стили жизни людей список
Образ жизни человека — что это такое, определение
Образ жизни – это все виды активности, которые человек выполняет в течение дня. Сюда входят общение с разными людьми, физические упражнения, отдых и многое другое. От него зависят привычки, модели поведения, ритуалы.
Иногда понятие «образ жизни» сводят только до здоровья, на самом деле оно имеет множество значений
Что это такое
Под образом жизни можно понимать список активностей как одного человека, так и определенной социальной группы. С помощью этого понятия можно определить, как живет общество одной страны, какие особенности у него есть.
Образ жизни – это то, что формируется под воздействием среды обитания. Даже если у европейцев будет один уровень материального благополучия, социальный статус, образ жизни у них будет разным, потому что люди растут под воздействием национальных установок.
Например, у японцев сильно развито чувство общности. Гражданин страны восходящего солнца сначала подумает, не мешает ли он кому-то своей активностью, и только потом перейдет к ней. Европейцам такое поведение несвойственно.
Основные составляющие
Понятие образа жизни очень многогранно, оно включает в себя не только уровень физической активности. В него входят возможность покупки материальных благ, качество жизни (доступность медицинских услуг, образования и т.п.).
Имеет значение и стиль существования: ведет ли человек активную общественную или политическую деятельность, занимается ли он просветительством и т.п. Еще одна важная составляющая – это уклад жизни. Сюда относят традиции, законы общества, уровень культуры населения.
Формирование
Человек не рождается с определенным набором полезных жизнедеятельностей. Образ жизни формируется под воздействием разных установок, например, национальных или семейных.
Родители являются первым примером для подражания
Многое зависит от того, в какую социальную группу попал человек. Например, если в ней принято активно заниматься спортом, то он перенимает эту привычку. Нельзя однозначно сказать, от чего может зависеть формирование образа жизни, – на каждого индивида влияет совокупность факторов.
Основные виды
Человек за свою жизнь может неоднократно менять сценарии существования. Они бывают разными: здоровым, холостяцким, светским и другим. Каждый сам выбирает себе то, что ему предпочтительно.
Здоровый
Включает в себя понятие о правильном питании, уровне физической активности, профилактических мерах. При таком образе жизни человек отказывается от вредных привычек, ему важно правильно направить энергию. При ведении ЗОЖ для индивида недопустима мысль о вреде для организма.
Важно! Понятие здорового существования у каждого свое, но не стоит впадать в крайности: сыроедение, сухое голодание и т.п.
Светский
В этом случае необязательно стремиться принадлежать к высшим слоям общества. Достаточно активно посещать социальные мероприятия, выставлять свою жизнь в социальных сетях, придерживаться моды в одежде. Такая категория людей очень привязана к коммуникациям, им нужно постоянно знакомиться, общаться, проводить время вместе.
Холостяцкий
Для этого образа жизни характерно избегание брака. При этом человек не отказывается от того, чтобы встречаться с кем-то, но серьезные отношения это не для него. Для индивида особую ценность представляют его личные границы.
Семейный
Для этой категории людей важнее всего брак, поддержание родственных отношений, нахождение в гуще событий.
С таким образом жизни человек умеет идти на компромиссы, учитывает мнения всех участников
В качестве разумной мотивации индивид выбирает возможность улучшения благополучия семьи.
Замкнутый
Иногда люди считают нормальным бывать в уединении. Таким личностям не нужны шумные компании, им нормально находиться без поддержки окружающих. Простые примеры типичного времяпровождения – чтение книг, интернет, просмотр фильма. Подобный образ жизни нельзя считать патологическим.
Активный
Находится на пике популярности. В него входят путешествия, занятия спортом, т.е. любая смена привычной обстановки. Учитывают все виды активности, которые есть в жизни человека, например, поход в спортзал или секцию бокса.
Аристократический
При таком образе жизни человек стремится к шикарному существованию. Он посещает не только официальные светские мероприятия, но и старается дорого одеваться, носить элегантные украшения из драгоценных металлов.
Свою жизнь такие люди составляют не только из увеселительных мероприятий. Они активно посещают тренажерный зал, у них свободный график, они занимаются нетипичным бизнесом. Нельзя однозначно сказать, какой образ жизни самый правильный. Каждый человек делает выбор сам.
Альтернативные виды
При строгом образе жизни человек стремится показывать только то поведение, которое одобряется обществом. Он желает всем угодить, продемонстрировать свою благонадежность.
Важно! Индивид предъявляет к другим очень высокие требования, которым сложно соответствовать.
В психологии подобное поведение рассматривается как чрезмерный перфекционизм, который приводит к плохим последствиям.
Не всегда индивид придерживается здорового существования. Кто-то уходит в разгульный образ жизни. Такой человек стремится получать удовольствие, свои желания он ставит выше всего. Может быть склонным к вредным привычкам.
Индивид может состоять в разных образах жизни, например, сочетать ЗОЖ и активный. За время своего существования он не раз еще поменяет привычки.
Детский образ жизни
В силу возраста ребенок зависим от родителей. Они решают, что он будет есть, как себя вести, куда пойдет (школа, детский сад, частные учебные заведения и т.п.).
Иногда ребенок вырастает в физическом плане, но его мышление остается таким же незрелым. Ему проще, когда за него решают, он перекладывает ответственность за свою жизнь на другого взрослого.
Подобное поведение называется инфантилизмом. У этого слова множество определений, основное значение – психическая незрелость. При таком образе жизни человек зависим от другого. Он легко может стать жертвой мошенников, манипуляторов и других опасных личностей.
Как измениться
В определенный момент жизни человек задумывается над тем, что его образ жизни ненормальный и болезный. В таком случае ему придется кардинально изменить мировоззрение, но сделать это очень сложно.
Начать нужно с перечисления того, что не устраивает на данный момент. Желательно детально разобраться в каждом раздражающем факторе. Например, если работа неприятна, то может дело в зарплате или коллегах?
Можно записать список желаемых изменений, это позволит настроиться на перемены
Не нужно пытаться моментально все исправить. Лучше составить краткий план действий, который поможет достигать поставленных целей. Могут возникать сложности и непредвиденные препятствия, это нормально.
При смене образа жизни человек испытывает сильный дискомфорт. Меняются его представления о мире, людях, он обзаводится новыми моральными установками. Подобный выход из зоны комфорта всегда неприятен.
Не стоит останавливаться на половине пути. Тренированность духа позволяет с легкостью решать любые сложности. Постепенно индивид привыкает к новым видам активности, и они перестают его нервировать.
Если у человека стоит цель «обзавестись новыми социальными связями», то ему стоит постоянно искать новых знакомых. Так он разовьет коммуникативный навык, и ему будет легко общаться. Одну цель можно достичь разными способами. Поэтому нельзя расстраиваться и отчаиваться после первой ошибки.
Истоки аморальности
Образ жизни может быть и отрицательным. К этой категории относят наркоманов, алкоголиков, люмпенов и прочих личностей, которые ведут неодобряемое существование. Такие люди могут определяться как социально неблагополучные.
Не всегда маргиналами становятся выходцы из плохих семей
Чаще всего аморальное поведение формируется в детстве. Когда человек не получает наказание за плохие поступки, он привыкает к тому, что можно вести себя как угодно. В культуре не всегда приветствуется публичное порицание, поэтому появление маргиналов закономерно.
Еще одна причина – психические болезни. При некоторых болезнях у человека нет эмпатии, самокритики и других важных качеств личности. Отличие такого состояния от образа жизни – в органических нарушениях. Психические болезни легко определит врач соответствующего профиля.
В официальной медицинской практике можно встретить разные случаи. Некоторым людям удается победить маргинальное поведение и вернуться в общество. Другие – предпочитают оставаться там, где они живут.
В качестве мер профилактики необходимо обеспечить аморального человека полезной деятельностью, помогать ему развивать духовные представления. Его учат поддерживать социальные связи, помогают провести укрепление отношений с семьей.
Каждый человек ведет определенный образ жизни. В него входит комплект из разных активностей. Они могут быть как полезными, так и опасными.
Видео
Что такое стиль жизни и какой он бывает?
Стиль жизни – это то, как человек предпочитает жить, преподносить себя, что ставит в приоритет, как контактирует с окружающими. Если что-то не устраивает в жизни, то скорее всего нужно менять ее стиль. Не обязательно делать это резко и кардинально. Можно для начала составить «карту поведения» и выявить основные привычки, которые мешают счастью.
Что такое стиль жизни?
Стиль жизни — это особенности поведения, мышления, принципы, основанные на собственных представлениях индивидуума о том, как правильно и интересно жить. Определяет степень зрелости и целостности личности, причастности к обществу. Довольно часто человек не формирует стиль жизни самостоятельно, а примыкает к группе людей, которые, по его мнению, живут так, как ему хотелось бы.
Иногда люди копируют стиль жизни другого человека, иногда это случается в подростковом возрасте, когда у ребенка появляются кумиры из числа одноклассников или звезд шоу-бизнеса.
Бывают «национальные» стили жизни. Слово «национальные» оказалось в кавычках, потому что так его можно назвать лишь условно. На основе исторических стереотипов и культурных особенностей можно выделить 4 самых ярких стиля жизни.
Американский.
Как узнать, что вы живете по-американски? В основе этого стиля жизни лежит практичность. Все делается с определенной целью. Семья – спасение от одиночества; работа – для заработка и построения карьеры. Время – самый ценный ресурс, потому все схвачено и четко разделено. Все имеет свою цену, за что-то придется заплатить деньгами, за что-то принципами.
Главное в американском стиле жизни – вера, что мечты сбываются при должном приложении усилий. Целеустремленность, широкий кругозор, смелость в построении планов – вот, что значит жить по-американски.
Японский.
Как узнать, что вы живете по-японски? Тщательность, усердие, трудолюбие – три слона, на которых строится жизнь человека, перенявшего японский стиль. Работа священна, отложить или передать ее нельзя, взял на себя ношу, значит, должен ее вынести. Можно и нужно интересоваться всем новым, но внедрять его в свою жизнь, следует только в том случае, если это не перечит жизненным принципам.
Важна приверженность устоям и правилам, но это отнюдь не говорит о зацикленности или узколобости. Уверенность в завтрашнем дне. На первое место выдвигается удобство жизни, избавление от лишнего. Вряд ли на балконе найдется место одной старой лыже. Порядок во всем, от пространства в доме до мыслей в голове.
Французский.
Как узнать, что вы живете по-французски? Безупречное чувство стиля и баланс между работой и семьей – вот, как выглядит французская жизнь. Жить по-французски, значит, выглядеть, как акробат в цирке, легко и непринужденно парить, никто не должен догадаться, сколько усилий тратится на то, чтобы держать марку. Все должно быть безупречно, от пары выбранных туфель до планов на следующие 10 лет.
Знать себе цену, стремиться к лучшему и делать это красиво – вот правила жизни по-французски. Умение в каждом дне находить хорошее.
Итальянский.
Как узнать, что вы живете по-итальянски? Главное, не напрягаться! Каждую минуту нужно просмаковать, не суетясь и не спеша. Жизнь – это праздник, но человек на нем не приглашенный, а скорее устроитель, потому важно позаботится обо всем самому. И даже это нужно делать с улыбкой и удовольствием, а еще эмоционально и страстно.
Жизнь одна и прожить ее нужно в наслаждении. Невозможно заработать всех денег, а вечер лучше провести с бокалом вина, глядя на закат, чем над бумажками. Накопление эмоций вредит здоровью, потому их лучше выплескивать, через битье тарелок или громкий смех.
Самый лучший стиль жизни – интернациональный. В нем найдется место американской мечте, французскому шарму, японскому уважению и итальянским страстям.
Стили жизни людей список
В этом тексте не будет традиционных ссылок на книги МИФа. Потому что в каком-то смысле это одна сплошная ссылка. Но куда именно она приведет — выбирать только вам. Все зависит от того, как прочитается этот текст.
Представьте, что вы находитесь в корзине большого воздушного шара высоко над землей. Внизу видны дома, деревья и реки, дороги с крохотными автомобилями и совсем миниатюрные человечки. При этом: машина едет там, где проложена дорога; человек способен пойти в любую сторону; шар летит туда, куда дует ветер. И в данном случае сложнее всего шару: он хоть и может двигаться быстрее всех, но как ему попасть в заданную точку? А вдруг ветер будет дуть в другую сторону?
Но и шаром можно управлять. Дело в том, что на разной высоте воздушные потоки могут идти в разные стороны. Поэтому, например, иногда бывает, что ветер на земле дует на север, а облака бегут на юг. Регулируя горелкой высоту полета, вы изменяете и направление движения.
Огонь как средство управления. — Источник.
Когда нет ветра
Знаете, что спичка, зажженная в корзине шара, не будет задута ветром? Вы с воздушным потоком составляете одно целое, поэтому для пассажира воздушного шара — и для горящей спички — ветра просто не существует! Если закрыть глаза и не смотреть вниз, возникает полнейшая иллюзия стояния на месте.
Когда ничего не видно
И наконец, кульминация: а если ваш шар вдруг окутало облако? Можно нестись с огромной скоростью — и не знать об этом! А ведь нужно правильно распределить припасы и соотнести себя с системой координат — иначе приземлишься у черта на куличках, когда рассеется туман и выйдет все топливо.
На этом краткий курс воздухоплавания заканчивается. Рассмотрим вышесказанное как развернутую метафору наших стилей жизни.
1. Стиль жизни «Человек действующий»
Это очень и очень многие из нас. Дел по горло, а планов — выше головы. На работе — горим, если не горим — то дымим, если не дымим — то уж точно тяжело дышим. Иначе никак, потому что время такое: все бегают — и ты бегай. Как в метро. Если остановишься, то может и не затопчут, но толкнут непременно. И так на всех уровнях, будь ты офисный работник или топ-менеджер — просто с набором высоты увеличиваются скорости, а суть не меняется.
И это хорошо. Человеку свойственно хотеть, это его натура. Хочу раскрыть свой потенциал, хочу признания, хочу драйва — хочу денег, в конце концов! И еще миллион больших и маленьких «хочу!». Каждое исполненное желание делает нас все более счастливыми.
Все бегают — и ты бегай. — Источник.
О счастье
О цепочке мотивов все сказал давным-давно Аристотель. За каждым нашим мотивом стоит еще один, за ним — другой, и так далее — пока не остается один самый главный. Это стремление человека к счастью. Заработал на первую тачку — поднял самооценку — стал способен на качественно новые свершения. Счастлив! Создал за тридцать лет огромную корпорацию — заслужил всеобщее уважение — купил детям по квартире — устал, но доволен собой. Счастлив!
