же бывают страховые мошенничества? Наш эксперт предложил рассмотреть несколько популярных преступных схем нашего времени:
• выписка страхового полиса задним числом после совершения ДТП. В этом случае заключение договора между физическим лицом и страховой компанией происходит после события аварии, при этом принципиально важно, чтобы датой документа было число, предшествующее времени и дате аварии. Как раз в этот момент совершается переложение финансовой ответственности водителя за совершение ДТП на страховщика (если речь идет об ОСАГО) или получение денежной компенсации (страховой выплаты) за повреждения транспортного средства (здесь уже задействуется КАСКО);
• подмена водителя. Тут все просто — место водителя, виновного в аварии и находившегося в момент ДТП за рулем, занимает совершенно другой человек. Но выбор третьего лица не случаен — его данные должны быть вписаны в страховой полис. Цель этого обмана такая же, как и у предыдущего, — получение денег от страховой компании, умышленная порча автомобиля и его фиктивные повреждения. С целью завышения страховой выплаты после незначительного ДТП, которое в обязательном порядке фиксируется европротоколом или сотрудниками ДПС, следует умышленная порча автомобиля, в результате чего сумма страховой выплаты увеличивается (зачастую в несколько раз);
• инсценировка аварии, фиктивное ДТП. В таком варианте принимают участие несколько злоумышленников, которые действуют по предварительному сговору. Смысл заключается в следующем: целый, не поврежденный, как правило, дорогой автомобиль (который будет потом использован преступниками в качестве пострадавшего) страхуется в установленном законом порядке. Затем аферисты, договорившиеся о совершении преступления, на авторазборках и у частных лиц покупают поврежденные части от точно такого же автомобиля по бросовым ценам (двери, крылья и т. п.), после чего устанавливают их на автомобиль вместо целых. Затем в заранее выбранном месте и в заранее обговоренное время «инсценируют» ДТП с более дешевым и, как правило, уже поврежденным автомобилем, после чего оформляют и фиксируют как случившуюся в действительности аварию, где пострадавшим является более дорогой автомобиль, указывая при этом, что повреждения кузова автомобиля наступили именно от этого ДТП. После чего получают деньги от страховой. Такая схема может повторяться несколько раз с одним и тем же автомобилем.
• обман при составлении страховых документов и других бумаг. По словам эксперта, в наше время «страховщики» не всегда соблюдают закон и, к сожалению, часто прибегают к подделке результатов экспертиз. В них они либо преувеличивают, либо, наоборот, преуменьшают характер повреждений, нанесенных непосредственно во время происшествия. Таким образом, стоимость страховых выплат существенно изменяется, а значит, пострадать могут не только страховые компании, которым придется выплачивать огромные суммы, но и сами физические лица, недополучившие выплат.
Уловки мошенников
По словам эксперта, подавляющее число преступлений в сфере страхования связано именно с автострахованием, которое занимает львиную долю всего рынка страхования в России. По оценкам специалистов, до 15% всех страховых выплат по договорам автострахования в России, так или иначе, оседает в карманах мошенников в результате успешного совершения ими страховых преступлений. Это колоссальные потери для страховых компаний. И организации стараются бороться с мошенниками, создавая целые департаменты и управления безопасности — как правило, туда берут выходцев из правоохранительных органов, которые довольно успешно либо предупреждают возможное совершение страхового мошенничества на ранней стадии, либо самостоятельно и активно помогают и оказывают содействие правоохранителям при раскрытии и расследовании таких преступлений. Мошенники тоже не дремлют, количество новых преступных схем со страховыми полисами ежегодно растет, а старые схемы совершенствуются.
Например, сейчас стал популярен новый вид мошенничества с полисами ОСАГО, который связан именно с электронными договорами о страховании. И речь здесь вовсе не о реализации фальшивых или фиктивных страховых полисов. Таким видом мошенничества стали заниматься сами граждане, которые обратились в страховую компанию за оформлением и заключением страхового договора. Суть преступления заключается в том, что при покупке страховой услуги собственник автомобиля указывает адрес регистрации не тот, которым обладает в действительности, а наоборот — подальше от крупного города. И если злоумышленник указывал свою регистрацию в каком-либо дальнем регионе, да еще и в глухой деревне, то и расчет стоимости страховых услуг определяется по минимальному коэффициенту. Минимальный коэффициент в России — около 0,6, когда в Москве, к примеру, 2. Это позволяет получить настоящий страховой электронный полис ОСАГО по более низкой цене.
