спектакль доходное место малый театр 1981 актеры и роли
Доходное место
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
П ьеса А.Н. Островского «Доходное место» всегда привлекала к себе не только зрительское внимание, но и внимание цензуры. Самая первая постановка в 1857 г. была запрещена в день премьеры. Режиссер Малого театра С. А. Черневский в этот день записал в репертуарном гроссбухе: «Объявленную комедию «Доходное место» по запрещению отменили». По мнению критика Р. Должанского, это связано с тем, что Островский созвучен любому времени: «Мейерхольд в 20-е годы поставил в Театре революции — попал спектакль во все учебники. Марк Захаров в 60-е поставил в Театре сатиры — так современно получилось, что через несколько представлений вообще запретили». На закате «брежневской эпохи» к социальной проблематике пьесы обращается и Михаил Царев, ученик Всеволода Мейерхольда. Его актерский опыт работы в спектаклях по произведениям А.Н. Островского («На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые») отразился и в постановке «Доходного места».
В основе пьесы лежит типичный для русской драматургии конфликт общества и личности, не желающей жить по несправедливым законам. Как «бытописателя» А.Н. Островского интересовало, насколько прочен человек в борьбе за нравственные идеалы, тем более если этот человек будет поставлен в условия крайней материальной нужды. Герой пьесы Жадов (Владимир Богин), племянник богача Вышневского (Михаил Царев), сталкивается с миром стяжательства, лжи и неправды. Порочность и разврат он обнаруживает на каждом шагу. В первую очередь в поведении своего дяди и его помощников, которые высмеивают желание молодого человека прожить на «одно жалованье», без взяток, «с чистой совестью».
В спектакле Малого театра по пьесе Грибоедова «Горе от ума» В.Г. Богину уже удавалось передать в образе Чацкого страстную устремленность к преобразованию и то мучительное отчаяние, которое испытывает герой, не находя понимания своим «молодым», одиноким мыслям. Жадов женится на Полине (Елена Цыплакова), дочке мещанки Кукушкиной (Ольга Хорькова), в надежде, что юность и наивность его избранницы позволят обучить ее передовым идеям. В итоге их семья оказывается на грани нищеты, в то время как сестра Полины Юлия (Елена Доронина) ходит в шелках и обновках, вызывая тем самым зависть. Ритм спектакля довольно сложный, комические элементы постепенно вытесняются за счет нарастания угнетающей, мрачной атмосферы. В спектакле постоянно звучат голоса женщин: это и сестра Полины, лукаво выманившая из Белогубова признание, и Кукушкина, «самодурство» которой благодаря экспрессии О. Хорьковой приобрело гротескные масштабы, это, конечно, и Вышневская в исполнении Н. Корниенко, защищающая собственную честь перед оклеветавшим ее мужем-стариком. Перед зрителем раскрывается целая галерея женских характеров, объединяющая не только разные возрастные, но, что важнее, психологически разные портреты. В конце пьесы Жадов принимает решение просить у дядюшки о доходном месте, что, конечно, свидетельствует о его поражении. Но что за этим стоит? Какова будет жертва, которую готов он принести во имя своих идеалов, и обязательно ли нравственное достоинство соседствует с нищетой? К этим вопросам постановка М. Царева, скорее, приводит, чем отвечает на них.
Афиша
Комедия
Спектакль идет с одним антрактом
Действующие лица и исполнители:
Анна Павловна, жена его, молодая женщина Мари Марк
Василий Николаич Жадов, молодой человек, племянник его Михаил Мартьянов
Аким Акимыч Юсов, старый чиновник, служащий под начальством Вышневского заслуженный артист России Сергей Тезов
Онисим Панфилыч Белогубов, молодой чиновник, подчиненный Юсову Максим Филатов
Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора народная артистка России Елена Харитонова
ДОХОДНОЕ МЕСТО
А.Н.Островский
Действующие лица и исполнители:
Анна Павловна, жена его, молодая женщина Мари Марк
Василий Николаич Жадов, молодой человек, племянник его Михаил Мартьянов
Аким Акимыч Юсов, старый чиновник, служащий под начальством Вышневского заслуженный артист России Сергей Тезов
Онисим Панфилыч Белогубов, молодой чиновник, подчиненный Юсову Максим Филатов
Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора народная артистка России Елена Харитонова
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!
12 сентября в спектакле «Доходное место» А.Н.Островского роль слуги Василия первый раз сыграл артист Евгений Сорокин. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
ДОХОД ИЛИ ЧЕСТЬ?
Пьеса «самого русского драматурга» Александра Островского «Доходное место» оказалась настолько злободневной, что первая ее постановка в Малом театре в 1857 году была запрещена цензурой в день премьеры. В 1923 году в театральное пространство Москвы ворвался спектакль Всеволода Мейерхольда, в котором режиссер сделал название пьесы символом, лозунгом, навязчивой идеей, определяющей смысл жизни и все стремления главных героев.
В конце 1960-х столичные театралы мечтали попасть на легендарный спектакль Марка Захарова в Театре Сатиры с харизматичным Андреем Мироновым в роли Жадова. Постановку тоже запретили вскоре после премьеры. Причиной стала ярко выраженная социальная проблематика пьесы и слишком явная сатира в адрес чиновничества. Премьера в Малом не претендует на звание революционной, но в ней удачным образом сошлись традиции и современный подход к классической драматургии.
Кроме вечно актуальных проблем в новом спектакле есть все, что может привлечь сегодняшнего зрителя: мастерски исследованная психологическая природа характеров главных героев, блестящий афористичный слог, современно звучащий в «доме Островского», прекрасные актерские работы корифеев Малого и тех, кто только начинает свою карьеру в театре.
В оформлении спектакля режиссер Андрей Цисарук и художник Дмитрий Разумов освободили героев от многочисленных деталей быта, лишив их поддержки той мещанской обстановки, которая является смыслом жизни обитателей купеческих домов. Лаконичные декорации вначале почти наглухо закрывают прямоугольными панелями пространство Малой сцены, затем, по мере сценического повествования, стена, отделяющая сцену от зала, постепенно разбирается, и публика оказывается рядом с артистами. Ритм почти трехчасового спектакля довольно напряженный, монологи, наполненные комическими элементами, перемежаются с драматическими моментами.
Спектакль начинается с утренней сцены в доме Вышневского, и исполнитель роли богатого и властного чиновника Александр Ермаков сразу же задает высокий тон спектаклю. Он не скрывает чувств к молодойжене (Мари Марк): «Я страстный человек: из любви к женщине я способен на все!». Под «всем» он подразумевает денежные средства, которые им были затрачены.
Образ главного героя, Василия Жадова, как правило, всегда интерпретировался, как положительный. Мечтательный юноша, романтик, полная противоположность остальным персонажам, часто изображался чуть ли не революционером, попирателем устоев и морали чиновничьего общества. Жадов в исполнении Михаила Марьянова скорее, неумен, негибок, эгоистичен в своих стремлениях, он не умеет, как сейчас модно говорить «выстраивать отношения» ни с женой, ни с тещей, ни с коллегами. И современному зрителю, начитавшемуся статей в журналах о психологии, оказывается интересен внутренний мир персонажа XIX века, к тому же артист «держит» зал на протяжении всего спектакля. В его многословии, пафосе, угловатой пластике и нелогичных поступках узнаются черты «лузера». Зачем, например, Жадов идет в трактир, зная, что там кутят ненавистные им чиновники во главе с Юсовым? К чему эти дерзкие и надменные речи, когда тот, кто их произносит, сидит в дырявых ботинках?
Посмеявшись вдоволь над Кукушкиной, публика начинает внимательнее приглядываться к героям. Особенно к Жадову, который на глазах превращается из вольнодумца в истеричного неудачника, едва сводящего концы с концами. Под натиском молоденькой жены, мечтающей о нарядах, Жадов сдается. В конце пьесы он принимает решение просить у дядюшки доходного места, что, конечно, свидетельствует о его поражении. Широким жестом отчаяния он срывает задрапированное красное полотно с декорации и оказывается перед зеркалами, как будто с ужасом заглядывая в потаенные закоулки своей души.
Помимо бенефисно исполненной роли Кукушкиной, перед зрителем раскрывается целая галерея женских характеров, объединяющая не только разные возрастные, но, что важнее, психологически разные портреты: трогательная Полина в исполнении Дарьи Шевчук, ее бойкая сестра Юлия (Карина Саханенко), лукаво выманившая из Белогубова признание, гордая Анна Вышневская в исполнении Мари Марк, защищающая собственную честь перед оклеветавшим ее мужем-стариком.
Александр Ермаков создает свой образ в лучших традициях исполнительного искусства Малого театра. Вышневский так искренне верит в незыбленность и правильность своих убеждений, что финальное разочарование становится для него воистину трагичным. Е1о не только горечь запоздалого прозрения и раскаяния вызывает у него слезы бессилия и отчаяния. Жесткий и властный Вышневский обнаруживает свою уязвимость не только перед постигшей его финансовой катастрофой, но и перед глубоким и безраздельно завладевшим им чувством любви по отношению к жене, которую он купил у родственников, как дорогую вещь. Он являет собой воплощение абсолютного чиновника, для которого вся система взяточничества и низкопоклонства стала естественной формой существования. Впрочем, о чем можно говорить, если Император Николай II утверждал, что во всей России только он не берет взяток?
Какое дело обществу, на какие доходы ты живешь, лишь бы ты жил прилично и вел себя, как следует порядочному человеку». В финале, узнав о своем крахе, Вышневский теряет былое величие и превращается в больного и усталого старика. Согнувшись, потеряв былую стать и величие, сломленный и растерянный, с невидящим взглядом, он следует мимо зрителей шаркающей походкой. Его не любит жена, отвергает свет, жить ему уже незачем.
«Доходное место» в постановке А. Цисарука стал одним из лучших спектаклей Малого театра за последнее время. В свете этого события можно не акцентировать отдельные просчеты постановки вроде некоторой суеты или длиннот прозаических сцен. Спектаклю, несомненно, предстоит долгая жизнь, это настоящий праздник для тех, кто идет в театр ради искусства, а не ради экспериментов.
Екатерина Амирханова, «Промышленный еженедельник» №23 2021
ДОХОДНОЕ МЕСТО
Екатерина Румянцева
Что, в сущности, Доходное место?
Сейчас, когда театр стал больше походить на настоящую жизнь, а настоящая жизнь уже настолько приелась, хочется посмотреть на то «как было раньше».
Декорации.
Кажется, что сначала ты находишь в какой-то картине, затем интерьер постепенно разбирается, так и внешний лоск, воспитание, намерения – все слетает с героев. Пестрых, ярких, нарядных, бедных, богатых и пьяных, мы проникаем в их жизнь, а они – в нашу.
Актуальность сюжета.
Многим классика со скрипом дается в школе, иные считают, что в Малом театре за годы ничего не поменялось. Да, в Малом театре мужчина не сыграет женщину, а актрисы вместо роскошных костюмов вряд ли выйдут на сцену в худи и джинсах, но маленький, пестрый и милый театральный мир Малого, только с виду похож на пирожные с белковым кремом и розанчиками.
— А есть ли у вас знакомые купцы?
Задает такой вопрос своему жениху юная, свежая, наивная девушка, уже наученная сестрой выклянчивать и выпрашивать для себя подарки. Вот тебе и чистая любовь.
— А ты его пили, пили, днем и ночью пили. Три дня с ним не разговаривай. А ты как дурочка на шею кидаешься. Он тебя приласкает, а тебе только того и надо.
Разве сейчас не так? Разве женщины не слушают в интернете горе-психологов и не ходят на курсы по мотивации, мотивации не столько себя, сколько «грамотного» поведения со своим мужчиной?
Только раньше роль главного психолога и мотиватора выполняла «маменька».
— У меня здесь порядок! У меня вездее порядок!
И главный герой в этой пьесе хотел быть современным, задавал еще тогда вопросы о равенстве, о том, кто есть женщина в этом мире – но его не услышал никто. Позже, он сам перестал слышать себя.
Для меня, как человека чувствительного и социального, того, кто за полтора года отвык от живого общения – важны и зрители в зале. Приходят и студенты, в одиночку или компанией, семейные пары, красивые женщины в воздушных платьях. Приятно.
Я видела, как взрослый мужчина (из-за антиковидной рассадки со свободными местами, меры в театре строго соблюдаются) обхватил рукой кресло и жадными глазами следил за перемещениями актеров по авансцене, поворачивался сам. Смеялся, тревожился, удивлялся, а на сцене с зеркалом – встречей ГГ с самим собою, словно бы ударился об него сам, замер… вспомнил юность, ее мечты, зароки и ожидания.
Разве, это не сила театра?
Спасибо всей команде профессионалов, волшебников и вдохновителей, режиссеру – Андрею Цисаруку, за этот вечер (12.09.21г.), мой первый спектакль в Малом (ГАМТ).
Надо ли идти в «Ленком» на «Доходное место и почему в российских театрах все орут
Дмитрий Астрахан поставил пьесу Островского с Антоном Шагиным в главной роли. Обошлось без модных экспериментов. Рассказываем, хорошо это или все-таки не очень.
В фойе «Ленкома» продают мороженое — эскимо, которое нужно макать в расплавленный шоколад, и он мгновенно застывает. Всего 100 с чем-то рублей, а сколько удовольствия в такую жару! Игристое (брют, разумеется, тоже вещь незаменимая) подают за 300 рублей. Только не берите бутерброд с рыбой — отдадите еще 500.
Билеты на премьерные показы «Доходного места» в постановке одного из самых деятельных деятелей искусств РФ Дмитрия Астрахана стоят от 1 900 до 10 тысяч рублей. И вот главный вопрос: стоят ли? Надо ли обрекать себя на почти трехчасовое сидение в маске, наблюдая, как актеры в сюртуках и кринолинах разыгрывают на сцене страсти, которым уже больше полутораста лет? Да, есть антракт, но эскимо и игристое продаются не только в «Ленкоме». И вот вам ответ — да, стоят.
Этот ответ рождается вопреки всему, вплоть до здравого смысла. Да, пьесе Островского уже 165 лет, ее ставили вдоль и поперек, в том числе сам Марк Захаров (главную роль исполнял в 1967 году Андрей Миронов). Но вот чудеса — история про идеалиста, который боролся со взятками и обличал мошенников, обрела вдруг совершенно новую актуальность. Астрахан — мастер милых бытовых комедий и необязательных драм, сквозь которые просвечивает иногда что-то действительно трагическое. Вот и тут он сумел стряхнуть пыль с тех мест, которые никогда, видно, не устареют. Евгений Герасимов (парчовый шлафрок, седина — он дядя главного героя), глядя прямо в зал, возглашает: «У нас общественного мнения нет и быть не может!»
«Доходное место» в постановке Астрахана — максимально традиционное и для русского театра, и для «Ленкома». Авторский текст — высшая драгоценность, нельзя упустить и словечка, поэтому приходится проговаривать его со скоростью пулемета. Отсутствие действия (зачем? тут сплошь диалоги с монологами) компенсируется россыпью маленьких гэгов. Все одеты в костюмы эпохи. И весь этот поезд никуда бы не поехал, не будь здесь настоящего локомотива — актрисы Олеси Железняк, чьи наряды и игра заставляют даже суровых мужчин, уставших после жаркого рабочего дня, плакать от смеха.
Расчет прост: оглушенные зрители громче (и дольше) хлопают.
И все-таки «Доходное место» не пустая трата времени и денег. Астрахан сделал не спектакль, а своего двойника. Да, он вопиюще старомодный, но временами еще более живой и обаятельный. И постоянно вам подмигивает: мол, кто захочет, тот поймет. Захотите ли вы — дело ваше.
Текст: Дмитрий Быков
Фото: Пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»
Афиша
Югославский драматический театр
В обществе, в котором коррупция становится социальной нормой, и где заискивание перед сильными мира сего ради положения в обществе становится важнее, чем образование, вопрос выживания заключается в том, чтобы найти прибыльное место.
Эгон Савин (режиссер): «Действие комедии «Доходное место» происходит в среде могущественных государственных служащих и неожиданно разбогатевших московских купцов. О них Островский говорит: они больше не необразованны, как их отцы, напротив, они хорошо воспитаны, ухожены, ездят в Париж на выставки, пьют шампанское, читают французские газеты и следуют европейской моде, но никто из них не ведет такой образ жизни вследствие природной утонченности и рафинированности, а скорее из желания подражать высшим слоям общества. Под привлекательным внешним видом скрывается тот же эгоизм, жестокость и тщеславие, что и у их предков. Они энергичны, находчивы, способны зарабатывать деньги, а это, по сути, другое название для хищничества. Они циничны, иногда даже честны, но не знают сострадания или доброты. Их материальное богатство, сделанное возможным диким капитализмом через коррупцию, рождает в них «безумие власти».
Спектакль идёт на сербском языке с русскими субтитрами
Режиссер: Эгон Савин (Egon Savin)
Перевод: Кирил Тарановский (Kiril Taranovski)
Сценограф: Миодраг Табачки (Miodrag Tabački)
Художник по костюмам: Лана Чвийнанович (Lana Cvijnanović)
Драматург: Милош Кречкович (Miloš Krečković)
Балетмейстер: Иста Степанов (Ista Stepanov)
Подбор музыки: Эгон Савин (Egon Savin)
Речь: Лилиана Мркич Попович (Ljiljana Mrkić Popović)
Художник по свету: Светислав Калич (Svetislav Calić)
Премьера состоялась 7 марта 2014 года на сцене «Люба Тадич» Югославского драматического театра
Продолжительность спектакля: 1 час 45 минут, без антракта
Спектакль идет на сербском языке с русскими субтитрами
Доходное место
А.Н.Островский
В обществе, в котором коррупция становится социальной нормой, и где заискивание перед сильными мира сего ради положения в обществе становится важнее, чем образование, вопрос выживания заключается в том, чтобы найти прибыльное место.
Эгон Савин (режиссер): «Действие комедии «Доходное место» происходит в среде могущественных государственных служащих и неожиданно разбогатевших московских купцов. О них Островский говорит: они больше не необразованны, как их отцы, напротив, они хорошо воспитаны, ухожены, ездят в Париж на выставки, пьют шампанское, читают французские газеты и следуют европейской моде, но никто из них не ведет такой образ жизни вследствие природной утонченности и рафинированности, а скорее из желания подражать высшим слоям общества. Под привлекательным внешним видом скрывается тот же эгоизм, жестокость и тщеславие, что и у их предков. Они энергичны, находчивы, способны зарабатывать деньги, а это, по сути, другое название для хищничества. Они циничны, иногда даже честны, но не знают сострадания или доброты. Их материальное богатство, сделанное возможным диким капитализмом через коррупцию, рождает в них «безумие власти».
Спектакль идёт на сербском языке с русскими субтитрами
Режиссер: Эгон Савин (Egon Savin)
Перевод: Кирил Тарановский (Kiril Taranovski)
Сценограф: Миодраг Табачки (Miodrag Tabački)
Художник по костюмам: Лана Чвийнанович (Lana Cvijnanović)
Драматург: Милош Кречкович (Miloš Krečković)
Балетмейстер: Иста Степанов (Ista Stepanov)
Подбор музыки: Эгон Савин (Egon Savin)
Речь: Лилиана Мркич Попович (Ljiljana Mrkić Popović)
Художник по свету: Светислав Калич (Svetislav Calić)
Премьера состоялась 7 марта 2014 года на сцене «Люба Тадич» Югославского драматического театра
Продолжительность спектакля: 1 час 45 минут, без антракта
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!
24 января в комедии А.Н.Островского «Доходное место» роль Жадова первый раз сыграл артист Михаил Мартьянов. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
НА ФЕСТИВАЛЕ «ОСТРОВСКИЙ В ДОМЕ ОСТРОВСКОГО» ПОКАЗАЛИ СПЕКТАКЛЬ «ДОХОДНОЕ МЕСТО»
В Малом театре продолжается фестиваль «Островский в Доме Островского». Свою версию прочтения пьесы русского драматурга представил Югославский драматический театр из Сербии. Мария Трофимова была среди зрителей.
<span data-verified=»redactor»></span>&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;span data-verified=»redactor»&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/span&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;