Стиль окраски американских авто
Стили тюнинга авто
Загрузил меня сегодня друг с утра одной культурой. Стало интересно что да как вообще, пробороздил весь интернет в поисках, чтобы узнать какие стили тюнинга вообще бывают. Решил поделиться и с вами, думаю будет интересно.
JDM –японский стиль заключается создание авто с исключительными характеристиками это быстрые и мощные часто хетчбеки которые на гоночной трассе превосходят автомобили более высоких классов
HOT ROD – стили тюнинга автомобили до конца пятидесятых делаться на несколько типов тюнинга
STREET ROD – основное внимание ходовым характеристикам и минимум внешнему виду часто ставят только диски и опускают подвеску
LEAD STYLE (KUSTOM) – в переводе свинцовая пуля максимально низкие с обычной подвеской и красиво покрашены часто с максимальным количеством хрома и красивыми дисками
CHOP-TOP – более старые хот роды 30-40годов с квадратной обрубленной крышей
RAT LOOK (RAT-Style) – автомобили которые внешне оставляют в том состоянии до какого докатились за долгие годы реставрируется все кроме внешнего вида, кузова можно реставрировать там где этого не будет видно
HOT RIDE – авто имеют много общего с рэт-лук и часто ездят ржавеющими лучше если ржи много или она сквозная, загрунтованными или имеют очищенный до метола кузов или панели кузова от разных машин в разных цветах или на более новых авто искусственно стариться краска
WOODY — хот-роды или более современные автомобили часть кузова иногда больше половины сделаны из дерева или род дерево
MUSCLE CAR – только американские автомобили годов 60-80 минимум доработок приходиться на внешность часто только перекрашивается низкая подвеска и двигатель торчащий из капота
LOWRIDER – американские автомобили (50-60 годов) с пневматической или гидравлической подвеской главное чтоб авто буквально лежало на земле также дорабатывают салон двигатель диски, можете посмотреть видео о этом стиле
DUB – американский стиль большие диски, заниженная подвеска, много хрома, минимальный обвес (если есть) и двери открываются в разные стороны
DONK – американские автомобили с дисками больше 26 в радиусе для установки таких больших дисков поднимается подвеска делают в основном с мускул каров и больших седанов хотя есть и квадроциклы
VIP (BIPPU) – относиться к американским автомобилям больших классов E и S и бусиках на авто ставятся большие глубокие диски полный обвес дополняет а не изменяет машину
FITMENT –большие японские как и VIP но обвес более агрессивный и колеса с отрицательным развалом часто 10 но есть 20 градусов и больше
HELLO KITTY – стиль тюнинга зародился в Японии в нем автомобиль краситься розовым, сиденья чехлы руль обтягиваются белым пухом в общем похожим на авто с мультика hello kitty
DRIFT – авто с задним приводном мощные облегченные автомобили с блокирующим дифференциалом типичным купленным большим обвесом, спойлерами и наклейками спонсоров по бокам
DRAG – облегченные мощные автомобили где внешнему виду практически не уделяется внимание главное побыстрее проезжала трассу в четверть мили
WRC – авто делаются похожими на те которые ездят в ралли или каких либо других гонках на машинах часто без спонсорских наклеек популярен среди владельцев субару импреза и митсубиши эволюшен
DTM – на автомобилях делаются широкие бока и большой спойлер в общем все делается чтобы авто было максимально похожим на автомобили которые ездят в DTM
BOSOZOKU– японский стиль в основе которого увеличить или удлинить глушитель весь аэро обвес капот или крышу
LUXURI – (Стиль Рублевки) все просто чем дороже тем лучше часто используют суперкарычасти или целые авто золотят и инкрустируют диаманта ми
LIMO – удлинение автомобиля чтоб сделать очень большой и очень шикарный салон переделывают любые авто — легковые, спортивные, ретро-автомобили, и внедорожники
Волк в овечий шкуре (может по другому) – переделывается двигатель, трансмиссия, подвеска в общем то что помогает ехать быстрее и никакого внешнего тюнинга
Kolhoz – Лишенный логического смысла стиль. На автомобиль ставят все что влезет, неважно улучшает это характеристики автомобиля или…
KUNST! История легендарных «хвостатых» американских машин
Развитию моды свойственна цикличность. На смену строгому аскетизму приходит показная роскошь. В середине прошлого столетия Кристиан Диор (Christian Dior) решил, что хватит уже людям одеваться так, будто до сих пор идёт война, и предложил новый стиль — New Look. Таким образом Диор заставил дам ходить в широченных юбках, напоминавших знаменитые кринолины их прабабушек. В том же духе развивалась и автомобильная мода.