Кто чаще всего становится жертвой злоумышленников
Как оказалось, в страховых преступлениях, которые совершаются сотрудниками страховых компаний в отношении своих клиентов, разумеется, жертвами становятся невнимательные наивные граждане, которые не читают или читают, но невнимательно страховые договоры. Они не проверяют документы, получаемые от страхового агента или представителя страховой компании. Например, злоумышленник, представляющийся страховым агентом (или действительно таковым являющийся), с целью привлечения жертвы устанавливает цену на страховой полис существенно ниже среднего, хотя в действительности такого полиса не существует, он поддельный, хоть и обладает всеми признаками настоящего бланка страхового полиса. В другом случае полис может быть и действительным, настоящим, однако страховой агент, вводя жертву в заблуждение, продает полис якобы на год, но в действительности срок действия полиса составляет значительно более короткий срок, о чем наивной невнимательной жертве не сообщается.
«Как правило, ущерб граждан от таких преступлений составляет не более 1 миллиона рублей. Однако если речь идет о совершении преступления в отношении страховой компании, то сумма причиненного ущерба может быть значительно выше».
Как избежать обмана в сфере страхования
От обмана не защищен ни один человек. Но адвокат все же дал совет, как можно защитить себя от неприятностей. По его словам, если возникла необходимость заключения страхового договора, то лучше всего обратиться к проверенному страховщику. Кроме того, при оформлении договора страхования необходимо детально ознакомиться с условиями страхования, а также правильностью заполнения всех документов. Низкая стоимость страховки обязательно должна вызывать сомнения. А также необходимо обратить внимание и на сам полис страхования, все указанные там сведения должны соответствовать действительности.
Однако в том случае, если обмана не получилось избежать, специалист посоветовал обратиться за помощью в полицию. Сейчас правоохранительные органы обладают достаточно обширной базой практики и методов раскрытия и расследования преступлений в сфере страхования. Помимо полиции, к инциденту нужно привлечь и службу безопасности самой страховой компании, чей полис стал предметом преступления. Сотрудники службы безопасности также имеют обширный опыт раскрытий таких преступлений, зачастую оказывают значительную помощь правоохранителям.
От ОСАГО — к «жизни»: как мигрирует страховое мошенничество?
Интерес мошенников начинает все заметнее смещаться от «традиционного» ОСАГО в сторону других видов страхования. Понятно, что это заботит страховщиков. Но почему это не менее важно для их клиентов?
Реальный объем потерь российских страховщиков от действий мошенников составляет 40—50 млрд рублей ежегодно. Однако доказанный ущерб, заявления о котором подаются в правоохранительные органы, оказывается значительно меньше. Так, в прошлом году страховщики подали более 12 тыс. заявлений на общую сумму, превышающую 8 млрд рублей. При этом дела возбуждаются только по 19% заявлений, а непосредственно до суда доходит менее 1% таких дел.
Наиболее популярно у мошенников по-прежнему ОСАГО, хотя его доля постепенно снижается. Пару лет назад она составляла 90% от всех фиксируемых случаев, сейчас — около 86%. Думаю, что в ближайшее время увидим снижение примерно до 80%. Но и внутри «автогражданки» наблюдается трансформация мошенничества: оно движется в сторону повышения реалистичности, «качества» страховых случаев. Раньше это был преимущественно перевес деталей с одной машины на другую — например, ставили «битое» крыло и заявляли о ДТП. Этому способу страховщики научились противостоять с помощью методов трасологии, компьютерного моделирования. Поэтому мошенники переключились на эксплуатацию уязвимостей самой единой методики расчета суммы убытка. Они анализируют справочники запчастей, изменение цен на них в зависимости от региона, мониторят цены в интернет-магазинах. Далее находится небольшой регион, для которого конкретная модель автомобиля является редкой, запчасти там в дефиците, а цены на них существенно выше. Дополнительно принимаются меры для того, чтобы сделать невозможной процедуру натурального возмещения — восстановительного ремонта, а получить денежные выплаты. Затем совершается подставное ДТП, которое, как правило, записывается на видео «случайным» свидетелем. Подобный способ мошенничества уже успел получить среди страховщиков название «краш-тест».
Но злоумышленники всерьез заинтересовались и другими видами страхования. Мировая практика такова, что активнее всего они проявляют себя в сегменте страхования жизни и здоровья. Например, в США и некоторых странах Европы уже давно бедствием для страховщиков стали «травмы» шейного отдела позвоночника. Инсценируется ДТП, в результате которого у «пострадавшего», исключительно с его слов, фиксируется подобная травма, возникают «боли», которые практически никак не диагностируются. При этом выплаты в этом случае довольно ощутимые.
Что касается России, то здесь пока рост мошенничества с возмещением ущерба от потери здоровья замечен в ипотечном страховании, в страховании от несчастных случаев. Например, страховыми полисами покрываются ожоги первой и второй степени. Но ущерб по ним заявляется спустя три месяца или полгода после их «получения». Фокус в том, что за это время практически полностью исчезают следы даже реальных ожогов и страховщики никак не могут проверить факт наступления страхового случая, тем более что мошенники предъявляют поддельные медицинские справки. Отмечу, что подобная практика наиболее распространена в Южном федеральном округе.
Связана подобная миграция страхового мошенничества с тем, что страховщики постепенно нарабатывают практики противодействия мошенничеству в ОСАГО. В этом отрасль добилась значительного прогресса. По личным видам страхования это еще не так отработано, нет единых баз данных, как в «автогражданке», не так хорошо налажено взаимодействие с госорганами и полицией. Наконец, «средний чек» заявляемого ущерба в ОСАГО серьезно уступает той же «жизни». Сравните: в ОСАГО это примерно 250 тыс. рублей, в то время как в страховании жизни и здоровья — почти 870 тыс. рублей.
Для более эффективного противодействия мошенникам отрасли необходимы законодательные изменения, главное из которых состоит в том, чтобы те доказательства мошенничества, которые находим мы или даже частные детективы, могли быть приняты во внимание в рамках расследования уголовного дела. Сейчас собранные нами доказательства с точки зрения уголовно-процессуального законодательства не являются сколько-нибудь значимым материалом. Парадоксально, но мошенник имеет право предоставлять те материалы, которые найдет его адвокат, и следователь обязан их рассмотреть. Страховщики же этого права лишены, поскольку по закону не являются участниками этого процесса. Поэтому все те материалы, которые мы предоставляем, органы обязаны собрать по второму кругу — самостоятельно.
Страдают от действий мошенников не только страховщики, но и их клиенты. Подавляющее число таких случаев приходится на продажу людям поддельных полисов: либо псевдоагентами, либо на фишинговом сайте. Один из основных критериев определения мошенничества — это предлагаемая стоимость полиса. Как правило, она находится в довольно узком диапазоне, и, если вам предлагают его по цене ниже минимальной ставки, стоит задуматься. Но защититься от подобного мошенничества довольно просто, достаточно следовать нескольким простым правилам. Например, действительность полиса ОСАГО можно проверить по его номеру в базе РСА, а что касается агентов-физлиц, то на сайте каждой страховой компании в обязательном порядке есть сервис, внеся в который номер агентского договора и фамилию агента, легко выяснить, действительно ли он имеет отношение к этому страховщику.
Есть более изощренный способ мошенничества, при котором человеку, попавшему в стрессовую ситуацию при наступлении страхового случая, предлагают «продать выплату». То есть заплатить прямо сейчас 50—75% от положенной страховой выплаты, взамен чего он переуступает право на ее получение покупателю. Мотивируют это тем, что выплаты от страховой получать долго и муторно, нужен большой пакет документов, да еще наверняка страховщик откажет в выплате или занизит сумму. И многие соглашаются на это предложение, на ровном месте теряя свои деньги.
Отмечу, что во время режима самоизоляции количество случаев страхового мошенничества снизилось. В том числе из-за того, что сократился поток «гастролеров» из сопредельных государств. Однако мы ожидаем возобновления роста числа таких случаев, причем роста опережающего. Исторически при падении доходов населения начинает повышаться уровень бытового мошенничества.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции