стиг ларссон биография фото
Стиг Ларссон (Stieg Larsson)
Стиг Ларссон (полное имя — Karl Stig-Erland «Stieg» Larsson) — известный шведский общественный деятель, журналист и писатель.
Родился в 1954 году в городке Шеллефто (Швеция). Почти всё детство провёл с дедом в деревне близ города Норшё, а после его смерти переехал в город Умео, где и сформировались его политические взгляды (он много писал о расизме, демократии, антифашистких взглядах, дискриминации). В возрасте восемнадцати лет он встретил начинающего архитектора Еву Габриэльссон (Eva Gabrielsson), которая оставалась его спутницей жизни до самой его смерти.
Своё изначальное имя «Stig», полученное при рождении, Ларссон поменял на «Stieg». Причиной тому стала возможная в будущем путаница с его другом, ставшим популярным писателем ещё задолго до славы самого Стига Ларссона. Всё же, несмотря на разницу в написании, при произношении их имена остались звучать одинаково.
Будучи политически активной персоной, Стиг Ларрсон был членом Коммунистической лиги трудящихся, читал лекции по неонацизму в Скотланд-Ярде. Он регулярно публиковался в еженедельной газете «Четвёртый интернационал» («Fjärde internationalen»), где работал изначально дизайнером по графике, а позже – журналистом и редактором. С 1977 по 1999 год Ларссон работал графическим дизайнером и журналистом в крупном шведском агентстве новостей «ТТ»(«Tidningarnas Telegrambyrå» ). В 1995 году он организовал компанию «Экспо» («Swedish Expo Foundation») – фонд, целью которого стало противостояние распространению крайне правых и расистских идей в школе и в молодёжной среде. Позже он организовал одноимённый политический журнал с антирасистским уклоном, став его издателем и редактором.
Мировую известность и популярность Стигу Ларссону принесла его трилогия «Millennium».
Написав три романа из цикла «Millennium», первоначально Ларссон оставил рукописи одному шведскому издателю, который, однако, совершил деловой промах, сравнимый лишь с ошибкой звукозаписывающей компании, отказавшей группе «Beatles»; издатель так и не открыл эту пачку. Раздражённый автор забрал рукописи и отнёс их в «Norstedt», одно из ведущих издательств художественной литературы в Швеции.
По словам Магдалены Хедлунд, менеджера по авторским правам издательства «Norstedt», это было осуществлением мечты издателя, на чьём пороге вдруг появляется автор с тремя законченными романами. «Это было неслыханно, — говорит она. — Впервые в своей практике «Norstedt» подписал договор на три книги с человеком, который до этого никогда не писал романов. Правда, у нас были большие надежды, но успеха в таком масштабе мы не предполагали». Роман был переведён на 40 языков, получил несколько наград, а его тираж составляет более 21 млн экземпляров.
Стиг Ларссон успел заключить договор с «Norstedt» на публикацию цикла «Millennium», но умер от обширного инфаркта 9 ноября 2004 года в возрасте 50 лет прежде, чем хотя бы одна книга трилогии вышла из печати.
Автор успел написать около 100 или 200 страниц (в разных источниках — разные данные) своего четвёртого романа, и, по словам его друзей, в его голове роились замыслы ещё шести книг серии «Millennium». Но, к великому неудовольствию поклонников трилогии, нынешние правообладатели не собирались публиковать четвёртую книгу. Брат покойного Йоаким Ларссон объяснил это тем, что Стиг написал только часть этого тома, и никто не может гарантировать полного соответствия последующих продолжений его замыслам. Роман был опубликован только в 2015 году, будучи доработанным Давидом Лагеркранцем.
Безвременная кончина Ларссона стала большим горем для его друзей, сотрудников и семьи, но она стала частью мифа, сложившегося вокруг него и его книг. Его имя оказалось в трагических списках больших талантов, слишком рано ушедших из жизни.
В воспоминаниях тех, кто знал Ларссона, он и сам был похож на литературного персонажа. В больших очках по моде 1980-х годов и потертом вельветовом пиджаке, он непрерывно курил и поглощал гаргантюанские количества чёрного кофе. Он никогда не появлялся в офисе до полудня, но придя, работал до трёх-четырёх часов утра. А вернувшись домой, ещё писал час или два, прежде чем лечь спать.
По словам Слэтта, друга Стига, доживи этот тихий и скромный человек до своего оглушительного успеха, слава и деньги едва ли изменили бы его. «Думаю, он потратил бы состояние на «Expo» и по-прежнему продолжал бы работать в журнале. А его издателю пришлось бы насильно затаскивать его на утренние ТВ-интервью».
Фантастика в творчестве автора.
С самого раннего детства Стиг Ларссон был ярым поклонником научной фантастики. Он был редактором в нескольких фэнзинах – любительских изданиях, посвящённых фантастике. В том числе в 1972 году Стиг являлся редактором журнала «Sfären». В 1978 году он стал президентом известного клуба любителей фантастики «SFSF» («Skandinavisk Förening för Science Fiction»). В 1970-е — 80-е годы Ларсон был главным редактором известных шведских фэнзинов, в которых печатались его статьи и эссе:
К сожалению, в связи с небольшими тиражами данных изданий, составителям не удалось найти названия публицистики, которую Ларссон публиковал в данных фэнзинах.
Так описывает данный этап творчества подруга автора Ева Габриэльссон:
«Кроме политики, мы со Стигом страстно увлекались научной фантастикой. Я перевела на шведский язык роман «Человек в высоком замке» Филиппа К. Дика, где повествуется о том, каким стал бы наш мир, если бы во Второй мировой войне победили нацисты. Нашими любимыми авторами были Роберт Хайнлайн и Сэмюэль Р. Дилэни. Приехав в Стокгольм, мы вступили в Скандинавское общество научной фантастики. Для двух чудаков, бредящих научной фантастикой, это было то, что надо. В течение двух лет мы редактировали журнал общества и время от времени торговали книгами в специализированном магазине в Кунгсхольмене. Особого дохода дело не приносило, но нас это не волновало. Фантастика стала нашим образом жизни, нас привлекали альтернативные миры, которыми были наполнены фантастические романы. Появление Интернета позволило нам увидеть их почти воочию. Например, «Снежная лавина» Нила Стефенсона, опубликованная в 1992 году, прекрасно рисует атмосферу киберпанка. Действие книги разворачивается в кибернетическом мире хакеров — примерно таком, в каком Лисбет Саландер могла бы получить все права гражданства.
В мире научной фантастики киборги — наполовину люди, наполовину роботы — могут напрямую подключаться к компьютеру вплоть до срастания с ним. Именно так Лисбет Саландер подключается к Интернету, и её необыкновенные способности роднят её с киборгом. Так что цикл «Миллениум» можно считать в какой-то мере научно-фантастическим романом».
© По материалам сети Интернет
Примечание к биографии:
Стиг Ларссон
Биография
«Девушка с татуировкой дракона» – мало кто не знаком (хотя бы понаслышке) с экранизацией этого романа, открывающего трилогию «Миллениум». Ее автор – шведский писатель, журналист, общественный деятель Стиг Ларссон получил мировое признание своих произведений посмертно. Серия криминальных романов об издателе Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер была опубликована с 2005 по 2007 годы и после невероятного успеха переведена на десятки языков мира.
Детство и юность
Стиг Ларссон родился 15 августа 1954 года в небольшом шведском городке Шеллефтео. Отец – Эрланд Ларссон, работал на плавильном заводе, мать – Вивиан Ларссон.
Писатель Стиг Ларссон
Когда у отца стало ухудшаться здоровье из-за отравления химикатами, они перебрались в Стокгольм. Но в связи со стесненными условиями жизни вынуждены были оставить годовалого сына на попечение родителей Вивиан.
До 9 лет мальчик жил с бабушкой и дедушкой в глухом селе в муниципалитете Норшё. Жили в деревянном срубе, а в местную школу Стиг ходил на лыжах, чтобы пробираться через сугробы. Но ему нравился этот образ жизни. Особое влияние на воспитание маленького Стига оказал дед Северин Бострем, ярый политический активист, антифашист, бывший в заключении во время войны. Всю жизнь Ларссон будет считать прародителя примером для подражания.
После смерти деда (скончался в 50 лет от сердечного приступа) мальчик уехал в город Умео к родителям, у которых к тому времени родился второй сын Иоаким. В 12 лет юный Ларссон получил в подарок пишущую машинку, что привело его в несказанный восторг, он часами просиживал за ней, изливая мысли и фантазии на бумагу.
20-летним юношей был призван в шведскую армию и провел 16 месяцев на обязательной военной службе в пехотном подразделении в Кальмаре.
Журналистика и общественная деятельность
В разгар Вьетнамской войны (1964-1975) Ларссон уже пробовал себя как писатель, печатал первые опыты. Но на фоне происходящего решил на время отложить литературу и увлекся журналистикой. В то время в Швеции каждую субботу можно было увидеть шествия: молодежь вышагивала с криками «Вон из Вьетнама!». На одной из таких демонстраций Стиг встретил архитектора Еву Габриэльссон, с которой свяжет не только личную, но и политическую и творческую жизнь.
Ева Габриэльссон и Стиг Ларссон
Вскоре Ларссон начал писать о войне – статьи, интервью, очерки. Работал фотографом. Будучи, как и его дед, антифашистом, он отвергал все проявления насилия и несправедливости. Мужчина склонился к взглядам и принципам Левой партии, в то время как его отец был коммунистом, а мать поддерживала социал-демократов. Обсуждение политики за обедом в семье было обычным делом.
После вступления в ряды Социалистической партии Швеции (до 1982 года носила название Коммунистическая рабочая лига) уходит в армию. Но и тут Стиг блюдет политические интересы: обеспечивает всю казарму контрабандным троцкистским журналом «Red Soldier». После службы, в 1977 году, Ларссон отправился в Восточную Африку и помогал в организации женских партизанских отрядов, сражающихся за освобождение Эритреи.
В начале 1980-х Ларссон стал скандинавским корреспондентом британского журнала «Прожектор», посвященного антифашизму и антирасизму. Также редактировал журнал «Четвертый интернационал», писал статьи для ежедневной газеты «Интернационал». В 1987 году журналист вышел из партии, так как не был согласен с новыми политическими ориентирами руководства. Но при этом не утратил активной гражданской позиции, не стал меньше радеть о проблемах общества.
Стиг Ларссон в издательстве
В 1995-м Ларссон помог учредить «Expo Foundation», организацию, посвященную борьбе с правоцентристскими силами в шведском обществе. Впоследствии стал редактором журнала «Экспо», который был моделью того самого вымышленного издания «Миллениум», описанного в одноименной трилогии.
Стиг Ларссон написал ряд книг и исследований политического содержания, читал лекции и участвовал в публичных дебатах. Словом, ко времени яркого литературного дебюта мужчина уже состоялся как политический активист и журналист, добился широкой известности в обществе.
Книги
Первые литературные опыты Ларссона, сделанные еще в подростковом возрасте, были в жанре научной фантастики. Страстный поклонник этого направления, Стиг с 1972 года стал редактором тематических фэнзинов (печатное издание, выпускаемое фанатами жанра) «Sfären», «FIJAGH». В этой «периодике» он публикует свои первые рассказы.
Писатель Стиг Ларссон
В 70-е годы издал более 30 фэнзинов. Затем переехал в Стокгольм, где активно участвовал в деятельности крупнейшего шведского фан-клуба научной фантастики «SFSF». Был членом Совета клуба в 1978-1979 годах и возглавил его в 1980-м.
Стиг Ларссон
Забавно, что Ларссон выбрал прототипами героев всемирно известных детских персонажей, созданных Астрид Линдгрен. Лисбет, например, это Пеппи Длинныйчулок из одноименной книги, а журналист – родственник Калле-сыщика по фамилии Блумквист. Впрочем, как считают большинство критиков, прототипом главного героя трилогии стал сам Ларссон. На это указывают некоторые совпадения в биографиях автора и главного героя.
Стиг Ларссон уже заключил договор на издание всех романов «Миллениума», но не успел увидеть их в печати и насладиться успехом. Писатель скончался за год до публикации первого произведения под названием «Мужчины, ненавидящие женщин». В нем детективная пара идет по следам серийного маньяка, на протяжении многих лет насилующего и убивающего женщин.
Книги Стига Ларссона
Роман опубликован в Швеции в 2005 году. В Британии, второй стране, где был издана книга, произведение стало называться «Девушка с татуировкой дракона». А в 2006-м последовала и первая награда – премия «Стеклянный ключ», присуждаемая лучшим детективным авторам Скандинавских стран. Также роман получил «Boeke Prize» (2008), «Galaxy British Book Awards» (2009), «Anthony Award».
Вторая книга «Девушка, игравшая с огнем» явила читателю не менее увлекательный сюжет: в этот раз на первый план выходит Лисбет Саландер, которую беспочвенно обвиняют в убийстве. Роман вышел в 2006-м и тоже был удостоен наград.
Нуми Рапас и Микаэль Нюквист в шведской экранизации книги «Девушка с татуировкой дракона»
Наконец, в 2007 году в Швеции выходит третья книга «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Она подытоживает события предыдущих частей трилогии: Блумквист и Саландер противостоят целой криминальной системе, включающей и структуры госбезопасности. Ларссон очень жестко клеймит современное общество, роман пропитан едкими цитатами. В 2008-м труд получил премию «Стеклянный ключ».
Автор писал трилогию ради удовольствия, вечером, после возвращения домой с работы, даже не думая о том, что его литературные «детища» станут мировыми бестселлерами. Общий объем продаж книг трилогии «Тысячелетие» превышает десятки миллионов долларов, а сам Ларссон входит в число самых продаваемых современных авторов вместе с Джоан Роулинг, Стефани Майер и Дэном Брауном.
Руни Мара и Дэниел Крейг в американской экранизации книги «Девушка с татуировкой дракона»
Отчасти такому успеху способствовали и экранизации. В 2009 году в Швеции были поставлены все 3 части цикла. А в 2011-м состоялась первая премьера в Голливуде. Главные роли в фильме исполнили Дэниел Крейг и Руни Мара.
В 2013 году шведский журналист и писатель Давид Лагеркранц заявил, что закончит начатый Ларссоном четвертый роман из цикла о Блумквисте и Саландер. Книга под названием «Девушка, которая застряла в паутине» была издана в 2015-м. А 2 года спустя писатель представил на суд читателя второе произведение серии – «Девушка, которая потеряла свою тень». Также, по слухам, Лагеркранц анонсировал выход своей третьей книги о продолжениях приключений Лисбет Саландер, которой он планирует завершить цикл в 2019 году.
Личная жизнь
Ева Габриэльссон стала преданной музой, соратницей и гражданской женой Ларссона. Пара не могла официально зарегистрировать брак, потому что, по шведским законам, это потребовало бы обнародования их адресов и контактов. Для людей, которые из-за своих политических взглядов жили в условиях конспирации, это было неприемлемо.
Стиг Ларссон и Ева Габриэльссон
Факт документального холостяцкого статуса стал основанием для того, чтобы все наследство, в том числе и солидные авторские гонорары, ввиду отсутствия у Ларссона детей, перешли к отцу и брату писателя.
Смерть
Удивительно, что писатель Стиг Ларссон повторил судьбу своего любимого деда. Он умер 9 ноября 2004 года от обширного инфаркта. Ему было 50 лет. Причиной приступа оказалась повышенная нагрузка – в тот день в офисе не работал лифт, и мужчина поднялся пешком на 7 этаж.
Стиг Ларссон в последние годы
Для Ларссона, который был трудоголиком, заядлым курильщиком (выкуривал более 60 сигарет в день) и злоупотреблял кофе, это стало последней каплей. Писатель и журналист похоронен на кладбище церкви Хегалид в Стокгольме.
Стиг Ларссон
Об авторе
Стиг Ларссон – шведский писатель, журналист, общественный деятель. Автор трилогии «Миллениум», которая была с успехом экранизирована.
Увлечения и профессиональная деятельность
Стиг Ларссон родился 15 августа 1954 года в городке Шеллефто (Швеция). Его родителям было всего по 19 лет, поэтому они передали сына на воспитание бабушке (матери отца). Когда юноше исполнилось шестнадцать, он ушел из дома. Через два года Стиг посетил организацию, оказывающую поддержку Национальному фронту освобождения Южного Вьетнама. Там он познакомился с архитектором Евой Габриэльссон, которая стала его верным товарищем, а также спутницей.
Почти всю жизнь Ларссон проработал в маленькой газете Fjärde internationalen («Четвертый Интернационал»), где начинал графическим дизайнером, а затем занял должность журналиста. Он серьезно занимался проблемой шведского неонацизма. В 1995 году Стиг основал фонд Expo для борьбы с молодежным экстремизмом, а с 1999-го стал главным редактором издаваемого фондом одноименного антифашистского журнала. Он также был председателем шведского клуба любителей научной фантастики Skandinavisk Förening för Science Fiction (SFSF).
Работа над книгами
Писатель заключил договор на издание трех романов о Микаэле Блюмквисте, но не успел увидеть их в печати. В 2004 г. он умер от обширного инфаркта. 16 января 2011 года гражданская жена автора, Ева Габриэльсон заявила, что готова закончить последнюю работу мужа, но в марте 2015 года стало известно, что книгу «Девушка, которая застряла в паутине» дописал Давид Лагеркранц.
На ЛитРес можно прочесть все книги Стига Ларссона онлайн, а также прослушать некоторые из них в аудиоисполнении. Для предварительного ознакомления с текстами доступны бесплатные фрагменты.
Стиг Ларссон, который так и не узнал славы
Писатель, автор суперпопулярной во всем мире трилогии «Миллениум» («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки»), умер, так и не узнав, какой фурор в будущем произведут его романы во всем мире. История с отсутствием завещания лишь подлила масла в огонь. Не говоря уже о главной интриге — о будто бы написанном Ларссоном больше чем наполовину следующем, четвертом романе о Лисбет Саландер и Микаэле Блумквисте.
В апреле 2004 года Стиг Ларссон получил долгожданный ответ из издательского дома «Norstedts» в Стокгольме — его романы приняты к публикации, хотя и требуют определенной редакторской работы.
Ларссону и его гражданской жене Еве Габриэльссон, историку архитектуры (они познакомились, когда Еве было 18 лет), и в голову не могло прийти, какие последствия вызовет эта история. Они мечтали, что на вырученные от продажи первых трех романов деньги смогут отдать многочисленные долги и достроить крохотный домик у моря, где собирались проводить каникулы. А вот если все пойдет хорошо и Стигу удастся продать все десять задуманных романов (по словам Евы, к ним якобы даже существуют сюжетные наработки в виде синопсиса), гонорары за них супруги планировали потратить на благотворительность — помочь тем общественным фондам и организациям, с которыми была связана журналистская деятельность Ларссона.
Несколько месяцев после заключения сделки прошли под знаком надежды и были очень счастливыми в жизни Евы и Стига, ведь первое издательство «Piratforlaget» (специализирующееся как раз на бестселлерах), получившее от Ларссона рукописи, отказалось даже от их рассмотрения. Хотя, признается Ева, почему-то в эти месяцы им было особенно страшно. Стигу казалось, что если кто-то из его врагов захочет выполнить свои угрозы — а он немало их получал за свою жизнь, был даже период, когда они с Евой жили под охраной полиции, — то беда случится не с ним, а с Евой. Поэтому она должна была звонить ему всякий раз, как добиралась из пункта А в пункт Б. Всегда. Позвонила она ему и в тот холодный осенний день 9 ноября, когда добралась до дома. Но к этому моменту Ларссон уже был мертв. Ему стало плохо в офисе журнала «Expo». Лифт не работал, и у пятидесятилетнего Стига, курильщика, кофемана и трудоголика, после подъема по ступенькам на седьмой этаж здания случился обширный инфаркт.
ПОД ПРИКРЫТИЕМ
Первый же роман трилогии продался невиданными тиражами.
То же случилось и с остальными двумя книгами. Стиг Ларссон неожиданно для всех стал автором бестселлеров, а Ева — женщиной, которая согласно шведскому законодательству не имеет к нему никакого отношения. Дело в том, что Ларссон не оставил завещания, а то, которое Ева нашла в его бумагах, не было подписано свидетелями и заверено нотариусом, следовательно, не имело силы. Ева Габриэльссон знала Стига 32 года, из них 30 лет они прожили вместе. Почему они так и не поженились? По шведским законам люди, вступающие в брак, обязаны сделать официальное заявление, после чего их адрес и все данные о семье становятся доступны любому человеку.
Поскольку работа и взгляды Ларссона сделали его мишенью для различных радикальных неонацистских организаций, важно было соблюдать максимальную осторожность. На двери их скромной однокомнатной квартиры на табличке стояла только фамилия Евы. В ресторанах они всегда садились так, чтобы наблюдать за входом и выходом. Тем не менее Стиг и Ева носили обручальные кольца с выгравированными на внутренней стороне именами друг друга и считали себя мужем и женой, а не просто партнерами или любовниками.
Через шесть месяцев после смерти Ларссона Ева получила документы, извещающие ее о том, что наследство Стига поровну поделено между его братом Йоакимом и отцом Эрландом.
Несмотря на их заверения в день его смерти: «Ты его жена и имеешь право унаследовать все, что принадлежало Стигу». Теперь же официальное извещение сопровождалось комментарием: «Если бы Стиг хотел, он, безусловно, составил бы завещание в твою пользу». Ева уверяет, что Ларссон незадолго до кончины попросил юристов в издательском доме оформить завещание относительно авторских прав и гонораров в пользу своей жены. Но безалаберность в отношении личных бумаг и вечная загруженность помешали ему довести эту историю до конца. Точно так же, как не успел он — невзирая на постоянные просьбы редактора — найти время для встречи и серьезной работы над рукописями. И эта работа в конце концов была проделана без него. И без участия Евы. Между тем она неустанно повторяет и в своих мемуарах — ее воспоминания вышли в свет в Швеции в этом году, — и во всех интервью: «Стиг не имел ничего общего со своими родными.
Общались они исключительно формально, а встречались лишь по праздникам». Родители Стига (отец — художник-оформитель, мать — продавщица в магазине одежды) были очень молоды, когда он появился на свет, и отправили его жить к дедушке с бабушкой по материнской линии на север Швеции. Именно от дедушки, антифашиста Северина Бострема (он был в числе интернированных немцами шведов во время Второй мировой войны), Ларссон и унаследовал свою страсть к борьбе с экстремистскими проявлениями любого толка. Недаром с Евой он познакомился на одном из антивоенных молодежных митингов в 1972 году — против войны во Вьетнаме.
МУЖЧИНЫ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЯТ ЖЕНЩИН
Одна из основных претензий Евы Габриэльссон к брату и отцу Ларссона заключается совсем не в том, что они незаслуженно получили доступ к миллионам (на сегодняшний день вместе с правами на создание фильмов сумма доходов Ларссона равна примерно 30 миллионам долларов). Ева считает, что родственники некорректно обошлись с романами Стига. Это касается как проблем с переводами, в том числе на английский язык (сама Ева знает его в совершенстве), так и с неверной трактовкой отдельных сюжетных линий или, например, упоминаний имен реальных людей в различных публикациях. В романах Ларссона очень много реальных действующих лиц, но многие из них были вычеркнуты из текста по просьбе отца и брата писателя. Больше всего
Еву возмущает, что они согласились с предложением издателей поменять оригинальное название первого романа «Мужчины, которые ненавидят женщин» на более коммерческое — «Девушка с татуировкой дракона».
Для феминиста Ларссона тема насилия над женщинами была принципиально важной еще и по очень личной причине. Дело в том, что, когда Стигу было 14 или 15 лет, на его глазах члены подростковой банды изнасиловали девушку. Он не смог или не захотел вмешаться, будучи членом этой банды, равно как и не донес на этих парней в полицию. С тех пор его мучило страшное чувство вины. Звали девушку, по словам тех, кто знал об этой истории, Лисбет.
Ларссон не был ни компьютерным гением, как его героиня, ни специалистом в экономике или математике. Большую часть жизни он печатал на машинке — родители подарили ему ее в 14 лет.
После школы Ларссон служил в армии, много путешествовал, но не просто так. Например, в Эфиопии Ларссон был в самом пекле гражданской войны, среди эритрейских повстанцев. Его не приняли в Стокгольмскую школу журналистики, и он долго работал в почтовом офисе, занимаясь независимой журналистикой, прежде чем получил работу графического дизайнера в новостном агентстве. И лишь в 1995 году создал собственный журнал «Expo» — прототип «Миллениума» в романе. Пользуясь уважением среди коллег, издание тем не менее постоянно испытывало финансовые трудности, не раз находилось на грани банкротства — при всей своей мягкости и доброте Стиг был одержимым человеком и непримиримым борцом со злом, а это пока не приносит дивидендов ни в одной стране мира.
КОМПЬЮТЕР КАК УЛИКА
Одна из главных интриг — увидит ли когда-нибудь свет неоконченная часть (если она вообще существует) четвертой книги Ларссона.
Ева Габриэльссон отказывается отдать издателям компьютер, где находятся соответствующие файлы — от 200 до 350 страниц текста. Неизвестно, и где этот самый компьютер находится. По одной из версий, она отдала его на хранение в редакцию журнала «Expo», потому что там было много материалов, связанных с журналистской работой Стига, во-первых, а во-вторых, из страха, что издатели сами допишут роман. Причем отдала в тот же день, когда умер Стиг. Сама же Ева отказывается — пока, во всяком случае — завершить работу за мужа, хотя и не скрывает, что вполне могла бы это сделать.
Возможно, она боится не только лишиться единственной «улики», оставшейся у нее от Ларссона, но и не хочет подогревать теорию о литературной недееспособности самого Ларссона. Один из его приятелей Курдо Бакши давно уже вызвал ненависть почитателей трилогии о современных «мстителях» своими нелестными для писателя утверждениями: мол, даже журналистские тексты Стиг писал весьма средне, куда уж ему было справиться с 600-страничным романом. Такого же мнения коллега Ларссона по его работе в новостном агентстве Андерс Хеллберг. Стиг трудился там графическим дизайнером, но периодически писал и тексты. Хеллберг уверен, что он не мог самостоятельно написать романы, потому что даже опытный редактор в свое время был не в состоянии «ничего поделать с его писаниной». Впрочем, Ева Гедин из издательства «Norstedts», тот самый редактор, так и не дождавшийся у себя в кабинете автора будущих бестселлеров, отрицает подобные инсинуации.
По ее мнению, тексты были абсолютно профессиональными и нуждались лишь в очевидной редакторской доработке. Ясно одно: если бы автор не умер еще до публикации, никто бы не стал заниматься спекуляциями на эту тему. А если бы вопросы и возникли, то он сам бы смог на них ответить.
КОЗЫРИ И АРГУМЕНТЫ
Итак, на сегодняшний день продолжается борьба за литературное наследство Ларссона. Но кроме общественной поддержки (создан специальный сайт, где желающие помочь Еве расплатиться хотя бы с огромными суммами судебных издержек, предлагают жертвовать от 3 до 14 долларов — в зависимости от отношения к происходящему) у Евы Габриэльссон остается только один козырь на руках — тот самый персональный компьютер с незаконченным романом.
Он, например, может стать неплохим аргументом для попытки доказать свое соавторство в написании ставших мировыми бестселлерами сочинений. Все старания родственников Ларссона заполучить пресловутый ноутбук пока что остаются безуспешными. Сначала они предложили вернуть Еве квартиру (после смерти Стига их жилище было поделено на две части, одна из которых стала собственностью отца и брата). Ева отказалась и переехала в другую квартиру. Потом ей предложили сделку: 2,6 миллиона долларов в обмен на компьютер. Но, несмотря на отсутствие денег даже для оплаты адвокатских услуг, Ева пока предпочитает хранить тайну своего возлюбленного. Кто знает, доведется ли читателям узнать дальнейшую историю и судьбу Лисбет и Микаэля, ставших не только национальными героями сегодняшней Швеции, но и всего современного мира?