спектакль двенадцать михалков актеры

«12» Никита Михалков

Авторы пьесы — Никита Михалков, братья Пресняковы
Режиссёр-постановщик — Никита Михалков
Художник-постановщик — Юрий Купер
Композитор — Эдуард Артемьев
Хореографы — Лаша Марыхуба, Евгений Раев
Постановщик трюков — Валерий Деркач
Художник по костюмам — Сергей Стручев
Художники по гриму — Петр Горшенин, Татьяна Мелькомова
Художник по свету — Андрей Абрамов

Действующие лица и исполнители:
1-й присяжный — Владимир Долинский
2-й присяжный — Гия Перадзе
3-й присяжный — Игорь Сергеев
4-й присяжный — Сергей Радченко
5-й присяжный — Александр Ведменский
6-й присяжный — Антон Нетбай
7-й присяжный — Арсений Зонненштраль
9-й присяжный — Юрий Шипков
10-й присяжный — Владимир Кочетков
11-й присяжный — Сергей Степанченко
12-й присяжный — Николай Бурляев
В роли 8-го присяжного — Никита Михалков
Пристав — Александр Кижаев
Подсудимый — Рамиз Кялбиев

История о двенадцати присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отца. В центре сюжета — обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приёмного отца. Спектакль — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого.

Источник

Театральная версия «12» уступила кинематографической

Михалков не взял большой

Свое прошлогоднее 75-летие, широко не отмеченное по причине пандемии, в минувшие выходные Никита Михалков отпраздновал с размахом. И не где-нибудь, а на Исторической сцене Большого театра. И не какими-то там юбилейными речами с корзинами цветов, а премьерой драматического спектакля, поставленного им по мотивам своего же фильма «12». В союзники взял композитора Артемьева и художника Купера, которые не подвели мастера. С премьерного показа — обозреватель «МК».

спектакль двенадцать михалков актеры

Фото: Ксения ОСТРИКОВА

То, что это событие государственного масштаба, понятно было еще на подступах к Большому. По узкому проезду, ведущему от Театральной площади к театру, вереницей въезжают авто солидных марок и сплошь черного цвета. В самом театре на лестницах, возле буфетов можно видеть крепких короткостриженых парней в добротных костюмах из службы безопасности. Да и сам контингент гостей не оставляет сомнения, что мероприятию в имперском театре придан имперский размах. Люди здесь собрались сплошь от власти и политики, театральных по пальцам можно пересчитать.

Сергей Кириенко, Александр Жуков, Михаил Задорнов, бывший министр культуры Владимир Мединский и нынешний — Ольга Любимова. Столичные и провинциальные олигархи, чьи имена широко известны в узком кругу. Нарядно одетые дамы сопровождают солидных господ, занимающих в партере лучшие места. В царской ложе с опозданием на 15 минут появляются Валентина Матвиенко, Сергей Шойгу и еще какие-то важные лица. Редкие «птицы» соблюдают масочный режим, в частности, министр культуры Москвы Александр Кибовский, Михаил Задорнов. На десятом ряду партера, где у меня место (хотя всю прессу загнали на ярус), я насчитала не более двух масочников.

Никита Михалков — художник статусный — для своего спектакля другую сцену в столице нашей родины вряд ли рассматривал. Похоже, его не смутили ни размеры зала, ни его золотой декор, ни мысль о том, что драма в Большом, к тому же актуального и социального характера, не сочетаются с помпезностью, историческим и художественным контекстом пространства. Но, может быть, решение взять Большой — это провокация от большого художника, подошедшего к серьезному возрастному рубежу? Что ж, посмотрим.

Пока гости рассаживаются, сцена перекрыта экраном: на нем погода под стать уличной — серость, морось, но надпись: «Не следует искать здесь правду, попытайтесь ощутить истину бытия» (Б.Тосья). Но вот открывается сцена, в глубине которой по сути реконструирована декорация фильма «12» — спортивный зал со всем, чему в нем положено быть (кольца, маты, мячики), теннисные столы, составленные в один. Входят 12 присяжных, которые должны решить судьбу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве приемного отца. Виноват «чечененок» или не виноват?

Фильм Михалкова еще помнят, поэтому нет смысла пересказывать содержание, не теряющее своей актуальности и по сей день. Более того, события в других странах, такие как движение black lives matter, сделали его еще более актуальным. Мигранты, заполонившие российскую столицу и глубинку, где в любой момент может начаться открытый конфликт с коренным населением, и тогда black lives matter при характере российских крайностей покажется цветочками… Спорное понятие свободы, совесть, суета, заевшая всех и каждого, наконец, деньги, деньги и еще раз деньги, которые сегодня рулят и перекраивают ментальность российского народа — все это (а возможно, еще и большее) со сцены Большого театра Никита Сергеевич рассказывает истеблишменту, заполнившему партер и ложи. Как представители власти и политики реагировали — чуть позже. Пока же о том, как кинопродукция стала театральной. И стала ли?

спектакль двенадцать михалков актеры

Сергей Степанченко и Никита Михалков. Сцена из спектакля. Фото: Ксения ОСТРИКОВА

С точки зрения законов театра Никита Михалков сделал все, чтобы убедить нас в одном: он человек кино, и никакие сценические законы ему не указ. Заявленная с первого акта одна мизансцена — все присяжные за столом, возле него и вокруг — практически не меняется в течение трех часов. Более того, она происходит в глубине, так что даже из десятого ряда партера трудно рассмотреть лица актеров, а стало быть — оценить их игру. Что говорить о тех, кто купил билеты в бельэтаж и на ярусы. Постановщик дерзко отказался от трансляции крупных планов на два экрана, размещенных на высоте по обе стороны сцены. А ведь практически у каждого из участников судебного заседания — какой-никакой монолог, но как он проживается, судить сложно.

Оставалась одна надежда — на голоса, но, увы, она не оправдалась. Можно, конечно, все списать на несовершенство звука радиомикрофонов, но ведь очевидна была разница в подаче текста актерами. Почему-то Сергея Степанченко из «Ленкома», Николая Бурляева, Владимира Майсурадзе было отлично слышно, но текст других часто был невнятен. Но кого именно — назвать сложно, поскольку в программке персонажи обозначены просто как «1-й присяжный», «2-й…» и так до «12-го…».

В спектакле, в отличие от кинофильма, где звезда на звезде (Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Валентин Гафт, Сергей Газаров, само собой Никита Сергеевич), заняты актеры Центра театра и кино Никиты Михалкова плюс он сам. Как и в фильме, он не на первых ролях, серый кардинал, наблюдающий со стороны, как развивается партия, финал которой им же и решен. «Мы кушать хотим как большие, а платить хотим как маленькие». «Вот правильно сказала Никита Сергеевич», — наверняка про себя подумал партер, одобрив его резюме аплодисментами. Но это же в театре. В жизни у нас слово делу не указ.

Реакция публики в Большом шла по нарастающей — поначалу аплодировали монологам, даже не всегда удачным, а потом по аплодисментам стало ясно, что солидный зритель следил за сюжетом и тем, как распределялись голоса на табло с надписями «виновен»/«не виновен». Театральный финал по содержанию не отступил от кинематографического, но был украшен зажигательной лезгинкой в исполнении большой группы мальчиков в честь освобожденного подсудимого.

Остался открытым вопрос: зачем для столь серьезного разговора, где ставка делается на текст, брать огромную площадку, любой спектакль обрекающую на формат радиотеатра? Если для статуса, то зачем тогда такой разговор нужен?

Источник

Спектакль «12» в Зарядье: синтез театра и кино

спектакль двенадцать михалков актеры

спектакль двенадцать михалков актеры

спектакль двенадцать михалков актеры

Декорации продуманы до мельчайших подробностей – на сцене знакомый зрителю школьный спортивный зал. Подвешенное пианино за решеткой и старая труба под потолком, стол по центру для присяжных. Всё как в кино, только наблюдать за историей зрители будут не через экраны.

Между актерами и залом натянута плотная сетка. Для театра это непривычно, сцена словно на большом экране. Но этот эффект кинематографичности создан не случайно; сюжет знаком российскому зрителю, но формат показа новый – спектакль основан на картине Никиты Михалкова о 12 присяжных.

Присяжные решают судьбу чеченского мальчика, которого обвиняют в убийстве приемного отца, отставного офицера. Это история о сострадании, неравнодушии и любви к человеку. С этой картиной в 2007 году Никита Михалков получил специального «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале за вклад в киноискусство. Сюжет фильма на сцене сохранен, но добавлены новые детали: специальные эффекты, графика, новые реплики и лица. Роль присяжного, который первым сомневается в виновности подростка, играет Николай Бурляев.

«Мы придерживаемся канвы – той, что была в фильме. Но нам режиссер позволил большую степень импровизации. Каждый из нас что-то добавлял то, чего нет в фильме», – отметил Николай Бурляев.

Спектакль длится три часа. Все это время зритель тут, рядом, словно находится в этом спортивном зале и переживает с героями их сомнения и откровения. Аплодируют стоя, со слезами на глазах.

На спектакль пришла официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Эти образы, которые создавали при помощи видеоряда на дополнительных экранах, придавали глубину всему представлению. Ты полностью погружаешься в происходящее».

Фильм остался в спектакле – трогательные воспоминания транслируют для зрителя на экране. Но, в отличие от кинокартины, игра на сцене каждый раз будет другой, неповторимой и непохожей на предыдущую.

«Я просил актеров не повторять то, что играли другие в фильме. И, кроме того, это все-таки другой жанр. Это живое общение, которое ничем заменить нельзя. И то, что мы соединяем флешбеки из картины с живым существованием на сцене, мне лично очень интересно», – говорит режиссер Никита Михалков.

Спектакль состоялся благодаря благотворительному фонду поддержки «Центра театра и кино на Поварской». Фонд был создан Никитой Михалковым и меценатом из Екатеринбурга Андреем Симановским. Спектакль «12» уже сыграли в Москве в Большом театре и в Екатеринбурге. В концертном зале «Зарядье» – третий показ и не последний. Впереди – гастрольный тур по всей стране.

Источник

Михалков собрал элиту Екатеринбурга на уникальном спектакле

Такой постановки в России еще не было

спектакль двенадцать михалков актеры

В Екатеринбурге состоялась уникальная для города театральная премьера. На концертной площадке «Екатеринбург-ЭКСПО» показали спектакль «12», режиссером которого выступил художественный руководитель Центра театра и кино, народный артист России Никита Михалков

Екатеринбург стал первым городом, который театральная труппа посетила вне Москвы. Организатором мероприятия выступила компания «Сима-Ленд» и ее глава Андрей Симановский, который уже долгое время дружит с Никитой Сергеевичем.

спектакль двенадцать михалков актеры

«ЭКСПО» хватит на всех

Уже на подъезде к «Екатеринбург-ЭКСПО» стало понятно, что спектакль вызвал большой ажиотаж. Несмотря на то, что показ был для зрителей со специальными приглашениями, на мероприятии присутствовало более 4000 человек. Среди них — врачи, сотрудники правоохранительных органов, учителя, председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин с супругой Татьяной, представитель благотворительного фонда поддержки Центра театра и кино на Урале Анастасия Лукичева, вице-губернаторы Александр Высокинский и Павел Креков.

спектакль двенадцать михалков актеры

спектакль двенадцать михалков актеры

Внутри самого выставочного центра атмосфера была как на светском вечере — гости пришли в вечерних нарядах, на втором этаже для зрителей организовали небольшой концерт живой музыки, а все желающие могли сделать фото на память о спектакле в специальных фотозонах.

Внутри концертного зала из-за большого количества зрителей и мест создавалось ощущение, что желающих посетить мероприятие оказалось больше, чем 4000 человек. Как признались после спектакля актеры, выступление перед такой большой публикой для них в новинку.

спектакль двенадцать михалков актеры

«Это победа Никиты Михалкова. Победа над собой, над каждым из нас. Только сейчас мы начинаем входить в нужное понимание своих образов. Когда я увидел этот зал и увидел всех зрителей, посмотрел им в глаза. У них был такой духовный отклик, который в театрах сейчас редко встретишь», — говорит народный артист России Николай Бурляев.

«Овации можно купить, а тишину — нет»

Сам спектакль «12» является смесью театра и кино. Никита Михалков нашел способ объединить две эти стихии на сцене прозрачным экраном, через который зрители могли видеть актеров, а актеры зрителей — нет. По признанию режиссера, это позволило актерам создать особую атмосферу во время действия.

«Я не устаю повторять, что овации можно сымитировать, в конце концов, купить. А тишину — нет. Совсем разная атмосфера, когда пустой зал или люди, которые слушают. Это было очень впечатляюще», — говорит Никита Михалков.

спектакль двенадцать михалков актеры

Основной сюжет закручивается вокруг группы из двенадцати присяжных, решающих судьбу юноши, обвиняемого в убийстве приемного отца. Перед ними встает тяжелый выбор: посадить преступника в тюрьму или нет.

На протяжении трех часов на сцене для зрителей разворачиваются реалии нынешней России. Сценаристы братья Пресняковы и Никита Михалков поднимают тяжелые вопросы расового недовольства, коррупции, семьи и морального выбора за судьбу обвиняемого. В ходе действий каждый персонаж проходит борьбу с внутренним «я», осознавая особую ответственность за жизнь юноши.

спектакль двенадцать михалков актеры

«Когда я повернулся в зал и увидел четыре тысячи восторженных лиц — это дорогого стоит. Глаза передают очень многое», — заявил Андрей Симановский.

Екатеринбург — это только начало

После спектакля организатор мероприятия Андрей Симановский описал прошедшие три часа одним словом: «Восторг!» С этим мнением были солидарны и многие зрители, которые выходили из зала, обсуждая действия последних трех часов.

спектакль двенадцать михалков актеры

Ближайший показ спектакля «12» состоится уже в Москве — в парке Зарядье. Однако, кажется, что это только начало. С Екатеринбурга может стартовать большой тур труппы по городам России.

«Я не хочу анонсировать тур. Я думаю, что с Екатеринбурга он может начаться. Сегодня мне показалось, что этот спектакль уравнивает тех, кто в вип-зоне или на пятом ярусе. Это самая главная задача искусства», — говорит Никита Михалков.

Источник

Никита Михалков привез спектакль «12» в Екатеринбург. Чем он отличается от фильма

Организатор закрытого показа — владелец «Сима-ленда» и уральский меценат Андрей Симановский — объяснил, что на спектакль приглашали врачей, представителей социальных структур, правоохранительных органов, сотрудников «Сима-ленда» и госслужащих. Среди гостей также были Игорь и Татьяна Алтушкины, политик Сергей Миронов, экс-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, замгубернатора Павел Креков, организатор «Ночи музыки» Евгений Горенбург, глава департамента образования Екатерина Сибирцева, областной омбудсмен Татьяна Мерзлякова и другие.

В центре сюжета спектакля, как и фильма, оказалось обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приемного отца. Вообще, спектакль во многом похож на фильм. Более того, части фильма используются в постановке: все три часа артисты играют за прозрачным экраном, на который периодически выводятся фрагменты из фильма «12».

Декорации — спортивный зал со снарядами, окно, за которым меняется кинокартинка, и две клетки — в одной — заключенный, в другой — школьный рояль, отгороженный от рук подростков, чтобы не сломали.

Из актерского состава — того, что в фильме, играет только Никита Михалков. Роли в постановке исполняют актеры Владимир Майсурадзе, Гия Перадзе, Сергей Радченко, Александр Ведменский, Антон Нетбай, Арсений Зонненштраль, Юрий Шипков, Сергей Степанченко, Владимир Кочетков, Николай Бурляев. Роль подсудимого играет Рамиз Кялбиев.

«Конечно, у нас были опасения, что будут сравнить спектакль с фильмом, — объясняет Николай Бурляев. — Но, к счастью, такого пока не было. Все воспринимают этот спектакль как победу театрального искусства».

Однако, пожалуй, главным различием между фильмом и спектаклем стал финальный чеченский танец 27 танцоров, включая актера Рамиза Кялбиева, сыгравшего подсудимого.

Сам Никита Михалков, который выступил режиссером и актером в постановке, после спектакля заявил, что удивлен екатеринбургским приемом.

«Мы шокированы приемом и самое главное — тишиной в зале. Овации можно инсценировать, в конце концов, купить, а тишину — нет. Люди слушали, молчали, были там, на сцене. Это впечатляюще, — отметил Михалков. — Спасибо четырем тысячам зрителей, которые подарили нам эту тишину, и Андрею Моисеевичу Симановскому, который все это организовал».

Никита Михалков, режиссер:

— Андрей Моисеевич — из тех людей, которые дом строят, чтобы жить, школу — чтобы учить. Поэтому я очень ценю таких людей, не потому, что они могут вложить какие-то деньги, а потому, что я совершенно точно понимаю, что и у Андрея Моисеевича, и у меня нет корысти.

«Это первые наши гастроли вне Москвы, Екатеринбург — первый наш город, — отметил Михалков. — И я бы очень хотел, чтобы спектакль проехал всю нашу страну».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *