спиридов адмирал краткая биография
Спиридов Григорий Андреевич
Григорий Спиридов родился 29 января 1713 года в городе Выборг, Ленинградская область. Рос в семье дворянина Андрея Алексеевича Спиридова, служившего во времена Петра I комендантом Выборга. В 1723 году поступил на службу на флот добровольцем. В возрасте пятнадцати лет получил звание гардемарина после сдачи экзаменов по курсу навигационных наук.
Действительную службу Спиридов начал нести на Каспии, где командовал гекботами «Святая Екатерина» и «Шах-Дагай». Ходил от Астрахани до берегов Персии. В 1732 году переведен в Кронштадт и досрочно произведен в мичманы, каждый год выходил в плавание по Балтийскому морю. В 1738 году занял должность адъютанта при вице-адмирале Петре Бредале и под его началом участвовал в составе Донской военной флотилии в Азовской экспедиции против Османской империи, сражался во всех морских боях этой войны.
В 1741 году Григорий Спиридов переведен на службу в порт Архангельска, совершив оттуда переход до Кронштадта на одном из недавно построенных кораблей. Затем возглавлял экипажи различных линейных кораблей и придворных яхт. На подобных должностях находился в течение десяти лет, за которые приобрел относительную известность на Балтийском флоте.
В 1754 году Григорий Андреевич получил звание капитана 3-го ранга и командирован в Казань с целью организации снабжения древесиной столичного Адмиралтейства. В 1755 году вошел в состав комиссии, целью которой являлось рассмотрение регламента для Военно-морского флота, а в 1756 году возглавил в чине ротного командира Морской шляхетный кадетский корпус.
Во время Семилетней войны Спиридов служил на Балтийском флоте, командовал кораблями «Святой Николай» и «Астрахань», совершил с ними несколько переходов в Швецию, в Гданьск, Копенгаген и к Стральзунду. В 1761 году руководил высадкой около крепости Колобжег двухтысячного десанта, в качестве подкрепления осаждавшему ее генералу Петру Румянцеву. Последний затем отметил его как «честного и храброго офицера». В 1762 году получил звание контр-адмирала и назначение командующим Ревельской эскадрой. В его задачу входила защита русских коммуникаций на всем Балтийском море. После окончания войны возглавлял Кронштадтский, а затем Ревельский порт. Позднее стал командующим Балтийского флота.
После объявления войны Турции в 1768 году Григорий Спиридов, получивший звание адмирала, возглавил экспедицию русского флота, отправленную к островам Греческого архипелага. В феврале 1770 года, несмотря на многочисленные трудности, возникшие в пути и замедлившие продвижение, в том числе плохие погодные условия и болезнь адмирала, эскадра дошла до полуострова Морея на Пелопоннесе, где вскоре соединилась со второй.
Григорий Андреевич разработал план Хиосского сражения. Командовавший кораблями с борта «Евстафия» в полном парадном мундире, применил, как считается, принципиально новую тактику морских сражений, приказав авангарду своих кораблей двигаться под прямым углом на боевые порядки противника и начинать атаку на его центр и авангард с короткой дистанции. Победа в сражении досталась русскому флоту, несмотря на превосходство турок и удобство занимаемой ими позиции.
Затем Спиридов командовал русским флотом в победоносном Чесменском сражении, для которого разработал план одновременной атаки ближним артиллерийским обстрелом и ударом брандерами. Благодаря успешным действиям последних, удалось поджечь большую часть турецкого флота. За эту победу награжден орденом святого Андрея Первозванного.
На протяжении трех последующих лет Григорий Спиридов находился на Греческом архипелаге, используя в качестве базы для русского флота остров Парос. С 1772 года, координируя свои действия с сухопутными войсками, предпринял ряд атак на приморские крепости турок в бассейне Эгейского моря, а также стал выходить на рейды в Восточное Средиземноморье, от Ионических островов до побережья Сирии и Египта.
В возрасте шестидесяти лет в 1773 году Григорий Андреевич пожелал выйти в отставку по состоянию здоровья. Разрешение оставить службу получил в феврале следующего года с правом получения пенсии, равной полному адмиральскому жалованью. Возвратившись в Россию, последние шестнадцать лет жизни провел на родине.
В Нагорье ему поставлен памятник и названа в его честь главная улица
В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст Г. А. Спиридова.
Спиридов, Григорий Андреевич
Годы жизни | 1713 — 1790 гг. |
Место рождения | Выборг, Российская Империя. |
Гражданство | Российская Империя. |
Годы службы | 1723-1773 |
Русско-турецкая война 1735—1739
Семилетняя война 1756—1763
Русско-турецкая война 1768—1774
Хиосский бой
Чесменский бой.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного
Орден Святого Александра Невского.
Содержание
Вводная часть
Биография
Происхождение.
Григорий Спиридов родился в семье дворянина Андрея Алексеевича Спиридова (1680—1745), служившего во времена Петра I комендантом отвоёванного у шведов Выборга, и жены его Анны Васильевны Коротневой.
Начало службы.
Григорий поступил на фронт добровольцем в 1723 году; получил звание гардемарина в 15-летнем возрасте после сдачи экзаменов по курсу навигационных наук. Действительную службу начал нести на Каспии, где под началом Алексея Нагаева, гидрографа и впоследствии адмирала, командовал, в частности, гекботами «Святая Екатерина» и «Шах-Дагай». Ходил от Астрахани до берегов Персии. В 1732 году был переведён в Кронштадт и досрочно произведён в мичманы, каждый год выходил в плавание по Балтийскому морю.
В 1738 году занял должность адъютанта при вице-адмирале Петре Бредале и под его началом участвовал в составе Донской военной флотилии в Азовской экспедиции против Османской империи, сражался во всех морских боях этой войны.
В 1741 году был переведён на службу в порт Архангельска, совершив оттуда переход до Кронштадта на одном из недавно построенных кораблей. Затем возглавлял экипажи различных линейных кораблей и придворных яхт; на подобных должностях находился в течение десяти лет, за которые приобрёл относительную известность на Балтийском флоте.
В 1754 году получил звание капитана 3-го ранга и был командирован в Казань с целью организации снабжения древесиной столичного Адмиралтейства. В 1755 году вошёл в состав комиссии, целью которой было рассмотрение регламента для Военно-морского флота, а в 1756 году возглавил в чине ротного командира Морской шляхетный кадетский корпус.
Семилетняя война.
Во время Семилетней войны 1756—1763 годов служил на Балтийском флоте, командовал кораблями «Святой Николай» и «Астрахань», совершил с ними несколько переходов в Швецию, в Данциг (ныне Гданьск), Копенгаген и к Стральзунду. В 1761 году руководил высадкой около крепости Кольберг (ныне Колобжег) двухтысячного десанта, в качестве подкрепления осаждавшему её генералу Петру Румянцеву. Последний затем отметил его как «честного и храброго офицера». В 1762 году получил звание контр-адмирала и назначение командующим Ревельской эскадрой; в его задачу входила защита русских коммуникаций на всём Балтийском море. После окончания войны возглавлял с 1764 года Кронштадтский, с 1766 года — Ревельский порт, позже стал командующими Балтийского флота.
Русско-турецкая война 1768—1774 годов
Когда в Петербурге по проекту А.Г. Орлова был составлен смелый и широкий план комбинированных действий на суше и на море у турецких берегов, имевших целью поднять против турок население Балканского полуострова и Архипелага, командовать эскадрой было поручено Спиридову.
Цели похода держались в тайне, подвыпившие матросы на берегу говорили о походе на Азов. 4 июня 1769 г. Спиридов был произведен в адмиралы и официально назначен командующим над снаряженным для похода флотом.
Поход через Средиземное море.
В феврале 1770 года, несмотря на многочисленные трудности, возникшие в пути и замедлившие продвижение, в том числе плохие погодные условия и болезнь адмирала, эскадра дошла до полуострова Морея на Пелопоннесе, где вскоре соединилась со второй, которую возглавлял Джон Эльфинстон. Чуть позже из Ливорно прибыл генерал-аншеф граф Орлов, возглавивший обе эскадры, после чего начались военные действия. В феврале — мае на Морее было высажено несколько десантов, захвачены Аркадия, Мистра (Спарта), военные базы Наварин и Итилон, из-за чего Османской империи пришлось перевести на морской театр военных действий значительную часть своих сил.
Хиосское сражение
Перед Хиосским сражением 24 июня 1770 года граф Орлов доверил Спиридову, с которым у него до того были напряжённые отношения, разработку плана будущей битвы. Спиридов, командовавший кораблями с борта «Евстафия» в полном парадном мундире, применил, как считается, принципиально новую тактику морских сражений, приказав авангарду своих кораблей двигаться под прямым углом на боевые порядки противника и начинать атаку на его центр и авангард с короткой дистанции. После гибели «Евстафия» от взрыва в абордажном бою с османским флагманским кораблём «Реал-Мустафа», также взорвавшимся, Спиридов перешёл на борт корабля «Три иерарха». Победа в сражении досталась русскому флоту, несмотря на то, что у турок было почти в два раза больше кораблей и 1320 орудий против 820 у русских.
Чесменский бой.
В ночь с 25 на 26 июня Спиридов командовал русским флотом в победоносном Чесменском сражении, для которого разработал план одновременной атаки ближним артиллерийским обстрелом и ударом брандерами. Благодаря успешным действиям последних, удалось поджечь большую часть турецкого флота. Потери русских составили всего 11 человек, тогда как турок — порядка 11 тысяч, включая раненых. За эту победу адмирал был награждён орденом святого Андрея Первозванного, а императрица Екатерина II в честь Чесменского боя приказала воздвигнуть церковь и памятную колонну.
После победы Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию ее Президенту графу Чернышову:
Контроль над Эгейским морем.
На протяжении трёх последующих лет Спиридов находился на Греческом архипелаге, используя в качестве базы для русского флота остров Парос, где была возведена верфь, а также небольшое поселение. Отсюда можно было контролировать значительную часть вражеских линий снабжения, в первую очередь поставок провианта из южной Греции в Константинополь, а также осуществлять блокаду Дарданелл. Эгейское море в наиболее узкой его части оказалось фактически полностью перекрыто русскими крейсерами. С 1772 года, координируя свои действия с сухопутными войсками, Спиридов предпринял ряд атак на приморские крепости турок в бассейне Эгейского моря, а также стал выходить на рейды в Восточное Средиземноморье, от Ионических островов до побережья Сирии и Египта.
Отставка
Семья
Был женат на Анне Матвеевне Нестеровой (р. 1731 г.) и имел 4 сыновей и 2 дочерей:
Андрей (1750—1770), адъютант отца.
Матвей (1751—1829), сенатор, известный генеалог.
Алексей (1753—1828), адмирал.
Григорий (1758—1822), бригадир.
Дарья (1761—1805), замужем не была.
Литература и источники информации
История русской армии и флота / Под ред. А.С. Гришинского, В.П. Никольского, Н.Л. Кладо. М., 1912. Вып. 8
Юнга Е.С. Адмирал Спиридов. Герой Чесмы: Краткий очерк жизни и деятельности. М., 1957
Галерея изображения
Бой в Хиосском проливе. Художник И.К. Айвазовский. 1848 г.
Чесменское сражение. Художник И.К. Айвазовский
Эту статью требуется викифицировать!
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Спиридов адмирал краткая биография
Выдающийся российский флотоводец, полный адмирал (1769 г.).
Рельеф, бронза. Аллея полководцев, Ярославль
В 1754 г. Спиридов, уже капитан 3-го ранга, был послан в Казань для организации доставки корабельного леса в петербургское Адмиралтейство. Несмотря на то, что он не испытывал особого желания принимать на себя это ответственное поручение, выполнил он его вполне успешно, и по возвращении их Казани, в 1755 г., стал членом комиссии по рассмотрению регламента для флота, а в следующем году был назначен ротным командиром в Морской корпус.
Такова была морская карьера Г.А. Спиридова к моменту начала русско-турецкой войны 1768-1774 гг., которая стала его звездным часом. Когда в Петербурге по проекту А.Г. Орлова был составлен смелый и широкий план комбинированных действий на суше и на море у турецких берегов, имевших целью поднять против турок население Балканского полуострова и Архипелага, командовать эскадрой было поручено Спиридову.
Секретный указ от 20 марта 1769 г. гласил:
Мы поручили нашему вице-адмиралу Спиридову некоторую экспедицию, чего ради адм.-коллегия имеет чинить ему по его требованию всевозможные вспоможения.
Цели похода держались в тайне, подвыпившие матросы на берегу говорили о походе на Азов. 4 июня 1769 г. Спиридов был произведен в адмиралы и официально назначен командующим над снаряженным для похода флотом.
22 мая эскадры Эльфинстона и Спиридова, который попутно принял к себе на борт десант, высаженный Эльфинстоном, благополучно соединились, и между адмиралами состоялось выяснение отношений. Эльфинстон, несмотря на то, что по чину он был младше Спиридова, заявил, что считает себя равным ему. Не придя к согласию, адмиралы, тем не менее, перешли к совместным действиям, стараясь навязать туркам бой. Однако все попытки были тщетны. Тем временем, 11 июня, к ним присоединился А.Г. Орлов, который, обнаружив «командиров между собою в великой ссоре, а подкомандных в унынии и неудовольствии», поднял на «Трех иерархах» кайзер-флаг, означавший, что все приказания, идущие с этого корабля, отдаются именем императрицы.
Первая колонна (авангардия) находилась под командованием самого Г.А. Спиридова. Ее составляли флагманский линейный корабль «Евстафий» под командованием капитана 1 ранга А.И. Крузе, линейный корабль «Евро¬па» (командир капитан 1 ранга Ф.А. Клокачев), и линейный корабль «Три Святителя», (командир капитан 1 ранга С.П. Хметевский).
Вторая колонна (кордебаталия) шла под флагом главнокомандующего А.Г. Орлова. В нее входили линейный корабль «Три Иерарха» (командир капитан-бригадир С.К. Грейг), линейный корабль «Иануарий» (командир капитан 1 ранга И.А. Борисов), линейный корабль «Ростислав» (командир капитан 1 ранга В.М. Лупандин).
Наконец, третьей колонной (арьергардией) командовал Д. Эльфинстон, под началом которого были линейный корабль «Не тронь меня» (командир капитан 1 ранга П. Ф. Бешенцов), линейный корабль «Святослав» (командир капитан 1 ранга В. В. Роксбург) и линейный корабль «Саратов» (командир капитан 2 ранга А.Г. Поливанов). Остальные суда под общим командованием бригадира И.А. Ганнибала должны были прикрывать фланги атакующих колонн.
При сближении с врагом Спиридов применил своего рода «психическую атаку»: суда шли на противника в полном молчании, не открывая огонь. Это молчание, при постоянном возрастании напряжения (а сближение длилось 4 часа, с 8 до 12 часов!) должно было само по себе привести турок в замешательство и недоумение. Расчет адмирала полностью оправдался: у турок сдали нервы, и они открыли огонь по русской эскадре, как только та приблизилась на расстояние выстрела. Русские корабли ответили на это молчанием: приказ был не открывать огня ранее сближения с турками на пистолетный выстрел. Только после выхода на эту дистанцию корабли открыли ответный огонь.
