срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Алексей Сидоров, ЦРПТ: Эксперимент по маркировке включал более 8 тыс. производителей. Мы провели тесты всех видов упаковки на всех этапах. Итоги эксперимента: скорость линий не изменяется, работа на кассе не замедляется.

С 1 июня 2021 будет запрещен оборот мороженого и сыра без кодов. С 1 декабря запрет распространится на все товары. И сроком годности до 40 суток.

Каждому участнику маркировки нужно выбрать техническое решение, определить интегратора, заказать коды, настроить оборудование, подать отчет о нанесении и вводе в оборот. Розница должна обладать кассовым ПО, протестировать работу сканера с data matrix кодом.

Частый вопрос — какую продукцию нужно маркировать? Маркируется продукция в промышленной упаковке, нарезаемый в рознице сыр не маркируется. Продукция для экспорта не маркируется. Выводить ее из оборота нужно с 2022 года. Моратория на штрафы не предполагается, но есть время исправить ошибки до обязательного внедрения. Режим работы системы в случае аварий или сбоев прописывается в документе, который скоро будет опубликован.

Вопрос по мерам господдержки: Минпромторг — мы ведем работу в двух направлениях, вносим изменения в 3 ПП. Поддержка производителей участников маркировки, это не только для молочки. Оказывает Фонд развития промышленности. Изменения тут подготовлены, с органами власти согласованы. Ожидаем выхода в ближайшее время. Второе — помощь производителям упаковки. Типографский метод будет основным. Нагрузка ложится на производителей упаковки, мы вместе готовим изменения в части включения печатающих головок в список освобожденных от НДС при ввозе. Это касается всех участников проекта маркировки.

Скворцов, Мсх: Сделали проект изменений в приказ МСХ, который предусматривает возможность льготного кредита на установку оборудования для считывания кодов. Ждем регистрации в Минюсте. Все будет размещено на сайте.

Оборудование по считыванию в обнуление НДС не попадает, тк есть аналоги в России. Только головки. Скворцов спрашивает, кто в РФ производит оборудование по считыванию. Есть некие отечественные варианты сканеров. Это компании Витек, Техноглас, Радиотех, есть ряд предприятий в Сибири.

Хладокомбинат №3, Игорь Мещеряков: Участвовали в эксперименте с августа. Разработали тз по линиям, определили две тестовых, 3 форм фактора разных продуктов. Способ нанесения — собственные принтеры. Согласен с коллегами, что работа с типографией занимает время, не все готовы наносить коды. Мы заказали пробные ролики, только через месяц будет пробная партия. Испытания на принтерах проводились в начале декабря. Результаты: из 3 форм факторов смогли нанести только на 2, и не так, как хотели. Сейчас ищут новых интеграторов. Вывод — типографский способ удобен, от 1 до 3,5% не считывается продукция, если делать самим. Ресурс по времени ограничен. 3 месяца — поставка оборудования.

Варвара Михайлова, ЦРПТ: Вопросов по типографиям много. Ситуация с типографиями развивается динамически. 10-15 типографий обращаются с вопросами по маркировке. Все типографии, которые готовы к работе, есть на сайте ЦРПТ. ЦРПТ ведет реестр типографий, которые обращаются. Типографиям нужно техническое зрение и оборудование, чтобы текстировать качество упаковки с кодами. 32 типографии планируем к запуску в марте.

Срок жизни кода маркировки на производстве — 30 дней, типографского кода — 365 дней. Заказывая код, надо правильно указать цель его использования, потому что потом срок его жизни поменять будет нельзя.

Вопрос изменения стоимости упаковки при нанесении кода в типографии. Цифровое оборудование для типографий — основная затратная часть для них. Техническое зрение устанавливается за счет ЦРПТ.

«Полипак», типография: Оборудование установлено и протестировано, устанавливается техническое зрение и сервер. Весь перечень — платинка, гибкая упаковка, микс пак, термоусадочная пленка. Мы можем наносить на всей упаковки. Как изменилась стоимость? Это очень индивидуально. По каждому заказчику будет рассчитано.

Одна из типографий говорит, что маркировка влечет за собой подорожание упаковки на 30%, идет потеря материала и серьезные доп расходы.

Упаковщики «Sealed Air», пакеты для сыра: Находимся на завершающем этапе выбора оборудования. В апреле должны быть готовы. Основное увеличение стоимости будет связано с ростом производительности и количества брака. Плюс подорожание продуктов самих, тк много объемов продаж упаковки без печати. Скорее всего надо будет внедрять стадию печати метки для таких товаров.

Источник

Обязательная маркировка товаров на 2021 год

Предпринимателям придется изучить все изменения, требования «от и до», чтобы безошибочно внедрить ее в свой бизнес. За неправильное или несвоевременное внедрение процессов в установленные сроки, грозят штрафы. Как этого избежать и сделать все правильно мы расскажем в данном обзоре. Разберемся, что такое маркировка товаров с 2021 года: перечень, понятия, должны ли вы участвовать и многое другое.

Что означает маркировка товаров

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Обязательная маркировка товаров — это система внедренная государством для мониторинга движения каждого товара и выявления контрафакта посредством нанесения цифровых средств идентификации, запрета оборота без идентификаторов и передачи сведений бизнесом о движении товара.

Теперь производителям и импортерам необходимо заказывать коды маркировки на продукцию. Нужно заносить информацию о широкой группе изделий в национальную систему «Честный Знак» от оператора «ЦРПТ» или ГИИС ДМДК от оператора «Гознак», для государственного учета и возможности продавать их легально в магазине населению или в секторе B2B. Каждый участник логистической цепочки обязан регистрировать свои действия (вводить в оборот, выводить, передавать и другое), сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке. Условия придется выполнять оффлайн магазину (рознице), интернет-магазинам, аптекам, оптовым продавцам, производителям и импортерам духов и другой продукции. К сведению: с самого начала было внедрено только чипирование шуб (с момента старта прошло уже 4 года).

Маркировка — это идентификационный знак (средство идентификации), наносимый на упаковку, ярлык, товар, этикетку, палет или тару в виде RFID (метки радиочастотной идентификации), DataMatrix, КИТУ (код идентификации транспортной упаковки) или АТК (агрегированный таможенный код). Маркировка товаров — это процесс нанесения средств идентификации, содержащие код маркировки выданный оператором, на товары подлежащие отслеживанию обращения и сбыта. Код маркировки — это последовательность символов подразделяющиеся на группы данных, которые кодируются в штрих-код DataMatrix, в нём зашифрована информация о товаре. Его можно отсканировать например 2D сканером или приложением (например для бизнеса «GetMark», для населения «Честный Знак»), благодаря которому происходит идентификация каждой единицы. Внешне метка похожа на QR-код, но обладает более высокой степенью защиты. QR-код чаще используют для коммерческих целей, например, для размещения на рекламных баннерах.

ДатаМатрикс генерируется в виде квадрата с черными и белыми элементами, в котором закодирована последовательность символов позволяющая получить информацию о том, кто, где и когда произвел товар, а также некоторые его характеристики. Подделать их не получится и повторно использовать тоже нельзя. Чтобы зашифровать эти данные в Дата Матрикс, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак», внести туда данные из товарной номенклатуры и получить эти графические идентификаторы для печати. При маркировке по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Сканирует Data Matrix сотрудник организации при продаже покупателю или поступлении, а также физическое лицо для проверки подлинности. В России его начали использовать с 01.07.2018 для марок системы прослеживания ЕГАИС, а затем и ЦРПТ переняла данную технологию.

Перечень товаров подлежащих маркировке

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

По планам правительства РФ, к 2024 году обязательной маркировке и прослеживанию будут подлежать большинство товарных групп. В этом разделе вы сможете посмотреть таблицу и список уже отслеживаемых категорий на 2021 год.

Список маркируемых товаров с 2021

Для того, чтобы было вам понятнее мы приведём отдельно список продукции, на который также необходимо наносить средства идентификации в этом году. Определен следующий перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2021 года:

Как заявляет министр промышленности и торговли Денис Мантуров, дополнительно в перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2021 года планируется включить велосипеды и велосипедные рамы. Дополнительно в конце первого квартале 2021-ого правительство утвердило постановление о проведении эксперимента по маркировке биологически активных добавок к пище. Прорабатывается вопрос проведения эксперимента с группой медицинских изделий.

Товары маркируемые ранее — до 21ого года

Не первый год работает государственный цифровой учет. Приведем перечень товаров отслеживание которых началось до 2021 года:

Внимание! Ниже по тексту по разделам, указаны в таблице товары подлежащие цифровой маркировке по классификатору ТН ВЭД и ОКПД2.

Обязательная маркировка товаров — перечень на 2021

Исходя из утвержденных государством нормативных актов, предоставляем список товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации на 2021 год. На данный момент необходимо учитывать в системе 10 товарных групп. Предпринимателям необходимо промаркировать изделия входящие в следующий перечень:

Группы товаров подлежащие обязательной маркировкеОКПД2ТН ВЭД ЕАЭС
Табачные изделия12.00.11.130, 12.00.11.140
12.00.19.130, 12.00.11.110
12.00.11.120, 12.00.11.150
12.00.11.160, 12.00.19.110
12.00.19.120, 12.00.19.140
12.00.19.160
2402 20 900 0, 2403 11 000 0
24 02 10 000 0, 2402 10 000 0
2402 20 900 0, 2402 20 100 0
2403 19 100 0, 2403 19 100 0
2403 99 100 0, 2403 99 100 0
Меховые изделия4303109010, 4303109020
4303109030, 4303109040
4303109050, 4303109060
4303109080
Обувь15.20.11, 15.20.12
15.20.13, 15.20.14
15.20.21, 15.20.29
15.20.31, 15.20.32
32.30.12
6401, 6402
6403, 6404
6405
Фармацевтические препаратыВсе лекарственные препараты (распоряжение от 12-10-19 г. № 2406-р Приложение №2)
Парфюмерия20.42.113303 00
Фотоаппараты и лампы-вспышки26.70.12, 26.70.14
26.70.17.110, 27.40.31
9006
(кроме 9006 91 000 0,
9006 99 000 0)
Шины / покрышки22.11.11, 22.11.12.110
22.11.13.110, 22.11.14
22.11.15.120
4011 10 000 3, 4011 10 000 9
4011 20 100 0, 4011 20 900 0
4011 40 000 0, 4011 70 000 0
4011 80 000 0, 4011 90 000 0
Одежда и белье14.11.10, 14.14.13
14.13.21, 14.13.31
13.92.12, 13.92.13
13.92.14
4203 10 000, 6106
6201, 6202
6302
Молочная продукция10.51.11, 10.51.12,
10.51.21, 10.51.22,
10.51.30, 10.51.40.300,
10.51.51, 10.51.52,
10.51.55, 10.51.56,
10.86.10.110,
10.86.10.140,
10.86.10.190
0401, 0402, 0403,
0404, 0405, 0406,
2202 99 910 0
2202 99 950 0
2202 99 990 0
Ювелирные изделияИзделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством РФ, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации

В экспериментальном режиме уже можно начать маркировать БАДы, пиво и пивные напитки. Завершены эксперименты с креслами-колясками, бутилированной водой, минералкой, велосипедами и рамами от них. Конкретные даты вы можете посмотреть ниже.

Установленные сроки и даты

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Часто бизнес не успевает к установленным срокам из-за сложности в наладке новых процессов. Поэтому этого Правительству приходится идти на встречу предприятиям и отодвигать установленные ключевые даты. Мы решили опубликовать свежие даты, в том числе и отдельно по переносам сроков.

Этапы маркировки товаров

Вступают в силу новые нормативные акты изданные государственными органами. Необходимо знать про установленные сроки маркировки товаров, поэтому приведем этапы. Перечисленная выше продукция должна быть промаркирована неукоснительно в следующем порядке до указанных дат.

Этап №1. Изделия маркирующиеся на 2021 год:

Этап №2. Обязательная маркировка товаров скоро будет введена для следующих категорий:

Этап №3. На стадии эксперимента:

Внимание! Ниже по тексту в таблице, описаны этапы связанные со сроками запрета на оборот и крайних дат маркировки остатков которые входят в перечень.

Сроки маркировки товаров в России

Мы с вами уже разобрались со сроками, перечнем и знаем когда вводится запрет на оборот немаркированной продукции, в том числе и молочной. А в следующем подразделе разберемся, какие существуют этапы маркировки товаров — что нужно сделать и до каких чисел можно внести остатки в госсистему.

Таблица: Установленные сроки обязательной маркировки товаров

КатегорияДата запрета оборота без кодаКрайняя дата маркировки остатков
Шубы12.08.1612.08.16
Сигареты и табак1 июля 20201 июля 2020
Лекарства1 июля 20201 июля 2020
Обувь1.07.201.04.21
Фотоаппараты и лампы-вспышки1.10.201.12.20
Шины и покрышки15.12.20201.03.2021
Одежда и текстиль1 января 2021до 1 мая 2021
Ювелирные изделия1.07.20211.10.2021
Духи и туалетная вода30.09.2021до 31.10.2021 г.
разрешается маркировка
товарных остатков,
произведенных или
ввезенных на
территорию
Российской Федерации
до 1 октября 2020 г.
Молочная продукция1 декабря 2021
крайняя дата запрета кроме фермерских хозяйств, подробнее в статье про сроки маркировки молочки
не предусмотрено (разрешен оборот до истечения срока годности)

Переносы сроков

Ввиду возникающих сложностей у бизнеса правительство старается идти навстречу и переносит сроки маркировки по отдельным товарным группам. Государство вносило следующие отсрочки:

Не исключены новые переносы сроков, поэтому рекомендуем внимательно следить за новостями маркировки.

Законы о маркировке товаров на 2021

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Данная тема не простая. Существует множество документов (законы, распоряжения и постановления) которые регулируют все процессы, этапы, условия, сроки, требования и виды товаров подлежащих маркированию в России, а также правила торговли. Поэтому далее подробно расскажем существует ли специальный регулирующий документ и об остальных самых важных моментах на 2021 г.

Все стандарты, терминологию и условия по которым работает система, вводят перечисленные ниже по тексту документы: внимательно изучите их, чтобы узнать, что требуется от вашей фирмы и не получить штраф. Правительство утвердило следующий список актов.

Федеральные законы РФ о маркировке товаров и мониторинге:

Распоряжения Правительства РФ:

Нормативные акты о маркировке товарных групп РФ:

Нормативные акты об экспериментальной маркировке:

Полный перечень нормативных актов по теме вы можете найти на странице «Список законов о маркировке».

Роль GS1 рус и Национального каталога

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Производителям и импортерам необходимо покупать коды маркировки, чтобы успешно это выполнить нужно для начала описать товары и получить на них коды товара — GTIN (Global Trade Item Number/Глобальный номер торговой единицы). Его можно получить только в международной организации GS1 после вступления в ассоциацию. Это независимая НКО по созданию международных стандартов для бизнеса.

В России представительство называется «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», вступить в него можно напрямую через их сайт или по льготной системе через Честный ЗНАК. Описывать товарные единицы и получать коды товаров в таком случае вы сможете через подсистему, которая называется Национальный каталог. Стоимость ежегодного участия вместо 15000 рублей в год будет всего 3 тысячи.

После регистрации и оплаты вам выдадут Свидетельство о членстве в Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Это электронное Свидетельство, подписанное цифровой подписью. Придет оно к вам на указанную электронную почту в формате pdf и с файлом подписи sig.

К сведению. Национальный каталог послужит обширным справочником всех товаров Российского рынка с детальным описанием. По планам у каждого наименования продукции появится свой уникальный профайл в каталоге, в котором также будет храниться сопроводительная и разрешительная документация.

Как внедрить маркировку средствами идентификации?

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Расскажем в виде сжатого чек-листа о том, что нужно сделать, кому и есть ли простые варианты.

Этапы для рядового предпринимателя

Процесс взаимодействия с госсистемой будет слегка отличатся в зависимости от типа участника. Подробную инструкцию по началу работы вы можете посмотреть по ссылке. А здесь рассмотрим основные виды участников оборота.

Производителю и импортеру

Оптовики и розница

Для этой категории организаций и ИП взаимодействие с Честным Знаком будет примерно таким же как и у предыдущей группы участников, за исключением следующих моментов:

Простые этапы для клиентов GetMark

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот
Процесс маркировки товаров в системе Честный ЗНАК + GetMark

Как сделать так, чтобы новая система мониторинга и прослеживаемости не помешала основным бизнес-процессам? Как сделать так, чтобы закон был соблюден, а маркированные изделия можно было легко сканировать? Автоматизировать ее за счет специальной умной системы маркировки товаров, передающей информацию в Честный ЗНАК и упрощающую работу с кодами.

С ГетМарк все эти условия можно выполнить легко в одном приложении. Вы можете скачать бесплатно программу на телефон из Google Play (для Android) и Apple App Store (для iOS). Система полностью интегрирована с «Честным Знаком». GetMark полностью готов, поэтому вы сможете формировать заказы на коды, они автоматически будут направлены в национальную систему маркировки. Совместно с партнёрами поможем вам настроить весь процесс. Работая с нами необходимо выполнить следующие этапы:

Наша техническая поддержка поможет вам разобраться со всеми этапами если у вас вдруг возникнут вопросы. Также вам не нужно будет лишний раз заходить на сайт «Честного Знака», чтобы ввести или вывести товар из оборота. В данной системе это можно делать автоматически в пару кликов. А смартфон заменит вам стандартное средство идентификации — скачайте прямо сейчас.

Как отгружать и принимать

Тем кто ещё не использовал системы электронного документооборота (СЭД) придется начать это делать. Теперь нужно передавать документы, сопровождающие товары с марками, в электронном виде через ЭДО (для молочных продуктов установлены отдельные сроки). Всё должно корректно функционировать с кассовой техникой и программой, а также с вашей товароучетной системой.

Во время продажи производителем или оптовиком в сегменте B2B, он должен отправлять получателю при отгрузке по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем всех кодов. Розничный магазин или оптовая организация, во время приемки сверяет переданные коды с нанесенными на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему мониторинга через оператора ЭДО. Рассмотрим ниже в таблице по шагам.

Требования к маркировке продукции

срок жизни кода маркировки до ввода в оборот

Продукция любого назначения должна иметь правильные и считываемые идентификаторы. С 2021 года добавились новые категории и действует новое правило торговли для розницы, производителей и импортеров; поэтому предпринимателям приходится проводить специальные мероприятия по настройке дополнительных функций учета. Основные требования к обязательной маркировке прописаны в законе «О защите прав потребителей» и других нормативных актах которые мы уже перечислили. А ответственность за нарушения указаны в КоАП и УК РФ.

Расположение наносимой этикетки

В 2021 ЦРПТ не устанавливает (и пока не планирует), где именно на этикетке должен располагаться штрихкод маркировки для учета. Важно, чтобы код DataMatrix был хорошего качества, считывался 2D сканером и был размещен в установленные сроки. Поэтому если вас интересовало куда наносить маркировку, то ответом будет: на саму продукцию, бирку-ценник или упаковку.

Для справки: центр развития перспективных технологий занимается крупными проектами в области цифровой экономики в России, является важным звеном и формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру, чтобы создаваемая отвечала современным вызовам и была прозрачнее. Распоряжение правительства № 791-р от 28.04.18 утвердило исполнителя проекта ЦРПТ в качестве оператора, основные принципы и модель функционирования цифровой маркировки товаров и учет средствами идентификации.

Содержание этикетки и данные

Содержание этикетки и состав необходимой информации в рамках каждой отрасли регламентируется ГОСТ и техническими регламентами. Их размер и форма строго не регламентируются. На упаковке (на каждой единице) необходимо размещать:

Перечень сведений зависит от категории — у каждого он индивидуален. А конкретные требования перед экспериментом к ним «Честный Знак» прописывает не только в Постановлении, но и в методических рекомендациях для каждой отрасли; А автоматизация должна проходить учитывая все необходимые параметры, которые нужно передавать.

Важно, чтобы код Data Matrix наносился в виде двумерного штрихового кода: без повреждений, лишней информации, и мог считывать 2D сканер. Товар с нечитаемой этикеткой приравнивается к немаркированному. А отсутствие марок является нарушением ФЗ-487. Такая партия подлежит изъятию.
Подробнее вы можете прочитать в статье: Что такое код маркировки.

Требования к принтеру и ККТ

Формально, любой принтер подойдет для печати этикетки с кодом ДатаМатрикс. Но этикетка клеится один раз на все время реализации изделия. Значит, её качество — важный момент. Долгий срок службы имеет специальная этикетка, напечатанная на термотрансферном принтере. Не забывайте также про ККТ (контрольно-кассовая техника), она должна поддерживать работу с маркированным товаром: принимать и передавать данные в ОИСМ (оператор информационных систем маркировки) через ОФД (оператор фискальных данных). Это тоже защищает от подделки, так как фиксируется продажа. Желательно приобрести сразу онлайн-кассу с постоянным доступом в интернет.

2D сканер кода DataMatrix

Для сканирования при приемке или продаже покупателю (физическому или юридическому лицу), понадобится: специальное бесплатное приложение на телефон (например GetMark) или классические сканеры с поддержкой считывания 2D штрихкодов (например АТОЛ, Honeywell и т.п.) и ТСД (терминал сбора данных). Подробнее вы можете прочитать в статье: «Сканер DataMatrix, как выбрать и купить».

Налоговый режим

Поправки затрагивают налоговый режим. Некоторыми промаркированными товарами запрещено торговать на ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и ПСН. С 1 января 2020 это касается обуви, одежды и белья, лекарственных препаратов, изделий из натурального меха. Если вы продадите хотя бы одну позицию, то вашей организации нужно будет перейти с патента — на общий режим или УСН (упрощённая система налогообложения), с ЕНВД на общий режим налогообложения. Изменения по ЕНВД вносит закон 325-ФЗ от 29 сентября 2019. Но и тут есть нюанс — с 1 января 2021 года внесенные изменения отменяют единый налог на вмененный доход, поэтому теперь вовсе нельзя торговать на этом режиме.

Остальные требования

Дистрибьюторы и остальные категории бизнеса должны самостоятельно промаркировать товарные остатки, если это предусмотрено нормативными актами. Производители и импортеры будут наносить коды на новую продукцию: ту, что выпускают после даты с которой вступает в силу обязательная маркировка товаров. Средствами идентификации для старых партий и групп, предприниматели должны будут заняться самостоятельно даже в розничном магазине, опте и складах маркетплейсов. Для этого придется использовать отраслевые решения или самостоятельно настроить бизнес-процессы, в том числе доработать и 1С, если вы ею пользуетесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *