спорт как основа здорового образа жизни

Студенческий спорт — основа здорового образа жизни

Одной из основ обеспечения здорового образа жизни студентов выступает увеличение роли и эффективности занятий физкультурой в высших учебных заведениях. Это очень важно, так как в последнее время наблюдаются быстро меняющиеся условия нашей жизни: психологические, физические, экологические и прочие.

спорт как основа здорового образа жизни

Еще в древности здоровье очень ценилось. Его считали настоящим благом. Здоровье рассматривается, как состояние человека, когда нет болезни. Тех людей, у которых нет каких-либо заболеваний, принято относить к здоровым людям. Но это все довольно условно. Если читать устав Всемирной организации здоровья, то там здоровье – это не только состояние человека, когда нет болезней либо видимых дефектов, но и «душевное, социальное и физическое благополучие».

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) выступает главным условием, которое оказывает влияние на крепления здоровья. К категории ЗОЖ принято относить: достаточное количество часов сна, поддержание на одном и том же уровне массы тела, полный отказ от вредных привычек, регулярные занятии спортом, правильные завтраки, поддержание разработанного режима питания. Здесь необходимо исключить переедание, перекусы нездоровой пищей.

Стоит отметить, что в понятии ЗОЖ находится важнейший фактор – физическая активность. И это объяснимо. Дело в том, что такая активность человека является залогом поддержания на должном уровне двигательной активности, которая обеспечивает нормальное функционирование всех органов человека. Также она влияет на скорость адаптации человека к постоянно меняющимся негативным факторам внешней среды, которые воздействуют на человека.

На практике четко можно проследить за тесной связью здорового образа жизни и тем, насколько человек удовлетворен состоянием своего здоровья. Кроме этого, можно проследить за сложившимся социальным статусом молодежи среди студентов. Помогло это рассмотреть то, что произошло деление студентов на две категории: тех, кто активно занимается спортом, и тех, кто относится к специальной медицинской группе. Также прослеживается тот факт, что далеко не все студенты из специальной медицинской группы занимаются физической культурой за пределами университета.

спорт как основа здорового образа жизни

Таким образом, степень удовлетворенности состоянием своего здоровья среди активных студентов-спортсменов намного выше, что способствует повышению самооценки и социального статуса. Это очень важно для молодых людей. Можно отметить, что в данном случае молодость выступает некоторым фундаментом, который способствует определению основ формирования взрослого человека в будущем.

Следовательно, физическая культура приносит пользу, если ею занимаются студенты, находясь на обучении в образовательном учреждении. Это приводит к тому, что они с легкостью достигают некоторого уровня своего физического развития, укрепляют общее здоровье. Это оказывает влияние на общий уровень подготовки студента.

Физическая культура

Важно отметить, что физическая культура способствует изучению личносто-ценностной ориентации. Когда студент четко знает о личностных идеалах, то это помогает ему обеспечить процесс профессионального саморазвития и личностного совершенствования.

Когда происходит объединение молодежи в организации, клубы, коллективы и союзы, то в этот момент осуществляется формирование интегративно-организационной функции. Именно она дает возможность познать и в дальнейшем развить уже имеющиеся навыки сотрудничества и работы в команде. Такая командная работа дает возможность выявить у каждого человека имеющийся личный, творческий потенциал. Он является основой всестороннего развития личности. Кроме того, коллективная работа помогает развивать коммуникативно-регулятивную функцию, суть которой заключается в отражении процесса общения, взаимодействия и поведения участников в физкультурно-спортивной деятельности.

В общем, физкультура является главной составной составляющей процесса организации досуга студентов. Она действует таким образом, что не только удовлетворяет их естественные личностные потребности, но и оказывает помощь в снятии психологического и эмоционального напряжения. Для того, чтобы снизить заболеваемость среди студентов и одновременно укрепить их здоровье, необходимо, в первую очередь, расширить пропаганду здорового образа жизни. Сюда входит улучшение спортивной и оздоровительной работы, и организация активного отдыха. В данной работе первое место принадлежит в физкультуре и спорту.

спорт как основа здорового образа жизни

Ценности студенческого спорта

Обучающимися в высшем заведении образовательного типа выделяются четыре группы ценностей, которые определяют изучение ценностных ориентаций студентов в направлении здорового образа жизни. Первая группа – это общечеловеческие ценности, которые в рядах студенческой молодежи имеют высокую оценку и много значат. Ко второй группе относятся преимущественные ценности. В их состав входит физическое состояние, телосложение и статус в обществе. Третья группа имеет название «противоречивые». Это объясняется присутствием признаков большого и не большого значения. Четвертая группа называется «частными», потому как есть студенты, которые предают значение своим ценностям. Сюда входит функционирование человеческого организма, общественная активность и уровень физической подготовленности к выбранной профессии.

Меньше чем 25% студентов занимаются регулярно спортивной и физкультурной деятельностью на своем досуге. В связи с этим, можно наблюдать недостаточный уровень эффективности проводимой пропаганды здорового образа жизни преподавателями данной дисциплины и медиками. Студентами определены факторы риска для здоровья. Больше всего они считают вредным употребление алкогольных напитков. Это составляет 75,6%. Затем употребление табачных изделий — 73,5. Эти данные позволяют выявить один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаточный уровень двигательной активности имеет 39,9% оценок студентов, загрязнение окружающей среды — 29,3% оценок респондентов, конфликты с окружающими – 2,1%, перезагруженность профессиональными, учебными и домашними обязанностями 7,9 %.

К самым важным направлениям профилактики проявления негативных социальных явлений, в частности пропаганды здорового образа жизни, относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, развитие нравственного экологического, физического и духовного аспектов, а также создание образовательного пространства, укрепление здоровья и развитие физических способностей. Именно данные аспекты помогают принести положительный эффект. Но это возможно только в случае их системности, периодического повторения и методической обеспеченности.

На основе выполняемой функции физической культурой в высшем учебном заведении можно сделать вывод о ее пользе для студентов. На этих занятиях они могут достичь определенного уровня физического развития, а также укрепить собственное здоровье. В комплексе это все оказывает влияние на общую подготовку студента.

По итогу физическая культура выступает одной из главных составляющих процесса организации студенческого досуга. Она позволяет удовлетворить не только естественные личностные потребности, но и снять, как психологическое, так и эмоциональное напряжение.

Ведение здорового образа жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении выступает важным социальным фактором, который проходит все существующие уровни современного социума, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Стоит отметить, что на сегодняшний день это является главным социальным фактором, ограждающим от негативных последствий в процессе перехода от молодости к взрослой жизни.

Вывод

Подводя итог, можно отметить, что физическая культура для студента является одним из важных компонентов его обычной жизни. Именно в таком направлении должно происходит формирование отношения студентов к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Физкультура — это не только один из основополагающих компонентов в студенческой жизни, но и является основой формирования всестороннего развития и совершенствования личности. Занятия физкультурой и спортом в процессе обучения в высшем учебном заведении помогает студенту в правильном направлении оценить собственные способности и в дальнейшем их развить, тем самым укрепляя собственное здоровье. Вообще существует большое количество проблем, которые связаны с отношением студентов к физкультуре. К таким относятся период оценки собственных возможностей либо отсутствие мотивации к занятиям спортом. Именно с целью решения этих и других проблем происходит преподавание физической культуры в учебном заведении.

Источник

Выступление по теме: «Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни»

Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни

В современном обществе особое внимание уделяется вопросам укрепления духовного и физического здоровья граждан и формирования здорового образа жизни. В этой связи в настоящее время уделяется пристальное внимание физической культуре и спорту как приоритетному направлению социальной политики государства.

Несмотря на все усилия государства, принятые нормативно-правовые акты, реализуемые программы, в целом по стране уровень вовлеченности населения в массовую физическую культуру и спорт остается низким. В связи с этим данная тема остается актуальной применительно к различным слоям населения и различным социальным группам.

Многочисленные исследования, проведенные в последнее время различными исследователями, свидетельствуют о том, что население страны не соотносит здоровый образ жизни со способностью вести полноценную активную жизнь. При ранжировании ценностей “Спорт и физкультура” он занимает лишь 10-е место в рейтинге, уступая позиции “Деньги”, “жизнь без конфликтов”, “наличие друзей”, “престижная работа” и т. д.

В то же время только треть опрошенных понимают смысл понятия “здоровый образ жизни”, остальные либо имеют о нем мало представления, либо вообще никогда не сталкивались с этим вопросом.

Досадно также, что время, проведенное “в интернете” и “по телевизору”, превосходит “физкультуру и спорт”.

Основой формирования здорового образа жизни является личностно-мотивационное отношение конкретного человека к воплощению своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей.

Здоровый образ — жизни-это способ деятельности человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья. В то же время здоровый образ жизни рассматривается как условие существования и развития различных сторон жизни. Все что положительно влияет на здоровье, можно отнести к здоровому образу жизни, и здесь особую роль занимает физкультура или спорт. Здоровый образ жизни благоприятно влияет на процесс поддержания и укрепления здоровья и является основополагающей составляющей в вопросе профилактики заболеваний. По данным ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными специалистами, здоровье населения любой страны более чем на 50% зависит от образа жизни.

Физическая культура-это часть социальной культуры, способствующая усвоению и воспроизводству человеком социального опыта. В процессе становления и развития социальных образовательных и воспитательных систем физическая культура на современном этапе приобретает роль доминирующего фактора формирования и развития физических качеств. Физическая культура и спорт в этом случае должны стать основой для формирования всесторонне развитой личности посредством выработки навыков здорового образа жизни.

Программа здорового образа жизни в данном случае должна представлять собой комплексную программу, направленную на формирование целей, установок, личностных ориентаций, норм поведения, которые в свою очередь обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.

Среди основных элементов физической культуры принято выделять ряд элементов: культуру тела, культуру здоровья, двигательную культуру. Ряд исследователей выделяют показатели, характеризующие физическую культуру личности, к ним относятся:

— отношение человека к своему здоровью как ценности, а также степень проявления этого отношения;

— произвольность или декларативность этих отношений;

— средства, которые используются для поддержания и укрепления здоровья, а также возможность их использования;

— уровень знаний о собственном физическом состоянии, средствах, способах поддержания и укрепления здоровья;

-желание и способность оказывать посильную помощь окружающим с целью их оздоровления и физического совершенствования.

Таким образом, системный подход к формированию ценностей здорового образа жизни должен строиться с учетом факторов, влияющих на здоровье населения страны и различных его социальных слоев. К таким факторам относятся особые социальные, экономические и экологические условия; факторы риска, имеющие место на рабочем месте, в процессе получения образования; формирование целостных установок, привычек и правил поведения.

В связи с этим для формирования культуры здорового образа жизни важно придерживаться в развитии общества нескольких аспектов: формирование представлений о положительных факторах, влияющих на здоровье человека; обучение выполнению правил личной гигиены; формирование представлений о правильном питании; формирование представлений о правильном режиме дня и ценности его осуществления; формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни. Осуществление этой деятельности зависит не только от представителей образования и медицины, но и от каждого из нас.

Физическая культура в высшем учебном заведении является необходимым параметром в формировании общей профессиональной культуры личности современного специалиста. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими высшего образования.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в 21 веке

Аннотация: В данной статье рассказывается о формировании научных взглядов, подходов, методов по совершенствованию основных направлений в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество.

В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии эта проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества.

Потребность в здоровье ощущается человеком чаще всего тогда, когда оно уже утрачивается. Вместе с тем, именно для сохранения здоровья, обеспечения активного трудового и социального долголетия особое значение имеет потребность в самовоспитании и самосовершенствовании.

В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.

В системе социальных ценностей и приоритетов общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья неотделима от проблемы жизнедеятельности человека, она возникает вместе с ней и видоизменяется соответственно условиям, которые создает себе сам человек.

Творческий потенциал человека в жизни, в учебной и производственной деятельности тем выше, чем крепче его физическое и психическое здоровье, чем богаче и разнообразнее его жизнедеятельность. Здоровый образ жизни является одним из важнейших параметров целостного бытия человека.

Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Основной курс совершенствования физической культуры и спорта в системе образования, определенный стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, – это создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.

Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Традиционные программы, существующие десятилетиями по предмету «физическая культура», безусловно, не плохи, на них в послевоенное время и далее выращены здоровые поколения, которые и решали задачи страны, и были физически дееспособны. Но изменилась страна, изменились наши дети, и потребности сегодняшних школьников немного другие. Жизнь идет вперед, поваляются новые виды спорта, увлечения, новые экстримы. И не учитывать это нельзя. Реализуя задачи физической культуры, учитель мечтает о победах на соревнованиях, однако далеко не всем детям интересен дух соперничества и спортивного азарта. Многие из таких школьников теряют интерес к урокам и всячески от них отлынивают, либо выполняют упражнения спустя рукава. Можно сказать, что урок физической культуры в какой-то степени «уперся в стенку». Поэтому возникла необходимость помимо традиционных четырех-пяти опорных видов спорта предусмотренных программой, искать новые технологии и создавать инновационные программы, которые были бы востребованы, как учительским сообществом, так и учениками для того, чтобы разнообразить и, в какой-то степени, определить свободу выбора детей. Новые программы должны быть и привлекательными для здоровья и, что очень важно, для жизни. Каждая новая программа должна сопровождаться медико-гигиеническими, психолого-педагогическими исследованиями, позволяющими адаптировать и оздоравливать детей в условиях образовательного процесса.

Самым доступным видом физической нагрузки является фитнес-аэробика. Это массовый, эстетически увлекательный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики.

Это отличный эмоциональный фон тренировок и занятий, который увлекает в мир движений и танцевальных упражнений, развивает чувство ритма, способствует улучшению настроения и возможности избежать депрессий.

Этот вид занятий адаптирует программы для детей с различными способностями и уровнем физической подготовленности. Главное то, что все физические упражнения не травмоопасные, а оздоровительные. Они положительно влияют на различные группы мышц, работу дыхательной системы, помогают поддерживать стабильный вес и отличную физическую форму.

Фитнес-аэробика гармонично развивает в детях следующие физические качества – силу, выносливость, гибкость, ловкость, используя новейшие технологии фитнес-индустрии, которая по темпам развития в настоящее время занимает второе место после индустрии высоких технологий.

Занимаясь этим видом спорта, дети имеют возможность участвовать в соревнованиях и конкурсах по фитнес-аэробике и получать спортивные разряды.

В содержание занятий, как правило, входят:

разминка в танцевальном стиле (разучивание комбинаций классической аэробики с элементами хореографии),

силовая тренировка с использованием различного фитнес-оборудования (фитболы, медболы, гантели, амортизаторы, бодибары и др.),

Программа по фитнес-аэробике разработана специалистами Федерации фитнес-аэробики России, утверждена экспертным советом Министерства образования и науки РФ и рекомендована для апробации в рамках третьего урока физической культуры в российских школах.

Занятия спортом в юности развивают ум, в зрелом возрасте помогают обрести ясность мыслей, способствуют психологическому здоровью, помогают человеку успешно справляться со многими трудностями и приносят ему радость ощущения жизни. Но человек не будет заниматься спортом, если у него нет внутренней привычки, внутренней потребности вести активный здоровый образ жизни. Каким образом можно создать эту внутреннюю потребность? Полагаю, что ответ прост и ясен: необходимо формировать, прививать привычку вести активный здоровый образ жизни с детства. Еще Аристотель писал, что повторяя одни и те же действия, мы воспитываем себя и создаем привычки, которые меняют наш характер, доведя эти действия до совершенства.

Человек наиболее восприимчив к воспитанию в раннем возрасте, когда происходит формирование мыслительных и физических способностей. Именно в детском возрасте можно строить дорогу к лучшему здоровью, любви к спорту и стремлению к высоким достижениям в жизни. Главное — нужно делать нужные вещи в нужное время!

Сто лет назад наши предки много двигались, но были не обучены наукам, многие были просто неграмотны. Сегодня, когда все имеют среднее образование и образованы без меры, возникла неграмотность другого вида — безграмотность физическая, которой страдают в основном наши дети и внуки. Это серьезная проблема, которой нельзя пренебрегать. Бездействуя, мы обрекаем целое поколение будущих граждан на нездоровое существование.

С физической безграмотностью нужно бороться в раннем возрасте, в детских садах и в центрах дошкольного воспитания. Раннее воспитание физической грамотности может сыграть важнейшую роль и стать интегральной частью процесса по стимулированию возникновения тяги к здоровому образу жизни. В детских садах для детей до 6-летнего возраста было бы целесообразно начать программу обучения основ физической грамотности в виде игр и веселых упражнений. Эта программа «активного начала» могла бы помочь изучить самые базовые движения и умения в самое нужное и необходимое для этого время в развитии ребенка.

Ежедневно, через игры с друг другом, дети могут развивать фундаментальные умения двигаться, которые станут основой для обучения спорту, когда они чуть-чуть подрастут. Эти умения, такие как гибкость, чувство баланса, координация, скорость и быстрота движений и составляют основу физической грамотности — своеобразную «Азбуку движений». И чем раньше мы начнем обучать детей «Азбуке движений» — тем активнее и быстрее будут развиваться дети, их физическая координация, общая моторика, осанка и чувство равновесия.

Дети начнут верить в свои возможности и обретут уверенность, социальные умения, эмоциональный контроль и воображение, снижение психологического стресса, что будет способствовать улучшению сна ребенка — все то, что более всего важно в развитии физической грамотности ребенка.

Любая физическая активность обязательно должна быть большим удовольствием для ребенка, запоминающимся на всю жизнь, самым замечательным и восхитительным событием в его жизни, дающим радость познания и физического удовольствия от игры и движения.

Игры нужны детям, чтобы нормально развиваться — это непременный процесс обучения и развития. Каждый день жизни ребенка должен быть заполнен играми, чтобы помочь ему иметь хорошее здоровье на всю жизнь. Это работа над обретением многообразных умений в безопасном окружении детского учреждения, под непрестанным наблюдением воспитателей и педагогов, может принести самые полезные результаты.

Игры могут быть неструктурированными, но довольно активными для всех детей, а также адаптированными для детей с ограниченными возможностями. В самом сердце этого процесса будет активная работа воспитателей, их позитивный пример.

Дети обучаются к новым умениям и навыкам только тогда, когда их тела готовы к этому, когда их мозг и нервы могут правильно воспроизводить движения. Процесс обучения очень индивидуален. Некоторые дети могут быстро начать двигаться, в чем-то быть быстрее других, в чем-то чуть медленнее, поэтому необходимо будет многообразие подходов.

Самые разные игры и движения нужны для развития разных видов моторики, маленьких и больших мышц тела. Разнообразие игр, игрушек и движений быстро развивает мозг ребенка. Двигаясь, ребенок развивает свои мышцы, что делает кости крепкими, развивает сердце и делает его сильным.

Дети учатся чему-то посредством действий, методом проб и ошибок. Во всей детской кутерьме и куче мала есть глубокий смысл. Дети учатся, когда играют, когда они прыгают, бегают, кричат и разговаривают, бросают, толкают, повторяя эти действия бесчисленное количество раз — так происходит процесс обучения.

Взрослые несут ответственность за условия развития своих детей и подопечных, создавая им стимулирующие условия для исследования окружающего мира и развития своего потенциала, поощряя детей пробовать все новые и новые вещи и движения.

Каждый родитель помнит драгоценные моменты из жизни своего ребенка, когда он начал самостоятельно поднимать голову, сидеть, ползать, стоять, держась за мебель, начал ходить, осторожно опираясь, забираться по ступенькам, толкать и бросать мячик, прыгать и научился двигать педалями трехколесного велосипеда. Эти бесценные моменты развития человека, когда он обретает новые возможности и раскрывает новые горизонты своего потенциала, происходят в период «активного Старта».

Каждый из нас помнит что-то, что произошли с ним в этом возрасте. Это особый возраст в жизни человека, это возраст активного восприятия окружающего мира и психического становления. Каждое незначительное событие в глазах ребенка в этом возрасте обретает гиперболические пропорции. Ребенок в своем стремлении адаптировать себя к реалиям окружающего мира, воспринимает все глазами человека, который только что начал видеть. Вместе с красотой окружающего мира в этот момент могут проникнуть печали и тревоги мира. Это и хорошо, и плохо, но одно несомненно — в этот период развития мы должны уберечь ребенка от чрезмерного разочарования, травмирующего развивающееся самовосприятие маленького человека.

Часто можно видеть, как дети 6-8 лет, ведомые своими любящими и желающими им всего наилучшего родителями, участвуют в различных соревнованиях. Велика бывает радость победителей, событие по своему значению превосходит все, что может быть в дальнейшей жизни. А побежденный ребёнок заливается самыми горькими слезами. Наша спортивная образовательная система возникла в самое беспощадное по отношению к личности время. Всегда приветствовалось лишь желание победить и победить любой ценой, когда было принято говорить, что «за ценой не постоим». При этом никто не хотел даже думать, насколько бесценна жизнь каждого человека. Это мучительное бремя неистового желания победы появилось из-за тех лихолетных лет, последовавших после первой мировой и гражданской войны, абсолютно разрушившим само понятие ценности человеческой жизни. Нам трудно избавиться от этого исторического груза, и тем более от этого отношения в такой казалось бы прекрасной сфере человеческой деятельности как спорт.

Все те, кто в детстве принимал участие в соревнованиях, получают самые яркие впечатления, которые заряжают их на всю жизнь. Участвуя в спортивной жизни, человек получает навыки восстановления, учится избегать травмы и хорошо питаться.

К 18-19 годам человек вырабатывает свой стиль жизни и, возможно, будет придерживаться его на многие лета. Этот путь выработки своего стиля жизни начинается в самом раннем детстве. Успех создания здорового активного образа жизни зиждется на здоровом начале, заложенном в детском саду, взлелеянном и взращённом в школьные годы, закрепленном в молодом возрасте. Тот, кто начал рано вести здоровый активный образ жизни, имеет гораздо больше шансов преуспеть в этом пути, чем тот, кто не имел возможности этим заниматься в молодые годы. Таким образом, детский сад и школа не только могут учить учиться, но и могут способствовать развитию здорового образа жизни.

Страны с самым высоким уровнем средней продолжительности жизни, что является показателем успешности нации и её здоровья — скандинавские страны, Япония, Южная Корея, и в последнее время Китай — давно обратили внимание на феномен раннего воспитания и образования. В этих странах здоровый активный образ жизни формируется уже в детском саду и результат очевиден. Еще 19 веке японский просветитель и организатор системы образования Дзюгаро Кано, создатель олимпийского вида спорта «дзюдо», утверждал, что желание человека к совершенствованию и здоровому образу жизни можно заложить в самом раннем возрасте. Благодаря такому подходу, когда лучшие и высокооплачиваемые педагогические кадры и средства были направлены на дошкольное образование, Япония быстро стала одной из ведущих технологических и экономических мировых гигантов.

Наша образовательная система рассматривала дошкольное образование как обычный подготовительный этап к школьному образованию, и соответственно, развивала это направление образования по остаточному принципу. Только в последние годы фокус внимания немного сдвинулся в сторону дошкольного образования. Раннее привитие здорового образа жизни — лишь часть решения огромной проблемы по оздоровлению нации. Одним из непременных условий изменения ситуации является расширение детского школьного спорта, с тем, чтобы он действительно стал школьным.

Почти все российские нобелевские лауреаты были выходцами системы русского гимназического образования, которое давало самый широкий и всеохватный взгляд на мир. Они изучали в школе древние языки, древнегреческий и латынь, серьезную математику, естественные дисциплины, художественное искусство и классическую музыку, при этом огромное время уделяли спорту. Идея гимназического образования заключалась в древнегреческой идее развития всесторонне развитой личности и, действительно, все наши великие ученые, прошедшие эту систему образования были превосходными гуманистами, великолепными лингвистами, знающими по несколько европейских языков, хорошими музыкантами и спортсменами-любителями. Академик Иван Петрович Павлов был активным спортсменом и создал «Общество врачей — любителей физических упражнений и велосипедной езды». Нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Николай Басов и Леонид Канторович были заядлыми альпинистами, а Николай Семёнов, Павел Черенков и Пётр Капица активно занимались лыжным спортом. Их пример говорит о том, что спортивный здоровый образ жизни является естественным атрибутом цивилизованной жизни и нисколько не мешает, а наоборот, способствует жизненному успеху человека.

Для реализации принципа «спорт для всех» в школах должна идти настоящая спортивная жизнь. Все школьники должны иметь возможность участвовать, вне зависимости от их спортивных талантов, в любом выбранном ими виде спорта. Основным критерием должно быть участие и то, что этот спорт нравится школьнику. Если каждый школьник будет участвовать в этом движении, то, несомненно, будет гораздо больше людей, любящих спорт и ведущих активный здоровый образ жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой. Если вы ведете здоровый образ жизни, то вы должны знать все о здоровом питании, а так же что в этом возрасте не надо много пищи, много надо питательных веществ. Регулярные физические нагрузки также важны для здорового образа жизни, как и все остальные составляющие. Оптимальные нагрузки предохраняют от заболеваний и, чему масса свидетельств, замедляют процесс старения, укрепляют иммунитет, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни. Физкультура полезна подавляющему большинству людей, поскольку обычная дневная активность редко может снабдить достаточную физическую нагрузку. Для поддержания здорового образа жизни важно уметь определить состояние здоровья самостоятельно в домашних условиях.

К элементам здорового образа жизни относятся:

― навыки и привычки здорового образа жизни, которые закладываются в раннем детстве;

― окружающая природная среда (она должна быть максимально безопасной и благоприятной для обитания);

― отказ от таких вредных форм поведения, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ;

― сбалансированное и рациональное питание (питание качественными продуктами должно соответствовать физиологическим особенностям индивида);

― спорт и физическая активность (с учетом физиологических и возрастных изменений);

― гигиена личная и общественная (т.е. возможность позаботиться о собственном здоровье и при необходимости оказать другим первую медицинскую помощь);

Если мы хотим, чтобы наше общество было здоровым и физически, и морально, а высокая мораль, этичность и здоровый дух — это производные здорового тела, то «спорт для всех» должен стать главным лейтмотивом в области политики по продвижению здорового образа жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *