спектакль актрисы первый хлеб

Не успели отойти от Бузовой во МХАТе. Вопросы к постановке «Первый хлеб» в «Современнике»

Зеркало жизни

Театр всегда — со времен Древней Греции — был отражением реальной жизни. Зеркалом, в котором человек видел недостатки своего социума. Окном, через которое можно было ощущать запах свободы и даже вседозволенности в обществе, где многое было запрещено. В конце концов, местом, где уставшие от пошлости жизни зрители получали эстетическое и интеллектуальное удовольствие.

Однако сейчас театр меняет свою функцию — он перестает быть классическим, превращаясь в инструмент хайпа. В мире, где господствует тяга к развлечению (а такого никогда в истории не было — вплоть до XX века у человечества не существовало столь свободного и тотального доступа к развлекательным инструментам), где элиты целенаправленно деградируют в сторону быдла (а такое тоже редко бывало — обычно элитарная культура четко отделялась от массовой), театр деградирует вместе с ней. И не успели российские театралы отойти от Оленьки Бузовой во МХАТ, как им был преподнесен новый сюрприз.

спектакль актрисы первый хлебГенеральный прогон спектакля «Первый хлеб» с актрисой Лией Ахеджаковой в московском театре «Современник» Фото: Авилов Александр /Агентство «Москва»

В театре «Современник» прошла постановка польского режиссера Бениамина Коца «Первый хлеб» с участием не кого-то там, а целой народной артистки РФ Лии Ахеджаковой. И дело даже не в том, что там была ЛГБТ-пропаганда — для театралов это нормально. По сюжету спектакля героиня Ахеджаковой находится пьяная на кладбище, где обращается к похороненному там участнику Великой Отечественной войны с нецензурной бранью.

Вроде как конфликт исчерпан. Но вопросы остались. Вопросы, требующие ответов. И прежде всего — почему все так возбудились? Ведь показано все это было не через какие-то федеральные СМИ на всю российскую аудиторию, а в специфическом месте исключительно для нишевых зрителей. Московские театралы, да к тому же еще и молодые люди (а спектакль позиционировался как молодежный) куда более толерантно относятся к ЛГБТ, чем в целом население по стране. Что же касается темы войны, то для них — как и для большинства современных молодых россиян с образованием — она представляется лишь как набор тестов в ЕГЭ, а также через речевки из серии «Деды воевали». «Современник» просто дал своим современным зрителям то, что они хотят, как дают всякие известные музеи, вынужденные организовывать выставки мусора (причем иногда в буквальном смысле), которое называют «современным искусством». Так в чем проблема?

Дома-то можно?

Проблема, на мой взгляд, в нулевой толерантности. Зрителю можно спокойно впаривать, что гора мусора есть высокохудожественная инсталляция стоимостью в тысячи долларов, и даже продавать ему это — и государству, и гражданам не должно быть дела до такого бизнеса. Но при этом и граждане, и чиновники должны на корню пресекать ситуации, когда идет намеренная (это ключевое слово) десакрализация смыслов и памяти погибших в Великой Отечественной войне. Эта война и идеи, которые содержит ее история, лежат в основе российской государственности, а также являются одной из последних нитей, связывающих все народы постсоветского пространства едиными смыслами. Причем на корню и все — в ином случае массовая десакрализация убивает смыслы «тысячью уколов» — через окна Овертона. Да, Москва не способна (ну или не хочет) остановить деконструкцию этих идей на постсоветском пространстве — в Прибалтике или на Украине. Но у себя-то дома все инструменты есть, и они должны использоваться.

спектакль актрисы первый хлебГенеральный прогон спектакля «Первый хлеб» с актрисой Лией Ахеджаковой в московском театре «Современник» Фото: Авилов Александр /Агентство «Москва»

И тут уже идут вопросы к государству. Простейшие: «Почему бы не посадить руководство “Современника”?» и «Почему бы не лишить Лию Ахеджакову звания народной артистки?» Да, у художника есть и должен быть свой взгляд, но за этот взгляд он должен отвечать по закону, который для него ровно такой же, как и для нехудожника. И вопросы поумнее: почему «Современнику» вообще разрешили это поставить? Да, у нас цензуры нет, но есть государственное финансирование театров и вообще культуры. И если творцы получают деньги от государства, то вообще-то они не должны ставить на них антигосударственные постановки и снимать антигосударственные фильмы. Если они хотят сделать именно такой продукт, то пусть найдут деньги в другом месте. Можно не сомневаться, что перед ними, такими гениальными, выстроится очередь спонсоров, готовых вложиться в их творчество, способное, в свою очередь, собрать полные театры/кинотеатры и отбить инвестиции. Сейчас перед творцами такой дилеммы не стоит, ведь государство дает деньги и ничего при этом не требует — а должно «заказывать музыку» и «танцевать девушку». Что же касается госпожи Ахеджаковой, то ее личные антигосударственные взгляды не имеют отношения к ее игре на сцене. И за эти взгляды ее может наказывать только зритель — не приходя на ее спектакли.

По сути, конфликт вокруг «Современника» и «Первого хлеба» еще раз показал, насколько незрелым и радикальным является российское гражданское общество и насколько родное государство наплевательски относится к своим культурно-воспитательным функциям. Ведь, как верно говорит художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин: «Классический театр — это воспитание нации, точно так же, как и музыка, литература, живопись». Чему ж тогда удивляться? Ведь какое воспитание — такая на выходе получается и нация.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

«Современник» ахеджакнуло. Очередная гадость за деньги налогоплательщиков

Столичный театр «Современник» с очевидным желанием «хайпануть» закрывает свой театральный сезон спектаклем «Первый хлеб», поставленным по пьесе Рината Ташимова поляком Бениамином Коцем – достойным учеником худрука «Современника» Виктора Рыжакова – большого сторонника либерального экспериментального искусства. Именно в этом ключе и сделан спектакль, который некоторые критики уже назвали «гремучей смесью пропаганды половых извращений, мата и оскорблений защитников Родины».

Разумеется, главную роль отдали Ахеджаковой, без которой в последнее время, кажется, ни одна акция по оплёвыванию нашей страны не обходилась. Вот она в роли «бабушки Нурии» приходит на могилу мужа, рядом с которой – могила героя Великой Отечественной, и начинает поливать грязью этого человека, которому никогда не смогла бы при жизни сказать ничего подобного:

Ну что. Герой? Вот. Раскатали вас тут. Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А? Г***юк! Где оно, наше спокойствие? За***ли вы прям, со своей войной носитесь!

И далее всё в том же духе – мерзкий поток грязи, щедро приправленный матом. Типа, это у нас «народный язык» такой. И отношение к Великой Отечественной, миллионам её жертв – новое и «прогрессивное». Ахеджакнутое на всю голову отношение. Но всё это выдаётся авторами спектакля как некое проявление свободы, которое «невиданная роскошь для представителей этого (военного) поколения». Очень хорошо сказала по этому поводу в комментарии «Первому русскому» актриса Ольга Будина:

Театр, кино- и телеиндустрия, газеты и журналы, интернет с его соцсетями – это сегодня институты по созданию образного ряда, который влияет на человеческое сознание больше, чем что бы то ни было! Именно образный ряд формирует сознание, нравственные ценности и, если хотите, правила общежития у своих зрителей, читателей и слушателей.

Именно так! Да, сегодня в спектакле «Современника» одни моральные уроды целуются на сцене, как бы фиксируя, что границы дозволенного отныне расширены, и это можно. Другая пожилая хабалка поливает грязью могилы героев (но она же пьяная, ей можно!). И всё это сходит с рук, потому как «свобода творчества». А потом мы хватаемся за голову, когда на таких спектаклях вырастают «Коли из Уренгоя», а «прогрессивные общественники» требуют допустить в школы ЛГБТ-пропаганду и «свободный выбор гендерной идентичности», потому что «в Европе это норма».

спектакль актрисы первый хлебГенеральный прогон спектакля «Первый хлеб» с актрисой Лией Ахеджаковой в главной роли на основной сцене московского театра «Современник». Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Первый зампред комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко полагает, что критиковать театральных мастеров зрители не должны, ибо художник вправе высказываться как хочет, если его высказывание не нарушает законодательство:

Поэтому что касается ЛГБТ, поднимайтесь и уходите, не покупайте билет. Что касается отношения к Великой Отечественной войне, то существует уголовное право, где есть соответствующая статья. Если они попадают в эту статью, сажать надо. Если нет, можно и похлопать.

При всём уважении к этому действительно большому мастеру, здесь согласиться с ним трудно. Если некие моральные рамки существуют в обществе, негоже их преступать, через очевидный эпатаж делая себе рекламу, издеваясь таким образом над абсолютным большинством собственного народа. Что же до аргументов типа «не нравится – не смотри», то точно так же говорили некогда организаторы разного рода антиправославных и антирусских выставок, когда православно-патриотическая общественность пыталась через суд привлечь их к уголовной ответственности.

Про целующихся на сцене извращенцев, о чём уже с возмущением писали многие, повторять не буду. Но ведь кажется, глумление над героями и жертвами Великой Отечественной тоже преследуется по закону. Кроме того, критики отмечают то и дело пробивающееся в спектакле разжигание межнациональной розни. Когда татары не любят казахов, те не любят их, и все они вместе не любят русских и евреев… Ветеранские организации Петербурга уже подали в МВД заявление о привлечении администрации театра к ответственности по ряду статей КоАП. Однако вряд ли это получится: «творческая общественность», как обычно, встанет на дыбы, отстаивая «свободу самовыражения».

Но вот что совершенно непонятно, так это почему всю подобную дрянь снова оплачивают из нашего кармана. Казалось бы, ещё свеж в народной памяти случай с другим «большим художником» Кириллом Серебренниковым, похитившим и растратившим с подельниками 129 миллионов бюджетных рублей и клепавшим (де-факто, на наши налоги) мерзкую антигосударственную халтуру пополам с порнографией. Ан нет, выходит, нашлись продолжатели. Театр «Современник», между прочим, есть государственное учреждение культуры и финансируется, причём очень недурственно, за счёт налогоплательщиков, то есть нас с вами.

Согласитесь, что напоминает это китайский опыт, когда после расстрела человека его семье присылают счёт за израсходованные при этом патроны.

Источник

спектакль актрисы первый хлеб

бабушка НурияЛия АХЕДЖАКОВА
ДаняРинат Ташимов Семен Шомин
ДаняСемен Шомин
Галия, мать ДаниЯнина РОМАНОВА
Талгат, отец ДаниОлег ФЕОКТИСТОВ
Мальчик, пёс без породы Гоша ТокаевГоша ТОКАЕВ
ЗуляМарина ЛЕБЕДЕВА
ГуляАнастасия КУТЯВИНА
Алтынай, мать Зули и ГулиОльга РОДИНА
Синсибай, отец Зули и ГулиМаксим РАЗУВАЕВ
Синсибай, отец Зули и ГулиСергей КОЛЕСОВ Максим РАЗУВАЕВIhttps://sovremennik.ru/actors/maksim-razuvaev/
Таурбек, брат Зули и ГулиНиколай КЛЯМЧУК
Закария, брат Зули и ГулиВладислав ПРОХОРОВ
МальчикВладимир НОВИКОВ
Бабушка мальчикаТаисия МИХОЛАП
БлогерМихаил МАНЕВИЧ
музыкантыМихаил БУРЛАКОВ
Алексей ДОЛМАТОВ
Сергей ОСОКИН
Григорий СЕРЕДИН
Кирилл ШТЫБИН
голосЕкатерина Палагина

18+
СПЕКТАКЛЬ ЗАПРЕЩЁН К ПОКАЗУ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Наш сайт использует технологию cookie для хранения на вашем устройстве данных, необходимых для нормальной работы сайта. Эти данные хранятся как во время посещения вами нашего сайта, так и между посещениями. Подробнее о технологии вы можете прочитать в статье на Википедии. Также наш сайт собирает и хранит техническую информацию о вашем посещении: IP адрес, разрешение экрана, версию операционной системы, времч посещения и пр.

В случае, если вы не согласны на использование таких технологий, вы должны покинуть сайт.

Нажатие вами кнопки «OK» или продолжение использования нашего сайта, означает ваше согласие на применение технологии cookie и подобных и дачу «Московскому театру «Современник» «Согласия на обработку персональных данных».

Источник

Оскандалившаяся Ахеджакова рассказала об инфаркте

спектакль актрисы первый хлеб спектакль актрисы первый хлеб спектакль актрисы первый хлеб

После разразившегося скандала спектакль «Первый хлеб» заморозили, передвинув его на октябрь. И вот в минувшие воскресенье и понедельник зрители вновь смогли увидеть нашумевшую постановку в «Современнике». Журналисты решили связаться с Лией Ахеджаковой и узнать, как она себя чувствует после всего пережитого и что думает по этому поводу.

Надо сказать, что Лия Меджидовна весьма настороженно отнеслась к звонку. И это неудивительно, ведь скандал с «Первым хлебом» вышел резонансным. Даже в театре позаботились о том, чтобы оградить Ахеджакову и других артистов от возможных провокаций: поставили охрану, установили специальную систему закрывания дверей, проверили запасные выходы. В общем, сделали все для того, чтобы успокоить актеров.

Сам спектакль, по мнению Ахеджаковой, прошел хорошо. В дни, когда актриса играла в «Первом хлебе», в «Современник» пришли люди, по ее мнению, готовые защитить театр. Как отметила артистка, зрители явились с букетами и долго аплодировали актерам. Третьего и четвертого октября Лия Меджидовна ощутила поддержку поклонников, которая помогает справляться ей с травлей.

Что касается «Первого хлеба», то «Современник» не собирается прерывать показ этого спектакля. Правда, следующая возможность посмотреть эту постановку выпадет совсем нескоро — только 16 ноября. Лия Меджидовна выразила сожаления по этому поводу, но спорить ни с кем не стала. Тем более что ситуация с «Первым хлебом» действительно вышла непростой. К слову, воспользовавшись случаем, Ахеджакова опровергла информацию о том, что ее якобы вызывали в СК.

«Мне стыдно за тех глупцов, которые написали подобное вранье, не удосужившись проверить. Не знаю, как я из-за этой лжи не получила инфаркт! Я так переживала, что люди подумают, что эти враки исходят от меня. На самом деле мы встречались со следователем больше месяца назад. И меня никуда не вызывали — это следователь приходил к нам в театр. И весь разговор происходил очень уважительно, я даже не ожидала», — поделилась звезда.

Актриса также резко высказалась в адрес тех, кто выступил инициатором скандала с «Первым хлебом». Лия Меджидовна рассказала, что ее и драматурга Ташимова обвиняют в русофобии, что, по ее мнению, является «фашизоидным бредом». В интервью «Собеседнику» актриса выразила надежду, что сейчас весь этот ужас с проверкой СК остался позади.

Источник

«Такое происходит впервые в моей жизни». Лию Ахеджакову вызвали на допрос в СК из-за спектакля в «Современнике»

83-летнюю актрису Лию Ахеджакову вызывали на допрос в Следственный комитет (СК) из-за роли в спектакле «Первый хлеб» театра «Современник». Об этом она рассказала «Московскому Комсомольцу» на открытии нового сезона.

«Такое происходит впервые в моей жизни. Приходил следователь. Меня вызывали на допрос», — сообщила Ахеджакова.

Народная артистка России отметила, что «те, кто создают травлю, спектакля не видели». «Я посмотрела в Интернете на человека, возглавляющего организацию, которая выдвигает требования [имеется в виду лидер движения SERB Гоша Тарасевич]. Если бы он даже пришел на спектакль, он бы нашел в нем то, чего искал», — сказала актриса.

При этом, по сообщению РИА Новости, Ахеджакова позднее пояснила, что допрос в СК состоялся около месяца назад.

Актриса призналась, что скандал вокруг спектакля и последовавшая за ним травля «подкосили её».

«Не знаю, как выйду на сцену. Я вообще трус. Тем более, что те, кто нам угрожают, обещали разбрызгивать фекалии, если мы не учтем их замечания. Они это делали в „Театре.doc». Бутылка наполняется фекалиями, видимо, своими, добавляется химия, и все это как шампанское разбрызгивается в зрителей. Так что особого вдохновения нет. Больше страха», — переживает народная артистка России.

Ахеджакова не уверена, что «Первый хлеб» продолжат показывать. «Если нас Бастрыкин не закроет. У него же уголовное дело лежит на меня. Если этого не случится, то тогда у меня будет работа. Травля нашего спектакля показала, что очень внимательно будут следить за смыслами, которые театр транслирует залу. Это уже не цензура, а гораздо опаснее», — заключила она.

В то же время, как сообщил «Комсомольской правде» источник в силовых структурах, никакого уголовного дела против Ахеджаковой не заводили. Кроме того, собеседник издания заверил, что «из уважения к возрасту» артистку не стали приглашать на беседу в СК.

Скандальная постановка

Пьесу 32-летнего уральского драматурга Рината Ташимова «Первый хлеб» впервые показали в «Современнике» 19 июля 2021 года. В центре сюжета постановки с рейтингом 18+ находится «немного юродивая» бабушка Нурия в исполнении Ахеджаковой, чей внук уходит на войну. Идея пьесы состоит в том, чтобы показать «поколение молодых людей, у которых как будто нет почвы под ногами».

Почти сразу после премьеры «Первого хлеба» вокруг постановки начал разгораться скандал. Как сообщало РИА Новости, общественная организация «Офицеры России» написала письмо в Генпрокуратуру и мэрию Москвы, в котором пожаловалась на «предельную неуважительность к защитникам Отечества» и оскорбление «достоинства павших фронтовиков Великой Отечественной войны».

В особенности «Офицеров России» возмутил «пресыщенный безобразным матом» монолог главной героини в исполнении Ахеджаковой. Согласно сценарию, во время монолога находящаяся в состоянии алкогольного опьянения Нурия приходит на могилу к своему погибшему на войне в Афганистане мужу. В своей речи героиня Ахеджаковой негодует, что её внук тоже хочет уйти на войну и, сдобрив свою речь бранью, вопрошает у покойного ветерана: «Навоевался там? Защитил наше спокойствие? Где оно, наше спокойствие?»

В ответ на обращение «Офицеров России» глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил проверить спектакль на предмет оскорбления ветеранов.

Вскоре к скандалу вокруг «Первого хлеба» примкнули активисты националистического радикального движения SERB, которые заявили о намерении сорвать постановку спектакля. Лидер объединения Гоша Тарасевич высказал мнение, что пьеса «глумится над военной историей», разрушает традиционные русские ценности и пропагандирует гомосексуализм. 23 июля активисты SERB принесли к зданию театра «Современник» на Чистых Прудах траурные венки.

По свидетельству зрителей, после начала проверки СК в текст спектакля внесли изменения. В частности, из монолога бабушки Нурии убрали брань.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *