спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Ханума

Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова

И з статьи Оксаны Мерзликиной «Ханума» в газете «Московская правда» (2010 г.):

Спектакль по пьесе Авксентия Цагарели «Ханума». Комедия написана грузинским драматургом более ста лет назад. Она неоднократно воплощалась: сначала на сцене драматического театра, потом музыкального, потом появилась на киноэкране. Пожалуй, все воспринимают ее не просто как водевиль с куплетами, а как настоящий своеобразный мюзикл с песнями, танцами и пантомимой. Музыка народного артиста Грузинской ССР Гии Канчели, написанная в 1973 году к спектаклю АБДТ им. А.М. Горького, вполне популярна и узнаваема. Особенно после того, как на всю страну была показана телеверсия «Ханумы».

Из статьи Евгения Авраменко «Артисты товстоноговской «Ханумы» поздравили «Мастерскую» с премьерой» в арт-журнале «Около» (2012 г.):

В театре подсчитали, что 2012 год объединил несколько круглых дат, связанных с «Ханумой». В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти Цагарели — грузинского драматурга, режиссера и актера; 130 лет прошло с даты написания «Ханумы»; и, наконец, 40 лет назад состоялась премьера знаменитого спектакля БДТ.

У Товстоногова были прекрасные соавторы: музыку сочинил Гия Канчели, а пространство, в котором разворачивалось действие, оформил художник Иосиф Сумбаташвили. Его сценография была «фантасмагорией в духе Пиросмани». Как часть старинной атмосферы выступали кинто (это в Грузии мужчины, занимающиеся торговлей или без определенного занятия), в «Хануме» — безымянные персонажи, исполнявшие музыкальные номера и участвовавшие в перестановках, отчасти служители просцениума.

Конечно, в разговоре о «Хануме» нельзя не вспомнить самое начало спектакля, излюбленный момент театральных мемуаров. Голос самого Товстоногова, записанный на пленку, воскрешал строки грузинского романтика Орбелиани:

Только я глаза закрою — передо мною ты встаешь!

Только я глаза открою — над ресницами плывешь!

О, царица, до могилы я — невольник бедный твой…

Для русских артистов это явилось в каком-то смысле испытанием: соответствовать духу грузинской культуры, этому особому поэтическому восприятию мира. Но предложенная Товстоноговым игра в старину, веселая стилизация увлекала, затягивала и раскрепощала.

Интервью с Людмилой Макаровой в газете «Восточно-Сибирская правда» «Всех сводит с ума Ханума» (2003 г.):

Кто не знаком с Ханумой? Этой ролью прославилась блистательная, неподражаемая Людмила Макарова, петербургская актриса.

Спектакль, ставший классикой, театральным бестселлером, поставил выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Он долго шел в Ленинградском БДТ им. М. Горького, позже была сделана его телевизионная версия, и со знаменитой свахой познакомилась вся страна. Я посмотрела фильм по ТВ в Иркутске. А вскоре увидела народную артистку СССР Л. Макарову «живьем» — в спектакле-бенефисе «Дорогая Памела» на сцене ее родного БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Могла ли я не напроситься на интервью к актрисе-легенде? Шутка ли: Людмиле Иосифовне 82 года, и она 65 лет служит в театре! 34 года из них работала с Товстоноговым… Была женой знаменитого актера Ефима Копеляна…
Мы встретились в ее гримерке. Когда-то тут «царствовала» знаменитая Мария Александровна Призван-Соколова, любимая актриса Макаровой. Здесь есть и ее снимки…

— А среди «всего прочего», конечно, Ханума. Визитная карточка актрисы. Любимый спектакль. Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов разглядел Хануму!

— Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами… Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: «А когда «Ханума» будет?»

— Сколько вы ее играли?

— Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные события в нашем театре — один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян, потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались воспоминания. И до сих пор зрители смотрят «Хануму» по телевизору. Мне даже из Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели, я очень рада за вас.

Светлана Мазурова

Источник

Ханума (спектакль)

«Ханума» — музыкальный спектакль Ленинградского Большого драматического театра, поставленный режиссёром Георгием Товстоноговым в 1972 году. Спекталь был записан для телевидения в 1978 году.

Содержание

История спектакля

Взяв за основу классический водевиль «Ханума» Авксентия Цагарели, Георгий Товстоногов его переработал: текст актуализировали популярные в то время комедиографы Борис Рацер и Владимир Константинов, и конечно, в оригинальной версии не было стихов Григория Орбелиани, которые читает в спектакле сам Товстоногов. Воссоздание грузинского колорита было возложено на художника Иосифа Сумбаташвили, создавшего превосходные декорации старого грузинского города, и композитора Гию Канчели.

Сюжет

Действие происходит в конце ХIХ века в Тифлисе (Грузия), где соперничают две свахи — Ханума (Людмила Макарова) и Кабато (Валентина Ковель).

Старый князь Вано Пантиашвили (Владислав Стржельчик), пропивший и прогулявший всё, что можно и что нельзя, ищет богатую невесту, чтобы оплатить долги и выкупить заложенное имущество. Ханума подыскала ему не слишком молодую и, как позже выяснится, некрасивую невесту с приличным приданым — Гулико; князь знает невесту только по описаниям Ханумы (причём возраст её в этих описаниях постепенно увеличивается), но его интересует главным образом приданое.

Кабато сватает князю юную и прекрасную дочь купца из Авлабара [4] Микича Котрянца. Нувориш, сын бедного сапожника, Микич Котрянц мечтает выдать свою дочь Сону замуж за аристократа, чтобы получить доступ в высшее общество и ездить по городу в карете с гербом; в то же время он считает такой брак, независимо от возраста жениха, истинным счастьем и для самой Соны. Ради достижения своей цели он нанял дочери учителя — Котэ Пантиашвили (Геннадий Богачёв), племянника Вано, тоже князя, но об этом не знают ни Сона, ни её отец. Котэ обучает Сону французскому языку, пению, танцам, хорошим манерам, — за этими занятиями учитель и ученица уже давно полюбили друг друга.

Кабато убеждает князя Вано в том, что у Гулико никакого приданого нет, и приводит к нему Микича Котрянца. Дочь купца из Авлабара представляется князю не лучшей партией, но размеры приданого поражают его воображение. Князь и купец заключают предварительный договор, и Микич приглашает будущего зятя на смотрины.

Сона (Елена Алексеева) в отчаянии: она хочет выйти замуж за Котэ и ни за кого другого; Ханума, имеющая в этом деле свой интерес, берётся помочь влюблённым.

Когда, в отсутствие Микича, в его дом приезжает князь, перед ним, надев свадебное платье с фатой, скособочившись и сильно хромая, вместо Соны предстаёт Ханума. Шокированный как обликом невесты, так и её вульгарными манерами, князь в ужасе покидает дом, не дождавшись хозяина.

Вечером к князю Вано приходит Ханума и уговаривает его жениться на Гулико; тем временем мимо дома князя в фаэтоне проезждает юная красавица; это Сона, но Ханума выдаёт её за Гулико. Князь очарован, — если бы он с самого начала знал, что Гулико так юна и хороша собой. Он без колебаний подписывает брачный договор.

Решив сделать это в городской бане, Вано Пантиашвили созывает друзей, чтобы проститься с ними как подобает. Но самоубийство князя не входит в планы Ханумы; с её подачи Котэ объявляет, что готов пожертвовать собой ради любимого дяди и жениться вместо него на дочери Котрянца, — в конце концов, он тоже князь. От души сочувствуя племяннику, Вано принимает жертву.

В финале Микич Котрянц с радостью обнаруживает, что возлюбленный его дочери — самый настоящий князь, и притом, в отличие от дяди, не тунеядец и не пропойца; а князь Вано с огорчением узнаёт в невесте племянника свою Гулико, — в то время как истинная Гулико, на которой ему приходится жениться, оказывается пострашнее «каракатицы». За всеми этими событиями и Ханума находит себе достойного жениха в лице приказчика Микича, Акопа (Николай Трофимов), и передаёт своё дело неудачливой Кабато.

Действующие лица и исполнители

Стихи Григола Орбелиани («Мухамбази», 1861) в переводе Николая Заболоцкого читает Георгий Товстоногов.

Источник

Показом спектакля «Ханума» завершился 157-й сезон в тюменском драмтеатре. Похоже что труппа окончательно обжилась на новом месте. В репертуаре театра только один спектакль из созданных на старой сцене, а новые постановки учитывают технические возможности нового театра.

После смерти Цагарели в 1902 году его произведения почти забыли, однако «Ханума» остается в репертуаре грузинских театров. В 1972 году в ленинградском большом драматическом театре пьесу «Ханума» ставит Георгий Товстоногов, который несколько переработал ее сюжет, а русский текст и слова песен написали Борис Рацер и Владимир Константинов. Оригинальную музыку к спектаклю написал Гия Канчели. Спектакль, в котором роль Вано Пантиашвили играл Владислав Стржельчик, тепло принимался публикой, не сходил со сцены много лет. БДТ во время гастролей показывал этот спектакль и в Тюмени.

Вызывает недоумение подбор актеров на роли в спектакле.
Пусть заглавная роль Ханумы — безусловная удача молодой актрисы Эвилины Ризеповой. наблюдая за ее игрой даже забываешь, что Ханума написана для амплуа комичных старух. Повторюсь, Эвилина — молодая актриса, старух она поиграть еще успеет. Хорошо, трактуйте Хануму, как молодую, но перепишите ее диалоги, не отправляйте ее на пенсию, и замените ей партнера. Константин Антипин — актер еще не старый, но его комплекция делает его старше своих лет. Каждый актер играет свою роль очень хорошо, а дуэт не получается. Интересный дуэт мог бы получиться у актрис Ризепова — Игонина. Но молодая, начинающая сваха в темпераментном великолепном исполнении Игониной, все равно получается старше Ханумы, а надо наоборот! Если бы их поменяли ролями, уверен, что спектакль хуже бы не стал, и Антипину бы играть было проще.

Скобелев — актер любимый публикой, особенно женщинами. Многие его роли — несомненные актерские удачи, но Вано Пантиашвили не из их числа. У Сергея получается постаревший и погрузиневший Голохвастов. Если уж так хотелось занять Скобелева в этом спектакле, то можно было бы предложить ему другую роль, или переписать эту под молодого. Поверьте, молодость — недостаток, который с годами проходит. Пройдут годы, и очень скоро — лет через 20 — старики станут основой репертуара для Скобелева, и молодых ролей ему, пожалуй, уже никто не даст. А пока — играй молодых, пока сам молодой, Сережа!
После спектакля на сцену вышли все актеры тюменского театра — как занятые в спектакле «Хануме», так и не занятые в нем. Актеры посмотрели на зрителей, мы на актеров — мы похлопали, они поклонились и на сим расстались до сентября.

Источник

Спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Музыкальная комедия в двух действиях
на музыку Гии Канчели

Режиссер Георгий Цхвирава

Спектакль идет с одним антрактом

Продолжительность 2 часа 20 минут

Режиссер спектакля Георгий Цхвирава

Действующие лица и исполнители

Публикации о спектакле

Веселится и ликует Авлабар

Кто сказал, что взрослые люди не нуждаются в сказках? В их волшебной приключенческой атмосфере и подспудных нравоучениях, в переживаниях как бы понарошку, однако оставляющих взволнованность, след в душе. Главный режиссер Омской драмы Георгий Цхвирава расслышал, уловил эту потребность, выпустив музыкальную комедию «Ханума» Авксентия Цагарели, которая есть не что иное, как сказка для взрослых, полная жизнелюбия, озорства, игры с судьбой и покорения судьбе.

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Афиша

Спектакли

О театре

Проекты

Зрителям

Пн-чт с 9:00 до 18:00
Пт с 9:00 до 17:00
Перерыв на обед с 13:00 до 13:45

Правила продажи и возврата билетов

2. ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ТЕАТРАЛЬНЫХ БИЛЕТОВ

2.1. Покупатель может приобрести билеты на мероприятия в кассе театра по будним дням с 10:00 до 19:30 или за час до начала спектакля по адресу: г.Омск, ул.Ленина, 8а или на официальном сайте театра www.omskdrama.ru. Билет представляет собой документ установленной формы, содержащий информацию об условиях договора с потребителем. Билет содержит:
•а) наименование и вид услуги;
•б) время оказания услуги (время проведения мероприятия);
•в) место проведения мероприятия, а также место зрителя в зрительном зале;
•г) цена услуги
2.2. Наличие билетов на конкретные даты и мероприятия зритель может уточнить в кассе, по телефону
(3812) 24-40-65, а также на сайте Театра www.omskdrama.ru.
2.3. При покупке билетов зритель имеет право получить исчерпывающую информацию о театральной постановке, наличии льгот, правилах посещения Театра.
2.4. Оплачивая билет на мероприятие, проводимое Театром, Покупатель подтверждает факт заключения договора возмездного оказания услуг в сфере культуры с Театром, а также согласие с данными Правилами.
2.5. ПОКУПКА ЭЛЕКТРОННОГО БИЛЕТА НА САЙТЕ ТЕАТРА.
2.5.1. Купить билет в режиме реального времени можно на сайте http://www.omskdrama.ru в разделе «Афиша», путем нажатия напротив интересующего вас мероприятия кнопки «Купить билет» далее вы можете осуществить покупку электронного билета на спектакль.
2.5.2. Электронный билет представляет собой цифровую запись в базе данных Театра, подтверждающую бронирование и оплату билета на соответствующее мероприятие. Материальным носителем электронного билета является файл бланка электронного билета, который направляется на электронный адрес покупателя, указанный при оформлении заказа, и который необходимо распечатать для посещения мероприятия. В случае копирования бланков электронных билетов доступ на мероприятие будет открыт только по тому билету, который был предъявлен первым.
2.5.3. Электронный билет не является бланком строгой отчетности. Покупатель может пройти на Мероприятие по электронному билету путем его предъявления в распечатанном виде.

3. ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ТЕАТРАЛЬНЫХ БИЛЕТОВ

4. СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Покупатель настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных, к которым относятся:
•паспортные данные;
•иные сведения, которые необходимы для корректного документального оформления правоотношений между Покупателем и Театром в целях:
•продажи, возврата билетов на спектакли, проводимые театром, а также на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу третьим лицам), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с персональными данными, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Театр гарантирует, что обработка персональных данных покупателя осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и иным действующим законодательством РФ о защите персональных данных.
Согласие на обработку персональных данных действует с момента акцепта оферты покупателем и действует до истечения сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский государственный академический театр драмы»

Источник

6 шедевральных спектаклей БДТ, которые покорили зрителей и критиков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Более ста лет назад Большой драматический театр распахнул свои двери. Инициатором его создания был Максим Горький, первым председателем стал Александр Блок, но эра расцвета театра началась с приходом в БДТ Георгия Товстоногова. На прославленной сцене было поставлено множество спектаклей, в которых были задействованы лучшие актёры. Однако некоторые постановки можно назвать поистине шедеврами театрального искусства, именно о них и пойдёт речь в нашем сегодняшнем обзоре.

«Пять вечеров»

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

6 марта 1959 года в БДТ состоялась премьера спектакля «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, где играли Зинаида Шарко, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и Людмила Макарова. Театральный критик и историк театра Анатолий Смелянский писал о том, что именно эта постановка возвела БДТ в ранг первой сцены Советского Союза, а Георгия Товстоногова после премьеры стали называть одним из лучших режиссёров.

Простой, в общем-то, сюжет о встрече двух давних знакомых и вспыхнувших между ними чувствах в трактовке Георгия Товстоногова обрёл историческое звучание, наполнился особым смыслом и стал символом хрущёвской оттепели. Жители столицы специально ехали в Ленинград, чтобы посмотреть «Пять вечеров».

Георгий Товстоногов после первого прочтения пьесы пообещал Александру Володину «поставить волшебство» и сдержал своё слово. После БДТ «Пять вечеров» ставили во многих театрах страны, но именно постановка Товстоногова остаётся эталоном исторической достоверности, своевременности и поэтичности.

«История Лошади»

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

В ноябре 1975 года в БДТ состоялась премьера спектакля по повести «Холстомер» Льва Толстого в инсценировке Марка Розовского с Евгением Лебедевым в главной роли. Георгию Товстоногову удалось показать силу мысли автора, а ещё противоречивость человеческой натуры, саму суть природы людей, стремление к добру и состраданию в противовес законам табуна. Несомненно, выдающуюся роль в создании шедевра сыграл не только режиссёр Георгий Товстоногов, но и Евгений Лебедев в образе Холстомера.

«Варвары»

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Этот спектакль появился в репертуаре БДТ в 1959 году после критических замечаний в адрес театра, носившего в то время имя Максима Горького, но при этом не ставившего пьесы советского писателя и инициатора создания БДТ. Георгий Товстоногов к сорокалетию создания БДТ всё же поставил пьесу «Варвары».

В «Варварах» играли Павел Луспекаев и Татьяна Доронина, Зинаида Шарко и Евгений Лебедев, Елена Немченко, Владислав Стржельчик и другие известные актёры. Спектакль вызвал неоднозначные отзывы и даже полемику среди критиков и зрителей, став, тем не менее, одним из лучших в истории БДТ.

«Идиот»

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Спектакль по роману Фёдора Достоевского был поставлен в БДТ в двух редакциях: в 1957 и в 1966 годах. В обоих случаях князя Мышкина играл Иннокентий Смоктуновский, хотя изначально Георгий Товстоногов назначил на эту роль Пантелеймона Крымова. Актёр позволил себе опоздать на первую же репетицию и был уволен, так как это был уже далеко не первый случай проявления недисциплинированности.

Известное произведение Достоевского в прочтении Георгия Товстоногова получило новое звучание, так как он обратился не к проблеме власти денег, а к человеческим качествам князя Мышкина, который своей чистотой может заставить окружающих людей измениться в лучшую сторону. Для многих постановка Георгия Товстоногова стала настоящим потрясением, а Иннокентия Смоктуновского возвела в ранг гения.

«Ханума»

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

Премьера спектакля «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели состоялась 30 декабря 1972 года. И с этого момента на протяжении многих лет спектакль шёл с неизменным успехом и был показан на сцене БДТ более 300 раз. Текст пьесы, написанной ещё в 1882 году, Георгий Товстоногов подверг переработке, пригласив для этого самых известных на то время комедиографов Владимира Константинова и Бориса Рацера. При этом Товстоногов не только принимал самое активное участие в создании новой версии текста пьесы, но и читал в спектакле стихи Григория Орбелиани.

«Дядюшкин сон»

спектакль ханума товстоногова актеры и роли

10 мая 2008 года в БДТ состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон» в постановке Темура Чхеидзе. Уже в 2009 году Олег Басилашвили получил за роль Князя К. премию «Золотая Маска». В трактовке Темура Чхеидзе спектакль получился одновременно комичным и трагичным, а блестящая игра исполнителей главных ролей Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих возводит постановку в ранг настоящего шедевра.

Известные актёры советского времени начали работать в театре ещё в прошлом веке, но они и сегодня сохраняют бодрость и творческую активность. Пусть сейчас они не так часто выходят на театральную сцену, как в молодости, но от того лишь ценнее каждый спектакль с их участием. В каких театрах и постановках можно сегодня увидеть кумиров прошлого?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *