Страховка авто для выезда в польшу
«Обязательная страховка – 300 долларов». Сколько стоит содержание автомобиля в Польше
Тема переезда в Польшу последнее время интересует все большее количество людей. Но далеко не все знают, какие расходы повлечет за собой жизнь в соседней стране: аренда или покупка жилья, коммунальные платежи, стоимость покупки и содержания автомобиля. Именно о том, сколько стоит купить и содержать собственную машину в Польше, мы сегодня и поговорим.
С информацией нам помогли авторы YouTube-канала «Однажды в Польше» Игорь Крутой и Руслан Керимов, переехавшие в Варшаву некоторое время назад и работающие в сфере легализации граждан и страхования.
Стоимость покупки автомобиля
В случае пригона автомобиля из стран ЕС жителем Евросоюза нет необходимости оплачивать НДС и пошлину. Нужно оплатить только акциз, который для машин с двигателем объемом до двух литров составляет 3,1%, а более двух литров – 18,6%.
Если вы не житель ЕС или автомобиль ввозится не из ЕС, то придется в придачу к акцизу заплатить пошлину 10% на легковой автомобиль (22% на грузовой) плюс НДС в размере 23%. НДС придется заплатить и при покупке нового автомобиля возрастом до шести месяцев, а также в случае приобретения любого автомобиля юрлицом. Проценты считаются со стоимости авто, указанной в договоре, но если она откровенно занижена, то таможня возьмет за точку отсчета среднюю цену аналогичной машины. То есть получается, что реальная цена машины из Германии складывается из ее стоимости там и акциза.
«Машину на ходу можно приобрести за 500-1000 долларов, но не на каждом углу – надо немного поискать, – рассказывает Руслан Керимов. – Это будет что-то вроде Opel Astra F или Renault Megane первого поколения. При желании не составляет проблем пригнать машину из Германии, и это обойдется недорого. Недавно знакомый пригонял KIA 2008 года с мотором 1.6 и ставил на польские «номера» – все это обошлось ему около 500 злотых, то есть меньше 150 долларов».
За 10-летние авто и старше придется уплатить налог на утилизацию в размере 500 злотых, или 130$. Поэтому в основном в Польшу пригоняют машины из ЕС в возрасте около десяти лет – 2010 год выпуска плюс-минус год. Как правило, самые молодые авто – это 2012-2015 г.в., самые старые – 2006-2008 годы. Возрастные машины часто приобретают для эксплуатации в Uber: 15 лет – это максимальный возраст для автомобиля-такси.
Конечно, авто можно купить и в самой Польше. При покупке машины у физлица потребуется заплатить налог в размере 2% стоимости. Если авто приобретается у юридического лица – уплачивать налог не нужно.
Расходы после покупки
При покупке в Польше автомобиля с действующим техосмотром им можно пользоваться. ТО необходимо проходить раз в год. На новых авто до пяти лет первый техосмотр производится через три года после регистрации, второй – спустя еще два года. Автомобили-такси проходят линию каждые полгода. Стоимость ТО для бензиновых и дизельных авто – 100 злотых, или 26$, для машин с ГБО – 160 злотых (около 42$).
Интересно, что дополнительное оборудование, установленное на автомобиль, требует регистрации с занесением соответствующей отметки в аналог техпаспорта. Это касается даже фаркопа, но его регистрация бесплатная. А за регистрацию газобаллонного оборудования придется заплатить 160 злотых, или 42$.
Стоимость страхования очень индивидуальна и зависит от многого: стажа по «правам», места проживания, типа кузова, количества платежей, на которое можно разбить оплату. Самое главное – безаварийная история на территории Польши: при отсутствии ДТП предоставляются скидки на следующий полис. В среднем примерная стоимость обязательной страховки на год – от 1200 злотых, или около 310$. Если вы только сели за руль – страховка будет дороже. Что касается КАСКО, то здесь его можно сделать даже на старую дешевую машину, и это обойдется не очень дорого, в районе 500-1000 злотых (130-260$), но после ДТП просто выплатят среднюю стоимость твоего автомобиля по рынку. При этом, если обращаетесь за выплатами по КАСКО, стоимость полиса на следующий год возрастает.
В случае аварии по вашей вине стоимость следующего полиса обязательного страхования вырастает значительно, иногда даже вдвое.
За езду без страховки предусмотрен штраф в размере 5600 злотых, а это почти 1500$. За просроченный до трех дней полис штраф составит 20% указанной суммы (300$), а за просрочку от 4 до 14 дней – половину штрафа за езду без страховки, или 750$.
40 долларов за шиномонтаж
Еще одна статья расходов в Варшаве – платные парковки. Платить приходится в основном в центре и около вокзалов, плата за парковку взимается по будним дням с 8.00 до 20.00. Первый час стоит 3,9 злотого (1$), второй – 4,6 злотого (1,2$), третий – 5,5 злотого (1,43$), четвертый и последующие – 3,9 злотого. То есть за 9 часов парковки в центре придется заплатить почти 10$.
Расходы на регулярное сервисное обслуживание в Варшаве таковы: замена масла – 50-100 злотых (13-26$), замена всех тормозных колодок – 100-150 злотых (26-40$) без стоимости масла, фильтра и колодок. Регулировка развала-схождения – 100 злотых, шиномонтаж комплекта колес с балансировкой – 150 злотых, или почти 40$.
Штрафы за самые распространенные нарушения ПДД в Польше следующие:
Наконец, самая серьезная составляющая расходов на автомобиль – топливо. 95-й бензин стоит 5,06 злотого за литр, примерно столько же – 5,05 злотого – дизельное топливо. В долларах это около 1,31.
Считаем расходы на год
На основе приведенной выше информации посчитаем эксплуатационные расходы в течение года. Допустим, у нас есть бензиновый автомобиль с двигателем объемом 1,6 л. За техосмотр заплатим 26$, за обязательную страховку – около 330$ при 10-летнем стаже вождения. Два шиномонтажа в течение года – еще 80$. Если машина проезжает 20.000 км в год, то придется два раза поменять масло – около 30$ без стоимости масла и фильтра. Уже 466$.
В Беларуси за техосмотр заплатим 33,5 руб. плюс 81 руб. транспортный налог, ОСАГО – 75 руб., два шиномонтажа – 100 руб., две замены масла – 50 рублей. Итого 339,5 руб., или 131$. В расчет мы не включили возможные штрафы и оплату парковок.
Теперь посмотрим на затраты на топливо. Предположим, что за год мы проезжаем 20.000 км при среднем расходе 7,5 л / 100 км. Таким образом, нам потребуется 1500 л бензина. В Польше на этот объем придется потратить 1965$, в Беларуси – 2805 руб., или 1082$.
Итого обязательные траты на автомобиль в течение года и 20.000 км пробега в соседней стране составят 2431$, в Беларуси – 1213$.
Наш вердикт
Разумеется, процентное отношение затрат на автомобиль к среднегодовой зарплате интересно только с позиции цифр – реальное положение дел в обеих странах будет абсолютно разным для людей различных профессий в разных регионах. Но очевидно, что в абсолютных цифрах владение автомобилем в Беларуси обходится дешевле, чем у западных соседей. Зато граждане Польши могут без проблем пригнать автомобиль из Германии или других стран ЕС, заплатив за это государству символическую сумму.
Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса
Сколько стоит страховка авто в Польше где оформить Ubezpieczenie OC?
Автор: Дмитрий Константинович
Дата обновления: 28.03.2021
Продолжая цикл материалов о легализации иностранцев на территории Польши, необходимо снова вернуться к теме автомобилей. Точнее, речь пойдет об обязательном страховании (obowiązkowe Ubezpieczenie Odpowiedzialności Cywilnej, далее OC), без которого эксплуатировать транспортное средство запрещено.
Во многом Ubezpieczenie OC является аналогом привычного жителям СНГ OCАГО, но есть и нюансы. Сколько стоит страховка авто в Польше? Может ли застраховаться иностранец или иностранный автомобиль? Как сэкономить на страховке машины и где купить полис? На эти и другие вопросы и будет отвечать данный материал.
Штраф за просроченную страховку или ее отсутствие
Закон однозначно трактует, что любой зарегистрированный в Польше автомобиль должен иметь обязательную страховку. На получение полиса выделяется 30 дней с момента покупки ТС, и тут возникают первые разночтения: в некоторых регионах к этому факту относятся, как к разрешению месяц ездить без Ubezpieczenie OC, но в других полицейские уверены, что речь идет о времени для получения полиса, но права на перемещение на авто без страховки у водителя нет.
По этой (и многим другим – см. ниже) причинам мы рекомендуем озаботиться получением страховки на машину сразу же после регистрации.
Размеры штрафов за езду без страховки в Польше (привязаны к минимальной зарплате в Польше – далее, МЗП):
Нарушение | Штраф в 2021 году, pln |
---|---|
Езда без OC на легковом авто | 2 х МЗП = 5600 |
Езда без OC на грузовой машине | 3 х МЗП = 8400 |
На ТС других типов | 930 |
Просроченный полис до 3 дней | 20% от штрафа (легковая 1120 / грузовая 1680) |
Просрочка 3-14 дней | 50% от штрафа (2800 / 4200) |
В зависимости от региона могут быть назначены дополнительные штрафные выплаты или изменены допустимые сроки.
Сколько стоит страховка на авто в Польше?
Цена страховки авто, как и привычного нами OCАГО, складывается из огромного числа различных компонентов. Среди них:
Не в последнюю очередь цена будет зависеть от региона.
Разброс стоимостей обеспечения на авто в разных населенных пунктах может достигать внушительных размеров. В сельской местности (из-за низкой интенсивности движения) стоимость, как правило, ниже, в крупных городах – значительно выше.
К сожалению, цена на obowiązkowe Ubezpieczenie Odpowiedzialności Cywilnej постоянно увеличивается (только в 2017 году среднее повышение составило 45%, а максимальное в некоторых регионах достигло 80%), но предусмотрены скидки и льготы за большой стаж, безаварийную езду и др.
Узнать стоимости OC у различных поставщиков можно с помощью калькулятора страхования авто.
При использовании сервиса, обратите внимание на два момента:
Как сэкономить на обязательной автостраховке?
Владелец машины не может повлиять ни на возраст своего «железного коня», ни на его технические параметры, ни на региональные коэффициенты OC. Но есть один параметр, про который многие забывают – это стаж вождения!
Всю имеющуюся историю, связанную со страхованием вне пределов Польши, водители-иностранцы зачастую игнорируют. И это главная ошибка! Многие польские компании могут учесть имеющийся заграничный стаж, безаварийную езду, другие параметры и сделать внушительную скидку.
Иначе страховая история начнется с нуля.
Повторимся, страховые компании могут, но не обязаны этого делать. Тем не менее большинство из них идут на встречу в этом вопросе.
При покупке авто у поляка, машина уже имеет страховой полис, оформленного на предыдущего хозяина. Переоформить его на нового владельца можно совершенно бесплатно! Требуется только подъехать в офис компании. Наличие бывшего владельца при этом требуется далеко не всегда (этот аспект нужно уточнять в конкретной страховой).
Даже если у старой OC осталось всего несколько недель, рекомендуется переоформить ее! Это создаст запись о новом владельце в страховых БД, что при открытии следующего полиса, может привести к значительным скидкам.
Можно ли разбить цену полиса на части?
Такая услуга (рассрочка) представляется страховыми компаниями. Годовой взнос можно разбить на 2, 3, 4 и даже 6 частей, но надо понимать, что чем больше платежей, тем выше окажется общая сумма.
К примеру, при годовой стоимости в 1 280 злотых, разбитая на два платежа сумма вырастет до 1 360 (2 х 680), а при делении на 6 частей может подрасти до двух и более тысяч злотых.
Как оформить страхование авто при покупке?
Страховых компаний в Польше, мягко говоря, немало. Их офисы расположены и в крупных центрах, в шаговой доступности в спальных районах и неподалеку от ужендов, рынков, вокзалов и других учреждений.
На наш взгляд, удобнее всего пользоваться услугами страховых агентов.
Эти люди сотрудничают сразу с несколькими компаниями, и смогут подобрать наиболее выгодные условия для конкретного случая. При этом лучше работать с проверенными, зарекомендованными профессионалами.
Как узнать, застрахован ли автомобиль?
Такая функция может потребоваться, например, при покупке машины или после ДТП, т.к. иметь при себе полис нынешнее законодательство не требует. Выяснить наличие действующей ОС можно в полиции (при аварии) или направив письменный запрос в страховую или их ассоциацию.
Однако существуют и онлайн-методы проверки действительности полиса ОС в Польше. Мы подробно рассказывали о них в статье про ДТП, в специальном разделе «Как проверить, есть ли у виновного страховка?». Эти же способы допустимо применять и в случае отсутствия аварии, к примеру, перед сделкой купли-продажи.
Давайте подытожим информацию об обязательном страховании автомобилей в Польше в режиме вопрос-ответ:
Какие документы нужны?
Перед страхованием авто должно быть зарегистрировано. Соответственно, на руках у владельца должны иметься номера и техпаспорт (в ряде случаев временный). Это и есть два обязательных условия.
При этом, если новый владелец планирует переоформление полиса старого хозяина авто – необходим этот полис. Имейте в виду, что предыдущий владелец вовсе не обязан передавать новому свою страховку – он вполне может аннулировать ее, вернув часть средств. Поэтому данный нюанс необходимо уточнять заранее.
Еще одним спорным вопросом может стать PESEL.
Закон не требует обязательного наличия этого идентификатора, однако многие страховые компании без него полис не оформляют.
Оформить OC без PESEL возможно, но выбор компаний в этом случае будет небольшим.
Можно ли застраховать не польский автомобиль?
Формально польская ОС распространяется только на польский транспорт, однако существуют инструменты получить необходимое страхование и на автомобили, зарегистрированные за пределами ЕС.
Во-первых, наличие Зеленой карты – специального страхования, которое иностранец должен был оформить еще в стране выезда. Этот инструмент пользуется максимальной популярностью и является достаточным, однако рано или поздно его действие заканчивается, а купить новый полис, находясь в Польше, иностранец может далеко не во всех случаях.
Поэтому, во-вторых, и появился у польских страховщиков такой продукт, как OC Graniczna – специальный действующий на территории РП полис для автотранспорта, зарегистрированного вне пределов Евросоюза.
Что такое OC Graniczna и сколько стоит?
OC Graniczna – это особый тип страхования для автомобилей, зарегистрированных за пределами РП и других стран Евросоюза, признаваемый властями Польши в качестве требуемого по закону обязательного страхования.
При наличии Зеленой карты, получать OC Graniczna не нужно, однако при ее отсутствии (окончании) данный полис может стать выходом из создавшегося положения. Приобрести страховку просто – достаточно обратиться в страховую компанию, и прямо высказать желание оформления именно данного типа полиса.
Что касается цен, то они могут варьироваться в зависимости от обстоятельств. По данным Polskie Biuro Ubezpieczycieli Komunikacyjnych, в 2020 году средний показатель составлял около 60 злотых за месяц.
Важно понимать, что страховка с тем же названием существует для польского транспорта, наоборот, выезжающего за пределы ЕС (при отсутствии / невозможность оформить Зеленую карту), однако в данной материале это страхование не рассматривается. А при покупке OC Graniczna необходимо точно указывать, что речь идет об иностранном для Польши транспорте.
Обязательная страховка авто в Польше нужна каждому водителю ТС с польской регистрацией. А зная все нюансы процесса, можно значительно сэкономить. Надеемся, что статья пополнила ваш багаж знаний по этому вопросу, но если что-то осталось непонятым, задайте свой вопрос в комментариях.
Страховка для визы в Польшу
Минимум времени
Электронный полис придет
на ваш email сразу после оплаты
100% защита от подделки
Оригинальные полисы для поездки в любую страну мира
Выгодно и удобно
Предложения страховых компаний без комиссий и доплат
Туристическая страховка
Зачем страховаться при выезде за рубеж
Туристическая страховка позволяет получить бесплатную медицинскую помощь в стране пребывания.
Какие риски покрывает страховка
Базовый полис ВЗР включает только лечение, экстренную стоматологию и медицинскую транспортировку.
Как воспользоваться страховкой
Необходимо позвонить
в сервисную компанию
по телефону, указанному
в страховке и следовать указаниям сотрудника сервисной компании.
Чем можно дополнить страховку
Полис можно дополнить страхованием багажа, страхованием при занятиях спортом, страхованием от невыезда и задержки рейса
и др.
Как купить полис онлайн
Страховка в Польшу
Если отсутствует страховка в Польшу, то при возникновении несчастного случая вам придется заплатить за услуги медиков из своего кармана в соответствии с действующими тарифами учреждения, в которое вы обратитесь. Поэтому покупка полиса выступает гарантией оплаты врачебных манипуляций и медикаментов страховщиком в рамках выбранной программы.
