столкновение с жизнью уроки жизни контраст между добротой и жестокостью в повести горького детство

Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького “Детство”

Повесть “Детство”, первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего прошлого.
В центре повести – мальчик Алеша, волею судеб “заброшенный” в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей – многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы…

Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая.
Жизнь Алеши и его семьи сложна, наполнена

Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия.
Но и кроме материальных проблем, на долю Алеши в детстве выпало много и других испытаний. Горький описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы: дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали

На его глазах умирали близкие: отец, братья, Цыганок, мать. Все это не могло не оставить своего следа в душе героя.
Но и такое детство закончилось для Алеши очень рано. После смерти матери дед заявил ему, что не может содержать внука и что Алеше нужно идти “в люди”.
Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: “Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей”.
Светлым пятном в жизни Алеши была его бабушка, по-настоящему нравственный и духовный человек. Именно она больше всего была близка Алеше. Именно бабушка, как мне кажется, помогла мальчику сохранить в его душе свет и пронести его потом во взрослую жизнь.
Светлым человеком в судьбе Алеши стал и Хорошее Дело. Это был довольно образованный человек, к которому Алеша тянулся всей душой. Вообще, мальчик был очень способным, многие науки, которым его учил дед и мать, герою давались легко.

Но, к сожалению, в детстве мальчик не получил систематического образования.
В чем же заключается идея повести “Детство”? Автор пишет в ней: “В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед”.
Итак, Горький уверен, что детство – очень важная пора в жизни каждого человека. Именно в детстве – истоки характера, мировоззрения, психического состояния. Другими словами, именно тогда формируется личность.

И так важно, чтобы именно в эту пору ребенку на пути встретились хорошие, добрые, понимающие люди, чтобы ребенка любили и оберегали от житейских невзгод.

Related posts:

Источник

Урок по повести М.Горького «Нравственные уроки детства» (7 класс), с презентацией и тестовой работой

Выбранный для просмотра документ Нравственные уроки детства.docx

Нравственные уроки детства ( По повести А.М.Горького «Детство»)

воспитание интереса и уважения к литературе и слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения работать в парах;

развитие умения формулировать проблему;

собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях;

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать технику чтения.

мультимедийная презентация к уроку.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

» В недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»

1 . Организационный момент. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока, определение его задач и целей.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о людях, общение с которыми отразилось на характере Алёши Пешкова. Кто они? Что несут в мир? Какие уроки жизни дают мальчику? Запишите тему урока и эпиграф к нему в тетрадь.

— Выполните тест ( работа в парах), который поможет вам в работе на уроке.

( Учащиеся работают с тестами).(Приложение 1)

— Проверьте свои ответы с ответами на доске и сделайте для себя выводы. (Слайд 2)

— Повесть «Детство» носит автобиографический характер. Что это значит?(Ответы)

Ученик с использованием презентации выступает с сообщением о доме-музее Кашириных.(Слайд 3)

— Вспомните, кому принадлежат следующие слова: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». ( Л.Н.Толстой)

— Созвучны ли эти слова впечатлениям Горького, описанным в его повести?

( Детство, описанное Горьким далеко не прекрасный период его жизни. )

— Картины, нарисованные писателем,- результат наиболее сильных впечатлений, которые остались в сознании ребёнка от столкновения с действительностью.

3. Анализ повести М.Горького «Детство»

-Какое впечатление повесть произвела на вас? Какие эпизоды взволновали?

— Повесть строится на контрасте между «свинцовыми мерзостями русской жизни» и «добрым, человеческим». Подберите синоним к слову «контраст». (Противопоставление).

— Перед вами титульный лист повести. (Слайд 4)

— Кто в повести противопоставлен бабушке? (Дед)

— Противопоставление героев даётся уже в начале произведения. Когда мы с ним встречаемся? (Слайд 4, портрет бабушки и деда) ( Чтение отрывков учащимися).

Работа с иллюстрациями

— Какие черты внешности и характера героев воплощены на рисунках Бориса Александровича Дехтерёва? (Слайд)

— Какими строками из произведения можно подписать иллюстрации? (1 гл.)

— Каково поведение этих героев во время пожара? (Слайд 6)

— Кто ещё привлекает внимание Алёши в сцене праздничного вечера? (Слайд 7 «Пляска Цыганка») ( Ученик читает отрывок наизусть на фоне музыки).

— Как в пляске проявляются характеры бабушки и Цыганка?

— Чему научили эти люди Алёшу? (Помогли Алёше научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, неравнодушные к красоте, с распахнутой душой, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием).

— И бабушка, и Цыганок сыграли немалую роль в нравственном формировании Алёши как личности. Кого ещё из героев можно было расположить с левой стороны титульного листа? (Хорошее Дело)

— Кто такой Хорошее Дело? (Слайд 9) Как называли его домочадцы и Алёша? Почему?

— Почему Алёшу влекло к этому человеку? (Алёша был «страшно один»). Найдите в тексте, прочитайте, обратив внимание на глаголы.

— Что мальчик узнал из бесед с Хорошим Делом?

— Найдите в 8 главе высказывания Х.Д.. Как вы их понимаете? (Ученики находят высказывания, которые распределяются по группам. Работа в группах (2-3 мин.). Ответы).

— Перечитаем эпизод » Прощание Алёши с Хорошим Делом». Какие чувства испытывает мальчик в этот момент?

— Зачем автор вводит в текст произведения повествование о Х.Д.? ( Последний абзац 8 гл.)

— Какие же нравственные уроки вынес Алёша из этой дружбы? (Открыл дорогу в мир науки, покорил прямотой и правдивостью, благодаря ему Алёша внутренне вырос и обогатился; показал себя очень чутким мальчиком: он понял этого человека, нашёл пути к его сердцу.)

— Как формируется характер человека в обществе?( Очень многое зависит от того, в какое окружение человек попадает.)

— Кто оказал влияние на формирование Алёши как личности? ( Ученики называют, учитель в это время делает на доске запись:

Бабушка и Цыганок Х.Д. и Григорий Ив. Дед, дядья, улица)

— Как соотносятся тема урока и эпиграф? ( Надо знать о» свинцовых мерзостях», чтобы уметь им противостоять).

— Что полезного на этом уроке вы усвоили для себя?

— Как вы думаете, легко ли быть таким человеком, как Алёша?

— Сможет ли Алёша адаптироваться в обществе? Почему?

Домашнее задание ( слайд 10): написать сочинение-размышление на тему «Над чем меня заставила задуматься повесть М.Горького «Детство»

Выбранный для просмотра документ Нравственные уроки детства.ppt

столкновение с жизнью уроки жизни контраст между добротой и жестокостью в повести горького детство

Описание презентации по отдельным слайдам:

Напишите небольшое сочинение-размышление на тему « Над чем меня заставила задуматься повесть М.Горького «Детство»?

Выбранный для просмотра документ Тест по повести М.docx

Тест по повести М. Горького «Детство»

1. Какие из названных произведений являются автобиографическими: а) Гоголь «Тарас Бульба»; б) Л.Толстой. «Детство»; в) Платонов. «Юшка»; г) М. Горький. «Детство»?

2. В ком из персонажей повести главный герой сразу «почувствовал врага»: а) в бабушке; б) в дяде Якове; в) в деде Каширине; г) в Цыганке?

3. Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»: а) негодование; б) удивление; в) отвращение; г) восторг?

4. Прочитайте отрывок. Чем вызваны изменения в душе Алеши: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой»?

а) путешествием на пароходе; б) ссорой с дядьями; в) несправедливым и жестоким наказанием; г) встречей с Хорошим Делом?

5. Что явилось «самым ярким впечатлением» в период болезни Алеши: а) посещение Цыганка; б) посещение деда; в) сказки бабушки?

7. Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать: а) красоту русского народного танца; б) талант, одаренность, красоту души бабушки; в) благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих; г) неумение отдыхать в семье Кашириных.

8. Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара: а) понимает неблаговидность своего поведения; б) благодарен бабушке; в) боится за детей и за свою семью; г) боится потерять свои хозяйские права.

9. Кто из персонажей обладает следующими чертами характера: доброта, любовь к людям, талантливость, способность сохранить самообладание в минуты испытаний: а) бабушка; б) Хорошее дело; в) Цыганок; г) дед Каширин?

10. С оотнесите краткие характеристики героев и их имена. а) честолюбивое стремление выбиться в люди, неспособность вести себя достойно в критической ситуации, тщеславие, скупость, но в то же время выносливость и целеустремленность б) доброта, любовь к людям, талантливость, способность сохранить самообладание в минуты испытаний в) доброта, самоотверженность, весёлость, талантливость, трудолюбие г) сдержанность, немногословность, безразличие к бытовой стороне жизни, умение радоваться красоте природы и одарённости людей

1) бабушка, 2) Хорошее Дело, 3) дед Каширин, 4) Цыганок

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

столкновение с жизнью уроки жизни контраст между добротой и жестокостью в повести горького детство

Мари Умняшка

Лучший ответ:

столкновение с жизнью уроки жизни контраст между добротой и жестокостью в повести горького детство

Васян Коваль

Не секрет, что детство является самым светлым и радостным временем в жизни любого человека. Во всяком случае, это должно быть так, ведь именно в детстве формируются характер и личность человека, его отношение к себе и к окружающим.

Писатель заостряет внимание на том, что ребенок зависим от взрослых, любой может обидеть его или унизить. Однако хуже этого ничего нет, ведь у маленького человека доброе сердце, и причиненная боль может остаться с ним на всю жизнь.

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство» повествует о жизни Николеньки Иртеньева. Он растет, получает ценные уроки жизни, ненавидит и любит. Героя окружает любовь и забота близких (маменьки, няни и гувернера). Они растят мальчика добрым и неравнодушным к чужим невзгодам. Жизнь Николеньки состоит из уроков, игр с друзьями и общения с любимой маменькой. Но по мере его взросления происходят перемены в жизни. Мальчик отправляется в Москву, где у него появляются новые друзья. Он разлучается и теряет маменьку.

Она научила мальчика быть справедливым, добрым и любить людей. Именно благодаря бабушке мальчик узнал Бога – не такого, как у Кашириных, злобного и сурового, а любящего и доброго. Старушка объясняла Алеше жизнь, она рассказывала ему обо всем, что происходит вокруг. Детство героя закончилось со смертью бабушки.

Толстой, Бунин и Горький описывают детство в своих произведениях как важнейшую пору жизни. Именно в это время закладывается и формируется мировоззрение личности. Как бы там ни было, детство с уверенность можно назвать золотой порой жизни, ведь она наполнена светом, ежедневными открытиями и непорочностью души.

Источник

доброта и жестокость в повести Максима Горького «Детство»

Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.
С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.
Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.
Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.
Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.
Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

Источник

столкновение с жизнью уроки жизни контраст между добротой и жестокостью в повести горького детство

Не секрет, что детство является самым светлым и радостным временем в жизни любого человека. Во всяком случае, это должно быть так, ведь именно в детстве формируются характер и личность человека, его отношение к себе и к окружающим.

Писатель заостряет внимание на том, что ребенок зависим от взрослых, любой может обидеть его или унизить. Однако хуже этого ничего нет, ведь у маленького человека доброе сердце, и причиненная боль может остаться с ним на всю жизнь.

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство» повествует о жизни Николеньки Иртеньева. Он растет, получает ценные уроки жизни, ненавидит и любит. Героя окружает любовь и забота близких (маменьки, няни и гувернера). Они растят мальчика добрым и неравнодушным к чужим невзгодам. Жизнь Николеньки состоит из уроков, игр с друзьями и общения с любимой маменькой. Но по мере его взросления происходят перемены в жизни. Мальчик отправляется в Москву, где у него появляются новые друзья. Он разлучается и теряет маменьку.

Она научила мальчика быть справедливым, добрым и любить людей. Именно благодаря бабушке мальчик узнал Бога – не такого, как у Кашириных, злобного и сурового, а любящего и доброго. Старушка объясняла Алеше жизнь, она рассказывала ему обо всем, что происходит вокруг. Детство героя закончилось со смертью бабушки.

Толстой, Бунин и Горький описывают детство в своих произведениях как важнейшую пору жизни. Именно в это время закладывается и формируется мировоззрение личности. Как бы там ни было, детство с уверенность можно назвать золотой порой жизни, ведь она наполнена светом, ежедневными открытиями и непорочностью души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *