спектакль 12 ночь шекспир актеры

Двенадцатая ночь

Театр «Современник» на Чистопрудном бульваре

К огда эта шекспировская комедия только появилась на сцене «Современника», многие недоумевали, не является ли подобный выбор пьесы отступлением от «генеральной линии» молодого театра, заложенной в его названии. Возможно, внутри самой труппы за Шекспира на тот момент никто и не взялся бы, но приглашенный английский режиссер Питер Джеймс был далек от подобных размышлений. Он поставил Шекспира на московской сцене так, как и должен был поставить молодой англичанин — не отступив от «буквы», но наполнив новой легкостью и свежестью.

Спектакль получился заразительно веселым, поэтическим и временами озорным. Но главным в нем оказалась та самая безудержная стихия игры, которой не побрезговал бы и сам драматург. Джеймс в этой романтической комедии решил подчеркнуть ее сказочный характер, чем по своему настроению приблизив к другой шекспировской комедии — «Сну в летнюю ночь». О ней вспоминалось сразу, как только в качестве своеобразного пролога на сцене появлялись поющие и танцующие веселые духи, вызывающие в памяти проказника Пэка. Они не раз появлялись и дальше, по ходу действия. Их же музыкальной партией и завершался спектакль.

Эти духи с первых же минут настраивали на праздничность и шуточность, а еще погружали зрителя не только в игровую стихию, но и в стихию сна — прекрасного волшебного сна, где все смешалось и перепуталось, как только и может быть во сне. На фантастическое сновидение «намекало» и причудливо-элегантное, лишенное всяких подробностей сценическое оформление от Иосифа Сумбатошвили. Созданная им волшебная Иллирия предстает доброй сказочной страной, обитатели которой беззаботно веселы, а безмятежную жизнь герцогов и придворных лишь изредка омрачают порывы неразделенной любви.

Сказочная история с переодеваниями и обманами, с философическими песенками шута разворачивается с пластической плавностью, диалоги стремительны и остры. На сцене торжествуют молодость и любовь. Молод и скучающий герцог-поэт Орсино. В томной игре Юрия Богатырева, в его мелодичных речах и плавных движениях, кажется, нет места никакому яркому чувству, но тем не менее и он окажется во власти все той же всепоглощающей любви, во всех красках описанной Шекспиром.

Молода скучающая красавица Оливия. Анастасия Вертинская играет своеобразную Снежную королеву холодную и неприступную, но тоже побежденную волшебными чарами. Капризная и взбалмошная девчонка, своенравная чаровница, она трогательно смешна в неловких проявлениях своей первой настоящей любви. В этом спектакле, наверное, и стало очевидно, что амплуа Вертинской отнюдь не ограничивается лирическими героинями, что комедия, возможно, даже более присущий ей жанр. (Еще раз это отчетливо проявится в эфросовском «Тартюфе»).

«Двенадцатая ночь», вообще, стала для «Современника» парадом актерских удач, где каждый заслуживает отдельной статьи. Уморительно здесь комическое трио — сэр Тоби (Петр Щербаков), сэр Эндрю (Константин Райкин) и Мария (Нина Дорошина). Причем эксцентрический Энрю Эгьючик от Райкина для многих стал чуть ли не главной комической звездочкой спектакля. Его виртуозная пластика, эта полнейшая развинченность что тела, что мыслей, что интонаций, — создавали по истине смехотворный, но одновременно до крайности симпатичный образ.

Или чванливый Мальволио в шутейском исполнении Олега Табакова. Здесь все работает на создание единственно верного «имиджа» — даже благостный прищур глаз, бегающих в поисках того места, которое одно только достойно принять их обладателя.

Или грустный шут Фесте, которого Авангард Леонтьев играет с лицом сатира и душой скептика. Шутки его горчат, а остроты отдают кислинкой. Шут-меланхолик, философ с дурацкой погремушкой.

Но центром спектакля — средоточием его поэтики, романтизма, комедийности и волшебства — становится, конечно, Марина Неелова. В сценической версии она выходила на подмостки в роли Виолы, телеэкран же подарил актрисе возможность стать единой в двух лицах и сыграть еще и своего брата-близнеца Себастьяна. Виола Нееловой — это хрупкое и жизнерадостное существо, даже при малейшем соприкосновении с которым каждому из героев словно достается порция чистого солнышка. Виола — ее любовь чуть более «настоящая», чем у других; да и сама она более «настоящая». Именно в игре Нееловой комедия порой приближается к драме, но ни разу не переступая границы. И потому-то финальная улыбка Виолы, исполненная торжества, столь лучезарна — ведь в ней не только радость победы, но память о том, сколько усилий для ее достижения пришлось приложить.

Вот такой вот театр и праздник. Такой волшебный сон, обернувшийся для героев счастливым пробуждением, а для зрителей — долгим послевкусием подлинной и изобретательной театральности.

Источник

Двенадцатая ночь, или всё что угодно

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

info_outlineВека сменяются веками, а люди всегда остаются людьми, с теми же пороками и с теми же добродетелями.
В самой затее, в самой фабуле сюжета пьесы, написанной в начале 17 века, есть лихость, нежность, а классическая история про потерявшихся близнецов обрастает новыми невероятными обстоятельствами, мотивами и темами.

Олег Долин: «Таких пьес, где каждая роль – настоящий подарок, вообще немного. Тут нет какой-то ролюшки, они все интересные, все разные, никто ни у кого ничего не отнимает, и каждое новое появление только прибавляет ярких красок».

У берегов волшебной Иллирии во время бури разбился и затонул корабль. Непогода разметала обломки судна, разлучив родных брата и сестру. Виола переоделась в мужской наряд и пошла в услужение к герцогу Орсино, влюбленному в графиню Оливию. С этого и начинается череда недоразумений, итогом которых, как и положено в комедии, обязательно станут всеобщие радость, счастье и примирение.

Олег Долин: «Автор в «Двенадцатой ночи» изучает такое до сих пор непонятое, неразгаданное чувство, как влюбленность. Что это вообще? Даже про любовь больше можно что-то понять, про нее книжек больше написано… А что это за влюбленность, когда ты теряешь ум, когда ты не ешь-не спишь по несколько дней? Это же бывает, чёрт возьми, и с нами тоже, а не только в Елизаветинской Англии. Вроде уже и в космос летаем, и разгадали тайны электричества, знаем, как из телефона в телефон перекинуть фотографии или позвонить в Америку, а как так устроено, что один человек в другом внезапно заводит какой-то двигатель – непонятно. И нет человека, который знает, что это такое… А Шекспир даёт нам почву для раздумий, размышлений об этом».

Олег Долин: «В том-то и дело, что не важно, как называется эта пьеса. Главное – это лихая команда, театральное сборище неравнодушных людей, которые нет-нет, да и придумают что-то веселое, что-то сумасшедшее, что-то такое, что увлечёт зрителя. Очень хочется приблизиться к этой шекспировской философии».

scheduleПремьера спектакля назначена на 20 и 21 ноября

av_timerПримерная продолжительность спектакля: 2 часа без антракта

Действующие лица и исполнители

Антонио, капитан корабля, друг Виолы
Александр Кудин

Валентин, приближённый герцога
Пётр Курдов

Источник

Globe: Двенадцатая ночь

Globe: Twelfth Night

Комедия в 2-х действиях

Когда любимый актер Спилберга Марк Райлэнс играет немолодую аристократку, а большой умница Стивен Фрай изображает влюбленного в нее дворецкого, жди сенсации. Так и случилось в этом легендарном спектакле, ставшем одним из главных хитов театра «Глобус».

