специалист по льготам и компенсациям код окз
Специалист по оплате труда, компенсациям и льготам (6-й уровень квалификации)
Совет по профессиональным квалификациям:
Профессиональный стандарт:
Реквизиты профессионального стандарта:
Приказ Минтруда России от 06.10.2015 № 691н
Уровень (подуровень) квалификации:
Наименования ТФ:
Дополнительные сведения:
Документы для прохождения профессионального экзамена:
Срок действия свидетельства:
Дополнительные характеристики:
Квалификационное требование:
Вид профессиональной деятельности:
Управление персоналом организации
Сведения об оценочных средствах:
г Москва, проезд Рощинский 2-й, д 8 стр 4
г Москва, ул Олеко Дундича, д 23
г Москва, пр-кт Мира, д 119, павильон «Арт», выставочного зала «Профориентация», помещения № 1.43
г Москва, пр-кт Мира, д 119, павильон «Арт», выставочного зала «Профориентация», помещения № 1.43
Title
Продолжая пользование настоящим сайтом, Вы выражаете своё согласие на использование cookie и обработку данных в соответствии с Политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Продолжая пользование настоящим сайтом, Вы выражаете своё согласие на использование cookie и обработку данных в соответствии с Политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Профессия специалист по компенсациям и льготам
В настоящее время существует широкий спектр представлений о том, кто такой специалист по льготам и компенсациям, какими знаниями и умениями он должен обладать, и что входит в его обязанности. Представим эту новую профессию с точки зрения 1) самих специалистов, 2) работодателей и 3) требований европейских стандартов.
Планирование фонда оплаты труда, управление выплатами сотрудникам, расчет заработной платы достаточно долго находились в зоне ответственности специалистов планово-экономических отделов, отделов финансового анализа и бюджетирования (в некоторых компаниях эта традиция сохраняется и по сей день). Специалисты по управлению персоналом относительно недавно стали принимать реальное участие в решении вопросов, связанных с планированием расходов на заработную плату, формированием политики льгот и компенсаций.
В зависимости от специфики и размеров компании задачи управления выплатами могут входить как в обязанности HR-генералиста наряду с другими HR-функциями, так и возлагаться на сотрудника, специализирующегося только на этих направлениях. Название должности будет существенно отличаться в зависимости от того, какой функционал (аналитика, администрирование соцпакета, мотивационная политика или другое) считается приоритетным в работе этого специалиста.
На рынке труда встречаются следующие названия вакансий специалистов направления C&B:
а также англоязычные варианты:
Специалисты C&B, как правило, работают в крупных торговых или производственных компаниях, банках, компаниях — операторах мобильной связи. По мнению работодателей, в обязанности таких специалистов входит работа по следующим направлениям:
Помимо достаточного опыта работы на подобной должности, к кандидатам предъявляют следующие требования:
Кроме унифицированных требований в описаниях вакансий встречаются и специальные:
В перечень личностных качеств, умений и навыков для специалистов в сфере льгот и компенсаций обычно входят:
Обобщая вышесказанное, отметим, что в задачи специалиста по компенсациям и льготам может входить большое количество направлений, включающее разработку и внедрение компенсационной и мотивационной политик; анализ и совершенствование системы оплаты труда; грейдирование должностей; оценка персонала; программы социальной защиты; участие в обзорах зарплат и других исследованиях.
Поскольку в разных компаниях во главу угла ставятся различные направления C&B, а требования к образованию занятых на этих должностях людей пока не стандартизированы на государственном уровне, существует большой разброс уровня квалификации и практических навыков данных специалистов.
При отсутствии отечественных стандартов для этой должности можно обратиться к стандартам международным.
Специалист по льготам, компенсациям и развитию в соответствии с европейскими стандартами имеет:
В его функционал входят:
Специалист по C&B: требования и ожидания рынка
HR-сфера
Спрос
Предложение
Мотивация, премирование, расчет заработной платы
• Разработка, внедрение, контроль функционирования системы оплаты труда в компании
• Обеспечение соответствия системы оплаты труда действующему законодательству
• Разработка системы премирования, в том числе на основе ключевых показателей эффективности (KPI)
• Разработка KPI по подразделениям и должностям
• Разработка «коридоров» заработных плат, компенсационного пакета, системы бонусов, льгот и премий
• Расчет премий для сотрудников
• Сопровождение процессов начисления зарплаты
• Формирование тарифных ставок на сдельные и повременные работы
• Отслеживание бизнес-процессов в компании для корректировки компенсационных систем
• Разработка стратегии и политики компании в области компенсаций и льгот
• Разработка, утверждение и внедрение системы оплаты труда, мотивационных программ, компенсационных пакетов
• Разработка бонусных систем для различных категорий персонала
• Отслеживание бизнес-процессов в компании для корректировки компенсационных систем
• Разработка краткосрочных и долгосрочных программ по мотивации и удержанию сотрудников
• Администрирование систем оплаты труда и премирования
• Контроль соблюдения процедур оплаты компенсаций и доплат, контроль фактических выплат
• Разработка и корректировка тарифных сеток.
• Расчеты:
– премий (ежемесячные, ежеквартальные, единовременные), в том числе на основе KPI и/или системы грейдов
– бонусов, компенсаций, льгот
– региональных коэффициентов оплаты
Бюджетирование и контроль затрат на персонал
• Планирование, формирование и анализ расходования фонда оплаты труда по категориям персонала и видам оплаты, уровню заработной платы по участкам и профессиям с учетом достигнутых показателей работы подразделения
• Составление, согласование, контроль исполнения бюджета расходов на персонал
• Разработка мероприятий по оптимизации затрат на оплату труда
• Расчет ФОТ и налоговой нагрузки на него
• Бюджетирование и контроль затрат на персонал (годовой бюджет)
• Расчет фонда оплаты труда и создаваемого резерва на выплату отпускных и годовой премиальной выплаты
• Подготовка аналитических записок и отчетов для руководства в части ФОТ, бюджетирования
• Разработка бизнес-плана предприятия в части затрат на оплату труда и социальные льготы
• Внедрение системы отчетности об использовании HR-бюджета
• Сопровождение процесса бюджетирования в компании
• Составление рекомендаций и координация фонда оплаты труда компании и других затрат, связанных с персоналом
• Планирование бюджета компании по направлениям мотивации и корпоративной культуры
Нормирование, численность, график работы
• Расчет штатной численности, формирование штатного расписания, контроль численности
• Разработка режимов труда и отдыха, графиков работы
• Участие в разработке и контроль проведения мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, использованию рабочего времени и соблюдению режима загрузки персонала. Проверка табелей учета рабочего времени
• Организация и проведение фотохронометражных наблюдений, обработка и анализ полученных данных
• Формирование методологии нормирования процессов на предприятии
• Выявление резервов роста производительности труда; введение в действие новых нормативов
• Нормирование производственных процессов и тарифицирование видов работ
• Ведение учета выполнения норм по продукции и предприятия в целом
• Планирование и оптимизация численности персонала
• Анализ и оценка структуры и численности персонала, подготовка аналитических записок для руководства, разработка организационной структуры
• Анализ эффективности использования рабочего времени
• Контроль ведения учета рабочего времени сети
• Расчет фонда рабочего времени, разработка графиков рабочих смен
Оценка, грейдирование, исследования, обзоры
• Проведение обзоров рынка труда по различным направлениям, анализ уровней зарплат и компенсационного пакета
• Контроль изменений экономических показателей (потребительская корзина, безработица и уровень инфляции)
• Участие в обзорах заработных плат и компенсаций внешних провайдеров
• Проведение опросов с целью выявления конкурентоспособности действующей в компании системы оплаты труда по сравнению с другими предприятиями в данном секторе рынка
• Разработка системы грейдирования должностей; оценка должностей по принятой системе грейдов
• Анализ эффективности действующих систем оплаты труда
• Составление аналитической отчетности, основанной на результатах исследований
• Участие в процедурах оценки эффективности деятельности сотрудников подразделения
• Проведение и анализ обзоров рынка труда. Сравнительный анализ внутренней практики компании в области компенсаций и льгот с ситуацией на рынке труда. Подготовка предложений по внесению изменений в структуру компенсационного пакета.
• Подготовка документов для проведения аттестации рабочих мест. Оценка результатов трудовой деятельности работников
• Проведение исследований вовлеченности сотрудников
• Анализ организационной структуры компании и разработка предложений по ее оптимизации
• Подготовка информации для участия в обзорах заработных плат внешних провайдеров
• Описание, анализ, оценка должностей, грейдирование, установление разрядов для рабочих
Страховые, пенсионные и другие социальные программы
• Разработка и администрирование социального пакета для сотрудников компании (различные виды страхования, пенсионная программа, оплата питания, компенсация за использование личного автомобиля, мобильного телефона и т. д.)
• Сопровождение базы данных по компенсационным пакетам
• Организация взаимодействия со страховыми компаниями
• Организация оформления путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников
• Разработка и внедрение социальной политики компании (медицинское страхование, льготное кредитование, организация отдыха сотрудников)
• Расчет корпоративных пенсий, тесное сотрудничество с негосударственным пенсионным фондом
• Учет и анализ выплат социального характера
• Проведение тендера и контроль за администрированием программ страхования (ДМС, страхования жизни, НПФ, транспорт)
• Оказание помощи работникам при выборе страховщика по ОПС (обязательное пенсионное обеспечение)
• Курирование вопросов в рамках договора ДМС, взаимодействие со страховой компанией и лечебными учреждениями, ведение базы договоров, формирование списков на открепление и прикрепление, подготовка расчетов, отслеживание платежей
• Оформление справок сотрудникам, бывшим работникам и пенсионерам по сведениям из архива для предоставления в пенсионный фонд, по требованию
• Проведение разъяснительной работы по порядку оформления государственной пенсии, предоставление необходимых справок, копий, документов, консультирование работников
Автоматизация кадровых процессов и процедур
Оптимизация операций и написание технических заданий по автоматизации учета расчетов с персоналом, разработанных мотивационных программ, поддержке штатного расписания и других кадровых процедур (Oracle, Boss-Кадровик, 1С: Предприятие). Тестирование, внедрение новых процедур, администрирование
Делопроизводство, учет и отчетность; разработка нормативных документов
• Составление отчетов по численности и оплате труда персонала, ведение ежемесячной статистической отчетности, подготовка необходимой отчетности и аналитических справок по заданию руководства, подготовка аналитической информации по компенсациям
• Кадровое сопровождение приема, перевода, увольнения, оформления отпусков и больничных листов сотрудникам подразделения
• Составление и актуализация штатного расписания
• Ведение учета показателей по труду и зарплате
• Организация учета использования рабочего времени в подразделениях и контроль правильности оформления первичной документации (табели, рапорты, наряды и т. д.)
• Координация и организация процесса предоставления внутренней и внешней отчетности, консолидация отчетной информации подразделения
• Администрирование трудовых договоров
• Разработка положений о компенсациях и льготах
• Разработка должностных и рабочих инструкций
• Оформление документов на прием, увольнение, перевод, отпуск; оформление больничных листов; создание и учет кадровой документации (приказы, учет трудовых книжек и т. д.). Ведение табельного учета и учета численности. Ведение и учет личных карточек
• Составление и оформление трудовых договоров (контрактов)
• Получение разрешительных документов для работы иностранцев
• Работа со штатным расписанием, подготовка и проведение изменений в ШР, изменение оргстуктуры в автоматизированной системе учета (АСУ)
• Контроль за перечислением зарплаты, налогов, сдачи отчетов в налоговую инспекцию и социальные фонды
• Внедрение новой документации для повышения эффективности сбора, контроля и анализа данных о зарплате
• Подготовка приказов об оплате труда, премировании, установлении персональных надбавок работникам, материальной помощи; внесение данных о премировании в АСУ
• Организация заключения и сопровождение коллективного договора
• Учет и анализ показателей по труду и заработной плате
• Составление статистической и внутренней аналитической отчетности, HR-статистика. Составление ежемесячных отчетов по труду, соблюдению правил внутреннего трудового распорядка, а также в разрезе мотивации и корпоративной культуры.
• Аудит службы управления персоналом; помощь в проведении аудиторских проверок для службы внутреннего контроля и внешних аудиторов
• Разработка и совершенствование положений об оплате труда и премировании, внутренних нормативных актов, политик и процедур, связанных с материальным и нематериальным стимулированием
• Оказание методической помощи в разработке положений о структурных подразделениях. Разработка должностных инструкций
СЗВ‑ТД: новые правила заполнения
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
С 1 июля 2021 года должна была обновиться форма СЗВ-ТД, но что-то пошло не так. Расскажем, с какого периода по-новому заполнять отчет, где брать коды выполняемой функции и как искать в ОКЗ подходящий код
Новая форма СЗВ-ТД
С 1 июля при попытках представить отчет по новой форме работодатели в программах электронного документооборота видели информационное сообщение «Данный документ не прошел проверку well-formed». При получении такого сообщения работодателям рекомендовано повторить отправку формы СЗВ-ТД в старом формате.
Важно: СЗВ-ТД по новой форме начнем представлять в ПФР с 1 августа 2021 года.
Напомним основные изменения, которые были внесены в форму СЗВ-ТД еще Постановлением Правления ПФ РФ от 27.10.2020 № 769п:
Общероссийский классификатор занятий принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2020-ст, его можно найти в справочных правовых системах или на сайте Минтруда.
При каких кадровых мероприятиях нужно указывать код выполняемой функции?
В нормативных правовых актах и официальных разъяснениях Пенсионного фонда нет ответа на этот вопрос.
Сейчас используется два подхода:
Как заполнять код выполняемой функции с 1 августа 2021 года?
В графе «Код выполняемой функции» указываем кодовое обозначение занятия, соответствующее занимаемой должности (профессии), виду трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте при исполнении трудовых функций (работ, обязанностей)
Код состоит из пяти цифровых знаков в формате «XXXX.X», где:
Где брать коды выполняемой функции?
Обратите внимание, что в ОКЗ указаны не названия должностей, а перечень классификационных группировок занятий и их описания, что усложняет поиск подходящих кодов.
Общая схема кодирования в ОКЗ имеет вид: XXXX.X, где:
Код «ХХХХ» наименования группы занятий подразумевает наличие четырех групп и указывает на принадлежность к основной группе — подгруппе — малой группе — начальной группе.
В качестве признаков классификации в ОКЗ приняты уровень квалификации и специализация, требуемые для определенного занятия.
Первая цифра четырехзначного кода показывает, к какой основной группе относится занятие, всего в классификаторе 10 групп:
2 — Специалисты высшего уровня квалификации
3 — Специалисты среднего уровня квалификации
4 — Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 — Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
6 — Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
7 — Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий
8 — Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители
9 — Неквалифицированные рабочие
Вторая цифра в четырехзначном коде указывает на подгруппу внутри основной группы.
Она означает принадлежность занятий к сфере или области деятельности и отражает специфику занятий (по области требуемых знаний, особенностям технологических процессов, используемым машинам и инструментам, обрабатываемым или используемым материалам, видам производимых товаров или услуг).
Пример: 22 — Специалисты в области здравоохранения, 23 — Специалисты в области образования, 24 — Специалисты в сфере бизнеса и администрирования
Третья цифра просто указывает на принадлежность к малой группе внутри подгруппы.
Пример: 232 — Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, 235 — Другие специалисты в области образования, 241 — Специалисты по финансовой деятельности
Четвертая цифра показывает на принадлежность к начальной группе внутри малой группы.
Для заполнения кода выполняемой функции в форме СЗВ-ТД нас интересует только четырехзначный код с пятым контрольным числом. Контрольное число берем из второй графы ОКЗ, самостоятельно мы его не рассчитываем.
Пример: для специалистов по кадровому делопроизводству код для заполнения «Кода выполняемой функции» в СЗВ-ТД будет 4416.6.
Как искать в ОКЗ подходящий код?
Единого алгоритма поиска кода для всех должностей, профессий и специальностей нет.
В каких-то случаях можно будет искать просто по названию должности, задавая в поисковике к классификатору, например, общие слова: уборщик, бухгалтер и т.д.
Для большинства трудовых функций должность и функция все-таки не совпадают по названию с ОКЗ, но в комментариях к классификатору для каждого кода есть примеры должностей.
Примеры
В подгруппе 4416 «Служащие по ведению кадровой документации» названы:
В подгруппе 9111 «Домашняя прислуга и уборщики» названы:
Также приведены некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:
Например, при описании начальной группы «2423 Специалисты в области подбора и использования персонала» указано, что в обязанности специалистов входит: консультирование и разработка методов анализа работ и занятий в таких областях, как управление персоналом, изучение и планирование трудовых ресурсов, обучение, информация по профессиям и профориентация. То есть можно сопоставлять обязанности наших работников с описанием обязанностей из Общероссийского классификатора занятий.
Например, работодателю сложно сориентироваться, какие коды будут подходить для электриков в службах ЖКХ.
Примечание: при поиске через профстандарты, принятые в 2014 году, можно столкнуться с тем, что в группе занятий будут ссылки на утративший силу ОКЗ 1993 года. В этом случае можете воспользоваться Таблицей соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93, которую подготовил Минтруд.
Код из ОКЗ для руководителей и главных бухгалтеров
Обратите внимание: всех руководителей мы ищем в первой основной группе:
Можно пробовать комбинировать разные подходы к поиску необходимого вам кода из ОКЗ.
Как определить код выполняемой функции, если в трудовые обязанности работника входит функционал по разным должностям
В этой ситуации классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности:
Пояснение: если при этом функции, такие как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п., не доминируют.
Пояснение: полагаем, что в этом случае работодателям следует самостоятельно определять код выполняемой функции по принципу приоритетности, то есть выбирать тот код, которому соответствует больший уровень квалификации или больший объем и содержание функционала из выполняемых работником обязанностей.
Контрольные точки для работодателей по заполнению СЗВ-ТД по новым правилам
Хотите знать больше? Подключайтесь к семинару Евгении Конюховой «Электронные трудовые книжки в 2021 году. Особенности работы и представления СЗВ‑ТД». Семинар для тех, кто хочет разобраться в новых правилах подготовки СЗВ-ТД. Эксперт рассказывает о новых законодательных требованиях и разберет их на практических ситуациях.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Ключевые тезисы. Что надо знать про СЗВ-ТД. Изменения 1.2 МБ
Специалист по льготам и компенсациям код окз
Одни из наиболее редких, востребованных и высокооплачиваемых специалистов среди HR — это специалисты в сфере компенсаций и льгот и организационного развития. Кратко обычно они называются Comp&Ben или C&B&OD, от английского Compensations and benefits, organization development — в буквальном переводе «компенсации и льготы и организационное развитие».
Поговорим о профессиональном развитии в этой области управления персоналом: как становятся специалистами по C&B, какие функции выполняют и какими знаниями и инструментами им нужно владеть.
Тем не менее, в общем и целом круг задач C&B такой:
Управление совокупным вознаграждением сотрудников компании
Подразделяется на управление постоянной (оклад, тарифная ставка) и переменной (премии, бонусы, доплаты и надбавки) частями оплаты труда.
В области управления постоянной частью оплаты труда распространены системы грейдов (например, на основе разработок Hay Group, Mercer, Whatson Wyatt или собственные разработки компании), тарифные системы оплаты труда.
В области работы с переменным вознаграждением — это премирование на основе ключевых показателей эффективности (KPIs, КПЭ), проектное премирование и вообще — в общем, все виды премий.
Иногда как отдельное направление выделяется управление вознаграждением топ-менеджеров компании. Сюда могут входить опционные программы, программы долгосрочного премирования.
Управление льготами
Сюда входит формирование социального пакета, обеспечение сотрудников разными видами страхования, компенсация занятий спортом, компенсация питания и проезда и т.д.
Организационный дизайн
В этот блок входят вопросы разработки организационных структур компании и отдельных подразделений, распределение функционала между подразделениями и отдельными сотрудниками, закрепление функционала в положениях и должностных инструкциях. Вся эта работа проводится в тесном взаимодействии с руководством компании и руководителями подразделений. C&B может здесь выступать в роли консультанта, методолога.
Управление численностью персонала, нормирование труда
Вопрос, тесно связанный с планированием фонда оплаты труда, затрат на персонал, а также планов по подбору и ротации персонала.
Формирование и ведение бюджета затрат на персонал компании
Обычно подразделение компенсаций и льгот не только планирует ФОТ, но и консолидирует бюджет затрат на персонал по всем статьям HR.
В C&B и оргразвитие приходят люди с разным образованием — от лингвистического до математического. Многие знания добираются на практике, специализированных курсах или через дополнительное образование.
Для успешной работы в этой области обязательно знать: