спорт явление культурной жизни

Компоненты физической культуры

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие ре-абилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры (подробнее см. гл. 10, 11).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

Источник

Спорт явление культурной жизни

1.1 Компоненты физической культуры

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

2. Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

2.2 Общие функции спорта

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества — это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Источник

Спорт – явление культурной жизни

Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности.

3.3. Компоненты физической культуры

Рис. 12. Компоненты физической культуры.

Принято выделять следующие разделы (компоненты) физической культуры:

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (Ильинич В. И., 2001).

Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях: система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей, «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.)

Целями ППФК являются:

— ускорение профессионального обучения;

— достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии;

— предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечение профессионального долголетия;

— использование средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время.

Конкретные задачи ППФК:

— формировать необходимые прикладные знания;

— осваивать прикладные умения и навыки;

— воспитывать прикладные психофизические качества;

— воспитывать прикладные специальные качества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция (Николаев Ю. М., 2000).

Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие (соревнования в учебных заведениях, спартакиады в трудовых коллективах, спортивные фестивали, общероссийские спортивные мероприятия «Кросс нации», «Лыжня России» и т.д.).

3.3.4. Оздоровительная физическая культура (физическая рекреация) подразумевает с помощью активного отдыха и физических упражнений поддержание и восстановления физических и духовных сил, профилактику умственного и физического утомления. Занятия физическими упражнениями в свободное время удовлетворяют биологическую потребность в двигательной деятельности, формируют здоровый стиль и образ жизни. Основные формы оздоровительной физической культуры:

— специально направленные физические упражнения;

— краткие занятия физическими упражнениями в течение рабочего дня;

— физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха (группы здоровья, занятия в спортивных секциях, клубах, самостоятельные тренировочные занятия).

3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования

Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается педагогический процесс, направленный на развитие и совершенствование специальных, профессионально важных физических качеств, двигательных навыков и психофизиологических функций организма, к которым в процессе конкретной трудовой деятельности предъявляются повышенные требования.

Физическая культура выступает как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы (Ильинич В. И., 2001).

3.4.1. Физическая культура студента. Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение студентов к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания.

Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнении двигательных действий в физическом самовоспитании и самосовершенствовании.

Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?» Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом можно выделить следующие мотивы: стремление ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения; дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними; долженствования, связанной с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы; соперничество, характеризующееся стремлением выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего; подражание, связанного со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий; спортивный, определяющего стремление добиться каких-либо значительных результатов и др.

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.

— степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

— характер сложности и творческий уровень этой деятельности выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

— степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

— проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

— уровень физического совершенства и отношение к нему;

— владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

— системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

— широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней (Морозова Е. В., 2003).

Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте

Источник

Спорт как явление культурной жизни в обществе

Спорт – явление культурной жизни в обществе. Компоненты физической культуры. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Социальные, специфические и общие функции спорта. Физическая культура как часть социально-культурной деятельности в обществе.

РубрикаСпорт и туризм
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.10.2014
Размер файла38,3 K

спорт явление культурной жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Спорт как явление культурной жизни в обществе»

1.1 Компоненты физической культуры

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

2. Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

2.2 Общие функции спорта

3. Физическая культура как часть социально-культурной деятельности в обществе

спорт реабилитационный физический культура

1.1 Компоненты физической культуры

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкульт паузы, физкульт минутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов(лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение,хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

2.Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

2.2 Общие функции спорта

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического,интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом,воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыхаи развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность,усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей,взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государственные общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества— это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

3. Физическая культура как часть социально-культурной деятельности в обществе

Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Еще в античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное. Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания (турниры в германских государствах, соколь-ская, шведская, французская и другие гимнастические системы, клубно-спортивные движения в Англии, России и т.д.), создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно свидетельствуют о возрастающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных отношений в обществе.

Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Б.П. и Л.А. Никитины), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), единства физического и умственного развития (Т.П. и Е.В. Воронковы), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин) и другие.

Составными частями физической культуры как крупнейшей области общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Если физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, укрепление здоровья и физическое развитие, то массовый спорт правомерно рассматривают как массовое социальное движение, продиктованное стремлением людей познать и расширить границы своих физических возможностей с помощью специальной подготовки (тренировок) и систематического участия в соревнованиях.

Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей и подростков, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В этом случае мы имеем дело с физической культурной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Прикладной характер в этой деятельности носят физическая подготовка человека к труду, военной службе, к профессиям каскадера, спасателя и т.д., физическая рекреация (восстановление) и физическая реабилитация, в частности людей с различными видами ограничений (инвалидов), использование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем типа у-шу, йога, бег трусцой и т.д.

К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, аэробика, плавание, бокс и борьба, тяжелая атлетика, прикладные, технические виды спорта, туризм, лечебная и коррекционная физкультура.

Материально-техническую базу для занятий физкультурой и спортом обеспечивают учреждения дополнительного образования, муниципальные и ведомственные спортивные комплексы и спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бассейны и спортплощадки, спортивные клубы и секции, детско-юношеские спортивные школы и другие объекты, входящие в социально-культурную инфраструктуру города и региона.

Наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сффе физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально^гехнические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д.

Физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов се использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.

Физическая культура может существовать и существует не только в рме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния человека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в персонифицированной форме).

Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры, реальным в условиях органического внедрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплексных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями развития личности и долголетнего сохранения здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимости от стадии социального развития в соответствии с реальными требованиями общества.

Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы.

Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную деятельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населения в занятиях физической культурой и спортом.

Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мотивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкультурно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России.

Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, познавательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье.

Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоровья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровительных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках: в экономии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигательной активности.

Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; потребность в спортивных достижениях.

Идеальный компонент предполагает потребность в познании явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой.

Составной частью физической культуры и, соответственно, видом социально-культурной деятельности является спорт. Как многогранное общественное явление спорт представляет собой не только специальную систему тренировочных занятий и участие в состязаниях; он относится к числу массовых социально-культурных движений и одновременно наиболее популярных зрелищ.

Современный спорт структурно включает в себя две сферы:

1)сферу общедоступного спорта, предусматривающего организацию базового спорта в системе народного образования, развития профессионально-прикладных видов спорта, спортивной рекреации (восстановления) и реабилитации; 2) сферу высшего спортивного мастерства, достижения наивысших результатов через систему профессионального (коммерческого) и некоммерческого спорта.

Современные виды спорта являются эффективным средством профилактики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтбол привлекают подростков и юношей, позволяют им испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убедительно демонстрируют подросткам возможность применить свою энергию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. Необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и создавать возможности для занятий ими.

В решении задач формирования физической культуры детей и подростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы это система обучения, направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание, использующая систему форм, методов и средств.

Семья обладает преимуществами в плане положительного примера, создания соответствующей семейной атмосферы.

Социально-культурные и культурно-досуговые учреждения в силу добровольного принципа участия и большего разнообразия занятий (соревнования, тренировки, праздники) способствуют привлечению детей и подростков, формированию положительной мотивации и устойчивого интереса к занятиям.

Авторы учебника «Культурно-досуговая деятельность» утверждают, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий.

Культурная среда притягивает большинство людей, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры.

Теоретики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности отмечают, что длительное время в социально-культурной среде (в том числе и культурно-досуговой) господствовала чрезмерная централизация управления, что породило у значительной массы населения, особенно у молодежи, кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере.

В настоящее время область физической культуры и спорта, как и любая социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д.), не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Такое положение дает основание сделать вывод, что создание благоприятной среды для физического воспитания населения предполагает решение целого ряда социально-экономических, педагогических, материально-технических задач.

Организуя и развивая социально-культурную среду, необходимо максимально использовать возможности ее основных звеньев: школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физического воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социально-культурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализации.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое значение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния.

Для формирования физической культуры детей и подростков необходимо:

— создать социально-культурную среду, которая формировала бы их интересы, потребности в занятиях физической культурой;

— организуя процесс формирования физической культуры детей и подростков, четко определить его педагогические основы: цель, содержание, формы и методы.

Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспитанию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализаторами новых программ. В этой связи открытым остается вопрос профессиональной подготовки преподавателей физической культуры.

Наряду со школой большими возможностями в физическом воспитании не только детей и подростков, но и всего населения, формировании их физической культуры располагают различные социокультурные институты, в том числе семья, культурно-досуговые и динамично Развивающиеся учреждения дополнительного образования. Они в состоянии предоставить желающим широкий выбор физкультурных занятий. Однако они действуют разрозненно, поскольку взаимосвязи школы, семьи, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных учреждений в физическом воспитании детей и подростков, всего населения в настоящее время нарушены.

К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, секциях, клубах, в системе общего и среднего специального образования, а также на оздоровительных занятиях.

Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физических качеств (способностей): силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний.

Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных элементов. К ним относятся: физическое развитие и состояние здоровья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой.

Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спортивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентированного физкультурно-спортивного движения требуют активной поддержки со стороны государственных и негосударственных структур.

Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивнс-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздников, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д., проводимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях.

В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Целый ряд проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и развитии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направленности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традициями, ремеслами.

Многие виды спорта и народные игры содержат накопленный за многие годы комплекс умений и навыков предшествующих поколений. Нуждается в освоении практика разработки и реализации региональных планов, досуговых проектов и программ по вовлечению различных групп населения в занятия физкультурой и спортом, активный отдых.

Противоречие между возможностями социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их фактическим использованием может быть устранено в процессе разработки и реализации адекватных сегодняшнему дню организационных решений и социально-культурных технологий.

3. ГиберБ.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.

5. ВиноградовП.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образажизни. Москва., 1996.

6. ВиноградовП.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

7. ВизитейН.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

8. ЖолдакВ.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I.Москва.,1992.

9. СмирновН.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современномроссийском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ спорта как явления культурной жизни. Позитивный спектр воздействия здорового образа жизни на различные стороны личности человека. Физическая культура в системе воспитания. Оздоровительно-реабилитационная физкультура. Социальные функции спорта.

контрольная работа [24,4 K], добавлен 07.02.2010

Социальное значение и функции физической культуры и спорта в современном обществе. История физической культуры и спорта в России. Современная система физического воспитания, ее цели и задачи. Формирование ценностного отношения к спортивному стилю жизни.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 04.12.2013

Физическая культура и спорт как часть общечеловеческой культуры. Значение спорта для подготовки к профессиональной деятельности, для организации досуга. Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры, ее специфические функции.

реферат [28,6 K], добавлен 17.05.2016

Спорт как компонент специализированного направления физической культуры. Сущность профессионально-прикладной и оздоровительно-реабилитационной физической культуры. Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 15.03.2010

Физическая культура и спорт как общественное явление и как социальные феномены. Компоненты физической культуры. Принципы физического воспитания. Утренняя гигиеническая гимнастика. Изменение уровня работоспособности под влиянием физических нагрузок.

реферат [238,2 K], добавлен 04.04.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *