спорт в жизни инвалидов и людей с ограниченными возможностями выступает как

Спорт в жизни инвалидов и людей с ограниченными возможностями выступает как

Проблема инвалидности относится к числу наиболее острых и ак-туальных проблем, решаемых человечеством в наши дни, поскольку, по статистике ВОЗ, каждый десятый человек на Земле — инвалид.

Это практически 10% населения земного шара. Не все они смирились со своим положением. Многие из них хотят вести активный образ жизни, быть полноценными членами общества.

Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.

Терапевтическое значение спорта: занятия оздоровительной физкультурой и спортом — естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость — основной симптом в ранних стадиях восстановления.

Психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями — это фактор отдыха.

Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выра-жать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
Физкультура и спорт — средство социальной реинтеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.

Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности.

Источник

Полезно знать: как спорт помогает людям с ограниченными возможностями

Медики рассказали, как спорт помогает людям с ограниченными возможностями. Всемирная организация здравоохранения располагает данными о том, что в мире есть приблизительно полмиллиарда инвалидов.

спорт в жизни инвалидов и людей с ограниченными возможностями выступает как

Другими словами, это 10% населения планеты. Речь идет о людях, отличающихся физическими недостатками. Не все из них опустили руки и смирились со своим незавидным положением. Многие держат себя в тонусе, не унывают и стараются быть полноценными членами общества.

Достойное место в социуме

Проблема реабилитации людей, утративших трудоспособность, не теряет своей актуальности. Наоборот, с каждым годом она становится все более острой, ведь количество инвалидов постоянно растет. Связано это с ухудшением экологии, криминогенной обстановкой, частыми военными конфликтами на земном шаре, постоянным усложнением производственных процессов. В такой ситуации мировая общественность должна уделять особое внимание адаптации инвалидов к повседневной жизни. Одним из способов является привлечение их к физкультуре.

спорт в жизни инвалидов и людей с ограниченными возможностями выступает как

На первый взгляд, это кажется странным. Большинству из нас трудно представить, как недееспособный человек может заниматься спортом. На самом деле ничего удивительного в этом нет, ведь инвалиды вполне могут проявлять физическую активность. Пусть и не наравне со здоровыми спортсменами, но они способны успешно осваивать различные дисциплины.

Трудно поспорить с тем, что существование людей с ограниченными возможностями коренным образом отличается от жизни обычных граждан. Им каждый день приходится преодолевать много различных препятствий, от чего запросто можно впасть в депрессию. Здесь на помощь приходит спорт, который помогает укрепить веру в счастливую жизнь, завести новые знакомства и занять свое место в обществе.

В спортклуб из больничной койки

Спортивные занятия предоставляют инвалидам шанс проявить мужество, стать более выносливыми и в итоге изменить свою жизнь. Многие из них бросают вызов судьбе, с восторгом пожиная плоды победы. Даже те, которые прикованы к инвалидным коляскам, после упорных тренировок показывают замечательные результаты и даже участвуют в международных состязаниях. В мире регулярно проводятся паралимпийские игры, в ходе которых спортсмены-инвалиды получают свои заслуженные награды.

И пусть далеко не все из них становятся чемпионами или занимают вторые и третьи места. Важны не столько медали, сколько активное участие в спортивной жизни и вера в неминуемую победу.

Даже если паралимпиец не занял призовое место, он может рассчитывать на восстановление функций организма.

Спортивная жизнь инвалидов

Сложно назвать вид спорта, недоступный людям с потерей трудоспособности.

Им по силам следующие дисциплины:

спорт в жизни инвалидов и людей с ограниченными возможностями выступает как

Список можно продолжать почти до бесконечности. Занимаются спортом также люди, страдающие нарушениями зрения.

Кажется невероятным, но слепые освоили биатлон, который с недавних пор стал одним из паралимпийских видов.

Незрячие спортсмены стреляют довольно метко, используя:

Люди, которые практически не видят, с успехом играют в шахматы. В отличие от обычных шахматистов они могут притрагиваться к фигурам, прежде чем сделать ход. Положение на доске озвучивает ассистент.

Статус инвалида подразумевает особые отношения с обществом. Люди с ограниченными возможностями наделяются льготами, получают социальные пособия. С одной стороны, это хорошо — государство заботится о них, поддерживает на должном уровне. Но есть и обратная сторона медали: помощь извне порождает пассивность, формирует иждивенческие настроения.

Занятия спортом помогают инвалидам самоутвердиться, адаптироваться к условиям окружающей среды, активно включиться в нормальную жизнь, с оптимизмом смотреть в завтрашний день.

Источник

Спорт для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

Содержание

Спорт и качество жизни лиц с ограниченными возможностями [ править | править код ]

В. А. Пономарчук Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь, Белорусский государственный университет им. Максима Танка, Беларусь

Фатхе Матуг Ахмат Салих Комиссия по делам инвалидов, Ливия

Проблема инвалидности относится к числу наиболее острых и актуальных проблем, решаемых человечеством в наши дни, поскольку по статистике ВОЗ каждый десятый человек на Земле щ инвалид, и, как свидетельствует статистика, динамика распространения инвалидности в обществе в ближайшее время в лучшую сторону не изменится.

Лицо с ограниченными возможностями с приобретенной инвалидностью попадает в ситуацию маргинальности, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами с присущими им образом жизни, в ситуацию пограничного положения по отношению к конкретным социальным общностям, что накладывает определенный отпечаток на его психику и образ жизни. Он обретает новое социальное положение, занимая место как бы «на границе» разных социальных групп, попадает в новую социальную действительность, требующую особых черт сознания и поведения, что препятствует полноценной интеграции в новое социальное окружение. Его жизненная ситуация осложняется также тем, что человек с приобретенным ограничением возможностей находится, как правило, уже в достаточно зрелом возрасте и уже накопил культурный потенциал, имеет сформировавшиеся привычки, усвоил традиции и обычаи конкретной культуры, забыть которые или отучиться от которых трудно. Такой человек фактически вступает в новый жизненный цикл, и ему приходится проходить все три фазы освоения социальных ролей и усвоения культурных норм: социализацию (освоение ролей и норм), десоциализацию (разобучение) и ресоциализацию (переобучение новым ценностям и стандартам поведения).

Понятно, что такая ситуация требует активной жизненной позиции самого инвалида и в то же время помощи со стороны социума, его социальных институтов. Причем не только института здравоохранения и социальной защиты, но и института спорта, позволяющего человеку активизировать свою жизнедеятельность и, оптимизируя средства самозащищенности, добиться обеспечения должного и максимально высокого качества жизни. В этой связи в социально ориентированных государствах не может не уделяться специального внимания контингенту лиц с ограниченными возможностями.

Правда, в этом случае необходимо уйти от узкой трактовки потенциала спорта только как средства построения телесности и повышения эффективности функционирования «природного» (органического) тела человека. Важно учитывать возможности спорта как одного из регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей, способствующих удовлетворению их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в конкретно-исторических условиях, как социального образования, выражающего специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей для выполнения социально значимых функций. Только в таком случае можно подойти к решению основной задачи адаптивных форм физической культуры и спорта | рассмотрению их возможностей в плане обеспечения здоровья лиц с ограниченными возможностями как оптимизации их социального благополучия, что соответствует трактовке понятия «здоровье» Всемирной организацией здравоохранения и сущности обеспечения прав человека.

Разработка проблемы повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями не может игнорировать региональный аспект ее решения, поскольку реабилитационная работа должна обязательно соотноситься с реальными социально-экономическими условиями, в которых она проводится, поскольку комплекс позитивных, объективно-разумных потребностей и интересов людей во многом зависит от состояния конкретной экономики и ценностного сознания конкретного социума. В этой связи для принятия управленческих и собственно педагогических решений и продуктивного ведения работы по повышению качества жизни лиц с ограниченными возможностями в поисках наиболее рациональных и адекватных мер необходим специальный мониторинг и сравнительные межрегиональные исследования, изучение уже имеющегося исторического опыта социально-педагогической работы с лицами с ограниченными возможностями с опорой на потенциал спорта.

Качество жизни инвалидов [ править | править код ]

Спорт и социальная адаптация [ править | править код ]

На таком фоне закономерно в большей степени предметом внимания и исследовательской деятельности становится институциональный подход, в рамках которого реализуется потенциал конкретных социальных институтов, касающийся не только морфофункциональных аспектов реабилитации, но и реабилитации социальной. Понятно, что в таких условиях на первый план выходит социальный институт спорта, способный и призванный обеспечивать как физическое благополучие человека, так и его социальное благополучие, поскольку в этом социальном институте человек по сути дела проходит школу жизни и именно в нем вырабатываются социально значимые психические качества и ценностные ориентации. Все большее внимание экспертов привлекает физкультурная деятельность лиц с ограниченными возможностями и адаптивный спорт, их реабилитационный потенциал.

Именно в спорте в широком смысле этого слова, включая физкультурную деятельность с соревновательным компонентом и без такового, в наибольшей степени реализуются права и возможности человека на здоровый, или, точнее, культурный, образ жизни. Совместная деятельность, которая является неотъемлемым компонентом спорта, особенно важна для лиц с ограниченными возможностями, социальное общение которых ограничено. Тем более практически ценны разработки современных исследователей, касающиеся этой стороны дела, поскольку именно учет социальных аспектов качества жизни лиц с ограниченными возможностями важен для организации профилактических мероприятий, разработки программ социальной поддержки и может выступать одним из средств оценки эффективности реабилитационного процесса.

Сегодня основной поток теоретических и практических разработок в основном направлен на создание и внедрение в практику собственно педагогических технологий, которые позволяют «приобщить» лиц с ограниченными возможностями к активным занятиям спортом. Не в последнюю очередь именно вследствие этого в сфере педагогики при понимании роли спорта в социальной реабилитации указанного контингента все еще отсутствуют фундаментальные разработки, касающиеся выявления потенциала спорта как социального института в ведении социальной работы с лицами с ограниченными возможностями и технологических предпосылок их реализации.

Основой реабилитационной работы средствами спорта является осознание того факта, что отношение к инвалиду во многом зависит от его отношения к самому себе: как он будет к себе относиться, так общество будет относиться к нему. А поскольку спорт оказывает на социальный статус и в глазах окружающих, и в их собственных глазах позитивное влияние, то спорт для инвалида является не просто увлечением, способом заполнения свободного времени, а одним из основополагающих аспектов в образовательном процессе, в процессе создания своего индивидуального образа. Неудивительно, что в таких условиях существенной отличительной чертой работы с лицами с ограниченными возможностями в арабских странах является привнесение в целевые установки физкультурно-спортивной деятельности «принципа красоты», создание предпосылок эстетического восприятия своей телесности и движений и тем самым обеспечение внимания к себе окружающих.

К первостепенным задачам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта относятся следующие: создание оптимальных условий для жизнедеятельности; восстановление утраченного контакта с окружающим миром; успешное лечение и последующая коррекция; психолого-пе-дагогическая реабилитация; социальнотрудовая адаптация и интеграция лиц с ограниченными функциональными возможностями. Поэтому качество жизни, являясь социальной составляющей здорового образа жизни, становится доминирующей темой в планировании и оценке эффективности всей системы реабилитационных мероприятий в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Широкое развитие и популяризация физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями остро ставит проблему воздействия интенсивных физических нагрузок на организм лиц, чье состояние весьма далеко от так называемых стандартов здоровья, поскольку участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем.

Методически важно, что выработка, закрепление и развитие компенсаторных механизмов организма с ограничением/утратой части функциональных возможностей в адаптивном спорте оказываются задействованными для решения тренировочных и достижен-ческих задач.

Не менее важно в методологическом плане иметь в виду, что человеку с ограниченными возможностями трудно дается общение с окружающими. Ему трудно самому, без создания адекватных условий, реализовать свой потенциал в жизнедеятельности и контактах с ближайшим окружением, и вследствие этого у социума возникают трудности в обеспечении условий реабилитационного процесса. Можно провести аналогию социального положения лиц с ограниченными возможностями с социальным положением «трудного подростка». Такая аналогия, на наш взгляд, вполне закономерна и перспективна.

Закономерна, поскольку подобно тому, как «трудный подросток» становится «трудновоспитуемым» лишь при недостаточном внимании к уровню и особенностям его социализации, так и процесс социальной реабилитации должен учитывать особенности личности человека с ограниченными возможностями. Вследствие этого процесс социальной реадаптации должен заключаться прежде всего в обеспечении условий для более легкого вхождения таких лиц в контакт с ближайшим окружением.

Перспективна, поскольку в работе с трудными подростками накоплен положительный опыт опоры на потенциал физической культуры и спорта, который может быть использован и при работе с контингентом лиц с ограниченными возможностями. Ведь и в том, и в другом случае речь идет о создании предпосылок и обеспечении условий социальной реадаптации.

Достоинства физкультурно-спортивной деятельности в этом плане заключаются в том, что она сочетает в себе следующие моменты:

Тем самым вовлеченность в сферу физической культуры и спорта помогает устранить характерные для лиц с ограниченными возможностями такие негативные черты и свойства характера, как деформированная система ценностей; конфликтность в отношении с окружающими; изоляция в пределах замкнутой группы; пониженное самоуважение, агрессивность и тревожность. Важным моментом в этом случае является тот факт, что физическое и психологическое благополучие во многом дело «рукотворное»: субъект может и должен быть активен в плане формирования адекватной для его потребностей и возможностей среды обитания, выступать как субъект самоорганизации своей жизнедеятельности. На этом пути важно задействовать не просто материальные ресурсы, но, прежде всего, социальные ресурсы государства и общества по формированию индивидуальной социальной самозащищенности.

При сопоставлении материалов конкретных социально-педагогических исследований, проведенных по достаточно близкому инструментарию и практически по единой программе в Ливии и Республике Беларусь, выявляются существенные различия в конкретных показателях качества жизни и отдельных моментах мотиваций и ценностных ориентаций нашего контингента, которые зависят от традиций, правовых моментов и социально-экономических условий конкретных стран. Вследствие этого при формировании целевых установок социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями и реализации таких установок в управленческих и социальнопедагогических решениях и их правовом обеспечении логично основываться на мониторинге запросов и потребностей лиц с ограниченными возможностями и динамики общественного мнения. Этот момент необходимо учитывать в процессе реабилитации, поскольку, в отличие от медицинского подхода, технологические достижения которого легко можно заимствовать и использовать в разных странах, проблемы социальной реабилитации должны решаться конкретно в каждой стране. Успех возможен лишь в том случае, если заимствованные педагогические технологии преломляются в собственных методических разработках специалистов по спортивной педагогике конкретной страны с учетом результатов проведенных в ней исследований.

Методические принципы реабилитационной работы с опорой на потенциал спорта [ править | править код ]

При построении работы с лицами с ограниченными возможностями методологически важно учитывать тот факт, что ценностные ориентации личности формируются путем наложения на индивидуально-психологическую основу, индивидуально-психологический фон данного индивидуума социальной информации, идущей по двум основным каналам:

Спортивному педагогу следует учитывать именно этот второй путь.

Человек вне экстремальных для своего биологического существования условий выступает именно как человек, как член социума, а не как биологический организм, всегда выступает носителем потребностей окультуренных, социально обусловленных. С таковыми мы имеем дело и в сфере физической культуры и спорта, в том числе и тогда, когда речь идет о вхождении в мир спорта человека с ограниченными возможностями г в период его ресоциализации.

Этот методический принцип приоритетности целей социального компонента над компонентом физическим, т.е. решения проблем чисто физического и психического совершенствования должно совершается в контексте решения вопросов достижения социального благополучия; приоритетность достижения в каждый относительно непродолжительный период хотя бы минимального прогресса в каком-либо отношении особенно важна именно при работе с лицами с ограниченными возможностями, ибо в таких случаях само участие в освоении конкретных двигательных действий определяется не меркантильными или престижными соображениями, а социальной необходимостью продвижения по пути вхождения в социум, продвижения по пути самодеятельного освоения жизнедеятельности, характерной для лиц без ограничения возможностей. Как раз такая направленность должна не только предполагаться спортивным педагогом, но и прямо декларироваться как цель занятий адаптивной физической культурой и спортом.

Указанный методический принцип реабилитационной работы с лицами с ограниченными возможностями с опорой на потенциал спорта становится основой еще одного принципа: принципа практико-ориентированности целевой установки, т.е. реабилитационные достижения должны выражаться в лично значимых для лица с ограниченными возможностями бытовых достижениях, хотя бы и не очень значительных, но всегда конкретных. Именно направленность личности занимающихся на социальные моменты реабилитации может и должна стать системообразующим элементом, определяющим своеобразие и уровень социальной зрелости личности. Это сделает реальное поведение менее зависимым от ситуативных побуждений. Причем важно сформировать позитивное эмоциональное отношение к отдаленным целям.

Сопоставительный анализ влияния разных форм физкультурно-спортивной активности на формирование физкультурной образованности и физической культуры личности в целом свидетельствует, что наиболее эффективна ориентация повседневной работы по социальной реабилитации по переводу вербальных мотиваций на уровень реализации знаний, умений и навыков в сфере физической культуры в реальное поведение индивида и подготовку лица с ограниченными возможностями к самодеятельным занятиям физическими упражнениями. Это позволяет добиться практически тех же результатов в отношении состояния здоровья и уровня физической подготовленности при более высоком уровне физкультурной образованности и широком круге интересов в сфере физической культуры, а потому акцент на подготовку к самостоятельным занятиям должен стать основой практической работы с опорой на потенциал спорта. Опыт свидетельствует, что такой подход достаточно перспективен, поскольку в этом случае фиксируются существенные сдвиги в оздоровлении образа жизни индивида, уровне его знаний и умений в сфере физической культуры и в физкультурно-информационных потребностях.

Таким образом, еще одним из методических принципов является принцип формирования во время занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями при акцентированном внимании к ее поведенческому компоненту, т.е. создание предпосылок к достижению должного уровня знаний, умений и навыков организации самостоятельных занятий в условиях повседневного быта.

Возможность успешной адаптации спортивный педагог может продуктивно реализовать лишь при условии овладения методическими и практическими навыками преломления общей схемы применительно к потребностям решения конкретных задач педагогического процесса или, в более широком плане, в процессе организации физкультурно-спортивной деятельности, организации физкультурно-оздоровительной работы и в целом организации активного отдыха. Здесь имеется в виду не только приспособление к конкретным специфическим действиям и технико-тактическим требованиям того или иного вида инвалидности, но и учет физического состояния (т.е. физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья) лица с ограниченными возможностями и его социально-демографических характеристик. Этот методический принцип работы с лицами с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как принцип индивидуализации занятий в условиях адаптации принципиальной схемы физических упражнений к конкретным особенностям индивида, т.е. организация педагогической ситуации, при которой правила и условия занятия и дозирование нагрузки преломлены не только к ее конкретным целевым установкам, но и к индивидуальным особенностям лица с ограниченными возможностями.

И все же самый важный методический принцип организации и ведения реабилитационной работы — традиционный для стран арабского мира «принцип красоты». Этот принцип имеет место практически всегда в условиях первичной социализации, что наглядно демонстрирует и современная молодежь с ее увлечением фитнесом, бодибилдингом, культуризмом и т.д. В отношении же лиц с ограниченными возможностями тот процесс, который окружающие трактуют как ресоциализацию, для самого лица с приобретенным ограничением в морфологическом или функциональном отношении возможностей выступает как социализация первичная, ибо он субъективно воспринимает состояние своего тела как новое, неполноценное по сравнению с более ранним периодом. А потому или должен примириться с таким положением, существуя с сознанием своей неполноценности по отношению к окружающим, или должен построить новую телесность, с которой должен войти в социум.

Основной целью, согласно этому принципу, должна стать в качестве практико-ориен-тированной установки нацеленность на повышение эстетичности восприятия своего тела и двигательных действий занимающимся. В этом случае создаются предпосылки для более благожелательного восприятия лица с ограниченными возможностями его окружением и вообще всеми членами социума. Ведь самоуважение вызывает в качестве ответной реакции уважение окружающих. Вследствие этого «принцип красоты» как принцип методической направленности занятий является не только идеей воплощения чисто эстетических канонов, и даже не просто элементом позитивного психоэмоционального настроя инвалида, но и собственно результирующим показателем социальной реинтеграции лица с ограниченными возможностями в социум в качестве его полноценного члена.

Реализация принципа заключается в обучении позитивно-эстетическому восприятию своего тела и движений с учетом динамики, наблюдающейся вследствие занятий физическими упражнениями.

Формируемая на основе рассмотренных принципов физкультурно-спортивная активность контингента выступает как наиболее значимое средство оптимизации физического и психоэмоционального состояния, поскольку на психологическую компоненту социального самочувствия позитивно влияет физическая культура личности и, прежде всего, практическая реализация таковой в поведенческом компоненте, т.е. интенсивность и регулярность занятий, особенно самодеятельных.

Читайте также [ править | править код ]

Глоссарий [ править | править код ]

Реабилитация физическая — двигательная активность, направленная на восстановление и/или компенсацию временно утраченных, нарушенных и/или ослабленных функций и физических способностей (составная часть адаптивной физической культуры).

Библиография [ править | править код ]

Аксенова О. Э., Евсеев С. П., Евсеева С. П. (2007). Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М.: Советский Спорт, 295 с.

Багов Р., Безруков М. (1999). Физическая культура и спорт как фактор социальной защиты населения: проблемы и перспективы формирования системы индивидуальной социальной защищенности. М.,38 с.

Безруков М. П. (1999). Потенциал физической культуры в формировании социальной защищенности населения. М., 134 с.

Зозуля, Т. В. (2005). Комплексная реабилитация инвалидов. М., 304 с.

Кораблинов В. А., Гониянц С. А., Пономарчук В. А. (1993). Физическая культура и спорт глухих: Методическое пособие. М.: ВОГ-ГЦОЛИФК-ВНИИФК, 47 с.

Лисицын Ю. П., Петленко В. П. (1992). Детер-минационная теория медицины: доктрина адаптивного реагирования. СПб.: Гиппократ, 416 с.

Матуг Фатхе Н.С., Пономарчук В. А. (2009). Роль физической культуры в обеспечении качества жизни лиц с ограниченными возможностями в Ливии. Ученые записки: сб. рец. науч. тр. БГУФК. Минск: БГУФК, Вып. 12, 307-316.

Приходько В. И. (2006). Социальная защита инвалидов в Республике Беларусь. Минск: БГУФК, 59 с.

Романов П. В. (2006). Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Науч. кн., 258 с.

Столяров, В. И. (2003). Инновационная спар-тианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. М.: Госкомспорт РФ по физической культуре и спорту, Центр развития спартианской культуры, 335 с.

Холостова Е.И. (2008). Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков и К, 236 с.

Юдин В. П. (1995). Социальная защита: понятие, сущность, границы: Уч.-метод. пособие. Казань: Казан, гос. технолог, университет, 121 с.

Научные интересы: проблемы спорта как социального института, понятийный аппарат спорта при институциональном подходе, вопросы социальной возрастной классификации при проведении социологических исследований в институте спорта; вопросы социального управления институтом спорта как сферой услуг и как социально-зрелищной сферой, создания и функционирования отраслевой социологической службы в сфере спорта; проблемы «Физическая культура личности», «Спорт и становление личности», «Культурный образ жизни», «Спорт и качество жизни». Автор более 150 научных работ, в том числе 7 монографий и 19 брошюр.

Директор колледжа повышения квалификации преподавателей, председатель комиссии по делам инвалидов (Ливия).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *