Страховка авто в польше для белорусов
Как работают страховые компании в Польше. Личный опыт после ДТП
Недавно Игорь с Юлей переехали из Беларуси в Польшу. Получив заветные PBH-штампы в паспорта в середине мая, молодая семья направилась в Гданьск вить гнездышко для комфортной жизни. Юля активно пополняет свой Instagram постами про новую страну, и в целом у пары все идет как по маслу. За исключением маленькой неприятности — 22 августа ребята попали в ДТП. Авария произошла на загородной трассе, и всего в столкновении оказалось повреждено семь автомобилей. Некоторые — довольно серьезно. К счастью, наши соотечественники отделались испугом и помятым порогом в своей свежекупленной Skoda Octavia. В ДТП за границей попадаешь не каждый день, и мало кто знает, как вести себя в такой ситуации. Ребята согласились рассказать нам об опыте взаимодействия с польской страховой компанией и местной полицией без знания языка и местных водительских прав.
Изначально машину покупать не планировали
В Беларуси у пары был свежий Volkswagen Tiguan R-Line в максимальной комплектации. Но из-за переезда они продали машину и даже не планировали покупать авто в Польше.
— Мы знали, что в Гданьске почти все парковки платные, а аренда квартиры с паркингом стоит дорого. Поэтому изначально мы решили, что побудем какое-то время без автомобиля. Тем более в Польше хорошо развит общественный транспорт — есть трамваи, автобусы, электрички. Но уже через пару недель после переезда мы передумали и начали присматриваться к машинам. Все-таки мы привыкли к комфортным дальним поездкам на личном авто. Квартиру тоже арендовали с выделенным местом на паркинге, — рассказал Игорь.
Это не первая Skoda в семье. До «Тигуана» пара ездила на калужском Skoda Rapid 1,4 TSI с DSG. «Октавию» тоже взяли бензиновую с 1,4-литровым мотором, но на механической коробке передач. В Польше, как и в других странах Западной Европы, трудно найти машину С-класса с АКП. Покупка Octavia обошлась в 17 тысяч долларов. Автомобиль с пробегом в 103 тысячи километров и в средней комплектации. Еще год на заводской гарантии.
Авария
Воскресенье, 22 августа, 11:20 утра. Ребята ехали из Гданьска в город Хель, что находится на кончике одноименной косы напротив Гдыни. В любые летние выходные езда по Поморскому воеводству напоминает аттракцион — сюда съезжаются тысячи туристов со всей Польши и севера Германии, на дорогах плотный трафик с раннего утра до позднего вечера.
Игорь был за рулем. Ехал в правой полосе. Неожиданно после поворота трассы перед ними возник затор. Все автомобили начали резко тормозить. В крайней левой водитель Citroen C4 не успел среагировать на изменение дорожной ситуации и врезался во впереди идущую машину. Спереди столкнулись еще несколько авто. Игорь успел затормозить перед затором, но фара, отлетевшая от Citroen, угодила в боковую часть Skoda.
В день аварии еще не прошло и двух недель с момента покупки автомобиля. У ребят даже не был готов техпаспорт на эту Skoda.
— Мы купили машину совсем недавно и еще даже не успели получить полноценный техпаспорт. Катались с временным документом (на фото выше. — Прим. Onlíner) — нам его выдали в Ужонде, когда мы ставили авто на учет. После ДТП думали, что это может создать определенные трудности. Хотя, разумеется, автомобиль наш был застрахован и с документами у нас все было в порядке, — отмечают молодые люди.
На самом деле никаких трудностей не возникло.
Первыми приехали пожарные
Через 14 минут после ДТП на место аварии прибыли пожарные. Они на короткое время перекрыли дорогу, осмотрели ребенка, который был в одной из поврежденных машин. После этого велели водителям перегнать автомобили на обочину, чтобы освободить трассу и не создавать затор.
— Интересный момент. После того как приехали пожарные, формально они были ответственны за все машины. И только после того как разбирательства были закончены, водителям поврежденных авто выдали документ, где было указано, что с настоящего момента ответственность за транспортные средства находится на водителях, — вспоминает Юля.
На месте аварии пробыли полтора часа
Полиция приехала минут через 20 после ДТП. Сотрудники начали опрашивать всех участников аварии, чтобы понять, нет ли нестыковок. Удостоверившись, что показания водителей не противоречат друг другу, людей начали отпускать.
— Мы не очень хорошо говорим по-польски, и коммуницировать с полицейским нам помогла пара из другой машины. Мы общались с ними по-английски, а они переводили показания полицейскому. В итоге нам выдали бумажку, написанную от руки. Там были указаны уникальный номер аварийного случая, имя виновника наших повреждений (водитель Citroen) и данные страховой компании виновника. По словам полицейского, этого должно было хватить для получения возмещения от страховой, — рассказал Игорь.
На месте ДТП у белорусов проверили документы на авто (хватило временного техпаспорта) и водительское удостоверение (оно у Игоря было белорусское).
Разбирательства со страховой
Автомобиль виновника оказался застрахован в компании Generali. На сайте страховой нужно было заполнить подробную форму о ДТП. У поляков это заняло бы 15 минут, но белорусы ответственно переводили все пункты анкеты целый час. Из-за множества пунктов с выпадающими списками «скопипастить» текст в Google.Translate не получалось — приходилось все вводить руками.
— В анкете почему-то были пункты, где требовалось указать телефон, электронную почту и адрес проживания виновника ДТП. У нас этих данных, конечно же, не было. У онлайн-консультанта мы узнали, что данные пункты можно пропускать, отмечая, что у нас нет информации. Кроме того, к анкете необходимо было прикрепить документы и фотографию повреждения. Мы все это сделали и отправили форму, — рассказала Юля.
Осмотр машины онлайн
Через день позвонили из страховой. Договорились на осмотр автомобиля, выбрав конкретный день. С прошлого года в Польше осмотр поврежденных в ДТП машин проходит онлайн. Данное мероприятие прошло в пятницу. Для этого пришлось выгнать автомобиль с паркинга — под землей не тянет интернет. Сотрудник страховой попросил показать повреждение, VIN-номер, регистрационные номера спереди и сзади и пробег на одометре. Через полчаса пришел предварительный подсчет возмещаемых средств. В документе были указаны мастерские, которые производили оценку повреждений. В качестве опции предлагалось починить авто на одной из станций.
Окончательная сумма возмещения была названа в понедельник (она не отличалась от предварительной) — за поврежденный порог Игорь с Юлей получили 1240 злотых (313 долларов). В компании пообещали прислать эту сумму в течение пяти дней. В итоге деньги поступили на счет, указанный в анкете на сайте страховой, через два дня.
— Машину мы покупали у дилера в Гданьске и чинить ее собираемся там же. Надеемся, что нам хватит 1240 злотых на такой ремонт. Можно было бы ездить и с таким порогом, но в следующем году мы собираемся продавать эту Skoda и брать что-нибудь более интересное, поэтому хотим содержать автомобиль в хорошем состоянии, чтобы к моменту продажи он был в идеале, — пояснила Юля.
Сколько стоит страховка авто в Польше где оформить Ubezpieczenie OC?
Автор: Дмитрий Константинович
Дата обновления: 28.03.2021
Продолжая цикл материалов о легализации иностранцев на территории Польши, необходимо снова вернуться к теме автомобилей. Точнее, речь пойдет об обязательном страховании (obowiązkowe Ubezpieczenie Odpowiedzialności Cywilnej, далее OC), без которого эксплуатировать транспортное средство запрещено.
Во многом Ubezpieczenie OC является аналогом привычного жителям СНГ OCАГО, но есть и нюансы. Сколько стоит страховка авто в Польше? Может ли застраховаться иностранец или иностранный автомобиль? Как сэкономить на страховке машины и где купить полис? На эти и другие вопросы и будет отвечать данный материал.
Штраф за просроченную страховку или ее отсутствие
Закон однозначно трактует, что любой зарегистрированный в Польше автомобиль должен иметь обязательную страховку. На получение полиса выделяется 30 дней с момента покупки ТС, и тут возникают первые разночтения: в некоторых регионах к этому факту относятся, как к разрешению месяц ездить без Ubezpieczenie OC, но в других полицейские уверены, что речь идет о времени для получения полиса, но права на перемещение на авто без страховки у водителя нет.
По этой (и многим другим – см. ниже) причинам мы рекомендуем озаботиться получением страховки на машину сразу же после регистрации.
Размеры штрафов за езду без страховки в Польше (привязаны к минимальной зарплате в Польше – далее, МЗП):
Нарушение | Штраф в 2021 году, pln |
---|---|
Езда без OC на легковом авто | 2 х МЗП = 5600 |
Езда без OC на грузовой машине | 3 х МЗП = 8400 |
На ТС других типов | 930 |
Просроченный полис до 3 дней | 20% от штрафа (легковая 1120 / грузовая 1680) |
Просрочка 3-14 дней | 50% от штрафа (2800 / 4200) |
В зависимости от региона могут быть назначены дополнительные штрафные выплаты или изменены допустимые сроки.
Сколько стоит страховка на авто в Польше?
Цена страховки авто, как и привычного нами OCАГО, складывается из огромного числа различных компонентов. Среди них:
Не в последнюю очередь цена будет зависеть от региона.
Разброс стоимостей обеспечения на авто в разных населенных пунктах может достигать внушительных размеров. В сельской местности (из-за низкой интенсивности движения) стоимость, как правило, ниже, в крупных городах – значительно выше.
К сожалению, цена на obowiązkowe Ubezpieczenie Odpowiedzialności Cywilnej постоянно увеличивается (только в 2017 году среднее повышение составило 45%, а максимальное в некоторых регионах достигло 80%), но предусмотрены скидки и льготы за большой стаж, безаварийную езду и др.
Узнать стоимости OC у различных поставщиков можно с помощью калькулятора страхования авто.
При использовании сервиса, обратите внимание на два момента:
Как сэкономить на обязательной автостраховке?
Владелец машины не может повлиять ни на возраст своего «железного коня», ни на его технические параметры, ни на региональные коэффициенты OC. Но есть один параметр, про который многие забывают – это стаж вождения!
Всю имеющуюся историю, связанную со страхованием вне пределов Польши, водители-иностранцы зачастую игнорируют. И это главная ошибка! Многие польские компании могут учесть имеющийся заграничный стаж, безаварийную езду, другие параметры и сделать внушительную скидку.
Иначе страховая история начнется с нуля.
Повторимся, страховые компании могут, но не обязаны этого делать. Тем не менее большинство из них идут на встречу в этом вопросе.
При покупке авто у поляка, машина уже имеет страховой полис, оформленного на предыдущего хозяина. Переоформить его на нового владельца можно совершенно бесплатно! Требуется только подъехать в офис компании. Наличие бывшего владельца при этом требуется далеко не всегда (этот аспект нужно уточнять в конкретной страховой).
Даже если у старой OC осталось всего несколько недель, рекомендуется переоформить ее! Это создаст запись о новом владельце в страховых БД, что при открытии следующего полиса, может привести к значительным скидкам.
Можно ли разбить цену полиса на части?
Такая услуга (рассрочка) представляется страховыми компаниями. Годовой взнос можно разбить на 2, 3, 4 и даже 6 частей, но надо понимать, что чем больше платежей, тем выше окажется общая сумма.
К примеру, при годовой стоимости в 1 280 злотых, разбитая на два платежа сумма вырастет до 1 360 (2 х 680), а при делении на 6 частей может подрасти до двух и более тысяч злотых.
Как оформить страхование авто при покупке?
Страховых компаний в Польше, мягко говоря, немало. Их офисы расположены и в крупных центрах, в шаговой доступности в спальных районах и неподалеку от ужендов, рынков, вокзалов и других учреждений.
На наш взгляд, удобнее всего пользоваться услугами страховых агентов.
Эти люди сотрудничают сразу с несколькими компаниями, и смогут подобрать наиболее выгодные условия для конкретного случая. При этом лучше работать с проверенными, зарекомендованными профессионалами.
Как узнать, застрахован ли автомобиль?
Такая функция может потребоваться, например, при покупке машины или после ДТП, т.к. иметь при себе полис нынешнее законодательство не требует. Выяснить наличие действующей ОС можно в полиции (при аварии) или направив письменный запрос в страховую или их ассоциацию.
Однако существуют и онлайн-методы проверки действительности полиса ОС в Польше. Мы подробно рассказывали о них в статье про ДТП, в специальном разделе «Как проверить, есть ли у виновного страховка?». Эти же способы допустимо применять и в случае отсутствия аварии, к примеру, перед сделкой купли-продажи.
Давайте подытожим информацию об обязательном страховании автомобилей в Польше в режиме вопрос-ответ:
Какие документы нужны?
Перед страхованием авто должно быть зарегистрировано. Соответственно, на руках у владельца должны иметься номера и техпаспорт (в ряде случаев временный). Это и есть два обязательных условия.
При этом, если новый владелец планирует переоформление полиса старого хозяина авто – необходим этот полис. Имейте в виду, что предыдущий владелец вовсе не обязан передавать новому свою страховку – он вполне может аннулировать ее, вернув часть средств. Поэтому данный нюанс необходимо уточнять заранее.
Еще одним спорным вопросом может стать PESEL.
Закон не требует обязательного наличия этого идентификатора, однако многие страховые компании без него полис не оформляют.
Оформить OC без PESEL возможно, но выбор компаний в этом случае будет небольшим.
Можно ли застраховать не польский автомобиль?
Формально польская ОС распространяется только на польский транспорт, однако существуют инструменты получить необходимое страхование и на автомобили, зарегистрированные за пределами ЕС.
Во-первых, наличие Зеленой карты – специального страхования, которое иностранец должен был оформить еще в стране выезда. Этот инструмент пользуется максимальной популярностью и является достаточным, однако рано или поздно его действие заканчивается, а купить новый полис, находясь в Польше, иностранец может далеко не во всех случаях.
Поэтому, во-вторых, и появился у польских страховщиков такой продукт, как OC Graniczna – специальный действующий на территории РП полис для автотранспорта, зарегистрированного вне пределов Евросоюза.
Что такое OC Graniczna и сколько стоит?
OC Graniczna – это особый тип страхования для автомобилей, зарегистрированных за пределами РП и других стран Евросоюза, признаваемый властями Польши в качестве требуемого по закону обязательного страхования.
При наличии Зеленой карты, получать OC Graniczna не нужно, однако при ее отсутствии (окончании) данный полис может стать выходом из создавшегося положения. Приобрести страховку просто – достаточно обратиться в страховую компанию, и прямо высказать желание оформления именно данного типа полиса.
Что касается цен, то они могут варьироваться в зависимости от обстоятельств. По данным Polskie Biuro Ubezpieczycieli Komunikacyjnych, в 2020 году средний показатель составлял около 60 злотых за месяц.
Важно понимать, что страховка с тем же названием существует для польского транспорта, наоборот, выезжающего за пределы ЕС (при отсутствии / невозможность оформить Зеленую карту), однако в данной материале это страхование не рассматривается. А при покупке OC Graniczna необходимо точно указывать, что речь идет об иностранном для Польши транспорте.
Обязательная страховка авто в Польше нужна каждому водителю ТС с польской регистрацией. А зная все нюансы процесса, можно значительно сэкономить. Надеемся, что статья пополнила ваш багаж знаний по этому вопросу, но если что-то осталось непонятым, задайте свой вопрос в комментариях.
«Обязательная страховка – 300 долларов». Сколько стоит содержание автомобиля в Польше
Тема переезда в Польшу последнее время интересует все большее количество людей. Но далеко не все знают, какие расходы повлечет за собой жизнь в соседней стране: аренда или покупка жилья, коммунальные платежи, стоимость покупки и содержания автомобиля. Именно о том, сколько стоит купить и содержать собственную машину в Польше, мы сегодня и поговорим.
С информацией нам помогли авторы YouTube-канала «Однажды в Польше» Игорь Крутой и Руслан Керимов, переехавшие в Варшаву некоторое время назад и работающие в сфере легализации граждан и страхования.
Стоимость покупки автомобиля
В случае пригона автомобиля из стран ЕС жителем Евросоюза нет необходимости оплачивать НДС и пошлину. Нужно оплатить только акциз, который для машин с двигателем объемом до двух литров составляет 3,1%, а более двух литров – 18,6%.
Если вы не житель ЕС или автомобиль ввозится не из ЕС, то придется в придачу к акцизу заплатить пошлину 10% на легковой автомобиль (22% на грузовой) плюс НДС в размере 23%. НДС придется заплатить и при покупке нового автомобиля возрастом до шести месяцев, а также в случае приобретения любого автомобиля юрлицом. Проценты считаются со стоимости авто, указанной в договоре, но если она откровенно занижена, то таможня возьмет за точку отсчета среднюю цену аналогичной машины. То есть получается, что реальная цена машины из Германии складывается из ее стоимости там и акциза.
«Машину на ходу можно приобрести за 500-1000 долларов, но не на каждом углу – надо немного поискать, – рассказывает Руслан Керимов. – Это будет что-то вроде Opel Astra F или Renault Megane первого поколения. При желании не составляет проблем пригнать машину из Германии, и это обойдется недорого. Недавно знакомый пригонял KIA 2008 года с мотором 1.6 и ставил на польские «номера» – все это обошлось ему около 500 злотых, то есть меньше 150 долларов».
За 10-летние авто и старше придется уплатить налог на утилизацию в размере 500 злотых, или 130$. Поэтому в основном в Польшу пригоняют машины из ЕС в возрасте около десяти лет – 2010 год выпуска плюс-минус год. Как правило, самые молодые авто – это 2012-2015 г.в., самые старые – 2006-2008 годы. Возрастные машины часто приобретают для эксплуатации в Uber: 15 лет – это максимальный возраст для автомобиля-такси.
Конечно, авто можно купить и в самой Польше. При покупке машины у физлица потребуется заплатить налог в размере 2% стоимости. Если авто приобретается у юридического лица – уплачивать налог не нужно.
Расходы после покупки
При покупке в Польше автомобиля с действующим техосмотром им можно пользоваться. ТО необходимо проходить раз в год. На новых авто до пяти лет первый техосмотр производится через три года после регистрации, второй – спустя еще два года. Автомобили-такси проходят линию каждые полгода. Стоимость ТО для бензиновых и дизельных авто – 100 злотых, или 26$, для машин с ГБО – 160 злотых (около 42$).
Интересно, что дополнительное оборудование, установленное на автомобиль, требует регистрации с занесением соответствующей отметки в аналог техпаспорта. Это касается даже фаркопа, но его регистрация бесплатная. А за регистрацию газобаллонного оборудования придется заплатить 160 злотых, или 42$.
Стоимость страхования очень индивидуальна и зависит от многого: стажа по «правам», места проживания, типа кузова, количества платежей, на которое можно разбить оплату. Самое главное – безаварийная история на территории Польши: при отсутствии ДТП предоставляются скидки на следующий полис. В среднем примерная стоимость обязательной страховки на год – от 1200 злотых, или около 310$. Если вы только сели за руль – страховка будет дороже. Что касается КАСКО, то здесь его можно сделать даже на старую дешевую машину, и это обойдется не очень дорого, в районе 500-1000 злотых (130-260$), но после ДТП просто выплатят среднюю стоимость твоего автомобиля по рынку. При этом, если обращаетесь за выплатами по КАСКО, стоимость полиса на следующий год возрастает.
В случае аварии по вашей вине стоимость следующего полиса обязательного страхования вырастает значительно, иногда даже вдвое.
За езду без страховки предусмотрен штраф в размере 5600 злотых, а это почти 1500$. За просроченный до трех дней полис штраф составит 20% указанной суммы (300$), а за просрочку от 4 до 14 дней – половину штрафа за езду без страховки, или 750$.
40 долларов за шиномонтаж
Еще одна статья расходов в Варшаве – платные парковки. Платить приходится в основном в центре и около вокзалов, плата за парковку взимается по будним дням с 8.00 до 20.00. Первый час стоит 3,9 злотого (1$), второй – 4,6 злотого (1,2$), третий – 5,5 злотого (1,43$), четвертый и последующие – 3,9 злотого. То есть за 9 часов парковки в центре придется заплатить почти 10$.
Расходы на регулярное сервисное обслуживание в Варшаве таковы: замена масла – 50-100 злотых (13-26$), замена всех тормозных колодок – 100-150 злотых (26-40$) без стоимости масла, фильтра и колодок. Регулировка развала-схождения – 100 злотых, шиномонтаж комплекта колес с балансировкой – 150 злотых, или почти 40$.
Штрафы за самые распространенные нарушения ПДД в Польше следующие:
Наконец, самая серьезная составляющая расходов на автомобиль – топливо. 95-й бензин стоит 5,06 злотого за литр, примерно столько же – 5,05 злотого – дизельное топливо. В долларах это около 1,31.
Считаем расходы на год
На основе приведенной выше информации посчитаем эксплуатационные расходы в течение года. Допустим, у нас есть бензиновый автомобиль с двигателем объемом 1,6 л. За техосмотр заплатим 26$, за обязательную страховку – около 330$ при 10-летнем стаже вождения. Два шиномонтажа в течение года – еще 80$. Если машина проезжает 20.000 км в год, то придется два раза поменять масло – около 30$ без стоимости масла и фильтра. Уже 466$.
В Беларуси за техосмотр заплатим 33,5 руб. плюс 81 руб. транспортный налог, ОСАГО – 75 руб., два шиномонтажа – 100 руб., две замены масла – 50 рублей. Итого 339,5 руб., или 131$. В расчет мы не включили возможные штрафы и оплату парковок.
Теперь посмотрим на затраты на топливо. Предположим, что за год мы проезжаем 20.000 км при среднем расходе 7,5 л / 100 км. Таким образом, нам потребуется 1500 л бензина. В Польше на этот объем придется потратить 1965$, в Беларуси – 2805 руб., или 1082$.
Итого обязательные траты на автомобиль в течение года и 20.000 км пробега в соседней стране составят 2431$, в Беларуси – 1213$.
Наш вердикт
Разумеется, процентное отношение затрат на автомобиль к среднегодовой зарплате интересно только с позиции цифр – реальное положение дел в обеих странах будет абсолютно разным для людей различных профессий в разных регионах. Но очевидно, что в абсолютных цифрах владение автомобилем в Беларуси обходится дешевле, чем у западных соседей. Зато граждане Польши могут без проблем пригнать автомобиль из Германии или других стран ЕС, заплатив за это государству символическую сумму.
Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса