старейшая актриса малого театра
Новости
«Листая старые подшивки» ВЕЛИКАЯ СТАРУХА
«Листая старые подшивки»
— Сыгранная мною княгиня Анненкова была дочерью губернатора Якоби, ведавшего всей Сибирью. Он в то время начинал торговать с Китаем, богатство у него, естественно, было несметное. Женихи слетались, как мухи на мед. Дочка же, то есть я, окончила институт благородных девиц, была воспитанна и интеллигентна. Говоря о ее замужестве, отец ставил одно условие: жить в Сибири. Но ухажеры-то мечтали о Петербурге, поэтому постепенно все сами собой отпали. И только Анненков, который безумно ее любил, готов был пойти на все.
— Правда ли, что вы по своей первой специальности математик?
— Вас не обижает ваше амплуа?
— Если верить историкам театра, то Вера Пашенная не признавала дублеров. Как же так случилось, что вы стали ее заменять?
— Мне было 23 года, когда я сыграла роль 75-летней Ефросиньи Старицкой в «Иване Грозном». Сыграла после двух репетиций, когда Вера Николаевна сломала ногу в щиколотке. А этот спектакль очень любил Сталин и смотрел его шесть или семь раз. В то время желания правительства без внимания не оставляли, и меня назначили на Ефросинью. Это была моя вторая роль в Малом театре после «Сотворения мира», где я сыграла Семеновну. После этой роли меня начали сравнивать с великой Блюменталь-Тамариной, которая играла старух с 19-ти лет.
Кстати, с ролью Ефросиньи у меня связан самый сильный испуг в жизни. Играла я спектакль 2 мая 1945 года, и на него приехал Сталин. Сыграли мы первый акт, и вдруг антракт затягивается на целых 45 минут, чего в театральной практике никогда не бывает. Я в ужасе решила, что все, наверное, из-за меня. Сейчас Сталин скажет: «Я приехал, а мне подсунули девчонку на роль семидесятипятилетней старухи». Представляете, какое беспокойство стало овладевать всем руководством; ситуация становилась зловещей. В этот самый момент пришли из ложи и сказали, что можно продолжать. Оказывается, Сталин во время антракта подписывал приказ по поводу Победы.
— Вера Пашенная не ревновала вас к своим ролям?
— В последние годы жизни она очень сильно болела. И настал день, когда я играла вместо нее Кабаниху в «Грозе». Смотрю, она перестала ходить в театр. Встретила ее дочь Ирину Полонскую и спросила ее, неужели Вера Николаевна не будет больше играть. Ирина мне ответила, что у матери очень мало сил и она боится не доиграть спектакль до конца. Я ответила: «Нет, она отлично доиграет. Скажите, что я буду сидеть в гриме и костюме за кулисами, пусть она играет, а не сможет, выйду и доиграю я». Вера Николаевна согласилась и стала играть. Сначала говорила: «Гримироваться не надо». Потом: «Танечка, гримируйтесь, но костюма не надевайте. Успеем». И через некоторое время: «Будьте в полной форме».
— Что, на ваш взгляд, самое главное в судьбе для любого человека?
Лилия ХАВИНА
«Репортер», 12.10.2001
«Листая старые подшивки»
— Сыгранная мною княгиня Анненкова была дочерью губернатора Якоби, ведавшего всей Сибирью. Он в то время начинал торговать с Китаем, богатство у него, естественно, было несметное. Женихи слетались, как мухи на мед. Дочка же, то есть я, окончила институт благородных девиц, была воспитанна и интеллигентна. Говоря о ее замужестве, отец ставил одно условие: жить в Сибири. Но ухажеры-то мечтали о Петербурге, поэтому постепенно все сами собой отпали. И только Анненков, который безумно ее любил, готов был пойти на все.
— Правда ли, что вы по своей первой специальности математик?
— Вас не обижает ваше амплуа?
— Если верить историкам театра, то Вера Пашенная не признавала дублеров. Как же так случилось, что вы стали ее заменять?
— Мне было 23 года, когда я сыграла роль 75-летней Ефросиньи Старицкой в «Иване Грозном». Сыграла после двух репетиций, когда Вера Николаевна сломала ногу в щиколотке. А этот спектакль очень любил Сталин и смотрел его шесть или семь раз. В то время желания правительства без внимания не оставляли, и меня назначили на Ефросинью. Это была моя вторая роль в Малом театре после «Сотворения мира», где я сыграла Семеновну. После этой роли меня начали сравнивать с великой Блюменталь-Тамариной, которая играла старух с 19-ти лет.
Кстати, с ролью Ефросиньи у меня связан самый сильный испуг в жизни. Играла я спектакль 2 мая 1945 года, и на него приехал Сталин. Сыграли мы первый акт, и вдруг антракт затягивается на целых 45 минут, чего в театральной практике никогда не бывает. Я в ужасе решила, что все, наверное, из-за меня. Сейчас Сталин скажет: «Я приехал, а мне подсунули девчонку на роль семидесятипятилетней старухи». Представляете, какое беспокойство стало овладевать всем руководством; ситуация становилась зловещей. В этот самый момент пришли из ложи и сказали, что можно продолжать. Оказывается, Сталин во время антракта подписывал приказ по поводу Победы.
— Вера Пашенная не ревновала вас к своим ролям?
— В последние годы жизни она очень сильно болела. И настал день, когда я играла вместо нее Кабаниху в «Грозе». Смотрю, она перестала ходить в театр. Встретила ее дочь Ирину Полонскую и спросила ее, неужели Вера Николаевна не будет больше играть. Ирина мне ответила, что у матери очень мало сил и она боится не доиграть спектакль до конца. Я ответила: «Нет, она отлично доиграет. Скажите, что я буду сидеть в гриме и костюме за кулисами, пусть она играет, а не сможет, выйду и доиграю я». Вера Николаевна согласилась и стала играть. Сначала говорила: «Гримироваться не надо». Потом: «Танечка, гримируйтесь, но костюма не надевайте. Успеем». И через некоторое время: «Будьте в полной форме».
— Что, на ваш взгляд, самое главное в судьбе для любого человека?
Старейшая актриса Малого театра Татьяна Еремеева скончалась в Москве
МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Старейшая актриса Малого театра народная артистка России Татьяна Еремеева скончалась в Москве на 100-м году жизни в четверг, сообщили РИА Новости в театре.
По информации пресс-службы театра, прощание состоится в понедельник в Щепкинском фойе Малого. Время начала гражданской панихиды уточняется.
Кроме того, по словам представительницы театра, Еремеева будет кремирована и, вероятнее всего, захоронена на Новодевичьем кладбище рядом с супругом, актером Игорем Ильинским.
Татьяна Еремеева (настоящая фамилия — Битрих) родилась 4 июля 1913 года в Архангельске. Свою артистическую деятельность Татьяна Александровна начала в 1929 году в Театре юного зрителя при Театре рабочей молодежи в Архангельске. Как профессиональная артистка она работала с 1931 года — сначала в театре им. Луначарского в Севастополе, затем во 2-м Государственном театре Белоруссии, в городских театрах Рязани, Великого Устюга, Уфы. Там она приобрела значительный профессиональный опыт и мастерство.
Известность пришла к молодой артистке, когда она играла в Тамбовском театре им. Луначарского. Здесь ее талант ярко раскрылся в ролях Джульетты («Ромео и Джульетта» Шекспира), Луизы («Коварство и любовь» Шиллера), Турандот («Принцесса Турандот» Гоцци) и многих других. В этом городе Еремеева получила заслуженное признание театральной критики и любовь зрителей.
В 1944 году Еремеева была приглашена в Малый театр. Вскоре она стала одной из ведущих артисток труппы. На прославленной сцене артистка с большим успехом исполняла ряд центральный ролей в пьесах русского и зарубежного репертуара. Среди них — Снегурочка («Снегурочка» Островского), Бекки Шарп («Ярмарка тщеславия» Теккерея), Глафира («Волки и овцы» Островского), Анна («Стакан воды» Скриба), госпожа Бовари («Госпожа Бовари» Флобера) и многие другие.
Пашенная Вера Николаевна
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (7(19). IX. 1887, Москва — 28.Х.1962, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Член Коммунистической партии с 1954. Отец Пашенной Н.П. Рощин-Инсаров, а ее сестра — Е. Н. Рощина-Инсарова. В 1904 поступила в Московское театральное училище и стала ученицей А. П. Ленского.
В 1907 была принята в труппу Малого театра. К ней перешли некоторые роли Ермоловой: Кэтт («Джентльмен» Сумбатова, 1907), Мария Стюарт (1910), Катерина (1911), Лариса (1911). Пашенной — «артистке на сильные драматические роли», как определил ее дарование Ленский, ближе всего были образы русской бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни. Среди этих ролей — Мария Андреевна («Бедная невеста» Островского, 1909); эпилог драмы Пашенная играла как начало повести о возрождении человека. В «Горе от ума» играла Лизу как сметливую русскую девушку из народа, обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером. Уже на первом этапе сценической деятельности Пашенной проявился ее огромный темперамент, прекрасные сценические данные, великолепное владение русской речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за себя в жизни. Однако в ранний период творчества Пашенная подходила ко многим своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) еще стихийно; исполняя психологически сложные роли, Пашенная не раскрывала существа характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних данных, природного темперамента.
Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произведениях писателей-классиков, Пашенная пользовалась резко сатирическими красками для обрисовки персонажей, олицетворяющих «темное царство» дореволюционной жизни. Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи («Растеряева улица» по Г. Успенскому), Мурзавецкой («Волки и овцы», 1935 и 1943), Кукушкиной («Доходное место», 1948), Барабошевой («Правда хорошо, а счастье лучше», 1949), Анны Андреевны («Ревизор», 1938). К этим ролям примыкает и властная боярыня Ефросинья Старицкая («Иван Грозный» А. Н. Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы, глубина обличит, правды. Роли в классическом репертуаре: Таня («Плоды просвещения», 1932), Эмилия («Отелло», 1935), Кручинина (1940).
Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценические работы Пашенной в 50-е гг.: Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза», 1962). В роли Вассы Железновой Пашенная раскрывала трагическую судьбу женщины, богато одаренной от природы, но направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление обреченного на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и психологической правде, Пашенная выдвигала на первый план социальную правду, подчеркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори, также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнической морали, Пашенная раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер своей героини. Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента, Пашенная играла эмоционально, с высоким внутренним драматизмом. С 1914 Пашенная вела педагогическую работу. Руководила Студией Малого театра. С 1941 — профессор. С 1945 руководила кафедрой актерского мастерства в театральном училище им. Щепкина. Лауреат Государственной премии СССР (1943). В 1961 удостоена Ленинской премии. В 1962 Пашенная поставила «Грозу» (совместно с М.Н. Гладковым).
За годы работы в Государственном академическом Малом театре Союза ССР В.Пашенная много играла в пьесах А.Островского: «Волки и овцы», в роли Мурзавецкой, «Доходное место», в роли Кукушкиной, «На бойком месте», в роли Евгении Мироновны (сцена), «Без вины виноватые», в роли Кручининой (сцена), «Лес», в роли Гурмыжской (записи из коллекции радиофонда). Особенно В.Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных натур: Васса Борисовна в «Вассе Железновой» М.Горького, Любовь Яровая в «Любови Яровой» К.Тренева, Маланья в «Нравах Растеряевой улицы» Г.Успенского, Анна Андревна в «Ревизоре» Н.Гоголя, Хозяйка Нискавуори в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки (записи из собрания радиофонда). Есть также запись выступления В.Пашенной о спектакле «Любовь Яровая» К.Тренева, о работе над ролью Любови Яровой, о партнерах по спектаклю.
Литературные произведения, прочитанные В.Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, В.Короленко, М.Горького, Б.Полевого, В.Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием В.Пашенной: «Русский лес» Л.Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» А.Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» А.Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны.
Соч.: Моя работа над ролью, М., 1934;
Искусство актрисы, М., 1954;
Ступени творчества, М., 1964.
Лит.: Дурылин С., Вера Николаевна Пашенная, М.-Л., 1946;
Клинчин А., В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой (к 50-летию сценической деятельности), в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956.
РОЛИ В.Н. ПАШЕННОЙ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
В скобках указаны сезоны, в которые В. Н. Пашенная играла эту роль в дальнейшем.
Вера — «Дельцы» И.Колышко. Первый спектакль — 19/Х1907г. (1908/09).
Кэт — «Джентльмен» А. И. Сумбатова. Первый спектакль — 5/ХП 1907 г (1908/09).
Аннушка — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении —4/III 1908г. (1908/09, 1911/12).
Маша — «На покое» А. И. Куприна к А.И. Свирского. Первый спектакль—27/III 1908 г.
Франческа — «Франческа да Римини» Г. д\\\’Аннунцио. Первый спектакль — 1/1Х 1908 г.
Таня Дедявкина — «Казенная квартира» В. А. Рышкова. Первый спектакль—16/Х 1908 г. (1909/10).
Христиана Мюллер — «В борьбе за мужчину» К. Фибих. Первый спектакль — 3/Х1 1908 г.
Липа — «Белая ворона» Е. В. Чирикова. Первый спектакль — 3/П 1909г.
Наденька — «Жены» Д. Я. Айзмана. Первый спектакль — 28/1Х 1909 г.
Марья Андреевна — «Бедная невеста» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 29/Х 1909 г.
Клавдия — «В старые годы» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—13/I 1910 г.
Татьяна Кондарева — «Старый обряд» А. Н. Будищева. Первый спектакль—11/II 1910 г.
Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера. Первый спектакль по возобновлении— 16/IХ 1910 г. (1911/12—1913/14, 1921/22, 1923/24, 1924/25).
Агния Семеновна — «Клеймо» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль по возобновлении—11/Х 1910 г.
Катерина — «Гроза» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 27/I 1911 г. (1911/12).
Лариса — «Бесприданница» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении—10/IХ 1911 г. (1912/13, 1928/29).
Ганка Бельская — «Пир жизни» Ст. Пшибышевского. Первый спектакль—3/1 1912 г.
Розалинда — «Как вам угодно» В. Шекспира. Первый спектакль — 10/1Х 1912 г.
Опимия — «Побежденный Рим» Ал. Пароли. Первый спектакль по возобновлении — 21/1 1913 г. (1913/14).
Герцогиня Падуанская — «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной—10/III 1913 г.
Анна Демурина — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко. Первый спектакль по возобновлении — 11/III 1913 г. (1913/14, 1914/15, 1917/18).
Нина Степанова — «Насильники» А. Н. Толстого. Первый спектакль — 30/1Х 1913 г.
Татьяна Кунцева — «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина. Первый спектакль — 26/Х 1913 г. Настасья — «Неприятель» С. С. Мамонтова. Первый спектакль — 29/I 1914 г. (1914/15, 1924/25). Елена — «Соучастники» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль — 29/I 1914 г.
Ксения — «Торговый дом» И. Д. Сургучева. Первый спектакль — 5/III 1914 г. (1914/15). Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба. (1924/25).
Людмила Батунина — «Старый закал» А. И. Сумбатова. Первый спектакль по возобновлении—12/IХ 1914 г. (1915/16).
Наташа Терлецкая — «Первые шаги» В. А. Рышкова. Первый спектакль— 13/Х 1914 г.
М-с Гильдфорд — «Добродетель и добродетель» А. Сутро. Первый спектакль—14/1 1915 г. (1915/16).
Ядвига Вародич — «Светочи» Анри Батайля. Первый спектакль — 4/ХП 1914 г. (1915/16).
Евгения Мироновна — «На бойком месте» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлению — 12/IХ 1915 г. (1916/17—1921/22, 1923/24— 1926/27, 1932/33— 1944/45).
Олена — «Воевода» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 23/ХI 1915 г. (1916/17—1918/19, 1924/25, 1925/26).
Кума Настасья — «Чародейка» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—11/I 1916 г. (1916/17, 1917/18).
Арданова — «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи. Первый спектакль — 2/Щ 1916 г. (1916/17).
Татьяна Телегина — «Вторая молодость» П. М. Невежина. Первый спектакль по возобновлении — 28/III 1916 г.
Порция — «Венецианский купец» В. Шекспира. Первый спектакль—11/Х 1916 г. (1917/18—1921/22, 1923/24, 1924/25).
Варенька Дьякова — «Романтики» Д. С. Мережковского. Первый спектакль — 27/П 1917 г.
Лауренсия — апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона. Первый спектакль —13/III 1917 г. (повторен 28/Х 1924 г.).
Анна Павловна Оброшенова — «Шутники» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении— 21/IХ 1917 г. (1918/19—1921/22, 1929/30).
Бианка — «Флорентийская трагедия» О. Уайльда. Первый спектакль — 27/Х 1917 г. (1921/22). Лиза — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной — 30/VIII 1917 г. (1918/19—1921/22, 1923/24 — 1926/27, 1932/33).
Сюзанна — «Женитьба Фигаро» Бомарше. Первый спектакль—18/IV 1918 г. (1919/20, 1920/21).
Девица — «Старик» М. Горького. Первый спектакль—1/1 1919 г. (1919/20, 1920/21).
Электра — «Электра» Г. Гофмансталя. Первый спектакль — 22/III 1919 г. (1919/20, 1921/22).
Леди Анна — «Ричард III» В. Шекспира. Первый спектакль по возобновлении — 19/I 1920 г. (1920/21, 1921/22).
Бригитта Клейполь — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского. Первый спектакль — 7/Х1 1921 г.
Поездка с Художественным театром.
Вера Филипповна — «Сердце не камень» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/ХП 1923 г. (1924/25).
Порция — «Юлий Цезарь» В. Шекспира. Первый спектакль—10/IV 1924 г. (1924/25).
Эсфирь — «За океаном» Я. Гордина. Первый спектакль—10/V 1924 г.
Маргарет — «Волчьи души» Дж. Лондона. Первый спектакль —14/Х 1924 г. (1925/26, 1926/27). Татьяна Русских — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Дм. Смолина. Первый спектакль — 27/1 1925 г. (1925/26, 1926/27).
Настасья Минкина — «Аракчеевщина» И. С. Платона. Первый спектакль — 20/Х 1925 г. (1926/27—1929/30).
Нипгал Умми — «Загмук» А. Г. Глебова. Первый спектакль — 29/ХП 1925 г. (1926/27).
Любовь Яровая — «Любовь Яровая» К.А. Тренева. Первый спектакль — 22/ХП 1926 г. (1927/28—1934/35, 1936/37, 1937/38).
Вера Михайловна Грушина — «Жева» К. А. Тренева. Первый спектакль — 15/ХП 1928 г. (1929/30—1931/32).
Ирина — «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Первый спектакль — 28/II 1929 г. (1929/30—1933/34).
Маланья — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Гл. Успенскому). Первый спектакль — 25/ХI 1929 г. (1930/31—1938/39).
Клеопатра Кондратьевна Белосельская — «Вьюга» М. Шимкевича. Первый спектакль — 2/У1 1930 г.
Василиса — «Ясный лог» К. А. Тренева. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной —8/Х 1931 г. (1932/33).
Варя — «Разгром» А. А. Фадеева. Первый спектакль — 6/ХI 1932 г.
Таня — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. В. Н. Пашенная вошла в спектакль с декабря 1932 г. (1933/34, 1934/35).
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/П 1935 г. (1935/36, 1943/44—1952/53).
Эмилия — «Отелло» В. Шекспира. Первый спектакль—10/ХП 1935 г. (1936/37—1939/40).
Долорес — «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова. Первый спектакль — 23/Х1 1936 г.
Гурмыжская — «Лес» А. Н. Островского. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в конце сезона.
Поля Семенова — «На берегу Невы» К. А. Тренева. Первый спектакль — 14/ХI 1937 г. (1938/39, 1939/40).
Анна Андреевна — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Первый спектакль 12/П 1938 г. (1938/39—1940/41, 1948/49—1950/51).
Серафима Ивановна Горюнова — «Дружба» В. М. Гусева. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в апреле 1938 г.
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль—10/III 1940г. (1940/41—1945/46).
Таланова — «Нашествие» Л. Леонова. Первый спектакль—11/V 1943 г. (1943/44, 1944/45, 1946/47).
Евфросинья Старицкая — «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Первый спектакль второй постановки (режиссеры П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский) — 5/V 1945 г. (1945/46, 1946/47, 1948/49-1952/53).
Кукушкина — «Доходное место» А. Н. Островского. Первый спектакль — 14/IV 1948 г. (1948/49—1952/53).
Рыбачка — «Южный узел» А. А. Первенцева. Первый спектакль — 5/V 1948 г.
Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье — лучше» А. Н. Островского Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной 31/Х 1948 г. (1949/50— 1952/53).
Хлестова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1949/50—1952/53).
Наталья Ковшик — «Калиновая Роща» А. Е. Корнейчука. Первый спектакль—2/У1 1950г. (1950/51—1952/53).
Васса Железнова — «Васса Железнова» М. Горького. Первый спектакль — 23/V 1952 г.
Прасковия Шарабай – «Деньги» А.Софронова. Первый спектакль – 23/II 1956 г.
Хозяйка Нискавуори – «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки. Первый спектакль — 31/IX1957 г.
Ламбрини Кирьякули – «Остров Афродиты» А.Парниса. Первый спектакль – 3/IX1960 г.
Колесова – «Честность» А.Софронова. Первый спектакль — 17/X 1961 г.
Кабаниха – «Гроза» А.Островского. Первый спектакль – 9/I 1962 г.
ВНЕ МАЛОГО ТЕАТРА (по алфавиту названий пьес)
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ — СЕЗОН 1922/1923 года
«Вишневый сад» А.П. Чехова — Варя.
«На дне» М. Горького — Василиса.
«Три сестры» А.П. Чехова — Ольга.
«Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого — Ирина.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ МХАТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
«Лизистрата» Аристофана — Лизистрата (1924/25).
В ДРУГИХ ТЕАТРАХ И НА ГАСТРОЛЯХ (указываются основные роли):
«Анжело — тиран Падуанский» В. Гюго — Тизба.
«Анна Каренина» Л. Н. Толстого — Анна Каренина.
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева.
«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Урванцева—Вера Мирцева.
«Вишни цветут» И. В. Чекина — Зина.
«В новой семье» В. А. Александрова—Наталья Николаевна.
«Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита.
«Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти ГГаттенберг.
«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева — Ольга Николаевна.
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Соня.
«Евреи» Е. В. Чирикова — Хана Френкель.
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Елена Кармина.
«Живой труп» Л. Н. Толстого — Лиза.
«Забава» («Без любви») А. Шницлера — Христина.
«За океаном» Я. Гордина — Эсфирь.
«Идиот» Ф. М. Достоевского — Настасья Филипповна.
«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Анна Клейнбауэр.
«Лес» А. Н. Островского — Аксюша.
«Мадам Сан-Жен» В. Сарду — Катрина Юбше.
«Марион де Лорм» В. Гюго — Марион.
«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана — Марикка.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Дуня.
«Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг.
«Рабочая слободка» Е. П. Карпова — Лукерья.
«Склеп» В. А. Рышкова — Вера Васильевна Томилина.
«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова — Люба.
«Царь Эдип» Софокла — Иокаста.
«Чайка» А. П. Чехова — Полина.
«Чайка» А. П. Чехова — Маша.
«Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная.
Великие старухи Малого театра
В прежние времена, чтобы носить гордое звание Старухи Малого театра, недостаточно было всю жизнь до глубокой старости состоять в труппе старейшего московского храма искусств. Нужно было, чтобы пребывание в этих стенах назвали служением великой сцене, чтобы о сыгранных ролях, о характере и жизни актрисы рассказывали легенды. Старухи Малого умели задавать тон и были хранительницами традиций. А в трудный для театра час надевали ордена и, забыв про конфликты и разногласия с собратьями, строем шагали «наверх», то есть в Кремль. И там все вместе «ненавязчиво» убеждали руководство страны сделать всё мыслимое (и немыслимое) для спасения великого театра! Старуха Малого – это как гуру у сикхов, как аксакал в Средней Азии, старейшина на Кавказе… и почти как английская королева. Словом, нужно быть всего-навсего Яблочкиной, Турчаниновой, Гоголевой, Рыжовой, Пашенной, Панковой…
«Какая же я великая актриса?!»
«Искренний, горячий привет от Московского Художественного театра и его студий – артистке, которая всей своей жизнью фанатически исполняла первую заповедь театра: «Да не будут тебе бози иные разве мене»; которая, став под знамя славного Малого театра, ни на одном спектакле, ни на одной репетиции, ни на одном выступлении вне родного ей Театра… не изменила его лучшим заветам». Так поздравлял в феврале 1924 года Василий Иванович Немирович-Данченко Александру Александровну Яблочкину с 35-летием служения театру.
«Посмотрите на себя в зеркало, и вы поймёте, что трагедия – не ваша стихия. У вас она может быть только лишь в глазах, а рот у вас – для комедии: ведь при улыбке углы рта у вас поднимаются кверху. А у всех трагических актрис – посмотрите на Ермолову, Дузе, у них складки рта опущены вниз», – шутливо говорил актёр и директор Малого театра Южин Яблочкиной. Актрисе, тяготевшей к трагическим ролям и ощущавшей в себе силы воплотить их, обидно было это слышать. Она впоследствии сыграла те роли, которые до неё исполняла М.Н. Ермолова. И углы рта совсем не помешали, наоборот, точёные черты холодновато-роскошной красоты Яблочкиной тоже работали на большой успех. Внешность не даётся человеку случайно: доброта, ум, тонкие душевные переживания, эрудиция всегда находят отпечаток в выражении лица, в манерах. У Яблочкиной было мудрое, открытое и улыбчивое лицо – отпечаток её доброго нрава. Открытость и непосредственность реакций на происходящее породили множество баек о дочери Малого театра, которые долго рассказывали в театральных кругах как анекдоты.
Александра Александровна с 1888 года сыграла на сцене Малого театра более четырёхсот ролей! Первой её ролью стала Софья в «Горе от ума». Талант юной Яблочкиной, её природный такт, вкус, пластику, красивый голос отметил сам А.Н. Островский! Игра Яблочкиной в роли Звездинцевой получила высокую оценку Л.Н. Толстого, который присутствовал на премьере своей пьесы «Плоды просвещения».
Последней её ролью стала мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» в постановке И.В. Ильинского и В.И. Цыганкова в 1958 году. Актрисе было 92 года. Присутствие на сцене Яблочкиной в столь преклонные лета не было декоративной демонстрацией национального достояния. Театральный критик Борис Поюровский рассказывал, как он, сотрудничая на телевидении, сделал всё, чтобы запечатлеть на плёнку блестящую игру звезды Малого театра. Но его «охота» закончилась ничем: Яблочкина была постоянно занята в спектаклях или в ВТО и не нашла времени для съёмок. Старейшая актриса в последний раз вышла на родную сцену в 95 лет, за три года до своей кончины.
«Мы готовимся к выходу на сцену в «Горе от ума», – вспоминал актёр Малого театра с 1952 года, а позднее и директор, народный артист СССР Виктор Коршунов, – но уже там стоим навытяжку перед А.А. Яблочкиной. Она что-то говорит, а мы млеем от уважительного, почтительного, смешанного с умилением к ней чувства. Была удивительная внутренняя тонкость, мягкость, очарование, теплота, которая исходит только от родных бабушек. Её рассказы, воспоминания, с которыми она передавала нам неписаные законы великой сцены, воспринимались нами словно легенды древних греков. Ей было уже за девяносто лет, а она всё помнила и застенчиво говорила об А.И. Южине, которого любила всю свою жизнь. У неё иной раз перехватывало дыхание, когда она произносила его имя. Человек так пронёс любовь, преданность через всю жизнь! Хотя она была привлекательной женщиной и поклонников у неё было предостаточно, она не изменила своей любви. У неё всегда был свой духовник. И на его вопрос, не предавалась ли блуду, она ответила: «Нет, девица я, батюшка, девица».
В 1915 году Яблочкина возглавила Российское театральное общество (с 1932-го – ВТО). В первые годы советской власти его хотели закрыть, посчитали, что оно дублирует функции соответствующих профсоюзов. Но сверхэнергичная актриса Малого театра доказала, как не правы новые власти, и общество не только отстояла, но значительно расширила его права. Благодаря ей оно приобрело большую значимость и авторитет. Директору Малого театру А.И. Южину частенько приходилось сталкиваться с Яблочкиной в качестве адвоката актёров, и он, шутя, называл её «наседкой», которая взялась за мало благодарную задачу опекать и оберегать таких своеобразных «птенцов».
Однако Яблочкина не была столь наивна, как пытаются представить её ироничные коллеги в своих байках. В начале 50-х годов с ней произошла неприятность. Она жила в Копьевском переулке, между Большой Дмитровкой и Большим театром. Однажды она позвонила Анатолию Андреевичу Колеватову, работавшему в то время в Малом театре главным администратором: «Купидоша, идите ко мне срочно!» Она называла его Купидошей непонятно почему. Вот Купидоша, и всё! Он побежал к ней, а там – сотрудники уголовного розыска.
Оказалось, её ограбили. Воры связали прославленную актрису, аккуратно положили на кровать. Но она не растерялась и начала с ними разговаривать: «Вы меня не убивайте, я народная артистка, лауреат (она произносила – «лаурэат») Сталинской премии. Вам за это плохо будет». Они подошли к комоду, взяли то, что надо, – ценные вещи. А она: «Ой, это не берите, это мишура, я в этом в спектаклях играю. Берите во-о-он там, видите? Золотые часы. » Там лежали часики и ещё что-то. Потом их по этим часикам и нашли: они были именные. А вечером Яблочкина должна была ехать в Ленинград на встречу со зрителями. И когда Анатолий Андреевич прибежал к ней, что бы вы думали, он услышал? «Купидоша, вы билет не сдавайте. Я поеду». После всего случившегося она поехала! Вот такая ответственность перед зрителем.
Яблочкина обожала всяческие корпоративные праздники и чествования. Она знала, что означают для самолюбивых актёров даже самые незначительные знаки внимания. Она сама писала адреса и сценарии торжеств. Что и говорить, любила, когда устраивались праздники в её честь. На одном из них выступал театровед, великий знаток сценического искусства В.А. Филиппов. Он прочувствованно говорил о большом вкладе Александры Александровны в искусство Малого театра и о бескорыстном служении на посту главы Всероссийского театрального общества. Яблочкина смущённо слушала. Однако, когда Филиппов назвал её великой русской актрисой, она взорвалась: «Побойтесь Бога, Владимир Александрович! Какая же я великая актриса?!» – указав при этом на портреты «действительно великих мастеров сцены», висевших на стенах зала Дома актёра, – Щепкина, Мочалова, Ермоловой… И в этом не было ни грана кокетства.
Автор: Карина Шумейко
Продолжение читайте в №6/2020 журнала «Тёмные аллеи»