Действующие лица и исполнители

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Над спектаклем работали

О спектакле

Постановка Шекспировского театра «Глобус»

Спецпроект

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Globe: театр Шекспира

Рецензия

Автор: Леонид Александровский

«Двенадцатая ночь» остается, безусловно, одной из самых обожаемых публикой комедий Шекспира. У каждого поколения – и у каждого зрителя – есть своя любимая «Двенадцатая ночь». У послевоенного британского зрителя был спектакль Гилгуда, в котором Лоуренс Оливье играл Мальволио, а Вивьен Ли – обоих близнецов, Виолу и Себастьяна. Советская театральная и телеаудитория помирали со смеху от табаковского Мальволио в легендарной постановке «Современника» (режиссером которой был, к слову, англичанин Питер Джеймс). Поколение 90-х прекрасно помнит перенесенную в 19 век киноверсию Тревора Нанна, ну а фундаментальной интерпретацией дня сегодняшнего следует признать постановку «Глобуса», впервые осуществленную в 2002-ом году к 400-летию пьесы.

Глобусовская «Двенадцатая ночь» – одновременно самая традиционалистская и самая радикальная интерпретация комического шедевра. Традиционалистская – потому что «Глобус» поставил себе цель не просто придумать заново и тем самым заочно воспроизвести костюмы, сценографию, музыкальное и танцевальное сопровождение, которые могли обрамлять оригинальную постановку начала 17 века, но и сохранить чисто мужской состав елизаветинского театра. Радикальная – потому что мало кто в наше время, кроме законченных театральных авангардистов и/или архивистов, решится занять в роли Виолы мужчину. Разумеется, ведь в этом случае актеру приходится выполнять двойную задачу – изображать женщину, изображающую мужчину!

В постановке 2002 года роль Оливии сыграл тогдашний художественный руководитель «Глобуса» Марк Райлэнс – универсальный шекспировский протагонист, гений пластического рисунка, переигравший абсолютно всего Барда (трагического, комического, исторического и фантазийного) и известный широкой аудитории благодаря фильмам «Книги Просперо» (1991) Гринуэя, «Институт Бенжамента или Эту мечту люди зовут человеческой жизнью» братьев Куэй, «Интим» (2000) Шеро. В новой версии Райлэнс возвращается к своему виртуозному перформансу. Его Оливия – смесь хирургически точной пластики кабуки, статичной маски комедии дель арте, грима Клауса Номи и хореографии кружащегося дервиша; триумф почти дадаистического переложения шекспировского текста, то и дело взрывающегося уморительными жеманными заминками, охами-ахами и прочей эмоциональной звукописью.

Изощренной технике Райлэнса противостоит прочувствованная самодеятельность великого Стивена Фрая, впервые вернувшегося на лондонские – и вообще театральные – подмостки через 17 лет после сокрушительного провала своего вест-эндского дебюта в пьесе Саймона Грея «Сокамерники» в 1995-ом (Фрай тогда «вывел себя» из спектакля после третьего представления, сославшись на пресловутый «страх сцены»). Фраевский Мальволио весьма далек от традиционного образа напыщенного дурака; в интерпретации актера-писателя-активиста управляющий Оливии – скорее заплутавший в собственной наивности одинокий старик, поверивший в реальность большого чувства на закате лет. Смешной увалень Фрай пришелся зрителям по душе, как и его понимание комического образа: глобусовская публика сопереживала неурядицам пожилого слуги с куда большим энтузиазмом, чем просто потешалась над ним.

Источник

За кадром «Двенадцатой ночи»: Почему Клара Лучко просила режиссера научить ее целовать Аллу Ларионову

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Театральные постановки произведений Шекспира создавались и до этого, а вот в их экранизации режиссер Ян Фрид оказался первопроходцем. В это же время Сергей Юткевич приступил к съемкам «Отелло», но этот фильм вышел на экраны годом позже. Впоследствии Ян Фрид прославится как режиссер «Собаки на сене», «Благочестивой Марты», «Сильвы» и «Летучей мыши», став законодателем жанра музыкальной комедии в кино, а «Двенадцатая ночь» была его первым опытом подобной постановки.

