Психология познания такова что

Познание (в психологии)

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Источник

Евгений Соколков — Психология познания: методология и методика познания

Понятие «социальное познание»

Социальное познание изучается в различных областях научного знания, таких как: педагогика, философия, социология, психология.
Замечание 1

Несмотря на большое количество определений данного понятия, авторы пришли к общему выводу, что социальное познание – это процесс, который направлен на изучение явлений, происходящих в обществе. также немаловажным представляется интерпретация закономерностей и особенностей социальных процессов, причин и источников их развития.

Сфера социального познания – это деятельность человека, которая представлена во всех ее проявлениях и формах. Ежедневно мы можем быть участниками процессов сразу в нескольких сферах: на бытовой уровне, в трудовой коллективе, в брачно-семейных отношениях. Каждая сфера обладает своими особенностями и, что немаловажно, позволяет человеку по-новому смотреть не только на окружающий мир, но и вглубь самого себя. Это и есть процесс познания – получение информации через практическую деятельность. Только будучи участником какого-либо процесса, человек способен полностью или частично окунуться в его особенности и стать частью чего-то большего.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конечно же, в связи с такой многоаспектностью, социальное познание выступает в качестве сложного и комплексного явления. В процессе познания участвуют две стороны: субъект познания и объект познания.

Субъектом познания выступает человек или социальная группа, которая стремиться получить информацию об интересующем объекте. В широком смысле слова субъектом может быть все общество. Объект же – это либо познаваемый предмет (в узком смысле), либо весь окружающий мир в тех границах, в которых человек взаимодействует с ним (определение объекта в более широком смысле этого слова).

Психология познания

Житейский, Человек, Психологический, Человеческий, Любовь, Обыденный, Слово, Мифологический Оглавление

1. Деятельность человека – основа психического отражения………….…………….. 7

2. Образ мира – объяснение мира и руководство к действию в нем…..………….. 9

3. Эмоции и чувства – субъективные индикаторы смысла………………………….. 12

4. Сознание, язык и речь. Бессознательное………………………………………..………. 15

Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающего мира. Первые представления людей о мире были мифологическими. Особенность их была в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов).

Следовательно, наиболее архаические представления людей были неизбежно сильно психологизированы – сам мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений.

Донаучная психология. Действительно, все мифы творения предполагают первых создателей – творцов мира и вселенной. Это были: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Ве (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриархата), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Идзанами (Япония) и многие другие у различных народов.

Во всех мифах обнаруживаются важные первоначальные затруднения: грехопадение (Библия, Талмуд), нарушение запрета (например, индейская история Пойа), трудный выход из-под земли (североамериканские индейцы), убийства (Древня Греция, Скандинавия, Библия), кражи (полинезийский Мауи, древнегреческий Прометей), излишнее любопытство (Пандора).

В основе каждой из таких трудностей лежат те или иные мотивы мифологических героев – ясно видно, насколько хорошо люди уже представляли себе психологические механизмы человеческих поступков, их многообразие и сложность.

Коммуникации в структуре человеческой цивилизации 2

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия социологии и социальнойинформатики Факультет социальной информатики РЕФЕРАТ на тему: «Коммуникации в структуречеловеческой цивилизации» & …

Особенная мифологическая тема – любовь. Тема по истине бесконечна, порой кажется, что любовь в различных ее версиях и события вокруг нее составляют основное содержание ранней культуры.

Житейская психология. Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова “житейская” можно говорить также “повседневная психология” или “обыденная психология”. Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания. Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу.

Во-первых, это народные пословицы и поговорки, в которых собраны многочисленные наблюдения и сформулированы житейские закономерности: Яйца курицу не учат, Стерпится – слюбится, Что город, то норов, что деревня, то обычай, Лицом хорош, да душою непригож, Не силен – не борись, не богат – не сердись, Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй, Рука руку моет, Любовь не тетка, придет – не выгонишь, У кого много причин, тот много врет, Старые дураки глупее молодых, Седина в бороду – бес в ребро. Как видим, в них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Во-вторых, это тексты по гуманитарным знаниям, а также по технике и естествознанию. В первую очередь – художественная литература, в которой мы находим множество тонких психологических наблюдений. Любое произведение подлинного искусства содержит идеи судьбы, течения и построения событий жизненного пути, поступков людей, т.е. самых важных и высших проявлений их психического склада, личностных качеств.

Психология как наука 4

… улучшения психологических условий в жизни человека в населенных пунктах. Методы психологии. Каждая наука имеет свой предмет и использует … и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации. Житейские психологические сведения, подчерпнутые из общественного и личного опыта, … влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь …

В-третьих, психологические знания и умения могут содержатся и в несловесной форме. Они опредмечиваются, материализуются во множестве продуктов, которые производит человек. Например, даже в простых орудиях труда (скажем, молотке) не только заложена специфическая операция, но и содержится способность человека этим орудием воспользоваться – это важная характеристика его уровня развития. Кстати, уровень психического развития ребенка мы также определяем часто в зависимости от того, какими орудиями и насколько успешно он умеет пользоваться (ложка, одежда, карандаш…)

Главные особенности житейской психологии: а) укорененность в культуре, мифологическое наследство, б) зависимость от исторического прошлого и национальных особенностей народа, в) высокая зависимость (в словесных выражениях) от господствующих в обществе идей – научных, политических, художественных…

Научная психология. Психология – очень старая и одновременно очень молодая наука. Как самостоятельная научная дисциплина существует чуть более ста лет, с тех пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX – начала XX века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает ‘psyche’ – душа, ‘logos’ – наука, учение. То есть – «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

Предметом психологии является психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные явления. Одни из них, такие как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношения к миру и людям, управляют поступками человека, их называют мотивационными процессами – к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент – вместе они составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями, и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями – к ним относят волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание, личность, индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Одтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии

… фактами взаимосвязь философии и психологии Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает … человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти. Память как психическая …

Первое, что потребуется вам для решения своих профессиональных задач, это умение различать объективные факты и психические (психологические, субъективные) факты. Главный признак последних в том, что они субъективны. Это означает, что они могут меняться в зависимости от того, о каком субъекте идет речь. Если субъектом являются отдельные люди, то факты способны меняться от человека к человеку, если субъектом является группа, то различные группы могут порождать различные факты. Предлагаемый критерий довольно точен – вам достаточно спросить себя: если бы здесь был другой человек, получили бы мы то же самое событие (явление, мысль, поступок, действие, операцию, суждение, отношение и проч.) или нет. Если ответ отрицателен, то это и означает, что вы имеете дело с психическими фактами. Они могут быть сколь угодно субъективны, но это и есть психические факты. В приведенных ниже примерах вы увидите, как различаются объективные и субъективные факты.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Возрастная периодизация психического развития человека Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни …

1. Некий человек говорит о ком-то другом гадости – это факт объективный (говорит) и одновременно субъективный (он именно так говорит).

2. Человек жалуется на плохую память («не помню, как это произошло, у меня вообще трудности с памятью») – объективно фиксируется факт жалобы или отказа вспоминать. Субъективно же это может быть все, что угодно: действительно жалоба, просто нежелание, боязнь свидетельствовать, недоверие собеседнику и пр. В последнем перечне все это психические факты, поскольку у разных людей мотивы приведенного высказывания могут быть различны.

3. Некто выглядит расстроенным, рассеянным, подавленным, говорит негромко, часто отвлекается от сути разговора – вы можете предположить, что он чем-то расстроен, опечален, обеспокоен и т.п. Как объективный факт вы можете зафиксировать только то, как выглядит его поведение, а то, что вы предположили – это ваше заключение о причинах его поведения. Чтобы ваши предположения стали фактом, их необходимо еще проверить. Практическая проблема состоит в том, что психические факты, в отличие от объективных, не только трудно фиксировать, но еще труднее – подтверждать или проверять.

Таким образом, мы выяснили, что объективные факты – это то, что можно наблюдать со стороны, а психические факты – то, что составляет субъективный опыт человека. Что такое внутренний, или субъективный опыт, вы поймет, если обратите взор внутрь себя. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Так, вы видите помещение, в котором находитесь, пытаетесь понять данный текст, вам в данный момент может быть грустно или скучно, вы что-то вспомнили, чего-то хотите… Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Важнейшая особенность психических фактов (явлений) – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы явл…

Лекция №28 (субъективная школа в социологии)

22 Лекция №28. Субъективная школа в русской социологии. План. Введение. 1.Основные этапы развития «субъективной школы» в русской социологии. 2. Основные проблемы «субъективной школы» в русской социологии. Литература. Ведение. В истории русской социологии субъективная школа занимает значительное место, а ее ведущие теоретики ‑ Лавров и Михайловский ‑ создали самобытную социологическую концепцию. …

Особенности социального познания

Социальное познание – это очень интересное явление, поскольку авторы, изучающие его, выделили сразу несколько основных особенностей данного процесса:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Научная психология

Научная психология является полной противоположностью интуитивной психологии. В частности, она не полагается на убеждения или суждения, чтобы объяснить поведение человека. Вместо этого она использует научный метод и эксперименты для сбора объективных данных и их интерпретации. Психологические концепции рождаются в результате проведенных исследований.

Знание разницы между мнением и интерпретацией поможет нам понять, что психология — это наука. Мнения — это убеждения, которые мы имеем благодаря нашему опыту.

Например, мы можем сказать, что люди хороши, и что общество развращает их, потому что наш опыт согласуется с этой идеей.

Напротив, интерпретация состоит из анализа, расшифровки и объяснения события с помощью научно полученных данных.

Давайте продолжим с предыдущим примером. Если данные не могут доказать, что люди хорошие или плохие, нам придется интерпретировать их с другой точки зрения, которая объединяет всю доступную информацию.

Научная психология не вопрос мнений. Мы не можем обсуждать это в тех же терминах, что и интуитивная психология. Первый основан на интерпретации полученных доказательств. Следовательно, все дело в придании смысла доступной информации. Единственный способ опровергнуть результаты научного исследования в области психологии — это объективные данные, которые его опровергают.

Источник

Текст книги «Психология познания: методология и методика познания»

Психология познания такова что

Автор книги: Евгений Соколков

Жанр: Общая психология, Книги по психологии

Текущая страница: 4 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Необходимо подчеркнуть еще одно свойство гуманитарного познания, важного в понимании особенностей изучения психологической науки. Психологическое познание принципиально гетерогенно и предполагает не только научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, в значительной степени формализуемое, но и мышление образное, художественное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании и интерпретации символов, с помощью которых психолог проникает в области бессознательного.

Образ психологической науки в нашей стране долгие годы формировался таким образом, что в нем не находилось места для форм символического сознания, свойственных гуманитарной культуре. И только в последние десятилетия, когда психоанализ и аналитическая психология стали у нас доступными для изучения, в систему подготовки психологов начали проникать идеи необходимости символического сознания – способности интерпретировать и порождать символы, которые неразрывно связаны с эмоционально-чувственным опытом людей[73; 83].

По мнению философов, «символическое сознание … особая реальность внутреннего мира человека, где личностные интимные смыслы слиты с актуализировавшими их предметами, отношениями, ситуациями, или освещаются, определяя индивидуальное или коллективное мироотношение и миропонимание, далеко не всегда осознаваемое»[130; т. 2, с. 91].

Уже давно психоаналитики З. Фрейд, Э. Фромм, Ш. Лакан, К.Г. Юнг и другие выделяли независимо друг от друга перечень наиболее важных для психологов областей знания. Так, у Фрейда это – психиатрия, сексология, история цивилизаций, мифология, психология религии, история литературы и литературная критика. У Фромма это – драма, изобразительное искусство, поэзия, мифология; у Лакана – риторика (метод воздействия), диалектика (в аристотелевском техническом смысле), грамматика, поэтика (анализ всех жанров, включая юмор и анекдоты).

В приведенных перечнях можно заметить не только различия позиций трех психоаналитиков, но и поразительное сходство их поиска в культуре тех областей, где проявляется работа бессознательного, интуитивного либо не вполне осознаваемого опыта, которая находит свое воплощение в символах и работе не поддающегося рациональной логике символического сознания.

Таким образом, избежать дегуманизации человека, изучая научную психологию, возможно только при обращении к областям культуры, где человек предстает во всей полноте форм и методов, опосредующих понимание мира и себя самого.

Становящаяся универсальной, всеобщей по своей значимости, культура и есть цивилизация. В цивилизованности содержится универсальность значимости, способность и заимствование. Она выходит за рамки этнической и национальной специфики. То же самое происходит и с человеческой личностью. С развитием цивилизации она также становится общенациональной, теряя национальные и этнические особенности.

Мировая цивилизация порождает и общность организации экономики, норм права, бытовой культуры, и характерный сдвиг в нравственных ориентациях. От обособленных и замкнутых в себе нравственных кодексов, имеющих смысл для своего народа, своей касты, своего сословия, происходит переход к универсальным, всеобщим нравственным нормам и принципам. Завершением этого процесса генерализации в сфере нравственного духа можно считать сформированный И.Кантом категорический императив: «…поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом»[52; т. 4(1), с. 279].

Очевидно, насколько трудно для индивидов, привыкших к жизненной игре, следовать двойным моральным стандартам, обеспечивающим личное или групповое возвышение за счет других, признать на практике категорический императив. Но он уже сформулирован как универсальная нравственная истина. Теперь ситуация такова, что нецивилизованное поведение оказывается просто безнравственным. Сегодня реальную угрозу для бытия самого человека представляет возникновение все более широких масс индивидов, которые знают только лишь внешние причины своего поведения. Таким индивидам принципы кажутся чем-то нереальным.

Сфера духа как раз и обнаруживает себя в конкретных формах человеческого поведения. Это могут быть самоутвержденная общественная деятельность и социальное равнодушие; честное выполнение своего общественного и профессионального долга и жульничество, воровство, кумовство; следование правовым нормам и преступное поведение.

Особую роль и место в жизни индивида занимает религиозность. От того, какой в ориентир жизни она дает человеку, зависит развитие человеческой личности или же парализация духовности и развития. Мировоззрение и религиозное чувство – это своего рода «географическая карта» нашего природного и социального ландшафта. Нет ни одного народа, индивида и ни одной культуры, которые могли бы обойтись без этих ориентиров. Причем они так переплетены в структуре личности, что грань между ними провести довольно трудно. Многие люди отрицают, что у них есть мировоззрение, и воображают, что они реагируют на различные явления жизни случайно, опираясь на собственное мнение. Однако легко доказать, что любой человек считает свои взгляды само собой разумеющимися, ибо они представляются ему единственно разумными; ему и в голову не приходит, что все его идеи и представления не выходят за рамки общепринятого мировоззрения. Таким образом, мировоззрение ближе к общепринятому, групповому сознанию, а религиозное чувство – более индивидуально, связано с объектом познания и с целеполаганием.

Мировоззрение является необходимым, но не достаточным ориентиром поведения; нужна еще цель, к которой человек стремится. У животных целеполагание и мировоззрение заменяют инстинкты. «Мы выбираем объект приложения всех наших устремлений так, что он одновременно становится основой наших подлинных (а не официальных) ценностных ориентаций. Нам нужен этот объект обожания, почитания, поклонения, чтобы направить свою энергию в то самое русло, которое наполнит нашу жизнь смыслом и поможет преодолеть сомнения и неуверенность изолированного индивида», – писал Э. Фромм[цит. по: 166, с. 191].

Характерно как отмечал Э. Фромм, что одной из важнейших социальных функций личности в обществе является удовлетворение глубочайшей внутренней потребности любого человека. «Человек живет лишь до тех пор, пока он творит. Только творчество наполняет жизнь человека особым смыслом и позволяет ему радоваться жизни, не цепляясь за ценности»[там же]. В этом – суть социального предназначения человека. Его способности любить, дружить, ненавидеть занимают основное, лидирующее положение в структуре личности и входят в его ценностные ориентации. В то же время на психологическом уровне они относятся к эмоциям.

Такое же двойственное соотнесение характерно еще для некоторых структурных элементов личности: например, для сопереживания, единства и солидарности, с одной стороны, с другой – для жадности, страха, зависти и равнодушия. Ничто так сильно не объединяет людей, как общие чувства: общее восхищение каким-либо человеком, произведением искусства, общая мысль, символ, ритуал, даже общее страдание. Совместное переживание служит началом отношений двух людей, группы единомышленников, а также мощных движений (религиозных, политических и философских). Но как только политические и религиозные идеи устаревают, как только бюрократия угрозами и внушениями подчиняет себе человека, эффект сопереживания пропадает или же притупляется. Это особенно характерно для пожилых и более образованных людей. Структура личности среднего индивида и социально-экономическая структура общества теснейшим образом взаимообусловлены.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, и социальными – с третьей. В своем развитии она как самостоятельная наука обретает прочную естественно-научную основу. В то же время психология является сугубо гуманитарной дисциплиной.

Сегодня становится очевидным, что ведущим фактором общественного развития является гуманизация. В последнее время проблема гуманизма как основного этического принципа всё чаще привлекает внимание исследователей, однако различные философские школы по-разному трактуют это понятие в зависимости от задач и целей исследования, а также от того «ценностного набора», которым они руководствуются при анализе.

Гуманистические идеи в кризисной ситуации оказываются в центре внимания, обрастают философскими и социологическими обоснованиями. Гуманизм при этом становится сложной системой идей, которая оказывается в центре идеологической борьбы в обществе.

Термин «гуманизация» как понятие употребляется современными исследователями не только при анализе своеобразных конкретно-исторических тенденций прошлого и настоящего, но и для обозначения некоторых процессов в производстве, науке, образовании, объясняя в них место и роль человека. Можно проследить некоторые тенденции в развитии материального производства и образования, которые по своему существу тождественны гуманизму и выражаются в осознании того факта, что вся наша деятельность по своим мотивам, целям и по форме является всегда человеческой и не может выйти за пределы, порожденные человеческими потребностями.

В связи с этим психология направлена в своем изучении на человека и его сознание, человеческое общество в целом. То есть, несмотря на то, что объектом психологической науки выступает психика всех живых существ, приоритет остается за человеком и его сообществом. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. А это, в свою очередь, предполагает наличие толерантности взаимоотношений естественно-научного и гуманитарного знания, их внутренней гармонии как в области формирования научной картины мира, так и в сфере просвещения.

Нередко социальные процессы и явления не могут быть полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, о закономерностях формирования поведения, привычек, социальных установок и ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследований психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, личностных отношений и т. д. Более того, в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета всех психологических факторов.

Психологические факторы сами по себе не определяют социальные процессы, более того, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов.

Основные формы психологической деятельности человека возникают в условиях общественной истории и протекают в условиях сложившейся социально-экономической предметной деятельности, опираясь на те средства, которые сформировались в условиях труда, в употреблении орудий труда, языка и символов.

Психология является еще и гуманитарной наукой потому, что гуманизм определяется как признание ценностей человека как личности, направленных на его «очеловечивание» (т. е. развитие, совершенствование, перевоплощение человека, индивида в личность, развитие и проявление своих способностей), утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

В связи со сказанным А.Н. Леонтьев писал: «Понятие личности выражает целостность субъекта жизни. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся»[78, с. 24].

Понятия «личность» и «индивидуальность» образуют единство, но ни в коей мере не являются тождественными. Личностная индивидуальность обнаруживается не сама по себе, а в процессе взаимодействия человека с человеком. Следовательно, личность обретает свое бытие в «пространстве» вне органического тела индивида. Здесь проявляются такие феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация, притязания, уровень субъективного контроля и т. д.

Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое – в конкретной форме проявления личности. Вот тут и происходит отождествление понятий «индивид» и «личность». Личность может выступать субъектом производимых изменений в других людях посредством своей деятельности. «Вклад» себя в других людей переходит из поколения в поколение, и со смертью индивидуальная личность полностью не умирает, а продолжает свое существование в других людях своей представленностью в памяти близких, окружении, воспоминаниях, в книгах, в материальных вещах, созданных для общества и т. д. При этом чем шире социальные связи личности, тем существеннее возможности ускорения и углубления процесса личностного развития.

Что же касается среды профессиональной или иной интеллектуальной деятельности, то здесь присутствует существенная проблема незнания человеком таких сфер, где бы он смог раскрыться в соответствии со своими потенциальными возможностями. Не случайно иногда в зрелом возрасте человек встречается с неизвестными ему ранее сферами деятельности, где он раскрывается в полном объеме и осознает, что нашел то, чем должен был бы заниматься всю свою сознательную жизнь.

Развитие человека происходит только тогда, когда личностные изменения означают процесс, движение по восходящей: качественные перестроения в жизнедеятельной системе организма, в отражении окружающей действительности психикой, в регулирующем управлении не только первичными, но и вторичными потребностями. Однако с возрастом все определеннее дают о себе знать жизнедеятельные процессы. Они происходят в организме и распространяются на все его функции.

Рассматривая человека в единстве индивидуального и социального, следует отметить, что на формирование личности переменно воздействует и то, и другое. По мере совершенствования самого организма человека происходит и его индивидуальное развитие, при этом физиологическое угасание детерминируется в перестройку, а порой и утрату социальных функций.

Таким образом, по мере расширения предмета изучения психологической науки за счет естественно-научных и гуманитарных областей знания, позволяющих вывести ее за рамки собственно научной дисциплины в область междисциплинарных связей, гуманизация преподавания психологии становится одним из важнейших и необходимых условий формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Ставя перед собой целью преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей психологической науки. Так, теоретическую (общую) психологию принято называть объяснительной, а прикладную психологию – практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология, ориентируясь на житейскую объясняет конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология толкует явления общественной, социальной жизни, факты группового поведения; инженерная психология – особенности взаимодействия человека с техникой и его поведение в технических группах людей; педагогическая психология – факты, связанные с условиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология рассматривает психологические причины улучшения или ухудшения здоровья человека; военная психология изучет поведение человека, его подготовку для деятельности в опасных, стрессовых ситуациях современого боя и боевых операциях, сопряженных с потерей жизни или получения тяжелых травм и т. д.

Что же касается практического применения психологических знаний, то как для теоретической, так и прикладной психологии оно сводится к объяснению фактов, в одном случае – с точки зрения более общей теории психологии, а в другом – с позиций более узкой области знаний – конкретной теории прикладной психологии. Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в других, смежных или несмежных науках является одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике.

Практика показывает, что интерес обучающихся к психологической науке в настоящее время в значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. В связи с этим преподаватели вынуждены считаться с данным обстоятельством при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

Необходимо помнить при этом, что в образовательном процессе изменения происходят гораздо медленнее чем в экономике или другой хозяйственной практике.

Вот почему В. Я. Ляудис считает, что «цель обучения психологии – в овладении теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания – в единстве знания и действия. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действия, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других людей, – не есть профессиональное психологическое знание»[82, с. 17], а подготовка к предстоящей социальной, культурной и профессиональной деятельности.

Если преподаватель психологии в вузе озабочен развитием творческого мышления обучающихся и всячески способствует этому специальными интеллектуальными упражнениями, то это означает, что он занят не только теоретической психологией, т. е. обоснованием истинности теории, разъяснением ее постулатов, но и практической психологией, психотехникой, так как прикладывает свои умения к реальному формированию навыков мышления, развитию способности решать мыслительные задачи при опоре на материал теоретической психологии.

Таким образом, общей целью изучения психологии в учебном заведении является формирование у обучающихся умения психологически мыслить и навыков применения полученных психологических знаний для научного объяснения фактов и явлений социальной жизни, а также и для преобразования своей психики, окружающих людей в интересах развития их как личностей.

В связи с этим целесообразно рассмотреть возможности достижения целей психологического мышления и применения теоретических знаний к решению практических задач студентами-непсихологами и будущими психологами.

В первом случае, по мнению известного психолога Е.А. Климова, психологические знания необходимы любому специалисту-непсихологу для «психологической грамотности», поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, обучать, руководить). Не менее важно, считает он, также регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствования на научной основе[60].

Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и к будущим специалистам-психологам, то целью изучения психологии у них будет необходимость приобретения психологической грамотности для взаимопонимания друг друга, обучения и психологического обеспечения руководящих положений, чем может быть занят любой специалист.

В связи с этим нам представляется, что границы психологической грамотности в вопросах психологии могут быть лишь специфическими для каждой сферы профессиональной деятельности. Так, например, психологическая грамотность директора завода, несомненно, будет отличаться от психологической грамотности начальника цеха или мастера участка. И не потому вовсе, что они по служебной иерархии стоят на разных ступенях, а в силу различия характера их деятельности: они решают разные задачи, в зависимости от которых анализируют и оценивают взаимоотношения людей, обучают и руководят ими. Так обстоят дела с границей психологической грамотности для специалистов – руководителей различного профиля и разных сфер деятельности.

Какие же конкретные цели изучения психологии у будущих специалистов-психологов? Здесь необходимо подчеркнуть, что без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист. При этом для специалистов других специальностей главное, чтобы они были профессионалами в своих специальностях, хотя психологические знания и умения прибавили бы им достоинств, возможностей более качественно решать стоящие задачи.

В зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в той или иной степени влиять на будущую профессиональную подготовку специалиста.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мысли и образ действий других людей, но и на самопреобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания. Сложность достижения подобных целей заключается в особой сращиваемости способов познания и преобразования, познавательного и личностно-преобразующего отношения.

Изучая психологию, студент независимо от будущей профессии должен научиться психологически мыслить при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, при личном общении с коллегами, подчиненными и окружающими людьми и т. п.

Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в других, смежных или несмежных науках представляет собой явление одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике. Одну можно использовать для применения объяснений психологических явлений, другую – для преобразования психологических фактов, их изменения, для коррекции каких-либо видов деятельности и поведения, т. е. психотехники. Кроме того, оказывается, что объяснения относятся к фактам и явлениям уже существующим, но не к тем, которые наступят после соответствующих преобразований: обучения, воспитания, психокоррекции, психотерапии и т. п. В этом случае прикладная психология применяется для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых качеств в психике человека в интересах развития его личности.

Независимо от групп профессионально направленной подготовки психологов преподаватель может строить свою работу так, чтобы общая цель преподавания – формирование психологического мышления – достигалась главным образом на лекционно-семинарских занятиях и научно-теоретических конференциях, а практические умения и навыки формировались в ходе лабораторных и практических занятий, а также во время учебной практики в школах, детских садах, судах и прокуратурах, на предприятиях и фирмах, в медицинских клиниках и т. д.

Итак, действенность методики преподавания зависит от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов для гуманитарного воспитания – становления мировоззрения, формирования направленности личности на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности.

В связи с названными целями задачами обучения будут: во-первых, овладение учащимися определенной системой знаний, умений и навыков, способов познания и оперирование этими знаниями, умениями и навыками; во-вторых, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, их способностей в самообучении и саморазвитии; в-третьих, формирование у учащихся коммуникативных и организаторских умений и привычек, навыков самоорганизации и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности; развитие межличностных отношений для современной жизни и работы в коллективах; формирование навыков взаимодействия как со взрослыми сверстниками, так и младшими по возрасту и должности.

Таким образом, действенность методики преподавания психологии зависит в первую очередь от ясной, осознанной цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов обучения как гуманитарной науки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *