стебель однодольных растений может расти в толщину только в первые месяцы жизни растения потому что
Однодольные и двудольные растения
Все покрытосеменные растения делятся на два больших класса: двудольные и однодольные. В названии классов отражено самое главное различие этих групп: двудольные имеют в семени две семядоли, служащие хранилищем питательных веществ для зародыша растения, а однодольные — только одну семядолю. Кроме того, эти растения отличаются внутренним строением побегов, листьев, корней и цветков. Классы двудольных и однодольных подразделяются на семейства, роды и виды.
Деление растений
Впервые деление растений на однодольные и двудольные предложил в XVIII в. английский ученый Д. Рей, он систематизировал растения по их признакам. Долгое время считалось, что однодольные — более примитивные, чем двудольные.
Однако теперь ученые сошлись во мнении, что именно однодольные являются более молодой и совершенной группой, эволюция которой пошла по пути упрощения строения вегетативных органов. По-видимому, они произошли от двудольных, но случилось это на самых ранних этапах эволюции, и дальше две группы развивались параллельно. Очень может быть, что предками однодольных были травянистые водные растения, похожие на современных представителей семейства нимфейных.
Основные различия
Однодольные и двудольные растения отличаются не только строением семени. У них есть и другие существенные различия. У двудольных листья чрезвычайно разнообразны по форме и обычно имеют сетчатое жилкование, а листья однодольных узкие, с цельным, неизрезанным краем, жилки в листе располагаются параллельно или дугообразно.
В стеблях двудольных пучки проводящей ткани расположены кольцеобразно. Кроме того, имеется образовательная ткань (камбий), благодаря которой стебель с возрастом увеличивается в обхвате.
В стеблях однодольных проводящие пучки расположены беспорядочно, камбий почти полностью отсутствует, стебель мало ветвится и не растет в толщину. Поэтому большинство однодольных — травянистые растения, исключение составляют только пальмы, но и у них утолщение ствола происходит совершенно иным способом, чем у двудольных.
Для двудольных характерно наличие мощного центрального корня, вырастающего из корешка зародыша. Для однодольных более характерна мочковатая корневая система, состоящая из большого количества придаточных корней без главного корня. Цветок двудольных имеет обычно 5 лепестков и чашелистиков, а цветок однодольных — 3 (или число их кратно трем).
Приминение двудольных
Класс двудольных — самая многочисленная растительная группа, насчитывающая свыше 200 тыс. видов из 350 семейств. Представители двудольных во всех жизненных формах встречаются на всех континентах Земли и составляют основную часть растительного покрова нашей планеты. Среди двудольных, используемых человеком, — плодово-ягодные культуры, большинство видов лекарственных растений, пряные и ароматические растения, почти все деревья, пищевые и кормовые культуры и т. д.
Применение однодольных
Однодольные растения тоже обитают по всему земному шару. В степном поясе Земли однодольные многолетние травы составляют основную часть растительной массы. Несмотря на то что они не столь многообразны, как двудольные (к ним относится всего около 60 тыс. видов из 80 родов), однодольные растения играют важную роль в жизни людей. Ведь к ним относятся злаки (пшеница, рожь, овес), дающие пищу человеку и животным; пальмы (кокосовая, финиковая и др.), обеспечивающие людей маслом, съедобными плодами, материалом для изготовления канатов и бумаги; декоративные растения (тюльпаны, лилии, гиацинты, орхидеи); многие лекарственные травы.
Тест по теме Покрытосеменные
3735. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Отдел Покрытосеменные делят на классы Двудольные и Однодольные. (2) Для двудольных растений характерно наличие двух семядолей в семени. (3) У однодольных растений в стебле имеется кольцо камбия. (4) Мочковатая корневая система, как правило, характерна для двудольных растений. (5) Растения семейств Злаковые и Лилейные относят к классу Однодольные. (6) Растения семейств Розоцветные и Бобовые относят к классу Двудольные. (7) У двудольных растений, как правило, число частей цветка кратно трем.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 7:
3) В стебле двудольных имеется кольцо камбия
4) Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений (стержневая корневая система характерна для двудольных растений)
7) У двудольных растений число частей цветка кратно четырем-пяти (у однодольных число частей цветка кратно трем)
1) Цветок преимущественно трехчленного типа (реже двухчленного типа)
2) Одна семядоля в семени
3) В стебле отсутствует камбиальное кольцо (рост в толщину невозможен)
4) Жилкование листьев параллельное или дуговое
5) Мочковатая корневая система
А) дуговое жилкование листьев
Б) параллельное жилкование листьев
В) стержневая корневая система
Г) наличие камбия в стебле
Д) две семядоли в семени
Е) пятичленный цветок
КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
1) Однодольные
2) Двудольные
Верный ответ: 112222
Для семейства злаковых (признаки семейства по заданию выбирать не нужно) характерны: вставочный рост (2), соцветие сложный колос (4), стебель соломина (6).
Рост стебля
Рост стебля в длину
Стебель вырастает из зачаточного стебля почки. Если это главный стебель растения, то он развивается из зародышевой почечки семени.
После того, как почки набухают и у них раздвигаются защитные чешуйки, начинает расти стебель и разворачиваться листочки. У растущего из почки стебля постепенно увеличивается длина междоузлий.
На самом верху побега находится так называемая верхушечная почка. В ней есть конус нарастания. Деление клеток конуса нарастания приводит к росту стебля в длину.
Конус нарастания состоит из образовательной ткани. Ее клетки способны к постоянному делению.
На более нижних клетках конуса нарастания появляются зачаточные листья, клетки стебля перестают делится и начинают расти. В результате растет сам стебель, и получается что он растет своей верхней частью. Так если нанести на всю длину стебля метки, то через некоторое время расстояние между метками на его верхушке увеличится, так как здесь клетки продолжают расти в длину. В то время как ниже по стеблю расстояние между метками может не измениться.
Однако стебли растут в длину не всегда только за счет конуса нарастания. У многих растений наблюдается вставочный рост, при котором удлиняются междоузлия побега. Обычно при этом делятся и растут клетки оснований междоузлий.
Если у стебля удалить его верхушку вместе с конусом нарастания, то прекратится его рост в длину. Но при этом стебель начнет ветвится, т. е. начнут вырастать боковые побеги.
Рост стебля в толщину
Рост стебля в толщину обеспечивается за счет деления клеток камбия. Рост в толщину наблюдается у деревьев и кустарников, а также у многолетних трав. У деревьев камбий находится под корой. Камбий состоит из образовательной ткани.
Рост стебля в толщину происходит в благоприятный период года. В умеренных широтах это происходит в теплый период. В это время клетки камбия активно делятся.
У деревьев те клетки камбия, которые находятся ближе к коре, становятся клетками луба. Те, что ближе к древесине, становятся древесиной. При этом за вегетационный сезон у дерева клеток древесины образуется больше, чем клеток луба.
В древесине, которая нарастает весной, развиваются достаточно толстые сосуды с тонкими стенками. Сосуды же осенней древесины, наоборот, тонкие с более толстыми оболочками.
Поскольку зимой стебель в толщину не растет, а весной начинают образовываться снова крупные клетки, то на спиле ствола видны отчетливые переходы от мелких клеток к крупным. Клетки древесины одного года называются годичным кольцом. По количеству годовых колец можно определить возраст дерева.
Годичные кольца разных лет могут отличаться между собой. Одни могут быть более узкие, другие — более широкие. Такое различие обусловлено разными погодными условиями. Если год был хороший, дерево получало достаточно влаги и света, то годовое кольцо будет широким. Также ширина каждого отдельно взятого годового кольца не одинакова. С южной стороны кольца обычно шире, чем с северной. Это связано с тем, что с северной стороны камбий обычно меньше прогревается, и поэтому хуже делятся его клетки.
Стебель однодольных растений может расти в толщину только в первые месяцы жизни растения потому что
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.
1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.
6) Большинство однодольных — это травянистые растения.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 1 — однодольные и двудольные — классы, не отделы.
2) 3 — зародыш состоит не только из семядолей, в состав входит еще и зародышевый корешок, стебелек, почечка.
3) 4 — листовые пластинки двудольных обычно с сетчатым жилкованием.
Семядоли- это первые листья зародыша. Разве их не следует включать в состав зародыша?
Строение зародыша: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевая почечка и семядоли (2 у двудольных, 1 у однодольных)
По поводу второго пункта. Цитирую Вики: «Однодольные возникли практически одновременно с двудольными. По поводу происхождения однодольных среди учёных нет согласия. Наиболее распространена точка зрения, что однодольные произошли от примитивных двудольных. Другая точка зрения состоит в том, что, наоборот, двудольные произошли от примитивных водно-болотных однодольных». Как в школьной программе принято?
В школьной программе этого нет. А принято «Однодольные растения произошли от двудольных». Но по поводу происхождения однодольных среди учёных нет согласия.
2-й пункт ответа.Не очень понятно. В тексте не сказано, что зародыш состоит ТОЛЬКО из двух семядолей.А раз слова ТОЛЬКО нет, значит высказывание «зародыш двудольных состоит из двух семядолей» верно.
Третий пункт вводит в заблуждение. Обратимся, например, к примеру 11003 24го задания про растения.
«Они дышат, питаются, растут и размножаются». Указано, что это верно, однако по логике номера 11006 24го задания это не так. Растения ещё и фотосинтезируют, выделяют кислород, необходимый для дыхания, смягчают и увлажняют климат, и многое другое. Поэтому, как мне кажется, стоит добавить в примере 11006 задания 24 слово «только» в третий пункт.
К каким классам принадлежат семена изображённых на рисунке растений?
В чём их сходство и отличия?
1) Показаны семена однодольного (1) и двудольного (2) растений.
2) У однодольных растений одна семядоля, эндосперм и плотно сросшаяся с околоплодником семенная кожура, зародыш.
3) У двудольных две семядоли с запасом питательных веществ.
4) Общее – семенная кожура, запас питательных веществ и зародыш
Примечание Ирины Романовой.
2) В семени пшеницы одна семядоля, питательные вещества находятся в эндосперме, семенная кожура срастается с плёнчатым околоплодником
3) В семени фасоли две семядоли, питательные вещества находятся в семядолях.
4) Общее – семенная кожура, запас питательных веществ и зародыш
Наличие какой ткани в проводящих пучках отличает двудольные растения от однодольных?
К какому отделу и классу можно отнести изображённое на рисунке растение?
1) отдел покрытосеменные (цветковые), класс двудольные;
2) покрытосеменные, потому что есть цветок и плод;
3) двудольные, потому что цветок четырехчленный (сверху приведена диаграмма), жилкование листьев сетчатое
У Двудольных число частей цветка (чашелистиков, тычинок и плодолистиков) обычно кратно 4 или 5. То есть, цветок 4- или 5-членный.
Так же к признакам Двудольных относятся:
У двудольных, в отличие от однодольных, проводящие пучки на поперечном срезе стебля (ствола) располагаются кольцеобразно, а между древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой) находится особая образовательная ткань — камбий, обеспечивающая вторичное утолщение. Стержневая, хорошо развит главный корень (если развивались из семени).
НО. На рисунке корень и разрез стебля не видны, поэтому не указываем их в ответе!
Вверху на рисунке приведена диаграмма цветка, а не разрез стебля.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для этого растения?
1) относится к классу Двудольные
2) цветок трёхчленного типа
3) корневая система стержневая
4) в семени одна семядоля
5) относится к семейству Лилейные
На рисунке изображен тюльпан — растение класса Однодольные, семейство Лилейные. Верные ответы: цветок трёхчленного типа; в семени одна семядоля; относится к семейству Лилейные.
Установите соответствие между признаками классов и растениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ КЛАССОВ | РАСТЕНИЯ |
ПРИЗНАК | ОТДЕЛ РАСТЕНИЯ |