старейшие актеры малого театра
Труппа Малого театра (Москва) в 1917—2000 годах
В скобках указаны даты службы в Малом театре
См. также
Малый театр — У этого термина существуют и другие значения, см. Малый театр (значения). Координаты: 55°45′34.3″ с. ш. 37°37′14.89″ в. д. / 55.759529° с. ш. 37.620803° в. д. … Википедия
Государственный академический Малый театр России — У этого термина существуют и другие значения, см. Малый театр (значения). Государственный академический Малый театр России Малый театр Прежние названия Императорский Московский Малый театр, Академический … Википедия
Русецкий — … Википедия
Кузнецкий Мост (улица) — Кузнецкий Мост Москва Кузнецкий Мост со стороны … Википедия
Кузнецкий мост (улица) — Кузнецкий Мост Москва Общая информация Округ ЦАО Протяжённость 0,75 км Район Мещанский (№ 17, 19 жилые, № 1/8, 9/10 (стр. 1, 2г) 21/5 и 10 22(стр. 2) нежилые), Тверской (№ 4/3 (стр. 1) жилые, № 3 9 и 2/6, 4/3 (стр. 3), 8 нежилые) Районный суд… … Википедия
Кузнецкий Мост, улица — Кузнецкий Мост Москва Общая информация Округ ЦАО Протяжённость 0,75 км Район Мещанский (№ 17, 19 жилые, № 1/8, 9/10 (стр. 1, 2г) 21/5 и 10 22(стр. 2) нежилые), Тверской (№ 4/3 (стр. 1) жилые, № 3 9 и 2/6, 4/3 (стр. 3), 8 нежилые) Районный суд… … Википедия
Улица Кузнецкий Мост — Кузнецкий Мост Москва Общая информация Округ ЦАО Протяжённость 0,75 км Район Мещанский (№ 17, 19 жилые, № 1/8, 9/10 (стр. 1, 2г) 21/5 и 10 22(стр. 2) нежилые) … Википедия
Выборг — Запрос «Виипури» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Выборг (значения). Город Выборг Флаг Герб … Википедия
Волконский, Сергей Михайлович — Сергей Михайлович Волконский Род деятель … Википедия
Великие старухи Малого театра
В прежние времена, чтобы носить гордое звание Старухи Малого театра, недостаточно было всю жизнь до глубокой старости состоять в труппе старейшего московского храма искусств. Нужно было, чтобы пребывание в этих стенах назвали служением великой сцене, чтобы о сыгранных ролях, о характере и жизни актрисы рассказывали легенды. Старухи Малого умели задавать тон и были хранительницами традиций. А в трудный для театра час надевали ордена и, забыв про конфликты и разногласия с собратьями, строем шагали «наверх», то есть в Кремль. И там все вместе «ненавязчиво» убеждали руководство страны сделать всё мыслимое (и немыслимое) для спасения великого театра! Старуха Малого – это как гуру у сикхов, как аксакал в Средней Азии, старейшина на Кавказе… и почти как английская королева. Словом, нужно быть всего-навсего Яблочкиной, Турчаниновой, Гоголевой, Рыжовой, Пашенной, Панковой…
«Какая же я великая актриса?!»
«Искренний, горячий привет от Московского Художественного театра и его студий – артистке, которая всей своей жизнью фанатически исполняла первую заповедь театра: «Да не будут тебе бози иные разве мене»; которая, став под знамя славного Малого театра, ни на одном спектакле, ни на одной репетиции, ни на одном выступлении вне родного ей Театра… не изменила его лучшим заветам». Так поздравлял в феврале 1924 года Василий Иванович Немирович-Данченко Александру Александровну Яблочкину с 35-летием служения театру.
«Посмотрите на себя в зеркало, и вы поймёте, что трагедия – не ваша стихия. У вас она может быть только лишь в глазах, а рот у вас – для комедии: ведь при улыбке углы рта у вас поднимаются кверху. А у всех трагических актрис – посмотрите на Ермолову, Дузе, у них складки рта опущены вниз», – шутливо говорил актёр и директор Малого театра Южин Яблочкиной. Актрисе, тяготевшей к трагическим ролям и ощущавшей в себе силы воплотить их, обидно было это слышать. Она впоследствии сыграла те роли, которые до неё исполняла М.Н. Ермолова. И углы рта совсем не помешали, наоборот, точёные черты холодновато-роскошной красоты Яблочкиной тоже работали на большой успех. Внешность не даётся человеку случайно: доброта, ум, тонкие душевные переживания, эрудиция всегда находят отпечаток в выражении лица, в манерах. У Яблочкиной было мудрое, открытое и улыбчивое лицо – отпечаток её доброго нрава. Открытость и непосредственность реакций на происходящее породили множество баек о дочери Малого театра, которые долго рассказывали в театральных кругах как анекдоты.
Александра Александровна с 1888 года сыграла на сцене Малого театра более четырёхсот ролей! Первой её ролью стала Софья в «Горе от ума». Талант юной Яблочкиной, её природный такт, вкус, пластику, красивый голос отметил сам А.Н. Островский! Игра Яблочкиной в роли Звездинцевой получила высокую оценку Л.Н. Толстого, который присутствовал на премьере своей пьесы «Плоды просвещения».
Последней её ролью стала мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» в постановке И.В. Ильинского и В.И. Цыганкова в 1958 году. Актрисе было 92 года. Присутствие на сцене Яблочкиной в столь преклонные лета не было декоративной демонстрацией национального достояния. Театральный критик Борис Поюровский рассказывал, как он, сотрудничая на телевидении, сделал всё, чтобы запечатлеть на плёнку блестящую игру звезды Малого театра. Но его «охота» закончилась ничем: Яблочкина была постоянно занята в спектаклях или в ВТО и не нашла времени для съёмок. Старейшая актриса в последний раз вышла на родную сцену в 95 лет, за три года до своей кончины.
«Мы готовимся к выходу на сцену в «Горе от ума», – вспоминал актёр Малого театра с 1952 года, а позднее и директор, народный артист СССР Виктор Коршунов, – но уже там стоим навытяжку перед А.А. Яблочкиной. Она что-то говорит, а мы млеем от уважительного, почтительного, смешанного с умилением к ней чувства. Была удивительная внутренняя тонкость, мягкость, очарование, теплота, которая исходит только от родных бабушек. Её рассказы, воспоминания, с которыми она передавала нам неписаные законы великой сцены, воспринимались нами словно легенды древних греков. Ей было уже за девяносто лет, а она всё помнила и застенчиво говорила об А.И. Южине, которого любила всю свою жизнь. У неё иной раз перехватывало дыхание, когда она произносила его имя. Человек так пронёс любовь, преданность через всю жизнь! Хотя она была привлекательной женщиной и поклонников у неё было предостаточно, она не изменила своей любви. У неё всегда был свой духовник. И на его вопрос, не предавалась ли блуду, она ответила: «Нет, девица я, батюшка, девица».
В 1915 году Яблочкина возглавила Российское театральное общество (с 1932-го – ВТО). В первые годы советской власти его хотели закрыть, посчитали, что оно дублирует функции соответствующих профсоюзов. Но сверхэнергичная актриса Малого театра доказала, как не правы новые власти, и общество не только отстояла, но значительно расширила его права. Благодаря ей оно приобрело большую значимость и авторитет. Директору Малого театру А.И. Южину частенько приходилось сталкиваться с Яблочкиной в качестве адвоката актёров, и он, шутя, называл её «наседкой», которая взялась за мало благодарную задачу опекать и оберегать таких своеобразных «птенцов».
Однако Яблочкина не была столь наивна, как пытаются представить её ироничные коллеги в своих байках. В начале 50-х годов с ней произошла неприятность. Она жила в Копьевском переулке, между Большой Дмитровкой и Большим театром. Однажды она позвонила Анатолию Андреевичу Колеватову, работавшему в то время в Малом театре главным администратором: «Купидоша, идите ко мне срочно!» Она называла его Купидошей непонятно почему. Вот Купидоша, и всё! Он побежал к ней, а там – сотрудники уголовного розыска.
Оказалось, её ограбили. Воры связали прославленную актрису, аккуратно положили на кровать. Но она не растерялась и начала с ними разговаривать: «Вы меня не убивайте, я народная артистка, лауреат (она произносила – «лаурэат») Сталинской премии. Вам за это плохо будет». Они подошли к комоду, взяли то, что надо, – ценные вещи. А она: «Ой, это не берите, это мишура, я в этом в спектаклях играю. Берите во-о-он там, видите? Золотые часы. » Там лежали часики и ещё что-то. Потом их по этим часикам и нашли: они были именные. А вечером Яблочкина должна была ехать в Ленинград на встречу со зрителями. И когда Анатолий Андреевич прибежал к ней, что бы вы думали, он услышал? «Купидоша, вы билет не сдавайте. Я поеду». После всего случившегося она поехала! Вот такая ответственность перед зрителем.
Яблочкина обожала всяческие корпоративные праздники и чествования. Она знала, что означают для самолюбивых актёров даже самые незначительные знаки внимания. Она сама писала адреса и сценарии торжеств. Что и говорить, любила, когда устраивались праздники в её честь. На одном из них выступал театровед, великий знаток сценического искусства В.А. Филиппов. Он прочувствованно говорил о большом вкладе Александры Александровны в искусство Малого театра и о бескорыстном служении на посту главы Всероссийского театрального общества. Яблочкина смущённо слушала. Однако, когда Филиппов назвал её великой русской актрисой, она взорвалась: «Побойтесь Бога, Владимир Александрович! Какая же я великая актриса?!» – указав при этом на портреты «действительно великих мастеров сцены», висевших на стенах зала Дома актёра, – Щепкина, Мочалова, Ермоловой… И в этом не было ни грана кокетства.
Автор: Карина Шумейко
Продолжение читайте в №6/2020 журнала «Тёмные аллеи»
Как живут и выглядят 7 старейших актеров театра и кино России, переступивших 90-летний рубеж
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В нашем обзоре мы поговорим о той далекой эпохе, о достижениях, о ролях и о сокровенном этих замечательных людей в порядке старшинства.
Через год после победы, 1946 году, Галина, окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и вышла на сценические подмостки. Она переиграла почти всю русскую классику и многое из зарубежной. Посмотреть на ее игру собирались полные залы публики. Так, за всю свою карьеру актриса сыграла почти 800-сот раз роль в спектакле «Миллионерша», и каждый раз эта постановка проходила при полном аншлаге.
Первые шаги на сцене молодой артистки не остались незамеченными. Многие еще тогда увидели в ней новую восходящую звезду. Начиная с 50-х, Борисова стала примой театра и держала эту планку всю жизнь. К слову, во многих спектаклях её партнёром был известный актер Михаил Ульянов, который как-то высказался о Юлии Борисовой: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
К сожалению, работ в кино у нее всего лишь три, потому как Юлия Константиновна категорически отказывалась сниматься, объясняя это тем, что все то, что она может сказать своему зрителю, она скажет на театральной сцене. Правда, когда вошли в моду телевизионные спектакли, Борисова нередко была задействована в постановках. Именно благодаря этому, ее потрясающую игру смогли увидеть во всех уголках огромного Союза. Вы удивитесь, но Юлия Константиновна и по сей день выходит на сцену родного театра. Ее давно уже называют живой легендой театра им. Вахтангова.
Более подробно о судьбе талантливой актрисы вы можете прочесть в нашей публикации: Самая загадочная актриса российской сцены, которая не дает интервью и не снимается в кино.
Когда началась война, юной Вере пришлось идти работать на завод фрезеровщицей, чтобы получить рабочую карточку, а вечерами продолжать учебу в школе рабочей молодежи. А после того как немцев погнали от столицы, в 1943 году в Московском театральном училище был объявлен набор студентов, и Вера немедля отнесла туда документы и была безмерно счастлива, когда оказалась в списке зачисленных.
Как бы там ни было, на сегодняшний день в ее фильмографии насчитывается около пятидесяти фильмов. И куда больше Васильева сыграла ролей и в Московском академическом театре сатиры.
О том, чем сейчас живет любимица публики, читайте публикацию: Как живёт известная актриса Вера Васильева спустя 9 лет после смерти мужа.
Прибыв с теткой в Узбекистан, парнишка стал искать способы, чтобы попасть на фронт. Добавив себе недостающие года Володя выпросился на фронт. После окончания курсов разведчиков-радистов, оказался на передовой в мае 1944 года. Невзирая на то, что повоевать будущему артисту пришлось всего год, получил немало боевых наград за мужество и героизм. А после окончания войны продолжил службу в рядах Советской Армии в Польше.
Однако судьба преподнесла Владимиру Заманскому неприятный урок – в 1950 году по обвинению в избиении взводного командира был осужден на девять лет лагерей. Работал на стройках Харькова, строил Московский университет. Но уже через три года был амнистирован.