Американцы, неожиданно оказавшиеся хозяевами супердержавы, богатели с каждым годом и хотели ездить на всё более мощных и помпезных машинах. Поэтому плавники, которыми стали оснащать задние крылья машин, пришлись как нельзя кстати. Они стали главной стилистической чертой десятилетия и прочно ассоциируются с американскими автомобилями этой эпохи.
Как гласит легенда, однажды Эрл и его помощники Билл Митчелл (Bill Mitchell) и Фрэнк Хёрши (Frank Hershey) получили разрешение посмотреть новый секретный истребитель-бомбардировщик Lockheed Lightning, которому было суждено внести немалый вклад в победу союзников над странами «Оси». Самолёт этот отличался необычной конструкцией с двумя килями (в просторечии — «хвостами») и настолько очаровал Эрла сотоварищи, что когда после окончания войны встал вопрос о новом Кадиллаке, два киля «Лайтнинга» вдохновили дизайнеров на то, чтобы снабдить задние крылья новой модели двумя плавничками очень похожего вида. Только вот размещались на них не рули поворота, а задние фонари.
Эти плавнички имели ещё очень скромный вид, но дизайнерская находка оказалась очень удачной. Кадиллак 1948 года, подобно многим другим моделям этой марки, оказался провозвестником модного тренда. Но до массового распространения плавников было ещё далеко. Первые несколько лет они оставались исключительно стилистической чертой Кадиллаков.
Следующий важный шаг сделали дизайнеры Форда, который тоже не раз играл роль законодателя автомоды. Модели Ford 1955 года, особенно Mercury, напоминая летящую стрелу, резко отличались от своих предшественников изяществом и заострённостью очертаний. Строго говоря, плавников у них не было, но зато присутствовали многие характерные черты плавникового стиля. Козырьки над фарами, вносившие существенный вклад в стремительность силуэта, а также почти плоский капот, пришедший на смену капотам начала годов. Такие капоты делали тогдашние автомобили очень похожими на классических капиталистов-эксплуататоров в изображении советской пропаганды — с животами, выпирающими поверх ремня.
Третий из детройтских гигантов — Крайслер — брал новые тенденции на вооружение с некоторым опозданием. Обжёгшись в годы на прогрессивной, но уж больно необычной модели Chrysler Airflow, руководство корпорации осторожничало: крайслеровская продукция начала годов отличалась солидным, но чрезмерно консервативным обликом. Перелом наступил в 1957 году, когда под руководством дизайнера Вёрджила Экснера (Virgil Exner) был разработан стиль Forward Look, главной отличительной особенностью которого служили, конечно же, огромные плавники.
К 1958 году плавниковый стиль сложился окончательно. Помимо собственно плавников, для него были характерны приземистый, стремительный и длинный силуэт с огромным багажником, козырьки-«брови» над сдвоенными фарами, мощные бамперы причудливой формы, придававшие многим из этих машин хищный облик, и не менее причудливые, фантазийные задние фонари. На дворе уже стоял космический век, на орбиту вышел первый спутник, не за горами было начало астронавтики, поэтому стоит ли удивляться, что своим дизайном многие из этих фонарей напоминали сопла ракетных двигателей?
Облик тогдашних американских автомобилей настолько своеобразен и характерен, что считается настоящим символом той эпохи. И, пожалуй, не случайно именно к этому поколению принадлежит едва ли не единственная машина, ставшая полноправным героем книги. Речь идёт, конечно, о знаменитой «Кристине» из романа Стивена Кинга — машине, которая, несмотря на свою зловещую роль, стала объектом фанатизма со стороны тысяч поклонников. Причём реально эта модель — Plymouth Fury 1958 года — возможно, такой популярности и не заслуживает, будучи довольно ширпотребной американской машиной того времени. Единственное, чем она выделяется из общего ряда, так это, пожалуй, чистота и изящество очертаний, которые делают её наиболее характерной представительницей плавникового стиля. И сами могучие плавники при этом играют не последнюю роль.
Вообще же, год наивысшего расцвета этого «детройтского барокко» оказался и первым годом его упадка. Мало того, что в экономике США тогда случился кризис, и производство автомобилей снизилось чуть ли не вдвое, чего машины 1958 года сегодня представляют собой относительную редкость, так ещё и дизайн этих моделей подвергся резкой критике за вычурность и претенциозность. Больше всего насмешек досталось, конечно же, самим плавникам — деталям очень выразительным, но абсолютно нефункциональным. И это несмотря на то, что в рекламе того времени встречались заявления, будто бы плавники способствуют устойчивости автомобиля при движении. Но особенно вычурным дизайном отличались модели от General Motors. Это и агрессивный Buick с решёткой радиатора, больше всего напоминающей раскрытую зубастую пасть (кстати, эта решётка, получившая даже свое собственное название Dynastar, состояла из 158 хромированных квадратиков, рассчитанных так, чтобы отражать максимальное количество света). Это и Oldsmobile, по поводу которого критики говорили, что его переднюю и заднюю части проектировали две разные студии стилистов, не имевшие представления о работе друг друга. Высмеивалось и обилие хромированных деталей, чего эти машины получили прозвище «хромомобили».
Но настоящий шедевр эклектики появился только в следующем году. Кадиллаки 1959 года оснащались уже совсем непомерными плавниками, на которых вдобавок были установлены сдвоенные фонари, своей формой напоминавшие пламя, вырывающееся из сопла ракеты. Кроме того, плавники своей хромированной кромкой опирались на ещё два огромных ложных сопла, окружавших белые фонари заднего хода. А между этими соплами протянулась широкая решётка, заставлявшая задуматься, где у машины перед, а где зад. Профиль у этого Кадиллака был скорее самолётный, чем автомобильный. Именно на таком огромном Кадиллаке, только потрёпанном и ржавом, разъезжает главный герой в фильме «Охотник на оленей» — «этнический русский» в исполнении Роберта Де Ниро.
Но это были уже последние конвульсии стиля. В 1960 году плавники на Cadillac вернулись к разумным размерам, а в плавники если и оставались на моделях от General Motors и Ford, то лишь в виде жалких рудиментов. Главное — сам стиль был уже не тот, он лишился стремительности очертаний, но, с другой стороны, стал более чистым и лаконичным.
Дольше всех продержался поздно раскачивавшийся Chrysler. На его машинах полноценные плавники продержались до 1961 года, и в том же году в последний раз появились на моделях Dodge, имея, впрочем, вид нелепых косых наростов на более-менее округлом кузове. Всё закончилось так же, как и началось: в годы небольшими плавничками щеголяли только Кадиллаки, получившие в наследство от той эпохи характерные вертикальные задние фонари, по которым многие модели этой марки можно отличить от, скажем, Линкольнов с их горизонтальными фонарями.
Хотя американские плавниковые монстры не вписываются в современные стандарты ни огромными габаритами, ни прожорливыми моторами, ни архаичной рамной конструкцией, жаль, что их сегодня не увидишь на дорогах. Пусть не во всех из них, но в очень многих было нечто от настоящего произведения искусства — этого очень не хватает надёжным, удобным, безопасным, но в массе своей безликим современным автомобилям.
ТОП-10 знаменитых гоночных раскрасок
Звучный англоязычный термин «racing livery» почти не поддается прямому переводу на русский язык — у нас в ходу более простые выражения: «гоночная раскраска», «спонсорские цвета»… Я решил собрать самые популярные за более, чем столетие автоспорта.
Все началось в 1900 году, когда на ежегодном кубке Беннетта (предшественнике гонок Гран-при) граф Элиот Зборовски предложил дифференцировать экипажи из разных государств по цветам: геральдический синий для Франции, белый для Германии, красный для США, желтый для Бельгии. Идея прижилась и кое-где применяется до сих пор, хотя сами цвета страны иногда меняли. Вплоть до 1960-х годов национальные стандарты раскрасок абсолютно доминировали на гоночных трассах. Но, вначале в США, а затем и в европейских соревнованиях стали появляться машины, окрашенные в фирменные цвета компаний-спонсоров.
Даже в нынешнее время, когда дизайну и маркетингу в любой отрасли уделяют заслуженное внимание, большинство окрасов гоночных машин являются именно способом прорекламировать спонсоров, зачастую многочисленных и с разными фирменными гаммами. Иными словами, с художественной точки зрения схемы окраски оставляют желать лучшего. С другой стороны, некоторые схемы окраски стали настолько узнаваемы, что не меняются с 1960-х годов — того самого периода зарождения рекламы в автоспорте. Они не только прочно ассоциируют спонсорскую марку со славными победами, но и продолжают напоминать о ней без фактически размещенных логотипов. А их эстетическая ценность столь велика, что энтузиасты часто по собственной инициативе раскрашивают свои дорожные автомобили в знаковые цвета – один из явных признаков культовости. Точно так же, казалось бы давно забытые в качестве стандарта национальные цвета будоражат память не только историков автоспорта — патриотичные раскраски по-прежнему применяют многие команды совершенно разных гоночных серий.
10. Red Bull
Что: энергетический напиток
Где: любой автоспорт
Когда: с 1995 года в Formula-1
Единственная культовая окраска, появившаяся в последние 20 лет. В этом заслуга и отдела маркетинга корпорации Дитриха Матешица по спонсированию автоспортивных команд, и многочисленных успехов этих самых команд, благодаря чему сине-серебристо-красные машины часто светятся в различных медиа и активно пиарят популярный энергетический напиток.
Иногда Red Bull, не особо напрягаясь, «ставит на лидера» — как в случае с поддержкой Риса Миллена в соревновании по подъёму на холм Пайкс-Пик. Но многолетняя программа по работе целых двух собственных команд в Формуле-1 (Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso) демонстрирует, насколько много усилий Red Bull готов вложить в правильное, с точки зрения имиджа бренда, продвижение. Первый раз Red Bull появился в F1 с рекламой на болидах Sauber в 1995 году, с сезона 2005 года в чемпионате принимает участие команда, носящая имя напитка, а через год появилась и вторая, «молодежная сборная» — Toro Rosso. Планомерные действия по развитию и щедрый бюджет привели к уже 4 кубкам конструкторов и 4 чемпионским титулам для Red Bull Racing. Отличная реклама!
9. STP
Что: моторное масло
Где: NASCAR
Когда: с 1972 года
Для европейского читателя присутствие STP в списке десятки культовых окрасов неочевидно (уж лучше Rothmans, например, запомнившийся раллийными Porsche и формульными Willams). Но зато вполне понятно американцам. Из всех обычно весьма аляпистых раскрасок болидов NASCAR, эта — не только самая долгоживущая и одна из самых гармоничных. Партнерство с STP заключил еще в 1972 году «Король» Ричард Петти: абсолютная звезда этого вида спорта, 7-кратный чемпион, представитель супердинастии пилотов и просто живой символ NASCAR. Фирменный цвет STP — красно-оранжевый, но Петти выступал на автомобилях голубого цвета и не собирался его менять даже ради ценного спонсорства… Компромиссом в переговорах стал двухцветный окрас, очень похожий на Gulf Racing, но все же со своим колоритом.
Раскраска до сих пор в ходу и за пределами NASCAR — так, с 2010 года эти цвета украсили Ferrari класса GT3 поддерживаемого STP экипажа в британском чемпионате.
8. Silberpfeil
Что: Германия
Где: Гран-при, Ле-Ман, Формула-1
Когда: с 1932
Silberpfeile, то есть «Серебряные стрелы» — такое прозвище дали непобедимым немецким болидам в гонках Гран-при 1930-х годов. Начиная с выступления фон Браухича в 1932 году на трассе AVUS, а особенно в период 1934-39 годов, заводские команды Mercedes и Auto-Union использовали некрашеный полированный алюминий для своих машин вопреки стандарту, предписывающему представителям Германии выставлять на старт белые автомобили. По легенде, подпитанной несколькими поздними мемуарами причастных лиц, это произошло почти случайно, ради того, чтобы избавиться от 1 кг лишнего веса перед техосмотром на Нюрбургринге. Расхождения с достоверными фактами позволяют усомниться в правдивости этой истории, но никак не в успехах самих «Серебряных стрел», громивших противников Третьего Рейха на предвоенных гонках. Когда в 1954-55 годах Mercedes-Benz пришли в Формулу-1, команда ненадолго возвратила на трассы и сам образ, и легенду о серебряных стрелах. Но после трагедии в Ле-Мане 1955 года, унесшей жизни почти сотни человек, Mercedes уходит из гонок на 40 лет.
С 1997 года «серебряные стрелы» возвращаются: Mercedes выставил спортпрототипы CLK-GTR в чемпионате FIA GT, а в Формуле-1 поддерживаемая Mercedes команда McLaren перекрашивает болиды в серебристый. В 2012 году уже заводской пилот Mercedes Нико Росберг приносит первую с 1955 года официальную победу марки в Гран-при. Конечно же, за рулем silberpfeil. Начиная с 1970-х, серебряный цвет в качестве национального часто использует Porsche, а также потомок Auto-Union, то есть Audi. О том, что цвет Германии был белым, напоминает только фирменная раскраска заводских команд BMW — но и это, скорее, дань бело-синим корпоративным цветам, нежели 114-летней традиции.
7. John Player Special
Что: сигареты
Где: Формула-1
Когда: 1972-1986 годы
Так уж сложилось, что для отечественной аудитории значимость Формулы-1 превышает оную чуть ли не всего остального автоспорта. Поэтому, скорее всего, и самым популярным ответом на вопрос «кто придумал размещать рекламу на гоночном автомобиле» будет — Колин Чепмен, Гран-при Монако 1968 года, красно-белая раскраска с символикой сигарет Gold Leaf. Это несправедливо даже для Формулы-1, поскольку пионером были Team Gunston с оранжево-коричневым (гамма сигарет Gunston) «частным» Brabham Джона Лава на Гран-при ЮАР в том же году. И тем более, первенство Lotus в этом деле — неправда для автоспорта в целом, ведь сама идея пришла из США несколькими годами ранее. Но, безусловно, авторитет и известность Lotus были катализатором, как минимум, самого официального разрешения в сезоне 1968 года организаторами на самовольную перекраску болидов в спонсорские цвета после отказа BP, Shell и Firestone поддерживать этот спорт.
John Player Special (бренд Imperial Tobacco, как и Gold Leaf) спонсировали Lotus с 1972 по 1986 год — период расцвета команды. Невероятно удачная комбинация черного основного цвета с золотыми элементами в раскраске JPS, кроме разных Lotus, вдохновила как минимум две команды дизайнеров на создание специальных версий дорожных машин в этой гамме: Pontiac Firebird Trans Am Limited Edition 1976 года (и его последователя 1977 года, ставшего бессмертной автоклассикой после фильма «Смоуки и Бандит») и мускул-пикапа Dodge Warlock 197х-78 годов. Ну а возрожденная на базе Renault команда Lotus F1 в сезоне 2012 года, черпая из собственного богатейшего исторического наследия, вернула культовый окрас своим болидам Формулы-1, вслед за другими гоночными сериями, где уже участвовали черно-золотые Lotus. Конечно, уже без «табачного» спонсорства John Player Special, но через почти 40 лет Lotus в классических цветах вновь первым пересек финишную черту Гран-при!
6. Cunningham stripes
Что: США
Где: Ле-Ман, Формула-1, кузовные чемпионаты, серийные авто
Когда: с 1951
«Полосы Каннингэма», «полосы Шелби», «полосы Viper», «ле-мановские полосы», просто «гоночные полосы» — как только не называли с 1951 года национальную окраску США… Но все же первым применил ее Бриггс Каннингэм в Ле-Мане 1951 года. Стандарт предписывал для американских команд белый цвет кузовных панелей и синее шасси, но поскольку на послевоенных конструкциях шасси уже не было видно снаружи — Бриггс по совету менеджера Team Cunningham Стэнли Седжвика для большей узнаваемости своих болидов добавил две полосы, проходящие параллельно от капота до багажника. Другие американские команды в международных гонках подхватили моду. В частности, эту же схему, но иногда в инвертированном варианте (белые полосы на синих авто) в 1960-х использовал превзошедший Каннингэма в достижениях и популярности техасец Кэрролл Шелби, причем не только на Cobra, но и на Mustang, подготовленных для гонок SCCA.
Так появилась вполне уличная раскраска мускул-каров, до сих пор пользующаяся впечатляющей популярностью в США и серийно применяемая всей «большой тройкой» — на Ford Mustang, Chevrolet Camaro и SRT Viper. Кстати, фанаты Chevrolet четко отличают «свои» полосы от вражеских, фордовских: в варианте Chevy полосы ни в коем случае не должны идти по крыше, только капот и багажник!
5. Rosso Corsa
Что: Италия
Где: любой автоспорт
Когда: с 1907 года
Ferrari должна быть красная! Это знают даже школьники (или “особенно, школьники”). А еще машины заводской команды этой марки в Формуле-1 окрашиваются в красный цвет уже 64 сезона подряд (за вычетом ГП США и Мексики в 1964 году, когда Энцо Феррари протестовал против поведения итальянских гоночных чиновников и выставил на старт свои болиды в американской бело-синей раскраске команды NART!), делая Rosso Corsa самым устойчивым цветовым сочетанием для автоспортивной команды.
Но изначально это не заслуга Ferrari — Италия приняла красный цвет в качестве национального для автогонок после победы окрашенной в красный цвет Itala в супермарафоне Пекин-Париж 1907 года. До этого события красный рекомендовали использовать американцам. Соответственно, к моменту появления марки Ferrari, красный цвет прочно ассоциировался с итальянскими автоспортсменами и Энцо оставалось лишь воспользоваться этим, окрашивая подавляющее большинство своих дорожных машин в национальную гамму (в 90-е годы количество красных Ferrari доходило до 85% выпуска, хотя сейчас снизилось до примерно 45%).
Правда, конечно, тут уж как посмотреть, кто кого продвигает — успехи Ferrari невероятны настолько, что давно затмили собой память о всех прочих итальянских марках и командах, соревновавшихся на красных болидах. Cisitalia, OSCA, Maserati, Abarth, даже славная довоенными успехами Alfa Romeo блекнет в сравнении с «конюшней из Маранелло». Ну, а последние 20 лет маркетинговая машина Ferrari создает из цвета Ferrari Rosso культ, зарабатывая на аксессуарах порядка 50 миллионов евро ежегодно.
Отдельно заслуживают упоминания два факта. Во-первых, на протяжении сезонов 1996-2007 годов, формульные Ferrari были в реальности гораздо ярче ожидаемого цвета — ради верной передачи оттенка в телетрансляциях. Во-вторых, с 1984 года Ferrari умудряется, не изменяя своему цвету, вписывать в него рекламу Marlboro. А с 2010 года делает это, вообще не упоминая даже намеком имя бренда из-за запрета на рекламу сигарет. Но Marlboro продолжает платить спонсорские взносы, так как исследования показывают — ассоциация по-прежнему работает.
4. Marlboro
Что: сигареты
Где: Формула-1, IndyCar, MotoGP и другие
Когда: с 1972 года
Двух имен было бы достаточно… McLaren в Формуле-1 (1974-1996) и Penske в Индикаре (1990-2009). Но есть еще продолжающиеся 31-летний контракт с Ferrari и длительное партнерство с Yamaha и Ducati в мотоспорте, на фоне которых уже несущественно будет подробно упоминать о всех остальных многочисленных применениях бело-красной гаммы с диагональными полосами.
Достижения в двух «королевских» сериях для машин с открытыми колесами и гонках MotoGP (6 титулов Yamaha и 1 — Ducati) делают Marlboro самым успешным титульным спонсором в истории автоспорта. А мальчишек 80-90-х годов, как минимум из стран бывшего СССР, заставляет вспоминать, как при помощи полудюжины сигаретных пачек нужных марок (Marlboro, Camel, Rothmans, West) можно было воссоздать во дворе первые несколько рядов стартового поля Гран-при со вполне достаточной для детских нужд достоверностью. Но вряд ли кому-то более грустно вспоминать о былом, нежели менеджерам команд Формулы-1 о бесконечном потоке «табачных» денег, брутально прерванном достаточно бесполезным по своей сути законодательством, запретившим рекламу курения…
3. British Racing Green
Что: Великобритания
Где: любой автоспорт и паровозы
Когда: с 1902 года
BRG или «Британский гоночный зеленый» — такое определение для темно-зеленых оттенков достаточно распространено даже среди не очень больших фанатов автоспорта. Равно как и представление о том, что этот цвет очень уместен на гражданских Jaguar или Bentley. Самая старая национальная окраска в Топ-10, в абсолютном зачете уступает лишь французскому Bleu de France на 2 года, но гораздо более популярна. На момент участия первого английского экипажа в кубке Беннетта на автомобиле Napier, все три возможных цвета из флага «юнион джек» уже были использованы. Пришлось выбирать из оставшихся, а зеленый был на тот момент устоявшимся цветом для паровозов — техники, в производстве которой Великобритания всегда преуспевала. К тому же, достаточно темный оттенок «shamrock green», то есть «клеверный зеленый» — это национальный цвет Ирландии. А именно там британцы были вынуждены, как победители кубка Беннетта 1902 года, принимать эту гонку годом позже: на дорогах Великобритании в те годы гонки были под запретом. Цвет прижился, а многочисленные успехи англичан в последующие десятилетия способствовали росту узнаваемости «британского гоночного зеленого». Особая заслуга в этом — доминирование Bentley в 24 часах Ле-Мана с 1923 по 1930 год, спортивные достижения Jaguar и победы команд Cooper и Lotus в Формуле-1.
Неудивительно, что в новейшей истории и недолго просуществовавшие болиды Jaguar в F1, и триумфально вернувшиеся в Ле-Ман спортпрототипы Bentley Speed 8, и многие гоночные Aston Martin окрашиваются в любой из широкого ассортимента возможных оттенков BRG. А армада зеленых серийных спорткаров с Туманного Альбиона — их дорожная «группа поддержки». Чтобы не забывалось.
2. Martini Racing
Что: вермут
Где: Формула-1, Ле-Ман, ралли, F1 Powerboat
Когда: 1968-2002, с 2014
Вообще-то, вся эта статья возникла из моего уже давнего комментария под записью в блоге главреда журнала autoEVO ( evo-ukraine ) об анонсе Porsche специальной версии 911 в «самой знаменитой гоночной ливрее» (угу, не у одного меня возникла проблема с точным переводом слова livery). С уважением относясь к коллективу журнала, я все же не согласен с этим мнением: раскраска Martini Racing это выдающийся образец индустриального дизайна, но все же, достаточно объективно — только второй номер в списке легендарных «ливрей» по достижениям и количеству добровольных клонов. Тем не менее, с 1968 года по 2002 год белые или серебристые болиды с характерным сочетанием красно-сине-голубых продольных полос, как правило, эстетично вписанных в общий дизайн кузова, регулярно появлялись на различных трассах. Наибольшую славу принесли три победы в Ле-Мане с Porsche (1971, 1976 и 1977) и десять лет побед Lancia в ралли с 1982 по 1992 год.
В формуле-1 в 1970-е годы Martini поддерживал Tecno, Brabham и Lotus, но без сверхъестественных достижений. Наконец, в 2014 году Williams F1 подписали контракт о спонсорстве с Martini, вернув это шикарное сочетание цветов на трассы. И в тот же год, пользуясь вниманием к бренду, Porsche тоже напомнили о своей связи с Martini Racing, произведя дорожные 911-е в такой окраске и играясь с ней же на гиперкаре 918.
1. Gulf Racing
Что: моторное масло и бензин
Где: Ле-Ман
Когда: с 1967 года
Одна из многих важных подробностей: первую машину с символикой Gulf Oil — спортпрототип Ford GT40 Mk1, предоставил лично вице-президент корпорации Gulf Oil Грэди Дэвис, сам бывший успешным гонщиком. Случилось это в 1967 году в 12-часовой гонке Daytona Continental, а за рулем сменяли друг друга легендарные пилоты Джеки Икс и Дик Томпсон, приведя Mk1 к победе в своем классе. Так началось десятилетнее сотрудничество Gulf Oil с командой Джона Вайра JW Automotive Engineering. Однако, тогда GT40 был окрашен в фирменные цвета собственно логотипа Gulf – темно-синий и оранжевый. И лишь с апреля раскраска поменялась на сочетание Gulf Powder Blue и Marigold Orange, когда появились модифицированные GT40 — так называемые Mirage M1. Победы оранжево-голубых Mirage и Porsche в многочисленных гонках спортпрототипов с 1967 года, включая Ле-Ман 1968, 1969 и 1975 года принесли всемирную известность для Gulf livery. Кстати, интересный факт: Gulf-Porsche 917 со Стивом Маккуином за рулем победил в Ле-Мане только в одноименном фильме, но популярность ленты закрепила уверенность зрителей в том, что то же самое произошло в реальности в 1971 году – хотя тогда первым к финишу пришел Porsche, спонсируемый Martini Racing!
В 1985 году Gulf Oil не от хорошей жизни объединилась со Standard Oil of California, создав тем самым Chevron Corporation. Торговая марка Gulf Oil со всей символикой неоднократно меняла владельцев. Запутанная история бренда – отдельная тема для публикации в бизнес-изданиях, а не на Drive2. Важно то, что в целом по-прежнему продаются разнообразные нефтепродукты Gulf Oil, а держатели прав на марку вновь поднимают имидж бренда спонсированием автоспортивных команд. В первую очередь именно в Ле-Мане – McLaren F1 в 90-е годы и Aston Martin с конца 2000-х эффективно напоминают о существовании Gulf Oil. Ну и, конечно, тысячи энтузиастов по всему миру в разные времена окрашивали совершенно разные автомобили в характерную оранжево-голубую комбинацию – апофеоз эстетики гоночных раскрасок.