«Гонкам за счастьем» посвящены тысячи книг. Это истории жизни знаменитых людей, собственные примеры успешных руководителей, уроки от теоретиков и практиков большого бизнеса. Очень часто гонка за счастьем превращается в гонку на выживание. И это тоже понятно: участников очень много, а цель всего одна. Испытание выдерживают не все: кому-то не хватает сил и он сходит с дистанции. Возможно, чтобы начать ее заново. Возможно, чтобы выбрать другой путь.
Участников много, а цель одна. — Источник.
2. Стиль жизни «Человек созерцающий»
Здесь также играют роль свои «хочу», но иного плана. Почти всегда на первом месте для «созерцателя» — собственный духовный потенциал. Стремление познать себя — это тоже очень хорошо. Но монах-отшельник, плавающий в астрале и излучающий спокойствие и мудрость — больше экзотика, чем картинка из реальной жизни. Это в идеале. На деле происходит немножко по-другому, хотя цели те же.
О путях
Дауншифтеры, например. Бросить карьеру, продать квартиру и уехать на Шри-Ланку рассекать на доске по волнам или просто жить в тростниковой хижине. Ну здорово ведь? Знакомые лайкают фотки в соцсетях, пишут восторженные комментарии и мечтают о далеких океанах. Но 99,99% остаются на своих работах и в своих квартирах. Естественно — потому что у них другие «хочу». Правы и те и другие, каждый человек сам выбирает свой путь, на котором ему хорошо.
Но дауншифтинг — это, как и отшельничество, один из «крайних» примеров. Посмотрим еще ближе к реальной жизни. «Человеком созерцающим» может быть любой из ваших коллег. Он ходит на работу, выполняет все поручения начальства, но не хочет участвовать ни в каких гонках на выживание. То есть он или вполне счастлив — или.
3. Стиль жизни «Человек разумный»
Несмотря на понятность и приемлемость вышеперечисленных стилей жизни, не остается ли ощущения, будто каждому из них все-таки чего-то не достает? Каких-то небольших штрихов, способных превратить набросок в шедевр живописи?
Когда третьего не дано, его можно получить сочетанием первых двух. Поэтому наш «человек разумный» получается путем сложения «человека действующего» и «человека созерцающего». Накопили высокий духовный потенциал и разложили все по полочкам, а теперь хочется экшна? Отлично! Собранный человек, знающий свои желания, может покорить любую вершину. Вымотались в карьерной гонке или не знаете, куда и зачем движется махина вашего бизнеса? Сделайте паузу, осмотритесь и поразмышляйте в уединении.
О звуке, запахе и цвете
Именно созерцание дарит действию смысл. Жизнь — это последовательность действий. Речь не только о значительных вехах, но о каждом маленьком ежедневном событии, начиная с утреннего аромата кофе, оранжевого рассвета и заканчивая круговоротом мыслей и стуком клавиатуры у монитора в офисе. Тут можно было написать «завтрак и работа». Но в этих словах нет ни запаха, ни цвета, ни звука — ни вас самих. Действия, вошедшие в привычку, лишены созерцания, поэтому лишены смысла.
Картинка с цветом, запахом и вкусом. – Источник.
О целостности
Одно всегда дополняет другое. Самая пробивная книга по маркетингу заиграет всеми красками с прочтением книги по личностному развитию, и наоборот. Когда два потенциала двух стилей жизни сходятся в один, появляется целостность мироощущения, чем бы вы ни занимались и куда бы ни направлялись. А если это у вас уже есть, тогда можно просто взять раскраску и…
Эпилог
…вернуться в корзину воздушного шара.
Любому действию необходимо созерцание. Иногда нужно опуститься вниз и посидеть у реки, глядя на отражения облаков. Чтобы почувствовать землю. Иногда надо срочно «высунуть голову» из своего воздушного потока, чтобы ощутить куда и с какой скоростью несешься. Чтобы почувствовать небо. Посмотрите вокруг — на огромную панораму жизни. Самое время ее раскрасить!
Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.
Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.
Стиль жизни.
Ребенок создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, “маленькому”, справится с “большим” миром. Стиль жизни включает в себя те стремления, долгосрочные цели личности, “формулировки” тех условий, личных и социальных, которые необходимы для “безопасности” личности. Последние также являются фикциями и, как привило, возникают в терапии в виде “Если бы только…, то я бы…”.
Используя свою “карту”, человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт. Она дает ему способность предсказывать и контролировать его. В этой связи Лоуренсе Франк (1939) пишет:
“личностный процесс можно сравнить с некоторым видом резинового штампа, который эта личность накладывает на каждую ситуацию, при помощи которого придает ту форму, которая требуется этой личности; поступая таким образом, она неизбежно игнорирует многие аспекты ситуации, которые для нее неприемлемы или избирательно реагирует на определенные значимые аспекты.
При одном и том же стиле жизни можно вести себя полезно или бесполезно. Вышеупомянутое различие позволяет адлерианцам проводить различие между психотерапией и консультированием. Первое, утверждают адлерианцы, имеет целью изменение стиля жизни; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.
Так как в адлерианской литературе достаточно широко обсуждаются жизненные цели в любви, в профессиональной и социальной деятельности, то здесь они не будут разбираться тщательным образом, разве что будут даны некоторые краткие комментарии. Льюис Уей подчеркивает, что “проблемы, которые они ставят, никогда не могут быть разрешены раз и навсегда, и требуют от личности непрерывного и творческого движения к адаптации”.
Любовь, подобно другим эмоциям, имеет когнитивные основы. Люди не являются “жертвами” своих эмоций или страстей. Они создают эмоции, чтобы помочь себе в достижении своих целей. Любовь представляет собой связующее чувство, которое мы создаем тогда, когда мы хотим сблизиться с людьми.
Хотя жизненные цели любви, профессиональной и социальной деятельности требуют решения, существует возможность избегать некоторых решений или откладывать их, если можно компенсировать это в других областях. “Даже успешные люди впадают в невроз из-за того, что они не являются еще более успешными”. Невротический симптом выражает “Я не могу, потому что я болен”; действия личности явно выдают “Я не буду, потому что может пострадать моя самооценка”. Хотя действия невротической личности соответствуют ее “частной логике”, она по-прежнему цепляется за “здравый смысл”. Человек знает, что ему нужно делать или чувствовать, но он “не может”. Адлер относит его к личности “да–но”. Эрик Берн в своей игре “Почему Вы этого не делаете – Да, но” ярко описал подобные межличностные маневры. Истоки невроза находятся в утрате веры в себя. Индивид избегает решения и откладывает его, или идет обходными путями, с тем чтобы “сохранить лицо”. Даже если он ожидает неудачу и подготовился к ней, он пытается спасти самооценку. Студент, страшащийся провала на экзамене, будет отказываться от учебы. В случае, если он все же провалится, ему просто следует держаться мысли, что он был ленив или невнимателен, но не глуп.
Впервые понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни это тот инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой.
— принятую человеком концепцию жизни;
— принятый им паттерн поведения.
Обычно стиль жизни складывается у ребенка приблизительно к 5 годам. Он характеризуется тремя параметрами:
С самого раннего детства ребенок пытается делать выводы о том, что такое этот мир и каковы правила взаимодействия с ним. Эти выводы делаются им на основе субъективных переживаний, и во многом ошибочны, фиктивны, но переживаются человеком как истинные. Таким образом формируется образ мира в психике ребенка. Стиль жизни имеет и когнитивную составляющую. Это стремления, дальние цели, условия, необходимые для безопасности личности.
А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку, однако он сделал попытку классифицировать наиболее типичные стили, на основе которых создается все многообразие возможных вариаций стилей. Он выделил 4 типа стилей:
По мнению одного из последователей А. Адлера Mosak G., внутри стиля жизни существует 4 вида убеждений:
Помимо, чувства неполноценности из- за принадлежности к женскому полу, это чувство может также возникать, когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом (“Я низенький; я должен быть высоким”).
К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между представлениями понятия себя и представлениями о мире (“Я слаб и беспомощен. Жизнь опасна”). Несоответствие между понятием себя и этическими убеждениями (“следует всегда говорить правду; Я лгу”) приводят к чувству неполноценности в моральной области. Таким образом, чувство вины представляет собой лишь один из видов чувства неполноценности.
Это разнообразие чувств неполноценности само по себе не является “ненормальным”. Было бы трудно спорить с наблюдениями Адлера, что жить это значит чувствовать неполноценность. Лишь только тогда, когда личность поступает так, как если бы он был неполноценен, обнаруживает симптомы, или ведет себя как “больной”, тогда мы видим признаки того, что в медицинском случае назвали бы “патологией” и что адлерианцы называют утратой веры в себя или комплексом неполноценности.
Наиболее упрощенно, чувство неполноценности является всеобщим и “нормальным”; комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно – “ненормально”. Первое может быть замаскировано или спрятано от посторонних глаз; второе представляет собой открытую демонстрацию неадекватности или “болезни”.
Стремление к превосходству
псевдокомпенсация | реальная компенсация нормальные люди, если такие есть |
1. Уход в болезнь | 2. Сила воды. |
3. Лжец | 4. Ленивец |
5. Жестокий тиран | 6. Комплекс превосходства |
7. Самореклама. | |
ненужные, никчемные Умрите и исчезните! | социальный интерес пустые делатели добрых дел Невежественные путаники |
1. Реальная компенсация. Люди, которые спешно справляются со всеми тремя задачами жизни. Описания таких людей у А. Адлера отсутствуют отчасти потому, что эти люди не попадают в поле зрения психотерапевта, отчасти потому, что развитие никогда не бывает идеальным.
2. Ненужные, никчемные. Эмпирических описаний таких людей у А. Адлера также нет, однако, есть фраза, характеризующая их. «Что стало с теми, кто никогда не сотрудничал. кто спрашивал лишь: Что я могу получить от жизни? Они не оставили ни следа. «Им как бы сама Земля говорила: «Вы не годитесь для жизни. Умрите и исчезните!»
3. Пустые делатели добрых дел.Эти люди не развивают своих способностей, не преодолевают своих слабостей. Они стремятся делать другим добро, не подозревая о том, что это может обернуться злом.
Уход в болезнь.
Этот стиль по смыслу согласуется с фрейдовским понятием вторичной выгоды от симптома. Проявления болезни, несмотря на ограничения, которые им сопутствуют, помогают ребенку получить несколько преимуществ, таких как:
— право избегать активных действий и не решать свои проблемы;
— контролировать других людей;
— получать помощь и сочувствие людей, ничего для этого не делая.
Достигая этих выгод, человек получает возможность формировать свою среду, а не жить в реальности, доминировать в любых обстоятельствах, не прикладывая к этому почти никаких усилий.
Сила воды.
Это разновидность ухода в болезнь, при котором доминирование и контроль достигаются за счет постоянных жалоб, слез. Как писал А. Адлер, у этих людей комплекс неполноценности лежит на поверхности. Они не скрывают своей слабости, однако, за ней лежит желание иметь все самое лучшее, завышенные цели и ложные ценности.
Ленивец.
Лень, по-мнению А. Адлера, не дурная черта характера, а способ скрыть недостаток веры в себя. Ленивец лучше ничего не будет делать, для того, чтобы решить свои проблемы, чем будет рисковать остаться в проигрыше.
Лжец.
Ложь – еще одна попытка скрыть комплекс недостаточности, с помощью хитрости и обмана. Как правило, лживые люди вырастают в условиях воспитания суровыми и наказующими родителями. Лживость может служить для привлечения к себе внимания или манипулирования другими людьми.
Жестокий тиран.
Комплекс превосходства.
Грандиозная личность всегда таит в себе черты недостаточности. По образному выражению Е. В. Сидоренко человек с комплексом превосходства как бы гипнотизирует самого себя, пытаясь тем самым ослабить ощущение неполноценности.
Самореклама.
Ее целью является достижение одобрения со стороны других людей. Ребенок в детстве, когда пытается обратить на себя внимание родителя, просит подтверждения, а не одобрения или поощрения. Хотя зачастую получает именно последнее. Впоследствии из этого ребенка вырастет человек, который будет постоянно переживать о том, что о нем подумают другие и получит ли он их одобрение. Без этого такой человек чувствует себя неполноценным.
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА.
Один из важнейших диагностических этапов адлерианской психотерапии – анализ ранних воспоминаний клиента. Прежде, чем говорить о технике, следует взвесить все за и против этого метода.
Что считается ранним воспоминанием?Ранним считается воспоминание о событиях происходивших с человеком в возрасте до 8 лет. Для того, чтобы оказаться более точным в своей диагностике, следует собрать не менее 3-4 ранних воспоминаний. Задача психотерапевта понять с их помощью стиль жизни своего пациента, попытаться сформулировать его основную проблему, базисную ошибку.
А. Адлер писал о том, что ранние воспоминания невербальны, субъективны. Их нельзя воспринимать как то, что происходило реально, однако это проекция сегодняшнего взгляда на самого себя, окружающих, жизнь в целом, на то, что мы ожидает от себя, окружающих и жизни. Адлер также отмечал, что у клиентов со сходной проблематикой в ранних воспоминаниях звучат одни и те же темы.
— депрессивные расстройства – тема отвержения, покинутости.
— невроз навязчивых состояний – запреты;
— анорексия – удушающий родительский контроль и сцены, связанные с весом и едой;
А. Адлер считал, что ранние воспоминания – это первое фундаментальное обобщение жизненных явлений, субъективная стартовая точка жизни.Чрезвычайно важным для клиента может оказаться его самое первое воспоминание, которое в обобщенной, символизированной форме несет информацию о нем и окружающем мире глазами маленького ребенка, о той точке отсчета, с которой началось его вступление в долгий путь развития и социализации.
Часто самое раннее воспоминание оказывается глубоко лежащим в детской памяти, и клиент рассказывает свои впечатления о более поздних событиях. Это тоже очень важно, т.к. каждое воспоминание представляет для человека что-то достопамятное. Оно как будто говорит ему: «Вот чего ты должен избегать!» или «Вот какова на самом деле жизнь!». Оппоненты А. Адлера часто говорят: «Как мы может проверить, действительно ли происходили те события, о которых говорит пациент?», Можно ли этому верить?
А. Адлер считал, что само по себе событие не так важно, как его переживание человеком, тот эмоциональный след и тот глобальный детский вывод о мире, который пациент пронес через всю жизнь. Более того, практика адлерианской психотерапии показывает, что по мере разрешения проблемы пациенты продуцируют ранние воспоминания с другими темами, а иногда уже звучавшая в терапии история видоизменяется, появляется другой вывод о жизни. В случае благоприятного течения терапии этот вывод более позитивный, конструктивный, просто более зрелый. В каждый данный момент жизни припоминается именно то, что связано в бессознательном человека с его актуальной проблемой, нынешним положением. Эти воспоминания и есть история жизни, которую каждый из нас начинает писать. Выводы, обобщения, которые человек выносит из ранних воспоминаний, могут в дальнейшем поддерживать его, утешать, предостерегать, продвигать к будущей цели, помогать справляться с фрустрацией и много другое. Однако, бывают выводы, которые поддерживают фиктивные цели и неадаптивный способ поведения, неадекватное восприятие жизни в целом.
А. Адлер считал, что самое раннее воспоминание по 2 причинам занимает исключительное положение.
1. В нем содержится фундаментальная оценка самого себя и своего положения.
2. Это субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он сам для себя создает.
Недостатки метода.
1. Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства, не помнит, какое воспоминание было первым. Такое забывание может означать сопротивление, связанное со страхом дезорганизации, страхом лишиться привычной социальной маски, стереотипа. Иногда человеку бывает страшно узнать о себе глубоко то, что он знает поверхностно. Возможно, что человек не готов к сотрудничеству из-за страха каких-либо изменений. Причин может быть много, в том числе недостаток доверия к терапевту или ощущение небезопасности ситуации терапии.
Как правило, детство таких людей не было безоблачным, а мы знаем, что человеку свойственно вытеснять (забывать) неприятные переживания.
Когда клиент не продуцирует ранние воспоминания, есть другой выход. Можно, например, спросить его о любимой в детстве сказке или истории. Можно расспрашивать о семейных легендах, историях, передававшихся из поколения в поколение.
2. Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем. Как правило, с течением процесса терапии, с углублением в проблематику, пациенты продуцируют более обобщенные воспоминания, они имеют меньше отношения к актуальной жизненной ситуации.
3. Еще одна важная деталь, а именно интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.
Мать.
1.1 Присутствие матери может быть у человека с жизненным стилем избалованного ребенка либо у тех, кто нуждался в большем внимании с ее стороны. Мать может присутствовать в раннем воспоминании людей, которые оказались хорошо адаптированными благодаря ей.
1.2 Отсутствие матери бывает у людей, живущих с ощущением. Что мать ими пренебрегала. Может быть так, что и ребенок не был привязан к ней или был неудовлетворен своей жизненной ситуацией. Отсутствие матери может быть связано с переживанием детронизации из-за рождения следующего ребенка.
Отец.
2.1 присутствие отца бывает связано с обращенностью в детстве ко второму родителю, в связи с неудовлетворительными отношениями с матерью, может быть, отец использовался как замещающая материнская фигура в связи с рождением второго ребенка. Часто в ранних воспоминаниях присутствует фигура отца у избалованных в детстве людей, которые восстают против строгого отца.
Сиблинги.
Присутствие сиблингов в раннем воспоминании может быть свидетельством:
· пережитой или переживаемой детронизации;
· несамостоятельности, зависимости от них;
· развитого социального интереса и сотрудничества, возможно неудачного.
Кузены, кузины.
Если в раннем воспоминании присутствуют двоюродные сестры или братья того же пола, что и автор, то это может быть свидетельством стремления к расширению поля социального действия. Если противоположного пола – то неудачи во взаимодействии с представителями противоположного пола.
3. Бабушки, дедушки.
Возможно бабушки и дедушки баловали автора воспоминания в детстве, «испортили ребенка». Если бабушки или дедушки появляются в дружественной атмосфере, но при этом исключены другие люди. То это может продемонстрировать недостаток социальной адаптации автора.
Посторонние.
Присутствие посторонних людей может быть отражением развитого социального интереса, сотрудничества, человек осознает себя частью общества, активно включен в него. Возможно, посторонние люди рассматриваются как источник опасности, исходящей о них или от мира вообще. Посторонние люди могут также символизировать проявление несамостоятельности и страха автора остаться в одиночестве.
Контент-анализ ранних воспоминаний предполагает также и анализ типа ситуации, представленной в раннем воспоминании. Итак, наиболее часто встречаются следующие типы ситуации.
1. Опасность, несчастные случаи, различные повреждения. Этот тип ситуации означает, что человек сосредоточен на негативных сторонах событий, на враждебности жизни.
3. Проступки, кражи, сексуальные проступки. Если ситуация воспринимается как нечто привычное, следовательно свидетельствует об огромных усилиях избегать этого.
Для полноценного анализа раннего воспоминания. Необходимо обратить внимание на преобладающий вид чувствительности. А. Адлер писал, что трудности или дефекты зачастую становятся источником развития социального интереса и это может быть отражено в раннем воспоминании.
Важно обратить внимание на то, звучит ли в раннем воспоминании переживание ощущения принадлежности. Это можно определить по тому Я или Мы-ситуация представлена раннем воспоминании. Мы-ситуация является представлением более развитого социального интереса и сотрудничества, однако важно кто из персонажей представлен в раннем воспоминании. Например, только члены семьи или более широкий круг людей.
Таким образом, завершен первый этап контент-анализа ранних воспоминаний- категориальный анализ.
Второй этап – формирование гипотез, их анализ и исключение тех, которые опровергаются какими-либо элементами воспоминания.
Тема 7. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.
Стиль жизни.
Ребенок создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, “маленькому”, справится с “большим” миром. Стиль жизни включает в себя те стремления, долгосрочные цели личности, “формулировки” тех условий, личных и социальных, которые необходимы для “безопасности” личности. Последние также являются фикциями и, как привило, возникают в терапии в виде “Если бы только…, то я бы…”.
Используя свою “карту”, человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт. Она дает ему способность предсказывать и контролировать его. В этой связи Лоуренсе Франк (1939) пишет:
“личностный процесс можно сравнить с некоторым видом резинового штампа, который эта личность накладывает на каждую ситуацию, при помощи которого придает ту форму, которая требуется этой личности; поступая таким образом, она неизбежно игнорирует многие аспекты ситуации, которые для нее неприемлемы или избирательно реагирует на определенные значимые аспекты.
При одном и том же стиле жизни можно вести себя полезно или бесполезно. Вышеупомянутое различие позволяет адлерианцам проводить различие между психотерапией и консультированием. Первое, утверждают адлерианцы, имеет целью изменение стиля жизни; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.
Так как в адлерианской литературе достаточно широко обсуждаются жизненные цели в любви, в профессиональной и социальной деятельности, то здесь они не будут разбираться тщательным образом, разве что будут даны некоторые краткие комментарии. Льюис Уей подчеркивает, что “проблемы, которые они ставят, никогда не могут быть разрешены раз и навсегда, и требуют от личности непрерывного и творческого движения к адаптации”.
Любовь, подобно другим эмоциям, имеет когнитивные основы. Люди не являются “жертвами” своих эмоций или страстей. Они создают эмоции, чтобы помочь себе в достижении своих целей. Любовь представляет собой связующее чувство, которое мы создаем тогда, когда мы хотим сблизиться с людьми.
Хотя жизненные цели любви, профессиональной и социальной деятельности требуют решения, существует возможность избегать некоторых решений или откладывать их, если можно компенсировать это в других областях. “Даже успешные люди впадают в невроз из-за того, что они не являются еще более успешными”. Невротический симптом выражает “Я не могу, потому что я болен”; действия личности явно выдают “Я не буду, потому что может пострадать моя самооценка”. Хотя действия невротической личности соответствуют ее “частной логике”, она по-прежнему цепляется за “здравый смысл”. Человек знает, что ему нужно делать или чувствовать, но он “не может”. Адлер относит его к личности “да–но”. Эрик Берн в своей игре “Почему Вы этого не делаете – Да, но” ярко описал подобные межличностные маневры. Истоки невроза находятся в утрате веры в себя. Индивид избегает решения и откладывает его, или идет обходными путями, с тем чтобы “сохранить лицо”. Даже если он ожидает неудачу и подготовился к ней, он пытается спасти самооценку. Студент, страшащийся провала на экзамене, будет отказываться от учебы. В случае, если он все же провалится, ему просто следует держаться мысли, что он был ленив или невнимателен, но не глуп.
Впервые понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни это тот инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой.
— принятую человеком концепцию жизни;
— принятый им паттерн поведения.
Обычно стиль жизни складывается у ребенка приблизительно к 5 годам. Он характеризуется тремя параметрами:
С самого раннего детства ребенок пытается делать выводы о том, что такое этот мир и каковы правила взаимодействия с ним. Эти выводы делаются им на основе субъективных переживаний, и во многом ошибочны, фиктивны, но переживаются человеком как истинные. Таким образом формируется образ мира в психике ребенка. Стиль жизни имеет и когнитивную составляющую. Это стремления, дальние цели, условия, необходимые для безопасности личности.
А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку, однако он сделал попытку классифицировать наиболее типичные стили, на основе которых создается все многообразие возможных вариаций стилей. Он выделил 4 типа стилей:
По мнению одного из последователей А. Адлера Mosak G., внутри стиля жизни существует 4 вида убеждений:
Помимо, чувства неполноценности из- за принадлежности к женскому полу, это чувство может также возникать, когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом (“Я низенький; я должен быть высоким”).
К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между представлениями понятия себя и представлениями о мире (“Я слаб и беспомощен. Жизнь опасна”). Несоответствие между понятием себя и этическими убеждениями (“следует всегда говорить правду; Я лгу”) приводят к чувству неполноценности в моральной области. Таким образом, чувство вины представляет собой лишь один из видов чувства неполноценности.
Это разнообразие чувств неполноценности само по себе не является “ненормальным”. Было бы трудно спорить с наблюдениями Адлера, что жить это значит чувствовать неполноценность. Лишь только тогда, когда личность поступает так, как если бы он был неполноценен, обнаруживает симптомы, или ведет себя как “больной”, тогда мы видим признаки того, что в медицинском случае назвали бы “патологией” и что адлерианцы называют утратой веры в себя или комплексом неполноценности.
Наиболее упрощенно, чувство неполноценности является всеобщим и “нормальным”; комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно – “ненормально”. Первое может быть замаскировано или спрятано от посторонних глаз; второе представляет собой открытую демонстрацию неадекватности или “болезни”.