Первой приблизилась к врагу «Европа». Развернувшись бортом, она дала залп и медленно двинулась вдоль всей турецкой линии. Однако неожиданно ее капитан повернул на правый галс и вышел из линии. Спиридов, увидевший это и не знавший о причине такого маневра, яростно крикнул со своего мостика: «Господин Клокачев! Поздравляю Вас матросом!» Однако Клокачев виноват не был: лоцман-грек предупредил его о камнях, которые лежали у него прямо по курсу. «Евстафий» занял место «Европы». «Евстафий» стал головным в авангарде, и на него немедленно обрушился огонь с трех неприятельских кораблей. Г.А. Спиридов, в парадной форме, при всех орденах и с обнаженной шпагой, расхаживал на шканцах и хладнокровно руководил боем, подбадривая матросов.
На юте корабля гремела музыка: под вражеским огнем оркестр выполнял приказ адмирала:
Играть до последнего!
В час дня огонь единорогов «Евстафия» вызвал пожар под шканцами «Реал-Мустафы». Гассан-паша, чтобы избежать плена, на шлюпке, поджидавшей у противоположного борта, ретировался на 100-пушечный корабль «Капудан-паша», а пожар на «Реал-Мустафе» продолжал разгораться, угрожая теперь и «Евстафию». В этих условиях Спиридов как старший флагман, руководивший боем, в соответствии с требованием Морского устава принял решение покинуть судно и перенести свой флаг на «Три святителя».
Через сутки после боя в Хиосском проливе, 25 июня, в пять часов дня под председательством главнокомандующего графа Алексея Орлова на линейном корабле «Три Иерарха», на котором он держал кайзер-флаг, собрался военный совет. Моряки настаивали на решительных и немедленных действиях, чтобы не упустить благоприятный момент вынужденной парализованности противника в тесной бухте. План разгрома турок был предложен Г.А. Спиридовым и И.А. Ганнибалом. Его идея была проста: использовать в качестве брандеров транспортные суда, сопровождавшие эскадру и не представлявшие значительной ценности. Надо было нагрузить их горючими материалами (смолой в бочках, селитрой, серой в парусиновых шлангах), а палубу, рангоут и борта пропитать скипидаром. Такой брандер представлял собой смертельную опасность, если бы сумел подойти к вражескому кораблю и зацепиться за него. Для этого к бушприту и нокам рей прикреплялись крючья, которыми его команда старалась зацепить за фальшборт и надстройки неприятельского судна. Снаряжение брандеров и подбор их командиров были поручены бригадиру Ганнибалу.
Для осуществления этого замысла требовались хладнокровные и опытные офицеры, не боявшиеся рискнуть жизнью. Первыми откликнувшимися на призыв Ганнибала были капитан-лейтенант Р.К. Дугдаль, лейтенанты Д.С. Ильин и Т. Мекензи (в дальнейшем – адмирал, именем которого названы высоты в окрестностях Севастополя) и мичман князь В.А. Гагарин. Команды брандеров тоже набирались из добровольцев.
Наступила ночь с 25 на 26 июня 1770 г. Погодные условия не благоприятствовали атаке: море было залито лунным светом. С русских судов вполне отчетливо было видно, что делает турецкий флот в бухте, куда накануне он бежал под прикрытием береговых батарей. Русские видели в свои подзорные трубы, что турецкий флот «стоит в тесном и непорядочном стоянии»: одни носами на NW (северо-запад), другие – на NО (северо-восток), «а к нам боками, несколько ж их в тесноте стоят за своими к берегу, так как в куче». Для обеспечения успеха операции были выделены линейные корабли «Ростислав», «Европа», «Не тронь меня» и «Саратов», фрегаты «Надежда Благополучия» и «Африка» и бомбардирский корабль «Гром». Этому отряду под общим командованием С.К. Грейга надлежало войти в Чесменскую бухту и, вступив в бой с неприятельским флотом, вызвать смятение на турецких кораблях, отвлечь их внимание на себя, открыв этим дорогу брандерам.
Хотя четвертый брандер мичмана Гагарина можно было уже не посылать, он все же был послан. Гагарин поджег его на полпути и, пересев в шлюпку, поспешил выбраться в безопасное место.
После этого корабли Грейга возобновили огонь – но это было уже излишним, турецкий флот погибал и без этого. Сам Грейг записал в «Собственноручном журнале»: «Пожар турецкого флота сделался общим к трем часам утра. Легче вообразить, чем описать ужас и замешательство, овладевшие неприятелем! Турки прекратили всякое сопротивление даже на тех судах, которые еще не загорелись. Большая часть гребных судов затонула или опрокинулась от множества людей, бросавшихся в них. Целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду, поверхность бухты была покрыта бесчисленным множеством несчастных, спасавшихся, топя один другого. Немногие достигали берега, цели отчаянных усилий. Страх турок был до того велик, что они оставляли не только суда, еще не загоревшиеся, и прибрежные батареи, но даже бежали из замка и города Чесмы, оставленных уже гарнизоном и жителям».
Пожар турецкого флота и взрывы кораблей продолжались до 10 часов утра. К этому времени вода в бухте представляла собой густую смесь пепла, грязи, обломков и крови.
После победы Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию ее Президенту графу Чернышову:
Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи.
Чесма была высшим достижением Г.А. Спиридова и крупнейшим успехом за время Архипелагской экспедиции. В развитие этого успеха Спиридов предлагал немедленно, пока враг не опомнился, двинуть флот к проливам и через Дарданеллы, Мраморное море и Босфор выйти в Черное море. С этим планом были согласны все моряки, однако Орлов настоял на своем, и к Дарданеллам отправился Д. Эльфинстон с задачей блокировать их и не допустить подвоза подкреплений к острову Лемнос, где главные силы русских осаждали крепость Пелари. Эльфинстон с поставленной задачей не справился, более того, разбил на камнях самый большой русский корабль «Святослав». Лишь после этого Орлов отрешил его от командования и отправил в Россию. В своем приказе он писал: «Необходимые нужды для пользы службы Ее Императорского Величества принудили меня отделенную эскадру господина контр-адмирала Эльфинстона соединить с эскадрой, под моим ведением находящейся, и препоручить обе в точную команду его высокопревосходительства господина адмирала Григория Андреевича Спиридова, о чем господа начальники судов да будут известны».
В начале 1771 г. Г.А. Спиридов принял в русское подданство 18 островов Архипелага, причем мечтал сохранить некоторые из них за Россией и по окончании военных действий. По его мнению, англичане или французы «не один миллион червонцев с радостью бы дали» за обладание такой военной базой в Средиземном море, как Парос и порт Ауза. К сожалению, соображения Г.А. Спиридова не заинтересовали ни А.Г. Орлова, ни П.А. Румянцева, возглавлявших русскую делегацию на переговорах о мире…
Но оставаться в Архипелаге до победы Г.А. Спиридов не смог: его болезни снова обострились, и летом 1773 г. он подал в отставку, жалуясь на постоянные припадки и головные боли. А.Г. Орлов поддержал его просьбу. Было ли это сделано из неприязненных чувств? Едва ли. Главнокомандующий всегда давал о Спиридове самые лестные отзывы, несмотря на все трения между ними по конкретным вопросам. Скорее всего, состояние здоровья адмирала действительно оставляло желать лучшего, а острая нужда в его талантах уже отпала, так что можно было позволить ему покинуть флот. В феврале 1774 г. Спиридов, сдав эскадру вице-адмиралу А.В. Елманову, отбыл в Россию. Отставка была почетной: за многолетнюю безупречную службу и исключительные заслуги адмиралу оставили по день смерти «полное жалование его чина».
Однако в историю русской военной славы Григорий Андреевич Спиридов навсегда оказался вписан рядом с А.Г. Орловым:
СМЫКОВ Е. В., к.и.н., доцент Саратовского госуниверситета