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

По сюжету, брат и сестра, близнецы Виола и Себастьян, отправились в путь по морю, но в результате кораблекрушения были разлучены. Отправившись на поиски брата, Виола встретила герцога Орсино и полюбила его с первого взгляда. Чтобы быть к нему поближе, она переодевается в мужское платье и под именем Цезарио устраивается на службу к герцогу. Но он влюблен в графиню Оливию и отправляет к ней своего нового слугу с любовным посланием, а Оливия отдает свое сердце не герцогу, а его посланнику. Как правило, в театре и кино режиссеры отдавали роли близнецов мужчине и женщине, сходства которых добивались при помощи грима. Ян Фрид пошел на риск: он решил, что и женскую, и мужскую роль должна исполнить одна и та же актриса, и предложил это сделать Кларе Лучко. Учитывая то, что ей предстояло сыграть еще и Цезарио, в результате в этом фильме ей досталось сразу три роли.

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Выбор режиссера у многих вызывал недоумение: на тот момент Клара Лучко уже была звездой «Кубанских казаков» и за ней закрепилось амплуа «девушки из народа». В образе дамы эпохи Возрождения руководство Госкино ее попросту не представляло, к тому же Лучко всегда была очень женственной, и с мужской ролью могла бы не справиться. Позже актриса рассказывала: « Против того, чтобы меня утвердить в съемках фильма «Двенадцатая ночь» возражали все: «Лучко?! У нее украинский акцент, как она будет играть Шекспира!» И все же Ян Фрид настоял, а после просмотра худсовет утвердил меня единогласно ».

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Клара Лучко очень хотела сыграть эту роль, ведь она давала ей возможность показать себя с совсем другой стороны и раскрыть новые грани актерского таланта. На съемках она была готова выполнять любые задачи. Она брала уроки верховой езды и училась фехтовать, правда, времени для этого было совсем немного, и режиссеру предлагали снимать ее только на крупных планах, а на общих заменить дублерами. Но актриса твердо решила, что все сделает самостоятельно. Конечно, справиться с этими задачами ей было очень непросто. Ежедневно она снималась и в роли Виолы, и в роли Себастьяна или Цезарио, а каждый грим занимал полтора часа. А по вечерам после съемок Клара ездила заниматься фехтованием.

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Однако самым тяжелым испытанием оказались даже не физические нагрузки. Кларе Лучко, женщине до мозга костей, предстояло сыграть мужчину, да еще такого, в которого могла бы влюбиться красавица Оливия. Актриса рассказывала: « Фрид на всякий случай потащил меня на пробы голоса. Тут-то и выяснилось, что дублёра не нужно искать – я говорила своим голосом, но мужской характер в нём не ощущался. Парик, горбинку на нос клеили, брови широкие… Это, конечно, все хорошо, но недостаточно. Для меня же главное – глаза как зеркало души. Я долго искала этот твердый мужской взгляд, особую мужскую притягательность. Ведь снимали преимущественно крупный план ».

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Самой пикантной ситуацией был эпизод, в котором Цезарио должен был поцеловать Оливию. Момент был двусмысленный, и вся съемочная группа испытывала смущение. Кларе Лучко удалось разрядить напряженную атмосферу. Она вспоминала: « В один съемочный день вышел казус. Мы должны были с Аллой Ларионовой в часовне поцеловаться. Чувствую, вся съемочная группа, затаив дыхание, ждет. А я увидела режиссера и говорю: «Ян Борисович, покажите, как мне целовать Ларионову по-мужски». Тишина. И вдруг все как засмеются! » Режиссер ей так ничем и не помог, и актрисам пришлось «выкручиваться» самостоятельно. Поцелуй получился очень невинным, да и в середине 1950-х гг. в СССР другого и представить было нельзя.

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Фильм вышел на экраны в 1955 г., став одним из лидеров проката – тогда его посмотрело около 30 млн зрителей. Но главное испытание предстояло пройти на Эдинбургском фестивале. Дело в том, что в этом же году «Двенадцатую ночь» поставили в Королевском шекспировском театре, и роль Виолы-Цезарио исполнила сама Вивьен Ли! Клара Лучко очень переживала: « Я с тревогой ждала отзывов. Я боялась: как начнут нас ругать. Это очень смело было, казалось мне, послать нашу картину в Англию на растерзание шекспироведам. А картина прошла с немыслимым успехом ».

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Фильм заслужил высокие оценки и шекспироведов, и кинокритиков, а Клара Лучко и Алла Ларионова покорили всех без исключения. С тех пор во всех британских справочниках «Кто есть кто» печатали биографию Клары Лучко, а в 1999 г. актриса узнала о том, что Международный биографический центр в Кембридже присвоил ей звание «Женщины тысячелетия» за заслуги в мировом кинематографе.

спектакль 12 ночь шекспир актеры

спектакль 12 ночь шекспир актеры

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Двенадцатая ночь (спектакль, 1975)

«Двенадцатая ночь» — спектакль Московского театра «Современник», поставленный английским режиссёром Питером Джеймсом по одноимённой комедии Уильяма Шекспира в 1975 году. Существует телевизионная версия спектакля, созданная в 1978 году.

Содержание

Сюжет

Комедия положений — все путают близнецов Виолу и Себастьяна, брата и сестру. Кораблекрушение разлучает близнецов, которые оказываются в стране, где их никто не знает. Виола влюбилась в герцога Орсино и, переодевшись в мужское платье, появляется при дворе герцога под именем Цезарио. В свою очередь герцог влюблён в неприступную красавицу Оливию. Орсино посылает к Оливии Цезарио — поведать о своих чувствах — и она влюбляется в Цезарио. В этот сложный любовный треугольник вмешивается Себастьян, которого все путают с его сестрой…

Действующие лица и исполнители

Создатели спектакля

Создатели телеверсии

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Двенадцатая ночь (спектакль, 1975)» в других словарях:

Двенадцатая ночь (спектакль, 1978) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцатая ночь. Двенадцатая ночь Жанр комедия Основан на одноимённой комедии Автор Уильям Шекспир … Википедия

Двенадцатая ночь, или Как вам угодно — Двенадцатая ночь или Что Вам угодно? Twelfth Night, or What You Will Жанр: Комедия Автор: Шекспир, Уильям Язык оригинала: Английский Год написания: 1600 1601 (?) Публикация: 1623 … Википедия

Двенадцатая ночь (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцатая ночь. Двенадцатая ночь или Что Вам угодно? Twelfth Night, or What You Will Жанр: комедия Автор: Уильям Шекспир Язык оригинала … Википедия

Никитин, Сергей Яковлевич — Сергей Никитин Сергей Никит … Википедия

Никитин С. — Сергей Яковлевич Никитин (род. 8 марта 1944[1]) российский композитор, автор исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Содержание 1… … Википедия

Никитин С. Я. — Сергей Яковлевич Никитин (род. 8 марта 1944[1]) российский композитор, автор исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Содержание 1… … Википедия

Никитин Сергей — Сергей Яковлевич Никитин (род. 8 марта 1944[1]) российский композитор, автор исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Содержание 1… … Википедия

Никитин Сергей Яковлевич — Сергей Яковлевич Никитин (род. 8 марта 1944[1]) российский композитор, автор исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Содержание 1… … Википедия

Сергей Никитин — Сергей Яковлевич Никитин (род. 8 марта 1944[1]) российский композитор, автор исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Содержание 1… … Википедия

Сергей Яковлевич Никитин — (род. 8 марта 1944[1]) российский композитор, автор исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Содержание 1 Биография … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *