Стоимостная оценка акций кратко

Стоимостная оценка акций

По Федеральному закону «Об акционерных обществах» уставный ка­питал общества составляется из номинальной стоимости акций обще­ства, приобретенных акционерами, иначе говоря, равен сумме номина­лов акций в обращении.

Затем стоимостная оценка акций происходит при их первичном раз­мещении, когда необходимо установить эмиссионную стоимость — это цена акции, по которой ее приобретает первый держатель. По существующему законодательству эмиссионная цена акции превышает но­минальную стоимость или равна ей. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной сто­имости.

При всех последующих выпусках реализация акций осуще­ствляется по эмиссионной цене, ориентированной на рыночную. Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью назы­вается эмиссионной выручкой, или эмиссионным доходом. Он не может быть использован на цели потребления и должен быть присоединен к собственному капиталу акционерного общества.

Эмиссионная цена может быть ниже рыночной. Это возможно, во-первых, в том случае, если акционер использует имеющееся у него преимущественное право приобретения акций со скидкой 10% рыночной цены. Таким образом, эмиссионная цена для него составляет 90% рыночной. Во-вторых, в слу­чае размещения дополнительных акций при участии посредников по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем на раз­мер вознаграждения посредника. Таким образом, эмиссионная цена рав­на рыночной минус вознаграждение посредника.

Рыночная(курсовая) цена — это цена, по которой акция продается и покупается на вторичном рынке. На ликвидном эффективном рынке ценных бумаг рыночная цена акции — это стоимость в текущих ценах по сделкам, заключенным в каждый момент времени, не более и не менее.

Рыночная цена обычно устанавливается на торгах на фондовой бирже и отражает действительную цену акции при условии большого объема сделок. Биржевой курс как результат биржевой котировки оп­ределяется равновесным соотношением спроса и предложения. Цену предложения (оферту) устанавливает продавец, цену спроса (бид) — покупатель, разница между ценой предложения и спроса называется спрэд. Цена сделки называется курсовой ценой акции Ак.

Рыночная цена акции в расчете на 100 денежных единиц называется курсом:

При стоимостной оценке акций важную роль играет книжная, или балансовая, стоимость. Ее определяют эксперты как частное от деления стоимости чистых активов компании на количество выпущенных ак­ций, находящихся в обращении. Такая оценка доступна очень узкому кругу инвесторов. Если курсовая цена превышает балансовую, то это является основой для биржевого роста цены.

Балансовую стоимость определяют при аудиторских проверках в том случае, если эмитент намерен пройти листинг для включения своих ак­ций в биржевой список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам, а также при ликвидации акционерного общества, чтобы определить долю собственности, приходящуюся на одну акцию.

Кроме того, выделяют ликвидационную стоимость. Она опреде­ляется только для привилегированных акций и устанавливается при эмиссии.

Особое значение в настоящее время придается реальной стоимости акций, определяемой на основе дисконтирования потоков платежей, ко­торые может обеспечить акция.

Доходность акции

Инвестиции в акции являются разновидностью финан­совых инвестиций, т.е. вложением денег в финансовые активы с целью получения дохода. Доходными будут считаться такие вложения в ак­ции, которые способны обеспечить доход выше среднерыночного.

При этом до­ход, который может принести акция, обращаясь на фондовом рынке, ин­тересует в основном портфельного инвестора. Составляющими этого дохода будут дивиденды и рост курсовой стоимости.

Дивиденды приносят текущий доход по акциям, и поэтому текущая доходность акций определяется как отношение полученного дивиденда к цене приобретения актива.

Второй составляющей доходности является соотношение между ценой продажи и ценой покупки акции.

К основным факторам, влияющим на доходность акций, можно от­нести:

• размер дивидендных выплат (производная величина от чистой при­
были и пропорции ее распределения);

• колебания рыночных цен;

На западном фондовом рынке все акции с точки зрения доходности можно разделить на:

— акции, обладающие высокой ликвидностью, по которым проходят
активные сделки, позволяющие получить доход даже от небольшого
колебания цен (эти акции называются «гвоздь программы»);

— акции, являющиеся лидерами по росту курсовой стоимости, име­ющие максимальную разницу между курсами покупки и продажи, они называются премиальными;

— «обаятельные» акции — акции молодых компаний, активно повышающиеся в цене. Для получе­ния максимального дохода по таким акциям необходимы детальные ис­следования и активный мониторинг.

— акции, не имеющие колебаний ры­ночных цен, но имеющие стабильный дивиденд.

Источник

Недооценка акций в науке и в жизни. Серия 1

Говорят о трёх методах стоимостного подхода: балансовый, сравнительный и дисконтирование денежных потоков. С балансовым методом сомнительнее всего, в своих заметках я этого касался. В век информационных технологий, капитализации брендов и политических обстоятельств балансы могут не отражать главное. Ради интереса, посмотрите, что у нас в России стоит дешевле своей балансовой стоимости, и сколько лет оно ещё может так стоить. Ответ: да сколько угодно.

Полагаю, в XXI веке этот метод работать толком не будет.

Дисконтирование денежных потоков, кажется, имеет в основе более здоровую концепцию того, что такое бизнес. Это не большая куча всего хорошего, сваленного на баланс, а машинка для добывания денег в будущем. Всё верно. Проблема, что будущие потоки невозможно посчитать точно. И даже приблизительно почти невозможно. Небольшие поправки в расчётах могут привести к изменению итоговой цифры в два раза, а это слишком большой разлёт для принятия решения. «Компания А принесёт в будущем в два раза больше денег, чем Б. Или не принесёт, смотря как считать. Инвестируем?».

Теоретически компания существует бесконечно и возвращает акционеру его вложение дивидендами. Если дивидендов нет, в теории это означает, что прибыль реинвестируется, чтобы в будущем дивидендов было ещё больше. На практике — никто не собирается жить вечно. Более того, если взять среднее физическое лицо и среднее юридическое лицо — человек переживёт компанию. Невозможно сказать, что именно с ней случится, но компании в среднем умирают позже, чем хомяки, но раньше, чем люди. Хотя бы поэтому прибыль будущих периодов стоит меньше, чем прибыль нынешнего года. Но теоретически учитывается вся будущая прибыль. Как?

Вот есть нынешняя прибыль, это число, оно известно. Есть представления о том, насколько она нормальна в этом году. Может быть, она обусловлена резким скачком валютного курса или удачной продажей непрофильного актива. Есть представление о том, как привести реальную прибыль к её нормальному виду. Далее, есть представление, что может повлиять на неё в будущем. Может быть, у нас циклическая компания на вершине цикла или в низине. Учитываем и это. Далее смотрим, насколько прибыль следующих лет менее важна, чем сейчас. На выходе получаем некое число для компании А. Смотрим, какое это число, если его соотнести с текущей ценой акции. Сравниваем с аналогичными числами компаний Б, В, Г и далее по списку. Выбираем лучшие.

В этом алгоритме расчёта теоретически всё может быть безупречно, а практически может сломаться в десяти местах.

Легко представить, где именно, если это возможно где угодно. Тем более, добавим мы, если возьмёмся считать российские компании. Ради эксперимента можно взять десять компаний и десять лет. Задача в том, чтобы получить десять чисел. Это не так уж и трудно. Через десять лет можно посмотреть, насколько мы были правы. Выше сказано, что ошибиться в два раза очень легко. Не так уж трудно ошибиться и в десять раз. Слишком много факторов. Слишком труден прогноз. Синоптики не берутся предсказать погоду на год вперёд, мы же берёмся предсказывать экономику на десятилетия — не слишком ли большая самоуверенность?

Остаётся сравнительный метод. Он тоже не так прекрасен, как в старые добрые времена, и, честно говоря, я даже удивлён, что он мне приносил какие-то деньги. Может быть, везло.

В каком-то смысле два других подхода тоже сравнительные. Любой подход сравнительный. Мы же всегда делаем одно и то же. Вычленяем некий фактор. Смотрим его силу для разных акций. Видим, где лучше, и принимаем решение.

Тот сравнительный метод, который прямо называется этим словом, не пытается заглянуть в будущее. Мы не знаем денежный поток компании в следующие годы, утешая себя лишь тем, что этого не знает никто. Если будущее неизвестно, то прошлое ненадёжно. Можно посмотреть, почём активы компании, оценённые в прошлом затратным методом, и как это соотносимо с её рыночной ценой — это можно знать точно, но зачем? Мы сравниваем только сегодняшний день с сегодняшним днём у разных компаний.

Например, если мы покупаем будущую прибыль компании, можно не пытаться её угадать. Будем считать, что все компании подвержены случайности в равной мере, где-то дела ухудшатся, где-то улучшатся, неважно. Но у всех есть цена сегодняшней прибыли. Это простейший мультипликатор P/E. Рыночная стоимость, делённая на прибыль.

Чем дешевле стоит прибыль, тем лучше.

Мультипликатор может принимать самые любопытные значения, бывает 1 (удивительная дешевизна), бывает 100 (поразительная дороговизна). Бывают отрицательные значения (когда вместо прибыли убыток), но это редко, эпизодично и нам неинтересно. Цифра «1» означает, что компанию можно купить за одну её годовую прибыль. «100» означает, что компания стоит сто своих прибылей. Обычно такая цена оправдывается лишь тем, что «бизнес только выходит на прибыль» или «это был очень плохой год». Когда прибыль покупают за сто прибылей, покупают всегда надежду на рост прибыли, иначе покупка бессмысленна.

Если мы посмотрим на США и вообще развитые рынки, средний исторический P/E там в районе 15–20. Нормально, если компания стоит двадцать своих годовых прибылей или, что тоже самое, даёт возврат на капитал в 5%. Когда средний P/E японской биржи поднялся до ста, это было событие, которое вошло в историю. Это было в 1990 году и означало очень переоценённый рынок. Дальше — только вниз.

Российские компании исторически стоят дёшево, средний P/E здесь в диапазоне 5–10. Когда в начале 2008 года он был в районе 12–13, это вошло в историю как пузырь. Почему российские компании дешевле американских в среднем в два-три раза, всем примерно понятно и обычно называется «страновые риски».

Иногда вместо показателя P/E используют EV/EBITDA. EV (Enterprise Value) многим кажется правильнее, чем P, будучи суммой рыночной капитализации и долга компании. Учитывать долг — логично. Допустим, есть две компании с одинаковой прибылью и одинаковой ценой на рынке. Но одна компания должна кредиторам, а вторая нет. Понятно, что первая компания — лучше? А если долг большой, то сильно лучше? Значит, долг имеет значение.

Что такое EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization), и зачем она нам, кроме того, что забавно звучит для русского уха?

Формула EBITDA:

Чистая прибыль + Расходы по налогу на прибыль + Проценты уплаченные — Проценты полученные = EBIT;
EBIT + Амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам — Переоценка активов = EBITDA.

То есть эта штука, которую можно получить из прибыли, проделав ряд дополнительных арифметических действий, не сильно сложных. Все цифры в отчётности компаний. Отчётность — всегда в открытом доступе. В крупных компаниях ей можно более-менее верить.

Кстати, необязательно доводить прибыль до состояния EBITDA. Можно остановиться на EBIT, для русского уха тоже звучит неплохо и должно запомниться. Налоги и проценты могут запутать дело, но амортизационные отчисления лучше учесть. По крайней мере, Уоррен Баффетт и Джоэл Гринблатт учитывают и нам советуют.

Впрочем, можно использовать P/E. Смысл один и тот же, вопрос, как его точнее выразить. Смысл — заплатить сегодня как можно меньше, купив денежный поток завтра. Мы не пытаемся угадать, какой именно поток. Мы полагаем, что если десять раз купить товар с вероятной скидкой, какая-то из них окажется настоящей. Почти как в трейдинге: ставка на большие статистические массивы.

И что, вот так всё просто? Загнал все 125 российских акций в скринер (или все 55, смотря какая нужна ликвидность). Нажал кнопочку «рассортировать по P/E». Сложил в мешок те десять, у которые самая маленькая циферка. Всё, профит?

