театр современник актеры сегодня
Актеры «Современника» разругались после ухода Гармаша и Волчек
Обстановка в «Современнике» остается напряженной. Катализатором скандалов в театре послужил уход из труппы народного артиста России Сергея Гармаша, который не согласился с назначением режиссера Виктора Рыжикова на пост худрука вместо покойной Галины Волчек.
«На сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная. Сейчас на место авторитету пришел тоталитаризм: мнения могут быть разными, но правильное одно — мое. И это декларирует человек, еще ничего не сделавший в театре. Вернее, сделавший уже очень многое для его развала и уничтожения», — говорится в письме Гармаша.
Народная артистка России Лия Ахеджакова сравнила заявление актера с доносом и обвинила его в попытке «подогревать» ненависть и агрессию по отношению к новому худруку. Ее письмо опубликовал на своей странице в Facebook актер Владимир Еремин.
«Если тебе не нравится интеллигентный и талантливый режиссер В. Рыжаков и у тебя имеются свои представления, в чьих руках по праву должен оказаться наш театр (наш, а не твой), не стоило «стучать» на него в высоких кабинетах, — обратилась Ахеджакова к Гармашу.
— И твой «героический» уход из театра на глазах у всего коллектива очень хорошо читался после обращения В. Рыжакова, который озвучил планы театра по меньшей мере на три сезона — имена замечательных режиссеров, драматургов, композиторов, которые будут работать с нами, сотрудничество с «БДТ» и театром «Гешер».
По словам источника сайта kp.ru, Рыжаков вычеркнул из репертуара «Современника» постановку «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Микаэла Таривердиева, Давида Тухманова, Арно Бабаджаняна и Андрея Петрова. Заслуженный артист России Михаил Ефремов, задействованный в трех постановках, находится под домашним арестом, а покинувший группу Гармаш участвовал в пяти спектаклях, поэтому программа театра рискует значительно сократиться.
Также инсайдер сообщил, что приглашенный артист Кирилл Сафонов отказывается выходить на одну сцену с актрисой Чулпан Хаматовой для участия в постановке «Двое на качелях». Ранее она заявила РБК о том, что Рыжаков «еще не успел себя показать, так как учреждение закрыто из-за пандемии коронавируса». Также Хаматова поддержала Гармаша в решении уйти из театра.
«Если человек как художник не может согласиться с другим художником, значит, он выбирает другой путь», — заявила актриса.
По мнению актера Василия Мищенко, который проработал в «Современнике» 39 лет, Хаматова сама хочет всех «подмять под себя» и встать у руля театра.
«Я также не вижу проблемы неучастия Чулпан Хаматовой в жизни театра — что и было, когда она слукавила, а по сути обманула Волчек, будто имеет проблемы личного характера и взяла паузу в театре на год, — сказал Мищенко сайту mk.ru. — И Галина Борисовна вынуждена была делать вводы и заменять ее (как пример — спектакль «Двое на качелях»). Хитро-мудрость Чулпан во всем мы знаем изнутри, работая в одном театре. Следующее ее действие будет подмять и возглавить театр «Современник». Чулпан переиграет Рыжакова, помяните мое слово».
В конце 2018 года Волчек пожаловалась на обман Хаматовой, которая попросила о «паузе по медицинским соображениям» из-за нервного истощения» на полгода, но была замечена репетирующей в других театрах раньше указанного срока.
«Это меня не просто обидело или ранило. Я поняла, что надо распрощаться с этим спектаклем, и все. Потом я подумала: «Нет, не имею права, раз зритель так поверил и так пошел, — говорила Волчек. — Но кто будет играть? Я понимала, что заменить Чулпан Хаматову не просто трудно, что это очень тяжело».
По словам худрука театра, несмотря на риски, на замену Хаматовой она утвердила Кристину Орбакайте. При выборе кандидатуры режиссер руководствовалась своим чутьем и впечатлением от фильма «Чучело» в котором артистка сыграла главную роль в детстве. Участие Орбакайте в спектакле только подогрело к нему интерес и спровоцировало аншлаги. Но сейчас она находится в США и не может попасть в Россию, чтобы снова заменить Хаматову, поскольку границы закрыты из-за коронавируса.
Театр современник актеры сегодня
Режиссер, профессор, заслуженный деятель искусств РФ.
Образование: ДВИИ, Театральное училище им. Б. В. Щукина, аспирантура Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
С 1991 по 2001 гг. служит в Московском Театре Юного Зрителя под руководством своих учителей Г. Н. Яновской и К. М. Гинкаса.
В 1993 г. — один из организаторов и руководителей первого фестиваля независимых театров России «Театр в поисках театра» в Сочи (Лазаревское).
С 1995 по 2001 гг. — художественный руководитель-директор Камчатского театра Драмы и Комедии.
С 2001 г. — преподаватель Школы-студии МХАТ
С 2002 г. — один из учредителей и директор Театрального фестиваля имени А.М.Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге.
С 2010 г. — руководитель режиссерской мастерской (магистерская программа) Школы-студии МХАТ.
С 2012 г. — руководитель актерского курса (мастерской) Школы-студии МХАТ.
С 2012 по 2019 гг. — художественный руководитель-директор Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда.
С 2016 г. — руководитель независимой театральной компании драматический театр «Июльансамбль» (на основе выпускного курса Школы-студии МХАТ).
Сотрудничает с театрами в России и зарубежом (Мастерская Фоменко, БДТ им. Г.А.Товстоногова, МХТ им. А.П.Чехова, Александринский театр, Театр Наций, Венгерский Национальный театр, Дюссельдорфский драматический театр и др.)
Участник и руководитель многочисленных научно-практических конференций, симпозиумов и лабораторий.
С 2020 года — художественный руководитель Московского театра «Современник».
Театральные премии и награды:
Лауреат премий: Станиславского, «Золотой маски»,
международного фестиваля «Контакт», Польский новый театр; «Новая драма»; «POST» (Венгрия); фестиваля театра и кино о современности «Текстура»; премии Олега Табакова; лауреат премии Михаила Царева и тд.
Кавалер ордена серебряного рыцарского креста Венгерской Республики;
В 2019 году — почетный посол венгерской культуры в России.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК»
Официальная группа Московского Театра «Современник»
✔ КАССА ТЕАТРА на Чистых прудах работает ежедневно с 12.00 до 19-30 без перерыва на обед.
✔ Билетная касса театра «Современник» в ГУМе:
Билеты на все спектакли театра продаются по себестоимости, без наценок. Касса расположена на 2 линии ГУМа по адресу: Красная площадь, дом 3. Вход с Никольской улицы.
Телефон кассы: (495) 620-32-36
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Друзья, у нас есть новость, и она не очень хорошая.
Но могло быть и хуже. Итак:
Короновирусная инфекция пришла в нашу жизнь в феврале 2020 года и до сих пор не ушла. Мы уже адаптировались к современным реалиями, шахматная рассадка стала для нас привычной, а маска — продолжением подбородка.
Показать полностью.
Мы уже пережили затяжной локдаун и отмену массовых мероприятий. Мы готовились к тому, чтобы рассказать вам об отмене спектаклей на период праздников, но всё сложилось иначе.
Памятка, как ходить в театр с любовью и заботой к себе и другим:
С 28 октября в соответствии с Указом Мэра Москвы посещение театра будет возможно только по QR-коду. На спектакли «Современника» смогут попасть:
• вакцинированные и имеющие QR-код зрители
• официально переболевшие коронавирусом зрители и имеющие QR-код
• те, кто сдал ПЦР-тест не раньше, чем за 72 часа до спектакля, и получил QR-код
Мы верим, что рано или поздно это закончится. А пока держимся вместе.
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Женщины с Венеры, мужчины с Марса.
Кармическое партнерство.
Любовь — это работа.
Теории, наборы стереотипов и бесконечное количество исследований в области любовных взаимоотношений, спорные, странные, абсурдные — всё это попытка, нет, необходимость, разгадать секрет гармоничных отношений между мужчиной и женщиной.
Показать полностью.
В чём секрет семейного счастья?
Как научиться слышать и слушать?
Есть ли единственный правильный механизм создания комфортного партнёрства?
Поиском ответов на эти вечные вопросы уже несколько месяцев занимается команда спектакля «203—205», премьера которого пройдёт 21, 22 и 23 октября.
Готовимся разгадать тайну вместе с Мариной Неёловой и Леонидом Ярмольником, а пока делимся фотографиями с первого прогона. Билетов на октябрьские спектакли уже не осталось, поэтому ждём всех, кто не попал на премьеру, в ноябре!
Московский Театр «СОВРЕМЕННИК» запись закреплена
Зима близко. Но это нестрашно. Предлагаем провести ее в прекрасной компании (нашей).
20 октября открываем раннюю продажу билетов на спектакли декабря. Можно выбрать места на грядущие премьеры, подготовить приятные подарки к Новому году, в конце концов, заранее распланировать своё время — возможность, которой всем нам порой так не хватает.
3 и 4 декабря смотрим спектакль Виктора Рыжакова «Солнечная линия», который будет впервые сыгран в «Современнике» в рамках специальной программы «Представляем друзей». Муж и жена, Барбара и Вернер, Юлия Пересильд и Андрей Бурковский будут вести на сцене нескончаемый диалог с единственной целью — услышать друг друга.
5 и 24 декабря покажем премьеру драматической оперы «Птица Феликс». Историю княжеского рода Юсуповых на сцене воплотил Олег Глушков. Проект задуман как синтез драматического, хореографического и оперного искусства. Ещё одна сложносочинённая постановка в репертуаре «Современника» — «Театр» Владимира Панкова пройдёт 29 декабря.
Любителей комедии ждём 6, 25 и 30 декабря на спектакле «203—205». Марина Неёлова, Леонид Ярмольник и неподвластная времени любовь.
Человек, время и вещи: спектакль-размышление о месте «прошлого» в человеческом настоящем и будущем — «Собрание сочинений» (14 и 23 декабря). «Папа», спектакль об утрате самого дорого, что есть у каждого — памяти, самости и ощущении реальности (17 и 26 декабря).
Согреваться энергией молодости, поэзии и музыки будем на «Оттепели» (20 декабря) и «Живом» (7 декабря). Полную афишу ищите на нашем сайте.
Обращаем внимание, что в декабре по выходным спектакли будут играться в формате COVID-free. Попасть на них смогут только обладатели QR-кода.
«Современнику» — 65. Как менялся один из лучших театров Москвы
Все началось с Олега Ефремова. В 1949 году он стал преподавать актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, которую сам только что окончил. К огромному разочарованию молодого человека, в Художественный театр его не взяли, зато с охотой зачислили в труппу Центрального детского театра (ныне — РАМТ). Впрочем, легендарный театр у молодого актера вызывал вопросы. МХАТ в то время переживал застой, артисты и режиссеры не отзывались на изменения времени, не чувствовали его. Ефремов был не согласен с тем, как и о чем театр говорил со зрителем.
С ним соглашались многие студенты школы-студии, среди которых были Светлана Мизери, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек. Они решили: у них все будет по-другому. Вокруг прогрессивного преподавателя сформировался коллектив, который назвали Студией молодых актеров, — будущий «Современник».
Первый спектакль
Первой пьесой, на которую с подачи Ефремова обратила внимание талантливая молодежь, стали «Вечно живые» Виктора Розова. Произведение было написано еще в 1943-м. Чуть позже оно ляжет в основу фильма «Летят журавли», который принесет СССР мировую славу. А тогда, в 1956 году, рассчитывать на разрешение ставить по ней спектакль было безрассудством. Пьесу о нравственном выборе, который ставит перед человеком война, даже опубликовать разрешили не сразу. Студия Ефремова стала вторым коллективом в стране, который рискнул взяться за постановку (первым был Костромской театр драмы), и первым — в столице.
Репетировали по ночам в школе-студии. Это была работа на износ: молодые люди даже не успевали как следует отдохнуть, потому что днем каждого из них ждали театры, в которых они служили.
«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро, — вспоминала Галина Волчек. — И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой».
Премьера, назначенная на 15 апреля, тоже прошла ночью. Не звали никого из критиков и журналистов, присутствовали в основном студенты МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова. Всего около 100 человек. Те, кому не хватило сидячих мест, располагались в проходе стоя.
Кстати, потом, когда Студия молодых актеров превратится в театр «Современник», появится традиция выпускать новый спектакль именно 15 апреля.
Главную героиню Веронику сыграла Светлана Мизери, авантюрную Нюрку-хлеборезку — Галина Волчек, дочь доктора Бороздина Ирину — Лилия Толмачева, студента Мишу — Олег Табаков. Роль возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, досталась Олегу Ефремову. Никаких серьезных декораций и реквизита, лишь стол, пара стульев. Главное — пьеса, ставящая неудобные вопросы, и молодые артисты, влюбленные в свое дело.
После финальных аплодисментов зрители долго не хотели покидать зал — спорили, благодарили, убеждали артистов во что бы то ни стало не расставаться и создать свой театр. Разошлись под утро, повторяя про себя слова героя Ефремова: «Если я честный, я должен».
Новое имя и новый дом
Под названием «Студия молодых актеров» коллектив просуществовал еще два года. В 1958-м директор МХАТа Александр Солодовников предложил его сменить. Новое имя — «Современник» — понравилось всем. Оно идеально отображало главную мысль: желание говорить со зрителем на одном языке.
К тому времени артисты перебрались на сцену Художественного, театр предоставлял им площадку. Звезды МХАТа не воспринимали всерьез «молодых выскочек». Постепенно разногласия между МХАТом и «Современником» начали нарастать. Апогеем стала постановка «Голый король» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной в 1934 году по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и долгие годы остававшейся неизданной.
Произведение было слишком острым, в нем видели критику действий власти. Первая публикация пьесы состоялась в 1960-м, в том же году ее поставила в «Современнике» Маргарита Микаэлян. Зрителям спектакль нравился, но позже он был раскритикован в Министерстве культуры, и МХАТ отказался предоставлять сцену молодому театру. «Голого короля» играли на других площадках, понимая, что каждый показ может стать последним.
Вскоре после этого Никита Хрущев устроил прием для работников культуры, на который пригласили всех руководителей столичных театров, кроме Ефремова. Коллектив расценил это как плохой знак. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт. Актриса должна была обратиться к Хрущеву, но этого сделать не удалось, и ей посоветовали подойти к Екатерине Фурцевой, тогда еще не министру культуры, а секретарю ЦК КПСС. Дорошина сквозь слезы начала рассказывать: «Олега Николаевича не пригласили, театр закрывают из-за “Голого короля”…» Фурцева попросила ее успокоиться и пообещала помочь.
Свое слово она сдержала. В 1961 году «Современник» получил свое первое здание у станции метро «Маяковская», на площади Маяковского (теперь — Триумфальная). Популярность театра была настолько огромной, что на площади выстраивались очереди желающих сходить на спектакль. Сейчас этого здания нет — его снесли в 1974 году.
В 1979-м во время съемок фильма «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов столкнулся с трудностью: для первой части картины ему надо было снять поэтические чтения у памятника Маяковскому, показать столицу 1950-х. Но здания «Современника», конечно, уже не существовало. А подземный переход, которого не было в 1950-х, уже был вырыт. Появилась шутка: «Меньшов думает, как снимать: закапывать подземный переход или заново строить “Современник”».
От Ефремова к Волчек
Через четыре года «Современник» официально получил статус театра. Это означало отличные перспективы: финансирование, штатное расписание. В последующие годы тут ставят «Декабристов» Леонида Зорина, «Народовольцев» Александра Свободина, «Большевиков» Михаила Шатрова.
А потом Ефремову предложили возглавить МХАТ. Он помнил, как мечтал туда попасть в качестве актера и как его ожидания не оправдались. А теперь — подумать только — приглашают уже как главного режиссера. Он согласился.
Летом 1970-го он ставит в «Современнике» прощальный спектакль — «Чайку» по А.П. Чехову. «Чайка» стала первой постановкой классики в истории театра, который начался с желания Ефремова работать только с современной драматургией. Кстати, постановку высоко оценил Анджей Вайда — польский режиссер, который приехал в «Современник» ставить спектакль «Как брат брату» по пьесе американского драматурга Дэвида Рейба. Вайду в «Современник» позвала Галина Волчек, ставшая главным режиссером театра через два года после ухода Ефремова (директором годом ранее стал Олег Табаков).
«Я меньше всего на свете мечтала быть главным режиссером. Говорю как на духу. Но выхода тогда не было. Уговаривали меня долго и в результате уговорили. Наверное, сработало то, что Ефремов называл меня “самой партийной из всех”. Я никогда не была в КПСС, и никто и ни за что на свете не заставил бы меня вступить. Под “партийностью” он понимал патологически развитое во мне чувство долга», — рассказывала она.
Работа с приглашенными режиссерами стала при Галине Волчек важной частью жизни театра — свои спектакли на сцене «Современника» в разные годы ставили Питер Джеймс, Георгий Товстоногов и другие.
Многие опасались, что без своего основателя «Современник» погибнет. Но Галине Борисовне удалось сделать так, чтобы театр взял новую высоту. В труппу театра при ней пришли Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт и другие звезды. Появлялись постановки по пьесам Александра Вампилова, Василия Шукшина, Михаила Рощина, Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.
Театр много экспериментировал. Например, в спектакле «Восхождение на Фудзияму» по пьесе Чингиза Айтматова объединили зрительный зал и игровое пространство. Действие разворачивалось практически на расстоянии вытянутой руки от гостей.
Чистые пруды
В 1974 году — новый переезд, на этот раз в здание бывшего кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре. Уже здесь Лилия Толмачева поставила «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. Позже по мотивам пьесы режиссер Илья Авербах снял фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым.
В 1976-м Олег Табаков покинул пост директора. Он набрал собственный курс из 26 студентов (на базе ГИТИСа) и целиком посвятил себя преподавательской деятельности. Еще через два года он открыл собственный театр.
В 1982-м Галина Волчек обратилась к классике, к Чехову, — начала репетиции «Трех сестер». В 2001 году она сделала новую редакцию постановки, которая до сих пор остается в репертуаре театра. В том же 1982-м афиши пригласили зрителей на «Любовь и голуби». Режиссер Валерий Фокин поставил спектакль по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Одним из зрителей был Владимир Меньшов, который вдохновился настолько, что через два года взялся за киноверсию пьесы.
В 1989 году Волчек ставит спектакль «Крутой маршрут», в основе которого — автобиографический роман узницы ГУЛАГа Евгении Гинзбург. Постановка получила признание во всем мире. Ее показали в Великобритании, Франции, Израиле и других странах. В 1996-м «Современник» поехал на гастроли в США и стал первым отечественным театром, выступившим на Бродвее, после знаменитого тура Московского художественного театра в 1924 году. «Крутой маршрут» наградили престижной американской премией Drama Desk Award.
В конце 1990-х «Современник» представил «Трех товарищей» Эриха Марии Ремарка. Актеры готовились тщательно: смотрели военную хронику, общались с человеком, спасенным из плена во время войны. Вообще в 1990-х стали часто ставить классику: Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Альфреда де Мюссе и других.
В 2004 году спектаклем «Шинель» театр открыл «Другую сцену», которая занимает отдельное помещение, смежное с основной сценой. В новом зале всего 10 рядов, показывают там камерные постановки.
В 2016 году театр закрыли на ремонт, на время труппа переехала во Дворец на Яузе. В 2018-м артисты вернулись домой, а в 2019-м здание стало лауреатом премии «Московская реставрация».
Под руководством Рыжакова
В декабре 2019 года не стало Галины Волчек. На пост художественного руководителя был назначен Виктор Рыжаков — режиссер, заслуженный деятель искусств России. Среди поставленных им спектаклей — «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина в МХТ имени А.П. Чехова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в «Сатириконе», «Война и мир Толстого» в санкт-петербургском БДТ и многое другое. Международный театральный проект «Караул № 8», созданный им в 2000 году с актерами Камчатского театра, участвовал в фестивалях в Лос-Анджелесе, Вене, Эдинбурге.
В «Современнике» можно увидеть спектакли, которые завоевали любовь зрителей уже давно, например «Крутой маршрут», «Трех товарищей» Галины Волчек. Эти постановки входят в репертуар и сегодня. В прошлом году театр представил премьеру спектакля «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Режиссера Евгения Арье приглашала еще Галина Борисовна, он также ставил «Врагов. Историю любви» и «Скрытую перспективу», которые стали очень популярными.
Свой день рождения в 2021 году «Современник» отметит премьерой спектакля «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма.