стиви уандер биография болезнь
Стиви Уандер (Stevie Wonder)
Стивленд Хардэуэй Моррис (Stevland Hardaway Morris), известный как Стиви Уандер (Stevie Wonder). Родился 13 мая 1950 года в Сагино, Мичиган (США). Американский соул-певец, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель. Основоположник современного соула и R’n’B. Один из лучших вокалистов всех времен.
Стиви Уандер родился 13 мая 1950 года в городе Сагино, штат Мичиган.
В семье был третьим из шести детей. Когда Стиви было четыре года, его мать оставила своего мужа и переехала вместе со своими детьми в город Детройт.
Мать старалась держать его дома, боясь, что слепой ребёнок не сможет постоять за себя на улицах города. Она понемногу учила его читать. По одним из данных, делала она это по обычному букварю, а по другим всё же с помощью шрифта Брайля. Чтобы сыну не было скучно, она приносила ему музыкальные инструменты: гармонику, барабаны. В это же время Стиви пел в церковном хоре. Своим первым инструментом он называет пианино. Одним из его кумиров детства был Рэй Чарльз, также лишённый зрения. По словам Стиви, для него, как и для всех незрячих, были очень важны тактильные ощущения, и то, что они сочетаются со звуками, вызывало огромный интерес. У него было пятеро братьев и сестра.
Стиви Уандер в молодости
Стиви Уандер в Motown
Одним из первых известных музыкантов, который услышал пение Уандера, был Ронни Уайт, из группы The Miracles. Стиви было организовано прослушивание у генерального директора и президента фирмы Motown Берри Горди, который был поражён незаурядной музыкальностью маленького исполнителя, и подписал с одиннадцатилетним мальчиком его первый контракт.
В возрасте 13 лет Стиви записал свой первый настоящий хит под названием «Fingertips (Pt. 2)», сингл был взят с альбома 1963 года «Recorded Live: The 12 Year Old Genius». Песня с участием Стиви в качестве вокалиста и исполнителя на бонгах и губной гармонике, а также юного Марвина Гэя на ударных стала хитом № 1 в американских поп- и R’n’B чартах.
Спустя год Стиви Уандер дебютировал камео в фильме «Muscle Beach Party». Пять месяцев спустя, он вернулся на экран в сиквеле «Bikini Beach». В обоих фильмах музыкант спел песни: «Happy Street» и «Happy Feelin’ (Dance and Shout)».
В середине 60-х годов Стиви Уандер выпустил ряд хитов, таких как: «Uptight (Everything’s Alright)», «With a Child’s Heart», а также кавер-версию песни Боба Дилана «Blowin’ in the Wind», которая интересна тем, что была одной из первых песен, отражающих общественное сознание Стиви. Также он начал работать композитором в Motown, сочиняя песни для себя и своих коллег по лейблу, например песня «Tears of a Clown», к которой он написал музыку, стала хитом № 1 в исполнении Смоки Робинсона и группы The Miracles.
В 1968 году Уандер записал альбом инструментальных соул-джазовых композиций, в основном на солирующей гармонике, под псевдонимом (альбом назывался так же) «Eivets Rednow», что означало «Stevie Wonder», написанное задом наперед. Альбом прошёл почти незамеченным, единственный сингл «Alfie», достиг лишь 66 места в поп-чартах США и 11 места в чартах США для взрослой аудитории. Тем не менее Стиви удалось выпустить несколько ударных хитов между 1968 и 1970 годами, а именно: «My Cherie Amour», «I Was Made to Love Her», «For Once in My Life» и «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours».
После певец опубликовал альбом «Where I’m Coming From». Незадолго до его выхода, в одном из споров с руководителями Motown, Стиви сказал фразу: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел». После выхода альбома в Motown постепенно начинают это понимать. Любопытно, что с выходом в 1971 году альбома Where I’m Coming From все последующие студийные альбомы Стиви Уандера носили названия, которые не совпадали с названием ни одной из песен, входящих в эти пластинки. И это особенно подчёркивало их концептуальность. Эта традиция прервалась только в 1995 году с выходом альбома «Conversation Peace», в котором присутствовала одноимённая композиция.
12 апреля 1971 года альбом Where I’m Coming From поступает в продажу. Диск представляет собой плавный переход от традиционного «сладковатого» саунда Motown к звучанию Стиви Уандера, которым очень скоро будет восхищаться весь мир. В первое время после выхода альбом воспринимался неоднозначно. Его аранжировки были в целом традиционны для Motown. Однако есть несколько важных особенностей, отличающих этот альбом от своих предшественников.
Так как, Стиви Уандер впервые стал полноценным и единственным продюсером собственного альбома. Хотя формально он значился продюсером и на некоторых предыдущих альбомах, но фактически им ещё не был. Так, например, на альбоме 1970 года «Signed, Sealed & Delivered» ему помогала целая команда мотауновских аранжировщиков: Henry Cosby, Paul Riser, Wade Marcus, Tom Baird, Dave Blumberg, и, строго говоря, это ещё не «звук Стиви Уандера», а бодрое «звучание Motown», рассчитанное на довольно широкую, массовую поп-соул аудиторию, в том числе белую.
На Where I’m Coming From звук уже другой: мягкие, нежные аранжировки, с очень интересными находками. В некоторых песнях, например, в «Something Out Of The Blue», используются не совсем типичные для соул-музыки инструменты, такие как гобой, флейта, солирующая скрипка, а также другие струнные инструменты. Опыт первого продюсерства Уандера был в целом успешным. Лучшие песни альбома Where I’m Coming From уже предвещают невероятное продюсерское чутьё Уандера, хотя пока это понимают ещё не все.
После разрыва контракта со Стиви Уандером глава Motown Берри Горди понял, что он потерял самую большую звезду своего лейбла, если не сказать больше. И тут же начал переговоры о возвращении Уандера в Motown. Результатом переговоров стал новый 120-страничный контракт, благодаря которому Стиви Уандер получал полный творческий контроль над всем процессом производства будущих записей и права на собственные песни.
К 1972 году в рок-музыке уже существовали концептуальные альбомы. А вот в соул-музыке это пока решился сделать лишь старший товарищ и коллега по лейблу Уандера Марвин Гэй, который выпустил в 1971 году свой классический альбом What’s Going On. Идея создавать полноценные концептуальные альбомы витала в голове Уандера уже давно, однако из-за юридических ограничений первого контракта он не мог этого сделать. А после заключения нового этому уже ничто не мешало. В марте 1972 года Стиви Уандер возвращается на Motown с новым концептуальным альбомом «Music Of My Mind», открывающим целую серию, которую принято относить к так называемому «классическому периоду» Стиви Уандера.
Альбом Music Of My Mind («Музыка моих мыслей») был выпущен 3 марта 1972 года, продюсером пластинки вновь стал сам Стиви Уандер. Многие меломаны и критики считают этот альбом началом так называемого «классического периода» Стиви Уандера, хотя некоторые другие ведут этот отсчёт с предыдущей или следующей пластинки. Первый концептуальный альбом «нового» Стиви Уандера резко отличался от всего того, что было записано им по первому контракту с Мотаун.
В текстах песен, которые слепой музыкант написал сам, кроме традиционных романтических тем, рассматриваются социальные, политические и мистические. В музыке Стиви начал использовать новые технологии звукозаписи: дублирование и наложение голосов, инструментальных партий и бэк-вокала. Это позволило ему записать альбом фактически в одиночку, ведь он сам поёт все вокальные партии, создавая целую палитру полифонического бэк-вокала, играет на всех инструментах.
Впервые синтезатор стал полноценным участником записи, до этого альбома синтезаторы почти не использовались в музыке темнокожих. Альбом Music Of My Mind ознаменовал начало длительного сотрудничества Стиви Уандера с Malcolm Cecil и Robert Margouleff из английского электронного музыкального дуэта. В 2003 году альбом вошёл в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, где он занимает 284 место.
27 октября 1972 года вышла диско-запись «Talking Book» («Говорящая книга»), пластинку спродюсировал сам Уандер. Все песни он написал сам, а также спел и сыграл на многих музыкальных инструментах. Альбом произвёл настоящий фурор, восторженно принятый слушателями и музыкальными критиками. Ранее Стиви не удавалось создать столь цельную пластинку, целиком состоящую из хитов. Таким образом Talking Book стал первым альбомом в карьере Уандера, на все песни которого были выпущены кавер-версии других музыкантов.
Супербестселлерами стали две песни с Talking Book: «You Are The Sunshine Of My Life» и «Superstition», которая сейчас является классикой фанк-музыки и одним из самых самобытных и известных примеров звука Clavinet Hohner. Несмотря на свою формальную принадлежность скорее к фанку, Superstition обладает неким духом рок-музыки, что позволило получить Уандеру дополнительную аудиторию на радиостанциях роковой направленности. Во время выпуска альбома автор песен начал гастролировать со знаменитой английской рок-группой Rolling Stones, и это также повлияло на успех «You Are The Sunshine Of My Life» и «Superstition», в том числе у белой аудитории.
За две песни с Talking Book Уандер получил три премии «Грэмми». В эпизоде популярного детского телешоу «Улица Сезам», вышедшем в эфир в апреле 1973 года, Стиви и его группа исполняли «Superstition», а также оригинальную песню «Улица Сезам», которую Уандер пел с новым на тот момент вокальным процессором под названием «Talk Box».
Talking Book в 2003 году вошёл в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, где занял 90 место.
Впервые в своей карьере Уандер использовал в музыке посторонние звуки. Так, например, в композиции «Living For The City» слышен шум проезжающих машин, вой полицейской сирены, переговоры полицейских с задержанными людьми, защёлкивание наручников и лязг тюремных дверей. Пластинка звучит очень цельно.
После выхода Innervisions Стиви стал самым влиятельным и известным чернокожим музыкантом начала 1970-х годов. За Innervisions Уандер получил три премии «Грэмми», впервые в карьере его альбом был назван «альбомом года». С годами популярность этой пластинки только росла, в 2003 году альбом занял 23 место в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone. В настоящее время на все песни с этой пластинки существуют многочисленные кавер-версии других музыкантов, в том числе всемирно известных, таких как: Рэй Чарльз, Ян Гиллан, Тина Тёрнер, Барбра Стрейзанд, Эрик Клэптон, Red Hot Chili Peppers, Маркус Миллер, Бонни Тайлер, Take 6, Lionel Hampton и многие другие.
22 июля 1974 года выходит альбом «Fulfillingness’ First Finale» («Первая стадия наполнения»), пластинку продюсирует Стиви Уандер. Как и всегда, все песни он написал сам, а также поёт и играет на многих музыкальных инструментах. По мнению критиков и слушателей, Fulfillingness’ First Finale является одним из самых глубоких произведений Уандера. Все прошлые достижения по-прежнему на месте, однако пластинка получается более сдержанной и самоуглублённой, чем Innervisions. Возможно, на это повлияла автокатастрофа, в которую слепой певец попал перед записью альбома, стоившая ему нескольких дней пребывания в коме.
В музыке и текстах песен много личных переживаний и самоанализа, вплоть до мыслей о смерти. Альбом возможно, самая интровертная запись певца, что особенно любопытно для ярко выраженного экстраверта Уандера. За Fulfillingness’ First Finale он получил четыре премии «Грэмми», и его альбом вновь был назван «альбомом года».
В 1976 году Уандер выпустил свой самый коммерчески успешный диск под названием «Songs in the Key of Life» («Песни в ключе жизни»). Это был первый двойной альбом в карьере музыканта. Альбом достиг максимального уровня продаж в США (более 10 млн. экземпляров), и в марте 2005 года ему был присвоен 10-кратный платиновый статус от RIAA. Songs in the Key of Life получил премию «Грэмми» в категории «лучший альбом года» и победил в трёх других номинациях. Занимает 4-е место в рейтинге 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.
Стиви Уандер решил вернуться к активной концертной деятельности после 20-летнего перерыва и начал своё американское турне 23 августа 2007 года концертом в Сан-Диего. Турне «A Wonder Summer’s Night», прошло в 13 городах США, завершилось в Бостоне 20 сентября и имело успех. Стиви Уандер был главной звездой и почетным гостем фестиваля «Новая волна» в Юрмале (Латвия) в 2007 году.
В 2008 году 58-летний Уандер отыграл двухчасовой сольный концерт из 27 композиций на площадке O2 арена в Лондоне. Это выступление в 2009 году вышло на DVD и Blu-ray дисках и стало его первым официально выпущенным видео.
В 2010 году Уандер был хедлайнером и главной звездой на фестивале Гластонбери в Англии, где отыграл полуторачасовой концерт из 20 песен. Его слушали около 140 тысяч человек.
Стиль пения Стиви Уандера
Песни Уандера известны тем, что их довольно трудно петь. Благодаря великолепно развитому чувству гармонии, Стиви любит использовать в своих композициях множество сложных аккордов, часто с неаккордовыми звуками, септаккорды, нонаккорды, аккорды с пониженной квинтой и др. Певец нередко использует секвенции, чаще восходящие (например, припев «Golden Lady»), но встречаются и нисходящие («Never In Your Sun»).
Многие из его мелодий делают резкие, непредсказуемые изменения. Трудность их исполнения в том, что в них широко используются мелизмы, а это означает, что слог поется в течение нескольких нот. Также многие его песни написаны в нетипичных для популярной музыки тональностях, которые чаще встречаются в джазе, чем в поп- и рок-музыке. Например, такие известные композиции, как: «Superstition», «Higher Ground» и «I Wish» написаны в ми-бемоль миноре, а «You And I» в Соль-бемоль мажоре.
Нередко встречаются модуляции в другие тональности, зачастую довольно далёкие от первоначальной. Так например в знаменитой песне «Living For The City» происходит модуляция из основной тональности Соль-бемоль мажор в Соль мажор. Кроме того, довольно часто композиции Уандера начинаются и оканчиваются в одной тональности, но имеют очень сложный тональный план внутри. Яркий тому пример это песня «Overjoyed». Довольно редким примером использования целотонной гаммы в музыке Уандера является вступление к песне «You Are The Sunshine Of My Life» (первые восемь тактов).
Рост Стиви Уандера: 184 сантиметра.
Личная жизнь Стиви Уандера:
С 1970 по 1972 год был женат на Сайрите Райт.
Стиви Уандер и Сайрита Райт
В 2001 году вступил в брак с Томикой Робин Брэйси. В 2015 году они развелись.
Стиви Уандер и Томика Робин Брэйси
В 2017 году женился на Кай Миллард Моррис.
Стиви Уандер и Кай Миллард Моррис
Дети: Аиша Моррис, Кейта Моррис, Кваме Моррис, Мумтаз Моррис, София Моррис, Ниа Моррис, Кайланд Моррис, Мандла Каджали Моррис.
Имя «Стиви Уандер» в англоязычных странах стало нарицательным для обозначения слепых.
Имеет звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
Стиви Уандер находится на втором месте среди музыкантов эстрадного направления по количеству полученных им премий «Грэмми»: он получал их 25 раз, в том числе «Грэмми» за жизненные достижения. Больше него получил только его друг и коллега Куинси Джонс, который становился обладателем этой премии 27 раз. Уандер является одним из немногих исполнителей, наряду с Фрэнком Синатрой и Полом Саймоном, которые награждались одной из самых престижных премий «Грэмми» в номинации «Альбом года» наибольшее число раз, а также единственным в мире музыкантом, получившим «Альбом года» три раза подряд за свои альбомы Innervisions (1973), Fulfillingness’ First Finale (1974) и Songs In The Key Of Life (1976).
Дискография Стиви Уандера:
Синглы Стиви Уандера:
Награды Стиви Уандера:
последнее обновление информации: 12.03.2021
Стиви Уандер
Фото Все
Видео Все
Счастливый случай Стиви Уандера Утро России Эфир от 08.04.2019
Stevie Wonder Offers To Perform Surgery On Stephen
Stevie Wonder on Musical Inspirations and Political Issues | SEASON 1 EPISODE 150
Стиви Уандер — биография
Стиви Уандер – американский исполнитель в стиле соул, композитор и продюсер. От рождения слепой музыкант внес весомый вклад в развитие музыки конца 20-го века.
Творческий путь американского певца Стиви Уандера иначе, как чудом, не назовешь. С малолетства слепой, этот музыкант стал основоположником стилей R’n’B и соул, которые сейчас так популярны во всем мире. Диапазон мощного голоса Стиви охватывает четыре октавы, а его композиторский талант и умение играть на нескольких музыкальных инструментах принесли ему музыкальную премию «Грэмми» целых 25 раз.
Детство и юность
Стивленд Хардэуэй Моррис родился 13 марта 1950 года в «Заливе великих озер» — городе Сагино американского штата Мичиган. Стиви стал третьим ребенком у родителей, которые воспитали шестерых детей. Мальчик родился недоношенным, и несколько дней после рождения врачи боролись за его жизнь. Малыш родился с патологией по зрению, которое он окончательно потерял после получения неверно рассчитанной подачи кислорода.
Неизвестно, как бы сложилась судьба Стивленда, если его мать оказалась бы не такой сильной женщиной. Лула Мэй не приняла болезнь сына, как злой рок, а наоборот, стала его во всем поддерживать и помогать адаптироваться к окружающему миру. Наравне со сверстниками мальчик начал ходить, и в положенное время выучил буквы на слух и азбуку Брайля.
Стиви Уандер в молодости
В середине 1950-х Лула вновь вышла замуж и перебралась с детьми в штат Детройт. Девятилетнему Стиви купили губную гармошку, а вскоре в доме появилось и фортепиано. Маленький слепой музыкант обожал музицировать, на слух подбирая мелодии из репертуара Сэма Кука и Рэя Чарльза. Кроме того, талантливый мальчик был участником местного церковного хора.
Творчество
На одном из воскресных богослужений голосом мальчика заинтересовался Джеральд Уайт, брат вокалиста «The Miracles». Юный певец попал на прослушивание и вскоре познакомился с Бэрри Горди, продюсером студии «Motown Records». Со Стиви заключили контракт и дали творческий псевдоним Little Stevie Wonder, под которым он и отправился в длительные гастроли. С коллективом «Motown Records» начинающий музыкант дал около ста концертов в разных городах.
Свой первый хит «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues» восходящая звезда выпустил в возрасте 11 лет. Еще через год вышла первая пластинка Стивленда – «The Jazz Soul of Little Stevie», песни «Contract on Love» и «Little Water Boy». Концертная деятельность занимала большую часть времени, и парню пришлось бросить школу. Впоследствии он все же получил аттестат, окончив специальную школу для незрячих детей.
Когда Стиви исполнилось 13 лет, в его творческой биографии появился тандем с «князем Мотауна» Марвином Гэем. Молодые люди выпустили трек под названием «Fingertips», который после попадания в ротацию на радио сразу же взлетел на верхние строчки хит-парадов. В середине 60-х исполнитель выпустил концертную пластинку «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live».
В 1964 году Стиви появился на телеэкранах в качестве актера кино, снявшись в фильме «Muscle Beach Party». Через год кинематографисты решили снять продолжение картины с названием «Bikini Beach», куда вновь пригласили талантливого музыканта.
Параллельно со съемками Уандер продолжал записывать композиции. В этот период он выпустил такие треки, как «Hey Harmonica Man», «Castles in the Sand», «Happy Street», «Pretty Little Angel». Также он закончил работу над альбомом «Stevie at the Beach», куда вошли саундтреки из кинокартин с его участием.
В начале 70-х Стиви выпустил сборник «Where I’m Coming From», в состав которого вошли треки, сильно отличающиеся от предыдущих песен исполнителя. Все песни из этого альбома вокалист написал сам, а также выступил аранжировщиком и продюсером проекта. Когда диск увидел свет, срок контракта Уандера с звукозаписывающим лейблом «Motown Records» подошел к концу.
Стиви Уандер на концерте
Видя успехи талантливого певца, продюсеры не захотели с ним расставаться и предложили второй контракт на более интересных условиях. Согласно новому договору, у Стивленда появилось намного больше свободы в плане творческой самореализации. К тому же в этот период музыкант уже стал экономически независимым, что позволило ему заняться концептуальными проектами. Вскоре в музыкальных магазинах появились альбомы «Talking Book» и «Music Of My Mind», в которых четко прослеживалось звучание рока.
В композициях Уандера всегда звучал целый оркестр музыкальных инструментов. Неизменно участвовал синтезатор, на котором певец играл сам. Большая часть песен Стиви – о любви, но появлялись и хиты о мистике, политике и остросоциальных темах.
В 1973-м вышел очередной альбом исполнителя под названием «Innervisions». Диск удостоился трех премий «Грэмми» и высоких похвал музыкальных критиков. На песни Стиви Уандера писали каверы такие знаменитости, как Барбара Стрейзанд, Тина Тернер, Эрик Клэптон и группа «Red Hot Chili».
Презентация диска совпала с трагическим событием – Стиви попал в страшную аварию, после которой впал на неделю в кому. Немного оправившись, музыкант понял, что потерял обоняние.
В 1976 году состоялся релиз альбома «Songs In The Key Of Life», который впоследствии стал лидером музыкального хит-парада «Billboard 200» и собрал самую большую кассу за весь творческий путь певца. В 1980-е годы вышли еще три диска Уандера: «Characters», «In Square Circle», и «Hotter than July».
Эти годы стали периодом тесного сотрудничества Стиви с такими знаменитостями, как Элтон Джон, Пол Маккартни, Хулио Иглесиас и Майкл Джексон. Появились и первые видеоклипы: «Free», «You Will Know», «Funday», «Lately», «That Girl», «Happy Birthday» и «I Just Called to Say I Love You».
В конце 1980-х знаменитый Стинг выпустил трек «Fragile», посвященный инженеру Бену Линдеру, который был убит членами никарагуанской группировки во время работы на гидроэлектростанции. Тогда на песню особого внимания никто не обратил, а вот после трагических событий 11 сентября 2001 года она будто обрела вторую жизнь. После того, как эту песню Стинг спел в дуэте со Стиви Уандером, счетчик Ютьюб показал ошеломительную цифру – более 25 миллионов просмотров.
Американский журнал «Rolling Stone» ведет список «Пятьсот величайших музыкальных произведений», куда в 2003 году включили альбомы Стиви «Talking Book» и «Music Of My Mind». За некоторые композиции из этих дисков Уандер удостоился трех премий «Грэмми».
Около двадцати лет музыкант не давал концертов. И вот, в 2007 году Стиви объявил о больших гастролях по городам Америки, которые он посвятил умершей годом ранее маме. Всю выручку от продажи билетов певец отдал на благотворительные цели.
Личная жизнь
На протяжении всей жизни Уандер был любимчиком у женщин, поэтому его личная жизнь весьма насыщена. Первой его супругой стала сотрудница лейбла «Motown» Сайрите, которая помогала артисту записывать его первую самостоятельную пластинку. Брак долго не просуществовал – уже через год состоялся развод.
Стиви Уандер с первой женой Сайритой
Несколько лет неофициальной женой музыканта была Иоланда Симмонс, которая подарила ему двоих детей. Расставшись с Иоландой, Уандер вступил в отношения с певицей Мелоди Маккалли. Женщина родила Стиви третьего малыша.
Стиви Уандер с семьей
Далее был брак с Карен Миллард, ставшей матерью двоих детей певца. Следующей супругой стала Томика – фотомодель, от которой у Стивленда родилось двое дочерей. Если верить слухам, на этом список детей знаменитости не заканчивается. Поговаривают, что у него есть еще двое детей от женщины, имя которой СМИ разузнать не удалось.
В настоящее время
В 2000-м году Стиви Уандер отпраздновал свое 70-летие. Сейчас он женат на Томике Робин Брэйси, с которой вступил в законный брак летом 2017 года.
Свадебное торжество прошло на Ямайке. На закрытом мероприятии присутствовали знаменитости из мира шоу-бизнеса и все наследники исполнителя.