Столкновение автомобилей навстречу друг другу
Вот почему при лобовом ударе скорости автомобилей не складываются
Если две машины одновременно движутся на скорости 100 км в час на встречу друг другу и происходит лобовое столкновение, то складываются ли скорости в момент удара?
Среди автолюбителей ходит масса правдоподобных мифов, в которые верит большое количество людей. О многих мифах мы уже не раз писали на страницах нашего издания. Сегодня же мы хотим поговорить о самом распространенном мифе – о складывании скоростей двух автомобилей при лобовом ударе. Давайте развеем этот миф раз и навсегда.
Чтобы понять, что это миф, и чтобы рассчитать силу лобового удара и последствия для автомобилей, попавших в такую аварию, нужно провести следующее сравнение.
Итак, давайте сравним последствия для автомобилей в разных авариях. Например, каждая машина движется навстречу друг другу со скоростью 100 км/ч, и затем они лоб в лоб сталкиваются друг с другом. Как вы думаете, последствия от лобового удара будут серьезнее, чем от удара в кирпичную стену на той же скорости? Если основываться на распространенном мифе, который уже несколько десятков лет ходит среди людей, только наполовину знающих физику (или вообще не знакомых с ней), то на первый взгляд последствия лобового удара двух автомобилей на скорости 100 км/ч будут более плачевными, чем при ударе автомобиля на той же скорости о кирпичную стену, так как якобы сила лобового удара будет больше из-за того, что скорости машин в этом случае нужно сложить. Но это не так.
На самом деле сила лобового удара двух машин на скорости 100 км/час будет соответствовать той же силе, что и при ударе на скорости в 100 км/час в кирпичную стену. Это можно объяснить двумя способами. Один – простой, который будет понятен даже школьнику. Второй – более сложный, который поймут не все.
ПРОСТОЙ ОТВЕТ
Действительно, полная энергия, которая должна быть рассеяна с помощью смятия металла кузова, вдвое выше при столкновении двух машин лоб в лоб, нежели при ударе одного автомобиля о кирпичную стену. Но при лобовом столкновении увеличивается расстояние смятия металла кузовов обеих машин.
Поскольку изгиб металла – это то место, где идет вся эта кинетическая энергия, то при столкновении двух машин лоб в лоб энергии будет поглощаться в два раза больше, поскольку она будет поглощаться двумя автомобилями, в отличие от удара об кирпичную стену, где кинетическая энергия будет поглощаться одной машиной.
Таким образом, скорость замедления и сила лобового удара на скорости 100 км/час будет примерно той же, что и при ударе на 100 км/час в кирпичную неподвижную стену. Поэтому последствия для двух автомобилей, двигающихся с одинаковой скоростью и столкнувшихся лоб в лоб, будут примерно такими же, как если бы один автомобиль с той же скоростью врезался в неподвижную стену.
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ
Предположим, что автомобили имеют одинаковую массу, одни и те же характеристики деформации и идеально под прямым углом сталкиваются лоб в лоб и не отлетают друг от друга далеко. Допустим, что оба автомобиля остановятся в точке столкновения. Таким образом, двигаясь, например, со скоростью 100 км/час, каждый автомобиль остановится при ударе с 100 до 0 км/час. В этом случае каждый автомобиль будет вести себя точно так же, как если бы каждый из них столкнулся с неподвижной стеной на скорости 100 км/час. В итоге оба автомобиля получат при идеальном лобовом ударе тот же урон, что и при ударе об стену.
Чтобы понять, почему именно одинаковый урон, нужно провести мысленный эксперимент. Для этого представьте, что два автомобиля едут на скорости 100 км/час навстречу друг другу. Но на дороге между ними стоит толстая, очень крепкая неподвижная стена. А теперь представьте, что оба автомобиля одновременно врезаются в эту воображаемую стену с противоположных сторон. Каждый в этот момент одновременно останавливается со 100 км/час до 0 км/час. Поскольку стена на дороге очень прочная, она не передает энергию удара одного автомобиля на другой. В итоге получается, что оба автомобиля ударяются отдельно в стоящую стену, не оказывая влияния друг на друга.
Одинаковая ли энергия удара и последствия при столкновении со стоящим автомобилем или неподвижной стеной?
Это еще один распространенный миф среди автолюбителей, который связан с тем, что если на скорости, например, в 100 км/час столкнуться со стоящим автомобилем, то сила удара будет точно такой же, как если бы автомобиль на скорости в 100 км/час влетел в неподвижную стену. Но и это не так. Это чистый воды миф, который основан на незнании элементарной физики.
Итак, представим себе ситуацию, что один автомобиль движется со скоростью 100 км/час и на полном ходу сталкивается с точно такой же машиной, стоящей на дороге. В момент удара один автомобиль, продолжая свое движение, будет толкать другой автомобиль. В итоге обе машины отлетят от места столкновения. В момент удара кинетическая энергия будет поглощаться деформацией кузова обоих автомобилей. То есть энергия удара также поделится между двумя автомобилями. В случае же с ударом в неподвижную стену одного автомобиля на скорости в 100 км/час деформация кузова будет только у одного автомобиля. Соответственно, сила удара и его последствия для машины будут больше, чем при ударе на скорости одного автомобиля в другой, который стоит на месте.
Что делать если на вас едет встречный автомобиль — советы опытного автоинструктора
Автотрасса является источником повышенной опасности. Это подтверждает статистика смертельных ДТП, которая растет буквально с каждым днем.
Одна из наиболее страшных аварий – это лобовое столкновение. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно придерживаться определенного алгоритма действий.
В чем сложность ситуации и почему она может возникнуть
Столкновение двух встречных автомобилей несет наиболее разрушительные последствия, поскольку транспортные средства двигаются навстречу друг другу с определенной скоростью.
Такие ситуации чаще всего возникают при плохой видимости, наличии на поверхности трассы гололеда, плохом состоянии дорожного полотна, неисправностях самого авто.
Кроме того, человеческий фактор зачастую становится причиной подобных аварий. Скорость реакции, стаж, внимание, интуиция определяют возможность избежать столкновения или наоборот – его спровоцировать.
Лобовые аварии происходят чаще в зимнее время года из-за плохого состояния дороги. Возникновению таких аварийных ситуаций способствуют алкоголь, отвлечение внимания разговорами по мобильному телефону, состояние эмоционального стресса.
Можно выделить следующие причины столкновений лоб в лоб:
Учитывая перечисленные причины данной аварийной ситуации, можно отметить важность навыков правильного обгона. В соответствии с правилами дорожного движения таким опасным маневром считается опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения.
Если водитель неправильно с риском обгоняет идущую впереди машину, то повышается вероятность столкновения со встречным транспортом. Уход от такого контакта зависит от умений и знаний самого водителя.
Правила выживания в такой ситуации и выбор маневра
Еще в автошколе обгону уделяется достаточно большое внимание. Самое главное для безопасного выполнения этого маневра – убедиться в отсутствии встречного автомобиля или препятствия.
При проведении обгона нужно строго придерживаться следующего алгоритма:
При несоблюдении перечисленных правил перед лицом реальной опасности нужно определиться с конкретными действиями.
Тормозить или нет
Блокировать педаль тормоза при аварийной ситуации ни в коем случае не рекомендуется, поскольку из-за резкого торможения машина может потерять управление вследствие сильного заноса.
Чтобы избежать максимальных потерь в результате аварии, использовать допускается только прерывистое торможение или двигатель.
Главное – попытаться контролировать ситуацию до последнего момента, не поддаваясь панике.
Поворот влево
Правилами дорожного движения не запрещается маневрировать в случае опасности. Главной задачей в аварийных ситуациях является максимальное сглаживание удара. Для этого лучше выбрать левый кювет.
Двигаясь по диагонали, водитель может снизить скорость, уйти от лобового столкновения. При этом важно убедиться, что на встречной полосе нет никаких препятствий или людей.
Поворот вправо
Для предотвращения лобового удара нужно по возможности прижаться вправо, контролируя действия встречного транспортного средства. Лучшим вариантом будет направить авто в кювет плавным поворотом рулевого колеса.
При съезде с дороги руль нужно выпрямить. Такая мера позволит сохранить машину на колесах в устойчивом положении.
Громкий сигнал и мигание фар
Световая и звуковая сигнализация является действенной мерой для предотвращения столкновения едущих навстречу друг другу автомобилей.
Часто это мобилизует растерявшегося водителя встречного авто, выводит его из ступора. Кроме того, такие меры предупреждают других участников дорожного движения.
Таким образом, в случае опасности лобового столкновения нужно максимально сохранять самообладание, действовать быстро и уверенно. Задача – при столкновении подставить заднюю боковую часть. При этом следует максимально сгруппироваться, закрыв руками лицо, прижав подбородок к груди, поджав ноги перед креслом.
Столкновение автомобилей навстречу друг другу
Разговоры на общие автомобильные темы всех участников форумов
Сообщения: 317 Зарегистрирован: 20 май 2008, 00:00 Стаж: 2008 Авто: Audi 80 :
Награды: 1
Рейтинг: 11 532 |
Репутация: +11 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 21 раз
Сложение скоростей при ДТП. Да или нет? Тема №2
Сообщение sergey987 » 14 фев 2015, 23:31
Да. А вот если 0+80 (т.е. одна машина стоит), то будет 40 как в стену.
Сообщения: 41 Зарегистрирован: 15 янв 2010, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 47 |
Репутация: 0 |
Сообщение wer82 » 18 фев 2015, 13:38
Сообщения: 146 Зарегистрирован: 08 фев 2011, 00:00 Откуда: Тюмень-Исетское Стаж: 2001 Авто: Cee`d SW :
Награды: 1
Рейтинг: 196 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 2 раза Поблагодарили: 1 раз
Сообщение max72rus82 » 18 фев 2015, 14:19
Ещё очень важное значение, как уже было отмечено некоторыми форумчанами, имеет величина сминаемого пространства. Если в условиях предыдущей задачки предположить, что сминаемое пространство не 1 метр, а полметра, то и перегрузки будут вдвое сильнее. Именно поэтому столкновение в рамных прочных автомобилях зачастую опаснее, чем в деформируемых.
Сообщения: 685 Зарегистрирован: 28 сен 2014, 00:00 Откуда: Тюмень
Рейтинг: 3 685 |
Репутация: +8 |
Благодарил (а): 106 раз Поблагодарили: 44 раза
Сообщение Peshik70 » 18 фев 2015, 14:37
Разберем классификацию ДТП
Классификация — это способ разделения чего-либо на подразделы с целью получить более ясное представление о предмете: его происхождении, признаках, причинах возникновения и т.д. Для классификации нужны основания (критерии, признаки). Очевидно, что в случае дорожно-транспортных происшествий может быть множество признаков классифицирования, которые будут рассмотрены ниже.
Виды ДТП и их причины
Классификация дорожно-транспортных происшествий необходима, потому что:
Для ДТП есть как общие причины, такие как управление в неадекватном состоянии, несоблюдение дистанции, разговор по телефону во время управления транспортным средством, так и специфические при определенных ДТП.
Именно поэтому в части случаев уже из самой классификации ясна наиболее вероятная причина, что может служить для статического анализа и планирования мер по предотвращению данного типа ДТП на определенном участке, где они случаются значительно чаще, чем в среднем.
Классификация для указания степени виновности важна страховым компаниям при решении спора в суде, поэтому неправильно классифицированное ДТП может повлечь неправомерное решение суда или отказ в страховом возмещении.
Правильная классификация позволяет страховщику ограничить страховое возмещение суммой, указанной в договоре именно для этого страхового случая.
ДТП можно классифицировать:
Классификация по объективности факторов возникновения
Все ДТП по поводу (факторам) возникновения можно разбить на имеющие:
При рассмотрении степени виновности участников существование объективных поводов возникновения ДТП является смягчающим обстоятельством.
Классификация по причинам ДТП
Все ДТП можно классифицировать на:
Общие для всех видов ДТП причины это:
Специфические причины — это причины, приводящие в большинстве случаев к ДТП определенного механизма возникновения.
Например, непропускание ТС, имеющего преимущество, часто приводит к боковым или касательным столкновениям, техническая неисправность тормозов к задним столкновениям, выезд на встречную полосу к лобовым столкновениям и т.д.
Некоторые виды причин, например, состояние алкогольного опьянения, делают лицо виновным априори, без дальнейшего рассмотрения обстоятельств ДТП.
Классификация по способу возникновения
По способу или механизму возникновения ДТП бывают следующих типов.
Столкновение
Столкновения могут быть следующих типов:
Лобовое столкновение – столкновение автомобилей, едущих навстречу друг другу. Это наиболее опасный вид ДТП, поскольку энергия транспортных средств, движущихся навстречу, суммируется. Такой тип ДТП часто заканчивается смертельным исходом для его участников. Наиболее часто встречается на междугородних трассах без физического разделения полос при обгоне и выезде на встречную полосу.
Заднее столкновение – это соударение транспортных средств, едущих в одном направлении, но с разной скоростью. Может привести к повреждению нескольких автомобилей. Основными специфическими причинами являются несоблюдение дистанции, отвлечение водителя, технические неисправности тормозной системы, неоснащенность шипованной резиной зимой. Часто к этому приводит также отвлечение внимания водителя и превышение скорости. Обычно происходит на загруженных магистралях при плохих погодных условиях (гололед, дождь). Редко приводит к тяжелым последствиям.
Боковое столкновение – это соударение транспортных средств, движущихся по перпендикулярной траектории. Чаще всего возникает при выезде транспортного средства с боковой второстепенной дороги на главную на нерегулируемых перекрестках и развилках. Возникает обычно в черте города. Причина чаще всего в невнимательности водителя, выезжающего с второстепенной дороги при ограничении обзора при выезде с посторонними объектами (рекламными билбордами, деревьями и т.д.). Второй причиной, а еще чаще, сопутствующей, может являться превышение скорости водителем, едущим по главной дороге.
Касательное столкновение – соударение транспортных средств, движущихся в одном направлении. Возникает на нерегулируемых перекрестках и при кольцевом движении при нарушении правил дорожного движения – непредоставлении преимущества по ПДД транспортному средству, либо при невнимательности в перестроении. Как правило, не сопровождается серьезным ущербом.
Опрокидывание
Опрокидывание возникает при сильном превышении скорости при обстоятельствах, не способствующих устойчивому движению: крутой поворот с уклоном, пробитое или отломавшееся колесо, скользкое дорожное покрытие. Также может возникнуть при резком выходе из бокового заноса.
Является очень опасным ДТП для участников, так как может привести не только к механическим повреждениям автомобиля, но и его возгоранию в результате детонации топлива.
Наезд на стоящее транспортное средство
Наезд на стоящий автомобиль происходит в черте города при невнимательности активного участника, либо при неправильной парковке неподвижного ТС. Может иметь самые разные последствия в зависимости от скорости движущегося участника.
Наезд на пешехода
Столкновение автомобиля с человеком, движущимся по проезжей части или тротуару, относится к наездам на пешехода. Так же интерпретируется ДТП, в котором столкновение с машиной, находящейся в движении, было инициировано пешеходом. Такое может произойти по причине невнимательности водителя, превышении скорости, ограничении обзора и плохих погодных условиях, а также при несоблюдении пешеходом правил дорожного движения. Водитель с точки зрения права несет большую ответственность за такое ДТП, как лицо, обладающее ответственностью за средство повышенной опасности, автомобиль. Поэтому при нарушении ПДД, приведшему к ДТП этого типа, водителя ожидает административная ответственность со штрафом.
В случае смерти пешехода наступает уголовная ответственность.
Наезд на велосипедиста
Наезд на велосипедиста по трактовке вины и правовым последствиям аналогичен наезду на пешехода. Единственным отличием является то, что с точки зрения ПДД велосипед – это тоже транспортное средство и правила езды на велосипеде отличаются от правил передвижения пешехода. Частым примером является наезд на велосипедиста при пересечении велосипедистом проезжей части по пешеходному переходу в процессе управления велосипедом, что запрещено ПДД.
Состояние алкогольного опьянения велосипедиста делает его виновным в ДТП, так же как и управление автомобилем.
Наезд на гужевой транспорт
Наездом на гужевой транспорт называют столкновение автомобиля с повозкой, в которую запряжены тягловые животные. Такой тип ДТП свойственен больше сельской местности. Причиной может быть невнимательность и нарушение ПДД водителем, недостаточность взаимодействия опыт водителя и тягловых животных гужевого ТС.
Наезд на животное
Наезд на животное трактуется как ДТП, даже в случае если водитель транспортного средства не понес ущерба, поскольку домашние животные, согласно праву, являются имуществом хозяев, а дикие животные – имуществом государства (Гражданский Кодекс, ст. 137, Закон о животном мире, ст 4).
Поэтому согласно праву ДТП с участием животных также требует регистрации и возмещения ущерба пострадавшей стороне по ОСАГО.
Падение пассажира
Падения пассажира в общественном транспорте по статистике составляют около 40% случаев, в которых водители общественного транспорта нарушили ПДД. Чаще всего возникают при экстренном торможении. В некоторых случаях падений прослеживается вина пассажиров, нарушающих правила проезда в общественном транспорте. Следует заметить, что если падение пассажира в автобусе трактуется как ДТП, то и продолжение движения автобуса рассматривается как оставление места ДТП, со всеми правовыми последствиями для водителя.
Выпадения пассажира из автомобиля очень опасны, хотя и случаются редко.
Прочие виды ДТП
К прочим типам ДТП по способу возникновения относятся все происшествия, не попавшие в описанную классификацию – например, нанесение ущерба не являющимся участниками движения людям при столкновении с жилым помещением, падение незакрепленного груза с грузового тс, сход с рельсов трамвая и т.д.
В таких случаях ответственная сторона и причины произошедшего достаточно очевидны — это водитель транспортного средства и его поведение, приведшее к ущербу пассивных участников.
Классификация по предотвратимости
Классификация по предотратимости призвана оценить значимость объективных факторов, приведших к ДТП. С этой точки зрения ДТП с существенной ролью объективных факторов делятся на:
В первом случае, при принятии мер участниками движения велика вероятность того, что ДТП не состоялось бы, во втором, согласно мнению экспертов ДТП состоялось бы при принятии любого решения.
Классификация по тяжести ДТП и вреда
По серьезности последствий ДТП могут заканчиваться:
В зависимости от серьезности ДТП участники должны принять меры по недопущению прекращению аварийной ситуации и помощи пострадавшим.
Примеры ДТП и их классифицирования
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.