Вкратце, что делал исследователь? Смотрел, какая доходность была бы в прошлом, играй он простейший вариант. Отбирал 15 лучших российских компаний по тому или иному классическому мультипликатору, причём циклическому, как часто советуют учебники. Это как? Смотрится, например, P/E. Однако берётся не только текущий год (слишком велика роль случайности), но усреднённые значения прибыли за три, пять, десять лет. С поправкой на инфляцию. Также для индекса и для портфеля учитываются дивиденды. Это трудоёмко, но выполнимо. Аналогично с другими мультипликаторами.

Составленный 30 июня гипотетический портфель гипотетически удерживается год, потом пересмотр и снова вперёд на год. Брались данные с 2010 года. Выяснилось, что от периода усреднения — два года, три, пять, восемь — зависит не так уж много. С любым усреднением портфель, оптимизированный по P/E, проигрывал индексу! Не очень много, в среднем 3–4% годовых.

Впрочем, это ещё не самое грустное. Помните, мы ругались на балансовые замеры, а именно на P/BV? Там вышло хуже, средний проигрыш 5–10% годовых. При этом на западных данных — методика всё же, худо-бедно, но работала. Как так?

Ведь это советуют все учебники. Это мировая практика. Пусть сделан только первый шаг, самый грубый. Но даже так фишки должны быть как минимум не хуже случайных, и доходность как минимум в районе индекса. А здесь — явный минус и какой-то детективный сюжет.

Как же так? За что и почему? Во-первых, потому что дело в России.

Теория теорией, но, чтобы стать настоящим профи, нужно практиковаться. Начните сейчас — откройте торговый счёт в «Открытие Брокер». А с программой лояльности O. InveStore! вы можете получать бонусы и кэшбек за торговлю на бирже!

Источник

Что такое обыкновенные акции

Стоимостная оценка акций кратко

Стоимостная оценка акций кратко

Обыкновенная акция — это эмиссионная ценная бумага, которая выпускается (эмитируется) акционерным обществом для привлечения инвестиций. Эмиссия — процесс выпуска. Акционер имеет право получать часть прибыли АО в виде дивидендов. Решение о выплате принимают собрание акционеров или совет директоров. При ликвидации компании акционер имеет право получить часть её имущества в денежном эквиваленте пропорционально стоимости бумаг.

Виды обыкновенных акций

Когда становится понятно, что такое обыкновенные акции, нужно изучить их виды. Они отличаются соотношением прибыли и инвестиционных рисков, ростом стоимости, ликвидностью, размерами дивидендов, локацией и надёжностью эмитентов, другими показателями.По отношению к капиталу акционерного общества различают размещённые, объявленные и дополнительные акции.

Голубые фишки

Это ценные бумаги надёжных, популярных у инвесторов компаний, которые давно на рынке и имеют высокую стоимость активов. Отличаются стабильными, но небольшими дивидендными доходностями. Как правило, чем надёжнее эмитент, тем ниже доходность активов. Включать бумаги с невысокими доходностями в портфель стоит для того, чтобы повысить степень защищённости в период кризиса.

Стоимостная оценка акций кратко

Акции роста

К этому типу относятся обыкновенные акции, ценность которых в ближайшее время будет расти. Часто это недооцененные акции молодых, быстро развивающихся компаний. Держатели такихактивов не всегда получают дивиденды: в период роста руководство может направлять основную часть прибыли на развитие.

Другие виды акций

Остальные виды акций, менее интересные для инвесторов, приведены в таблице.

Вид акций

Кто выпускает

Особенности

Молодые компании, осваивающие новые рынки

Доходность выше, чем у голубых фишек, а цена ниже. При высоких оборотах и стабильной прибыли дивиденды могут увеличиваться

В эту категорию могут попасть акции любой компании. Причины: падение продаж в предыдущем отчётном периоде, скандал, другие факторы, которые сложно спрогнозировать

Низкий показатель P/E

(отношение стоимости к годовой прибыли).

Стоят дешевле аналогов на рынке. Риск: цена может надолго остаться заниженной

Производители автомобилей, строительные фирмы, другие предприятия, которые выпускают товары длительного пользования (дискреционные)

Цена зависит от состояния экономики и может резко изменяться. В период экономического роста дорожают, в кризисы и периоды спада — дешевеют.

Пищевые, фармацевтические компании, другие производители ТПН

Не реагируют на изменения в экономике. Подходят для диверсификации

Молодые компании в стадии становления

Высокорисковые активы с высоким потенциалом роста котировок

Спекулятивный актив с низкой стоимостью.

Зарубежные компании, привлекательные для инвесторов из России

Высокая ликвидность. Стоит держать в портфелях для диверсификации

Классы

Класс эмитируемых ЦБ компания определяет самостоятельно. Классы простых акций:

Оценка стоимости простых акций — номинальная и рыночная цена

Номинальная стоимость — это доля уставного капитала АО, которая приходится на одну акцию. Она указывается на акции и используется при расчёте дивидендов. Рыночные цены — это текущие котировки на фондовой бирже, то, за сколько продают и покупают этот актив. Рыночная стоимость и номинальная стоимость обыкновенных акций часто не совпадают.

Права и плюсы владельца обыкновенных акций

Акционер, которые купил обыкновенные ЦБ («обычку»), имеет такие права:

Держатель обыкновенных акций имеет право голосовать на собрании акционеров, когда принимаются ключевые решения, в том числе о распределении прибыли. Ещё один плюс — право на выкуп бумаг в случае дополнительных эмиссий до размещения на биржевых площадках.

Минусы

Держатели небольшого пакета обыкновенных акцийпочти не оказывают влияния на принятие решений. Дивиденды выплачиваются не всегда, а только если выполнены два условия: компания получила прибыль, собрание акционеров приняло решение направить её часть на выплаты.

В случае ликвидации АО держатель ЦБ получает свою долю в последнюю очередь после кредиторов и владельцев привилегированных бумаг, если что-то достанется.

Как торгуют простыми акциями — принцип и порядок купли-продажи

Простые акции обращаются на фондовой бирже и вне её. На бирже торгуютсяактивы только надёжных эмитентов, прошедшие процедуру листинга. Бумаги, не допущенные в биржевую продажу, покупают и продают на внебиржевом рынке, который делится на организованный и неорганизованный.

Организованный

Неорганизованный

Есть правила и процедура листинга — менее жёсткая, чем на биржевом рынке.

Торговля обыкновенными акциями — через дилеров.

Нет правил и листинга. Риски несёт покупатель. Стороны договариваются о купле-продаже без посредников.

Порядок торговли на фондовой бирже по шагам:

Прибыль на обыкновенную акцию

Прибыль на акцию рассчитывается так: чистая прибыль эмитента в отчётном периоде, которую можно направить на дивиденды, делится на количество бумаг, эмитированных за год. Чем выше показатель, тем привлекательнее АО для инвестора.

Стоимостная оценка акций кратко

Владелец обыкновенных акций может заработать двумя способами: получение дивидендов и продажа бумаги дороже. Дивидендный доход не гарантирован: компания может сработать в убыток или собрание акционеров решит направить прибыль на развитие. Прибыль от продажи можно получить, если купить недооцененные бумаги и дождаться роста котировок, после чего продать дороже. Расходы: оплата услуг брокера и регистратора или депозитария, уплата налога на полученный доход.

Выплаты дивидендов по акциям — порядок и этапы

Сначала выплачивается процент держателям привилегированных акций, затем — простых. Форма выплат:

Этапы выплаты дивидентов по простым акциям:

В каждой стране могут быть ограничения, касающиеся дивидендных выплат. В России их запрещено выплачивать, если в отчёте о прибылях и убытках не отражена чистая прибыль или если есть судебное решение (в т. ч. международного суда).

Прочие причины, по которым не начисляются дивиденды держателям простых акций: решение совета директоров, появление финансовые проблем, необходимость направить средства на другие цели.

Дивиденды при ликвидации АО

После завершения ликвидации акционерного общества имущество распределяется в таком порядке: расчёты с налоговыми органами и контрагентами, начисление компенсации обладателям привилегированных акций, начисления по «обычке». Преимуществом пользуются кредиторы и привилегированные инвесторы.

Где купить

Покупать можно на фондовых биржах или за их пределами. Плюсы первого варианта:

Стоимостная оценка акций кратко

Индексы доходности голубых фишек за месяц по данным Мосбиржи

В случае покупок вне бирж инвестор подвергается риску переплатить и приобрести активы сомнительной компании.

Пакеты акций

Пакет — это акции, которые находятся у одного владельца. Виды пакетов и количество бумаг:

Отличия простых акций от облигаций

Это разные инструменты. Держатели акций могут получить доход выше ожидаемого или потерпеть убытки. Владельцы облигаций получают фиксированный доход, размер которого известен заранее.

Вид ценной бумаги/критерий

Акция

Облигация

Зависит от многих факторов

Фиксированный, известен перед покупкой облигаций

Срок обращения и выплаты процентов

От 1 года до нескольких лет

Компаниями (например, «Сбербанком»), регионами и целыми странами

Продажа по ценам ниже номинальных

Падение стоимости ниже эмиссионной

Порядок и очерёдность выплат

Акционеры не имеют приоритета перед держателями облигаций

Облигации позволяют держателям получать доход независимо от фин. результатов

Держатель бумаг по отношению к эмитенту

Право на участие в управлении

При выпуске облигаций к управлению не допускаются третьи лица

Риск утраты капитала

Зависит от надёжности эмитента

В чем разница между привилегированными и обычными акциями?

Основное, чем отличаются привилегированные акции от обычных, — права. Привилегированные («префы», от англ. preferred) не дают права голосовать на собраниях, но гарантируют дивидендные выплаты. У обычных акционеров есть право голоса, но не имеет приоритета в дивидендных выплатах.

Если у АО недостаточно средств на выплату собственникам «префов», они получают право голоса наряду с держателями «обычки». В большинстве случаев право голоса прекращается в момент полной выплаты, но в уставе АО могут быть зафиксированы другие варианты.

Источник

Как оценивать стоимость компании

И принимать разумные инвестиционные решения

Начинающие инвесторы вкладывают так: «Ой, это же твиттер! Классный сервис! Надо прикупить акций!»

Это эмоциональные решения, которые не имеют ничего общего с разумом. В этой статье — как быть разумным, а не эмоциональным инвестором.

Что от вас потребуется

Вы уже должны уметь выбирать выгодные вклады, перечислять на них деньги, читать условия и не терять проценты.

У вас должен быть брокерский счет. Как вариант — Тинькофф-инвестиции.

У вас должно быть не менее 100 тысяч рублей, которые вы готовы инвестировать на срок от года и которые вам не придется вдруг срочно снимать, чтобы купить еду в магазине. 100 тысяч — это минимальный порог, какие-то видимые доходы начинаются на полумиллионе.

Вы рассматриваете фондовый рынок не как решение финансовых проблем, а как источник пассивного дохода. У вас есть источники заработка помимо биржи, поэтому доход от ценных бумаг для вас не вопрос жизни и смерти.

Как инвестировать в акции и не прогореть

Спекуляции — не наш путь

Спекуляции — это когда инвестор зарабатывает на сиюминутных колебаниях цен. Это опасная работа: спекулянт вынужден постоянно следить за рынком, работать с кредитным плечом и сильно рисковать.

Большая часть форексов, бинарных опционов и прочих разрекламированных сервисов подталкивает инвесторов к рискованным спекуляциям: клиент стремительно теряет деньги и выходит из игры, а на его место приходят новые неопытные спекулянты. Если спекулянт не знает матчасть, он гарантированно потеряет деньги.

Это не наш путь. Мы хотим вкладывать разумно и не проводить жизнь у биржевого терминала.

Правила разумного инвестора:

Кто такой разумный инвестор

Разумный инвестор — термин из книги инвестора Бенджамина Грэма, учителя Уоррена Баффетта. Вот что он пишет:

«Единственная стратегия инвестирования, которая может обеспечить вам относительную безопасность вложений наряду с доходностью, превышающей доходность рынка, основана на оценке реальной стоимости акций компании».

Оценка стоимости — это и есть основа разумного инвестирования.

Оценка реальной стоимости компаний

Представьте, что у вас есть миллион рублей и вы хотите купить готовый бизнес с максимальной выгодой. Вы не хотите лично заниматься этим бизнесом — пусть он работает сам, а вы будете получать прибыль. Ваши варианты:

Оцениваем стоимость готового бизнеса

АвтомойкаШаурмаИТ-стартап
Стоимость500 000 Р500 000 Р500 000 Р
Годовая прибыль38 000 Р200 000 Р−22 000 Р

Попробуем другой вопрос: акции какой компании выгоднее купить: « М-видео », ФСК ЕЭС или «Твиттер»?

Ответ разумного инвестора: «Сперва мне нужно оценить реальную стоимость этих компаний».

Оцениваем стоимость акций

Поскольку капитализация меняется с изменением рыночной цены, P/E тоже немного меняется. В таблице капитализация приведена на 13.05.2017

Анализ финансовой отчетности компаний

Есть два типа отчетов: РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) и МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Форматы отчетов схожи, но МСФО предназначен для инвесторов, а РСБУ — для налоговиков.

Финансовый отчет компании может содержать более 100 страниц — не пугайтесь этого. Вас интересуют только две его формы, по которым вы сможете произвести все необходимые расчеты:

В финансовых отчетах данные формы всегда находятся по соседству. Глядя на основные цифры — общий долг, собственный капитал, выручку и прибыль — вы поймете реальную оценку компании.

Уже сейчас, глядя на скриншоты отчетности «М-видео», вы можете сказать, есть ли у компании прибыль и каково ее отношение к собственным средствам; какой долг у компании и растет ли он. Вы уже можете сказать, нравится вам бизнес этой компании или нет.

Но данные МСФО — это только половина уравнения. Вторая половина — цена, по которой вы можете купить этот бизнес. Эта цена определяется рыночной капитализацией компании на бирже. Капитализация — это стоимость компании на бирже, то есть цена акции умноженная на их количество.

Как устроена капитализация

Вот как это может выглядеть:

ПАО «Шаурма»Выход на IPOЧерез 1 годЧерез 5 лет
Годовая прибыль200 000 Р200 000 Р200 000 Р
Стоимость акции100 Р300 Р1000 Р
Число акций5000 шт.5000 шт.5000 шт.
Капитализация500 000 Р1 500 000 Р5 000 000 Р
Капитализация / прибыль2,57,525

Поскольку капитализация меняется с изменением рыночной цены, P/E тоже немного меняется. В таблице капитализация приведена на 13.05.2017

Хотя прибыль не изменилась, капитализация выросла в 3 раза. Теперь она 300 × 5000 = 1,5 млн рублей. Получается, что бизнес окупает себя уже за 7,5 лет. Стоит ли покупать акции?

Разумный инвестор ищет и покупает только те компании, чьи акции недооценены рынком.

Капитализацию всех российских публичных компаний вы можете найти на сайте Московской биржи.

Всё логично и понятно, однако, изучая одну компанию, мы потратили много времени, а их на Московской бирже более 250. В США — еще десять тысяч. Еще непонятно, как сравнивать компании между собой, если у них капитализация может отличаться на несколько порядков. Тут нам помогут мультипликаторы.

Оценка на основе мультипликаторов

Мультипликаторы — производные показатели, которые отражают соотношение между финансовыми результатами компании (прибыль, выручка, долги, активы) и ее капитализацией.

Вы уже видели мультипликаторы нашей шаурмы.

Мультипликаторы ПАО «Шаурма»

ПоказателиВыход на IPOЧерез 1 годЧерез 5 лет
Годовая прибыль200 000 Р200 000 Р200 000 Р
Стоимость акции100 Р300 Р1000 Р
Число акций5000 шт.5000 шт.5000 шт.
Капитализация500 000 Р1 500 000 Р5 000 000 Р
Капитализация / прибыль2,57,525

Теперь, сравнивая другие компании, мы можем легко выбрать лучшую, ориентируясь только на отношение капитализации к прибыли.

Какую компанию выберете?

Отрицательный показатель P/E говорит об убытках за отчетный период

Лучший мультипликатор — у шаурмы.

Сейчас мы оцениваем бизнес по мультипликатору P/E (price / earnings). Это самый популярный мультипликатор, хотя он и не отражает всей информации о здоровье компании. Существует всего около 10 основных мультипликаторов, просмотрев которые вы фактически сможете не просто сравнить десятки компаний, но и принять грамотные решения. Обо всех этих мультипликаторах поговорим отдельно.

Если мы не рассчитываем мультипликаторы самостоятельно, их нужно где-то брать. Для этого боги финансов послали нам специальные сервисы.

Мультипликаторы — не панацея

Строго говоря, некорректно сравнивать мультипликаторы принципиально разных компаний — той же шаурмы и «Твиттера». Компании могут переживать разные этапы жизненного цикла, находиться в разных экономических условиях, испытывать разные политические риски или вообще иметь принципиально разную экономику. Поэтому нельзя огульно обобщать, что шаурма как бизнес лучше «Твиттера».

Например, есть две компании — «Роснефть» и «Транснефть». Обе компании вроде про нефть, но одна нефть добывает, другая транспортирует. Это принципиально разные бизнесы с разной экономикой. Политические риски в каждом случае тоже принципиально разные. Поэтому просто отсортировать компании по P/E и выбрать что-то снизу — по меньшей мере слишком упрощенно.

Но для начала — уже неплохо.

Сервисы для поиска недооцененных компаний

Есть много платных и бесплатных сервисов для поиска недооцененных компаний. Вот по каким критериям их выбирать:

Какие представлены компании. Торгуя на Московской бирже акциями российских компаний, ищите те сервисы, которые дадут вам мультипликаторы по всем компаниям, а не только по самым ликвидным и популярным.

Мультипликаторы. Одного P/E недостаточно. Ищите сервисы, где будут мультипликаторы P/E, P/BV, P/S EV/S, EV/EBITDA, Долг/EBITDA, рост EPS, ROE. Подробно про каждый мультипликатор можно узнать в нашей статье. Дополнительным преимуществом будут рассчитанные мультипликаторы за предыдущие периоды.

Удобство поиска недооцененных акций. Важно, чтобы у сервиса были инструменты фильтрации компаний по мультипликаторам.

Самый доступный сервис — «Гугл-финанс». Он охватывает огромный объем данных, однако в этом же и его недостаток: данные поверхностные, особенно для российских компаний.

Дело в том, что нет какой-то единой электронной базы с финансовыми показателями российских компаний. Чтобы рассчитать мультипликаторы, владельцам платных сервисов приходится нанимать людей, которые ходят по отчетности, вручную собирают данные и забивают их в базу данных сервиса. Гугл не работает по такому пути, а поэтому количество и качество данных у сервиса ограничены.

Для разумного инвестора в этой карточке не очень много информации. В основном тут представлены рыночные данные: количество акций (shares), цена открытия (open), капитализация (Mkt. cap). Нам же в первую очередь интересен показатель P/E, который мы уже рассмотрели. Однако одного его недостаточно для анализа.

Специализированные платные сервисы в этом плане далеко впереди. Они могут позволить себе рассчитывать все данные. Главный игрок на этом рынке — компания finviz.com, которая дает огромный набор данных платно и бесплатно. К сожалению, данных по акциям российских компаний сервис не дает.

На российском рынке среди платных сервисов есть financemarker.ru — это аналог «Финвиза». Еще есть сервис финансовой энциклопедии conomy.ru.

Какой бы сервис для инвестиций вы ни выбрали, теперь ваша задача — найти с помощью него 8—12 недооцененных акций и купить их равными долями в свой портфель. Корректировки портфеля достаточно проводить один раз в квартал или даже раз в полгода — после публикаций новых финансовых отчетов.

Как конкретно искать недооцененные компании, расскажу в следующей статье. А пока небольшое упражнение.

Вестись ли на бренды?

Для таблицы ниже я взял по две публичные компании из разных отраслей бизнеса. Разница между ними в том, что про первые вы наверняка слышали, а про вторые нет. «Роснефть», «Русгидро» и другие — одни из крупнейших компаний в России, самые торгуемые и популярные компании на бирже среди инвесторов. Вторыми в списке идут компании с гораздо меньшей капитализацией, но тоже крупные, а главное, прибыльные.

По всем компаниям я рассчитал P/E на основе их годовых отчетов за 2016 год. Посмотрите, всегда ли стоит вестись на бренды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *