специалист по реабилитационной работе в социальной сфере код по окз
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере код по окз
Социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации
Социальная реабилитация и абилитация несовершеннолетних лиц
Социальная реабилитация и абилитация лиц трудоспособного возраста
Социальная реабилитация и абилитация лиц пенсионного возраста
Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации
Организация реабилитационного (абилитационного) случая и управление им
Планирование, координация и оценка реабилитационных (абилитационных) мероприятий, управление реабилитационными (абилитационными) мероприятиями
Консультирование специалистов организаций социальной сферы
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Специалист по социальной реабилитации
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения
Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Код ОКЗ: 2635
Специалисты в области организации и ведения социальной работы
Специалисты в области организации и ведения социальной работы
Специалисты в области организации и ведения социальной работы обеспечивают рекомендации и указания для отдельных лиц, семей, групп, сообществ и организаций в ответ на социальные и личные проблемы. Они оказывают содействие клиентам в развитии навыков и получении доступа к ресурсам и службам помощи, необходимым для решения проблем, возникающих вследствие безработицы, бедности, инвалидности, пагубных привычек, преступного и противоправного поведения, супружеских и других проблем.
В их обязанности входит:
— проведение бесед с клиентами на индивидуальной основе, с участием их семей или коллективных бесед, с целью оценки сложившейся ситуации и проблем и выяснения, в какого рода услугах есть необходимость;
— анализ ситуации клиентов и предложение им альтернативных подходов к решению проблем;
— подготовка историй болезни или отчетов для передачи в суд или для осуществления других процессуальных действий;
— обеспечение консультаций, лечения и посреднических услуг, а также проведение групповых мероприятий с целью содействия клиентам в развитии навыков и понимания, необходимых для решения их социальных и личных проблем;
— планирование и реализация программ помощи клиентам, включая вмешательство в кризисные ситуации и направление к агентствам, оказывающим финансовое содействие, юридическую помощь, предоставляющим жилье, медицинскую помощь и другие услуги;
— расследование случаев злоупотребления или небрежения и принятие мер для защиты детей и других лиц, подверженных риску;
— работа с правонарушителями во время и после исполнения наказания с целью помочь им интегрироваться в сообщество и изменить свое отношение и поведение для недопущения дальнейших нарушений;
— предоставление рекомендаций начальникам тюрем и комиссиям по условному заключению и досрочному освобождению, чтобы помочь им определить, подлежит ли правонарушитель взятию под стражу, освобождению из заключения или альтернативным исправительным мерам, и если подлежит, то на каких условиях;
— защита и лоббирование интересов групп клиентов в сообществах с целью решения проблем, затрагивающих их интересы;
— разработка профилактических программ и мер вмешательства в соответствии с нуждами сообществ;
— поддержка связи с другими органами социального обеспечения, образовательными учреждениями и медицинскими работниками, имеющими отношение к клиентам, для предоставления информации и получения ответов о ситуации и состоянии дел у клиента.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Консультант по вопросам семьи и брака
Консультант по проблемам детей и молодежи
Специалист по социальной работе
Специалист службы социальной защиты населения
Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:
Код ОКЗ: 3412
Социальные работники
Социальные работники
Социальные работники осуществляют администрирование и реализацию программ социальной помощи, предоставление общественных услуг и оказывают помощь клиентам для решения их личных и социальных проблем.
В их обязанности входит:
— сбор информации, имеющей отношение к потребностям клиентов и оценка их соответствующих навыков, сильных сторон и недостатков;
— оказание помощи лицам с ограниченными возможностями и пожилым людям с целью получения ими необходимых услуг и улучшения их способности адаптироваться в обществе;
— оказание помощи клиентам для определения возможных вариантов и разработки планов действий, обеспечивая им при этом необходимую поддержку;
— оказание помощи клиентам с определением и обеспечением доступа к общественным ресурсам, включая юридическую, медицинскую и финансовую помощь, жилье, занятость, транспорт, помощь в передвижении, детский сад и другие услуги;
— консультирование лиц, проживающих в детских домах и интернатах, контроль за их деятельностью и оказание помощи в довыпускном и выпускном планировании их дальнейшей жизни;
— участие в отборе и приеме клиентов к участию в соответствующих программах;
— предоставление помощи при критических ситуациях и услуг по предоставлению временного жилья;
— помощь в приобретении профессии и трудоустройстве, привлечение к программам по профилактике и лечению наркомании, программам управления поведением, молодежным и другим общественным и социальным программам под руководством специалистов-профессионалов в области социальной работы или здравоохранения;
— оказание помощи в оценке эффективности принимаемых мер и программ, мониторинг и ведение отчетности о работе с клиентами;
— поддержание контактов с другими социальными службами, школами и учреждениями здравоохранения, связанных с предоставлением информации о клиентах, и для получения обратной связи от клиентов для оценки изменений в общей ситуации.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Инструктор по формированию жизненных навыков
Работник кризисного центра
Работник по обслуживанию инвалидов
Работник семейной службы
Работник службы социальной поддержки
Руководитель центра психологической поддержки для женщин
Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере код по окз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (подготовлен Минтрудом России 11.07.2017)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».
Министр | М.А. Топилин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от «__» ______201__ г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере*(1)
Социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых | ||
---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой |
---|
1341 | Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми | 1345 | Руководители служб и подразделений в сфере образования |
---|---|---|---|
1343 | Руководители служб по уходу за престарелыми | 1344 | Руководители служб в сфере социальной защиты и социального обеспечения |
2634 | Психологи | 2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
(код ОКЗ*(2)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.20 | Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым |
---|---|
87.30 | Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 | Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
(код ОКВЭД*(3)) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации | 6 | Социальная реабилитация и абилитация несовершеннолетних лиц | A/01.6 | 6 |
Социальная реабилитация и абилитация лиц трудоспособного возраста | A/02.6 | 6 | |||
Социальная реабилитация лиц пожилого и старческого возраста | A/03.6 | 6 | |||
B | Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации | 7 | Организация и управление реабилитационным случаем | B/01.7 | 7 |
Планирование, управление, координация и оценивание реабилитационной помощи | B/02.7 | 7 | |||
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы | А/03.7 | 7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2634 | Психологи |
2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы | |
ОКПДТР*(6) | 23538 | Консультант по профессиональной реабилитации инвалидов |
26591 | Специалист по реабилитации инвалидов | |
25883 | Психолог | |
26588 | Специалист по социальной работе | |
ОКСО*(7) | 5.37.03.01 | Психология |
5.39.03.02 | Социальная работа | |
6.44.03.02 | Психолого-педагогическое образование | |
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование |
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
3.1.3. Трудовая функция
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 1341 | Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми |
1343 | Руководители служб по уходу за престарелыми | |
1344 | Руководители служб в сфере социального обеспечения | |
ОКСО | 5.37.04.01 | Психология |
5.39.04.02 | Социальная работа | |
6.44.04.02 | Психолого-педагогическое образование | |
6.44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование | |
5.37.05.01 | Клиническая психология | |
6.44.05.01 | Педагогика и психология девиантного поведения |
3.2.1. Трудовая функция
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Планирование, управление, координация и оценивание реабилитационной помощи | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка направлений, планирование деятельности учреждений по предоставлению реабилитационных (абилитационных) услуг |
---|---|
Постановка целей и разработка стандартов предоставления реабилитационных (абилитационных) услуг | |
Координация и управление реализацией реабилитационных (абилитационных) программ | |
Руководство и координация распределения трудовых ресурсов, координация профессионального развития работников | |
Консультирование органов государственной власти о мерах по улучшению здоровья, услугах и средствах обеспечения благополучия | |
Взаимодействие с органами управления, представителями общественности и соответствующими учреждениями для обсуждения вопросов сотрудничества и координации деятельности, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия | |
Подготовка или организация подготовки отчетности и иной профессиональной документации | |
Представительство от имени организации на переговорах с другими учреждениями, на съездах, семинарах, общественных слушаниях и форумах | |
Необходимые умения | Анализировать и применять государственные кодексы, а также разрабатывать процедуры исполнения соответствующих кодексов и законов |
Разрабатывать и реализовывать реабилитационные (абилитационные) программы | |
Отбирать соответствующий инструментарий, средства и методы оценки и контроля качества и безопасности оказания реабилитационных услуг | |
Осуществлять руководство, контроль и оценку работы специалистов и персонала учреждения | |
Оценивать результаты реализации программ реабилитации (абилитации), социального сопровождения | |
Подготавливать и вести учет, составлять отчеты о проделанной работе | |
Необходимые знания | Современные стандартные требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационных (абилитационных) услуг в социальной сфере |
Организация междисциплинарной реабилитационной команды, методы продуктивного командного взаимодействия, курирования и координирования работы команды | |
Критерии оценки эффективности реализации реабилитационных (абилитационных) программ, программ социального сопровождения | |
Методы подбора, оценки квалификации и аттестации персонала | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции | |
Экономические, правовые, организационные основы различных видов обязательного государственного и негосударственного страхования и процедуры их оформления, возможности использования для целей и задач реабилитации | |
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия | |
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования | |
Методы и технологии управления социальными рисками | |
Основы делопроизводства и документооборота | |
Другие характеристики | Правила профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Консультирование специалистов учреждений социальной сферы | Код | А/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов для специалистов учреждений социальной сферы по вопросам ведения реабилитационных случаев, эффективной организации труда |
---|---|
Консультирование и супервизия деятельности специалистов учреждений социальной сферы, профессиональная поддержка членов реабилитационных команд, участвующих в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Ведение профессиональной документации | |
Необходимые умения | Владеть основными методами супервизии, выстраивать модели ее организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями специалистов и применять на практике принципы, методы и приемы эффективной супервизии |
Наблюдать и оценивать эффективность деятельности специалиста, правильность выполнения процедур и методов в соответствии с принятыми (действующими) стандартами, регламентами и организационными требованиями | |
Определять уровень квалификации специалиста, уровень владения им практическими навыками, оценивать качество его знаний | |
Предоставлять специалисту информацию, способствующую повышению уровня его квалификации и качества реабилитационной помощи | |
Применять на практике методы обучения взрослых, коучинга, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания | |
Выделять в работе специалистов малопродуктивные области профессиональной деятельности, аккумулировать усилия специалистов по их совершенствованию | |
Необходимые знания | Принципы, методы, виды, процедуры и эффективные практики супервизии в психологии, социальной работе, администрировании и смежных областях |
Методы, способы и эффективные практики оценки знаний, умений и ценностного отношения к своей работе специалистов социальной сферы | |
Методологические подходы, методики и эффективные практики обучения взрослых, индивидуального наставничества, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания | |
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции | |
Другие характеристики | Правила профессиональной этики |
4.1. Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), город Москва | |||
---|---|---|---|
Ректор | Рубцов Виталий Владимирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
*(2) Общероссийский классификатор занятий
*(3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
*(4) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
*(5) Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
*(6) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(7) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Разработан проект профстандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».
Пропишут трудовые функции. В частности, специалист занимается социальной реабилитацией и абилитацией несовершеннолетних и лиц трудоспособного возраста. На него возложена социальная реабилитация лиц пожилого и старческого возраста. Он планирует, координирует и оценивает реабилитационную помощь, консультирует специалистов учреждений социальной сферы.
Установят требования к образованию, обучению, к опыту практической работы.