статья о деньгах в жизни человека
Можно ли купить счастье: что говорит на эту тему наука
Многие считают, что за деньги счастье не купишь, но все больше исследований показывают, что между финансами и психологическим благополучием есть крепкие и разносторонние связи.
Опираясь на научные данные, рассказываем о том, как деньги влияют на нашу психику.
Ученые давно обнаружили взаимосвязь между бедностью и ментальными заболеваниями: потеря работы и снижение дохода повышают риски депрессии и тревожного расстройства.
Вот лишь пара примеров: в сельскохозяйственных районах Индонезии потеря урожая из-за непогоды и, как следствие, потеря дохода регулярно вызывает рост количества самоубийств и случаев депрессии. Закрытие заводов в Австрии привело к росту потребления антидепрессантов и количества случаев госпитализации, связанных с психическим здоровьем.
Ментальные проблемы родителей, испытывающих нужду, переходят к детям. Крупное австралийское исследование, проводившееся 30 лет, показало, что выросшие в бедных семьях в три раза чаще страдают от депрессии и тревожности даже после совершеннолетия. К похожим выводам пришли британские исследователи, которые проанализировали судьбы более 6 тысяч детей, родившихся в 2000 году.
По всей видимости, бедность так опасна для ментального здоровья из-за хронического стресса, вызванного повышенной неопределенностью будущего. Он делает нервную систему более чувствительной: типичные физиологические реакции вроде повышения уровня кортизола, давления и частоты сердечных сокращений срабатывают, даже если большой угрозы нет. Например, из-за перепалки в очереди или потери незначительной суммы.
Чем дольше человек в стрессе, тем больше времени ему нужно, чтобы восстановиться. Организм находится в режиме выживания, в котором нет места спокойствию и счастью.
Важные навыки в периоды стресса — ВОЗPDF, 5,7 МБ
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Тем не менее высокий доход не означает, что человек счастлив. В начале 1990-х вышла книга американского психолога Дэвида Майерса «Стремление к счастью»: в ней он рассматривал, как разные факторы, в том числе финансовое положение, влияют на эмоциональное благополучие.
Чтобы продемонстрировать, что деньги — далеко не главный его элемент, ему хватило графика с двумя кривыми: доходами американцев с 1956 года и их субъективным уровнем счастья. Доходы за это время увеличились более чем в три раза, а количество счастливых людей лишь уменьшилось.
Другие исследования, проведенные на очень состоятельных людях, также продемонстрировали, что высокий доход не гарантирует счастья. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Нортон спросил около 2 тысяч человек с состоянием от 1 млн долларов, сколько им денег нужно для счастья. Подавляющее большинство миллионеров ответило, что в два-три раза больше, чем у них есть.
Но эта планка вызывает споры. Одни исследования подтверждают, что она есть, а другие ее не находят. По всей видимости, это противоречие вызвано тем, что ученые по-разному определяют счастье: для одних это чувство осмысленности жизни, а для других, как для Канемана и Дитона, это психологическое благополучие, основанное на преобладании позитивных эмоций.
Метаанализ 357 исследований с общим количеством участников 2,3 миллиона человек показал, что более удовлетворены жизнью те, кто зарабатывает больше своих знакомых: при этом не так важно, о какой именно сумме идет речь.
Если уровень доходов вырастает у всех, это приносит человеку гораздо меньше позитивных эмоций, чем если заработок увеличивается только у него. Норвежцы прочувствовали это на собственном опыте: в 2001 году налоговая отчетность любого человека стала доступной онлайн — чтобы узнать, сколько зарабатывает сосед, достаточно было зайти на сайт налоговой.
В течение следующих 12 лет этот сайт стал одним из самых посещаемых в стране. Ученые выяснили, что субъективный уровень счастья был больше связан с размером дохода у людей, которые пользовались интернетом хорошего качества и могли узнать о зарплате других, чем у тех, кто почти не проводил время в онлайне.
Эффект прозрачности дохода на психологическое благополучие — NBERPDF, 978,4 КБ
В результате в стране на 29% вырос разрыв в уровне счастья между богатыми и бедными: сравнивая свои доходы с чужими, первые ощутили себя более счастливыми, чем раньше, а вторые, наоборот, оказались меньше удовлетворены жизнью.
Люди ориентируются на уровень жизни окружающих. Если они не могут его поддерживать, то испытывают ощущение относительной депривации. Именно оно заставляет многих тратить деньги не на удовлетворение базовых потребностей, а на вещи, которые они едва могут себе позволить.
Относительной депривации подвержены и миллионеры. Исследовательница Брук Харрингтон, которая изучает привычки очень богатых людей, говорит, что они редко задаются вопросом «хватит ли у меня денег на дорогие вещи, которые я хочу?». Их гложет другой вопрос: «Не меньше ли у меня денег, чем у людей, с которыми я себя сравниваю?» Это влияет на потребительское поведение: они покупают очень и очень дорогие вещи не для удовольствия, а для того, чтобы сохранить свой статус.
Пока не хватает исследований, чтобы утверждать это наверняка, но уже есть работы, показывающие, что источник дохода важен для самоощущения. Исследование с участием 4 тысяч миллионеров показало, что более счастливы те из них, кто самостоятельно заработал состояние, а не получил его в наследство или благодаря браку.
Эксперименты психолога Арбера Тасими показали, что доллар, полученный от хорошего парня, ценится выше, чем доллар, участвовавший в сомнительных операциях, — причем к подобным оценкам склонны даже пятилетние дети. Более того, моральная оценка денег приводит к разному поведению: деньги, полученные честным путем, подталкивают людей к щедрым и справедливым поступкам, а «грязные» деньги — ровно наоборот.
Большинство людей предпочли бы получать кристально чистый доход, но если сумма становится слишком привлекательной или если окружение часто позволяет себе лишнего, многие готовы на сделку с совестью. В таком случае мозг запускает реакции в префронтальной коре, которые позволяют рационализировать самый нерациональный выбор. Но несмотря на большие усилия, вряд ли эти деньги принесут человеку столько же удовольствия, сколько принесли бы заработанные честно или этично.
Исследователи опросили 585 клиентов британского банка о том, насколько они удовлетворены своей жизнью. Оказалось, что наличие приличной суммы на счете гораздо важнее для этой удовлетворенности, чем высокая зарплата сама по себе.
Клиенты с высокой зарплатой, которые при этом тратили деньги, а не сберегали, были менее счастливы. Как полагают ученые, дело в свободном доступе к деньгам: мысль о том, что деньги есть в любой момент и для того, чтобы их получить, не надо обращаться за кредитом или продавать машину, освобождает от тревоги.
Гедонистическая адаптация — психологический феномен, из-за которого люди привыкают к новому уровню комфорта и перестают его ценить. Если вы купили новый гаджет, как правило, довольно скоро радость обладания им угаснет.
Исследования показывают, что деньги, которые тратятся на новые впечатления, приносят гораздо больше радости. Работает эффект ретроспективного удовольствия — когда воспоминания о событии повышают настроение и уровень удовлетворенности жизнью. Траты при этом могут быть разного размера — путевка на море или билеты в кино: главное, чтобы новый опыт приносил удовольствие или подкреплял позитивные представления человека о собственной личности.
Особенно стоит тратиться на новый опыт, который можно разделить с родными или друзьями: походы с ними в рестораны, на выставки и в другие места заставят наши эволюционные механизмы работать на позитивный настрой. Люди — социальные существа, на протяжении почти всей истории человечества хорошие связи с другими увеличивали шансы выжить.
Сегодня одиночество не несет угрозы выживанию, но по-прежнему все действия, которые помогают нам улучшить контакты с другими, приносят больше всего счастья.
О психологической ценности сэкономленного времени говорят и более крупные исследования. В 2017 году ученые опросили 6 тысяч человек из разных стран. Им задавали вопросы о том, насколько они удовлетворены жизнью и есть ли у них статьи расходов на экономию времени.
Оказалось, что те, кто заказывал на дом готовую еду, нанимал клинеров и пользовался другими услугами для экономии времени, ощущали себя более счастливыми. Важная деталь: этот вывод справедлив не только для богатых людей, но и для тех, чьи доходы ниже среднего.
Иногда желание миллиардеров отдать большую часть состояния на благотворительность может казаться странным, но исследования Гарвардской школы бизнеса показывают, что это помогает им увеличить уровень счастья.
И это касается не только людей с очень высокими доходами. Известное исследование с участием 632 американцев показало, что те из них, кто тратил деньги на благотворительность или просто на других людей, оценивали свой уровень счастья выше. Чем больше было потрачено на эти цели, тем заметнее был результат. При этом размер суммы, потраченной на себя, не имел влияния на уровень счастья.
Эффект может иметь даже единичная трата. В Университете Британской Колумбии группе студентов выдали разные — не очень большие — суммы и поручили потратить их на себя или на других до конца дня. Вечером студентов протестировали. Те, кто все деньги потратил на других, находились в лучшем настроении. Причем от размера потраченной суммы это не зависело.
Почему траты на других так позитивно влияют на нас? Когда мы жертвуем деньги, в мозге активируются полосатое тело и орбитофронтальная кора — эти же области работают, когда мы получаем вознаграждение.
Эти зоны активируются и в тех случаях, когда деньги переводятся на благотворительность в обязательном порядке, например вместе с налогами, и когда это личный выбор. Но во втором случае активность зон существенно больше.
Психологи объясняют это так: когда мы проявляем искреннюю заботу о других, мы убеждаемся, что можем сделать мир лучше. Ощущение, что мы можем контролировать ситуацию и влиять на нее, улучшает наше эмоциональное состояние.
Роль денег в жизни людей
В древности, да и сейчас в разных диких племенных сообществах, для того чтобы прокормить себя и свое племя люди охотятся или собирают съедобные плоды, а остальное время отдыхают или развлекаются.
В современном обществе для того, чтобы выжить, происходит то же самое, но теперь мы трудимся, чтобы получить деньги, на которые можно купить необходимое для жизни. Человек расширяет свои горизонты во всех сферах жизни и с каждым годом требуется все больше и больше тех заветных квитанций о труде в виде денег, чтобы чтобы жизнь не остановилась, как стрелки на сломанных часах.
Нам становится наплевать на свое здоровье, на время и круг общения, потому что без денег мы никто. Современное общество устроено, так что раз у человека нет денег, то часто это означает, что нет смысла с ним контактировать. Мы стараемся вскарабкаться по карьерной лестнице, чтобы обеспечить благополучное будущее, ибо без будущего нет смысла жить настоящим.
Есть большая разница, жить с родителями в однокомнатной квартире где-то на периферии, или обосноваться в особняке с видом на море. Все стремятся именно к этому, но всем у моря места не хватит. Деньги поработили людей и сегодня уже стоит, опасается ни инопланетян, ни войны, а именно денег. Все мысли только о том, чтобы больше заработать, чтобы можно было что-то купить!
Но все забыли, что жизнь — это не только достаток материальных ценностей, хотя без них нормальная жизнь невозможна. Многие люди ставят на первое место именно зарабатывание денег, вместо семьи, детей, любви, дружбы. Поэтому мы должны понимать, что деньги не только просто ограждают нас от проблем и поиска более важной цели. Деньги всегда определяли и всегда будут определять частных характер приобретения необходимых средств для жизни теми, у кого их достаточно для такого приобретения в ущерб тем, кому не хватает либо самого необходимого, либо денег и времени на их приобретение, хотя трудится не меньше.
В то же время, как ни горько это признавать они стали как решением проблем, так и причиной появления этих проблем. Каждый из нас должен понимать, что не сами деньги являются проблемой, а жажда наживы конкретных людей, которые не могут остановиться в процессе их добывания любым способом, вплоть до криминальных.
Но чтобы научить людей понимать эту грань, необходимы законы, которые поставят более важные ценности и цели людей на первое место. И не должно быть очень важным то, богат ты или беден, ибо счастье и мир могут принести человеку лишь те условия, которые будут важнее бумаги, на которой напечатаны ваши деньги.
Но что означают деньги по сути? Это простые разноцветные бумажки, квитанции об оплате вашего труда! Но именно из-за них люди звереют, могут потерять голову и становятся преступниками и только мудрый человек не поддаётся на их провокацию. Хотя и умные люди иногда теряют голову из-за денег.
Как говорят многие «раньше было все по другому, раньше жить было лучше, цены были другие». Ну конечно, всё было по-другому, кто бы сомневался! Но сейчас ценность человека определяют размером кошелька и количеством нолей на его кредитной карточке. И из-за этого все определяют – кто ты есть на этой Земле… Поэтому людей часто разделяют не духовные ценности, а все те же материально-денежные ценности…
И вывод только один – в основном деньги правят миром и они определяют, можешь ты учиться, путешествовать в заслуженном отпуске и жить в красивом и удобном доме, или тебе это долго это будет недоступно в силу буржуазных законов общества…
В ситуации, где нужно оплатить услугу, пополнить баланс своих гаджетов или купить продукты и так далее, поэтому деньги для многих это, практически, средство для выживания. Это уже материально обоснованная ценность, на которую можно поменять нужную в данное время вещь, но эта ценность сейчас унифицирована до такой степени, что не определяет заслуги человека на право приобретения необходимого для жизни.
А когда «деньги» чуть ли не одушевляют и говорят, что они портят людей, что из-за них кто готов на грабёж или на убийство, то здесь перепутали причину со следствием. Люди идут на такие поступки, чтобы так или иначе поиметь в дальнейшем какую-то выгоду. Да, деньги имеют весомую силу в этом мире, но лишь по той простой причине, что они заменили собой натуральный обмен, не более.
В силу своей природы люди часто не задумаются о том, что причиной всего, происходящего вокруг них, являются сами они. Как если один, вдруг начавший обладать большой суммой денег, начнёт тратить на всякую чепуху, или хуже того, станет так или иначе вредить окружающим, про него скажут, что его испортили деньги. Ничего подобного. Просто у него появилась возможность показать себя таким, каков он по характеру и внутренним убеждениям есть на самом деле, не более того.
Но природу человека так просто не изменить, поэтому лучше изменить саму систему производства и распределения продуктов человеческого труда необходимого для развития общества и примером такой системы является жизнь общин в странах где организованные в государство все сельские и городские муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего населения страны и коммунизм там фактически уже реальность! Только со своими национальными традициями!
В таких общинах с детства учат быть честными, а экономика организована прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей населения, а не только для увеличения доходов власть и богатство имущих, как это принято в рабовладельческих, феодальных и капиталистических государствах.
Где с правом на добросовестный общественно необходимый труд законом каждому, независимо от профессии, гарантируется право на социально-бытовые условия жизни не ниже достойных человека норм социальных благ от их общего количества производимых для социального благополучия населения.
Где средства для жизни, приоритетно производимые в обществе и необходимые каждому, распределяются по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда по сложности, трудоёмкости, опасности для жизни и прочее, бедных среди добросовестных в труде граждан быть не может!
Когда минимальные нормы распределения формируются по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, что определяет и относительно равные минимальные для всех нормы количества средств для жизни, а их качество каждый формирует от своей зарплаты при честном и справедливом нормировании труда на каждом рабочем месте в общественной экономике страны, то и социально-бытовые условия жизни у каждого формируются по труду!
Поэтому там каждый по закону принятому большинством населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых в обществе и необходимых каждому для социально благополучной жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими гарантиями, а значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут! И это основа социально-экономических взаимоотношений финнов. А рынок формируется только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.
Именно это предложил полтора века назад Маркс и до сих пор НИКТО НИЧЕГО ЛУЧШЕ НЕ ПРИДУМАЛ!
Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от его производственных мощностей, от мастерства и добросовестного труда граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности зависят условия жизни и всех членов правительства.
Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в Финляндии и в других социально развитых странах службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!
Если в парламентской борьбе победила партия с подобной программой развития и народ абсолютным большинством избрал её правящей, то будьте любезны все граждане страны жить по новым социально-экономическим законам!
А за нарушение законов избранных абсолютным большинством народа страны последует строгое наказание по процессуально-юридическим статьям этого закона!
Поэтому в социально развитых странах подобным образом распределяются не только основные средства социально-бытовой сферы, но и основные средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связи, информации и транспорта, и только конечные устройства этих средств коммуникации могут приобретаться по зарплате, если не устраивают стандартные, гарантированные законом.
Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство швейцарские общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. Всех ведет убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.
Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности.
Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение законов принятых населением и действовать так, как действовал бы разумный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения его потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…
Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…
Экономика процесса производства и распределения в странах социального благополучия должна строиться не для увеличении финансовой прибыли от продаж, а для улучшения благосостояния населения, чтобы с правом на труд в процессе развития общества в его законах формировались гарантии на необходимые каждому качественно изготовленные и распределяемые по необходимым для жизни нормам для относительно равного благополучия населения. Чтобы необходимые каждому базовые средства для жизни от их общего производимого количества в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды распределялись количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества общественно необходимого труда, а благоустройство жилья, качество приготовления пищи и изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на своём рабочем месте в экономике страны!
Вот что пишет одна девочка.
«В современном мире жизнь каждого человек зависит от денег и никто не будет это отрицать, потому что слишком много доказательств невозможности жизни без финансовой поддержки. Многие мои друзья и я еще не достигли совершеннолетия, но мы всё время нуждаемся в деньгах, обсуждаем трендовую одежду, дорогие ароматы духов и то, сколько на всё это потрачено денег. Лично меня мало заботят деньги, ведь их зарабатывают мои родители, но я знаю, что часто являюсь прямой причиной неожиданного исчезновения денег в семье! А ведь мои родители зарабатывают их своим трудом, тратят на это драгоценные часы своей жизни!
Да, деньги правят этим миром. Деньги толкают людей на преступления, о которых они не могли бы подумать, если бы им не нужны были деньги! Подсчет доходов и расходов подводит черту и развеивает планы на реализацию желаний людей. Именно финансовое положение часто играет немаловажную роль при знакомстве и дальнейших отношениях во взрослой жизни. Вроде всё верно, аргументов «ЗА» хоть отбавляй, но встает какое-то непонятное «НО». Неужели мы любим маму с папой только из-за денег? Нет, мы их любим за то нематериальное, что они нам дают: за добро, ласку, заботу. Но возможна ли их забота без их денег? Ведь они их зарабатывает своим трудом, тратят драгоценные и безвозвратно уходящие часы СВОЕЙ жизни!
А теперь о первых друзьях. Мы же знакомились с ними не потому, что у них были самые дорогие футболки и не потому, что их родители много зарабатывали, нас зацепил их внутренний мир, их обаяние и интересы в жизни. А если говорить о саморазвитии, то современные технологии предоставляют нам возможность получать интересную нам информацию, смотреть разные фильмы, искать дополнительную информацию об интересующих вещах или же опытным путем исследовать окружающую среду совершенно бесплатно с помощью интернета или же заплатить за это совсем немного.
Если подводить итоги, то деньги правят миром тех, кто зациклен на деньгах, кто смотрит на мир через призму цен и зарплат. А для тех, кто ценит духовные аспекты жизни, миром правят добро и любовь, дружба и гармония отношений! Мир каждый из нас воспринимает по-своему, и этим миром правят те ценности, которые мы ставим на первое место.»
Оказывается, есть в России и так мыслящая молодёжь….
Почему нам так нужны деньги
Заработать, занять, накопить, сохранить, потратить — немало наших ежедневных забот и эмоций связано с деньгами. Их главная функция — обеспечивать нашу жизнь. Но то, как каждый из нас к ним относится, многое говорит и о нас самих, объясняет психолог Анна Фенько.
Разговор о них мало кого из нас оставляет равнодушными. Похоже, поговорка о том, что счастье не в деньгах, а в их количестве, становится все более популярной. Согласно данным опроса «Левада-центра», 83% россиян считают, что в первую очередь им не хватает материального достатка. Причем для многих из нас дело не сводится лишь к объективному отсутствию денежных средств.
«Десять лет назад я мечтала и не верила, что когда-нибудь смогу поменять свою старую «шестерку» на что-то более приличное, — вспоминает 40-летняя Юлия. — Сегодня должность моя серьезно выросла, зарплата — соответственно, а меня все не оставляет иррациональное ощущение, что завтра что-то произойдет и денег опять ни на что не хватит…»
Почему мы тратим иррационально?
С точки зрения логики наше отношение к такому утилитарному предмету, как деньги, могло бы быть чисто рациональным: поступай так, чтобы это принесло тебе максимальный доход. Но в реальной жизни все происходит иначе.
«Большинство психологических исследований демонстрируют, что то, как мы зарабатываем деньги, расходуем, делаем (или не делаем) сбережения, берем в долг или тратим на подарки, порой противоречит всем экономическим аксиомам», — рассказывает психолог Анна Фенько.
30-летний Дмитрий, мечтая приобрести собственную квартиру, ежемесячно оставляет чуть ли не половину своей зарплаты в залах игровых автоматов. 43-летняя Вероника покупает для себя вещи только на распродажах, а продукты — на оптовых рынках, но всякий раз не может устоять перед какой-нибудь очередной дорогой парфюмерной новинкой. 28-летняя Татьяна всегда тщательно следит за исполнением ритуалов, связанных с деньгами: не передавать их через порог, не свистеть дома, не дарить пустой кошелек.
Мы приписываем деньгам те смыслы, которые значимы для нас
«Как правило, поведение определяется не столько рациональной заботой о собственной выгоде, сколько тайными страхами, воспоминаниями, стереотипами и предрассудками, — комментирует Анна Фенько. — И, если мы хотим быть хозяевами собственных денег и не хотим, чтобы они управляли нами, необходимо понять, почему деньги играют столь важную роль в нашей жизни, как мы ведем себя по отношению к ним и как деньги влияют на отношения с людьми».
Занимая важнейшее место в нашей жизни, сами по себе деньги остаются абстракцией: ведь банкноты и монеты имеют смысл лишь поскольку символизируют стоимость вещей. Но для каждого из нас они означают то, что мы хотим в них видеть или бессознательно надеемся с их помощью получить.
Безопасность, власть, любовь окружающих, свобода… С психологической точки зрения деньги представляют собой идеальный экран для наших проекций: как изображение проецируется на киноэкран, так и мы приписываем деньгам те смыслы, которые значимы для нас.
Психоанализ денег
Зигмунд Фрейд первым обратил внимание на то, что отношение взрослого человека к деньгам может определяться особенностями его детских желаний. Согласно психоаналитической теории, все дети испытывают удовольствие при дефекации. Приучая ребенка к горшку, родители могут выражать энтузиазм и одобрение, когда тот поступает «правильно», или же наказывать и ругать его, если он сопротивляется.
По времени приучение к горшку совпадает с той стадией развития ребенка, когда он борется за автономию и независимость, и часто эта процедура становится источником конфликта. Конфликт может усиливаться из-за непоследовательного поведения родителей, которые, с одной стороны, ценят фекалии как подарок ребенка, а с другой — считают их грязными, не прикасаются к ним и стараются поскорее выбросить.
Психоанализ напрямую связывает травматический опыт приучения к горшку с последующим типом компенсаторного поведения. То, как скупец придерживает деньги, рассматривается как отражение детского отказа от дефекации по требованию родителей. Транжира, напротив, похож на ребенка, стремящегося к одобрению родителями его «подарков».
Деньги дают ощущение безопасности
34-летняя Ирина работает буквально на износ: ей важно быть уверенной в том, что ее маленький сын в будущем получит хорошее образование, а родители (если с ними что-то случится) — лучшую медицинскую помощь. Она старается накопить как можно больше денег — только так она чувствует себя в относительной безопасности.
Родители Ивана погибли в автокатастрофе, когда ему было 12 лет. Сегодня ему 37, он — менеджер строительной компании и, по мнению всех его коллег, бизнесмен-трудоголик с большим будущим. «Как мужчина, я должен зарабатывать как можно больше, — убежден он. — Деньги дают мне уверенность в том, что со мной и моими близкими никогда ничего плохого не случится».
«Тот, кто ищет в деньгах безопасность, нуждается в постоянном увеличении богатства, словно наркоман — в увеличении дозы», — объясняет Анна Фенько. Такое поведение приводит к отчуждению от других людей, поскольку человек перестает рассматривать своих близких как источник помощи и поддержки.
Возможность почувствовать власть и превосходство
44-летний предприниматель Сергей уверен, что может в этой жизни все: откупиться от ГАИ, на глазах инспектора проехав по встречной полосе, улететь международным рейсом, на который проданы все билеты, выписать на загородную вечеринку с друзьями хоть саму Мадонну. Деньги дают ему особое ощущение власти и превосходства.
«Ощущая собственную значимость, он бессознательно пытается вернуть себе то чувство всемогущества, которое, по мнению психоаналитиков, каждый испытывает в младенчестве, — комментирует Анна Фенько. — Такие люди обладают — или делают вид, что обладают — полной независимостью от окружающих людей и жизненных обстоятельств и пытаются поставить других в зависимость от себя. Только это дает им уверенность в своих силах».
Деньги дарят свободу
Самый распространенный и одобряемый современным обществом смысл, приписываемый деньгам, — это свобода.
«Если бы у меня было столько денег, сколько можно пожелать, я купил бы себе отель на каком-нибудь тропическом острове. И поселил бы там своих друзей — совершенно бесплатно!» — мечтает 40-летний преуспевающий журналист Игорь. Действительно, деньги освобождают от правил, обязательств, повседневной рутины.
«Но те, кто надеется в обмен на деньги приобрести свободу в широком смысле слова, на самом деле с их помощью бессознательно стремятся подавить страх ответственности, зависимости от обстоятельств и других людей, «откупиться» от обязательств», — считает Анна Фенько.
Любовь за деньги?
56-летняя Лариса буквально задаривает родных и знакомых бесполезными подарками. Протесты и объяснения не помогают: она словно не слышит слов и не ощущает неловкости, которую приходится переживать каждому из насильно «облагодетельствованных» ею людей. Таким образом она пытается «купить» самоуважение и привязанность окружающих.
Деньги концентрируют в себе наши фантазии, эмоции и желания. Нередко кажется, что они управляют нашей жизнью
«Как правило, в детстве такие люди были обделены вниманием и заботой родителей, — объясняет Анна Фенько. — Они не чувствовали себя по-настоящему любимыми и потому, став взрослыми, пытаются вновь не оказаться в положении отвергнутого ребенка. Однако им трудно чистосердечно принять ответную любовь, а их щедрость нередко маскирует враждебность к тем, от кого они зависят. Не зная о том, что можно любить бескорыстно, они вынуждены покупать, продавать или даже воровать любовь. Единственное лечение для них — подлинная эмоциональная близость».
Деньги концентрируют в себе наши фантазии, эмоции и желания. Нередко кажется, что они управляют нашей жизнью. Но деньги сами по себе не способны действовать и руководить чем-либо. Они приобретают эту способность только тогда, когда мы сами наделяем их властью.
Что нас смущает в отношениях с деньгами?
Неловкость в обращении с деньгами знакома многим. Психоаналитик, научный сотрудник факультета психологии МГУ Татьяна Алавидзе расшифровала для нас несколько типичных случаев.
«Я не люблю тратить деньги: не приглашаю друзей к себе, никогда не дарю дорогих подарков, не даю денег в долг…»
Бережливость, доходящая до скупости, может проявляться в любых ситуациях, подразумевающих обмен — имущественный, эмоциональный, творческий. Нежелание тратить, дарить возникает из стремления компенсировать то ощущение беспомощности, которое мы испытали в детстве.
Бессознательное желание сберечь, не потратить в символической форме дает ощущение безопасности, обладания чем-то и приятной возможности распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Такая утрированная независимость дарит человеку успокоение, за которое, увы, приходится расплачиваться: строить близкие и доверительные отношения с окружающими с таких позиций оказывается очень непросто.
«Я постоянно всем одалживаю деньги, регулярно плачу за других, трачу огромные суммы на подарки даже для малознакомых людей…»
Расточительность может говорить о бессознательной и неудовлетворенной потребности в любви, тепле и принятии. Человек проецирует эту потребность на других и торопится их облагодетельствовать, забывая при этом о собственных интересах. Нельзя сказать, что он «покупает любовь», благотворит с умыслом, в расчете на ответную поддержку.
Напротив, как правило, он берет на вооружение какую-нибудь социально одобряемую идею (помощь ближним, забота о тех, кто слабее и т. д.), которая подкрепляла бы такое поведение и помогала объяснить его себе и другим, — словом, идет на любые уловки, лишь бы не признаться в том, что ему просто не хватает человеческого тепла.
«Меня приводит в ужас мысль о том, чтобы попросить прибавку к зарплате. Я не могу заговорить об этом с начальником…»
Если к ребенку с детства относятся с нежностью, пониманием и любовью, то у него вряд ли возникнет вопрос относительно собственной ценности. Если же родители ведут себя непоследовательно, то принимают, то отвергают его, чувство собственной ценности у него не формируется.
В результате, повзрослев, такой ребенок оказывается не способен отделить представление о ценности своего «я» от денежной оценки собственного труда. Провести границу между своей человеческой сущностью и своей профессиональной ролью оказывается для него непосильной задачей. Неудача в материальной сфере становится для него психологической травмой: ему кажется, что его отвергли и недооценили не как профессионала, но как человека. И, естественно, в дальнейшем он будет избегать ситуаций, чреватых такими болезненными переживаниями.
«Я лучше буду перебиваться с хлеба на воду, пойду работать на стройке или мыть подъезды, но ни копейки не возьму у своих родителей…»
Такая резкая позиция говорит о проблемах с сепарацией, отделением от родителей. Если простая жизненная ситуация — обретение материальной независимости — становится поводом для столь эмоциональных заявлений, значит, проблема не разрешена и отнимает у человека много сил. Ему трудно почувствовать себя «отдельным» человеком, возможно, из-за слишком сильной эмоциональной привязанности к родителям, переходящей в зависимость от них.
В других случаях это может быть реакцией на позицию родителей, сознательно или бессознательно требующих от ребенка возмещения «долга жизни» — словно он обязан компенсировать их усилия, потраченные на его рождение и воспитание. Однако в любом случае мы имеем дело не с осознанным выбором, но с отчаянным рывком, с радикальной попыткой обрести свободу, итогом которой могут стать как возврат к прежнему зависимому положению, так и полное прекращение всяких отношений с родителями.