Вернувшись к свободной жизни, Владимир окончил вечернюю школу в Харькове и поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1958 году. Служил в театре «Современник». С 1959 начал сниматься в кино. Но, безусловно, главным сыгранным образом Владимира Заманского был Александр Лазарев в военной драме Алексея Германа «Проверка на дорогах». Фильм хотя и сняли в 1971 году, но широкой аудитории показали спустя 15 лет. Именно за эту роль в 1988 году Владимир Петрович был удостоен Государственной премии СССР, и в том же году он получил звание Народного артиста. В фильмографии артиста более полусотни фильмов и около десятка ролей в театре.
С началом войны отец будущего артиста отправился на фронт, откуда уже не вернулся, а Юрий с матерью переехали в деревню под Белозерском. Там он и окончил семилетку, поступил в ремесленное училище, получил 5-й разряд токаря. В 1944 году Каюров был направлен на Ленинградский завод «Вулкан». А через год уже учился в Куйбышевском военно-морском авиационном училище. Службу на флоте Юрий Каюров закончил в Ленинграде матросом-артиллеристом на борту крейсера «Аврора».
Во время службы активно участвовал в самодеятельности, занимался в театральной студии. А демобилизовавшись в 1949 году, был сразу принят на второй курс в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, который окончил в 1952 году. По распределению стал актером Саратовского драматического театра, в котором прослужил 15 лет.
Среди других фильмов, в которых снялся актер, стоит упомянуть «Угол падения», «Кремлёвские куранты», «Хождение по мукам», «Маршал революции», «Поэма о крыльях», «Государственная граница». Полная фильмография актера составляет почти 70 фильмов.
На сцену Малого театра актер выходил вплоть до 2011 года. В кино перестал сниматься гораздо раньше. Сейчас на заслуженном отдыхе, ведет довольно активный образ жизни, любит общаться с журналистами, с удовольствием дает интервью.
После освобождения Даугавпилса Нина Ургант снова пошла в школу. Без активной и талантливой девушки не обходилось ни одно культурное мероприятие школы. Нина проникновенно читала стихи, играя на гитаре, пела песни военных лет. Еще в те годы за ней закрепилось прозвище «Нинка-артистка». Признание и восхищение ее талантом придало ей смелости, и девушка подала документы в Ленинградский театральный институт. Выдержав большой конкурс, поступила, а в 1953-м окончила вуз.
Нина Ургант уже в течение десятка лет страдает болезнью Паркинсона. К сожалению, несмотря на лечение, болезнь прогрессирует. Но актриса всеми силами и с помощью родных старается сохранить рассудок и способность самостоятельно двигаться.
Олег Стриженов очень мощно и ярко заявил о себе главными ролями в фильмах «Овод» (1955) и «Сорок первый» (1956), благодаря которым за ним закрепилась слава одного из самых романтических героев советского кинематографа. Правда, в кинематографической среде о сложном и бескомпромиссном характере Стриженова долгие годы ходили легенды. Впрочем, он и сам никогда не отрицал, что в работе всегда через край требователен – и к себе, и к окружающим.
Тем не менее, фильмография актера составляет около четырех десятков кинофильмов. Почти столько же ролей сыграл актер в разных театрах страны. Сейчас актер ведет уединенный образ жизни, неохотно дает интервью. Всерьез увлекается живописью, проводит много времени у мольберта. Жена, внуки во всем поддерживают его.
И в заключение хотелось бы поблагодарить этих замечательных людей за их самоотверженный труд, за то, что своей игрой привносили в жизнь зрителей и минуты восхищения, и сопереживания, и понимания жизни. Поблагодарить и пожелать здравия, а также искреннего внимания и любви благодарных поклонников их творчества.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Малый императорский. Как устроен один из старейших театров Москвы
История Малого театра начинается примерно в одно время с Московским университетом, Академией художеств и первыми московскими гимназиями. Это был период правления императрицы Елизаветы Петровны, совпавший с приходом в Россию идей Просвещения. Начав с создания костюмов для кадет, которые разыгрывали при дворе пьесы, в 1756 году она подписала указ о создании русского государственного профессионального театра. Тогда же в Московском университете появилась собственная труппа, состоящая из студентов. Вскоре в ее состав стали входить не только актеры, но и певцы, танцовщики и музыканты.
В 1766 году взошедшая на престол Екатерина II доверила дирекцию (антрепризу) труппы любителю театра и сочинителю Николаю Титову. Спустя три года его сменили итальянские антрепренеры Бельмонти и Чинти. Талантливые театральные деятели получили разрешение работать в Москве в течение пяти лет. После смерти Бельмонти за театр разгорелась борьба.
В 1776 году театром заинтересовался губернский прокурор князь Петр Урусов. В то время труппа давала представления в пристройке к дому графа Воронцова на Знаменке. Но Урусов построил для труппы собственное здание, фасад которого выходил на улицу Петровку (ныне — Театральная площадь). Вскоре в здании произошел пожар, Урусов потерпел серьезные убытки и передал дело английскому антрепренеру Майклу Меддоксу. Интересно, что тот приехал в Россию как преподаватель математики, но постепенно заинтересовался театром. Меддокс обещал построить новое здание полностью за свой счет, и к 1780 году оно было уже готово.
В 1806-м театр вошел в систему императорских театров. Однако его, казалось, преследовал злой рок: незадолго до этого в здании снова случился пожар. Артистам пришлось выступать на других площадках. В 1816 году был объявлен конкурс на возведение нового здания на этом же месте.
В 1818-м молодой купец Василий Варгин скупил участки земли по соседству. Там он построил дом с концертным залом и галереей с магазинами. Ему предложили сдать здание в аренду театру, Варгин согласился. Особняк перестроили быстро, всего за два месяца. Вскоре труппа Московского императорского театра стала играть там.
Публика была разнообразной: состоятельные зрители арендовали удобные ложи на весь сезон, самые бедные довольствовались стоячими местами на галерке — билет туда стоил недорого. Показывали водевили, оперы-буфф, оперетты. Аплодисменты не одобрялись.
Здание Малого: вчера
Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв — просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».
Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу — для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.
В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.
В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.
В театре были две особенные ложи — портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом — главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную — только для высокопоставленных гостей.
Здание Малого: сегодня
В 2014 году театр закрылся на реконструкцию. До этого масштабные изменения в здании происходили в 1940-е под руководством архитектора Александра Великанова. Его чертежи использовали и во время новой реконструкции — с поправкой на сегодняшние требования. В партере раздвинули ряды — мест стало меньше, зато появилась возможность установить кресла для зрителей с ограниченными возможностями здоровья. У театра появилось еще одно помещение — новое Щепкинское фойе, в котором сейчас проходят концерты, музыкальные вечера и выставки.
Художественный руководитель Юрий Соломин попросил не убирать с потолка зрительного зала деревянную деку — она создает хорошую акустику. Не стали менять и цветовое решение самого зала, выполненное в красно-бело-золотых тонах. Сохранилась также суфлерская будка (Малый театр — один из нескольких в Москве, где все еще есть суфлеры).
На своих местах остались четыре скульптуры русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Александра Грибоедова, установленные в фойе в 1949 году. Их произведения чаще всего можно увидеть на сцене Малого.
Эскадрилья Малого театра
Еще во время войны у театра появился филиал — здание на Большой Ордынке. Первый спектакль — «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.
Дом Островского, Щепкина, Мочалова
Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель — знаменитый скульптор Николай Андреев.
Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.
Щепкин — бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.
В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.
Еще одна из центральных фигур Малого театра — актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет — Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.
После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву — специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают — ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.
В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.
Что посмотреть
Сейчас в Малом большая часть репертуара — классика, но так было не всегда. До советского времени там чаще показывали спектакли, рассчитанные на самую непритязательную публику: водевили, мелодрамы, комедии.
«Горе от ума» — визитная карточка театра. Это тот самый спектакль, в котором играл Александр Южин. Премьера состоялась в 1831 году, и комедия до сих пор не выходит из репертуара. Роль Фамусова в постановке Сергея Женовача исполняет сам Юрий Соломин. В спектакле использована музыка Михаила Глинки, Сергея Рахманинова и Александра Даргомыжского.
Постановки Малого театра неоднократно удостаивались премии «Золотая маска». В 2004 году ею наградили спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» — за лучший актерский ансамбль. Пьесу Островского поставил Сергей Женовач. Главные роли исполнили Виктор Низовой, Евгения Глушенко, Людмила Полякова и Сергей Кагаков.
«Последняя жертва» — еще один спектакль по произведению Островского (постановка Владимира Драгунова). В 2006-м Василий Бочкарев, сыгравший купца Флора Прибыткова, получил за эту работу «Золотую маску». Его партнерами на сцене были Людмила Титова, Борис Клюев и Александр Ермаков.
Последнюю пьесу Мольера, комедию «Мнимый больной», в 2005 году перенес на сцену Сергей Женовач. Спустя два года ее наградили «Золотой маской» в номинации «Спектакль большой формы».
Все эти постановки можно будет увидеть и в следующем сезоне.
Статья подготовлена по материалам Малого театра.