Важные моменты
Перед тем как отправить запрос на получение свидетельства, следует рассчитать стоимость страховки для визы в Польшу. Так вы спрогнозируете свои расходы по ее приобретению, что позволит спланировать движение денежных потоков наилучшим образом.
Стоимость страховки для выезда в Польшу зависит от следующих факторов:
Узнать, сколько стоит страховка в Польшу, вы можете заблаговременно. Для этого нужно воспользоваться специальным калькулятором на официальном сайте страховщика. Результаты расчетов станут известны моментально. Если они вас устроят, то заявку на страховку в Польшу по цене, которую определила система, вы сможете подать не выходя из дома — через интернет. Так вы сэкономите немало времени и решите текущие проблемы в самые сжатые сроки.
Необходимые условия
Общие требования к полису следующие:
Свидетельство компенсирует расходы на:
Чем поможет Banki.ru
На вашем портале в соответствующем разделе размещены актуальные предложения от ведущих российских страховщиков. С нами вы сможете приобрести страховку в Польшу по низкой стоимости, если воспользуетесь бонусами от постоянных партнеров. Нужно только изучить условия оказания услуги и выбрать наиболее подходящий вариант. Попасть на страницу понравившейся организации не составит труда: вы сделаете это моментально по прямой ссылке. На официальном сайте страховой компании вы продолжите оформление продукта в режиме онлайн.
Как я съездила в Польшу за 20 000 рублей
Гуляла по старым городам и любовалась горами
В 2018 году мы с друзьями взяли отпуск на майские праздники, сели в машину и поехали в Польшу.
Там мы наслаждались красотой гор, гуляли по мощеным улочкам Кракова и покупали еду в магазине со смешным названием «Жабка».
За 9 дней мы проехали 3500 км. В статье я расскажу, сколько стоило такое путешествие и как его организовать.
Расходы в Польше за неделю на одного — 20 106 Р
Еда | 6250 Р |
Проживание | 6126 Р |
Автомобиль | 4180 Р |
Страховки | 1250 Р |
Сувениры | 1200 Р |
Развлечения | 600 Р |
Общественный транспорт | 500 Р |
Маршрут
Мы с подругой не хотели тратиться на самолет и зависеть от расписания общественного транспорта, поэтому выбрали автомобиль. В поездке на машине можно быть свободным в выборе мест.
Сначала нас пугало расстояние: от Москвы до ближайшего польского города Люблин — 1200 км. До этого момента никто из нас не ездил на машине так далеко. Но когда оказалось, что у нас в запасе будет еще два сменных водителя, мы решились.
мы проехали на машине за 9 дней поездки
В Польше мы побывали в городах Люблин, Краков, Закопане, а в конце даже заехали в словацкий город Попрад. Маршрут получился оптимальный: мы не устали от дороги и по пути посмотрели на жизнь в провинциальных городках страны. Больше всего нам понравились горы Татры.
На обратной дороге в Москву мы хотели посетить Жешувский и Ланьцутский замки в окрестностях города Жешув: они были по пути. Но в последний день поняли, что не успеваем, поэтому пришлось оставить их на следующий раз. Возможно, еще на этапе планирования нам следовало разграничить цель: горы или замки. За 7 дней сложно посмотреть и то и другое. Если хотите успеть везде, добавьте к маршруту еще 2 дня.
Поездка на машине хороша тем, что по дороге можно увидеть много интересного. Мне нравится наблюдать за жизнью людей в провинциях. Когда мы ехали по польским деревням, я удивлялась отношению поляков к своему имуществу. В маленьких польских городках нет заброшенных земель и коттеджных поселков — только аккуратные домики с подстриженными кустами. Еще аисты вьют гнезда прямо на фонарных столбах — чудное зрелище.
В Польшу можно въехать по шенгенской визе. Мы начали готовить документы на польскую визу за месяц до отъезда. Вместе с основным пакетом документов для путешествия на машине надо было предоставить:
Мы хотели запросить визу в консульстве Польши в Москве. Оказалось, что запись уже закрыта: документы лучше подавать за 1,5 месяца или раньше. Тогда мы начали звонить в визовый центр Польши. Оператор на горячей линии нас сильно озадачил: все визовые центры временно приостановили работу. Причину я так и не узнала, но сейчас они снова работают.
