спектакль двенадцать михалков актеры
«12» Никита Михалков
Авторы пьесы — Никита Михалков, братья Пресняковы
Режиссёр-постановщик — Никита Михалков
Художник-постановщик — Юрий Купер
Композитор — Эдуард Артемьев
Хореографы — Лаша Марыхуба, Евгений Раев
Постановщик трюков — Валерий Деркач
Художник по костюмам — Сергей Стручев
Художники по гриму — Петр Горшенин, Татьяна Мелькомова
Художник по свету — Андрей Абрамов
Действующие лица и исполнители:
1-й присяжный — Владимир Долинский
2-й присяжный — Гия Перадзе
3-й присяжный — Игорь Сергеев
4-й присяжный — Сергей Радченко
5-й присяжный — Александр Ведменский
6-й присяжный — Антон Нетбай
7-й присяжный — Арсений Зонненштраль
9-й присяжный — Юрий Шипков
10-й присяжный — Владимир Кочетков
11-й присяжный — Сергей Степанченко
12-й присяжный — Николай Бурляев
В роли 8-го присяжного — Никита Михалков
Пристав — Александр Кижаев
Подсудимый — Рамиз Кялбиев
История о двенадцати присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отца. В центре сюжета — обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приёмного отца. Спектакль — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого.
Театральная версия «12» уступила кинематографической
Михалков не взял большой
Свое прошлогоднее 75-летие, широко не отмеченное по причине пандемии, в минувшие выходные Никита Михалков отпраздновал с размахом. И не где-нибудь, а на Исторической сцене Большого театра. И не какими-то там юбилейными речами с корзинами цветов, а премьерой драматического спектакля, поставленного им по мотивам своего же фильма «12». В союзники взял композитора Артемьева и художника Купера, которые не подвели мастера. С премьерного показа — обозреватель «МК».
Фото: Ксения ОСТРИКОВА
То, что это событие государственного масштаба, понятно было еще на подступах к Большому. По узкому проезду, ведущему от Театральной площади к театру, вереницей въезжают авто солидных марок и сплошь черного цвета. В самом театре на лестницах, возле буфетов можно видеть крепких короткостриженых парней в добротных костюмах из службы безопасности. Да и сам контингент гостей не оставляет сомнения, что мероприятию в имперском театре придан имперский размах. Люди здесь собрались сплошь от власти и политики, театральных по пальцам можно пересчитать.
Сергей Кириенко, Александр Жуков, Михаил Задорнов, бывший министр культуры Владимир Мединский и нынешний — Ольга Любимова. Столичные и провинциальные олигархи, чьи имена широко известны в узком кругу. Нарядно одетые дамы сопровождают солидных господ, занимающих в партере лучшие места. В царской ложе с опозданием на 15 минут появляются Валентина Матвиенко, Сергей Шойгу и еще какие-то важные лица. Редкие «птицы» соблюдают масочный режим, в частности, министр культуры Москвы Александр Кибовский, Михаил Задорнов. На десятом ряду партера, где у меня место (хотя всю прессу загнали на ярус), я насчитала не более двух масочников.
Никита Михалков — художник статусный — для своего спектакля другую сцену в столице нашей родины вряд ли рассматривал. Похоже, его не смутили ни размеры зала, ни его золотой декор, ни мысль о том, что драма в Большом, к тому же актуального и социального характера, не сочетаются с помпезностью, историческим и художественным контекстом пространства. Но, может быть, решение взять Большой — это провокация от большого художника, подошедшего к серьезному возрастному рубежу? Что ж, посмотрим.
Пока гости рассаживаются, сцена перекрыта экраном: на нем погода под стать уличной — серость, морось, но надпись: «Не следует искать здесь правду, попытайтесь ощутить истину бытия» (Б.Тосья). Но вот открывается сцена, в глубине которой по сути реконструирована декорация фильма «12» — спортивный зал со всем, чему в нем положено быть (кольца, маты, мячики), теннисные столы, составленные в один. Входят 12 присяжных, которые должны решить судьбу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве приемного отца. Виноват «чечененок» или не виноват?
Фильм Михалкова еще помнят, поэтому нет смысла пересказывать содержание, не теряющее своей актуальности и по сей день. Более того, события в других странах, такие как движение black lives matter, сделали его еще более актуальным. Мигранты, заполонившие российскую столицу и глубинку, где в любой момент может начаться открытый конфликт с коренным населением, и тогда black lives matter при характере российских крайностей покажется цветочками… Спорное понятие свободы, совесть, суета, заевшая всех и каждого, наконец, деньги, деньги и еще раз деньги, которые сегодня рулят и перекраивают ментальность российского народа — все это (а возможно, еще и большее) со сцены Большого театра Никита Сергеевич рассказывает истеблишменту, заполнившему партер и ложи. Как представители власти и политики реагировали — чуть позже. Пока же о том, как кинопродукция стала театральной. И стала ли?
Сергей Степанченко и Никита Михалков. Сцена из спектакля. Фото: Ксения ОСТРИКОВА
С точки зрения законов театра Никита Михалков сделал все, чтобы убедить нас в одном: он человек кино, и никакие сценические законы ему не указ. Заявленная с первого акта одна мизансцена — все присяжные за столом, возле него и вокруг — практически не меняется в течение трех часов. Более того, она происходит в глубине, так что даже из десятого ряда партера трудно рассмотреть лица актеров, а стало быть — оценить их игру. Что говорить о тех, кто купил билеты в бельэтаж и на ярусы. Постановщик дерзко отказался от трансляции крупных планов на два экрана, размещенных на высоте по обе стороны сцены. А ведь практически у каждого из участников судебного заседания — какой-никакой монолог, но как он проживается, судить сложно.
Оставалась одна надежда — на голоса, но, увы, она не оправдалась. Можно, конечно, все списать на несовершенство звука радиомикрофонов, но ведь очевидна была разница в подаче текста актерами. Почему-то Сергея Степанченко из «Ленкома», Николая Бурляева, Владимира Майсурадзе было отлично слышно, но текст других часто был невнятен. Но кого именно — назвать сложно, поскольку в программке персонажи обозначены просто как «1-й присяжный», «2-й…» и так до «12-го…».
В спектакле, в отличие от кинофильма, где звезда на звезде (Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Валентин Гафт, Сергей Газаров, само собой Никита Сергеевич), заняты актеры Центра театра и кино Никиты Михалкова плюс он сам. Как и в фильме, он не на первых ролях, серый кардинал, наблюдающий со стороны, как развивается партия, финал которой им же и решен. «Мы кушать хотим как большие, а платить хотим как маленькие». «Вот правильно сказала Никита Сергеевич», — наверняка про себя подумал партер, одобрив его резюме аплодисментами. Но это же в театре. В жизни у нас слово делу не указ.
Реакция публики в Большом шла по нарастающей — поначалу аплодировали монологам, даже не всегда удачным, а потом по аплодисментам стало ясно, что солидный зритель следил за сюжетом и тем, как распределялись голоса на табло с надписями «виновен»/«не виновен». Театральный финал по содержанию не отступил от кинематографического, но был украшен зажигательной лезгинкой в исполнении большой группы мальчиков в честь освобожденного подсудимого.
Остался открытым вопрос: зачем для столь серьезного разговора, где ставка делается на текст, брать огромную площадку, любой спектакль обрекающую на формат радиотеатра? Если для статуса, то зачем тогда такой разговор нужен?
Спектакль «12» в Зарядье: синтез театра и кино
Декорации продуманы до мельчайших подробностей – на сцене знакомый зрителю школьный спортивный зал. Подвешенное пианино за решеткой и старая труба под потолком, стол по центру для присяжных. Всё как в кино, только наблюдать за историей зрители будут не через экраны.
Между актерами и залом натянута плотная сетка. Для театра это непривычно, сцена словно на большом экране. Но этот эффект кинематографичности создан не случайно; сюжет знаком российскому зрителю, но формат показа новый – спектакль основан на картине Никиты Михалкова о 12 присяжных.
Присяжные решают судьбу чеченского мальчика, которого обвиняют в убийстве приемного отца, отставного офицера. Это история о сострадании, неравнодушии и любви к человеку. С этой картиной в 2007 году Никита Михалков получил специального «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале за вклад в киноискусство. Сюжет фильма на сцене сохранен, но добавлены новые детали: специальные эффекты, графика, новые реплики и лица. Роль присяжного, который первым сомневается в виновности подростка, играет Николай Бурляев.
«Мы придерживаемся канвы – той, что была в фильме. Но нам режиссер позволил большую степень импровизации. Каждый из нас что-то добавлял то, чего нет в фильме», – отметил Николай Бурляев.
Спектакль длится три часа. Все это время зритель тут, рядом, словно находится в этом спортивном зале и переживает с героями их сомнения и откровения. Аплодируют стоя, со слезами на глазах.
На спектакль пришла официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Эти образы, которые создавали при помощи видеоряда на дополнительных экранах, придавали глубину всему представлению. Ты полностью погружаешься в происходящее».
Фильм остался в спектакле – трогательные воспоминания транслируют для зрителя на экране. Но, в отличие от кинокартины, игра на сцене каждый раз будет другой, неповторимой и непохожей на предыдущую.
«Я просил актеров не повторять то, что играли другие в фильме. И, кроме того, это все-таки другой жанр. Это живое общение, которое ничем заменить нельзя. И то, что мы соединяем флешбеки из картины с живым существованием на сцене, мне лично очень интересно», – говорит режиссер Никита Михалков.
Спектакль состоялся благодаря благотворительному фонду поддержки «Центра театра и кино на Поварской». Фонд был создан Никитой Михалковым и меценатом из Екатеринбурга Андреем Симановским. Спектакль «12» уже сыграли в Москве в Большом театре и в Екатеринбурге. В концертном зале «Зарядье» – третий показ и не последний. Впереди – гастрольный тур по всей стране.
Михалков собрал элиту Екатеринбурга на уникальном спектакле
Такой постановки в России еще не было
В Екатеринбурге состоялась уникальная для города театральная премьера. На концертной площадке «Екатеринбург-ЭКСПО» показали спектакль «12», режиссером которого выступил художественный руководитель Центра театра и кино, народный артист России Никита Михалков
Екатеринбург стал первым городом, который театральная труппа посетила вне Москвы. Организатором мероприятия выступила компания «Сима-Ленд» и ее глава Андрей Симановский, который уже долгое время дружит с Никитой Сергеевичем.
«ЭКСПО» хватит на всех
Уже на подъезде к «Екатеринбург-ЭКСПО» стало понятно, что спектакль вызвал большой ажиотаж. Несмотря на то, что показ был для зрителей со специальными приглашениями, на мероприятии присутствовало более 4000 человек. Среди них — врачи, сотрудники правоохранительных органов, учителя, председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин с супругой Татьяной, представитель благотворительного фонда поддержки Центра театра и кино на Урале Анастасия Лукичева, вице-губернаторы Александр Высокинский и Павел Креков.
Внутри самого выставочного центра атмосфера была как на светском вечере — гости пришли в вечерних нарядах, на втором этаже для зрителей организовали небольшой концерт живой музыки, а все желающие могли сделать фото на память о спектакле в специальных фотозонах.
Внутри концертного зала из-за большого количества зрителей и мест создавалось ощущение, что желающих посетить мероприятие оказалось больше, чем 4000 человек. Как признались после спектакля актеры, выступление перед такой большой публикой для них в новинку.
«Это победа Никиты Михалкова. Победа над собой, над каждым из нас. Только сейчас мы начинаем входить в нужное понимание своих образов. Когда я увидел этот зал и увидел всех зрителей, посмотрел им в глаза. У них был такой духовный отклик, который в театрах сейчас редко встретишь», — говорит народный артист России Николай Бурляев.
«Овации можно купить, а тишину — нет»
Сам спектакль «12» является смесью театра и кино. Никита Михалков нашел способ объединить две эти стихии на сцене прозрачным экраном, через который зрители могли видеть актеров, а актеры зрителей — нет. По признанию режиссера, это позволило актерам создать особую атмосферу во время действия.
«Я не устаю повторять, что овации можно сымитировать, в конце концов, купить. А тишину — нет. Совсем разная атмосфера, когда пустой зал или люди, которые слушают. Это было очень впечатляюще», — говорит Никита Михалков.
Основной сюжет закручивается вокруг группы из двенадцати присяжных, решающих судьбу юноши, обвиняемого в убийстве приемного отца. Перед ними встает тяжелый выбор: посадить преступника в тюрьму или нет.
На протяжении трех часов на сцене для зрителей разворачиваются реалии нынешней России. Сценаристы братья Пресняковы и Никита Михалков поднимают тяжелые вопросы расового недовольства, коррупции, семьи и морального выбора за судьбу обвиняемого. В ходе действий каждый персонаж проходит борьбу с внутренним «я», осознавая особую ответственность за жизнь юноши.
«Когда я повернулся в зал и увидел четыре тысячи восторженных лиц — это дорогого стоит. Глаза передают очень многое», — заявил Андрей Симановский.
Екатеринбург — это только начало
После спектакля организатор мероприятия Андрей Симановский описал прошедшие три часа одним словом: «Восторг!» С этим мнением были солидарны и многие зрители, которые выходили из зала, обсуждая действия последних трех часов.
Ближайший показ спектакля «12» состоится уже в Москве — в парке Зарядье. Однако, кажется, что это только начало. С Екатеринбурга может стартовать большой тур труппы по городам России.
«Я не хочу анонсировать тур. Я думаю, что с Екатеринбурга он может начаться. Сегодня мне показалось, что этот спектакль уравнивает тех, кто в вип-зоне или на пятом ярусе. Это самая главная задача искусства», — говорит Никита Михалков.
Никита Михалков привез спектакль «12» в Екатеринбург. Чем он отличается от фильма
Организатор закрытого показа — владелец «Сима-ленда» и уральский меценат Андрей Симановский — объяснил, что на спектакль приглашали врачей, представителей социальных структур, правоохранительных органов, сотрудников «Сима-ленда» и госслужащих. Среди гостей также были Игорь и Татьяна Алтушкины, политик Сергей Миронов, экс-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, замгубернатора Павел Креков, организатор «Ночи музыки» Евгений Горенбург, глава департамента образования Екатерина Сибирцева, областной омбудсмен Татьяна Мерзлякова и другие.
В центре сюжета спектакля, как и фильма, оказалось обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приемного отца. Вообще, спектакль во многом похож на фильм. Более того, части фильма используются в постановке: все три часа артисты играют за прозрачным экраном, на который периодически выводятся фрагменты из фильма «12».
Декорации — спортивный зал со снарядами, окно, за которым меняется кинокартинка, и две клетки — в одной — заключенный, в другой — школьный рояль, отгороженный от рук подростков, чтобы не сломали.
Из актерского состава — того, что в фильме, играет только Никита Михалков. Роли в постановке исполняют актеры Владимир Майсурадзе, Гия Перадзе, Сергей Радченко, Александр Ведменский, Антон Нетбай, Арсений Зонненштраль, Юрий Шипков, Сергей Степанченко, Владимир Кочетков, Николай Бурляев. Роль подсудимого играет Рамиз Кялбиев.
«Конечно, у нас были опасения, что будут сравнить спектакль с фильмом, — объясняет Николай Бурляев. — Но, к счастью, такого пока не было. Все воспринимают этот спектакль как победу театрального искусства».
Однако, пожалуй, главным различием между фильмом и спектаклем стал финальный чеченский танец 27 танцоров, включая актера Рамиза Кялбиева, сыгравшего подсудимого.
Сам Никита Михалков, который выступил режиссером и актером в постановке, после спектакля заявил, что удивлен екатеринбургским приемом.
«Мы шокированы приемом и самое главное — тишиной в зале. Овации можно инсценировать, в конце концов, купить, а тишину — нет. Люди слушали, молчали, были там, на сцене. Это впечатляюще, — отметил Михалков. — Спасибо четырем тысячам зрителей, которые подарили нам эту тишину, и Андрею Моисеевичу Симановскому, который все это организовал».
Никита Михалков, режиссер:
— Андрей Моисеевич — из тех людей, которые дом строят, чтобы жить, школу — чтобы учить. Поэтому я очень ценю таких людей, не потому, что они могут вложить какие-то деньги, а потому, что я совершенно точно понимаю, что и у Андрея Моисеевича, и у меня нет корысти.
«Это первые наши гастроли вне Москвы, Екатеринбург — первый наш город, — отметил Михалков. — И я бы очень хотел, чтобы спектакль проехал всю нашу страну».