я отдала за шенгенскую визу на полгода
Когда едешь на машине за границу, пограничники ставят отметку в паспорте в стране первого въезда. В нашем случае это была Польша. На границах стран Евросоюза нет контрольно-пропускных пунктов, а значит, нет и доказательств, что мы не были в Италии. Но в теории такое путешествие может быть рискованным: никогда не знаешь, как это повлияет на выдачу новой визы. Лучше соблюдать правила и по возможности делать визу той страны, где собираетесь провести большее количество дней.
Деньги
В Беларуси мы не покупали валюту, потому что нигде не останавливались. Бензин оплачивали картой. В Польше мы меняли наличные деньги, картой расплачивались редко. Мне удобнее планировать траты и следить за бюджетом, когда деньги на руках.
Почти везде принимают карты. Мы не смогли расплатиться по безналу только пару раз вдали от крупных городов, например в деревне в Татрах. Пэйпасс тоже есть везде.
Дорога
До Польши. Наш путь начался в 6 утра в Москве и пролегал через Беларусь. До границы было 1100 км. По пути мы планировали переночевать в польском городе Люблин в 100 км от границы. Это было правильным решением: в пути сильно затекают мышцы, устают глаза и хочется спать.
На границе Польши и Беларуси 6 таможенных пунктов. Самые близкие к Люблину — Брест и Домачево. В Бресте большие очереди, поэтому мы решили ехать через Домачево.
Если белорусскую границу можно пройти без очереди, то дальше все равно придется стоять на польской. Тогда мы не стали тратить деньги на бронь, но если бы поехали сейчас, я бы все-таки забронировала место в очереди в брестском пункте.
После въезда в Польшу дорога стала в два раза уже и опустился туман. Из леса на обочину выходили олени, лисы и зайцы: всю дорогу мы ехали со скоростью 60 км/ч или меньше. Нас разморило, и мы захотели спать — последние 50 километров ехали как зомби.
В целом дорога из Москвы до Польши может занять до 24 часов в зависимости от того, сколько стоять на границе. Мы ехали 19 часов.
По Польше. Мы переночевали в Люблине и утром сразу отправились в Краков. По самому короткому пути до него было 283 км.
До Кракова ехали 6 часов. Приложение с офлайн-картами Maps.me повело нас по польским деревням и серпантинам на паром через реку Висла. Такой маршрут на 54 км короче, чем маршрут напрямую по шоссе S7. Но по времени он вышел на 2 часа дольше из-за петляющих дорог. Мы не расстроились, наоборот несколько раз делали остановки, чтобы сделать фото и насладиться пейзажами.
На паром поместились всего две машины: наша маленькая Хонда-джаз и семейный фургон. Билет на паром покупали у водителя. Если поедете в Польшу зимой, лучше выбрать другую дорогу: паромная переправа может не работать.
Из Польши в Москву. Обратно в Домачево мы ехали из города Закопане. Карта повела нас по трассе Закопане — Краков, на которой происходит много аварий. Из-за них мы простояли в пробке два часа.
До Москвы ехали без долгих остановок: наш водитель не устал. За раз проехали 1700 км и были дома через сутки. Если хотите где-то переночевать, можно остановиться в белорусском городе Кобрин: он недалеко от границы.
мы потратили на проезд за все путешествие. Планировали потратить на 9000 Р больше
Что посмотреть в Польше
Краков — бывшая столица Польши. Мы гуляли по центру: заглянули на рыночную площадь и в еврейский квартал, а потом отправились на набережную. Именно там все главные развлечения: бесплатный кинотеатр под открытым небом, фрисби, танцы, аттракционы, а главное — вид на Вавельский замок
Краков напомнил Петербург: там серая застройка и похожая атмосфера. Но центр города, бесспорно, красив.
Освенцим. Мы заехали в Освенцим, чтобы посетить музей Аушвиц-Биркенау. Это бывшие концентрационные немецкие лагеря.
В Освенциме мы увидели очередь в полтора километра и поняли, что не успеваем туда попасть: дальше по расписанию была поездка в Закопане. Было обидно.
На мой взгляд, город обычный и смотреть там нечего. Мы приехали туда, чтобы попасть в национальный парк Татры, который находится в пригороде Закопане.
стоит билет в национальный парк Татры
Мы хотели почувствовать атмосферу гор, погулять по ним и насладиться видами. Запланировали на это три дня. В гостевом доме нам выдали книжку с путеводителем по Закопане и картой трекинговых маршрутов в Татрах. Еще ее можно взять в туристических инфоцентрах. В интернете есть краткий путеводитель по Закопане.
По мнению путешественников на форумах, самый популярный трекинговый маршрут в Татрах — Путь Орла. Мои спутники хотели его пройти, но я прочитала несколько статей и не решилась: судя по отзывам, у нас не было должной подготовки. Например, на сайте Phototravel говорится, что это самый сложный маршрут в Татрах. Без экипировки туда идти точно не стоит.
стоит проехаться на канатной дороге к вершине Каспровы-Верх и обратно
Мы хотели гулять по трекинговым тропам. Их десятки — можно добраться до любого места в парке. Тропы каменистые и с резкими подъемами. Я была в кедах и сбила о камни все ступни, еще и пару раз поскользнулась. На одной из троп мы чуть не заблудились: все дорожки похожи.
В первую очередь мы пошли к озеру Морское Око. Там были сотни людей — мы с друзьями потерялись и вместо прогулки искали друг друга полтора часа. Морское Око меня не впечатлило: оно похоже на все горные озера.
Поэтому мы отправились ко второму озеру с угрожающим названием Чарны-Став-под-Рысами. До него пришлось лезть вверх по камням и снегу. Озеро поразило нас красотой: вокруг был снег, в воде плавали снежные глыбы, на поверхности отражались горы. Еще оттуда было видно Морское Око, и с высоты оно выглядело гораздо красивее, чем вблизи.
На вершине одной из скал Татр есть пещеры. Подъем оборудован цепями, за которые можно придерживаться, но иногда было удобнее опираться на трекинговые палки. Пока мы поднимались к скалам, я ощущала страх и адреналин одновременно. Помимо нас туда лезли несколько женщин средних лет и даже одна бабушка. Меня это сильно удивило: там высоко и опасно, страховки нет, а она все равно осмелилась.
Замок смотрится красиво с дороги, но внутри — ничего особенного. После Спишского Града мы заехали пообедать в словацкий Попрад и пришли в ужас от унылой застройки из однотипных домов. Ничего интересного и красивого там нет. Местный фастфуд за 1 € хуже, чем ничего: невкусно. В общем, Словакия нам не понравилась.
Жилье
стоит ночь в польском отеле в горах
Санузел был общий, и мы приготовились к дискомфорту. Но душ «превзошел» все ожидания: окно из душевой выходило прямо на окна этого же здания. Еще там не было горячей воды, а персонал не разговаривал по-английски.
В Кракове мы остановились в хостеле Benedykta, где забронировали по кровати в общей шестиместной комнате для мужчин и женщин.
В стоимость был включен бесплатный завтрак. Вещи можно оставить в шкафчике, ключи выдавали на ресепшене. В целом размещение нам понравилось: было чисто и комфортно.
я заплатила за 4 ночи в гостевом доме рядом с горным курортом Закопане
Когда мы подъехали к вилле, калитка была закрыта. Мы не могли понять, как вызвать администратора. Сначала попробовали найти звонок, задвижку, потом покричали, постучали в ворота, но ничего не работало. Пришлось перелезть через забор и стучаться в сам дом. К нам вышла русскоговорящая девушка и показала звонок. Оказывается, он был на калитке — правда, едва заметный.
После хостелов было здорово заселиться в виллу — в просторную обустроенную комнату на двоих с собственным балконом.
Парковки
стоит двадцатиминутная парковка в центре города с 10:00 до 20:00
В крупных городах, например Кракове и Люблине, парковку оплачивают в паркоматах. Они принимают монеты номиналом 1, 2 и 5 злотых и не дают сдачу. Старые паркоматы не принимают карты, а на новых есть даже пэйпасс. Проверить возможность безналичной оплаты и научиться оплачивать парковку можно на сайте городской инфраструктуры Кракова.
У 90% хостелов в центре Кракова нет своей парковки, поэтому мы оставляли машину на улице. В Люблине у большинства хостелов есть парковка, за нашей даже следил охранник. Но мы так ей и не воспользовались: приехали ночью, сил искать ее не было, поэтому припарковались прямо в центре. Платить не пришлось: ночью парковка тоже была бесплатна.
Рестораны
Польская кухня — что-то среднее между русской, украинской и белорусской. Еще она похожа на немецкую: здесь предлагают много колбасок.
стоят в среднем 400 мл супа
Журек — это суп на закваске из воды, муки, чеснока и ржаного хлеба. В него добавляют картошку, колбаски и зелень. По вкусу он отдаленно напоминает рассольник. У всех супов яркий вкус: борщ пряный за счет чеснока и специй, а журек сытный и необычный благодаря закваске на ржаном хлебе. В каждом польском кафе готовили супы по-разному.
Если спросить любого официанта, что стоит съесть из традиционных блюд, он первым делом скажет: pierogi. Поляки преподносят это блюдо как обязательное к обеду или ужину. Пироги — с ударением на «о» — похожи на вареники, только пресные и сухие. Они стоят 10—12 zł ( 180—220 Р ) за порцию из нескольких штук. Их варят или жарят. Я пробовала вареные, но мне не понравилось. Ребята каждый раз ели вареные и были довольны.
Почти к любому блюду подают пляцки — картофельные оладьи. Поляки любят их добавлять как основной гарнир к горячим блюдам. Сначала они кажутся вкусными, особенно когда их приправляют подливкой или соусом. Но потом приедаются: во всех кафе, что мы были, пляцки имели один и тот же вкус.
Я не люблю туристические места и стараюсь есть в кафе подальше от центра. Так можно найти действительно вкусную национальную еду и посмотреть, что берут поляки. В таких кафе счет обычно ниже на 10—15 zł (180—270 Р ), чем в центре города.
я заплатила за обед из двух блюд с пивом в ресторации U Sliwy
Однажды мы попробовали поесть в польском «Макдональдсе». Он колоссально отличается от русского: еда там более постная и с рукколой. Вместо обычных булочек — ржаные.
На завтрак можно сходить в любую польскую пекарню: местные булочки восхитительны. Если брать круассан, он будет свежий, пышный, большой и с вкусной начинкой. Остальная выпечка не уступает по размерам и характеристикам. В среднем все стоит 12—14 zł (220—250 Р ).
Магазины
Мы обычно ходили в горы, поэтому еду на завтрак и обед покупали в супермаркетах. Самые популярные магазины в Польше — Biedronka и Lidl. Обычно они работают с 6:00 до 21:00—22:00, по воскресеньям закрыты. Точное расписание лучше уточнять на сайтах.
я потратила на сыр осцыпек в вакуумной упаковке
Когда мы приехали в Закопане в воскресенье, то колесили по городу, чтобы купить еды: все было закрыто. На третьем кругу нашли супермаркет Zabka, по-русски — «Жабка». Он работал с 6:00 до 23:00 даже по выходным и праздникам. Из-за этого цены на все были выше на 2—3 zł (36—54 Р ). В очереди пришлось простоять полчаса, но выбирать не приходилось. Перед поездкой рекомендую проверить режимы работы магазинов и отметить их на карте, чтобы не пришлось их судорожно искать в поездке.
Из сладостей в Польше популярны пряники катаржинки — katarzynki. В основном их делают к Рождеству по традиционному рецепту, но мы сумели найти их в «Бидронке». Они действительно пряные на вкус, я даже привезла их как сувенир.
Вот примерные цены на продукты в супермаркетах Польши:
Что взять с собой
В поездку я взяла с собой маску для сна, чтобы спать в машине. Еще мы запаслись едой и водой, чтобы не тратить время на крупные остановки для перекусов.
стоит в среднем пара трекинговых палок в «Декатлоне»
На всякий случай мы с ребятами решили взять солнцезащитный крем и эластичные бинты. Оказалось, что это обязательные вещи при прогулке в горах. Даже в мае солнце печет — можно сильно обгореть. Эластичный бинт пригодится, если колени заболят от напряжения.
Для трекинга понадобится удобный рюкзак и обувь, в которой можно безболезненно ходить по камням и не скользить по снегу. Мы не позаботились об этом заранее и в Татрах ходили в кедах. Ступни ныли от камней несколько дней.
Запомнить
Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.